СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Взаимосвязь структуры темперамента личности и успешности учащихся в подростковом возрасте"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа включает такую методику исследования как метод графического теста

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Взаимосвязь структуры темперамента личности и успешности учащихся в подростковом возрасте"»

Отдел образования, спорта и туризма Слонимского райисполкома

Государственное учреждение образования “Средняя школа №2 г. Слонима”





Взаимосвязь структуры темперамента личности и успешности учащихся

в подростковом возрасте





Булак Мария Олеговна,

10 класс ГУО “СШ №2 г. Слонима”

Руководитель

Марчук Юлия Михайловна,

учитель биологии








Слоним, 20


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Характеристика психических процессов личности 5

1.1 Темперамент как динамическая характеристика психических процессов человека 5

1.2 Феномен эмоциональной устойчивости и неустойчивости в подростковом возрасте …….7 1.3 Исследование условий определяющих успешность и неуспешность учебной деятельности в подростковом возрасте …………………………………………………………………………….9

Глава 2. Исследование связи структуры темперамента, эмоциональной устойчивости и успешности подростков в учебной деятельности 12

2.1 Исследование взаимосвязи структуры темперамента и успешности учебной деятельности подростков…………………………………………………………………………………...............13

2.2 Исследование взаимосвязи эмоциональной устойчивости / неустойчивости и успешности учебной деятельности подростков 13

2.3 Анализ результатов 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27

ПРИЛОЖЕНИЯ 28





ВВЕДЕНИЕ

Как известно, на земле нет людей с одинаковыми кожными узорами на пальцах рук, на дереве нет совершенно одинаковых листьев. Точно так же в природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей - личность каждого человека уникальна.

Однако человек не рождается уже сложившейся личностью. Ею он становится постепенно. Но еще раньше, чем человек станет личностью, у него проявляются индивидуальные особенности психики. Они весьма устойчивы и образуют своеобразную психическую почву, на которой впоследствии вырастают свойства личности, присущие только данному человеку. Это значит, что психика ребенка не похожа на гладкую доску, где можно писать любые узоры, и что в процессе воспитания и обучения ребенка надо опираться на имеющиеся у него от рождения свойства.

К числу важных индивидуальных свойств личности относится темперамент, который ярко проявляется в стиле деятельности и способе поведения человека. Психологи указывают очевидную взаимосвязь структуры темперамента и успешности подростка. Именно поэтому проблемы своевременного обнаружения факторов эмоциональной неустойчивости и своевременная коррекция эмоциональных состояний подростков являются актуальной.

Все выше перечисленное определило проблему нашего исследования: влияние структуры темперамента на успешность подростков.

Объект исследования. Структура темперамента личности.

Предмет исследования – Взаимосвязь структуры темперамента и успешности в подростковом возрасте.

Цель исследования. Выявить связь особенностей структуры темперамента с успешностью в подростковом возрасте.

Гипотеза. Тип нервной системы и структура темперамента подростка связана с успешностью обучения, а именно: чем эмоциональная устойчивость выше – тем лучше успевает подросток в обучении и наоборот, чем эмоциональная устойчивость ниже, тем хуже его успеваемость. У подростков с высокой успеваемостью будет прослеживаться устойчивое преобладание определенных индивидуально-психических свойств личности, а у учащихся с низкой успеваемостью эти свойства будут выражены слабее.

Задачи исследования.

1. На основе теоретического анализа определить факторы, обуславливающие успешность и неуспешность обучения.

2. Выявить взаимосвязь особенности нервной системы и успешности в обучении в подростковом возрасте.

3. Определить основные закономерности развития подростка и характеристики эмоциональной неустойчивости в данный возрастной период.

4. На основе полученных результатов разработать рекомендации для педагогов по работе с учащимися, с учетом особенностей их структуры личности.

Методы исследования. Теоретический анализ литературы, беседа, тестирование, анкетирование, методы математической обработки данных.

