СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Ерёмина В. по теме: "Социальные «сети»: почему подростки предпочитают живому общению виртуальное". Руководитель проекта Липкина Е.В.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект занял второе место в районном конкурсе ученических проектов.

Просмотр содержимого документа
«Проект на тему Социальные сети Быстровка»

ФЕСТИВАЛЬ УЧЕНИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ - 2017


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Быстровка»

Искитимский район



ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ:


Социальные «сети»:

почему подростки предпочитают

живому общению виртуальное





Выполнил: учащийся 10 класса

Ерёмин Вячеслав,

Руководитель: Липкина Е.В.,

учитель русского языка, литературы и

МХК 1 квалификационной категории





















2017 год

ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение………………………………………...………………………………3


1. Общение как социальная потребность……………………………….…….5


2. Виртуальное общение – что это?..................................................................7


2.1. Особенности общения через Интернет………………….……………….7


2.2 Причины обращения к виртуальному миру………………………………9


3. Социальные сети: польза или вред?..............................................................10


4. Анализ опроса «Социальные сети»………………………………………11


Заключение……...………………………………………………………………13


Список литературы…………………………………………………………..…14


Приложения…………..…………………………………………...…………….16
















ВВЕДЕНИЕ

Общение — это обмен информации с помощью языка или жестов. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией. Стремительное развитие техники привело к появлению виртуального общения. Данный вид общения становится все более и более популярным, человеку незачем выходить на улицу, чтобы дойти до магазина, нет необходимости ходить в гости, в театр в кино, все можно через Интернет (и купить что-нибудь, и познакомиться с человеком).

Как часто в школе на уроках можно увидеть такую ситуацию, что учащиеся вместо того, чтобы слушать учителя, работать, усваивать новые знания сидят в социальных «сетях», или на переменах также рассматривают фотографии на своих страницах. Современные дети часто имеют низкие коммуникативные навыки, так как в основном общаются виртуально. Виртуальный мир позволяет каждому человеку рассказывать о своих переживаниях, впечатлениях, предоставляет доступ к личной информации других людей. Но здесь возникает вопрос: почему многие из нас готовы делиться своей личной информацией с всемирной паутиной, а не с близкими людьми? Работая над проектом, я попробовал разобраться в причинах проблемы, и выяснить пути ее решения.

Цель проекта: исследование проблемы интернет - зависимости, степени распространенности и особенностей этого явления среди старшеклассников нашей школы.

Задачи:

1.Выяснить основные причины перехода к виртуальному общению.

2. Определить степень опасности и пользы виртуального общения.

3. Определить, какой тип общения преобладает у подростков в МКОУ “СОШ с.Быстровка”.

4. Разработать рекомендации по преодолению зависимости от общения в социальных «сетях» для подростков.

Гипотеза: Если люди будут проводить в социальных «сетях» каждый день более пяти часов, то с течением времени виртуальное общение вытеснит реальное.

Объект исследования: учащиеся школы и социальные «сети».

Предмет исследования: предпочтения учащихся нашей школы в общении.

Практическая значимость работы: рекомендации, разработанные в результате исследования, можно применять педагогам, классным руководителям, родителям при воспитании детей.

Актуальность проекта: В настоящее время трудно представить нашу жизнь без мобильного телефона, компьютера и конечно сети Internet, а вместе с этим и социальных сетей. И как же молодому, растущему, развивающемуся человеку не запутаться и не попасть в зависимость от такого разнообразия? Какое место в нашей жизни занимают социальные сети? Как они влияют на нас, помогают или же только отнимают время?

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Ход работы:

Этапы проекта

Временные рамки

Планируемый результат

Постановка задачи

1-4 января

Выбор темы, определение целей и задач.

Отбор источников


5-8 января

Изучение теории по теме.

Анализ и обобщение полученных данных, составление плана проекта

8-11 января

Отбор материала по теме проекта, составление опросника и теста по теме, определение формы представления проекта.

Работа над проектом

12-22 января

Проведение опроса и тестирования среди старшеклассников школы и обработка результатов.

Выполнение проекта

22-31 января

Написание текста работы и составление презентации к ней.

Представление и защита проекта

7 февраля

Положительная оценка судий и аудитории.

Работа начата в начале января и завершена в начале февраля.

Современный мир предоставляет широкий спектр информационных услуг, мир становится ближе, расстояние и время сокращается. Главная заслуга в этом принадлежит Интернету и социальным «сетям». Родители, педагоги, психологи и врачи бьют тревогу о том, что современные подростки большую часть свободного времени проводят в сети Интернет. Можно предположить, что виртуальное общение не просто заменяет реальное общение, а его вытесняет, значит необходимо подтвердить или опровергнуть данную гипотезу.

1.Общение как социальная потребность

Общение – установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга. Сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе, общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом. В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства. Содержание общения – информация, которая в меж индивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди. Цель общения отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.1

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации. Из определения общения вытекает, что это сложный процесс, в который входят три составляющие:

коммуникативная сторона общения (обмен информацией между людьми); интерактивная сторона (организация взаимодействия между индивидами);

перцептивная сторона (процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления взаимопонимания).

