БОУ « Тарногская средняя общеобразовательная школа»
Конкурс проектов
И для школы и для жизни.
Работу выполнили: обучающиеся 6 – в класса
БОУ « Тарногская средняя общеобразовательная школа».
Руководитель: Ежева Л.А., учитель технологии
БОУ « Тарногская средняя общеобразовательная школа».
Введение
Герой известной сказки Сент-Экзюпери сказал: «Есть такое твердое правило: встал по утру, умылся, привел себя в порядок и сразу же приведи в порядок свою планету...» Если бы каждый из нас придерживался этого правила, то экологических проблем на Земле было бы меньше. Начинать необходимо с малого: своя комната, дом, двор, улица и, конечно же, школа, где мы находимся большую часть светового дня.
Приоритетность экологического образования сегодня признана всем мировым сообществом. Поэтому в настоящее время люди стали все больше внимания обращать на состояние территорий, прилегающих к их дому, месту работы, учебным заведениям и другим объектам социального значения. И многие из указанных территорий, зачастую, требуют значительного благоустройства. Особенностью расположения нашей школы является то, что состояние территории школы всегда в поле зрения односельчан. Школа имеет учебно-опытный участок. Зеленые насаждения однообразны, бывают недостаточно ухожены. Благоустройство и озеленение пришкольного участка играет важную санитарно-гигиеническую и учебно-воспитательную роль. Идея нашего проекта заключается в создании на пришкольной территории ухоженного, эстетически правильно оформленного с элементами ландшафтного дизайна участка, с последующим использованием данной территории для учебной, опытнической, исследовательской и экологической деятельности. Красивый, ухоженный пришкольный участок воспитывает в школьниках эстетические чувства, любовь к родному краю. Свой пришкольный участок в этом году мы хотим украсить не только большим разнообразием цветочно-декоративных растений, но и новыми элементами ландшафтного дизайна, что воспитывает экологическую культуру у учащихся и оказывает эстетическое воспитание молодежи, придавая участку неповторимый колорит. Нам хотелось бы сделать территорию яркой, красивой, что создает положительный настрой для учащихся, учителей,
жителей села. Школьный участок является «зеленым оазисом». Включая каждый год новые элементы ландшафтного дизайна в пришкольную территорию, расширяя цветочно-декоративный отдел и обогащая видовой состав растений, мы сможем повысить уровень культуры не только учащихся школы, но и жителей села.
Таким образом, при правильной организации дела значение работы на пришкольном участке может быть очень велико и многогранно. Работа на пришкольном участке требует систематического труда, множества разнообразных и ежедневных забот.
Актуальность проблемы
Мы выбрали для себя такое направление работы, как декоративное. Это поможет приобрести территории участка красивый яркий вид, а учащимся школы - навыки по уходу за декоративными растениями.
Данное направление работы заинтересовало нас потому, что:
- на пришкольном участке недостаточно элементов ландшафного дизайна;
- на участке отсутствует зона отдыха;
- хозяйственные постройки на участке находятся в аварийном состоянии;
- школьники имеют невысокий уровень природоохранной активности.
Мы считаем, что проект поможет учащимся проявить себя, обрести уверенность. Так родился проект по благоустройству пришкольной территории «И для школы, и для жизни….».
Тип проекта: практико– ориентированный ( творческий, исследовательский)
Направление работы: декоративное.
Сроки реализации проекта: 2013- 2015 годы.
Цели и задачи проекта
Цель проекта: разработать дизайн - проект комплексного благоустройства школьного участка, декоративное оформление пришкольного участка.
Задачи проекта:
- Создать единый дизайн территории пришкольного участка, единое стилевое решение;
- Зонировать территорию участка таким образом, чтобы создать ощущение уюта, и в тоже время удобства для каждого ученика, учителя.
- Сделать территорию пришкольного участка максимально безопасной для любого возраста;
- Изменить ландшафтный дизайн для выдержки единого стиля проекта, для улучшения экологического состояния почвы школьного участка и воздуха;
- Создать удобное, безопасное и эстетически выразительное пространство, используя экономичные и реальные средства.