База исследования. 44 подростков, учащихся общеобразовательной школы города Слонима, 22 девочки и 22 мальчика. Из них 15 школьников с высокой успеваемостью (средний балл успешности обучения 8.6), 25учеников со средней успеваемостью (средний балл 6.9), 4 школьника с низкой успеваемостью (средний балл 4.9).

Практическая значимость исследования. Как правило, большинство учащихся в школе относятся к группе среднеуспевающих. Изучение структуры темперамента личности подростка во взаимосвязи с успешностью позволит более тщательно подойти к проблеме повышения качества знаний; разработка рекомендаций для педагогов и родителей - определить основные направления работы по профилактике школьной неуспешности в подростковом возрасте.



Глава 1. Характеристика психических процессов личности

1.1 Темперамент как динамическая характеристика психических процессов человека

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Свойства темперамента к числу собственно личностных качеств человека можно отнести только условно, они скорее составляют индивидные его особенности, так как в основном биологически обусловлены и являются врожденными. Тем не менее, темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, иногда определяет его поступки, его индивидуальность, поэтому полностью отделить темперамент от личности нельзя. Он выступает как бы связующим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами.

Темперамент - это проявления в психике человека врожденного типа нервной деятельности. Свойства темперамента - это те природные свойства, которые определяют динамическую сторону психической деятельности человека.

В структуре темперамента выделяют три основных компонента: общая активность, эмоциональность, двигательная активность. Наибольшее значение в структуре темперамента имеет общая психическая активность человека. Совокупность особенностей мышечной и речевой моторики легче других поддается наблюдению и оценке. Третьим основным и наиболее сложным компонентом темперамента является эмоциональность.

Мы познакомились с историей формирования учения о личности от древних авторов, таких как Гиппократ, до современности.




1.2 Феномен эмоциональной устойчивости и неустойчивости в подростковом возрасте

Эмоциональная устойчивость, как качество личности, обеспечивает целесообразность поведения человека, предупреждает стресс, увеличивает эффективность деятельности, определяет возможность успешности человека.

Эмоциональная активность, как важнейший компонент структуры темперамента, выражается в эмоциональной впечатлительности, импульсивности, эмоциональной подвижности. Многие психологи, как: А.М. Прихожан, В.Н. Синицкий связывают эмоциональную неустойчивость с нарушением поведения в подростковом возрасте (уходы из дома, частые прогулы, бродяжничество и даже воровство и суицид) [32, c.119].

Согласно факторной теории личности Р.Б. Кэттелла, эмоциональная неустойчивость определяется как фактор личности. Р.Б. Кэттелл, вслед за И.П. Павловым, считал, что фактор имеет генетическое происхождение и направлен на измерение эмоциональной стабильности;

В отличие от Р.Б. Кэттелла, Г.Ю. Айзенк видит лишь два главных типа (суперчерты), лежащих в основе структуры личности: интроверсия-экстраверсия и стабильность-нейротизм.

На основе проведенного теоретического исследования проблемы, а так же анализа литературы мы выявили, что эмоциональная устойчивость подростка может быть одним из внутренних факторов, влияющих на успешность его учебной деятельности.

В своем исследовании мы опираемся на теорию личности Р.Б. Кэттелла и в качестве психологического инструментария, измеряющего неустойчивость/устойчивость, а также позволяющего выявлять факторы неустойчивости личности. Мы использовали тест Р.Б. Кэттелла и подробно представим результаты во второй главе.

1.3 Исследование условий определяющих успешность и неуспешность учебной деятельности в подростковом возрасте.

Успешность обучения в школе зависит от многих факторов. И немалую роль в этом играет такая природная особенность, как темперамент. В конце 50-х гг. ХХ в. Д.Б. Эльконин выдвинул общую гипотезу о строении учебной деятельности, о ее значении в психическом развитии ребенка [7, с. 135].

В.В. Давыдов утверждал, что в процессе освоения учебной деятельности человек развивает способность учиться [13, с. 35].

В подростковом возрасте, по мнению Л.И. Божович, А.В. Петровского Е.А. Сорокоумовой и других, в подростковом возрасте формируются мировоззрение, профессиональные интересы, идеалы [9; 30; 41].

