МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА № 23
Исследовательский проект
Анализ онлайн-сервисов для создания лонгридов
Выполнил:
Власюк Эдуард Дмитриевич
8 «Ф» класс
Руководитель:
Скуридина Евгения Евгеньевна
Допускается к защите:
____________ (_______________)
« ___ » ________________ 2020 г.
Комсомольск-на-Амуре
2020г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы проектирования и создания лонгридов 4
1.1 Понятие лонгрида и история их развития 4
1.2 Классификация лонгридов и их основные характеристики 7
1.3 Особенности проектирования лонгридов, структура и их назначение 7
2. Создание лонгрида «Проект - это интересно и быстро!» 10
2.1 Анализ существующих онлайн-сервисов для создания лонгридов 10
2.2 Этапы проектирования и создания лонгрида 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
Список использованных источников 16
ПРИЛОЖЕНИЕ Скриншоты разделов созданного лонгрида «Проект – это интересно и быстро!» 17
ВВЕДЕНИЕ
Информационные системы вошли во все сферы нашей жизни. Развитие цифровых технологий открывает огромный спектр возможностей. Прогресс во всех отраслях науки и промышленности идет с огромной скоростью, не прекращая удивлять и восхищать.
Цифровые технологии крайне глубоко и основательно проникли и в журналистику. В современном мире большая часть прочитанных в Сети статей быстро выветривается из нашей памяти. Поэтому так важно, чтобы из миллиона похожих текстов читатель запомнил именно ваш и поделился им с другими. В последнее время лонгриды получили широкое распространение. Это тот жанр, который цитируют и перечитывают.
Существуют специальные приложения и девайсы для чтения проектов. Они позволяют сохранить материал, чтобы в любой момент можно было открыть его. Это делает жизненный цикл лонгрида гораздо длиннее, чем у обычной длинной заметки. Сделать хороший лонгрид сложно. На это уходит много времени. Существует множество сервисов для создания и публикации лонгридов. Поэтому нами было принято решение реализовать исследовательский проект по созданию лонгрида, посвященный вопросам проектной деятельности, так как этот жанр довольно популярен в социальных сетях.
Объектом исследования в работе является лонгрид.
Предмет исследования – лонгрид, как способ привлечения внимания к проектной деятельности.
Цель работы - создать лонгрид «Проект – это интересно и быстро!», посвященный вопросам проектной деятельности для привлечения внимания к данному виду деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:
изучить понятие «лонгрида»;
познакомиться с историей появления и развития лонгридов;
представить классификацию лонгридов;
выявить особенности проектирования лонгридов, их структуру и назначение;
проанализировать существующие онлайн-сервисы для создания лонгридов;
создать мультимедийный лонгрид «Проект – это интересно и быстро!»
1. Теоретические основы проектирования и создания лонгридов
1.1 Понятие лонгрида и история их развития
Существует несколько подходов к определению понятия «лонгрида».
В научных журналах авторы рассуждают о появлении нового жанра в русской журналистике под названием лонгрид. В дословном переводе лонгрид (англ. long – «длинный» и read – «читать») – «долгое чтение». Медийные лонгриды – это действительно длинные истории, исследующие глубинные закономерности общественных процессов, включая бытие отдельной личности, человека. [1]
Исследователь А.В. Колесниченко [2] рассматривает лонгрид как жанр журналистики. Он отмечает, что его главной жанровой характеристикой является системность темы (новое явление, системное расследование), глубокое и длительное исследование темы журналистом с использованием большого количества источников информации и большой объем текста в сочетании с высокой плотностью смысла и претензией на исчерпанность данной темы
А.А.Золотухин и Ю.Н.Мажарина в своей статье делают предположение, что лонгрид представляет собой возрождение жанра очерка, жанра художественной публицистики, который создаётся в пространстве сети Интернет.
На страницах сети Интернет мы найдем следующее определение этого понятия: лонгрид – это принципиально новый способ подачи объемного текста в Интернете. Также этот формат называют deep read («глубокое чтение»), и второе определение куда ближе по смыслу.