Практическая значимость: привлечение общественности к значимости проекта; улучшение окружающего ландшафта школьного двора; эстетическое соответствие школы и созданного культурного ландшафта.
Организация проекта по декоративному оформлению пришкольного участка
Организатором проекта выступила инициативная группа, в состав которой входят учителя, администрация, обучающиеся 6 – в и 7 -г классов. Группа выбрала стратегическую линию благоустройства школьного участка. При этом необходимо было ответить на следующие вопросы:
• Каковы основные функции школьного участка: эстетические, обучающие, оздоровительные?
• Как эти функции реализуются сейчас и как мы хотели бы, чтобы они реализовывались?
• Каким должен стать школьный участок? Какие изменения необходимо произвести на школьном участке?
• На какие средства может рассчитывать школа?
• Кто может помочь школе в реализации проект: «И для школы и для жизни….»?
Подготовка к выполнению проекта
В список требований, которым должен отвечать проект, входили следующие позиции:
• Школьный участок в проекте озеленения должен иметь единую композицию.
• Все деревья и кустарники, растущие на школьном участке, должны быть сохранены и включены в общий план проекта.
• Желательно использовать различные виды художественного оформления: садовые скамейки, беседка, газоны, альпийскую горку, водоемы, вертикальное озеленение, живые изгороди и т.д..
• Создание объектов зеленого строительства должно быть посильным для учащихся школы.
Для достижения поставленной цели необходимо:
- изучение литературы по формированию газонов, рабаток, альпинариев;
- сбор информации для подготовки плана участка;
- закупка семян растений, и саженцев, материалов;
- составление сметы, подсчет необходимых насаждений и затрат.
Распределение ролей в проектной группе
Основная часть работы над проектами выполнялась учащимися непосредственно на уровне класса. По желанию учащиеся могли работать индивидуально или группами, или целым классом. Мы выбрали работу в группах.
1.Технологи – Быстрякова Юлия, Жданова Юлия, Корепанов Артем, Мальцев Дмитрий.
Классный руководитель организует работу над проектом « И для школы и для жизни». Совместно с учениками данной группы производился подбор рабочего материала проекта, оформление, подбор литературы. Технологи
выбрали лучшие рисунки, эскизы. При обсуждении и выборе лучшего обращали внимание на оригинальность, проработанность каждого элемента композиции и на реальность осуществления запланированного. Члены группы провели анализ сложности всех объектов композиции, которые предстоит создать, и на основе этого распределили объекты. Разработка технических требований к проекту: составили примерный перечень инструментов, строительных материалов, органических удобрений и других материалов, которые потребуются для создания «объектов зеленого строительства». Провели сбор информации об имеющихся подземных коммуникациях на пришкольной территории. Разработали бюджет проекта.
Бюджет проекта
№ | Наименование | Количество | Цена (руб.) | Сумма (руб.) | |
| | | | | |
1. | Семена цветочных культур | | | 1000 | |
| | | | | |
2. | Приобретение саженцев кустарников и деревьев | | | 2000 | |
3. | Парники | 2 | 5000 | 10000 | |
4. | Приобретение агрохи - мических добавок для окультуривания поч- вы школьных клумб | 5 кг | 60 | 300 | |
5. | Вывоз мусора | 1 телега | 800 | 800 | |
6. | Скамейки | 5 | 500 | 25оо | |
7. | Теплица | 1 | 18000 | 18000 | |
8. | Гравий | 10 куб. | 4000 | 4000 | |
9. | Беседка | 1 | 15000 | 15000 | |
| Итого | | | 53600 | |
2. Конструкторы – Писемский Руслан, Безвытная Мария, Пешкова Татьяна.