З.И. Калмыкова выделяет факторы, влияющие на успешное обучение ребенка [48]. Результат обучения существенно зависит от того как обучаемый осуществляет свои действия в учебном процессе.

В.И. Самохвалова выделяет поведенческие различия в детей и особенности их личности в рамках учебной деятельности[37, c.119].

В работах Ю. Корчагиной отмечается, что тип темперамента влияет не столько на успешность учебной деятельности обучающегося, сколько на выбор способов исполнения учебной деятельности [18, с.38].

Какого же ученика считать успешным, как оценить его успешность? Понятия «успеваемость» и «успешность обучения» не равнозначны. Под успеваемостью подразумевается степень совпадения полученных вследствие реальной учебной деятельности результатов с запланированными педагогом. Успешность обучения понятие более глубокое, которое складывается из оценки учителями и родителями результатов учебной деятельности ребенка и, что немало важно, удовлетворенности учащихся учебным процессом и результатами учения.

Таким образом, мы можем определить основные условия успешного обучения, которые, к сожалению, учитываются далеко не всегда – это личностные качества, эмоциональное состояние, особенности темперамента.

Глава 2. Исследование связи структуры темперамента, эмоциональной устойчивости и успешности подростков в учебной деятельности

2.1. Исследование взаимосвязи структуры темперамента и успешности учебной деятельности подростков.

Объект исследования: структура темперамента.

Предмет исследования: взаимосвязь структуры темперамента с успешностью обучения в подростковом возрасте.

Цель исследования: выявить связь структуры темперамента и успешности в подростковом возрасте.

Гипотеза: структура темперамента подростка связана с успешностью обучения. У подростков с высокой успеваемость будет прослеживаться устойчивое преобладание определенных индивидуально-психических свойств личности, а у учащихся с низкой успеваемостью эти свойства будут выражены слабее.

Выборка:

44 подростка, учащихся общеобразовательной школы города Слонима, 22 девочки и 22 мальчика. Из них 15 школьников с высокой успеваемостью (средний балл успешности обучения 8.6), 25учеников со средней успеваемостью (средний балл 6.9), 4 школьника с низкой успеваемостью (средний балл 4.9).

В выборе методик мы ориентировались на следующие положения:

1. Изучить структуру темперамента каждого испытуемого (тест В.М. Русалова).

2. Описать личность, как совокупность первичных свойств, которые определяют ее внутреннюю сущность и поведение. С этой целью мы использовали тест Р. Кетелла.

Таким образом, в исследовании были использованы методы исследования: беседа, тестирование, анкетирование, методы математической обработки данных.

Методики исследования: тест Р. Кэттелла, тест В.М. Русалова.

Характеристика методик

1. Тест В.М. Русалова. Диагностика свойств «предметно - деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента, а именно структуры темперамента. Тест состоит из 105 вопросов. Каждый относится к одной из 16 шкал. Каждому испытуемому предлагается текст опросника и бланк для ответов. Испытуемый должен читать вопросы по порядку, стараясь ничего не пропускать и не возвращаясь к уже пройденному. Свои ответы он помечает знаком «+» в соответствующих графах.

2.Методика многофакторного исследования личности Р. Кэттелла.

Подростковая 16 факторная методика содержит 105 вопросов с тремя вариантами ответов для выбора наиболее подходящего. Время прохождения теста составляет в среднем 30-40 минут [8].

2.2 Исследование взаимосвязи эмоциональной устойчивости / неустойчивости и успешности учебной деятельности подростков.

Объект исследования. Эмоциональная устойчивость/неустойчивость, как составляющая структуры темперамента.

Предмет исследования. Взаимосвязь эмоциональной устойчивости с успешностью обучения в подростковом возрасте.

Цель исследования. Выявить связь эмоциональной устойчивости и успешности в подростковом возрасте.

Гипотеза. Эмоциональная устойчивость подростка связана с успешностью обучения, а именно: чем эмоциональная устойчивость выше – тем лучше успевает подросток в обучении и наоборот, чем эмоциональная устойчивость ниже, тем хуже его успеваемость.

