СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский метод на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский метод на уроках русского языка»

Исследовательский метод на уроках русского  языка Выполнил: И.М. Кудрявцева учитель начальных классов МКОУ «Мичуринская СОШ № 123»

Исследовательский метод на уроках русского языка

Выполнил: И.М. Кудрявцева

учитель начальных классов

МКОУ «Мичуринская СОШ № 123»

Единственный путь, ведущий к знанию, – деятельность  Бернард Шоу  

Единственный путь, ведущий к знанию, – деятельность

  • Бернард Шоу  
Социально-педагогическая поддержка усвоение усвоение Личностные УУД Метапредметные УУД Познание и освоение мира

Социально-педагогическая поддержка

усвоение

усвоение

Личностные УУД

Метапредметные УУД

Познание и освоение мира

Цель  и основной результат образования Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира

Цель и основной результат образования

  • Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира
Метод – способ совместной деятельности учителя и ученика, это совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования.  Метод  Пассивные  Активные   Интерактивные  Кейс-метод  РКМЧП  Проектный Эвристический  Проблемный  Исследовательский

Метод – способ совместной деятельности учителя и ученика, это совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования.

Метод

Пассивные Активные Интерактивные

Кейс-метод РКМЧП

Проектный Эвристический

Проблемный Исследовательский

«… метод умозаключения от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых учащимися или воспроизводимых ими на опыте»  Исследовательский метод   Б.Е. Райков 1924 г. , эвристический Естественнонаучный Метод лабораторных уроков Опытно-испытательный Метод проектов

«… метод умозаключения от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых учащимися или воспроизводимых ими на опыте»

Исследовательский метод Б.Е. Райков 1924 г. ,

эвристический

Естественнонаучный

Метод лабораторных уроков

Опытно-испытательный

Метод проектов

Целесообразность использования исследовательских методов на уроке:   Воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях. Развитие умений работать с информацией (учебники, словари, информационные технологии), формулировать пробле­мы и находить пути их решения; Развитие критического мышления. Возрастание интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения. Повышение мотивации учащихся в учебе. Активизация познавательных интересов учащихся. Повышение самооценки учащихся. Предоставление каждому возможности самореализации. Развитие творческих способностей. Развитие исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества.

Целесообразность использования исследовательских методов на уроке:

  • Воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях.
  • Развитие умений работать с информацией (учебники, словари, информационные технологии), формулировать пробле­мы и находить пути их решения;
  • Развитие критического мышления.
  • Возрастание интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения.
  • Повышение мотивации учащихся в учебе.
  • Активизация познавательных интересов учащихся.
  • Повышение самооценки учащихся. Предоставление каждому возможности самореализации.
  • Развитие творческих способностей.
  • Развитие исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества.
 Исследовательские умения умение видеть проблемы умение наблюдать умение выдвигать гипотезы умение давать определения понятиям умение задавать вопросы умение классифицировать умение делать выводы и умозаключения

Исследовательские умения

  • умение видеть проблемы
  • умение наблюдать
  • умение выдвигать гипотезы
  • умение давать определения понятиям
  • умение задавать вопросы
  • умение классифицировать
  • умение делать выводы и умозаключения
Умение видеть проблемы. 1. «Посмотри на мир чужими глазами».  а) Как ты отнесешься к появлению первого снега.  б) Представь, что ты водитель автобуса.  Как ты отнесешься к появлению первого снега?  в) Представь, что ты воробушек.  Как ты отнесешься к появлению первого снега?  2. «Составь рассказ, используя данную концовку» «…Теперь он был счастлив.» 3. «Составь рассказ от имени другого персонажа».  Напиши рассказ об одном дне жизни, если ты ластик, письменный стол, цветок, пожарник…
  • Умение видеть проблемы.

1. «Посмотри на мир чужими глазами».

а) Как ты отнесешься к появлению первого снега.

б) Представь, что ты водитель автобуса.

Как ты отнесешься к появлению первого снега?

