Тема: « Возвратные глаголы.»
Планируемые предметные результаты: Познакомиться с понятием « возвратные глаголы»; научатся образовывать возвратные глаголы с помощью суффикса –ся.; выписывать из текста возвратные глаголы; правильно писать возвратные глаголы в неопределённой форме; составлять словосочетания с данными глаголами и подходящими по смыслу именами существительными .
Метапредметные УУД:
Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
Регулятивные: высказывать своё предложение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.
Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
Личностные результаты: проводить самооценку своих действий; развивать умение, наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Ход урока
Ι.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности
-Ребята, начинаем наш урок. Какое у вас сегодня настроение?
Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
- Сегодняшний урок я хочу начать следующими словами:
Не то беда, что мы всегда
Чего-нибудь не знаем,
А то беда, что иногда
Незнание скрываем.
А если знаешь сам, чего
Не знаешь, не умеешь,
Тогда добьёшься своего,
Узнаешь, поумнеешь.
- О чём нам хотел сказать автор?
Давайте вместе прочитаем девиз нашего урока: ( СЛАЙД 1)
Грамоте учиться - всегда пригодится.
- Что это? (пословица). Что она значит.
II. Актуализация знаний.
1. Интерактивный метод «Незаконченные предложения»
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Журналисты», я буду корренспондентом, подходить к каждому из вас, держа в руках микрофон и говорить предложения, но заканчивать их я не буду. Вам необходимо будет продолжить мои фразы. Например, я буду говорить: «Глагол – это…» И вы продолжаете. Только стараться отвечать нужно очень быстро. Поняли задание? Тогда начинаем.
Глагол – это… (Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы «Что делать?», «Что сделать?»)
Неопределённая форма глагола – это… (Начальная форма глагола)
У глаголов существуют такие времена – …(Прошедшее, настоящее и будущее)
Глагол в неопределённой форме отвечает на вопросы – … (Что делать? Что сделать?)
Чем чаще всего является глагол в предложении? (сказуемым)
Изменение глагола по лицам числам в настоящем и будущем времени называется … (Спряжением)
-Отлично, ребята, вы справились с этим заданием и еще раз повторили всё то, что изучали на предыдущих уроках по русскому языку.
А теперь откройте тетради и запишите число, классная работа.
2.Чистописание.
- Запишите данные буквосочетания: спр, вр, чи, ро, ли, ск , возвр.ф
- По данным буквосочетаниям догадайтесь, какие признаки глагола имеются в виду.
(Спряжение, время, число, род, лицо, сказуемое).
- А как по вашему, что может обозначать возвр.ф.?
-Хотите узнать?
III. Постановка учебной задачи. Формулирование проблемы.
Прочитайте строки. На слайде: (СЛАЙД 2) ( читает ученик)
– Давайте же мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться в ушате, в корыте, в лохани… ( глаголы вывешиваются отдельно )
– Кто автор этого произведения?
- Как оно называется? (Корней Чуковский, «Мойдодыр».)
– Назовите глаголы. Какой глагол здесь лишний ? (Нырять.)
-Почему он лишний? (Нет –ся на конце.)
– Что общего у всех остальных глаголов? (Есть -ся.)
- На какой вопрос отвечает глагол НЫРЯТЬ?
(Что делать? Стоит в н.ф.)
-На какие вопросы отвечают остальные глаголы? ( Что делать?)
-Значит они в какой форме употреблены? ( в н.ф.)
-Все глаголы отвечают на один вопрос, стоят в н.ф. Почему же у одних глаголов есть –ся, а у глагола НЫРЯТЬ- нет?
Давайте разберём эти глаголы по составу Нырять- купаться.
А как различаются глаголы по составу?
У глагола купаться появилось –СЯ.
-Что это?
-Что мы сегодня должны узнать? ( Что такое –СЯ и как называются такие глаголы?)
Сегодня, мы с вами будем исследователями. У вас на столах лежит карта. Посмотрите, что мы должны узнать в ходе нашего исследования.
Давайте определим его задачи.
