СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Жизнь и творчество шуйской поэтессы Ксении Борисовны Зиминой"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Жизнь и творчество шуйской поэтессы Ксении Борисовны Зиминой"»



Жизнь и творчество шуйской поэтессы Ксении Борисовны Зиминой





Творогова Антонина Сергеевна

Муниципальное образовательное учреждение

«Гимназия № 1» городского округа Шуя





Работу выполнила:

Творогова Антонина Сергеевна

учитель русского языка и литературы

МОУ гимназии № 1























2022




Содержание


Введение…………………………………………………………..………....3

1.Теоретическая часть. Биография Ксении Борисовны Зиминой …..…..5

2. Практическая часть

1.1. Характеристика творчества Ксении Борисовны Зиминой……......6

1.2. Информационный образовательный буклет «Ксения Борисовна Зимина»..................................................................................................................9

Заключение…………………………………….…………………………...10

Список литературы………………………………………………………...11



























Введение


Поэзия - давняя, любимая страсть человечества. Нет народа, у которого бы не было своих поэтов. Мировая поэзия бережно хранит имена тех, кто вовремя нашёл и сказал людям нужные слова – иногда бодрые и добрые, а иногда ироничные и горькие, и сказал так, что ему захотели поверить, ибо поэты – живые свидетели времени.

Малая моя родина, город Шуя Ивановской области, – прекрасное место, место рождения замечательных поэтов, место, где они творили, место, где создавались душевные стихи о любви, вечности и жизни. Поэты воодушевлялись родными местами, общественной обстановкой родного края, людьми, которые проживали рядом. С одним из таких талантливых людей мне и захотелось познакомиться поближе, к сожалению, сделать это лично уже невозможно, но можно пройтись по улочкам города, где ступала нога талантливого человека, побывать у его дома, полистать газетные статьи, посвященные его личности и творчеству.

Как известно, сегодня в российском обществе актуальна проблема сохранения национальной культуры, в том числе и культуры родного края. Актуальность и выбор темы определяется, прежде тем, что данная тема недостаточно изучена, а также неугасающим интересом современных исследователей к проблеме значимости родного края в творчестве поэтов и писателей.

В своей исследовательской работе мне хотелось бы рассказать о талантливой шуйской поэтессе Ксении Борисовне Зиминой, познакомить с её творчеством. Показать связь творчества поэтессы с её родным краем, рассказать об особенностях творческого пути, о значимости её произведений. Познакомить с тематикой её произведений, мотивами творчества.

Проблема исследования: важно изучать литературу родного края, чтобы иметь представление об особенностях своей малой родины, гордиться своим краем. Литература родного края – это часть национальной литературы.

В связи с этим, на мой взгляд, появилась необходимость привлечь интерес к творчеству поэтессы Ксении Борисовны Зиминой, потому что часто наше общество вспоминает о заслугах граждан своей страны слишком поздно, не успев выразить слова благодарности за талант, за творческое наследие.

Объект исследования: литература, литературное краеведение.

Предмет исследования: творческое наследие поэтессы Ксении Борисовны Зиминой.

Цель работы: 1) исследование творческого пути поэтессы Ксении Борисовны Зиминой, через знакомство с её литературным наследием; 2) популяризация имени поэта, привлечение интереса учащихся к его творчеству.

Задачи исследования:

Собрать информацию о биографии и творчестве поэтессы.

Проанализировать её произведения, выделить основные темы и мотивы её произведений.

Составление образовательного информационного буклета, посвященного жизни и творчеству шуйской поэтессы К.Б.Зиминой.

Вызвать интерес к личности шуйской поэтессы К.Б. Зиминой.

Методы исследования:

1.Эмпирический: сбор материала.

2.Теоретический: анализ, классификация, обобщение, систематизация полученных результатов.

Мне предстояло узнать и обобщить сведения о жизни и творчестве К.С.Зиминой. Я прочитала заметки о ней в газете «Местный спрос», заметки в интернете, побывала на улице города Шуи, где жила поэтесса, сделала фото, изучила сборники её произведений, познакомилась с критическими статьями-отзывами на произведения К.Б.Зиминой.

Практическая значимость состоит в том, что собранный материал в качестве расширения кругозора и формирования мировоззрения учащихся может быть использован на уроках литературы, на тематических конференциях, викторинах. Буклет, созданный мной, также можно использовать на уроках литературного краеведения для повышения интереса к творчеству поэтессы.

Этапы работы над проектом

1. Организационный:

- Разработка плана исследования

2. Сбор информации:

- Сбор информации по теме исследования в библиотеке.

- Знакомство с поэтическими произведениями поэтессы.