Таким образом, лонгридом можно назвать большую по объему публикацию в сети Интернет, которая имеет четкую структуру, состоящую из блоков и подзаголовков. Для комфортного усвоения материала, в него включают изображения и видео.
До появления интернета лонгриды были распространённым форматом в журналистике. Их использовали при создании буклетов и информационных проспектов. В настоящее время лонгриды становятся все более востребованными.
Первым лонгридом принято считать проект New York Times под названием Snowfall («снегопад»), который вышел в 2012 году и был посвящен событиям февраля, когда обильные снегопады вызвали лавину в местечке Туннел Крик. Подготовка «Снегопада» заняла у редакции полгода. В результате читатели получили огромный мультимедийный проект из шести частей: общий объем текста превышал сто тысяч знаков, страницы содержали фотографии (отдельные и в виде слайд-шоу), видео, инфографику и обильный виртуальный снегопад по всему экрану. Проект отличался качественным текстом, обогащённым дополнительными материалами, а 3D модель гор и завывание вьюги создали полный эффект присутствия у читателя. Получился новый формат подачи информации: не бег по заголовкам и чтение по диагонали, а то, что хочется отложить на потом – когда будет побольше времени, чтобы прочесть статью целиком, «от корки до корки». [3]
Рисунок 1 – Первый лонгрид, проект New York Times
(http://www.nytimes.com/projects/2012/snow-fall/index.html#/?part=tunnel-creek)
Постепенно лонгриды появляются во многих других мировых СМИ, в том числе и русскоязычных. В России первый лонгрид был посвящен истории о перевале Дятлова: «Перевал Дятлова. 9 мертвецов и тайна Золотого огня». Дмитрий Ромашенко, автор лонгрида, с помощью фотографий, обнаруженных в фотоаппаратах погибших туристов и личном архиве прокурора Льва Иванова, а также с помощью специфичной звуковой обработки погружает читателя в атмосферу мистичности и загадочности события, произошедшего 1 февраля 1959 года. Читатель превращается в участника расследования и вслед за автором рассматривает все версии, трактовки и интерпретации гибели туристов. В данный момент материал недоступен.
Наиболее известным и качественным отечественным лонгридом в журналистике считается «Земля отчуждения. Чернобыль и его окрестности после аварии»-интерактивная статья газеты «Коммерсантъ».
Рисунок 2 – Отечественный лонгрид «Земля отчуждения.
Чернобыль и его окрестности после аварии»
(https://www.kommersant.ru/projects/chernobyl)
Авторы поставили перед собой очень непростую задачу: рассказать о трагедии в Чернобыли, т.е они обратились к теме, которая кажется исчерпанной, о которой уже и рассказать нечего. Сложно найти что-то новое и неизведанное по происшествии 28 лет и написать увлекательную историю про Чернобыль. Но новые интерактивные возможности позволили авторам привлечь внимание к теме чернобыльской катастрофы огромнейшее количество читателей.
Следует отметить, что лонгрид не является жанром объективной журналистики. Несмотря на то, что в основе лонгрида лежит реальная документальная история, изложена она всегда с точки зрения авторской позиции и авторского понимания ситуации. Однако у исследователей есть расхождения по вопросу, какая история должна лежать в основе лонгрида. Одни считают, что лонгрид стоит рассматривать как формат, в котором освещаются только новые тенденции и явления, поэтому автор лонгрида должен концентрироваться только на актуальных вопросах общества. Другие считают, что важно, чтобы излагаемая история была изложена в последовательности классической композиции текста повествования: обязательно наличие завязки, развития действия и кульминации. Третьи считают, что основополагающим элементом лонгрида является глубинное погружение автора в тему повествования, уникальность и качество информации.
Лучшими лонгридами в России можно назвать: «Вежливые люди» («Meduza»), «Земля отчуждения» («КоммерсантЪ»), «Дни затмения» («Lenta.ru»), «900 дней жизни. Хроники блокады» (спецпроект «ТАСС»).
