СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект "Иппотерапия как вид физической реабилитации"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект "Иппотерапия как вид физической реабилитации"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение городского округа Тольятти

«Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 70»

(МБУ «Школа № 70»)





Исследовательский проект

Иппотерапия как вид физической реабилитации











Выполнил: ученик 11«А» класса

Гарин Дмитрий

Руководитель:

Гостькова Лариса Владимировна



г. Тольятти 2021г



Содержание

1. Введение ……………………………………………………..............................3-4
1.1 Цель и задачи проекта......................................................................................5
1.2 Актуальность выбора темы проекта...............................................................6-7

2. Глава I 

2.1 Что такое иппотерапия?...................................................................................8
2.2 . Терапевтическое влияние иппотерапии ...................................................................9
2.3 . Биомеханическое и физиологическое воздействие лечебной верховой езды. …………………………….....10-12

2.4 Психосоциальное воздействие лечебной верховой езды……………….13-15


Глава II Практическая часть
3. Исследование..............................................................................................16-18

4.Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 19-21

5. Заключение 23

5. Литература.........................................................................................................24





Введение


В настоящее время в нашем относительно «малоподвижном» цивилизованном обществе занятия спортом приобретают все большее значение для сохранения здоровья и профилактики заболеваний, приносят радость и разрядку, снимают стрессы, дарят возможность самовыражения. Физическая активность особенно важна в развитии детей. Охрана здоровья детей является важнейшей социальной задачей, так как состояние здоровья подрастающего поколения определяет будущее нашего общества.

В настоящее время число детей с умственными и физическими отклонениями, как в нашей стране, так и в других, постоянно возрастает. В структуру заболеваемости детей основной вклад (более 70%) вносят заболевания органов дыхания, травмы и отравления, инфекционные и паразитарные заболевания, болезни глаз, заболевания сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения. Отмечается устойчивая тенденция к ухудшению физического развития детей, рост детей с дефицитом либо с избытком массы тела, нарушением осанки.

Основными причинами возникновения и развития патологии со стороны внутренних органов являются:

- генетическая предрасположенность;

- социально-бытовые условия;

- несоблюдение правил личной гигиены, режима дня, правил питания;

- недостаточная (неправильно организованная) физическая активность;

- влияние окружающей среды;

- низкий уровень медицинского обслуживания.





































1.1 Цель и задачи проекта


Цель:

Разработка комплексной программы физической реабилитации для детей с соматическими заболеваниями с использованием иппотерапии

Оценка эффективности иппотерапии


Задачи:

1. На основе анализа научно-методической литературы изучить механизмы воздействия иппотерапии как вида физической реабилитации на организм человека


2.Определить функциональное состояние сердечно-сосудистой, дыхательной систем у детей с соматическими заболеваниями и сравнить его со среднестатистическими данными;

3. Разработать комплексную программу физической реабилитации для детей с соматическими заболеваниями с использованием иппотерапии.

4. Показать эффективность разработанной комплексной программы иппотерапии для детей с соматическими заболеваниями

















Актуальность выбора темы проекта


Круг заболеваний, при которых применяют лечебную верховую езду, очень широк:

* нарушения со спастическими и гипотоническими атаксическими компонентами, наряду с нарушениями правильной двигательной активности туловища, головы, рук и ног;

* нарушения двигательной сферы в результате параличей, полиомиелита;

٭ заболевания опорно-двигательного аппарата, сколиозы 1-2 степени, остеохондроз;

* детский церебральный паралич;

* психические заболевания – аутизм, неврозы, некоторые формы шизофрении, афазия, задержка психического развития;

* умственная отсталость – олигофрения, синдром Дауна и др.;

* грыжи, если не беспокоят клинические признаки;

* потеря зрения, потеря слуха;

* координация туловища в положении сидя верхом на лошади при ее движении вперед оказывает реабилитационное воздействие на походку пациента;

* различные нарушения социальной адаптации;

* послеоперационная реабилитация .

Регулярные занятия ЛВЕ благотворно влияют на весь организм в целом, нормализуя деятельность центральной нервной, сердечно-сосудистой систем. Доказано, что такие занятия снижают порог судорожной готовности мозга, нормализуют уровень сахара в крови у диабетиков и т.д

Особенно эффективной и действенной ЛВЕ оказалась в реабилитационной практике с детьми, страдающими такими тяжелыми, практически неизлечимыми заболеваниями, как детский церебральный паралич, олигофрения (синдром Дауна), ранний детский аутизм. Наблюдаемые терапевтические эффекты напрямую связаны с чудесным, уникальным свойством иппотерапии одновременно оказывать положительное воздействие на физическую, интеллектуальную и психосоциальную сферу человека. Иппотерапия предписывается пациентам с неврологическими нарушениями различной этиологии.