3. Практический:

- Анализ поэтических произведений поэтессы, обозначение основных тем и мотивов её произведений.

- Создание информационного образовательного буклета.

Теоретическая часть

Биография Ксении Борисовны Зиминой


Родилась Ксения Борисовна Зимина в 1928 году в семье врача. Неслучайно сама стала врачом–бактериологом, хотя признавалась, что хотела бы заниматься историей.

Тягу к поэзии унаследовала от деда Якова Павловича Надеждина, о котором вспоминала так: «Дед мой был сельским учителем, и судьба свела его в деревне Гумнищи (недалеко от Шуи) с семьёй К.Д. Бальмонта. В своих воспоминаниях дед написал, что там «поэзия носилась в воздухе». Он сам писал стихи и меня маленькую научил рифмовать. С тех пор пишу. Для себя, понемногу» [Инт.-рес., 4].

Ксения Борисовна училась в шуйской школе № 2 (бывшая мужская гимназия). В победном 1945 году она закончила ее с золотой медалью и поступила в Ивановский медицинский институт, решив продолжить дело своих родителей. До Иванова добиралась на попутных машинах или на крыше поезда, а когда не везло – пешком. Сейчас в это нелегко поверить: путь от Шуи до Иванова неблизкий. Но девушка в любую погоду шла учиться, шла к своей цели. После окончания института она уехала в Москву на специализацию, потом, вернувшись в родной город, стала работать врачом-бактериологом. Жила поэтесса в доме напротив знаменитой шуйской колокольни, рядом с Воскресенским собором.

После получения специальности Ксения Борисовна продолжала заниматься самообразованием и стала изучать иностранные языки. В школе учила немецкий, в институте – английский, а самостоятельно – французский и польский [Инт.рес, 4].

Земная дорога Ксении Борисовны провела ее по разным странам. Она побывала в Греции, Италии, Испании, Алжире, Марокко, Германии, Голландии, Франции, Англии.

Ксения Борисовна Зимина прожила трудную, но интересную жизнь. В своих поэтических произведениях Ксения Борисовна много рассказывала читателям о своей жизни, делилась своими чувствами и эмоциями.

Ксения Борисовна активно участвовала в жизни своего родного города: она была членом литературного объединения, постоянным участником поэтических гостиных. Поэтесса стояла у истоков создания школьного музея школы № 2, ныне имени К.Д. Бальмонта – подарила школе уникальные книги, фотографии, ценные вещи и документы. Ни один традиционный праздник, ни один литературный вечер не проходил без участия поэтессы.


Практическая часть

Характеристика творчества Ксении Борисовны Зиминой


Стихи Ксении Борисовны вошли в «Антологию поэзии ивановского края», в «Антологию русского лиризма. 20 век» (Москва), в сборники «Откровение» (Иваново) и «Шуя литературная». В 2005 году в Шуе вышел сборник её стихов «Дорога без конца». Название книги ей предложил профессор Ивановского университета Леонид Николаевич Таганов. В предисловии он отмечает: «Есть в этих стихах щемящая нота той сокровенной любви к родному пепелищу, которую Пушкин считал одним из самых заповедных чувств. А еще здесь мужество одинокого странника, наперекор всему идущего вперед, даже если дорога ведет в никуда» [Инт.-рес., 4].

Ксения Борисовна писала стихотворения на разные темы.
Зачастую обращалась к теме войны, ведь она была очевидцем тех страшных событий.

В оковах сердце, руки, мысли,
Сплошные тени черных дней,
Как крылья коршуна, нависли
Над телом родины моей.

Спасая жизнь ценой позора,
Избегнув смерти и тюрьмы,
Глотая слезы, в дни террора
Молчали мы. Молчали мы.

Да, нашу гордость, нашу славу,
Людей, как сердце, близких нам
Мы на кровавую расправу
Без слова выдали врагам.

Ты помнишь ветра вой унылый,
Шаги солдатские вдали,
Кровь на стене и над могилой
Бугор невысохшей земли.

Они стране своей несчастной
Отдали, что могли отдать...
В тоске безумной и напрасной
Нам остается лишь рыдать

О тех, чья песня не допета,
О тех, чья жизнь оборвана,
О том, что долго до рассвета
И ночь осенняя темна.

Ксения Борисовна Зимина в данном стихотворении пытается передать свои воспоминания и переживания о войне, донести до читателя полную картину происходящего. Раскрыть идею поэтического произведения помогают ключевые слова: «ты помнишь ветра вой унылый, шаги солдатские вдали…», «они стране своей несчастной отдали, что могли отдать…», «людей, как сердце, близких нам мы на кровавую расправу без слова выдали врагам».