Красивый участок – начинается с эскиза, нарисованного на листке бумаги. В классе был объявлен конкурс эскизов пришкольного участка, которые школьники разрабатывали с учетом освещенности территории, состава почв, видового разнообразия цветочно-декоративных растений. Обсудив эскизы, отобрали лучшие, которые содержали новые элементы ландшафтного дизайна. Чтобы создать и поддерживать озелененную территорию в здоровом, эстетически привлекательном состоянии, чтобы композиции зелёных насаждений соответствовали современным архитектурно - планировочным и природоохранительным требованиям, мы детально разработали план озеленения участка школы. Прежде всего, пробудили мечту, фантазию. Каким мы хотим видеть школьный участок? Этой теме были посвящены рисунки ребят. Определили, какие кустарники будут расти, какие цветы и где будут цвести. Вызвав у ребят интерес к проектированию озеленения, составили план работы. Прежде составили схему размещения цветников, декоративных сооружений. На участке использовали красиво цветущие растения такие, как сальвия, георгины, агератум, петунью, анютины глазки и др. При размещении растений учитывали их высоту, форму, окраску цветков и листьев и время цветения, подбирая породы так, чтобы одни декоративные растения в течение сезона сменялись другими.
3.Рабочая группа – Бороздина Надя, Ермакова Лолита, Ефремова Светлана, Смирнова Валерия, Пешков Артем, Герасимов Дмитрий.
Данная группа непосредственно начала практическую деятельность – занимались рассадой цветов, подготовкой почвы.
Этапы реализации проекта.
№ п/п | Название этапа | Цель | Ответственный срок выполнения |
1. | Подготовительный | Мотивация, целеполагание проекта. | Март, апрель 2013г |
2. | Проектировочный | Построение ориентировочной схемы деятельности | Апрель 2013 г |
3. | Практический | Реализация проекта | Май-сентябрь 2013 г |
4. | Обобщающий. | Сопоставление действительных и желаемых результатов работы. | Октябрь-ноябрь 2013 года |
Технологическая последовательность
Этапы реализации проекта | Содержание деятельности | Промежуточный результат деятельности |
1-2 этап Подготовительный, весна 2013 года Цель: провести организационную работу, выявить заинтересованность всех участников проекта в его реализации. . | 1.Изучение литературы по данной проблеме. 2.Проииформировать учеников о значимости проекта через беседы. 3.Разработка проекта «И для школы и для жизни». . | - Специальная литература, методические разработки; - Разработка рисунков учениками класса, - Создание инициативной группы. - Подведение первых итогов. |
3 этап Практический, весна, лето, осень 2013 -2014 гг Озеленение и благоустройство территории школьного участка. Цель: Эстетическое оформление пришкольного участка. | содержание деятельности | сроки | исполнитель |
1.Организация работ по уборке мусора на участке. | Май | Инициативная группа, классные руководители, зам. директора по ВР |
2. Разбивка участка на зоны. Организация работы по перекапыванию цветников. Разбивка новых клумб. | Май | Зав. участком, учитель с\х труда. |
3. Разбивка дорожек, работа по данному направлению. | Июнь- сентябрь | Учитель с\х труда, зав. участком, учащиеся школы. |
4. Приобретение семян и выращивание рассады | Март - Май | Зав. участком. |
5.Посадка цветов и кустарников. Эстетическое оформление газонов, цветников и клумб; | Июнь | Зав. участком, учитель с\х труда, учащиеся школы. |
6. Ремонт ограды на участке | Май | Учитель технологии, зам. директора по хозяйственной части |
7. Изготовление скамеек. | Июнь | Учителя технологии, зам. директора по хозяйственной части. |
8. Организация работ по уборке аварийных помещений на участке. | Июль- сентябрь | Зам. директора по хозяйственной части, рабочие школы. |
9. Установка новых парников. | Май | Зам. директора по хозяйственной части, рабочие школы. |
10. Постройка и установка беседки. Поиск спонсоров, средств для изготовления беседки. | 2013 -2014 год | Зам.директора по хоз.части, рабочие школы, учащиеся, родители. |
4 этап Обобщающий | Анализ проделанной работы за лето 2013. Подведение итогов работы, обработка результатов. Планирование дальнейшей работы. | 2013-2014 уч.год | Зав. участком, учитель с\х труда, учащиеся школы. |
| | |
Заключительная часть
Если наши замыслы превратить в реальность, то это будет радовать не только нас, но и жителей всей Тарноги.
Предполагаемые результаты, их социальная значимость.