2. Глава I 
2.1 Что такое иппотерапия ?

Лечебную верховую езду условно делят на иппотерапию (от греческого hippos - лошадь) – лечение с помощью лошади и реабилитационную верховую езду (в этом случае человек управляет лошадью самостоятельно под наблюдением и руководством инструктора-методиста. Суть иппотерапии заключается в выполнении пациентом комплекса физических упражнений на шагающей лошади. Качественный и количественный состав этого комплекса определяется возрастом пациента, клинической картиной заболевания.










Терапевтическое влияние иппотерапии

Терапевтическое влияние иппотерапии происходит:

– через биомеханическое воздействие на больного;

– через психосоциальное воздействие на больного.

Во время верховой езды благодаря движениям лошади практически все мышцы всадника попеременно сокращаются и расслабляются. При медленной езде нагрузка на мышечный аппарат седока сравнима с той, что возникает при ходьбе во время прогулки. Кроме того, следует постоянно контролировать общий центр масс тела (ОЦМТ) и соблюдать равновесие, что в свою очередь, заставляет усиленно работать вестибулярный аппарат. Все это обязывает держать ровную спину.

На основе стимуляции реакций, направленных на удержание равновесия, решаются следующие задачи:

  • нормализация мышечного тонуса;

  • развитие координации движений;

  • укрепление мышц;

  • достижение двигательной симметрии.

Эффективность иппотерапии как метода физической реабилитации основывается на физиологическом и психосоциальном воздействии ЛВЕ на организм человека.









Биомеханическое и физиологическое воздействие лечебной верховой езды

Элементы движения лошади (шаг, рысь, галоп) и темпы оказывают влияние на всадника с многочисленным чередованием направлений воздействия. Передаваемые колебательные импульсы возникают вне зависимости от обусловленной темпом скорости бега и направления центробежной и центростремительной силы. Это обуславливает быстрое чередование импульсов для движения вперед-назад у всадника.. Эти движения лошади переносятся на среднюю позу сидящего ребенка, его тазобедренный сустав и поясничную область позвоночного столба, имитируя и стимулируя движения, которые совершает здоровый человек при ходьбе, т.е. при сидении пациента на неоседланной лошади свободная езда верхом представляет собою типичную при ходьбе тренировку мышц тела. Это важнейшая задача иппотерапии не может быть достигнута никакими другими двигательными способами лечения.. Движения таза вызывают комплекс спиральных двигательных импульсов по позвоночному столбу, которые, как по цепочке, передаются мышцам живота, спины, шеи.

В процессе адаптации организма к физическим нагрузкам, помимо ЦНС большое участие принимают симпато-адреналовая и гипоталямо-гипофизарная системы, т.е. осуществляется еще и гуморальная регуляция.
Под действием физических упражнений происходит активация висцеральных органов и систем, а механизм активации заключается в повышении функции симпатической нервной системы и ретикулярной формации под регулирующим управлением коры головного мозга.
Возбуждение симпатической нервной системы стимулирует обмен веществ – катаболизм и способствует быстрому и эффективному расходу энергии.
Под действием физических упражнений, через моторно-висцеральные рефлексы изменяются функции внутренних органов. Совершенствование этих рефлексов при различных заболеваниях внутренних органов и лежит в основе лечебно-профилактического действия физических упражнений.
При действии физических упражнений улучшается двигательная функция, координация между нервными импульсами и увеличивается максимальная производительная сила мышц, даже не тренируемых, т.е. имеется эффект «переноса» тренировочных влияний.

Температура тела лошади выше человеческой на 1,5°. Движения мышц спины идущей лошади разогревают и массируют спастичные мышцы ног всадника, усиливая кровоток в конечностях. Улучшение кровотока в целом улучшает кровоснабжение мозга.

Кроме того, для обездвиженного больного очень важна имитация движений человека, идущего нормальным шагом, так как тело имеет свои компенсаторные механизмы запоминания полученного опыта. А тазобедренная область и нижние конечности при езде на лошади, идущей шагом, имитируют эти сложные трехмерные движения. Это неоднократно было зафиксировано во многих учебных пособиях и фильмах, созданных в разных странах.