В стихотворении можно выделить следующие художественные средства выразительности: сравнение: «сплошные тени черных дней, как крылья коршуна, нависли»; эпитеты: «стране своей несчастной», «вой унылый», «шаги солдатские», «в тоске безумной и напрасной», «ночь осенняя»; олицетворения: «тени нависли», «ветра вой», «в оковах сердце, руки, мысли», что помогают передать чувства и эмоции лирической героини, создают атмосферу происходящего.


Тема войны, памяти возникает и в этих строках:

Так случается: ночью ненастной

Вдруг приснится навязчивый сон:

Я копаю картошку у насыпи,

А по рельсам идёт эшелон.

Всё теплушки: солдаты, солдаты…

Перед ними в огне горизонт,

И смеются, и манят ребята:

«Едем, девушка, с нами на фронт».

В поэтическом наследии К.Б. Зимоной можно встретить и стихотворения-признания. Вот строки одно из них:


О печальные башни родимой земли,

Купола, многоглавья и шпили!
И дожди, и снега ваши кровли прожгли,
А подножия воды размыли.
Человек вас терзает бездумно и зло,
Вас года бесконечные мучат,

Но стоите вы прямо, легко и светло
На зелёных холмах и на кручах.
Можно камень взорвать, изувечить, разбить,
Уничтожить и веру и волю.
Но прочна нашей памяти тонкая нить,
Я её разорвать – не позволю.



По жанру это стихотворение можно отнести к признанию, так как в нем К.Б. Зимина, обращаясь к «башням родимой земли», признается в том, что будет помнить о них вечно. Автор пытается выразить свою любовь и верность к родному краю через образ шуйского Воскресенского собора. К.Б. Зимина использует для этого такие средства выразительности как олицетворения: «года мучат», «печальные башни»; метафора: «памяти тонкая нить»; эпитеты: «печальные башни», «года бесконечные», «на зеленых холмах».

К.Б. Зиминой интересна тема вечной памяти. Обратимся к лучшему по мнению многих литературоведов стихотворению Ксении Борисовны Зиминой «Я шла по дороге, которой уж нет». Данным стихотворением открывается её сборник стихов «Дорога без конца».

Поэтесса описывает заброшенную деревню, «в которой остались две-три развалюхи, где горестный век доживали старухи». Место, от которого осталась лишь память.

Композиция произведения:

1) Дорога в деревню (1 четверостишье)

2) Описание родных забытых мест (2-4 четверостишье)

3) Дорога обратно (5 четверостишье)

Средства выразительности: олицетворение: «сердце сжималось», «тишина стояла»; эпитеты: «горестный век», «в высокой крапиве».

Я шла по дороге, которой уж нет,
По пояс в траве, по колено в болоте.
Не надо за мной: всё равно не пройдёте
Дорогой, которой давно уже нет.


Я вышла к деревне, которой уж нет,
В которой остались две-три развалюхи,
Где горестный век доживали старухи.
Пришла я в деревню, которой уж нет.


У дома без крыши, без рам, без дверей,
Усталая – я на завалинку села.
В высокой крапиве малина поспела
У дома без крыши, без рам, без дверей.


Такая стояла кругом тишина,
Что сердце сжималось, и мне показалось –
На целой земле никого не осталось.
Такая стояла кругом тишина.


Ушла я дорогой, которой уж нет,
По пояс в траве, по колено в болоте.
Не надо за мной; всё равно не пройдёте
К деревне, которой давно уже нет.



Тема нелёгкой судьбы родной страны также прозвучала в поэтических произведениях К.Б. Зиминой:

Голубеют неба своды

В белом, облачном пуху.

Ты мне все свои невзгоды

Расскажи, как на духу.

Всё, что сердцу не осилить,

Расскажи мне, не тая,

Это я, твоя Россия,

Вековечная твоя.

Какие глубокие строки, бессмертные слова, в этих строках вся она, скромная, немолодая женщина, говорящая потомкам только правду. Хочется верить, что любители поэзии, истинные друзья её не забудут и дорога стихов К.Б. Зиминой будет без конца [Инт.рес.,3].


Информационный образовательный буклет

«Ксения Борисовна Зимина»

Общая характеристика: В какое время появился буклет, сегодня сказать невозможно, но его прародителями можно считать информацию на древних папирусах, полосках бересты, сложенных определенным образом. Современного формата буклеты появились в XIX веке во Франции, их интенсивному распространению способствовали развитие полиграфической печати, театра и кино – основных потребителей рекламы в форме буклета.