Выборка:

44 подростка, учащихся общеобразовательной школы города Слонима, 22 девочки и 22 мальчика. Из них 15 школьников с высокой успеваемостью (средний балл успешности обучения 8.6), 25учеников со средней успеваемостью (средний балл 6.9), 4 школьника с низкой успеваемостью (средний балл 4.9).

В выборе методик мы ориентировались на следующие положения:

1. Оценить адаптационные способности и устойчивость к стрессовым ситуациям (тест Е.С. Романовой и Т.И. Сытько. «Человек под дождем»).

2. Исследовать основные свойства личности, такие как экстраверсия (направленность личности на внешний мир) и нейротизм (результат неуравновешенности процессов возбуждения и торможения), определяющие характер деятельности и удовлетворение потребностей личности. (тест Г. Айзенка).

Таким образом, в исследовании были использованы методы исследования: беседа, тестирование, анкетирование, методы математической обработки данных.

Методики исследования: тест «Человек под дождем», тест Г. Айзенка.

Характеристика методик

1. Проективная методика «Человек под дождем»

Данный тест разработан Е.С. Романовой и Т.И. Сытько. Он поможет оценить адаптационные способности и устойчивость к стрессовым ситуациям.

Цель проективной методики «Человек под дождем» — диагностика поведения человека в сложной жизненной ситуации, готовность и возможность конструктивно решать проблемы. Испытуемым предлагается на вертикально расположенном листе нарисовать человека. Как только задание выполнено, ему дается другой лист ля того, чтобы нарисовать человека под дождем. Первое задание отражает представления человека о себе в обычной ситуации, а второе — в неблагоприятной [36].

2. Тест Г. Айзенка. Двухфакторная модель личности, предложенная Г. Айзенком, позволяет с помощью основных показателей (экстраверсия-интроверсия и нейротизм) оценить направленность личности на внутренний или внешний мир, а также выявить уровень эмоциональной тревожности (напряженности). Эти характеристики существенно влияют на выполнение человеком своих обязанностей, в том числе и на осуществление профессиональной деятельности.

2.3 Анализ результатов

В нашей работе важной задачей было определение наличия и характера связи структуры темперамента и успеваемости учащихся. Переходя от частного к целому, на основе практических исследований, мы сможем проанализировать взаимосвязь эмоциональных состояний с успешностью в обучении и в других жизненных аспектах. Результаты этого исследования приведены в сводной таблице 1 в Приложении №1.

Рассмотрев характеристики групп учащихся с полярной успеваемостью, можно отметить, что учащиеся с высокой успешностью обучения имеют стабильное эмоциональное состояние, высокую степень социальной адаптации (70% от общего числа испытуемых с высокой успеваемостью). Напротив, учащиеся с низкой успешностью обучения – эмоционально неустойчивы, импульсивны, не уверены в себе (75% от общего числа испытуемых с низкой успеваемостью).

Далее рассмотрим общие результаты диагностики школьной выборки.

Вначале приведем данные сравнения групп по средним показателям и представим результаты в виде гистограмм и таблицы 2, в которой показаны результаты теста Р. Кэттелла по учащимся с разной успешностью обучения (см. Табл.2).

Таблица 2

Результаты методики многофакторного исследования личности Р. Кэттелла


A

B

C

E

F

G

H

I

L

M

N


O

Q1

Q2

Q3


Q4

Низкая успешность

6.5

2.5

7.6

5.6

6.2

5

7.5

4.7

6.2

5.2

4.8


4.8

5.5

6.2

8,5


3.7

Средняя успешность

8.7

2.7

7.4

5.4

5.3

7.5

7.4

6.3

6

5.4

5.6


5

6.4

5.4

7


4

Высокая успешность

8.9

4

7.6

5.5

5.1

8.1

7.5

6.6

5.5

5.8

6


5.8

7.3

4.6

6,8


4.3


Сравнительные данные выраженности факторов у школьников с разной успешностью обучения отражены на рисунке 1.