№ п/п | Предполагаемый результат |
1. | Организация социально – значимой общественной деятельности школьников. |
2. | Комплексный подход к воспитанию гражданственности, патриотизма, экологической культуры, трудовому воспитанию. |
3. | Обобщение знаний о декоративном оформлении и благоустройстве школьной территории; |
4. | Создание условий для возможной организации процесса совместного времяпровождения, способствующего духовному сближению детей и взрослых, рождению общих интересов и увлечений; |
5. | Приобщение к здоровому образу жизни как важной составляющей экологической культуры; |
6. | Создание гуманистической развивающей среды жизнедеятельности обучающихся, представление им дополнительных возможностей для саморазвития, самоутверждения, самовыражения; |
7. | Создание места отдыха и общения для школьников в перемены в весенне-осенний период и во время летней практики. |
8. | Улучшение эстетического вида школьного участка, создание благоприятной экологической обстановки; |
9. | Повышение конкурентоспособности школы путем создания имиджа красивого уютного дома, красота которого создается инициативой и трудом детей и педагогов. |
Приложение 1
Формы цветников
К цветникам свободных форм относятся бордюр из многолетников, миксбордер, рокарий, группы, солитеры, схемы посадок которых сильно отличаются от схем формальных цветников. Главное отличие – форма, плавный контур пейзажных цветников. Зоны посадок одних многолетников перекрываются другими. Гибель нескольких растений в этом случае менее заметна. На помощь придут летники, в случае необходимости замаскировать обнажившиеся места. Осуществляя оформление цветника часто создают «случайный эффект». Его применяют при гравийных посадках, где специально оставляют свободные места, рассчитывая на то, что со временем их заполнят растения с помощью побегов, самосева и т.д. Для клумбы важно одновременное непрерывное цветение растений. В свободных посадках одна волна цветения сменяет другую, а на первом месте стоит декоративность композиции в течение продолжительного времени (с ранней весны до поздней осени). В цветниках свободных форм преимущество всегда за растениями, не теряющими своей декоративности на протяжении всего сезона, даже по окончании цветения.
Пейзажные цветники
Располагают пейзажные цветники на газоне вблизи деревьев и кустарников, на опушках парков, у стен зданий, вдоль оград, дорог, на возвышениях, на равнинных участках, пологих, извилистых берегах озёр, прудов и т.д. Продумывая дизайн цветника, нельзя забывать об акцентах. Их роль играют самые высокие, самые яркие или обладающие необычной «архитектурной» формой растения. В пейзажных цветниках цветовыми и вертикальными акцентами по очереди становятся разные растения по мере их роста и цветения. Такие растения в протяжённом цветнике высаживают несколько штук, они
задают ритм композиции. Очень важен подбор растений, основанный на контрастах форм. Форма растения, его цвет и текстура - характерные особенности, создающие образ цветника. Цветочная композиция меняется в течение всего вегетационного периода. Такие сезонные изменения в пейзажных цветниках, а также разнообразие форм растений создают эффект движения, делают композиции динамичными в отличие от статичных клумб и партеров. В пейзажных цветниках в отличие от клумб внимание уделяется каждому растению.
Миксбордеры
Миксбордер содержит сбалансированное количество декоративных фруктовых деревьев, кустарников, травянистых многолетников, луковичных. При желании возможно включение однолетников, овощей, листовых и кочанных салатов. Он может быть монохромным, основанным на различной форме и текстуре листьев или наполненный яркими красками, как цветов, так и листвы. Миксбордер может быть широким или узким, формальным или свободным, но он всегда содержит кустарники и травянистые многолетники. Дизайн цветников, миксбордеров - это трудная задача, необходимо учитывать большое количество факторов при их планировании.
Это эффектная композиция, радующая нас в течение всего сезона, поэтому она занимает главенствующее место в цветочном декоре современного сада.
Цветочные композиции
Создавая цветочные композиции, необходимо помнить, что с момента посадки растений он живёт своей жизнью. Некоторые растения могут погибнуть, другие чрезмерно разрастись. Безусловно, ему нужны уход и забота.
Основная задача при уходе за пейзажным цветником, постоянное поддержание его красоты и гармонии.
