СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Взлетит ли воздушный шарик?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гипотеза исследовательской работы - можно ли при помощи уксуса и пищевой соды надуть воздушный шарик так, чтобы он взлетел

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Взлетит ли воздушный шарик?"»

Районная конференция проектно-исследовательских работ

Обучающихся 3-4 классов

«Первые шаги в науке»







Тема работы

«Взлетит ли воздушный шарик?»









Автор: Кулинченко Дарья Владимировна,

4 класс

Руководитель: Удодова Елена Михайловна,

учитель начальных классов.

Место работы: МБОУ лицей №1

г. Пролетарска Ростовской области





г. Пролетарск

2021 г.



План

  1. Введение……………………………………………….. стр. 3

  2. Основная часть………………………………………… стр. 4

  1. Теоретическая часть

    1. Когда появились воздушные шары? ……………стр. 4

    2. Почему взлетают шарики, наполненные водородом

или гелием?..................................................................стр. 5

2. Практическая часть

2.1. Проведение опыта…………………………………..стр. 5

  1. Заключение…………………………………………….. стр. 6

  2. Список литературы и других источников…………….стр. 7







































  1. Введение

Однажды в Интернете я увидела ролик, как надуть без применения гелия воздушный шарик, чтобы он взлетел. Меня это очень заинтересовало, так как для этого, как утверждал автор ролика, достаточно взять уксус и пищевую соду, то есть то, что есть в любом доме. Актуальность моей темы обусловлена тем, что мы часто в повседневной жизни используем шары для украшения каких-то событий, а «летающие» шары нам доставляют особенную радость. И, тем более, что 2021 год – Год науки и технологий. Значит, пришло время пробовать и экспериментировать, доказывать и убеждаться.

Цель моей работы – в домашних условиях надуть воздушный шарик при помощи уксуса и пищевой соды так, чтобы он взлетел.

Задачи исследования:

- собрать информацию об истории создания воздушных шариков;

- узнать, почему шарики, накаченные гелием, взлетают;

- выяснить, способны ли уксус и пищевая сода заменить гелий.

Объект исследования – воздушный шарик.

Предмет исследования –реакция взаимодействия уксуса и пищевой соды.

Я выдвинула гипотезу – при помощи уксуса и пищевой соды можно надуть воздушный шарик так, чтобы он взлетел.

Чтобы доказать или опровергнуть ее, я применила следующие методы исследования:

  • Подумать самостоятельно.

  • Изучение информации.

  • Опрос специалистов.

  • Проведение опыта.

  • Сравнение полученных результатов.





  1. Основная часть

  1. Теоретическая часть

    1. Когда появились воздушные шары?

Нет ни одного человека, который бы не был знаком с воздушными шарами. Несложное изобретение человека вызывает только положительные эмоции. Ни одного праздника и знаменательного события не проходит без этого чудо-изобретения. Но кто же придумал воздушные шары? Когда они появились? Как и из чего их делают?

Современные воздушные шары появились на свет в 1824 году. Они были изобретены английским ученым Майклом Фарадеем (1791 – 1867) для проведения опытов. Ученый изучил эластические свойства каучука (резины) и соорудил из этого материала две «лепешки». Чтобы они не слипались, ученый обработал их внутренние стороны мукой, а необработанные, оставшиеся липкими края, соединил друг с другом. Получился мешочек, в котором проводились эксперименты с газами.

Приблизительно через 80 лет научный мешочек для опытов превратился в популярную забаву: каучуковые шары, заполненные водородом, широко использовались во время городских праздников вплоть до 1922 года. Тогда в США на одном из городских праздников один шутник ради забавы лопнул воздушные шарики. В результате произошел взрыв, и пострадал важный чиновник. Украшать праздники шарами запретили, так как водород, которым их наполняли, оказался взрывоопасным.

Но от этого решения никто не пострадал. Вместо него стали применять гораздо безопасный гелий. Этот новый газ поднимал шарики вверх ничуть не хуже, чем это делал водород.