Рис. 1. Сравнительные данные выраженности факторов у школьников с разной успешностью обучения.

Сравнительные результаты показали, что с ростом степени принятия моральных норм, независимости повышается и успешность обучения.

Мы выявили следующие значимые различия между группами:

1) в группах «неуспешные – успешные»: успешные учащиеся в отличие от неуспешных более сдержанны, обособлены, критичны, предпочитают работать в одиночку, они более тверды, точны, избегают компромиссов (фактор А). Успешные учащиеся, в отличие от неуспешных, более осторожны, молчаливы, неторопливы, на них можно положиться (фактор F). Волевые черты личности, как и склонность к сотрудничеству, выражены у успешных учащихся более ярко (фактор G), им же свойственны умение вести себя в обществе, в общении дипломатичность, эмоциональная выдержанность, проницательность, осторожность, умение находить выход из сложных ситуаций, расчетливость (фактор N).

2) в группах «неуспешные – среднеуспешные»: успешные учащиеся, в отличие от среднеуспешных, более сдержанны, обособлены, критичны, предпочитают работать в одиночку, они более тверды, точны, избегают компромиссов (фактор А). Склонность к непостоянству, подверженность влиянию чувств, случая и обстоятельств, потворство своим желаниям, отсутствие усилий по выполнению групповых требований и норм, неорганизованность, безответственность, импульсивность, отсутствие согласия с общепринятыми моральными правилами и стандартами и склонность к асоциальному поведению характерны для слабоуспевающих учащихся (фактор G). Неуспешные учащиеся в отличие от среднеуспешных более возбудимы, нетерпеливы, склонны к ревности, эгоцентиричны, легко отвлекаются и проявляют много нервных симптомов.

Таким образом, прослеживается связь эмоциональной с неуспешностью в обучении.

По результатам теста В.М. Русалова выявлено, что учащиеся с высокой успешностью имеют высокую степень активности в практической деятельности и в общении с людьми, легко переключаются с одного вида деятельности на другой, имеют хороший темп работы и склонны выражать свои эмоции в общении с людьми. Тогда как неуспевающие учащиеся имеют низкую степень выраженности этих признаков. В группе среднеуспевающих учащихся показатели выраженности признаков колеблются в средних пределах. Таким образом, мы определили взаимосвязь успешности учащихся со степенью активности, скоростью выполнения действий и переключением с одного вида деятельности на другой, а также с эмоциональной выраженностью.

Результаты теста В.М. Русалова приведены в гистограммах на рисунках 2- 4.

Рис. 2. Сравнительные данные выраженности факторов структуры темперамента у школьников с низкой успешностью обучения, в процентах (по опроснику В.М. Русалова).

Рис. 3. Сравнительные данные выраженности факторов структуры темперамента у школьников с средней успешностью обучения, в процентах (по опроснику В.М. Русалова).

Рис. 4. Сравнительные данные выраженности факторов структуры темперамента у школьников с высокой успешностью обучения, (по опроснику В.М. Русалова).

Из приведенных данных следует, что учащиеся с высокой успешностью имеют высокую степень активности в практической деятельности и в общении с людьми, легко переключаются с одного вида деятельности на другой, имеют хороший темп работы и склонны выражать свои эмоции в общении с людьми. Тогда как неуспевающие учащиеся имеют низкую степень выраженности этих признаков. В группе среднеуспевающих учащихся показатели выраженности признаков колеблются в средних пределах.

Рисуночная методика позволила дополнить информацию качественным анализом. В рисунках «человек под дождем» подростки с низкой успеваемостью чаще (75%) изображают глаза точками, у подростков с высокой успеваемостью таких деталей рисунка не отмечается (0%), или этот элемент изображен более реалистично и дополнен деталями. Это говорит о том, что неуспешные школьники больше склонны к скрытности, к уходу от визуальных контактов.

Также выявились значимые различия в такой детали рисунка как короткая толстая шея. Данная деталь регистрируется у 42% среднеуспевающих учащихся (у успевающих и неуспевающих – не встречается). Короткая толстая шея – признак того, что рисующий делает уступки своим слабостям, желаниям [36]. Можно предположить, что такие подростки могли бы быть успешнее, но в силу потакания своим слабостям, они рискуют перейти в разряд неуспевающих учеников.