Таким образом, можно говорить об общении как организации совместной деятельности и взаимоотношении включенных в нее людей. Изучая материал по теме общения в современном мире, я столкнулся с проблемой, которую поднимают учителя, родители, психологи. Современные дети все больше времени проводят сидя за компьютером, в сетях Интернета. На реальное общение времени остается все меньше. Меня заинтересовала эта ситуация, и я решил выяснить, насколько виртуальный мир заменяет нам реальность. Большинство людей убегают от реальных проблем в виртуальный мир. Проходит некоторое время и, не осознавая это, мы начинаем воспринимать виртуальный мир как часть реального. Для людей, которые редко общаются при помощи Интернета, мало знакомы с таким понятием как виртуальный мир, а тот, кто общается значительно больше данным способом, понимают намного глубже. Многие подростки затрудняются ответить на вопрос: где вы по-настоящему больше общаетесь с удовольствием, в реальной или виртуальной жизни? Зачастую происходит, что на общение с близкими людьми, друзьями нам не хватает времени. А в виртуальном мире такое общение дается легко и просто, более доступно. В Интернете возможно найти близких людей с одинаковыми интересами на жизнь. Интернет – знакомые не знают вас лично, и можно без опаски открыться им, рассказать свои мысли, переживания и мечты. Вот та степень откровенности, которую мы можем позволить в виртуальном мире. Здесь возможно легко забыть обо всех проблемах. В виртуальном мире многие дают выход своим ужасным наклонностям, которые не проявляют в реальном мире. Есть такой вид как «тролли»: пользователи Интернета, которые провоцируют на конфликт других пользователей. Людям, которых вы знаете только в виртуальном мире, нельзя верить, что бы они ни рассказывали, в каких бы чувствах не признавались, так как Вы не располагаете никакими сведениями, подтверждающими их порядочность. Пользователи социальных сетей пребывают в иллюзии близости, общения. Виртуальное общение пропитано обманом, как любые другие формы зависимости. Кто-то, к превеликому сожалению, зависим от алкоголя, наркотиков, курения, кто-то от социальных сетей.


2. Виртуальное общение – что это?

2.1.Особенности общения через Интернет


В современном мире, общение - это основной способ передачи информации. Сегодня актуально виртуальное общение, которое на данный момент занимает одно из первых мест среди молодѐжи. Разговаривать с помощью компьютера намного проще. Виртуальный мир и общение в Интернете стало настолько популярным, что многие люди порой забывают об общении реальном. Всемирная паутина предлагает нам разнообразные способы обмена информацией. Каждый выбирает то, что ему «по вкусу». Сейчас существуют сайты, где ты можешь найти человека, которого не видел много лет. Наиболее универсальное средство компьютерного общения - это электронная почта. Она позволяет пересылать сообщения, фотографии, презентации, документы за считанные секунды в любой угол мира. Каждый пользователь

e-mail имеет свой электронный адрес. Электронная почта гораздо удобней обычной «бумажной». Во-первых, для отправки письма вам не нужно покупать конверт и идти до ближайшего почтового ящика. Достаточно просто воспользоваться Интернетом. Во-вторых, ваше письмо приходит адресату сразу же после отправки. Это очень удобно, так как вы тут же можете получить ответ и отреагировать на него. В-третьих, копию вашего письма можно отправить сразу же нескольким адресатам. Так что в целом, e-mail – средство скорого, простого и продуктивного общения. Кроме того, через электронную почту можно обмениваться файлами, такими как видео, фото или музыка.

Основные особенности виртуального общения, которые так привлекают молодежь:

• Анонимность и невидимость. За счет анонимности и невидимости подростки скрывают чувства или показывают отсутствующие переживания. Многие теряют значение возраста, социальный статус, внешнюю привлекательность или умение общаться. Поэтому многие пользователи интернета считают, что «легче вести серьезный разговор», «люди реже обижаются, потому что там это бессмысленно - все равно не видно, как ты обижаешься», «можно общаться с непривлекательными (внешне) людьми, и их уродливость не мешает общению», «можно говорить на равных с человеком значительно старше тебя, и это не мешает общению, хотя ты знаешь, что он старше».

• Добровольность и желательность контактов. Пользователь добровольно завязывает контакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент.

• Стремление к нетипичному поведению. Зачастую пользователи представляют себя с иной стороны, чем в условиях реальной жизни, проигрывают не реализуемые роли, сценарии поведения. В виртуальной среде вы вообще можете быть, кем хотите, выглядеть как угодно, быть существом любого пола по выбору, слова для вас без ограничений характерных для материального мира.

• Стремление к эмоциональному наполнению текста. Это выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций - «смайликов» или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания).1

    1. Причины обращения к виртуальному миру

Невостребованность собственных ресурсов, возможностей в реальной жизни. Человек не может найти себе место в жизни, среди реальных людей. Обычно это происходит с творческими людьми, их взгляды на жизнь часто не разделяют окружающие люди и не так трактуют их произведения искусства. Такое явление также актуально для подростков, которые начинают думать о своём будущем и для взрослых, которые понимают, что выбрали неправильный путь в жизни. Недостаточное насыщение общением в реальных контактах. У человека очень мало друзей, людей, которые его поддерживают, понимают, это может быть связано со многими причинами, рассмотренными выше. Отсутствие объективной возможности «живого» общения, нехватка времени для реального общения. В условиях современной жизни большая часть времени уходит на работу, учебу и на удовлетворения потребностей, в связи с этим у человека нет сил и нет времени на устройство личной жизни и реальное общение.1

Неумение и нежелание общаться в реальной жизни. Эта причина противоположна предыдущей, то есть у человека есть возможность реального общения, но он сознательно от него отказывается, так как не желает прикладывать усилия на развитие своих коммуникативных качеств. Нередко это можно наблюдать и в жизни: очень часто находясь среди людей, даже знакомых, человек достает телефон и выходит в Интернет, выбирая виртуальное общение.

Проблема свободного времени у молодежи. Многие выходят в Интернет «от нечего делать», чтобы скоротать время, что является признаком неправильного распределения свободного времени. Этому способствует отсутствие детских и молодежных клубов, нежелание самой молодежи принимать участие в активной деятельности, которая слоняется по улицам или сидит дома, родительская невнимательность к развитию детей, которых не отдают в спортивные секции или другие кружки, где дети могли бы непосредственно учиться общению.