ЗАДАЧИ:
Узнать, чем является –СЯ.
Смысловая роль?
Место слога –СЯ в слове.
IV. Открытие нового знания.
ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ.
- Как мы это будем делать?
( будем сравнивать, наблюдать и анализировать.)
- А наши выводы занесём в карту исследования.
Прочитайте эти предложения. ( маркером на левой стороне)
Сильный ветер качает ветви деревьев.
Ветви деревьев качаются.
-Выделите грамматическую основу.
Что заметили? В чем различие глаголов по смыслу? А на письме?
В первом предложении – действие выполняет ветер, оно направлено на другой предмет, на ветви.
Во втором предложении – действие возвращается на сам предмет.
-Так, а что же такое –СЯ? Глаголы разберём по составу.
А как глаголы различаются по составу?
Послушайте маленькую историю про этот интересный и необычный –СЯ. Жил-был суффикс СЯ. Целыми днями он только и делал, что умывалСЯ, причёсывалСЯ, улыбалСЯ себе в зеркало да хвалилСЯ перед другими. Однажды он так загордилСЯ, что посчитал себя в слове самым главным и …встал перед приставкой. Вот что из этого получилось: СЯумывал, СЯпричёсывал, СЯулыбал, СЯхвастал. Это очень не понравилось корню, и он переместил суффикс СЯ в самый конец слова, за окончание. Стоит теперь суффикс СЯ в слове самым последним и только в мечтах может вернуться и встать впереди корня. Поэтому его и прозвали ВОЗВРАТНЫМ суффиксом.
- Как могут называться такие глаголы? ( ВОЗВРАТНЫЕ)
Давайте заполним нашу карту исследования.( Заполняется карта)
- Чем является –СЯ? ( суффиксом)
-Какова смысловая роль? (возвращает действие предмета)
-Место суффикса в слове ( после окончания)
Сделайте вывод:
(Глаголы с суффиксом –ся обозначают действие, которое возвращается к себе, направлено на сам предмет.)
V. Физминутка
VI. Закрепление материала. ( Работа по учебнику.)
Откройте учебник на странице 102. Прочитайте вывод про себя. А теперь вслух.( 2 человека)
-Какие глаголы называются возвратными? ( глаголы с суффиксом –СЯ)
-На какие вопросы отвечают возвратные глаголы в неопределённой форме?
( что делать?, что сделать?)
-Когда пишется мягкий знак в возвратных глаголах? (когда возвратный глагол в неопределённой форме)
А сейчас давайте проверим нашу карту исследования. (СЛАЙД 6)
- Так верно мы заполнили нашу карту?
Работа с учебником:
Выполнение упражнения №211 ( письменно)
Работа в парах: Спишите возвратные глаголы из упражнения 210 и подчеркните (ь) перед суффиксом –ся. Обменяйтесь с соседом, если выполнено верно карандашом поставьте +.
Одеваться, стучаться, умываться, научиться, увидеться, обменяться.
Упражнение № 212 ( комментированное письменно)
Поиграем в волшебников. Превратим глаголы в возвратные глаголы. (СЛАЙД 7) (СЛАЙД8)
Веселить - веселиться
Строить - строиться
Поднимать - подниматься
Опускать - подниматься
Учить - учиться
VII.Итог.
-Какие глаголы называются возвратными?
-На какие вопросы отвечают возвратные глаголы в неопределённой форме?
-Что пишется перед –СЯ в возвратных глаголах в возвратных глаголах в неопределённых формах?
Д/З УПР № 213 ПРАВИЛО СТР 103
VIII.Рефлексия.
Сегодня ты искал, творил.
Знания новые открыл.
Научился применять,
Задания теперь легко
Ты будешь выполнять.
Зажмите руку в кулак и……
Кому было интересно - разогните мизинец.
Кто считает, что знания пригодятся в жизни – безымянный.
Кто хорошо работал – средний.
Кто работал в парах – указательный.
Кому урок понравился – большой.
Значит, как мы поработали ? На 5.МОЛОДЦЫ!