В ходе анализа рисунков прослеживается очевидная взаимосвязь изображения такой детали как ноги человека. Среди слабоуспевающих учащихся 75% тестируемых подростков не изображают ноги, или стопы. Среди среднеуспевающих – только 23% не прорисовывают эту деталь. Хорошо успевающие учащиеся все детально прорисовывали ноги, подробно изображали обувь.

На рисунке «человек под дождем» дождь обозначает трудности в жизни. Характер изображения дождя на рисунке связан с тем, как человек воспринимает трудную ситуацию. Мы выявили закономерность после анализа рисуночного теста: слабоуспевающие учащиеся изображают дождь в виде тяжелых капель или густой штриховки, что означает восприятие трудностей как ситуации тяжелой и продолжительной. Учащиеся с высокой успеваемостью зачастую вовсе не изображают дождь. Среднеуспевающие редко прорисовывают капли, чаще используют легкие штрихи.

С помощью опросника Г. Айзенка мы оценили направленность личности подростка на внутренний или внешний мир, а также выявили уровень эмоциональной тревожности (напряженности). Результаты теста приведены в гистограмме (рис. 5). Проанализировав полученные данные можно сделать вывод: значительно выражена экстроверсия в группе учащихся с высокой успеваемостью, а умеренно выраженная экстроверсия прослеживается у большинства слабоуспевающих учащихся. Среди среднеуспевающих учащихся есть подростки с выраженной интроверсией. Итак, в ходе исследования не была выявлена взаимосвязь направленность личности на окружающих людей и с уровнем успешности подростков. Интроветрты и экстроверты могут быть с одинаковой степенью успешными в учебе.

Степень выраженности эмоциональной устойчивости, как видно на гистограмме, повышается от слабоуспевающих к высокоуспевающим. Эмоциональная неустойчивость у слабоуспевающих учащихся встречается чаще.

Рис. 5. Сравнительные данные выраженности факторов у школьников с разной успешностью обучения, в процентах (по опроснику Г. Айзенка).

Таким образом, по всем проведенным методикам прослеживается положительная взаимосвязь успешности в обучении и эмоциональной устойчивости.

На основе полученных данных нами были разработаны и представлены практические рекомендации для педагогов с плохо успевающими учащимися.

1. Регулярная диагностика, наблюдение за эмоциональными особенностями школьников, своевременная коррекция.

2. Осуществление дифференцированного руководства учебной деятельностью школьников с учетом индивидуального темпа, способностей, интересов.

3. Реагировать на любые отклоняющиеся, демонстративные действия необходимо спокойно, обсуждать поведение только наедине.

4. Учить нести ответственность за свои поступки.

5. Необходимо справедливо поощрять и не позволять манипулировать собой.

7. Способствовать развитию школьной и внешкольной системы консультирования и помощи семье и школьникам (психологической, социальной).

8. Приобщение подростков к участию в позитивных общественных центрах, организациях (спортивных, культурно-досуговых, туристских, музыкальных, театральных и др.).

9. Активизация самосовершенствования, самовоспитания, направленного на исправление и преодоление негативных личностных качеств.

10. Необходимо повышать уверенность учащихся в себе


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данное исследование было предпринято с целью влияния структуры темперамента на учебную деятельность. По ходу достижения цели был поставлен и решен ряд задач.

Мы в своей работе более детально остановились на изучении эмоциональности подростков, так как именно эмоциональная устойчивость, как качество личности, обеспечивает целесообразность поведения человека, предупреждает стресс, увеличивает эффективность деятельности и определяет возможность успешности человека.

В ходе эмпирического исследования были рассмотрены характеристики школьников с полярной успеваемостью, и выяснилось, что учащиеся с высокой успешностью обучения имеют стабильное эмоциональное состояние, высокую степень социальной адаптации. Напротив, учащиеся с низкой успешностью обучения – эмоционально неустойчивы, импульсивны, не уверены в себе.

