СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа, выполненная от имени ученика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа, выполненная от имени ученика»

Исследовательская работа, выполненная от имени ученика

Введение

         Акварель часто называют самой непослушной, самой капризной краской. С ней трудно работать, ее трудно хранить, она непредсказуема и требует от художника максимальной сосредоточенности. Зато те, кому удалось ее покорить и приручить, знают секрет создания по-настоящему потрясающих работ, глядя на которые задаешься единственным вопросом: «Как возможно создать такую красоту?»

         А красота акварельной живописи — в просвечивающих слоях, в легкости мазка и прозрачной размывке. Бывает трудно добиться на практике того, что дает акварельным рисункам их неповторимость.

         Кроме общеобразовательной школы я занимаюсь в Дзержинской художественной школе по классу живописи. А рисовать я люблю с детства, именно поэтому для своей исследовательской работы я выбрала тему «Акварельные краски. Их состав и изготовление».

         Я выдвинула гипотезу – в домашних условиях можно изготовить акварельные краски и они по своему качеству не будут отличаться от заводских.

         Цель моей исследовательской работы - изучение состава акварельных красок различных производителей, изготовление акварельных красок в домашних условиях.

         Задачи:

1. Изучить состав и свойства акварельных красок.

2. Изготовить акварельные краски в домашних условиях.

3. Провести сравнительный анализ акварельных красок различных производителей.

         Метод исследования – опытно-экспериментальный. Эксперимент: изготовление акварельных красок в домашних условиях, сравнение качества акварельных красок различных производителей. Обработка и анализ данных эксперимента.

         Работа посвящена исследованиям физико-химических свойств акварельных красок. В теоретической части рассмотрены свойства и особенности акварельных красок. Дана характеристика основным составным частям красок. Затронут вопрос промышленногопроизводства акварельных красок.

         В практической части работы дано описание способа получения акварельных красок в домашних условиях и сравнительный анализ акварельных красок различных производителей.

         Актуальность выбранной темы вижу в том, что на потребительском рынке достаточно большой выбор акварельных красок от «любительских» до «профессиональных», но зачастую цена товара не соответствует его качеству. О том, как не «заблудиться» при выборе акварельных красок для живописи и посвящена моя исследовательская работа.

История появления акварельных красок

         История акварели — одна из старейших в мире искусства, что позволяет нам сделать вывод, что эта техника прошла сквозь века. Считается, что зарождением акварельных красок мы обязаны еще древнему Египту, где около четырех тысяч лет назад при случайном стечении обстоятельств происходили первые испытания этого материала.

         Речь идет о бедных писцах, которые использовали импровизированные подручные средства, чтобы создать папирус в угоду взыскательным клиентам. Вместо кисти - заостренная палочка с кусочком ткани, на которую прикреплялась верблюжья шерсть.

         Не осознавая, что они стоят на пороге открытия чего-то нового, древние люди создали прототип будущих акварельных красок путем смешения размельченной коричневой земли с водой и яичным белком. Таким образом создавались иероглифы.

         Та же технология встречалась гораздо позже в Китае, где подобными красками расписывались шелка и рисовая бумага. Китайцы, жившие много веков спустя, использовали краски растительного и животного происхождения, а так же обладали разнообразием кистей из щетины и шерсти.

         Все эти люди — миниатюристы, картографы, переписчики и писцы способствовали тому, чтобы их творения не только были гордостью библиотек, но и позволили нам, современным людям, с легкостью пользоваться их открытиями. В Европе акварельная живопись вошла в употребление позже других родов живописи.

Свойства акварели

         Акварель (образовано от латинского слова aqua - вода) – клеевые водорастворимые краски. Живопись, выполненная этими красками, тоже носит название акварель.

Особенности акварели

         Прозрачность. Это исключительно важная особенность данных красок. Способы применения акварели и превосходные результаты целиком базируются на прозрачности. Причиной всему являются мельчайшие пигментные частицы, разглядеть которые невооруженным глазом невозможно. Это достигается путем тончайшего помола красящих пигментов и их ровному распределению по поверхности. Расстояние между частицами должно быть достаточным, чтобы пропускать свет к поверхности и отраженный свет. Белая бумага, просвечивая сквозь слой краски, придает живописи невероятную светимость и блеск. Качество акварели напрямую зависит от качества ее компонентов и пропорций.