1.2. Почему взлетают шарики, наполненные водородом или гелием?

Почему же шарики, наполненные водородом или гелием, поднимаются вверх, а те, которые мы надуваем сами, нет? За ответом, я обратилась к учителю химии нашего лицея Нине Валентиновне Калинкиной. И вот, что она ответила: «Воздух - это смесь газов. Каждый газ, как любой предмет вокруг нас, имеет массу. 1 литр воздуха весит 1,28 грамма, 1 литр водорода – 0, 089 грамма, 1 литр гелия – 0, 178 грамма, а 1 литр углекислого газа – 1,96 грамма. Таким образом, водород и гелий легче воздуха, поэтому надутые этими газами шарики легко взлетают. При дыхании, как известно, человек выделяет углекислый газ, который тяжелее воздуха, следовательно, шарики, которые мы надуваем при помощи легких, заполняются углекислым газом и не могут взлететь».

  1. Практическая часть

    1. Проведение опыта

Настало время проверить, сможет ли уксус и пищевая сода поднять шарик вверх. Для этого проведем опыт.

Для этого нам понадобится пустая бутылка, уксус, пищевая сода и, собственно, сам шарик. В бутылку наливаем немного уксуса. В шарик насыпаем чайную ложку соды (можно больше). Надеваем шарик на бутылку, вытряхиваем из него соду и ждем, когда шарик надуется. Потом перевязываем его крепко нитью и ….запускаем! Не взлетел…Я попросила одноклассников дома проделать тот же опыт. А вдруг я сделала что-то не так? Ребята прислали мне свои видео. Результат тот же. Почему? И снова я обратилась к Нине Валентиновне. Она объяснила, что при взаимодействии уксуса и пищевой соды выделяется углекислый газ, а он, как мы уже поняли, тяжелее воздуха.

Выходит, видео из Интернета – лишь удачно смонтированное видео. Шарик то надуть можно, но взлететь ему не суждено.

  1. Заключение

Цель работы достигнута частично – шарик удалось надуть, но взлететь он не смог. Моя гипотеза не подтвердилась, так как при взаимодействии уксуса и пищевой соды образуется углекислый газ, который тяжелее воздуха, поэтому шарик взлететь не может.

Работать над этим проектом было легко и увлекательно. Только надо помнить, что, прежде, чем приступить к проведению опыта в домашних условиях, надо изучить соответствующую литературу или проконсультироваться со специалистом. И, конечно, все делать только вместе со взрослыми.

Таким образом, я не только почерпнула азы такой науки, как химия, но и поняла – не всему, что мы видим или читаем в Интернете, можно доверять. А для того, чтобы найти необходимую информацию, надо пользоваться только проверенными и разрешенными сайтами. А еще лучше – читать книги!

































  1. Список литературы и других источников

  1. Воздушный шарик. История появления. [Электронный ресурс] /Сайт Патимания/ Режим доступа: https://partymania-shop.ru/stati/11-vozdushnyj-sharik.html. Дата обращения 05.12.2021

  2. История создания шариков. [Электронный ресурс] /Сайт Мышарим/ Режим доступа: https://my-sharim.ru/poleznye-stati/istorija-sozdanija-vozdushnyh-sharikov/. Дата обращения 05.12.2021

  3. История возникновения гелиевых шариков. [Электронный ресурс] /Сайт Шарон/ Режим доступа: https://sharon.kiev.ua/stati/15-istoriya-vozniknoveniya-gelievykh-sharikov. Дата обращения 06.12.2021

  4. Воздушные шарики с гелием, факты, наука и история. [Электронный ресурс] /Сайт Праздник-сам/ Режим доступа: https://www.prazdnik-sam.ru/deti/vozdushnye-shariki-s-geliem-fakty-nauka-istoriya.html. Дата обращения 06.12.2021

  5. Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Кошурникова Р.В. «Почемучка» - М.: Педагогика – Пресс», 1997. – 384с.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!