Рассмотренное соотношение учащихся с разной успеваемостью и разной структурой темперамента, разной эмоциональной устойчивостью и стрессоустойчивостью подтвердило гипотезу исследования о том, что особенности психофизических процессов и эмоциональная устойчивость подростка является одним из внутренних факторов, влияющих на успешность его обучения. Для повышения успеваемости школьников необходимо улучшение их эмоционального состояния. Поэтому для педагогов были выработаны рекомендации по работе с плохо успевающими учащимися.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 Сводная таблица результатов исследования

Таблица 1


ФИ учащегося

Средний балл

Опросник Айзенка

Структура темперамента по опроснику Русалова

Экстр

Нейтр

Ложь

Предм. эргичность

Соц эргичность

Пласт

Соц пласт

Темп

Соц темп

Эмоц

Соц эмоц

Контроль

1

Валерия А.

7.3

ЭУ

ЭНОВ

1

Н

С

Н

Н

С

С

В

В

1

2

Елена Б.

7.5

ЭУ

ЭНВ

2

С

В

В

В

В

С

В

В

2

3

Ксения Г.

7.4

ЭЗ

ЭНВ

2

С

С

В

Н

С

С

С

В

2

4

Диана Г.

8.7

ИУ

ЭУС

7

В

С

В

С

Н

Н

В

В

3

5

Тамара Д.

7.4

ЭУ

ЭНОВ

3

С

В

В

В

С

В

В

В

2

6

Олеся Е.

7.9

ЭУ

ЭНОВ

5

С

С

С

Н

В

В

В

В

7

7

Дарья Ж.

8.3

ИУ

ЭНОВ

1

С

Н

Н

С

Н

Н

В

В

1

8

Надежда Ж.

9.2

ЭУ

ЭУС

3

Н

С

С

Н

В

С

Н

В

3

9

Марта И.

8.7

ЭЗ

ЭНОВ

2

С

В

С

С

В

С

В

В

1

10

Екатерина К.

7.4

ИУ

ЭНОВ

1

Н

Н

Н

С

Н

Н

В

В

1

11

Анастасия К.

7.8

ЭУ

ЭНОВ

1

С

Н

В

С

С

С

С

В

3

12

Антон К.

6.8

ИЗ

ЭУВ

3

Н

В

С

С

С

С

С

С

4

13

Олег М.

6.3

ЭУ

ЭУС

4

Н

В

С

С

В

Н

С

С

4

14

Валерия Н.

7.2

ЭУ

ЭНОВ

4

Н

Н

С

С

Н

Н

С

С

1

15

Эмилия Р.

5.8

ИУ

ЭНОВ

4

С

Н

Н

С

Н

С

Н

С

2

16

Александр С.

7.1

ЭЗ

ЭУВ

6

С

В

С

В

В

В

Н

Н

3

17

Кирилл С.

6.2

ЭУ

ЭУС

5

В

С

В

В

В

В

В

Н

6

18

Ирина Ф.

8.4

ИУ

ЭНВ

7

С

Н

С

Н

С

Н

С

С

4

19

Никита Х.

6.4

ЭУ

ЭНВ

3

Н

С

С

С

В

С

В

В

1

20

Алексей Я.

7.5

ЭУ

ЭУВ

6

Н

В

В

Н

С

С

Н

Н

8

21

Александра Ж.

4.6

ЭУ

ЭУС

6

С

Н

С

Н

С

Н

С

С

2

22

Виктория Н

4.8

ЭУ

ЭНВ

5

С

С

С

С

С

С

В

С

3

23

Максим Ч.

5.1

ЭУ

ЭУС

2

Н

С

Н

Н

С

С

Н

Н

5

24

Артем Б

6.6

ЭУ

ЭУС

4

Н

С

С

Н

В

В

С

С

4

25

Мария Б

8.3

ЭЗ

ЭНВ

3

В

В

В

Н

В

В

В

С

1

26

Святослав В.