         Цветовая палитра. К производным свойствам акварели относятся изменение оттенков путем нанесения высохших слоев краски поверх предыдущих. При внешней простоте сказанного совсем не просто управлять цветом при помощи слоев. Мастер должен хорошо представлять себе результат - ведь возможности исправить картину уже не будет. В акварели сложно обойтись тремя основными цветами. Поэтому выпуск акварели всегда «многоцветный» (от 16 цветов и более). При механическом смешении цветов свойства акварели значительно теряются, снижается прозрачность и чистота. Однако именно прозрачность акварели позволяет расширить цветовую палитру этих красок до небывалых размеров.

         Цветовой тон, насыщенность. Путем наложения слоев одного цвета друг на друга достигается и насыщенность цвета. В отличие от гуаши, акварель не предназначена для пастозного нанесения, так как весь смысл теряется. Свойства акварели диктуют нам правила, основное из которых - применение большого количества воды, ведь даже название акварели происходит от слова «вода».

         Из отрицательных особенностей акварели можно выделить низкую светостойкость - живопись разрушается под световым воздействием, попросту говоря - выцветает. Кроме того

из-за большого количества воды красочная пленка довольно непрочная и может быть легко разрушена при внешних физических воздействиях. Обеспечение долгой сохранности такой  живописи - нетривиальная задача.

Промышленное изготовление акварельных красок

         Акварельные краски выпускаются в фарфоровых чашечках и тюбиках. Техника производства этих видов красок не имеет принципиального различия и в основном проходит следующие стадии обработки: 1) смешение связующего с пигментом; 2) перетир смеси; 3) подсушка до вязкой консистенции; 4) наполнение краской чашечек или тюбиков; 5) упаковка.

         Для смешения пигментов со связующим веществом применяются обычно механические смесители с опрокидывающимся кузовом. Для небольших количеств чаще всего замесы приготовляются вручную в металлических эмалированных бачках при помощи деревянных лопаток.

         В смеситель загружается связующее вещество и вводится небольшими порциями пигмент в сухом виде или водной пастой. Перетир акварельных красок производится на трехвальцовых краскотерочных машинах. Из-за чувствительности некоторых красок к железу рекомендуется применять вальцы из гранита или порфира, а стальной съемочный нож заменять деревянным.

         При перетире на краскотерочной машине пигмент тщательно смешивается со связующим веществом в однородную красочную пасту.

         Качество и количество перетиров зависит от смачиваемости пигментов, вязкости связующего вещества, от степени измельчения и твердости пигментов, от скорости вращения валов и величины зажатия их.

         Грубодисперсный пигмент требует дополнительных перетиров, что ухудшает качество краски, загрязняя ее материалами при стирании валов и металлической пылью ножа. Для устранения этого не рекомендуется пасту перетирать более 4—5 раз. Для перетира акварельных красок необходимо иметь на группу пигментов более или менее близких по оттенку отдельные краскотерки. Одну машину для белых красок, другую машину для темно-коричневых и черных, третья машина перетирает желтые, оранжевые и красные, а четвертая — зеленые, синие и фиолетовые.

         При переходе к перетиру другой краски необходимо тщательно промыть и очистить валы машины.

         В производстве акварельных паст пользуются обыкновенно разбавленными растворами связующих веществ, так как при употреблении густых растворов при перетире не достигается получения однородной красочной пасты, и пигмент недостаточно насыщается связующим веществом.

         Перетертая краска поступает на подсушку с целью удаления излишней влаги и получения густой пасты для фасовки в чашечки или тубы. Подсушка пасты ведется в специальных сушильных камерах или на гранитных плитах при температуре 35—40° С. После удаления части воды, сгустившаяся паста раскатывается в ленты толщиной в 1 см, разрезается на отдельные квадратные кусочки размером по площади кюветки и укладывается в чашечку. Сверху краска закладывается листочком целлофана и, наконец, обертывается фольгой и бумагой с этикеткой. При выпуске акварельных красок в тубах, наполнение туб пастой производится автоматически тубонабивочными машинами.

Практическая часть

         Прежде чем, приступить к изготовлению акварельных красок в домашних условиях, необходимо изучить состав и виды акварели.

Состав и виды акварели

Состав акварели:

1.     пигменты (тонкодисперсные порошки),

2.     связующее – гуммиарабик, декстрин, вишневая или терновая камедь,

3.     пластификатор (глицерин или инвертированный сахар),

4.     поверхностно активное вещество – бычья желчь – позволяет легко разносить краску по

бумаге, препятствует скатыванию краски в капли,

     5.     антисептик – фенол, предохраняет краску от плесени.