«Создание цветников… - это настоящее искусство, и посадки, в которых только собрано большое количество разнообразных растений, как бы хороши они не были, это ещё не сад, а всего лишь коллекция».
Приложение № 2
Типы клумбовых растений:
Теплолюбивые однолетники (львиный зев, цинния и т.д.)
Холодостойкие двулетники (шток-роза, наперстянка и т.д.)
Холодостойкие многолетники (эрика, дельфиниум и т. д.)
Теплолюбивые многолетники (фиалки, пеларгония, фуксия, которые на холодный период уносят в помещение.)
Экзотические теплолюбивые многолетники (пальма, канна, дурман, клещевина, которые на холодный период уносят в помещение)
Холодостойкие однолетники (бурачок, кларкия, годеция и т. д.)
Цветники
1. Плетистая роза 'New Dawn'.
2. Клематис виноградолистный (Clematis vitalba).
3. Декоративная яблоня 'Evereste'.
4. Спираль из самшита.
5. Колокольчик персиколистный (Campanula persicifolia) с белыми цветками.
6. Колокольчик персиколистный с голубыми цветками.
7. Дельфиниум 'Finsteraarhorn'.
8. Флокс метельчатый (Phlox paniculata) 'Starfire',
9. Мискантус китайский (Miscanthus sinensis).
10. Астра ново-бельгийская (Aster novi-belgii) 'Schoene von Dietlikon'.
11. Астра подушковидная (Aster dumosus) 'Prof. A.Kippenberg'.
12. Сальвия 'Ostfriesland'.
13. Молочай многоцветный (Euphorbia polychroma).
14. Очиток-скрипун, или заячья капуста (Sedum telephium).
15. Герань величественная (Geranium magnificum).
16. Иберис (Iberis) 'Weisser Zwerg'.
17. Вероника Veronica spicata).колосистая
Приложение № 3
Рекомендуемые цветы для альпийской горки
А
лиссум белый и розовый
Низкорослые, обильно цветущие кустики с мелкими стелющимися побегами, сплошь покрытыми крошечными цветками с медовым ароматом.
Место: солнечное, переносит заморозки, засуху, полутень.
П
опулярное низкорослое почвопокровное растение для окантовки клумб и рабаток, для оформления бордюров, садовых ваз, альпинариев, подоконных ящиков и горшков, каменистых садов.
Ф
локсы однолетние
Одно из основных клумбовых растений. Высаживают в вазонах, оконных ящиках, на клумбах или каменистых горках. Увядшие цветки регулярно удаляют.
Цветение: с июня до заморозков
П
ортулак
Засухоустойчивый и солнцелюбивый портулак цветет в течение всего лета.
идеален для рокария. Хороши в бордюрах, группами на газоне, в смешанных низких рабатках, вазах, горшках и балконных ящиках, для создания цветущих ковров и на каменистых россыпях.
И
берис
Один из самых непривередливых однолетников. Посаженное по переднему краю бордюра или вдоль дорожки, или в каменистых садах стелющееся растение с многочисленными шапками душистых белых, розовых или красных цветков.
Использование: небольшими группами на клумбах, в бордюрных посадках, в качестве почвопокровного растения, в каменистых садиках.
М
езембриантемум
Стелющееся растение с толстыми мясистыми листьями, стеблями (высота 10см) и крупными цветами в диаметре 4-5см. Отличается сильным ростом, образует ползучие побеги. Великолепный цветной ковер, эффективно смотрится на солнце, как будто на нем много мелких хрустальных капель.
Использование: рабатки, клумбы, альпинарии, каменистые горки, рокарии
Лобелия великолепно подходит для украшения балконов. Синее и голубое, редко красное кружево лобелии издали видно на ухоженном балконе. Красивы на скальных участках,
Цветение: со второй половины июня по сентябрь.
А
нютины глазки
Цветки анютиных глазок разнообразной окраски любимы всеми: от ярких и насыщенных до пастельных тонов. Округлая форма и яркие пятна в центре делают цветок похожим на личико. В зависимости от сорта и времени посева эти двулетние растения цветут либо поздней осенью, либо только следующей весной. Используют растения для оформления клумб, бордюров, оконных ящиков, как почвопокровные.
