МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УБИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1»
УБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
МОЙ ПРАДЕД – ЗАЩИТНИК РОДИНЫ
исследовательская работа
Автор:
Ядренцева Ульяна
обучающаяся 4-б класса
Руководитель:
Тихонович Елена Борисовна
учитель начальных классов
С.Убинское 2021г.
Содержание
I. Введение ………………………………………………2 - 3
II. Основная часть
1.Боевой путь моего прадеда ……………………3 - 4
2.Послевоенная трудовая деятельность………..5
III. Заключение…………………………………………..6
IV. Приложения………………………………………….7-10
V. Список источников…………... …. …………………11
1
Мы не знаем войны…
Нам она лишь по книгам знакома,
По рассказам и песням
Свидетелей дней грозовых,…
А.Пулькин
I.ВВЕДЕНИЕ
Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края, страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передаётся из поколения в поколение и не даёт забыться далёким дням и событиям.
Много страшных, разрушительных войн в памяти нашей страны.
Война... Как много говорит это слово. Война - это горе, слёзы. Война - страдание матерей, сотни погибших солдат, сотни сирот и семей без отцов, жуткие воспоминания людей. Солдаты служили честно, без корысти. Они защищали Отечество, родных и близких. Война - это смерть каждый час, каждую минуту, но тогда они об этом не думали, для всех было главным остановить врага. Огромное количество солдат осталось лежать в чужой земле, сколько пропало без вести, сколько вернулось домой искалеченными на всю жизнь.
Такие события не обошли и мою семью.
Мне известно, из рассказов мамы и бабушки, что у меня был замечательный прадед, который участвовал в боевых действиях, защищал нашу Родину от вражеских захватчиков. Мне захотелось больше узнать о его жизни и рассказать.
Я представляю проект: «Мой прадед – защитник Родины».
Считаю, что данная тема является актуальной так как: каждый человек должен знать свою родословную, героическую судьбу своих дедов и прадедов, а затем свои знания передавать будущим поколениям.
Цель моей работы: изучение биографии и жизненного пути моего прадедушки – ветерана Великой Отечественной войны Донца Петра Константиновича.
Задачи:
- изучить семейный архив;
- разыскать информацию об участии моего прадеда в боевых действиях;
- узнать дальнейшую судьбупрадеда в мирное время;
-узнать у одноклассников, что они знают о Великой Отечественной войне.
Объект исследования: биография моего прадеда
Методы исследования:
- изучение семейного архива;
- беседы с родственниками;
2
- обобщение полученных результатов;
- оформление собранного материала в форме презентации для применения в практической деятельности.
Гипотеза: мой прадед был защитником Родины, оставил добрый след потомкам, я могу им гордиться.
3
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Боевой путь моего прадеда
Пётр Константинович Донец, мой прадед, родился 22июня 1919года, в небольшом селе Сибирцево-2, Венгеровского района, Новосибирской области.
В сентябре 1939 года его призвали в ряды Красной Армии. Простившись с родными и друзьями, мой прадед был направлен в город Омск. (Приложение1.) Там он проходил курсы молодого бойца, а затем его направили в полковую школу, где он был зачислен на учёбу младших командиров разведчиков.
В то время началась Советско–Финляндская война. (Приложение2.) Эта война продолжалась недолго: с 13 ноября 1939 года по 13 марта 1940 года. Армия Советских войск стремительно наступала. В числе армии была дивизия, в которой служил мой прадед. Велась война зимой, при сильных морозах.
По словам бабушки Тани, прадед не любил рассказывать о войне. Он говорил: «Тут надо стрелять и убивать, если не хочешь, чтобы тебя «шлёпнули». Воевать надо было так, чтобы победить «вражину» и домой вернуться!»
Но, всё же, иногда он возвращался к этим событиям и вспоминал.
Прадед был командиром отделения разведчиков. Ему не раз со своим
отделением приходилось выслеживать финских снайперов. Их называли «кукушки». «Лёжа в снегу, в 40 градусный мороз по несколько часов приходилось вести наблюдение, выслеживать снайперов» - рассказывал прадед. (Приложение 3)
Были случаи, когда финских «кукушек» брали в плен. Однажды удалось выяснить местонахождение, в котором готовили снайперов из женского состава и уничтожить его. Эта территория называлась «Зелёный городок».
Мой прадед участвовал в прорыве оборонительной линии белофиннов.
3
Это было зимой. Под снегом была вода, но солдаты шли вперёд, надо было
выбивать неприятеля из укреплений. И в феврале вражеская оборонительная линия была прорвана. В марте в ходе освободительных действий прадед был ранен, а через 4 дня после ранения 13 марта война закончилась.
После госпиталя он вернулся в свою дивизию в составе 138 стрелкового ордена Ленина полка. Затем их полк дислоцировался к Москве. (Приложение 4.) А после в город Ачинск на пополнение войск. (Приложение 4.) Из Ачинска в 1942 году их направили на Дальний Восток. (Приложение 4.) В 1943 году перевели на Камчатку. (Приложение 4.)