Виды акварели:

1.     Художественная акварель (для живописных работ)

2.     Оформительская акварель

         Медовые дешевые краски широко распространены в магазинах для школьников. И действительно начинать знакомство с акварелью можно именно с таких красок. Уже после, почувствовав акварель, можно переходить на профессиональные составы. Кроме того дешевые краски могут быть применены в художественно-оформительских работах и набросках, где качество материала не играет столь важной роли, в отличие от живописи.

         Контейнеры с акварелью всегда небольшого объема, в отличие от гуаши, так как, опять же, требуют большего количества воды при использовании, в то время как гуашь можно использовать и без воды, если краски свежие.

         Выпускают акварель в тюбиках (полужидкая акварель), в пластмассовых тюбиках (мягкая акварель).

         Для акварели применима и специальная бумага. Такие листы не дают краске «скатываться», ровно распределяясь по поверхности, и не позволяют «проваливаться», удерживая красочную пленку на поверхности. Кроме того плотность бумаги позволяет держать форму при большом количестве воды. Как известно при намачивании и сушке листы бумаги подвержены деформации.

         Работу с акварелью чаще всего ведут кистями из волоса белки больших номеров (кисти от 4 номера), а вот доработку деталей выполняют кистями младших номеров. Обязательным условием для кисти при работе с акварелью - способность удерживать большой запас влаги и иметь тонкий каплевидный кончик. Опытные мастера-художники могут выполнить качественную работу одним пятым или даже седьмым номером, вплоть до мелких деталей.

Кисти

         Хранить акварельные краски необходимо в сухом, хорошо вентилируемом помещении при температуре не ниже 0 градусов и не выше 30 градусов, иначе качество их значительно ухудшится и не восстановится.

Изготовление акварельных красок в домашних условиях

         Чтобы изготовить акварельные краски в домашних условиях нам понадобится:

1.     Питьевая сода

2.     Столовый уксус

3.     Кукурузный или картофельный крахмал

4.     Кукурузный сироп или жидкий мед

5.     Миска

6.     Измерительные чашки

7.     Венчик

8.     Пищевой краситель

9.     Лоток для льда  

         Итак, начинаем колдовать! Отмеряем 1 чашку питьевой соды. 

Очень медленно вливаем 3/4 чашки уксуса в миску с отмеренной содой. Не добавляйте все сразу, так как смесь будет сильно пениться. 

         После того как смесь перестанет пузыриться, венчиком тщательно перемешаем оба ингредиента.

         Отмеряем и добавляем сюда же 2 столовые ложки кукурузного сиропа или жидкого меда, он тоже подойдет. Вы же, наверное, видели надписи на своих коробках с красками «Акварель медовая»? Вот и у нас такая получится.

         Теперь добавим 1 стакан крахмала.

         Хорошенько размешаем и взобьем всю смесь.

         Аккуратно тонкой струйкой выльем смесь в лоток для льда.

         Зачерпнем небольшое количество пищевого красителя на кончик деревянной палочки.

         И этой же палочкой хорошенько размешаем краску в одной ячейке.

         После того как вы смешаете все цвета, нашу акварель надо оставить в надежном месте для просушки. Процесс сушки может занять 1-2 дня, придется потерпеть...

          Зато потом с помощью изготовленных своими руками красок можно будет рисовать все что угодно! И с огромным удовольствием!

Заключение

         Акварель — один из самых поэтичных видов живописи. Лирическую, полную светлых и ясных образов литературную зарисовку или новеллу часто называют акварелью. С ней сравнивают и музыкальное сочинение, чарующее нежными, прозрачными мелодиями.

         Акварелью можно передать безмятежную синеву небес, кружева облаков, пелену тумана. Она позволяет запечатлеть кратковременные явления природы. Но ей доступны и произведения капитальные, графические и живописные, камерные и монументальные, пейзажи и натюрморты, портреты и сложные композиции.

         Лист белой зернистой бумаги, коробочка с красками, мягкая, послушная кисть, вода в небольшом сосуде — вот и все «хозяйство» акварелиста. Плюс к этому — зоркий глаз, твердая рука, знание материалов и владение техникой этого вида живописи.

         Итак, мы видим, что выдвинутая гипотеза подтвердилась. В домашних условиях возможно приготовить акварельные краски. Они получились очень неплохого качества. При их изготовлении нужно добавлять много пищевого красителя для насыщенности цвета.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!