Альпийские горки тоже редко обходятся без "Анюток".
Э
шшольцию калифорнийскую
Невысокое растение очень нарядное яркое с золотисто-желтыми цветами. Хорошо растет на каменистых горках, в мавританских газонах, рабатках, горшках.
Цветение: с июня до заморозков.


. Низкорослые виды отлично смотрятся на каменистых и скальных участках, при этом декоративны как листья растения, так и его цветки.
Ц
инерария
Декоративна с момента высадки до заморозков.
Используют: в бордюрах, миксбордюрах,
альпинариях. Приложение № 4 Технология строительства альпийской горки Выбор места для альпийской горки
Альпийскую горку на даче сооружают на тщательно подготовленном основании, чтобы после сильного дождя она не начала разрушаться. Особое внимание следует уделить созданию дренажа. Помните, что после того, как камни уложены, общий вид горки изменить уже нельзя. Вы не сможете перекопать и удобрить этот участок, как это обычно делают с цветником.
Выбирая место для альпийской горки, постарайтесь, чтобы оно максимально освещалось солнцем и было закрыто от господствующих ветров.
Дренаж и типы почвы
Поскольку дренаж имеет первостепенное значение, альпийскую горку предпочтительнее устроить на наклонном участке. Уклон не должен быть слишком большим, иначе камни могут соскользнуть вниз, и почва будет смываться дождем.
Для плоской местности особенно важен хороший дренаж, поскольку только он обеспечит нормальное развитие растений на альпийской горке. В этом случае идеальной будет легкая песчаная почва, с которой излишняя вода быстро уходит в землю. Но, если почва жирная, глинистая, заплывающая, необходимо соорудить дренажные колодцы. Для этого выкопайте квадратную яму размером 30х30 см и глубиной 30 см. Заполните ее мелким щебнем и утрамбуйте его, но слегка: плотность этого слоя не должна препятствовать быстрому уходу воды.
Теперь закройте дренажную яму слоем гравия или несколькими слоями перевернутой дернины (травой вниз). Последнее необходимо, чтобы почва не попадала в яму и не засоряла щебень, через который должна свободно уходить вода. Слегка утрамбуйте поверхность перед тем, как продолжать дальнейшую работу по сооружению альпийской горки.
Материалы для альпийской горки
Камни лучше всего использовать местные, что сведет к минимуму затраты на их транспортировку. Подходящим материалом для устройства альпийской горки могут быть известняк и песчаник. Берите преимущественно большие плоские или угловатые камни — их легче уложить естественным способом. Убедитесь, что выбранные камни не похожи друг на друга по форме и размерам.
Кроме того, понадобится гравий или измельченный известняк фракцией около 6 мм; перемешайте его с верхним слоем почвы для улучшения дренажа. Для создания поверхностного покрова горки и подавления роста
сорняков закройте обнаженные участки земли между камнями крупными осколками тех же самых или похожих камней. Сочетание больших и мелких камней придаст альпийской горке более естественный вид.
Перед тем, как приступить к сооружению альпийской горки, сложите для удобства камни и осколки неподалеку от предназначенного для горки участка.
Подготовка основания альпийской горки
После того, как решение о месте будущей альпийской горки принято, разметьте ее на почве с помощью разметочных шнуров и колышков, а затем обкопайте по периметру лопатой. На наклонном участке целесообразно сооружать клинообразную горку, причем острие клина должно быть на нижнем конце участка.

Рис. 1. Разметка ярусов будущей альпийской горки.
Снимите с участка весь дерн, срезая его прямоугольными кусками. Делать это лучше всего лопатой для дерна. Снятый дерн отложите в сторону для последующего его использования. Снимите также верхний слой почвы примерно на глубину 150 мм и тоже отнесите в сторону. Она понадобится в дальнейшем как одна из частей почвенной смеси для альпийской горки. Слегка утрамбуйте основание горки, но так, чтобы не нарушить дренаж.