При верховой езде у седока задействованы практически все группы мышц. Человеку, сидящему верхом на движущейся лошади, приходится постоянно контролировать равновесие, а это заставляет синхронизировать в первую очередь работу мышц спины, то, расслабляя, то, напрягая их. В результате в работу включаются даже те мышцы, которые мало задействованы как в процессе жизнедеятельности, так и в процессе занятий физическими упражнениями. Все это формирует динамический стереотип, возможность использования которого переносится с езды верхом в повседневную жизнь.

При езде шагом спина всадника должна быть выпрямлена, плечи развернуты, живот подтянут, поясница слегка подана вперед, руки согнуты в локтях под прямым углом, ноги плотно прилегают к боку лошади и к седлу, пятки опущены вниз, носок поднят вверх, взгляд направлен параллельно земле (между ушей лошади). Может показаться, что посадка неудобна. Это не так. Главное, не нужно слишком напрягать мышцы, посадка должна быть свободной.

Посадка всадника – основа движения на лошади: любое движение связано с посадкой всадника. Место контакта между седалищными костями человека и спиной животного представляет собой ОЦМТ человека и лошади. Через эту область-опору двигательные импульсы

Спина лошади и тазовая область всадника в положении равновесия животного передаются седоку, который, воспринимая и преобразуя их в ответные движения, снова передает их лошади. Точка опоры всадника меняется при каждом шаге. Область таза всадника воспринимает разнонаправленные колебательные движения и перемещается ритмично, в такт движениям животного. Подвижность таза – изначальное требование для непростой задачи удержания всадником равновесия – выпрямляет позвоночник и тренирует осанку. Конечности получают двигательную стимуляцию через позвоночник; плечевой пояс и руки – через подвижно связанные грудину, ключицы, лопатки и мышечно-связочный аппарат, соединяющий лопатки с позвоночным столбом. Таз и ноги получают двигательную стимуляцию через костное тазовое кольцо, состоящее из крестца и тазовых костей. Все мышцы двигательного аппарата активизируются во время верховой езды. Ягодичные мышцы, приводящие мышцы бедер, а также мышцы живота и спины играют важную роль в правильной посадке всадника.







Психосоциальное воздействие лечебной верховой езды

У большинства людей с физическими и интеллектуальными проблемами нарушено ощущение пространства, своего тела, а также ощущения себя как личности – словом, то, что формирует и определяет взаимоотношения с миром. Лошадь же расширяет коммуникативные возможности человека. Она ставит людей с умственной отсталостью и психическими заболеваниями в ситуацию, когда их реакции более адекватны, чем обычно. Когда человек едет верхом, ему необходимо вступить в контакт со своим конем, придерживаясь при этом определенных правил. Только в этом случае лошадь реагирует на приказание всадника.

Кроме того, ни один из спортивных снарядов не обладает возможностью возбуждать у пациента такую сильнейшую, разнонаправленную мотивацию, которая сопутствует занятиям ЛВЕ: ребенок испытывает огромное желание сесть на лошадь, почувствовать себя всадником, преодолеть страх, обрести уверенность в своих силах. Эта мотивация способствует максимальной мобилизации волевой деятельности, с помощью которой достигается не только подавление чувства страха, но и одновременно уменьшение количества и объема гиперкинеза, на пример, при (ДЦП), что, в свою очередь, дает возможность обучать пациента правильному построению основного поведенческого фона.

Иппотерапия включает в себя сенсорную интеграцию, т.е. одновременное стимулирующее воздействие на различные органы чувств – зрение, слух, обоняние, осязание, сопровождающееся положительным психотерапевтическим эффектом. При этом ребенок получает новые, неизвестные ему ранее, ощущения в познании мира, что ему недоступно при занятиях в закрытом помещении.

Ребенок получает огромную радость от общения с большим, сильным и добрым животным, обладание и управление которым дарит чувство победы, повиновения ему такого огромного и мощного существа, а так же чувство превосходства над окружающими, стоящими на земле людьми. Верховая езда способствует активизации познавательной сферы и психики, расширяются представления о животных, о природе, и о его собственном месте в мире. Занятия помогают больному ребенку почувствовать себя свободным, значимым и равноправным, хотя бы ненадолго.

