Исследовательский проект «Мир под микроскопом».
Выполнила Ибрагимова Малика
ученица 4 класса МКОУ «Утамышская СОШ»
2019г.
Однажды я увидела в одном из мультфильмов микроскоп, там очень
интересно рассказывали об его устройстве. Мне тут же захотелось
проверить, как он работает и что в него можно разглядеть.
Еще на уроках окружающего мира я ознакомилась с ученическим
световым микроскопом, который происходит погружение в таинственный
и увлекательный мир, где можно узнать много нового и интересного. Я узнала, что все тела, состоят из живых клеток. И все наши органы тоже
состоят из клеток, молекул, атомов. Я выросла благодаря делению клеток.
Меня всегда интересует, как устроены предметы, мне интересны
эксперименты ,я люблю делать открытия, узнавать что-то новое. Мне захотелось это все увидеть своими глазами, но это невооруженным
глазом я не могу, так как клетки относятся к микромиру. Чтобы увидеть
клетку надо специальное оборудование – микроскоп. Благодаря
микроскопу, лучше стала понимать, что всё живое так хрупко и поэтому
нужно относиться очень бережно ко всему, что их окружает.
Ведение.
- Цель: : Провести исследования различных объектов при помощи микроскопа.
Задачи:
- Узнать, как устроен микроскоп и как
работать с ним правильно.
- Познакомиться с особенностями работы с данным прибором.
- Представить собственные исследования объектов окружающего нас мира.
- Сделать выводы о возможностях использования микроскопа.
Актуальность темы.
Микроскоп является универсальным прибором, позволяющим
исследовать и анализировать строение микроскопических
объектов. Меня интересовало устройство всего живого на
Земле. Ежедневно задавала десятки сложнейших вопросов
своей маме. Я любознательна, интересует определенно все: из
чего состоят животные и растения, отчего картофель белый, а
огурец – зеленый, узнать чистоту воды , ведь людям нужна
только чистая вода, чтобы быть здоровым и крепким . И именно
микроскоп дает возможность найти ответы на многие
вопросы"почему". Куда интереснее не просто послушать
рассказ учителя, а посмотреть собственными глазами. Трудно
даже представить, насколько захватывающие картинки можно
увидеть в окуляре микроскопа, и какие удивительные открытия
можно сделать.
Мультфильм «Фиксики»
Методы исследования:
- Наблюдение
- Изучение литературных источников
- Изучения специальной литературы: словаря, энциклопедии
- Проведение экспериментов
- Просмотр телепередачи
- Беседа со взрослыми
Гипотеза
- Микроскоп позволяет изучить строение
микроскопических объектов, размеры
которых невидимы невооружённым
глазом, узнать, как устроены клетки, из
которых состоят все тела.
Микроскоп Р. Гука
Устройство светового микроскопа
Практическая часть
Для изучения мной выбирались самые разные предметы и частицы. На
начальном этапе изучения мной в объектив было рассмотрено: клетки лука,
листья разных комнатных растений, мухи, плесени, воды, дрожжей. Кроме
того для проведения исследований необходимы некоторые дополнительные
приборы и вещества. Так в зависимости от вида исследования может
пригодиться спирт, вода, йод и пищевой краситель для окрашиваний, чашка
Петри (плоская баночка из стекла с крышкой), но для каждого исследования
просто необходимы: предметное и покровное стекло, пинцет, пипетка,
тонкая игла.
Каждое исследование требовало основательного и аккуратного подхода.
Например, чтобы рассмотреть плесень, я вырастила её при определённой
температуре и в определённой влажности. Чтобы рассмотреть инфузорию
туфельку ее необходимо вырастить в определенной среде и поддерживать
благоприятные для ее размножения условия, чтобы не погибли новые
колонии. Для того ,чтобы рассмотреть лист комнатного растения, нужно
очень аккуратно и осторожно снять тончайший слой .Все исследования сделаны световым микроскопом, дающее изображение в 300 раз.
Правила работы с микроскопом.
1. Микроскоп поставим штативом к себе на расстоянии 5-10 см от
края стола. Приведем микроскоп в рабочее положение, наклонив
верхнюю часть штатива на 45 градусов. В отверстие предметного
столика при помощи зеркала направим свет.
2. Приготовленный препарат поместим на предметный столик и
закрепим предметное стекло зажимами.
3. Пользуясь винтом, плавно опустим тубус так, чтобы нижний край
объектива оказался на расстоянии 1-2 мм от препарата.
4. В окуляр смотрим одним глазом, не закрывая и не зажмуривая
другой. Глядя в окуляр, при помощи винтов медленно поднимаем
тубус, пока не появится чёткое изображение объекта исследования.