8.1

ИУ

ЭНВ

4

В

С

С

С

С

В

Н

С

3

27

Вера Д.

8.7

ЭУ

ЭУС

5

С

С

Н

Н

С

С

С

В

3

28

Дарья Д

7.6

ЭЗ

ЭУВ

9

В

В

С

С

В

В

Н

С

5

29

Евгений Ж

8.6

ЭУ

ЭУВ

4

С

С

В

С

В

С

С

В

2

30

Евгений Жк

6.6

ИЗ

ЭНОВ

3

Н

Н

Н

Н

Н

Н

С

С

3

31

Валерий З

8.7

ЭЗ

ЭУВ

5

С

С

В

С

В

С

С

В

2

32

Дмитрий Л

6.6

ЭУ

ЭУВ

5

Н

С

В

В

В

В

Н

Н

3

33

Виктор Л

5.7

ЭУ

ЭУВ

10

Н

С

В

В

В

В

Н

Н

3

34

Алексей П

8.1

ЭУ

УС

4

В

В

С

С

С

В

С

С

3

35

Никита П

5.3

ИУ

ЭУВ

2

С

Н

Н

Н

Н

Н

Н

С

3

36

Владислав С

6.5

ЭУ

ЭУС

3

Н

С

В

С

С

Н

Н

Н

1

37

Павел С

8.3

ЭЗ

ЭУВ

7

В

В

В

Н

В

В

Н

Н

4

38

Юлия С

6.7

ИУ

ЭУВ

9

С

С

В

С

С

С

В

В

7

39

Никита С

8.6

ЭУ

ЭУВ

4

С

В

С

С

В

В

С

С

3

40

Евгений С

7

ЭЗ

ЭУВ

5

Н

С

С

В

В

В

В

С

5

41

Анастасия С

7.9

ИУ

ЭУВ

4

Н

С

С

С

С

В

В

В

4

42

Ольга Х

8.8

ЭУ

ЭНВ

4

В

В

В

С

С

С

В

В

2

43

Алексей Р

9.3

ЭУ

ЭУВ

3

В

В

В

С

С

В

С

С

4

44

Даниил Л

8

ЭУ

ЭУВ

3

С

С

С

С

С

С

С

С

4




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
  1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Монография. – Белгород: BS – Algol, 2013. – 262 с.

  2. Белинская Е.П., Дубовская Е.М. Проблема нормативного поведения современных детей // Образовательная политика. - № 6 (62). – 2013. - с. 112-117

  3. Беличева С.А. Социально-педагогическая диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних: учебное пособие. - Ростов н/Д : Феникс, 2013. — 380 с.

  4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте серия. – СПб.: Питер, 2008. – 398с.

  5. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии. - 2е изд. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 176 с.

  6. Иванова Л.А. Линия кинообразования в педагогике России (конец XIX – XX вв.) // Magister Dixit, научно-педагогический журнал Восточной Сибири. - №2 (06). – 2012.

  7. Корчагина Ю. Темперамент вашего ребенка // Здоровье детей. – 2008.- № 10. – С.38.

  8. Практикум по возрастной психологии / под редакцией Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. – СПб.: «Речь», 2008. – 688с.

  9. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. — 4-е изд. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 176 с.

  10. Психология / Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М., 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2003 – 464 с.

  11. Самохвалова В.И. Возрастные и индивидуальные различия запоминания разных видов материала // Возрастные и индивидуальные различия памяти: Сб. статей / под ред. А.А. Смирнова. – М.: Просвещение, 1967.

  12. Сапронов И.А. Познавательный интерес в структуре учебной мотивации младшего школьника // Знание. Понимание. Умение. - № 3. – 2008. – с. 185 – 188.

  13. Сысоева Т.В. Профилактика негативных явлений среди несовершеннолетних / Электронный ресурс/ Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/537654/

  14. Эльконин Д. Б. Психология развития: Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Академия, 2007.

  15. Эльконин Д. Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков // Психология подростка: Хрестоматия / Ред.-сост. Ю. И. Фролов. – М., 1997.

  16. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. – М.: Флинта, 2006. – 352с.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!