Возможность реализации качеств личности, проигрывания ролей, переживания эмоций, по тем или иным причинам не удавшихся в реальной жизни, с помощью общения в Сети. Позволяет это сделать некоторые особенности Интернета, такие как анонимность, нежесткая нормативность, своеобразие процесса восприятия человека человеком.



3. Социальные «сети»: польза или вред?

Социальные сети в настоящее время стали неотъемлемой частью жизни миллионов людей во всем мире. Эти сервисы позволяют людям объединяться в группы с теми, кто разделяет их интересы. Кроме того, с их помощью удобно искать бывших одноклассников, сослуживцев, однополчан и знакомых из других городов. По этой причине огромное количество людей проводит массу времени на этих сайтах, общаясь со старыми друзьями и находя новых приятелей. Вряд ли при этом они задумываются о преимуществах и недостатках социальных сетей. Каковы же они на самом деле? 
Социальные сети имеют массу положительных качеств. Во-первых, как уже было сказано, они позволяют людям находиться на связи, даже если они проживают в разных городах и даже странах. При этом можно полноценно общаться с собеседниками, делиться с ними новостями из своей жизни, демонстрировать собственные фотографии, давать ссылки на интересные сайты. 
Впрочем, сегодня социальные сети используются не только в развлекательных целях. В настоящее время многие ищут с их помощью работу, занимаются самообразованием, а число тех, кто обрел свою вторую половину благодаря данным сервисам, постоянно растет. И, тем не менее, социальные сети имеют не только плюсы, но и минусы. Каковы же их отрицательные черты? 
Как это ни удивительно, недостатки данных сервисов являются не чем иным, как обратной стороной их достоинств. Так, все знают, что социальные сети являются удобными платформами для разностороннего общения. Однако, многие настолько погружаются в это общение, что не замечают ничего вокруг. Целыми днями они просиживают на любимых сайтах, постоянно просматривая страницы друзей и обмениваясь сообщениями с ними. Работа и учеба при этом нередко уходят на второй план, ведь они гораздо менее интересны, чем возможность неотрывно следить за жизнью друзей. Если вы замечаете у себя признаки зависимости от социальных сетей, обязательно установите для себя определенные ограничения на их посещение (к примеру, пообещайте себе проводить там не более двух часов в день)

4. Анализ опроса «Социальные сети»

Что притягивает подростков посещать и днем и ночью просторы Интернета? Самая главная проблема состоит в том, что многие молодые люди становятся полностью зависимы от Интернет - общения, они уже не могут представить свою жизнь без неѐ. Постоянно взаимодействуя друг с другом посредством online - переписки, они забывают про личное общение, некоторые пользователи начинают тратить свои деньги на платные ресурсы. Со временем у человека может развиваться патологическая необходимость постоянного пребывания на сайте, от которой он уже не может избавиться самостоятельно. Острая тяга к пользованию сетевыми ресурсами – это своего рода болезнь, которая может возникать из-за каких-либо личностных или психологических проблем.

Так что же приводит людей к добровольной зависимости? Психологи давно столкнулись с такой проблемой в современном мире, как «одиночество в толпе»: человек, находясь в коллективе, всѐ равно остается одиноким, проводя большую часть своего времени наедине с компьютером, и это, конечно же, не может не накладывать свой отпечаток на особенности поведения личности. А между тем, человеку нужна не только возможность чувствовать себя частью общества, но и также очень важно выделиться как личность, чему очень способствует нахождение в социальных сетях. Время, проводимое человеком за просмотром фотографий и видео из жизни знакомых, иногда сильно превышает время, отведенное на выполнение профессиональных обязанностей, это приводит к снижению работоспособности. Больше всего зависимости от Интернет - общения подвержены люди, ведущие достаточно скучный образ жизни, посредством сетей они повышают свою самооценку, пытаясь выдать информацию, представленную на странице, за действительную, некоторые настолько верят в созданный ими образ, что начинают избегать личных встреч и общения. К сожалению, при знакомстве люди чаще стали давать адреса своей персональной страницы, нежели номера телефонов, и очень многим гораздо проще спросить простое «Как дела?» посредством Интернета, чем позвонить и поинтересоваться лично.

Выполняя данную исследовательскую работу, мне было необходимо узнать, какая часть опрошенных школьников общается в социальных «сетях», какое общение они больше всего предпочитают и действительно ли виртуальное общение доминирует над реальным. Участники: учащиеся 7-11-х классов МКОУ «СОШ с.Быстровка», всего 41 человека (из 56 учащихся-старшеклассников). Метод: анкетирование и тестирование (см. Приложение 1,2), анализ опроса в Приложении 3.

Также я составил ряд советов, которые помогут избавиться от интернет-зависимости (см. Приложение 4).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Интернет-общение является наиболее распространенным видом общения. Люди вследствие развития технологий и распространения Интернета стали больше времени проводить за виртуальным общением. В этом мире они чувствуют себя уверенней, здесь можно оставаться анонимным или просто не показывать эмоций, которые видны при реальном общении. Работая над темой, я пришел к следующим выводам:

1. Большинство подростков в свободное время посещают Интернет.

2. Интернет используют для общения в социальных сетях.

3. Распространённым сайтом является «Вконтакте».

4.Подростки в день проводят примерно 3- 4 часа в соц. сетях.

5. Многие общаются при помощи интернета из-за анонимности.

6. Большинство считают, что виртуальное общение не заменило реальное.