Лонгриды пользуются популярностью у публики, поэтому их регулярно печатают различные федеральные и региональные издания. Иногда СМИ использует жанр лонгрида, чтобы связать воедино несколько больших публикаций. К примеру, онлайн-газета Lenta.ru сделала серию лонгридов под заголовком «Страна, которой больше нет».
1.2 Классификация лонгридов и их основные характеристики
В интернете мы найдем описание различных видов лонгридов. Изучив разные классификации лонгридов, приведем перечень основных.
Мультимедийный лонгрид – материал для привлечения читателей оформлением, познавательным контентом. Обычно текст для лонгрида — не ведущий элемент, а лишь звено между видео, графикой, фото и иными составляющими.
Коммерческий лонгрид - это скорее инструмент PR-копирайтинга. Никакой явной рекламы. Никаких продающих текстов. Основная задача статьи — информативная. Цель — незаметное побуждение читателя к действию.
Лонгрид-репортаж – еще один инструмент PR-копирайтинга. Чаще всего текст для лонгрида этого типа заказывают для пиара известных людей, «звёзд» шоу-бизнеса, публичных персон. Репортаж позволяет читателю влезть в шкуру героев, понять их мотивы, поступки, пожить жизнью персонажей.
Реконструктор - лонгрид этого вида строится по принципу ретроспективы. Рекомендуется задать настроение читателю за счёт оформления страницы, музыкального фона, поэзии и так далее.
Портреты - это «people stories», состоящие из биографий, очерков, интервью. Задача журналиста или копирайтера — раскрыть личность героя. Текст для лонгрида непременно иллюстрируется.
Инструкция – вид лонгрида, который состоит из советов и альтернативных методов решения какого-либо вопроса. Контент должен включать в себя фото и обучающие материалы.
По содержанию компонентов лонгриды делятся на два типа:
классические - содержат текст и картинки;
мультимедийные - содержат текст и видеоролики.
1.3 Особенности проектирования лонгридов, структура и их назначение
Нельзя считать лонгридами все тексты, в которых больше 1000 слов. Выбирая тему для лонгрида, выбирают определенные способы подачи материала.
Подготовка мультимедийного лонгрида – довольно долгий и трудоемкий процесс. Условно создание лонгрида можно разбить на следующие этапы.
1. Планирование / Pre-Production:
– выбор темы и ее предварительное исследование;
– разработка идеи, концепции подачи материала, предварительное определение жанровых характеристик и формата лонгрида;
– создание сценария работы над материалом.
2. Создание / Production process:
– разработка story board — раскадровки лонгрида;
– выбор инструмента (онлайн-сервисов, конструкторов) для создания лонгрида
– ревизия собранного материала;
– работа с собранным материалом (редактура фото-, аудио- и текстового материала, формирование аудиовизуальных блоков);
– сбор лонгрида из отдельных частей согласно раскадровке.
3. Публикация / Post Production:
– тестирование лонгрида на различных устройствах и в различных браузерах;
– анонсирование материала и его продвижение.
Проведённый анализ теоретического материала и практических работ, выполненных в жанре лонгрид и размещённых в сети Интернет, позволил сформулировать некоторые принципы, которых необходимо придерживаться
Целевая (потенциальная) аудитория
Цель лонгрида может быть разной. От неё зависит, какой будет целевая аудитория. Учитываются её интересы и ценности. В зависимости от этого составляется текст.
Время чтения
На чтение лонгрида может уходить от 10 до 40 минут. Здесь главное – не объем статьи, а то, как она написана. Если позиция автора интересна публике, а повествование увлекает, то читателям сложно оторваться от текста. Предполагаемую продолжительность чтения рекомендуется указать в самом начале статьи.
Привлекательный заголовок
Название должно заинтриговать и привлечь внимание своей нетривиальностью. Самый искушенный пользователь, увидев его, должен подумать, что это что-то новое, а значит, интересное.
Содержание лонгрида
Благодаря оглавлению пользователь сможет быстро переместиться в необходимый раздел, поскольку какие-то из частей статьи могут быть уже знакомы ему. Оглавление помогает структурировать текст и более полно осветить каждый раздел, а при необходимости внести исправления.