Успехи в верховой езде формируют личность: чуткость к движениям лошади тренируют реакции; умение управлять лошадью дает навык оценки ситуации и влияния на нее; доверие к лошади распространяется на доверие к людям, с которыми больной человек взаимодействует.

Кроме того, занятия проводятся на свежем воздухе в леваде (манеже) или по дорожкам леса, что так же является важной формой воспитания умственной активности детей, активизируются психические процессы, вызывают живой интерес к познанию окружающего мира.

Необходимо подчеркнуть, что психогенный фактор по-разному раскрывается в конкретных нозологиях. Например, если при неврозах лечебный эффект несет чувство победы, свободы, раскрепощенности, то при ДЦП ведущее значение имеет страх (боязнь не удержаться на лошади и др.) что заставляет больного напрячь все усилия, сконцентрировать внимание, быстро реагировать для поддержания равновесия движения и тем самым непроизвольно подавить патологические очаги возбуждения центров моторики.

Направление реабилитации, использующее верховую езду как терапевтическое средство, которое в некоторых случаях может считаться следующим этапом формирования больного человека как личности, ставит перед собой задачу добиться улучшения состояния пациентов, страдающих тяжелыми поведенческими расстройствами и трудностями в отношении с ближними. Эта цель может быть достигнута именно потому, что животное, не имеющее культурной надстройки, часто затрудняющей человеческие взаимоотношения, принимает пациента таким, как он есть, и позволяет установить простые, но внушающие уверенность отношения. Чувство значимости и ответственности достигается еще и тем, что ребенок должен заниматься уходом за животным (чистка коня после работы), кормить его, как минимум угостить с руки. Это устанавливает более тесный контакт ребенок-лошадь.





Глава 2

Исследование



Мною был проведен эксперимент по методу автоконтроля: использовалась одна и та же группа последовательно в качестве контрольной и в качестве экспериментальной, т.е. до начала эксперимента группа являлась контрольной, а после эксперимента – экспериментальной.

Ритуальное угощение лошади способствует выработке полезных поведенческих стереотипов в общении с живыми существами: хочешь общаться - сделай общение приятным для того, с кем общаешься, а после - поблагодари. На более поздних этапах угощение становится средством развития эмоционального самоконтроля у ребенка, способствуя формированию у него возможности учета потребностей лошади при взаимодействии с ней

2.2 Организация исследования

Исследование проводилось на одной из конюшен г.Тольятти, расположенной в с.Подстепки . Перед исследованием проводился опрос для оценки физ. И псих. Здоровья( см Приложение 2)

Занятия проводились на двух лошадях :Принц и Тибет

В исследовании приняло участие 6детей которые занимались по разработанной программе иппотерапии.(См.приложение 1)

Один ребенок имеет врожденную болезнь ДЦП, другие 5 ? имеют нарушение в осанке.

Основу содержания занятий составили стандартные физические упражнения, которые были адаптированы к иппотерапии и задачам физической реабилитации конкретного ребенка. Использовались упражнения для коррекции осанки, на равновесие, внимание, координацию, упражнения сбивающего характера, упражнения с закрытыми глазами, на расслабление и восстановление, дыхательные упражнения, упражнения и игры с предметами.



По мере обучения возрастали требования к всаднику и лошади. Отрабатывались движения не только про прямой, но и поворот, езда по дуге, кругу или спирали, подъем и спуск с искусственных горок, перешагивание и обхождение искусственных препятствий. Кроме того, проводилось обучение различным аллюрам помимо шага: облегченная и прибавленная рысь.

После занятия (под наблюдением инструктора) предлагалось покормить лошадь, пройтись с ней несколько кругов, держа под уздцы (лошадь отдыхает, а ребенок учится контролировать большого друга).

До и после курса иппотерапии проводилось исследование детей.






Краткий результат до начала Ипотерапии ?исследования:

Симптом

Ребенок1

Ребенок2

Ребенок3

Ребенок4

Ребенок5

Ребенок6

Эмоциональное состояние


Удовл

Среднее

Удовл

Удовл

Удовл

Низкое

Опорно-двигательная система

Плохо развита

Плохо развита

Развита хорошо

Плохо развита

Плохо развита

Отлично развита

Социальные навыки

Не имеет

Не имеет

Не имеет

Не имеет

Имеет

Имеет

Выносливость

Низкая

Высокая

Низкая

Средняя

Низкая

Высокая

Ответсвенность

Не имеет

Имеет

Имеет

Имеет

Не имеет

Имеет

Координация в пространстве

Развита

Развита

Развита

Не развита

Не развита

Развита

Умение слушать тренера

Среднее

Среднее

Среднее

Низкое

Среднее

Высокое



















Глава 3.

