СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательский проект "Осень - чудная пора!" для 2-4 классов. Цель: исследовать, какими средствами и приемами пользуются поэты, художники, композиторы, создавая образы осенней природы и природных явлений.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект»

Исследовательский проект "Осень - чудная пора!"

Цель проекта. Исследовать, какими средствами и приемами пользуются поэты, художники, композиторы, создавая образы осенней природы и природных явлений.

Задачи проекта. Найти и прочитать произведения об осени.
Научиться извлекать необходимую информацию, анализировать и использовать её для решения поставленной задачи.
Нарисовать осенние рисунки с разным настроением.
Сочинить стихотворение об осени.
Развивать умение наблюдать и сравнивать, выделять существенное и делать выводы.
Учиться сотрудничеству в групповой деятельности, рефлексировать свою деятельность.

Участники проекта: второклассники, родители, учитель.


Этапы работы над проектом.


1 этап: подготовительный.

Вводная презентация. Определение цели и задач проекта. Деление на группы исследователей: литераторы, художники, музыканты, ученые.
Если на деревьях

листья пожелтели,

Если в край далекий

птицы улетели.

Если небо хмурое,

Если дождик льется,

Это время года

осенью зовется!

Незаметно к нам в гости заглянула Госпожа Осень! Заглянула да и задержалась… Друзья, а какая она, осень? Любите ли вы это время года? Чтобы ответить на этот вопрос, приглашаю вас участвовать в проекте, который поможет ближе познакомиться с нашей гостьей, прислушаться и присмотреться, чтобы понять ее.

В волшебной стране Госпожи Осени можно почувствовать разное настроение. Попробуйте узнать, какой бывает осень, по мнению разных людей. Командам предстоит проявить настойчивость, сотрудничество, творчество. Но Госпожа Осень долго ждать не может, эта гостья задержалась не навсегда... Поэтому смелее отправляемся знакомиться с ней!!!

2 этап: основной. Работа в группах по теме проекта.

Выполнение заданий в группах:

-поиск информации (найти и прочитать стихотворения русских поэтов об осени, провести наблюдения за живой и неживой природой, найти загадки, приметы осени и т.п.)

- анализ информации (определить настроение автора, собственное настроение, выделить выразительные средства (цвета), способные передавать различное настроение и чувства),

-создание продукта: подготовить чтение стихотворения, сочинить стихотворение, приготовить стихотворение для выступления, нарисовать иллюстрации, исполнить музыкальное произведение, изготовить поделку из природного материала.

3 этап: заключительный.

-представление информации: отчета с приглашением родителей.

Актуализация знаний.

Над землей туман клубится,

Вяжет сети паучок.

Вот и рыжая лисица

Красит листья в жёлтый цвет.

Красит рыжим, алым, синим,

Разбавляет краску ливнем.

Отгадать загадку просим:

Кто лисица эта?

- Осень !


- По каким признакам узнали это время года?

- Почему осень сравнивают с лисицей?

- У кого из поэтов есть подобное сравнение?

- Д. Кедрин " Осенняя песня": - Чёрно - бурою лисицею под горой улёгся лес.


- Ребята, мы в течение долгого времени на различных уроках – литературного чтения, окружающего мира, технологии, музыки, изобразительного искусства и во внеурочное время выполняли различные виды творческих работ. И все они были посвящены этому удивительному времени года – осени.

-А как вы считаете, почему мы так заинтересовались данной работой?


- Что заставило нас попробовать свои силы в роли художников, поэтов, ученых и фотокорреспондентов?


Отчет группы «Исследователи»

На уроках окружающего мира мы узнали о том, почему так изменилась природа с наступлением осени. Расскажите о своих наблюдениях за осенней природой.

Загадки, народные приметы, ребусы об осени.


Отчёт группы «Литераторы»

Чтение стихотворений об осени русских поэтов и собственного сочинения.

Проблемный вопрос для группы «Литераторы»:

-Какое настроение может вызывать стихотворение об осени?

Выводы.

-Большинство стихотворений вызывают грусть, тоску, тревогу.

-Но вместе с тем, авторы подают надежду на возрождение жизни с новой весной и теплые воспоминания о прошедшем лете.


-Слова творят чудеса, словами можно передать различное настроение, разные чувства. Осень такая разная, каждый автор видит ее по-своему, особенно.