Если лонгрид опубликован на сайте, добавьте в заголовки ссылки.
Вступительная часть
Для написания используйте метафоры, аллегории, поговорки, анекдоты и яркие цитаты.
Главная часть
Тело лонгрида включает в себя текст с подзаголовками. Объем каждой из частей составляет примерно 2000 знаков. На размер в первую очередь влияет то, насколько легко автору изложить тему, учитывая небольшую заспамленность и минимальный уровень «воды» в тексте.
Вывод
Это заключительная часть лонгрида, в которой автор резюмирует все сказанное выше.
Призыв к действию
В лонгрид не обязательно включать призыв к действию. Если статья написана по всем правилам, то призыв будет ощущаться читателями подсознательно. А при наличии в тексте убедительных фактов сомнений в его рациональности у аудитории не будет. Призыв к действию можно сделать в любой части статьи. Если вы опубликовали лонгрид онлайн, то вполне закономерным будет являться предложение поделиться ссылкой с друзьями и близкими.
Мультимедиа
Изображения, видеозаписи и гифки нужно гармонично разместить в тексте. Правильной схемы здесь не существует. Автор сам должен решить, как расположить их, чтобы они помогли глубже раскрыть тему.
2. Создание лонгрида «Проект - это интересно и быстро!» 2.1 Анализ существующих онлайн-сервисов для создания лонгридов
Сегодня существует множество площадок, которые подготовлены для разработки и публикации лонгридов, в том числе и мультимедийных. Список таких сервисов несложно отыскать в интернете. Приведём примеры некоторых из них:
Наименование сервиса | Краткая характеристика |
shorthand.com | в этом сервисе можно создать бесконечно красивые проекты. Можно встраивать анимированную инфографику, таймлинии и другой мультимедийный материал |
readymag.com | позволяет создать очень красивые проекты. В отличие от многих других ресурсов, допускает большую вариативность в оформлении заголовков проектов. Продукт российских разработчиков. |
tilda.cc | Отличает его большой функционал. Простой в использовании, поэтому тоже подходит для новичков. Продукт российских разработчиков. |
Adobe Slate | – приложение для iPad’ов. Позволяет создавать линейные истории с использованием паралакс-эффектов, широкоформатных снимков, галерей с подписями к фотографиям. Вставка видеофайлов не предусмотрена. |
Storehouse | приложение для телефонов и планшетов от Apple. Дает возможность создавать истории с линейной структурой, вставлять фото из галереи и сторонних ресурсов, загружать видео с устройства. Превью проекта можно добавлять на свой сайт при помощи кода . |
storehouse.co | мобильное приложение для создания лонгридов, доступное в AppStore с iPhone или iPad. Инструментарий серьезный – лонгриды, сделанные при помощи этого сервиса, выглядят очень впечатляюще. |
Pixotale | можно создавать лонгриды линейной структуры, добавлять в проект текст, цитаты, фото, видео и даже карты. |
sutori.com | бесплатный онлайн-сервис для создания мультимедиаисторий. Истории с фото, видео, текстом, цитатами, ссылками и опросами. С помощью этого сервиса легко создать интерактивный материал, легко читаемый с экранов и персональных компьютеров, и мобильных устройств. Подходит для использования новичками. |
2.2 Этапы проектирования и создания лонгрида
Проведенный анализ теоретического материала и представленный анализ существующих онлайн-сервисов для создания лонгридов, позволил приступить к созданию собственного лонгрида, посвященного вопросам работы над проектом.
По своей структуре лонгриды напоминают конструктор, он собирается из отдельных историй, фрагментов, дополняется поясняющей информацией и медийным материалом, все элементы объединяются темой. Композиция некоторых лонгридов организована таким образом, что читатель может начать чтение с любого фрагмента и двигаться в любом направлении. Однако большая часть отечественных проектов имеет хронологическую последовательную структуру.