5. При смене объектива совершаем переключение плавно, чтобы не
оцарапать линзы. Для четкой настройки изображения пользуемся
Винтом.
6. После работы при помощи винтов поднимаем тубус. Проверим,
чтобы в отверстие предметного столика был направлен объектив с самым
маленьким увеличением. Снимаем препарат с предметного столика.
Микроскоп приводим в нерабочее положение .
Исследование 1. Приготовление препарата. Рассматривание клетки лука под микроскопом .
Как провести исследование?
Эксперимент начинаю с подготовки оптического прибора.
Настраиваю свет . Чистой салфеткой протираю оба стекла
Микроскопа . Развожу слабый раствор синьки и капаю капельку на
стеклышко. Можно воспользоваться пипеткой.
Убрав наружные чешуи с луковицы, аккуратно отщипываю пинцетом крохотный кусочек лука.
Аккуратно укладываю его на стекло в каплю синьки воды . Иглой
расправляю кусочек и накрываю объект вторым стеклышком.
Препарат (луковый срез) начинаю изучать при небольшом
увеличении в пятьдесят шесть раз. При внимательном рассмотрении
вижу прилегающие вплотную клетки вытянутой формы.
Затем перехожу к изучению объекта при большем увеличении.
Окрасив ее синькой, можно увидеть цитоплазму, ядро, а в нем
ядрышко и вакуоли.
Вывод
- Наблюдаю. В микроскопе на микропрепарате видны продолговатые клетки, плотно прилегающие одна к другой.
- Вывод: Лук состоит из клеток, которые видны в световом микроскопе .
Исследование 2
Для начала я объясню понятия: «Хлоропласты» и
«Лейкопласты». Хлоропласты – это пластиды травяного цвета,
участвующие в процессе фотосинтеза, в котором содержится пигмент
хлорофилл.
Лейкопласты – это бесцветные пластиды сферической формы
входящие в состав растительной клетки. Однако при прямом попадании
на них солнечных лучей они могут преобразовываться в хлоропласты.
Как провести эксперимент
Для рассмотрения беру тоненький срез кожицы традесканции. На
предметное стекло капаю каплю воды, и в нее помещаю объект
исследования. Сверху покрываю покровным стеклом. Лучше всего
хлоропласты видны на наиболее тонких участках среза.
Рассматривание под микроскопом микропрепарат традесканции
Рассматривание под микроскопом микропрепарат картофеля
Вывод
Наблюдаю. В микроскопе на микропрепарате видны
зеленые клетки среза кожицы традесканции.
Лейкопласты могу прекрасно рассмотреть в обыкновенном
картофельном клубне.
Для эксперимента я беру тончайший срез картофеля и
капаю немного воды на предметное стекло. Накрываю
объект покровным стеклом. Даже обесцвеченные лейкопласты
отлично видны, но, если их окрасить йодом, они приобретают
ярко - синий цвет.
Наблюдаю. В микроскопе на микропрепарате видны белые
клетки среза картофеля.
Вывод: живой растительный организм состоит из клеток:
хлоропласты – зеленые клетки, а лейкопласты - белые, которые видны под микроскопом.
Исследование 3
Рассматривание мухи под микроскопом.
В домашних условиях отыскать насекомое для
исследования под микроскопом не так сложно, как кажется.
Можно отыскать массу всевозможных трупиков насекомых.
Выбрав подходящий объект, его необходимо (при помощи
иглы) осторожно перенести на предметное стекло и накрыть
покрывным стеклом.
Задевая крыло мотыльки, замечала, что на пальцах
оставалась пыльца. Глядя в окуляр, можно увидеть, что это
вовсе не пыль, а маленькие чешуйки крылышек. С помощью
микроскопа я изучила не только строение насекомого:
крылья, глаза, конечности и увидела, что каждая его
чешуйка имеет разную форму.
Вывод
- Вывод: на микропрепарате видны сложные глаза, конечности и крылья, что состоят из чешуек разной формы.
Рассматривание под микроскопом микропрепарат мухи
Исследование 4
Рассматривание плесени под микроскопом.
Оставила кусочек хлеба в мокром полиэтиленовом
пакете на кухне и через пару дней обнаружила,
что он покрылся зеленым, «пушистым» налетом.
В таких случаях говорят, что хлеб «заплесневел»
или покрылся плесенью.
В капле воды на предметном стекле поместила
черный налет с заплесневелого хлеба. Установила
микропрепарат под микроскоп и рассмотрела
его.
