СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект. "Минувшее проходит предо мной…….." (Судьба Васильевой Евгении Ефимовны , участницы Великой Отечественной Войны, бывшей учительницы школы №2 )

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа посвящена исследованию жизни участнице ВОВ.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект. "Минувшее проходит предо мной…….." (Судьба Васильевой Евгении Ефимовны , участницы Великой Отечественной Войны, бывшей учительницы школы №2 )»



Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2













Исследовательский проект.

"Минувшее проходит предо мной…….."

(Судьба Васильевой Евгении Ефимовны , участницы Великой Отечественной Войны, бывшей учительницы школы №2 )













Руководитель: Бобкова Любовь

Константиновна,

учитель истории .




Слюдянка



2019 г







Содержание.



Обоснование темы (гипотеза) ………………………………... 3

1.Цели ………………………………………………………….. 3

2.Актуальность ………………………………………………... 3

3.Задачи ………………………………………………………... 3

4. Методы исследования ……………………………………... .3

6. Содержание………………………….……………………. .. .4

7. Интервью……………………………………………………..8

8. Соц. опрос…………………………………………………... 9

7. Выводы ………………………………………………………10

8.Список используемой литературы …………………………11

9. Приложение……………………………………………….12-15

























Гипотеза: если исследовать жизнь и подвиги участников Великой Отечественной Войны, их вклад в Великую Победу, то мы помогаем увековечить память о них, тем самым выражаем уважение и благодарность за мирное небо над головой.

Цель: Сохранение памяти об учителях школы №2 - участников Великой Отечественной Войны.

Актуальность: Прошло очень много времени с тех пор, как закончилась Великая Отечественная Война, и мало кто в наше время из ветеранов остался в живых. На следующий год уже 75 годовщина победы, и мы не должны забывать о тех, кто во чтобы –то не стало защищал Родину, воевал за её светлое будущее. Ведь Великая Отечественная война - это подвиг наших прадедов и прабабушек, без которого немыслима Россия, без которого она не была бы Великой державой.

Задачи:

1) Выявить учителей школы №2 - участников ВОВ через посещения школьного музея, интервью с ветеранами педагогического труда школы.

2)Беседы с учителями школы, которые работали с участниками ВОВ Белицкой Е. Е., учились в свое время у нее.

3)Прочитать книгу "Зенитчицы" - воспоминания о военной юности Белицкой Е.Е.

Методы:

1)Соц. опрос среди учащихся школы: знают ли они учителей родной школы - участников ВОВ.

2)Посещения музея школы.

3)Интервью с ветеранами педагогического труда школы.

4)Чтение книги "Зенитчицы" Е.Е. Белицкой











Введение.

Евгения Ефимовна Белицкая , жила в Уральском городке, недалеко от областного города Свердловска (Екатеринбург).

Раннее детство ей запомнилось в Даурии. Несколько домов для комсостава, бараки для рядовых, столовая. А вокруг - степь и нет ни кустов, ни деревьев, ни травы. Жила она с семьей в небольшом домике. Потом ее семья переехала на Урал, т.к. отец заболел и ему нужна была операция. После переехали в Первоуральск, и поселились в тех. городке, где отец стал работать начальником отдела снабжения. Мать работала на заводе. По тем временам они жили не плохо.

На лето мать отправляла их с братом в пионерский лагерь. Замечательное было время. Скучать не приходилось. Особенно в походах. Разбивали палатки, разжигали костер, пели песни, плясали, готовили в котелках пищу. Всю ночь сидели у костра, рассказывали и слушали разные истории. -Славное было время - пионерское наше детство (вспоминает Евгения Ефимовна).

Вроде жизнь и была счастливой, но один день разделил жизнь Евгении Ефимовны на "до" и "после". В сентябре 1937 г. утром как обычно она с братом пошла в школу, вернувшись из школы мама им сказала, что папу арестовали, родные подумали, что это какое-то недоразумение и он скоро вернется домой. Семья ждала отца не один десяток лет пока не получила документ о его реабилитации посмертно.

Уже после войны, когда она жила в Сибири на берегу Байкала и работала учителем русского языка и литературы в школе, решила со старшим сыном посетить город своего детства и юности.

Она говорит: «Школа! О ней до сих пор у меня - и не только у меня, из большинства её бывших учеников - сохранились на всю жизнь самые теплые и светлые, а также благородные воспоминание».

Училась Евгения хорошо. По математике и физике - хорошо. По остальным - отлично. Это благодаря ее исключительной памяти. Стоило прочесть один раз, запоминала надолго. Евгения посещала кружки не только спортивные, но и занималась в балетном кружке.

Тогда, в предвоенные годы, молодежи было чем заняться и развлечься. Никто из парней не пил, не курил. В школе устраивались вечера. В большом спортзале убирали все снаряды, посредине ставили на табурет патифон, и под музыку танцевали до упаду. Танцевали вальс, фокстрот, танго, а в перерывах играли в " Комсомольский ручеек", в "Третий лишний" и тому подобное.