Буклет – книжица, выполненная с использованием одинарного листа обычно небольших размеров: формата А4, А5, А6, любым из известных способов сложенная и фальцованная (согнутая).

В наше время буклеты, как один из видов доступной полиграфической продукции, широко используют в рекламных, а также и в образовательных целях.

Особенностью буклета является тезисное представление информации, сопровождаемое схематическим, символьным или графическим представлением основного объекта, продукта [Инт.-рес., 4].

Одной из задач нашей проекта является составление информационного образовательного буклета, посвященного жизни и творчеству шуйской поэтессы К.Б.Зиминой. Буклет был создан на основе теоретической информации (теоретическая часть проекта).

Ключевым преимуществом информационного образовательного буклета, на мой взгляд, является небольшого объема текст, хорошо структурированный и креативно оформленный, с индивидуально-нестандартным дизайном, оригинальным графическим и цветовым сопровождением. На такой авторский буклет, буквально, цепляющий не только взгляд, но и глаз того, кому он адресован, невозможно не обратить внимания.

Описание буклета: информационный образовательный буклет, посвященный творчеству и личности шуйской поэтессы К.Б. Зиминой состоит из трех частей. На каждом развороте располагается фотография и сжатый текст. В целом продукт представляет собой содержательную информацию: биографические данные К.Б. Зиминой, основные темы и мотивы её поэтического творчества, поэтические произведения.


Применение:


Буклет предназначен для использования в качестве ознакомительного материала на уроках литературы и литературного краеведенья. Более того, учитель может предоставить возможность учащимся самостоятельно создать подобный буклет. Одним из вариантов такой работы может послужить коллективная деятельность (работа в группе). Учащиеся делятся на несколько групп, каждой их которых будет предоставлен необходимый материал и индивидуальная тема. Таким образом, ученики будут осваивать работу в коллективе, совместно изготавливая буклет, и более подробно знакомится с предоставленной им темой.


Заключение

На основании проведенного исследования и полученных результатов можно сделать выводы:

1. Данная исследовательская работа стала для меня интересной и полезной, я познакомилась с жизнью и творчеством шуйской поэтессы Ксении Борисовны Зиминой, побывала на улице, где жила поэтесса, изучила сборники её произведений, познакомилась с критическими статьями-отзывами на произведения К.Б.Зиминой.

2. Мною были выделены основные темы творчества поэтессы: темы войны, любви к малой родине, мужества, тема прошлого и настоящего.

3. Мною были усовершенствованы умения и знания по поиску и отбору информации.

Результатом работы явилось создание информационного образовательного буклета, посвященного личности и творчеству Ксении Борисовны Зиминой. Буклет можно использовать на уроках литературы и литературного краеведения, а также на внеклассных занятиях.

Перспективы дальнейшей работы.

Следует отметить, что данная тема исследовательской работы имеет свое развитие. Продукт данного исследования можно так же дополнить информацией о ранней лирике поэтессы, её детстве, более подробно проследить темы и мотивы стихотворений на разных стадиях творчества писателя.

Приобщение к духовно-культурным ценностям малой родины самым тесным образом связано с открытием литературы родного края. Литература помогает познать край, а край – литературу и тех, кто ее создает. Биография писателя, его судьба и судьба его лирических героев, тесно связанная с конкретной средой, составляют основу литературного краеведения.


Список литературы


1. «Литературное краеведение» для средней школы / Сост. Л.Н. Таганов, Н.В. Капустин. – Иваново, 1995.

2. Таганов Л. Н. «Ивановский миф» и литература. 2-е изд., испр. и доп. — Иваново: ЛИСТОС, 2014. — 388 с.

3. Шуя на литературной волне [Текст] : литературный альманах / Шуйское литературное об-ние "Родник" при еженедельнике "Местный спрос". - Иваново: Референт, 1990-. - 29 см.


Интернет-ресурсы


1. Ксения Зимина. Мемориальная страница

https://stihi.ru/2010/04/13/8594

2. Толокнова М.Д. Литературное краеведение

ttp://www.proshkolu.ru/user/ivanovamarivan/file/4392135/

3. Спицына Л.И. Буклет как продукт проектной деятельности школьников. https://урок.рф/library/buklet_kak_produkt_proektnoj_deyatelnosti_shkolnik_122156.html

3. Хромова С.Ю. Дорога без конца: Светлой памяти К.Б. Зиминой посвящается

http://balmontoved.ru/almanah-solnechnaja-prjazha/vypusk-3/byt-snova-rebyonkom-hotja-by-v-drugom/79-sju-hromova-doroga-bez-kontsa-svetloj-pamjati-kb-ziminoj-posvjaschaetsja.html








10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!