Результаты исследования и их обсуждение

Интенсивность нагрузки в начале курса – ниже средней, а затем (с расширением адаптационных возможностей организма) – средняя. Использовать простые упражнения для средних мышечных групп с большим повторением, силовые упражнения малой интенсивности в изометрическом режиме, дыхательные упражнения с акцентом на диафрагмальное дыхание, упражнения на расслабление.

Исключить скоростно-силовые упражнения, натуживания, частую смену положения, длительное положение с опущенной вниз головой.

Теперь рассмотрим, что же происходило с организмом первого ребенка во время занятий по иппотерапии.

Крупная лошадь переносит на всадника за минуту около 110 колебательных импульсов: вверх-вниз по длине оси тела (против силы тяжести), вперед-назад по фронтально-поперечной оси тела, из стороны в сторону вокруг сагитально-поперечной оси тела, диагональные движения по диагонали вокруг функциональной точки центра тела. Сложные движения мышц спины лошади, состоящие из множества элементов, оказывают массирующее и разогревающее (температура тела лошади на 1,5 градуса выше, чем у человека) воздействие на мышцы ног всадника и органы малого таза, усиливают кровоток в конечностях. Движения лошади переносятся на сидящего человека, его тазобедренный сустав и пояснично-позвоночный столб, имитируя и стимулируя движения, которые совершает здоровый человек при ходьбе, т.е. при сидении человека на неоседланной лошади свободная езда верхом представляет собою типичную при ходьбе тренировку туловища. Во время движения лошади, для того, чтобы сохранить правильно посадку, всадник вынужден удерживать равновесие, координировать и синхронизировать свои движения. Таким образом, в работу включаются все мышцы тела, а у больного человека и те, которые, не будучи пораженными, обычно находятся в бездействии. Кроме того, верховая езда стимулирует развитие мелкой моторики, способствует формированию сложных точных движений. Этот важнейший эффект иппотерапии не может быть достигнут никакими другими двигательными способами лечения.

Основные результаты занятий:

увеличение подвижности и объема движений, снижение стастичности, улучшение координации движений, улучшение равновесия, улучшение мелкой моторики (работы мышц кистей и пальцев) и возможностей выполнения бытовых процедур; повышение устойчивости к физическим нагрузкам;

нормализация мышечного тонуса;

увеличение активности, появление уверенности в своих силах, улучшение обучаемости и внимательности;

снижение возбудимости, уменьшение страхов, агрессивности, замкнутости.

расширение круга общения, научение новым умениям и навыкам.





Их же было 6 Проанализировав результаты исследования можно сказать что

1.У обоих детей видны улучшения в здоровье

2.Ребенок болеющий ДЦП начал увереннее стоять на земле

У него стал сильнее хват

Так же стал сильнее опорно-двигательный аппарат( начал сам держать шею и не уставать)

3.Ребенок, имеющий искривленную осанку, начал держать спину более ровно.

4. У всех детей улучшилось эмоциональное состояние( приходя на конюшню в начале исследования они были недовольны этим, после пару месяцев занятий, они с радостью приходили на манеж)

5. Улучшилась коммуникативность детей, как с животными так и со сверстниками.

























Краткий результат после ипотерапии наверное?исследования:



Симптом

Ребенок1

Ребенок2

Ребенок3

Ребенок4

Ребенок5

Ребенок6

Эмоциональное состояние


Хорошее

Высокое

Высокое

Высокое

Хорошее

Среднее

Опорно-двигательная система

Хорошо развита

Хорошо развита

Отлично развита

Хорошо развита

Отлично развита

Отлично развита

Социальные навыки

Имеет

Имеет

Имеет

Имеет

Имеет

Имеет

Выносливость

Средняя

Высокая

Высокая

Средняя

Средняя

Высокая

Ответсвенность

Имеет

Имеет

Имеет

Имеет

Имеет

Имеет

Координация в пространстве

Развита

Развита

Развита

Развита

Развита

Развита

Умение слушать тренера

Высокое

Высокое

Высокое

Среднее

Высокое

Высокое

























Вывод(здесь пишут итог цели и задач,ты их решил?