В то время она уже очень увлеклась поэзией Пушкина, Лермонтова, Жуковского, Фета, Тютчева, и др. поэтов, она знала наизусть (не все конечно) и сама Евгения пыталась сочинять. Одно из стихотворений опубликовано в книге "Зенитчицы".

Она занималась спортом, и у нее были все сборные значки: ГТО, ГСО, ПВХО, ВС (см. приложение 1).

Как -то раз в солнечный день, Евгения подходит к дому пионеров и видит толпу ребят. Все стоят с хмурыми лицами, и Евгения спросила:" - что случилось?" и ей ответили, что началась война! Но она не унывая сказала:"- Ну и ладно, пойдем на фронт" но в ответ она услышала:"-Война - это смерть, кровь, голод, страдания...". Все замолчали….

Тогда же по всей стране прозвучало обращение Сталина:"- Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами."- Все думали, что конечно пройдет несколько дней и мы разгромим врага.

"И как же мы ошибались"- говорила она. " Врага разгромили, но через 4 года и какой же ценой? Как много ребят не вернулись домой".

Когда после войны она вошла в школу и увидела список погибших на войне учеников, он был буквально от потолка до пола!

День 22.06.1941 года перевернул всю жизнь советской молодежи с ног на голову. На войну Евгения Ефимовна, попала будучи пройдя медкомиссию. И вот наконец подошли составы с теплушками. Их построили по спискам, погрузили в теплушки под крик и команды военных, они отправились в Москву….

Военные будни. И вот Евгения молодая, активная, наполненная жизнью прибыла на фронт. Дежурила на огневой позиции у пулемета, иногда по целым ночам. На обед ходили те, кто не на посту, а дежурным приносили в котелках.

Помимо уставов, мед. части пулемета и различных наставлений, они должны были знать фамилии и звания командиров полка, батальона, роты.

Потом пришел приказ отправить Евгению и 5 девушек из взвода на кратко срочные курсы медсестер, которые она закончила отлично, получила благодарность и вернулась в свое подразделение. Неся службу пулемета она все сильнее ощущала горечь и разочарования.

Через некоторое время ее по приказу перевели в Можайск. В Можайске уже чувствовалась прифронтовая атмосфера. Бои шли в районе Гжатска. Самолеты немцы и ночью, и днем пытались прорваться к Москве. Зенитчики и наземные войска, вторым кольцом опоясывавшие и защищавшие Москву, стреляли за градогнем, а дальше на встречу вражеским "юнкерсам" вылетали наши " миги" и " яки".

Можайск казался каким -то серым и ничем не примечательным. Евгения со своими товарищами сутками в любую погоду стояла около пулеметов и открывала огонь по вражеским самолетам, принимая на себя часть снарядов предназначавшихся для бомбардировки Москвы.

Период службы в Можайске не отличался особыми событиями: дежурство у пулемета, ночные тревоги, поднимавшие их по команде " воздух!", бессонные ночи, дневные занятия. В редкое свободное время писали письма, штопали одежду, ходили в увольнение в город.

Вскоре был освобожден город Гжатск. Немцев погнали дальше к Вязьме. Бои были жестокие. Отступая, враги жгли деревни, оставляя пепелище. Зенитные подразделения передвинулись к городу. Туда же перебазировалась вторая рота полка, где воевала Евгения. Командный пункт роты и отделения пулеметчиц стоял около моста, через которого проходила железная дорога.

Евгению перевели во вторую роту и назначили связисткой на командном пункте.

Дни проходили довольно однообразно. Дежурство у телефона, завтрак, обед, ужин.

Но вот пришел приказ: организовали отдельный зенитно-пулеметный батальон, куда полностью вошла их рота. Пришли машины, их погрузили и отправили в Сычевку, в Смоленскую область.

Начались боевые будни. Почти каждую ночь - тревоги. Немцы летали бомбить Москву ночью и днём.

В один прекрасный день ком. отделения сказал, что ей надо явиться на командный пункт роты по вызову ком. роты. Там она узнала, что пришел приказ о ее назначении на должность комсорга роты.

Началась деятельность, времени не хватало. Кроме дежурств у телефона, все время проводила в пулеметных расчетах.

Немцев отогнали к Смоленску, там шли ожесточенные бои. Тогда у всех на слуху были подвиги трижды Героя Советского Союза летчика Покрышкина. Вот и Евгении пришла в голову идея создать пулеметный расчет его имени. Командир роты и парторг одобрили.

Чтобы создать пулеметный расчет им. трижды Героя Советского Союза Покрышкина, надо было проводить тренировки всех расчетов, разбирать недостатки, отбирать лучших. Это отнимало немало времени.

Пулеметный расчет комсомольский- значит, в нем должны быть только комсомольцы. Отбор шел долго. Боеготовность, взаимозаменяемость, огонь по вражескому самолету. Каждое движение расчета отрабатывали до автоматизма. Комиссия приняла боеготовность пулеметного расчета на отлично.

Позднее всем было присвоено звание, которого так упорно добивались, наградили значками " Отличный пулеметчик". Это была ее первая и самая дорогая награда. Потом ее наградили грамотой ЦКВЛКСМ (см. приложение 2).