в) Представь, что ты воробушек.

Как ты отнесешься к появлению первого снега?

2. «Составь рассказ, используя данную концовку»

«…Теперь он был счастлив.»

3. «Составь рассказ от имени другого персонажа».

Напиши рассказ об одном дне жизни, если ты ластик, письменный стол, цветок, пожарник…

4. Игра «Вырази мысль другими словами». (Развивает речь, учит выражать свои мысли, четко и точно передавать чужие мысли). Умение наблюдать. Какое слово лишнее? Почему? Пять, пятерка, пятый, пятачок, пятка. Вьюга, съемка, въехал, объелся

4. Игра «Вырази мысль другими словами». (Развивает речь, учит выражать свои мысли, четко и точно передавать чужие мысли).

  • Умение наблюдать.

Какое слово лишнее? Почему?

Пять, пятерка, пятый, пятачок, пятка.

Вьюга, съемка, въехал, объелся

Умение выдвигать гипотезы. предвидеть события, предполагать, используя слова: «может быть», «предположим», «допустим», «возможно», «что если», «наверное» -задания рассуждения (почему?)  -упражнения на обстоятельства (при каких условиях?)  -найди возможную причину событий
  • Умение выдвигать гипотезы.

предвидеть события, предполагать, используя слова: «может быть», «предположим», «допустим», «возможно», «что если», «наверное»

-задания рассуждения (почему?)

-упражнения на обстоятельства (при каких условиях?)

-найди возможную причину событий

Умение давать определения  понятиям. 1. Составьте пары по схеме:  видовое понятие – родовое понятие осина, ягода, рысь, дерево, зверь, малина, птица, ворона. 2. Определите общее понятие. - к.ртофель, к.пуста, п.мидор, .гурец, р.дис; - скв.рец, с.л.вей, в.р.на, с.рока, в.р.бей; - к.рась; п.скарь, щ.ка, пл.тва, .кула. 3. По данным определениям запишите понятия: - сосна – хвойное дерево с длинными иголками; -……. – время года после зимы; - ……. – человек, который учится в школе;
  • Умение давать определения

понятиям.

1. Составьте пары по схеме:

видовое понятие – родовое понятие

осина, ягода, рысь, дерево, зверь, малина, птица, ворона.

2. Определите общее понятие.

- к.ртофель, к.пуста, п.мидор, .гурец, р.дис;

- скв.рец, с.л.вей, в.р.на, с.рока, в.р.бей;

- к.рась; п.скарь, щ.ка, пл.тва, .кула.

3. По данным определениям запишите понятия:

- сосна – хвойное дерево с длинными иголками;

-……. – время года после зимы;

- ……. – человек, который учится в школе;

Умение задавать вопросы.  Вопросы могут содержать ошибочный вариант.  - существительные обозначают признак предмета? (нет) - существительные обозначают предмет? (да)  - существительные изменяются по родам? (нет)  - существительные изменяются по числам? (да)  - у существительных 5 падежей? (нет)  - у существительных 6 падежей? (да)   Игра  «Да – нет» .    Или: - когда в предложении ставят запятые?  - надо ли проверять гласную под ударением? Почему? - Для чего слову окончание? .
  • Умение задавать вопросы.

Вопросы могут содержать ошибочный вариант.

- существительные обозначают признак предмета? (нет) - существительные обозначают предмет? (да)

- существительные изменяются по родам? (нет)

- существительные изменяются по числам? (да)

- у существительных 5 падежей? (нет)

- у существительных 6 падежей? (да)

Игра

«Да – нет» .

Или: - когда в предложении ставят запятые?

- надо ли проверять гласную под ударением? Почему?

- Для чего слову окончание?

.

Учимся классифицировать. Распределить в две группы:  близкий, весело, жарко, тихий, смелый, быстро, правильно, решительный -а ,б, о, и, к, л, е, п, т. - Ландыш, одуванчик, малина, смородина, колокольчик, крыжовник, клубника, гвоздика. лошадка кровать дочка мать кроватка дочь мама ночь ночка лошадь Слова расположены в два столбика: Объясни закономерность, найди пару
  • Учимся классифицировать.