Как и в любой творческой работе, при написании лонгрида необходимо определиться с темой работы, а также понять, для кого создаётся текст, кто будет читателем, о чём будет он читать. Первым шагом к поиску информации на выбранную тему должно стать определение целевой аудитории и составление портрета читателя.
Исходя из этих данных, определяется идея и выбирается фокус, под которым будет освещена тема в лонгриде. В зависимости от сформулированной идеи раскрытия темы начинаются сборы необходимой информации для написания лонгрида.
В дальнейшем требуется осмыслить собранную информацию и составить логическую схему построения текста, в которой определяется логическая последовательность подачи материала. С опорой на логическую схему построения текста нужно разработать композиционный план лонгрида. Для лонгрида составление плана является обязательным этапом, потому что легко запутаться в больших объёмах информации и упустить важное. Некоторые исследователи предлагают для составления композиционного плана использовать карточки, чтобы было проще продумать построение материала и подобрать сопровождающие текст элементы: фото, видео и аудио, графики, диаграммы, инфографику, интерактивные изображения и прочее.
После того, как весь текстовый и медийный материал подготовлен, его можно оформлять и публиковать.
Мой лонгрид – это скорее мультимедийный лонгрид, который содержит материал для привлечения читателей оформлением, познавательным контентом. Работу над лонгридом выполнял согласно представленному выше алгоритму. Содержание работы согласно каждому этапу представил в виде следующей таблицы.
Наименование этапа | Содержание этапа | Выполнение работ |
1 этап: планирование | выбор темы ее предварительное исследование | «Проект - это интересно и быстро!»; - изучался представленный учителем материал, материал электронных статей, исследование различных онлайн-сервисов, поиск оптимального сервиса для решения поставленной задачи |
разработка идеи, концепции подачи материала, предварительное определение жанровых характеристик и формата лонгрида | Рабочая идея лонгрида – привлечь внимание одноклассников и одношкольников и вызвать интерес у них к вопросу организации проектной деятельности; мультимедийный лонгрид; Мой лонгрид – это моя история о том, как я работал над проектом. |
создание сценария работы над материалом | Выделил основные разделы лонгрида (они совпадают с этапами работы над проектом): выбор темы оформление теоретической части проекта выполнение практической части проекта подготовка презентации к защите проекта публичная защита проекта |
2 этап: создание | разработка раскадровки лонгрида | Продумал текстовый и графический контент каждого выделенного раздела лонгрида |
выбор инструмента (онлайн-сервисов, конструкторов) для создания лонгрида | В качестве сервиса для реализации лонгрида был выбран онлайн-сервис sutori.com. Он прост и подходит для начинающих. |
ревизия собранного материала | В процессе ревизии материала для наполнения лонгрида оказались подготовленными: - 16 текстовых фрагментов; - 14 графических фрагментов. |
работа с собранным материалом (редактура текстового и графического материала, формирование визуальных блоков); | «обрезал» необходимые картинки, отредактировал подобранный текст, выдерживая стилистику и призывной характер лонгрида |
сбор лонгрида из отдельных частей согласно раскадровке. | сбор лонгрида осуществлялся с помощью онлайн-сервиса sutori.com согласно выделенным ранее разделам лонгрида и наполняя каждый раздел подготовленным заранее текстовым и графическим контентом |
3 этап: публикация | тестирование лонгрида на различных устройствах и в различных браузерах | Для тестирования лонгрида на компьютере и смартфоне сгенерировал ссылку: https://www.sutori.com/story/proiekt-eto-intieriesno-i-bystro--FVEraWtu6ADQbCmJdBoXiBpw Эту ссылку можно использовать для просмотра и знакомства с содержанием лонгрида |
анонсирование материала и его продвижение | Разослал ссылку одноклассникам и руководителю проекта |
После того, как весь текстовый и медийный материал подготовлен, его можно оформлять и публиковать. Ссылка, по которой опубликован лонгрид, выполненный в рамках работы над проектом:
https://www.sutori.com/story/proiekt-eto-intieriesno-i-bystro--FVEraWtu6ADQbCmJdBoXiBpw
Подводя итог всей проделанной работе, необходимо отметить , что начинать создание лонгрида следует, как и любое творческое произведение, с составление плана, который детально продумывается с опорой на основную тему работы и замысел. Мы решили создать лонгрид для того, чтобы привлечь внимание одноклассников к проектной деятельности. Учитывая аудиторию, для которой мы создавали лонгрид, в качестве площадки для размещения, планируемого лонгрида решили избрать социальную сеть «Вконтакте» и мессенджер «WhatsApp». В этой социальной сети зарегистрированы большинство моих одноклассников и одношкольников, обучающихся в нашей школе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Появление лонгрида в XXI веке было предсказуемо. Современный читатель потерял интерес к быстро сменяющимся информационным заметкам, он предъявляет иные требования к информации и к способу ее подачи. Для современного читателя лонгрид – возможность подробно разобраться в интересующих его событиях и материалах, для журналистов –привлечь еще больше интернет-пользователей.