Там мой прадед и встретил окончание войны.
Великая Отечественная война закончилась, но не закончился на этом боевой путь прадеда.
С 8 на 9 августа 1945 года началась война с Японией. (Приложение 4.)
В составе взвода химической разведки прадед был направлен в Японию. Он принимал участие во взятии Японского подземного города-крепости, в котором находилось более 10 тысяч вражеских солдат и офицеров. Бой был ожесточённым. Приходилось вступать в рукопашные бои. Этот бой завершился победой. Японские войска были разбиты.
Восемь лет выполнял воинский долг перед Родиной простой русский солдат Пётр Константинович Донец. Принимал участие в трёх войнах: Советско – Финляндской, Великой Отечественной (1941-1945г.г.), Японской (1945г).
Исколесил Россию с Запада на Восток. Протяжённость России с Запада на Восток более 8 000км. В общей сложности прадед прошёл около 24 000 километров. Получается, что он трижды проделал этот путь. Это я проследила по карте. А расстояние между населёнными пунктами узнала из Интернета. (Приложение 4)
14 августа 1946 года он был уволен в запас.
За образцовое выполнение боевых заданий, мужество и отвагу мой прадед был награждён медалями и орденом. (Приложение 5.)
4
Послевоенная трудовая деятельность
После демобилизации вернулся в Новосибирскую область, в наше село: Убинское, к родственникам. Здесь жил и трудился до конца дней. Был специалистом по кожевенному сырью и пушнине. Работал завскладом в заготконторе, заведующим участком в зверпромхозе. Всегда занимал активную жизненную позицию. Много читал. Лучшим подарком в семье считалась книга…..
Вместе с бабушкой Антониной Тимофеевной воспитал пятерых детей.
5
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Закончив историю своего прадеда, я испытываю чувство страха и гордости.
Мой прадед был защитником Родины, участником исторических событий. Я считаю моего прадеда героем. Я знаю, он не хотел, чтобы наше поколение пережило войну. Ведь он был готов отдать за свободу Родины собственную жизнь.
Я горжусь моим прадедом!
Гипотеза подтвердилась.
Я рассказала эту историю моим одноклассникам. Она вызвала у них большой интерес. У ребят возникло много вопросов. На некоторые из них я не могла ответить. Поэтому я продолжу изучение биографии моего прадеда и буду рассказывать следующим поколениям о его героизме, мужестве, чтобы они тоже помнили и гордились.
Мне хочется, чтобы как можно больше моих сверстников стали интересоваться историей своих семей.
Я провела опрос одноклассников о том, что они знают о войне.
Результаты опроса представлены в диаграммах. (Приложение 6.)
Знают годы Великой Отечественной войны– 15 человек.
Знают страну, которая объявила войну нашей Родине(1941г) – 17 человек
Знают о прадедах, участвовавших в Великой Отечественной войне – 10 человек.
Вывод.
Результаты опроса показали, что у нас ещё недостаточно знаний о Великой Отечественной войне, о прадедах, воевавших на фронте.
События Великой Отечественной войны не обошли стороной мою семью.
Сейчас мирное время, но отголоски тех страшных событий остались в каждом городе и селе. И нам надо стараться быть достойными памяти своих прадедов.
6
Приложение1
Из Венгеровского района в Омск. Начало боевого пути.
Приложение 2.
7
Приложение 3
Советские разведчики выслеживают финских снайперов
Приложение 4
Боевой путь
1 4 3 2 7 6 5 8 | 1.От Венгеровского района до Омска – около -280 км 2.От Омска до Курильского перешейка – около 3569км 3.От Курильского перешейка до Москвы – около1100км 4.От Москвы до Ачинска – около 3989 км 5.От Ачинска до Дальнего Востока – 4285 км 6.От Дальнего Востока до Камчатки – около 2200км 7.От Камчатки до Японии – около 3438 км 8.От Японии до Новосибирской области – около 4631км |
8
Приложение 5.
Награды.
| Медаль за победу над Германией В Великой Отечественной войне 1941-1945г.г. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 17 ноября 194….года. |
| Медалью за победу над Японией Указ Президиума Верховного Совета СССР 1947г |
| Медаль «60 лет вооруженных сил СССР» Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28.01.1978 г; |
| Орден Отечественной войны II степени. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 марта 1985года. |
| Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28.01.1988 г; Медаль «70 лет вооруженных сил СССР» |
Медаль Жукова 19.02.1996г. |
|
Приложение 6.
Результаты исследования.
10
V. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1.Материалы из семейного архива:
воспоминания бабушки,
награды
фотографии,
2. Материалы сети Интернет:
https://ru.wikipedia.org/wiki/География_России - протяженность с Запада на Восток
http://russia-karta.ru/russia.htm- карта России
https://www.google.ru/search?q- карта Советско – Финляндская война
https://www.google.ru/search?q – картинки
https://www.google.com/search?client=opera&q=от+красноярска+до+новосибирска
11