Распределить в две группы:

  • близкий, весело, жарко, тихий, смелый, быстро, правильно, решительный

-а ,б, о, и, к, л, е, п, т.

- Ландыш, одуванчик, малина, смородина, колокольчик, крыжовник, клубника, гвоздика.

лошадка кровать дочка мать

кроватка дочь

мама ночь

ночка лошадь

Слова расположены в два столбика:

Объясни закономерность, найди пару

Умение делать выводы и умозаключения. Сделайте выводы на основе имеющихся данных  и запишите их.  Я знаю, что все существительные имеют постоянный род.  Слово яблоко – среднего рода. Значит…..  3 . Докажите, что данный вывод сделан от частных наблюдений к общему. «В слове Анна написанию двойной согласной соответствует долгий звук [ н ], в слове сумма – долгий [ м ].  Следовательно, если в слове слышится долгий звук, то в нём пишется  соответствующая двойная согласная». 2 . Докажите, что данное умозаключение сделано от общего к частному. «Приставки за-, на-, над- всегда пишутся с гласной а.  В слове зашёл есть одна из этих приставок – за- . Поэтому….»
  • Умение делать выводы и умозаключения.
  • Сделайте выводы на основе имеющихся данных

и запишите их.

Я знаю, что все существительные имеют постоянный род.

Слово яблоко – среднего рода. Значит…..

3 . Докажите, что данный вывод сделан от частных наблюдений к общему.

«В слове Анна написанию двойной согласной соответствует долгий звук [ н ],

в слове сумма – долгий [ м ].

Следовательно, если в слове слышится долгий звук, то в нём пишется

соответствующая двойная согласная».

2 . Докажите, что данное умозаключение сделано от общего к частному.

«Приставки за-, на-, над- всегда пишутся с гласной а.

В слове зашёл есть одна из этих приставок – за- . Поэтому….»

Исследование словарных слов КАРАНДАШ 1. Загадка.  Не похож на человечка, Но имеет он сердечко. И работе круглый год Он сердечко отдает.

Исследование словарных слов КАРАНДАШ

  • 1. Загадка.

Не похож на человечка,

Но имеет он сердечко.

И работе круглый год

Он сердечко отдает.

Что обозначает слово КАРАНДАШ ? - инструмент для письма, рисования или черчения в виде грифеля (стержня из пишущего материала) в оправе, деревянной или пластиковой оболочке в форме палочки  - изображение, след, оставленный карандашом на бумаге, запись, рисунок и т. п., сделанные карандашом  - тонкий цилиндрический кусок какого-либо вещества, напоминающий карандаш

Что обозначает слово КАРАНДАШ ?

- инструмент для письма, рисования или черчения в виде грифеля (стержня из пишущего материала) в оправе, деревянной или пластиковой оболочке в форме палочки

- изображение, след, оставленный карандашом на бумаге, запись, рисунок и т. п., сделанные карандашом

- тонкий цилиндрический кусок какого-либо вещества, напоминающий карандаш

Этимология слова   Происхождение слова

Этимология слова

  • Происхождение слова "карандаш" связано с тюркским языком. Пришло оно в русский язык из тюркского в пятнадцатом веке. Слово "карандаш" образовано сращением двух основ: «кара» означает "черный", а «даш» – это "камень" или "шифер".
  • Корень « кара » присутствует во многих русских словах. Например: название города Карасук означает "черная вода", ведь его основали на берегу речки.
Интересно Происхождение слова