Наши войска упорно двигались на запад, громя немецких захватчиков. Составы через Сычевку стали редкими, видимо пассажирские и товарные составы из Вязьмы двигались в сторону фронта и обратно по другим железнодорожным путям. Бумаги с КП роты надо было высылать не реже раз в неделю, доставлять в штаб батальона, расположенный в Ново- Дугино, в двадцати пяти километрах от Сычевки Надо было доставлять штабные бумаги пешком. Для этого нужен был курьер. Несмотря на все трудности, ожидающие курьера в пути, когда Евгении предложили стать курьером, она согласилась.

Евгению назначили, комсордом роты (см. приложение), остальных - пулеметчиками. Наши войска гнали вражьи полчища к границе.

Работы у неё прибавилось. Она составляла планы, проводила комсомольские собрания, политзанятия.

Москва преображалась с каждым днем. В конец апреля 1945. военных, увешанных орденами и медалями, орденами, все больше появлялось на улицах, в парках, в скверах - повсюду.

Майские праздники в Москве, особенно яркие, веселые, шумные. Но 2 мая, особенный вечер для Евгении, запомнившийся на десятилетия. 2 мая салютовали за взятие Берлина. Вскоре Евгению демобилизовали домой, где ждала ее мать и родной брат.



Жизнь после войны

«Эх, плывут года, словно облака, не останавливаясь . Оглянешься, а уже не одно десятилетие прошло».

После войны Евгения Ефимовна жила и работала в городке, на берегу священного моря - Байкал. Город небольшой, расположенный в двух падях. Байкал окружают гору, покрытые разнообразными деревьями и неповторимыми по красоте кустами багульника. Город на две части разделен неширокой, горной речкой Слюдянкой. Километром ниже - река Похабиха. Река полноводная, на берегу - трехэтажная школа. Уже с десяток лет она преподавала русский язык и литературу в этой школе . Жизнь шла своим чередом: подготовка к урокам, проверка тетрадей, проведение уроков, факультативы, педсоветы, и многое , многое другое…..

16 декабря 2011 г. в городской библиотеке г. Кириши Ленинградской области состоялась презентация книги Е.Е. Васильевой (см. приложение 4) (ее фамилия после замужества) «Зенитчицы» : «Минувшее проходит предо мною..». символично, что эта книга вышла в год 70-летия битвы за Москву, ведь автор мемуаров принимал участие в обороне столицы. Эта книга – записки бывших военнослужащих зенитного подразделения. Как приходилось жить в окопах и землянках , пересиливать страх, вести прицельный огонь по вражеским самолетам – обо всем Евгения Ефимовна в деталях рассказывает в своей книге, и эти воспоминания безценны.

Интервью.

Вот, что говорит бывшая ученица Евгении Ефимовны, а теперь и учитель русского языка и литературы школы №2 ,Гармаш Надежда Афанасьевна:

- С особой теплотой я вспоминаю уроки Евгении Федоровны. Особенно памятны уроки литературы, на которых она учила нас не только основам знаний, но и жизни. Многие ее советы мне пригодились.

К урокам русского языка у нее был особый талант она могла сделать каждый урок удивительным. Профессионализма ей не занимать.

-Я хорошо помню и внешность Евгении Федоровны, у нее были мелкие черты лица и добрые голубые глаза.







Итоги социологического опроса.

В ходе исследовательской работы был проведен опрос среди учащихся старших классов школы №2.

В соц. опросе, по вопросу : «Знают ли ученики - учителей родной школы - участников ВОВ» участвовало 96 учеников школы № 2 (9-11 классов).

Итоги опроса :

36 % учеников знают , учителей родной школы - участников ВОВ.

64 % затруднялись или не могли назвать ,учителей родной школы - участников ВОВ .





































Выводы.

1.Данная исследовательская работа помогла собрать и изучить информацию об одной из участниц Великой Отечественной Войны, учительницы моей родной школы №2,о её небольшом, но значительный вкладе в Победу над фашистами.

2. В ходе работы я познакомилась с замечательной и очень увлекательной книгой «Зенитчицы», я читала эту книгу и не могла оторваться, как же «упоительно» Евгения Ефимовна писала о своей жизни.







































Источники.

1)МП Издательский дом «Кириши», Ленинградская область, 2011 г. , 107 стр.

2) Архивные материалы школьного музея.

3)Сборник законодательных актов о государственных наградах СССР / Отдел наград Президиума Верховного Совета СССР. — М.: Известия, 1987. — 336 с. — 150 000 экз.

4)Володин А. Н., Мерлай Н. М. Медали СССР. — СПб.: Печатный двор, 1997. — 301 с. — 3000 экз. — ISBN 5-7062-0111-0.

5)Дуров В. А. Русские и Советские боевые награды. — М.: Внешторгиздат, 1990. — 104 с..

6)Колесников Г. А., Рожков А. М. Ордена и медали СССР. — Минск: Народная асвета, 1986. — 127 с.


Интернет – источники:

  1.  http://xn----ptbkbbefh0i.xn--p1ai/component/k2/itemlist/user/106711-gedpovichtatyyanaviktopovna .



























Приложение 1.





























Приложение 2.





Приложение 3.









Приложение 4.

12




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!