Таким образом, гипотеза, что виртуальное общение заменило реальное, пока не подтвердилась. Однако тенденции уже наметились и давно! Но стоит ли тратить все свое свободное время на социальные сети? Тем более, если у вас нет никаких интересов, кроме как бродить бессмысленно по просторам Интернета. Возможность посещать Интернет безгранична: можно общаться с друзьями, поиграть, послушать музыку, посмотреть фильмы, найти материалы необходимые для учебы, но не становиться рабом своего компьютера. Стоит очень серьезно задуматься, не являетесь ли вы зависимыми от Интернета. Симптомы Интернет – зависимости: частая проверка почты; сокращение времени на прием пищи, еда перед монитором; жалобы окружающих на долгое сидение за компьютером; игнорирование обязанностей; невозможность сократить время пребывания в Интернете; пропуск еды, учебных занятий, встреч или ограничение времени для сна ради возможности быть в Интернете; вход в Интернет с целью уйти от проблем.

Виртуальный мир интересен. В нем мы пытаемся убежать от реальных проблем, и даже от самого себя. Порой, в виртуальном мире мы можем раскрыться, рассказать то, чего мы не можем сказать в реальном мире даже близким друзьям. Виртуальное общение не может заменить контакт с живыми людьми. Виртуальный мир – это лишь частичка реального.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ


  1. Аксак, В. А. Общение в сети Интернет. Просто как дважды два /В.А. Аксак. – М., 2006 год.

  2. Климкович, Е.А. Компьютерная зависимость: реальная и виртуальная жизнь современных подростков / Е.А. Климкович. – М., 2011.

  3. Кондратьев, Г.Д. Общение в Интернете и ICQ. Легкий старт / Г.Д. Кондратьев. –М., 2005.

  4. Копыл, В.И. Общение в Интернете 2005.

  5. Аудитория  Рунета: точки  роста // ФОМ.  —  2012.  —  Режим  доступа: http://bd.fom.ru/report/cat/smi/smi_int/pressr_190111 

  6. Гаврилов, Г.И. Популярные социальные сети / Г.И. Гаврилов // Большой вопрос. ru. Режим доступа: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/634948-pochemu-socset-vkontakte-tak-populjarna-u-shkolnikov.html

  7. Изотова, Е.И.Особенности  виртуального  общения  современного  подростка:  предикторы  выбора // Мир  психологии:  Научно-методический  журн.  —  2010.  —  Режим  доступа: http://www.twirpx.com/file/335566

  8. Интернет в России. Выпуск 36.Зима 2011—2012 // ФОМ. 2012. Режим доступа. http://runet.fom.ru/Proniknovenie-interneta/10420

  9. Интернет  сегодня  (февраль-апрель  2012) //  ВЦИОМ.  —  2012.  — Режим доступа: http://www.old.wciom.ru/fileadmin/news/2012/Duzhnikova_internet-2012_wciom.pdf .

  10. Леонтович,  О.А.  Проблемы  виртуального  общения / О.А. Леонтович // Полемика. 2000.  № 7.Режиим доступа. http://www.irex.ru/press/pub/polemika/07/leo 

  11. Макеенкова, Е. Зависимость от социальных сетей / Е. Макеенкова // Мир советов: читай и применяй. Режим доступа: http://mirsovetov.ru/a/psychology/psychologic-trick/dependence-social-networking.html (Дата обращения: 12.02.2014 год).













Приложение 1

Опрос по теме «Общение в социальных «сетях»

1. Зарегистрированы ли вы в социальных сетях?

А) Да

Б) Нет

2. Как часто вы общаетесь в социальных «сетях»?

А) Больше пяти раз в день

Б)1 раз в день

В)1 раз в неделю

Г)1 раз в месяц

Д) Реже 1 раза в месяц

3. В каких социальных «сетях» вы зарегистрированы? (свой вариант)

4.Сколько времени в день вы проводите в социальных «сетях»?

А) Менее часа

Б)1-2 часа

В) 3-4 часа

Г)5-6 часов

Д)7-10 часов

5. С какой целью вы общаетесь в социальных «сетях»?

А)Поиск различной информации

Б) Просмотр фотографий, видеороликов, поиск фильмов и музыки

В)Игры

Г) Захожу на страницу «от скуки»

6. Сколько у вас друзей? (Свой вариант)

7. Всегда ли вы размещаете в соц. Сетях подлинную информацию?

А) Да

Б) Нет

8. Какие по вашему преимущества виртуального общения?

А) Мобильность

Б) Анонимность

В) Круг общения шире

9. Как вы думаете, виртуальное общение вытесняет реальное?

А) Да

Б) Нет






Приложение 2



Тест на определение степени интернет - зависимости

Для определения степени своей зависимости ответьте на нижеследующие вопросы, используя предложенную шкалу:

0 – это ко мне не относится

1 – редко

2 – время от времени

3 – иногда

4 – часто

5 – всегда

 Как часто вы остаетесь on-line дольше, чем намеревались?

 Насколько часто вы игнорируете домашние обязанности, чтобы подольше побыть в сети?

 Завязываете ли вы новые отношения с пользователями интернета?

 Насколько часто окружающие жалуются, что вы проводите за компьютером слишком много времени?

 Бывает ли, что ваше обучение в школе или институте страдает из-за того, что вы проводите слишком много времени on-line?

 Как часто вы проверяете почту, прежде чем заняться необходимыми делами?

 Как часто продуктивность вашей работы страдает из-за погруженности в интернет?

 Бывает ли, что вы принимаете оборонительную позицию или становитесь скрытным, когда кто-то спрашивает, что вы делаете в сети?

 Насколько часто вы стремитесь заместить тревожные мысли о своей жизни успокаивающими мыслями об интернете?

 Часто ли вы предвкушаете очередной сеанс on-line?

 Бывает ли, что вы ощущаете, что жизнь без интернета была бы скучной, пустой и безрадостной?

 Часто ли вы раздражаетесь, кричите и выходите из себя, когда кто-то мешает вам во время сеанса on-line?

 Насколько часто вы отказываете себе во сне из-за ночных вхождений?

 Когда вы вне сети, насколько часто вас захватывают мысли об интернет или фантазии о подключении?