Цель:

Разработка комплексной программы физической реабилитации для детей с соматическими заболеваниями с использованием иппотерапии

Оценка эффективности иппотерапии


Задачи:

1. На основе анализа научно-методической литературы изучить механизмы воздействия иппотерапии как вида физической реабилитации на организм человека


2.Определить функциональное состояние сердечно-сосудистой, дыхательной систем у детей с соматическими заболеваниями и сравнить его со среднестатистическими данными;

3. Разработать комплексную программу физической реабилитации для детей с соматическими заболеваниями с использованием иппотерапии.

4. Показать эффективность разработанной комплексной программы иппотерапии для детей с соматическими заболеваниями















Разработав специальную программу тренировок для детей с какими-либо болезнями, мы применили ее в жизни и достигли результатов. Таких как улучшение здоровья, эмоционального состояния исследуемых. Для этого были изучены как медицинская литература, так и статьи про физиологию лошади.

Таким образом, в процессе реабилитации происходит последовательный перенос приобретенных физических, коммуникативных и прочих навыков из ситуации верховой езды в повседневную жизнь. Влияние лошади на организм ребенка при помощи тесного телесного двигательного контакта и диалога с лошадью, может и должно использоваться при физической (телесной) терапии, двигательной терапии и реабилитации больных детей.

























Литература

1. Дремова Г.В. “Комплексное использование иппотерапии”

2. Пособие по терапевтической верховой езде. Френ Джосвик, Марджори Киттрейдж, Лайда Макковен, Крис Макпарлэнд, Стефания Вудз

3.https://stoletnik.ru/articles/lechebnye-faktory-prirody/ippoterapiya-kogda-loshadi-lechat/

4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Иппотерапия

5. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/641669

























Приложение 1

План моих тренировок

  1. Упражнение (2 минуты)

Исходное положение: сидя верхом на лошади, спина прямая, руки на ручках гурты (Необходимо следить, чтобы спина была прямая, а шея хорошо прогибалась вперед. И чтобы подбородок при наклоне вперед касался груди)

  1. Упражнение (2 минуты)

Исходное положение: сидя верхом на лошади, спина прямая, руки на ручках гурта

Выполняются круговые движения головой в одну и в другую сторону.

  1. Упражнение (3 минуты)

Исходное положение: сидя верхом на лошади, спина прямая, руки на ручках гурта.

Выполняются движения плечами по очереди вверх и вниз.  

Необходимо следить, чтобы плечо при этом касалось уха. Каждое движение выполняется 4-6 раз

  1. Упражнение (3 минуты)

Исходное положение: сидя верхом на лошади, спина прямая, руки на ручках гурта.

Выполняются наклоны корпуса вправо-влево, за рукой.

Необходимо поддерживать ребенка за руку, следить, чтобы спина была ровной. Каждое движение выполняется 8 раз.







    1. Упражнение (2 минуты)

Исходное положение: сидя верхом на лошади, спина прямая, руки на ручках гурта.

Нужно ,перехватываясь по гриве, как по лестнице, ложится на шею коня, расслабляется на минуту, обнимает и поглаживает лошадку по шее, а затем перехватывается в обратном порядке и садится в исходное положение.

  1. Упражнение лежа на спине (3 минуты)

Исходное положение: сидя верхом на лошади, спина прямая, руки на ручках гурта

Нужно лечь на круп, руки тянет вверх и расслабляется. Лежит одну минуту. Старается приподнять спину и самостоятельно принять исходное положение























Диаграммы? Рисуй на что нибудь.

Написать в главе где твой эксперемент начинается,что ты провел еще опрос с этими ребятами.

Приложение 2(это не приложение,это в главе должно быть

Опрос

1Какое ваше эмоциональное состояние?

А) Отличное Б) Нормальное В) Удовлетворительное

2 Ответственны ли вы?

А) Да Б)Нет В) Иногда

3Умеете ли вы слушать других людей?

А) Да Б) Нет В) Иногда

4 На сколько вы оцениваете свою физ. Подготовку?

А) Отлично б) Хорошо В) Удовлетворительно

5Хотели ли вы улучшить свою осанку ?

А) Да Б) Нет

6.Умеете ли вы ориентироваться в пространстве и координировать свои действия?

А) Да Б) Нет



16




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!