СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская учебная деятельность учащихся на уроке физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская учебная деятельность учащихся на уроке физики

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская учебная деятельность учащихся на уроке физики»

Научно-практическая конференция

«Эффективные формы организации образовательной деятельности обучающихся»






Исследовательская учебная деятельность учащихся на уроке физики










Автор работы: Камельхар Анна Борисовна

Занимаемая должность: учитель физики и информатики

Место работы: МОУ «СОШ пос. Уральский»




















пос. Уральский

2016 г.

Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она создает у учащихся представление о научной картине мира. Физика формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение и убеждения, т.е. способствует воспитанию высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. А этого можно достигнуть путем организации исследовательской учебной деятельности учащихся.


Как показывает опыт организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в среднем звене (7-9 классах), учебно-исследовательская деятельность способствует:

  • развитию интереса, расширению и актуализации знаний по физике школьной программы, развитию представлений о межпредметных связях (с математикой, биологией, химией, географией, историей и другими естественнонаучными предметами);

  • развитию интеллектуальной инициативы учащихся в процессе освоения основных и дополнительных образовательных программ;

  • созданию предпосылок для развития научного образа мышления;

  • освоению творческого подхода к любому виду деятельности;

  • формированию установки на престижность занятий научной деятельностью, фундаментальными науками;

  • обучению информационным технологиям и работе со средствами коммуникации;

  • формированию развивающей образовательной среды для ребенка;

  • профессиональному самоопределению детей;

  • содержательной организации свободного времени детей.


Наличие у учащихся познавательного интереса в большой степени определяется деятельностью учителя, его педагогическим мастерством.

Важно отметить, что именно организация исследовательской деятельности учащихся приводит к интересному учению.


Лабораторные работы

Для того, чтобы форма работы достигала желаемого результата, необходимо, чтобы она была привлекательна, интересна учащимся, соответствовала их возрастным особенностям. Лабораторная работа как форма является в школе традиционной, ее проведение хорошо известно, описано в различных методических пособиях.






Проведение традиционных лабораторных работ, когда ребенок своими руками собирает установку для исследования, сам проводит эксперимент и на практике убеждается в справедливости законов физики имеет огромное значение в развитии познавательного интереса учащихся.


Однако в силу разных причин у нас не всегда есть возможность провести реальный эксперимент с учащимися и здесь-то нам и понадобятся виртуальные лабораторные работы.

Например, лабораторная работа «Определение размеров малых тел». Конечно, мы не можем на уроке рассыпать на каждой парте горсть пшена и производить измерения. Да и за такое домашнее задание родители спасибо нам не скажут. Поэтому, в 5 классе этот эксперимент мы полностью провели на компьютере. Ребята получили возможность измерить размеры горошин, дробинок, крупинок пшена и даже диаметр молекулы.


Новые современные средства обучения, поступающие в школу в рамках реализации ФГОС, призваны модернизировать и усовершенствовать учебный процесс и поднять на невиданную высоту мотивацию школьников.

Одним из таких средств является Модульная система экспериментов ProLog.

ProLog – это модульная система, включающая программное обеспечение, цифровые измерительные модули (температуры, давления, движения, освещенности и другие), графический и цифровой модули для визуализации информации, модули цифровой связи и так далее. Дополняя традиционное оборудование школьных предметных кабинетов, модульная система ProLog во много раз повышает качество получения количественных экспериментальных данных.













Эксперимент по физике в домашних условиях

Одной из форм самостоятельной работы по физике является выполнение обучающимися опытов по физике в домашних условиях. Включение в домашнее задание выполнение простых опытов, несложных исследований способствует формированию инициативы, познавательных способностей, вызывает интерес к учебе.

Отработанные и гладко проходящие эксперименты, выполняемые учителем на уроке, ученик часто воспринимает как хорошо подготовленный фокус, результаты же своего эксперимента, даже очень простого, он воспринимает как открытие.









Использование ИКТ

Новые педагогические технологии немыслимы без широкого использования новых информационных технологий.

Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее, как говорится в пословице – “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”.


Благодаря использованию компьютерных моделей и анимаций компьютер предоставляет учащимся уникальную возможность визуализации упрощённой модели реального явления. При этом можно поэтапно включать в рассмотрение дополнительные факторы, которые постепенно усложняют модель и приближают ее к реальному физическому процессу. Кроме того, компьютер позволяет моделировать ситуации, нереализуемые в физических экспериментах.

П осле таких уроков изученный материал остаётся у учащихся в памяти как яркий образ и помогает учителю стимулировать познавательную активность школьника.



Организация исследовательской деятельности учащихся – сложная задача, поэтому учитель должен постоянно заниматся самообразованием, следить за публикациями в методических журналах, изучать новые технологии в преподавании физики.

В данной статье описаны лишь некоторые формы работы, направленные на создание развивающей образовательной среды, обеспечивающей успешное становление личностных качеств учащихся. Развитие самостоятельности, способность расширять свои знания и умения по собственной инициативе, т. е. умения "учить себя" являются необходимыми условиями для дальнейшей индивидуализации обучения.


Литература и источники


www.metod-kopilka.ru

http://nsportal.ru/shkola/fizika

http://uchebnikionline.com

http://infourok.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!