 Как часто вы, находясь on-line, говорите себе: «ну еще несколько минуточек"?

 Пытались ли вы сократить время пребывания в сети, но безуспешно?

 Часто ли вы пытаетесь скрыть от других продолжительность вашего пребывания в сети?

 Как часто вы предпочитаете интернет общению с людьми?

 Как часто у вас ухудшается настроение, появляется раздражительность или подавленность, когда вы вне сети, исчезающие, как только вы подключились?

Итоговая цифра в интервале от 20 до 49 – вы обычный пользователь интернет. Временами вы остаетесь в сети немного дольше, чем обычно, но вы в состоянии контролировать использование Интернета.

Итоговая цифра в интервале от 50 до 79 – вы сталкиваетесь с проблемами по причине чрезмерного использования Интернета время от времени или часто. Вам нужно обратить внимание их на влияние на вашу жизнь.

Итоговая цифра в интервале от 80 до 100 – чрезмерное использование Интернета породило значительные проблемы в вашей жизни. Вам необходимо осознать влияние Интернета на вашу жизнь и заняться проблемами, напрямую связанными с использованием Интернета.














Приложение 3

Анализ и результаты опроса по теме «Общение в социальных «сетях»

(приложение 1)


Первый вопрос: «Зарегистрированы ли вы в социальных «сетях?»


Можно сделать вывод, что 39 человек из 41 (это примерно 95%) пользуются социальными сетями.

В торой вопрос: «Как часто вы общаетесь в социальных «сетях?»


Можно сделать вывод, что 31 человек из 41 опрошенных общаются в социальных сетях больше пяти раз в день.

Третий вопрос: «В каких соц. «сетях» вы зарегистрированы?»



Наиболее популярной социальной сетью для старшеклассников является «Вконтакте», кроме этой социальной сети популярностью пользуются «Одноклассники». Социальная сеть «Вконтакте» является самой массовой в Рунете – более 20 млн. пользователей и ориентировано на молодежную аудиторию. Что привлекает молодежь? ВК была первой на этом рынке на территории России, это своего рода культ молодежи, ведь она появилась не как дополнение от mail.ru, а как отдельный проект, без привязки к чему-либо. А кто любит все новое? Конечно, молодежь. Первыми заядлыми «контактерами» были именно подростки, они и повернули развитие сети в свое русло, и требовали тех нововведений, которые они хотели бы увидеть. Еще один немаловажный факт, что на заре своего расцвета ВК была очень легкой (в плане трафика) сетью, а ведь в свое время не было таких доступных безлимитных тарифов, которых сейчас множество! У молодежи не так много денег, чтобы все тратить на трафик! Это как снежный ком, который сейчас уже что-то большее чем просто социальная сеть! «Вконтакте» очень удобно пользоваться с учебными целями. Для этого необходимо создать группу, где все выкладывают вопросы по экзаменам, лекции и так далее. Также можно легко организовывать встречи. На страницах это социальной «сети» большой выбор музыки и лёгкий её поиск.1

Однако, об этом интернет – ресурсе есть и много негативной информации. Например, что на страницах «Вконтакте» можно найти фотографии порнографического содержания, видеоролики, призывающие к насилию, масса нецензурной лексики. Этот факт также должен заставить задуматься как детей, которым нравится это сеть, так и взрослых, которые их окружают (родителей, педагогов).

Четвертый вопрос: «Сколько времени в день вы проводите в социальных «сетях»?»


На основании диаграммы можно судить, что преобладающая часть учеников проводит в соц. Сетях более 1 часа в день. Наиболее распространенный временной промежуток 3- 4 часа. Тревожный знак, особенно если учесть рекомендации врачей и психологов о том, что за компьютером нужно проводить не больше двух часов в день с перерывами. Бесконтрольное погружение в виртуальную реальность отрицательно влияет и на психику, и на физическое здоровье. 2

Пятый вопрос: «C какой целью вы общаетесь в социальных «сетях?»

На основании данных диаграммы можно сделать вывод, что большинство опрошенных используют социальные «сети» для организации досуга. Также, нужно обратить внимание на тот факт, что 22% опрошенных заходят на свою страничку в сетях «от скуки». Это достаточно большая цифра. Можно говорить о признаках зависимости от виртуального мира.

Шестой вопрос: «Сколько у вас друзей?

На основании диаграммы можно сделать вывод, что у большинства опрошенных учеников примерно 100-200 друзей. Количество друзей в социальных «сетях» не говорит о популярности человека в реальной жизни. Это, скорее, является показателем престижности. О человеке, у которого мало друзей на странице, у пользователей складывается впечатление, что он необщителен, замкнут. Происходит подмена понятий «друзья». В действительности, даже на страницах, человек общается только с 1-5 «друзьями».

Седьмой вопрос: «Всегда ли вы размещаете в социальных «сетях» подлинную информацию?»

Примерно половина опрошенных размещают в социальных «сетях» ложную информацию. Это говорит о том, что не всегда нужно верить виртуальным данным. В среде школьников это проявляется особенно ярко. Причем, сами социальные «сети» провоцируют такую ситуацию. Это связано с простыми условиями регистрации своего аккаунта.

Восьмой вопрос: «Какие, по-вашему, преимущества виртуального общения?»

Важная особенность виртуального общения – возможность общаться анонимно, то есть скрывать информацию о себе (половина опрошенных).


Девятый вопрос: «Как вы думаете, виртуальное общение вытесняет реальное?»

50% опрошенных школьников считают, что виртуальное общение будет преобладать, в связи с развитием новых технологий. Но пока, по-мнению других респондентов, живое общение имеет место быть и играет важную роль в жизни человека. На вопрос: «Почему?», чаще всего высказывалось мнение о том, что живое общение приятнее, эмоциональнее.