Вывод
Микроскоп увеличивает исследуемый
объект в 300 раз. Клетки гриба состоят из
мицелия, наверху находятся органы
размножения- споры. Они покрыты толстой
оболочкой.
Рассматривание под микроскопом микропрепарат плесени
Исследование 5
Рассматривание воды под микроскопом.
Когда мы изучали раздел «Берегите воду», то говорили о том, что
людям нужна только чистая вода. Вполне были закономерны
вопросы: - почему нужна чистая вода? - можно ли пить воду из водоемов? - для чего вода проходит очистку, прежде, чем придет к нам в дом? Для этого я проделала опыт. Взяла две пробы:
- Проба№1 Стоячая вода
- Проба№2 Вода из-под крана
Из этих проб я приготовила микропрепараты и рассмотрела
под микроскопом . В первой пробе увидела движущие предметы –
бактерии и инфузорию туфельку . Во второй пробе я наблюдала за движениями капелек воды.
Рассматривание воды под микроскопом
Вывод
Итак в пробе №2 вода без бактерий и
простейших. Это чистая вода, которая нужна
всем людям. Так, давайте же, все вместе,
будем беречь эту чистую воду!
Будем беречь чистую воду!
Исследование 6
Путешествие в Африку и на Северный полюс.
Цель: установить, как влияет на размножение дрожжей
температурный режим.
Возьму стакан с водой, добавлю сахар для хорошего
размножения дрожжей и щепотку дрожжей. Перемещаю
раствор и разделю его на три части. Первую часть поставлю
в холодильник, вторую – вскипячу в микроволновой печи, а
третью – оставлю в комнате.
Из этих проб приготовила микропрепараты и рассмотрела
через микроскоп.
Путешествие в Африку и на Северный полюс.
Вывод
Наблюдаю:
В пробе №1 при низких температурах и в
пробе №2 при высоких температурах
дрожжи погибнут.
В пробе №3 можно увидеть усиленное
размножение дрожжей.
Вывод: Для размножения дрожжей наиболее
благоприятна температура 25- 28 °С
Заключение:
Как уже было сказано выше, под объективом микроскопа мною было
исследовано множество микроскопических объектов. Следует отметить, что
кроме представленных выше под объектив моего микроскопа попали
различные образцы простых предметов, окружающих нас в быту. Мною
были исследованы разные предметы: кожица чешуи лука, овощи, хлеб,
дрожжи с ее спорами, споры плесени, бактерии и простейшие. С появлением
микроскопа для меня открылся невиданный и сложный мир. Я увидела и
узнала, что такое клетка. Теперь я представляю, из чего состоят тела. В то же
время, я специально не ставила задачу рассказать подробно о каждом
исследуемом объекте, его строении и составе, чтобы не углубляться в
научные и подробные описания. Мне еще это предстоит изучить
разобраться в старших классах.
Я лишь описала то, как я проводила опыты и показала, как выглядит тот
или иной образец в объектив микроскопа, как сложен, казалось бы, простой
предмет, но в объективе это целый новый мир в клетке, где есть своя
форма, структура, состав. Это лишь начало моих исследований, которые открывают новые знания и желание изучать, исследовать, наблюдать.
Проведенные мною исследования позволили мне
подтвердить мою гипотезу: я узнала, что с помощью
микроскопа можно исследовать простые предметы
окружающего мира, разглядеть отдельные клетки, ядра
клеток представленных образцов.
По результатам работы можно сделать следующие выводы:
Я узнала, как устроен мой микроскоп, и как с ним правильно работать.
Я провела исследования объектов и смогла самостоятельно заглянуть в «невидимый» глазу микромир.
Микроскоп полезен для исследования различных объектов, проведения опытов и экспериментов.
В ходе работы над проектом поставленные задачи были решены, цель достигнута .
Практическая значимость.
Практическая значимость моей исследовательской
работы заключается в том, что результаты
исследования могут использоваться другими
учащимися для изучения объектов и явлений
окружающего мира, расширять кругозор, вовлекать
школьников в экспериментальную и проектную
деятельность с использованием нового
современного оборудования.
Кроме того, материал может использоваться для
проведения занятий внеурочной деятельности во втором классе «Я - исследователь».
Список литературы:
1 . Мои первые научные опыты издательская группа «Контент»
2. Удивительный микроскоп. Иллюстрированный путеводитель.
3. Занимательная энциклопедия эксмо
4. Опыты с микроскопом oktanta.ru
5. Опыты и эксперименты по биологии laboratomye raboty
6. Опыты и эксперименты по окружающему миру nsportal.ru.
7. Опыты с детским микроскопом в домашних условиях как показать детям и микромир baradozik.ru