Лонгрид – это текст, который дает развернутое представление читателю о предмете своего отражения. Лонгрид - это особый формат журналистского текста, создающийся на отдельной странице; отличающийся большим объемом и продолжительностью материала во времени; сочетающий в себе все многообразие аудиовизуальных, графических средств; основанный на мультимедийном интерактивном контенте.
В работе было рассмотрено несколько наиболее известных лонгридов, опубликованных в интернет СМИ.
Выводы, сделанные из изучения теоретического материала по выбранной теме и знакомство с реальными работами, выполненными в данном формате стали основой для планирования собственного лонгрида. Отличительной особенностью нашего лонгрида стало то, что он основывается на необходимом и актуальном для моих одноклассников вопросе проектоной деятельности, т.к. цель написания данного лонгрида- привлечь внимание к ней.
Таким образом, проведенное изучение теории лонгрида как мультимедийного формата, знакомство с работами в данном формате и собственная практика по созданию лонгрида позволяет нам говорить о том, что задачи, поставленные в данной работе, решены. Созданный лонгрид размещен по ссылке: https://www.sutori.com/story/proiekt-eto-intieriesno-i-bystro--FVEraWtu6ADQbCmJdBoXiBpw
Список использованных источников
Мультимедийный лонгрид как новый журналистский формат.- http://journals.tsu.ru/uploads/import/1357/files/04-121.pdf (дата обращения: 16.04.2020)
Колесниченко А.В. Длинные тексты (лонгриды) в современной российской прессе / А.В. Колесниченко // Медиаскоп. — 2015. — №1 // URL: http://www.mediascope.ru/node/1691 (дата обращения: 18.04.2020)
Просто длинный текст – еще не лонгрид: как интернет-издания осваивают новый формат.- http://mediakritika.by/article/3133/prosto-dlinnyy-tekst-eshche-ne-longrid-kak-internet-izdaniya-osvaivayut-novyy-format (дата обращения: 18.04.2020)
Интерактивные статьи, которые учат по-новому рассказывать истории. http://mediakritika.by/article/2212/interaktivnye-stati-kotorye-uchat-po-novomu-rasskazyvat-istorii (20.04.2020)
Колесо жизни.- https://kolesogizni.com (23.04.2020)
Лонгрид как мультимедийный формат медиатекста. http://journals.tsu.ru/uploads/import/1357/files/04-121.pdf (03.05.2020)
Лонгрид как разновидность креолизованного текста.- http://www.mediascope.ru/2270 (03.05.2020)
Лонгрид, сноуфолл, мультимедийная история.- http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/phylolog/2015/02/2015-02-22.pdf (05.05.2020)
Мультимедийный лонгрид как новый журналистский формат.- http://journals.tsu.ru/uploads/import/1357/files/04-121.pdf (05.05.2020)
Перевал Дятлова.- http://dyatlov.looo.ch/p/tovarisch-kirilenko (06.05.2020)
ПРИЛОЖЕНИЕ Скриншоты разделов созданного лонгрида «Проект – это интересно и быстро!»