Анализ теста на определение степени интернет - зависимости

(приложение 2)


Результаты теста показали, что из 41 тестированного старшеклассника лишь 10 человек являются обычными пользователями интернета, 22 человека

сталкиваются с проблемами по причине чрезмерного использования Интернета, а у 9 человек чрезмерное использование Интернета породило значительные проблемы в жизни.

Приложение 4

Как избавиться от своей интернет-зависимости (советы-


рекомендации)

1. Определите свое место в реальном мире. Ищите реальные пути быть тем, кем хочется. Избегайте простых способов достигать цели: бесплатный сыр – только в мышеловке.

2. Виртуальная реальность заполняет «дыры» в жизни. Живите без «заплаток»!

3. Компьютер – это все лишь инструмент, усиливающий ваши способности, а не заменитель цели.

4. Развивать в виртуальной реальности то, что для вас неважно в реальной жизни, - нельзя. Делайте то, что хотите, в реальной жизни!

5. Ищите друзей в реальности. Виртуальный мир дает только иллюзию принадлежности к группе и не развивает никаких действительных навыков общения.

6. Наполняйте жизнь положительными событиями, поступками.

7. Имейте собственные четкие взгляды, убеждения.

8. Пребывайте «здесь и сейчас», а не «там».

9. Научитесь контролировать собственное время за компьютером.



Поймите, что реально только то, что происходит с вами здесь и сейчас, а не в виртуальном мире, сетевые ресурсы даже не заметят вашего исчезновения, зато вы увидите, насколько вам свободней и легче станет без них. Поверьте, что ваш придуманный мир никогда не заменит вам реального общения с людьми. И если так получилось, что у вас нет возможности часто общаться с друзьями, заведите себе домашнего питомца – и вам будет намного приятнее проводить время, ухаживая за ним.
И помните одно, не стоит приносить в жертву свою реальную жизнь, ведь окружающий нас мир гораздо интереснее, научитесь использовать ресурсы социальных сетей с пользой для себя и только по мере острой необходимости.

Берегите себя!


1Аудитория  Рунета: точки  роста // ФОМ.  —  2016.  —  Режим  доступа: http://bd.fom.ru/report/cat/smi/smi_int/pressr_190111 

1Кондратьев, Г. Д. Общение в Интернете и ICQ. Легкий старт / Г.Д. Кондратьев. – М., 2005. С.25.


1Аудитория  Рунета: точки  роста // ФОМ.  —  2016.  —  Режим  доступа: http://bd.fom.ru/report/cat/smi/smi_int/pressr_190111 

1 Гаврилов, Г.И. Популярные социальные сети / Г.И. Гаврилов // Большой вопрос. ru. Режим доступа: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/634948-pochemu-socset-vkontakte-tak-populjarna-u-shkolnikov.html.

2 Макеенкова, Е. Зависимость от социальных сетей / Е. Макеенкова // Мир советов: читай и применяй. Режим доступа: http://mirsovetov.ru/a/psychology/psychologic-trick/dependence-social-networking.html

27


Просмотр содержимого презентации
«Презентация проекта Социальные сети Быстровка»

ФЕСТИВАЛЬ УЧЕНИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ – 2017 Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Быстровка» Искитимский район ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ: почему подростки предпочитают живому общению виртуальное. Выполнил: учащ ийся 10 класса Ерёмин Вячеслав, Руководитель: Липкина Е.В., учитель русского языка, литературы и МХК 1 квалификационной категории  2017 год

ФЕСТИВАЛЬ УЧЕНИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ – 2017

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Быстровка»

Искитимский район

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ:

почему подростки предпочитают живому общению виртуальное.

Выполнил: учащ ийся 10 класса

Ерёмин Вячеслав,

Руководитель: Липкина Е.В.,

учитель русского языка, литературы и МХК 1 квалификационной категории

2017 год

Порой, фантазией реальность заменяя, Мы забываем наш прекрасный мир. Часами по сети гуляем! Да! Интернет - у многих есть кумир. Кто ты: ПАУК в нем или МУХА? Определись! И ситуацией владей! Иначе же в сети сотрется личность, Бесследно ты исчезнешь в ней!

Порой, фантазией реальность заменяя,

Мы забываем наш прекрасный мир.

Часами по сети гуляем!

Да! Интернет - у многих есть кумир.

Кто ты: ПАУК в нем или МУХА?

Определись! И ситуацией владей!

Иначе же в сети сотрется личность,

Бесследно ты исчезнешь в ней!

Как часто в школе на уроках можно увидеть такую ситуацию, что учащиеся вместо того, чтобы слушать учителя, работать, усваивать новые знания сидят в социальных « сетях » , или на переменах также рассматривают фотографии на своих страницах. Возникает вопрос: почему многие из нас готовы делиться своей личной информацией со всемирной паутиной, а не с близкими людьми? Работая над проектом, я попробовал разобраться в причинах проблемы и выяснить пути ее решения.

Как часто в школе на уроках можно увидеть такую ситуацию, что учащиеся вместо того, чтобы слушать учителя, работать, усваивать новые знания сидят в социальных « сетях » , или на переменах также рассматривают фотографии на своих страницах. Возникает вопрос: почему многие из нас готовы делиться своей личной информацией со всемирной паутиной, а не с близкими людьми? Работая над проектом, я попробовал разобраться в причинах проблемы и выяснить пути ее решения.

1.Выяснить основные причины перехода к виртуаль- ному общению. 2.Определить степень опасности и пользы виртуаль- ного общения. 3.Определить, какой тип общения преобладает у подростков МКОУ “СОШ с.Быстровка”. 4.Разработать рекомендации по преодолению зависимости от общения в социальных «сетях» для подростков.

1.Выяснить основные причины перехода к виртуаль-

ному общению.

2.Определить степень опасности и пользы виртуаль-

ного общения.