Интересно

  • Происхождение слова "карандаш" вы знаете. Но слышали ли вы, что значит надпись « Кохинур » на нем? Компания, выпускающая карандаши, назвала их в честь алмаза под именем «Кохинур», что в переводе с персидского означает «Гора света».
  • А какие бывают карандаши?
  • - графитовые -цветные -для рисования -твердые
  • -угольные -сангина -косметические -мягкие
  • -пастельные -ТМ
  • -акварельные -ТТ, ММ
Когда появился карандаш?  Появление в быту этой пишущей принадлежности еще древнее, чем само слово. Такой предмет появился еще в тринадцатом веке. Использовался в те времена исключительно художниками. Они прикрепляли тонкую серебряную проволоку к ручке. Стереть то, что начертали, было невозможно. Свинцовым карандашом писали в те времена портреты вельмож. Такой техникой пользовался немецкий художник и график Альбрехт Дюрер.
  • Когда появился карандаш?
  • Появление в быту этой пишущей принадлежности еще древнее, чем само слово. Такой предмет появился еще в тринадцатом веке. Использовался в те времена исключительно художниками. Они прикрепляли тонкую серебряную проволоку к ручке. Стереть то, что начертали, было невозможно. Свинцовым карандашом писали в те времена портреты вельмож. Такой техникой пользовался немецкий художник и график Альбрехт Дюрер.
 Синонимы

Синонимы

"карандаш" можно заменить словами:

автокарандаш,

кляузник,

писало,

пастель и так далее.

Карандаш в искусстве Многие из нас знают, что картины пишут красками, пастелью и карандашами. Когда рисунок изображен при помощи карандаша, то эту технику в искусстве живописи называют графикой . Но не все знают, что в эпоху советского цирка на арене выступал добрый и светлый клоун Карандаш – Михаил Румянцев.

Карандаш в искусстве

  • Многие из нас знают, что картины пишут красками, пастелью и карандашами. Когда рисунок изображен при помощи карандаша, то эту технику в искусстве живописи называют графикой .
  • Но не все знают, что в эпоху советского цирка на арене выступал добрый и светлый клоун Карандаш – Михаил Румянцев.
Морфологические признаки слова КАРАНДАШ Существительное (предмет, что?) Нарицательное, неодушевленное Мужского рода 2 склонения Изменяется по числам, падежам В предложении – подлежащее или второстепенный член

Морфологические признаки слова КАРАНДАШ

  • Существительное (предмет, что?)
  • Нарицательное, неодушевленное
  • Мужского рода
  • 2 склонения
  • Изменяется по числам, падежам
  • В предложении – подлежащее или второстепенный член
Фонетические признаки В слове КАРАНДАШ 8 звуков 3 гласных [А] 5 согласных звуков, все согласные твердые 3 звонких согласных и 2 глухих согласных 2 парных согласных, 3 непарных согласных звука 3 слога, ударный третий слог

Фонетические признаки

  • В слове КАРАНДАШ
  • 8 звуков
  • 3 гласных [А]
  • 5 согласных звуков, все согласные твердые
  • 3 звонких согласных и 2 глухих согласных
  • 2 парных согласных, 3 непарных согласных звука
  • 3 слога, ударный третий слог

Ресурсы Ожегов С.И. , Н.Ю. Шведова. Толковый словарь Ожегова. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школь- ников- Самара: Изд-во «Учебная литература», 2004. Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся. // Журнал «Начальная школа». - №2. - 2006. Ушаков Д.Н. . Толковый словарь Ушакова.  Феоктистова.В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекоменд. для учителя. - Волгоград: Издат. «Учитель» - 2011. Шереметова О.В. Исследовательская деятельность младших школьников на уроках филологического цикла. - Воронеж. - 2010. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. 2004 Интернет-ресурсы

Ресурсы

  • Ожегов С.И. , Н.Ю. Шведова. Толковый словарь Ожегова.
  • Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школь- ников- Самара: Изд-во «Учебная литература», 2004.
  • Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся. // Журнал «Начальная школа». - №2. - 2006.
  • Ушаков Д.Н. . Толковый словарь Ушакова.
  • Феоктистова.В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекоменд. для учителя. - Волгоград: Издат. «Учитель» - 2011.
  • Шереметова О.В. Исследовательская деятельность младших школьников на уроках филологического цикла. - Воронеж. - 2010.
  • Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. 2004
  • Интернет-ресурсы
Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!