Рис. 2. Снятие верхнего плодородного слоя почвы.
Приготовление почвенной смеси
Чтобы получить почвенную смесь для альпийской горки, смешайте 3 части глинистой почвы с 1 частью торфа или садового компоста и, если это необходимо, добавьте полное минеральное удобрение. Возьмите 5 частей этой смеси и соедините с 1 частью битого мелкого гравия фракцией 6 мм. При выращивании альпийских растений эти пропорции должны составлять
5:2. Для определения правильных пропорций используйте ведро. Рассыпьте эту смесь на основании для горки, чтобы ее поверхность оказалась на 50 мм ниже уровня окружающей земли. Аккуратно выровняйте поверхность.
Устройство альпийской горки
Существуют различные способы создания альпийской горки. Здесь будет описан один из них — традиционный способ размещения камней ярусами. Камни укладывают снизу вверх так, чтобы получились террасы с карманами для высаживания растений. Эту основную идею можно приспособить к тем или иным нуждам.
Создание первого яруса
Ярусы альпийской горки сооружают в форме латинской буквы V, их уменьшают от основания к вершине. В нижней точке каждого яруса укладывают большой «ключевой» камень, который не позволяет более мелким камням скользить по склону.
Выберите самый большой камень и перекатите его на место в основании нижнего яруса. Выкопайте небольшую яму и вставьте этот камень углом в нее, чтобы он хорошо укрепился в земле. Подсыпьте вокруг камня немного приготовленной заранее почвенной смеси, чтобы камень казался частично погруженным в землю.

Рис. 3. Укладка самых крупных камней по контуру первого яруса альпийской горки в форме латинской буквы V.
Более мелкие камни разместите по бокам V-образного первого яруса. Старайтесь использовать камни различных размеров, чтобы избежать однообразия, и выкладывайте их группами по 3, 5 или 7 камней. Каждый из них слегка вдавите в грунт, чтобы они не съезжали вниз.Сделав 1-ый ярус, высадите растения, прежде чем приступить к следующему ярусу.
Создание последующих ярусов
Добавьте почвенной смеси на следующий ярус альпийской горки и разровняйте ее граблями. Уплотните поверхность, сильно прихлопывая обратной стороной лопаты

Рис. 4. Закрытие нижней части камней почвенной смесью.
Во 2-ой ярус альпийской горки укладывайте камни средних размеров. Этот ярус должен быть короче 1-го и отступать от него примерно на 300 мм для того, чтобы осталось место для посадки растений. Заполните эту V-образную форму дополнительным количеством почвенной смеси, разровняйте граблями и уплотните.

Рис. 5. Укладка камней по контуру второго ряда.
Сооружение вершины
На верхнюю точку альпийской горки положите несколько мелких камней, соорудив из них пирамиду. Убедитесь, что они надежно погружены в почву и расположены вплотную друг к другу. Насыпьте между камнями небольшое количество почвенной смеси, чтобы закрепить всю структуру. Наверху можно использовать и один большой камень, он будет служить своеобразным якорем и препятствовать смыву почвы. Если альпийская горка расположена на ровном месте, то позади камней хорошо посадить хвойные растения стелющихся форм.

Рис. 6. Сооружение на вершине альпийской горки пирамидки из плотно уложенных друг к другу камней.
Посадка растений на альпийской горке
Проще всего высаживать альпийские растения сразу после сооружения очередного яруса. Добавьте сверху необходимое количество почвенной смеси. Выкопайте мастерком небольшую ямку и, вынув растение из горшка,
осторожно посадите его туда и подсыпьте почвенной смеси. Уплотните почву вокруг растения, добавьте гравий и полейте.

Рис. 7. Посадка растений.
Посадите растения в щели между камнями, предварительно заполнив их почвой. Осторожно вставьте туда корни, добавьте еще почвы вокруг растения, чтобы надежно укрепить его, а затем очень аккуратно полейте из лейки с мелким ситечком.
Создание поверхностного слоя
Положите на поверхность почвы между крупными камнями мелкие камни и осколки, чтобы помешать росту сорняков и задержать слишком быстрое испарение влаги.