3.Определить, какой тип общения преобладает у подростков МКОУ “СОШ с.Быстровка”.

4.Разработать рекомендации по преодолению зависимости от общения в социальных «сетях» для подростков.

Если люди будут проводить в социальных «сетях» каждый день более пяти часов, то с течением времени виртуальное общение вытеснит реальное. Объект исследования: учащиеся школы и социальные «сети». Предмет исследования: предпочтения учащихся нашей школы в общении.

Если люди будут проводить в социальных «сетях» каждый день более пяти часов, то с течением времени виртуальное общение вытеснит реальное.

Объект исследования: учащиеся школы и социальные «сети».

Предмет исследования: предпочтения учащихся нашей школы в общении.

В настоящее время трудно представить нашу жизнь без мобильного телефона, компьютера и, конечно, сети Internet , а вместе с этим, и социальных сетей. И как же молодому, растущему, развивающемуся человеку не запутаться и не попасть в зависимость от такого разнообразия? Какое место в нашей жизни занимают социальные сети? Как они влияют на нас, помогают или же только отнимают время?

В настоящее время трудно представить нашу жизнь без мобильного телефона, компьютера и, конечно, сети Internet , а вместе с этим, и социальных сетей. И как же молодому, растущему, развивающемуся человеку не запутаться и не попасть в зависимость от такого разнообразия? Какое место в нашей жизни занимают социальные сети? Как они влияют на нас, помогают или же только отнимают время?

Основные особенности виртуального общения, которые так привлекают молодежь: • Анонимность и невидимость. • Добровольность и желательность контактов. • Стремление к нетипичному поведению. • Стремление к эмоциональному наполнению текста.

Основные особенности виртуального общения, которые так привлекают молодежь:

• Анонимность и невидимость.

• Добровольность и желательность контактов.

• Стремление к нетипичному поведению.

• Стремление к эмоциональному наполнению текста.

Невостребованность собственных ресурсов, возможностей в реальной жизни. Неумение и нежелание общаться в реальной жизни. Проблема свободного времени у молодежи. Возможность реализации качеств личности, проигрывания ролей, переживания эмоций, по тем или иным причинам не удавшихся в реальной жизни, с помощью общения в Сети. Позволяют это сделать некоторые особенности Интернета, такие как анонимность, нежесткая нормативность, своеобразие процесса восприятия человека человеком.
  • Невостребованность собственных ресурсов, возможностей в реальной жизни.
  • Неумение и нежелание общаться в реальной жизни.
  • Проблема свободного времени у молодежи.
  • Возможность реализации качеств личности, проигрывания ролей, переживания эмоций, по тем или иным причинам не удавшихся в реальной жизни, с помощью общения в Сети. Позволяют это сделать некоторые особенности Интернета, такие как анонимность, нежесткая нормативность, своеобразие процесса восприятия человека человеком.
Вред? Польза! -быстрый доступ к информации; - расширение межкультурных связей; - поиск деловых партнеров; - организация досуга.

Вред?

Польза!

-быстрый доступ к информации;

- расширение межкультурных связей;

- поиск деловых партнеров;

- организация досуга.

Вред! Польза? общение в сети в учебное и рабочее время, что резко понижает процессы успеваемости и производительности труда; - зависимость пользователей, превращающаяся в болезнь; - взрывной рост пользователей может привести к утрате многих общечеловеческих ценностей, так как сети не подвластны цензуре; - наличие антисоциальной рекламы может привести к социальным конфликтам; - Пользование сетью отвлекает от форм досуга, призванных поддерживать здоровый образ жизни.

Вред!

Польза?

  • общение в сети в учебное и рабочее время, что резко понижает процессы успеваемости и производительности труда;
  • - зависимость пользователей, превращающаяся в болезнь;
  • - взрывной рост пользователей может привести к утрате многих общечеловеческих ценностей, так как сети не подвластны цензуре;
  • - наличие антисоциальной рекламы может привести к социальным конфликтам;
  • - Пользование сетью отвлекает от форм досуга, призванных поддерживать здоровый образ жизни.

Участники: учащиеся 7-11-х классов МКОУ «СОШ с.Быстровка», всего 41 человека (из 56 учащихся-старшеклассников). Метод : анкетирование и тестирование

Участники: учащиеся 7-11-х классов МКОУ «СОШ с.Быстровка», всего 41 человека (из 56 учащихся-старшеклассников).

Метод : анкетирование и тестирование

По результатам опроса можно сделать следующие выводы:

По результатам опроса можно сделать следующие выводы:

  • 39 человек из 41 (это примерно 95%) пользуются социальными сетями;
  • 31 человек из 41 опрошенных общаются в социальных сетях больше пяти раз в день;
  • наиболее популярной социальной сетью для старшеклассников является «Вконтакте», кроме этой социальной сети популярностью пользуются «Одноклассники»;
  • преобладающая часть учеников проводит в соц. сетях 3-4 часа в день;
  • большинство опрошенных используют социальные сети для организации досуга;
  • у 40% опрошенных учеников в соц. сетях примерно 100-200 друзей;
  • примерно половина опрошенных размещают в социальных сетях ложную информацию;
  • важная особенность виртуального общения – возможность общаться анонимно, то есть скрывать информацию о себе (половина опрошенных);
  • 50% опрошенных школьников считают, что виртуальное общение будет преобладать, НО ПОКА НЕ ЗАМЕНИЛО РЕАЛЬНОЕ.
Результаты теста показали, что из 41 тестированного старшеклассника лишь 10 человек являются обычными пользователями интернета, 22 человека сталкиваются с проблемами по причине чрезмерного использования Интернета, а у 9 человек чрезмерное использование Интернета породило значительные проблемы в жизни.