-Чувства переданы с помощью эпитетов (пышное увяданье, прощальная, золотые, багряные, прозрачные, голые, янтарный, сказочный, погребенная, тощая...), олицетворений (перелистывает, сравнений и метафор (точно терем, тихая вдова, что оконца, реже смеется, дохнул хлад…) .


Отчёт группы «Художники»

Учитель:- Не только поэты, но и художники в разное время создавали замечательные картины, изображая осень.

- Осень - искусная чародейка с богатой палитрой красок. Такого разнообразия и буйства цвета нет ни у одного времени года.

-Это всё завораживает, пленит, очаровывает. Испытываешь необъяснимое счастье и лёгкую грусть.

(Три картины: Левитан, Поленов, Остроухов)


Выступления детей:


1. Илья Семенович Остроухов (1887г.) изобразил два старых клена и несколько тоненьких молодых деревьев, опавшие ажурные кленовые листья. В глубине все сливается с ярким золотом осенней листвы. Всё пронизано лёгкой туманной дымкой. Лес засыпает, но он живой. Сороки скачут по дорожке. Мы как - бы оказались в самой чаще леса.


2. Василий Дмитриевич Паленов (1893г.)

Мы видим излучину реки, высокий берег, поросший лесом, и даль до самого горизонта. Нежарко греет осеннее солнце. Его мягкие лучи озаряют всё вокруг спокойным, ровным светом. Поляна с протоптанной тропинкой, молодые берёзки в золотых одеждах, кое - где краснеют листья осени. Очень хочется побродить по этой дорожке, подышать осеннем воздухом.


3. Левитан изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов. Слева - берёзовая роща, справа - лишь отдельные деревья, вдали - осенние леса. Небо синее, ясное, покрытое легкими облаками. Прохладный день рождает ощущение бодрости и покоя.

Учитель:

- Что объединяет все картины?

- Есть ли сходство в описании природы поэтами и художниками?

- Что изображали вы на своих рисунках?

Демонстрация работ.


Отчёт группы «Музыканты»

- Природа и музыка - эти два слова просто неотделимы друг от друга и чем-то очень похожи.

-Наши исследования были бы не столько яркими, если бы мы не обратились к творчеству русского композитора П.И.Чайковского. Чудесные картины русской природы не могли не найти отклика в чуткой душе музыканта.

Слушаем музыку. (Анализ услышанного).


Фортепианные пьесы "Времена года" композитор писал в течение 1876 года. У каждого времени года своя музыка. И мелодии любого месяца хороши по - своему. Осень радует нас спелыми сочными красками деревьев. Музыка осени сначала праздничная и величавая. Но полетают дни за днями, и щедрый темп урожая сменяют чуть грустные напевы. Улетают птицы, облетает листва. И задумчивая мелодия осени очаровывает нас своей неповторимой багряной красой.


- " Времена года" являются любимейшими произведениями музыкантов и слушателей. Композитор писал о природе так, что мы слушая его произведения, ощущаем, видим живые чудеса природы, сказочную, не увядающую красоту земли.

-На уроках музыки мы познакомились с песнями об осени.

Вспомним их.

Исполнение песен.

Исполнение музыкального произведения «Осенняя песенка» Е. Гнесина.


Нам было интересно сфотографировать вокруг себя осенние пейзажи.

Вот работы наших фотокорреспондентов.

(Презентация)


И наконец, вас не оставили равнодушными дары осенней природы, и многие из вас сделали поделки из природного материала.

Презентация поделок.


Обобщение

- Ребята, вы создали удивительную красоту - словом, рисунком, фотографией, поделками. Действовали как настоящие художники. Писатели, поэты, живописцы передают нам своё впечатление от того, что их особенно поразило, заставило затрепетать сердце.


- Как воздействует на человека поэзия, живопись, музыка?


- Облагораживает душу, делает человека красивее, учит видеть красоту окружающего мира его хрупкость, быстротечность.


"Я сорвал цветок, и он увял.

Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладошке.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем!"


- Как вы понимаете эти слова?


- Подлинная культура - она хранится в душе, становится ценностью человека и не срывается, не уносится с собой, не укладывается в рощах, в охапку. Красота мира принадлежит всем людям. Запечатлеть красоту в душе, запомнить её, носить в сердце - это высшее проявление культуры человека.


Рефлексия

- Чему научились мы, работая над этим проектом?

- Всё ли мы узнали?

-Какую цель поставим на следующее время года?

Отзыв о работе одноклассников.

Я узнал…

Я смог…

Мне понравилось…

Мне захотелось…

Я попробую…





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!