Результаты теста показали, что из 41 тестированного старшеклассника лишь 10 человек являются обычными пользователями интернета, 22 человека сталкиваются с проблемами по причине чрезмерного использования Интернета, а у 9 человек чрезмерное использование Интернета породило значительные проблемы в жизни.

Итак, гипотеза, что виртуальное общение заменило реальное, пока не подтвердилась. Однако тенденции уже наметились и давно! Но стоит ли тратить все свое свободное время на социальные сети? Тем более, если у вас нет никаких интересов, кроме как бродить бессмысленно по просторам Интернета. Возможность посещать Интернет безгранична: можно общаться с друзьями, поиграть, послушать музыку, посмотреть фильмы, найти материалы необходимые для учебы, но не становиться рабом своего компьютера. 15

Итак, гипотеза, что виртуальное общение заменило реальное, пока не подтвердилась. Однако тенденции уже наметились и давно! Но стоит ли тратить все свое свободное время на социальные сети? Тем более, если у вас нет никаких интересов, кроме как бродить бессмысленно по просторам Интернета. Возможность посещать Интернет безгранична: можно общаться с друзьями, поиграть, послушать музыку, посмотреть фильмы, найти материалы необходимые для учебы, но не становиться рабом своего компьютера.

15

1. Определите свое место в реальном мире. Ищите реальные пути быть тем, кем хочется. Избегайте простых способов достигать цели: бесплатный сыр – только в мышеловке. 2. Виртуальная реальность заполняет «дыры» в жизни. Живите без «заплаток»! 3. Компьютер – это все лишь инструмент, усиливающий ваши способности, а не заменитель цели. 4. Развивать в виртуальной реальности то, что для вас неважно в реальной жизни, - нельзя. Делайте то, что хотите, в реальной жизни! 5. Ищите друзей в реальности. Виртуальный мир дает только иллюзию принадлежности к группе и не развивает никаких действительных навыков общения. 6. Наполняйте жизнь положительными событиями, поступками. 7. Имейте собственные четкие взгляды, убеждения. 8. Пребывайте «здесь и сейчас», а не «там». 9. Научитесь контролировать собственное время за компьютером.

1. Определите свое место в реальном мире. Ищите реальные пути быть тем, кем хочется. Избегайте простых способов достигать цели: бесплатный сыр – только в мышеловке.

2. Виртуальная реальность заполняет «дыры» в жизни. Живите без «заплаток»!

3. Компьютер – это все лишь инструмент, усиливающий ваши способности, а не заменитель цели.

4. Развивать в виртуальной реальности то, что для вас неважно в реальной жизни, - нельзя. Делайте то, что хотите, в реальной жизни!

5. Ищите друзей в реальности. Виртуальный мир дает только иллюзию принадлежности к группе и не развивает никаких действительных навыков общения.

6. Наполняйте жизнь положительными событиями, поступками.

7. Имейте собственные четкие взгляды, убеждения.

8. Пребывайте «здесь и сейчас», а не «там».

9. Научитесь контролировать собственное время за компьютером.

Отключи компьютер и Интернет на пару дней. Не сиди дома. Ходи на прогулки, в кино, в гости… Выбери интересное хобби и активно им занимайся.  Найди работу, которая приносила бы  удовольствие.  Участвуй в психологических тренингах (обретение уверенности в себе). Общайся с приятелями, друзьями, родственниками. Влюбись, тогда мысли будут заняты «второй половиной».

Отключи компьютер и Интернет на пару дней.

Не сиди дома. Ходи на прогулки, в кино, в гости…

Выбери интересное хобби и активно им

занимайся.

Найди работу, которая приносила бы

удовольствие.

Участвуй в психологических тренингах (обретение уверенности в себе).

Общайся с приятелями, друзьями, родственниками.

Влюбись, тогда мысли будут заняты «второй половиной».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ

  • Аксак, В. А. Общение в сети Интернет. Просто как дважды два /В.А. Аксак. – М., 2006 год.
  • Климкович, Е.А. Компьютерная зависимость: реальная и виртуальная жизнь современных подростков / Е.А. Климкович. – М., 2011.
  • Кондратьев, Г.Д. Общение в Интернете и ICQ. Легкий старт / Г.Д. Кондратьев. –М., 2005.
  • Копыл, В.И. Общение в Интернете 2005.
  • Аудитория  Рунета: точки  роста // ФОМ.  —  2012.  —  Режим  доступа: http://bd.fom.ru/report/cat/smi/smi_int/pressr_190111 
  • Гаврилов, Г.И. Популярные социальные сети / Г.И. Гаврилов // Большой вопрос. ru . Режим доступа: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/634948-pochemu-socset-vkontakte-tak-populjarna-u-shkolnikov.html
  • Изотова, Е.И.Особенности  виртуального  общения  современного  подростка:  предикторы  выбора // Мир  психологии:  Научно-методический  журн.  —  2010.  —  Режим  доступа: http://www.twirpx.com/file/335566
  • Интернет в России. Выпуск 36.Зима 2011—2012 // ФОМ. 2012. Режим доступа. http://runet.fom.ru/Proniknovenie-interneta/10420
  • Интернет  сегодня  (февраль-апрель  2012) //  ВЦИОМ.  —  2012.  — Режим доступа: http://www.old.wciom.ru/fileadmin/news/2012/Duzhnikova_internet-2012_wciom.pdf .
  • Леонтович,  О.А.  Проблемы  виртуального  общения / О.А. Леонтович // Полемика. 2000.  № 7.Режиим доступа. http://www.irex.ru/press/pub/polemika/07/leo 
  • Макеенкова, Е. Зависимость от социальных сетей / Е. Макеенкова // Мир советов: читай и применяй. Режим доступа: http://mirsovetov.ru/a/psychology/psychologic-trick/dependence-social-networking.html (Дата обращения: 12.02.2014 год).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя