МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина»
Исследовательский проект на тему:
«Изучение экологического состояния почвы пришкольного учебно-опытного участка»
Автор проекта: Орлова Ирина, ученица 10«А» касса
Руководитель: Василенкова Ольга Владимировна, учитель биологии
пгт. Шумячи 2021 г.
Содержание стр.
1.Введение, обзор литературы 3-4
2.Общая характеристика почв. 5-9
Физико-химические показатели состояния почвы.
-
Объект и методика исследования 10
-
Определение механического состава почвы 11
-
Определение структуры почвы 11
-
Определение влагоемкости и водопроницаемости 12
-
Изучение насыщенности почвы воздухом 13
-
Исследование кислотности почвы 13
-
Качественное определение химических элементов почвы
-
Определение содержания карбонат-ионов 14
-
Определение содержания хлорид-ионов 14
-
Определение содержания сульфат-ионов 15
-
Определение содержания нитрат-ионов 15
-
Определение содержания ионов кальция 15
-
Результаты исследования 16-17
-
Выводы 18
-
Заключение 19-20
6. Информационные ресурсы 21
7. Приложения 22- 30
Актуальность проекта
В наше время, важно знать, какие химические элементы и их соединения входят в состав почвы, особенно на школьном учебно-опытном участке, так как на нём возделывается большое количество сельскохозяйственных растений и чтобы избежать неурожая мы должны следить за составом почвы. Важно помнить, что почва не объект эксплуатации, а великое богатство, которое досталось нам в наследство и останется нашим потомкам.
Школьный учебно-опытный участок
Введение
Понятие о почве и её плодородии
Почва – верхний слой земной коры, образовавшийся в результате разрушения горных пород под воздействием климата (вода, свет, воздух, тепло), живых организмов (растения, животные, микроорганизмы и т. д.) и производственной деятельности человека. От горных пород почва отличается плодородием – способностью обеспечивать растения элементами питания, водой и воздухом. Плодородие почвы постоянно изменяется в зависимости от природных факторов и производственной деятельности человека – внесения удобрений, обработки, орошения или осушения.
На одних почвах растения чувствуют себя хорошо, обильно цветут и дают богатые урожаи. На других почвах урожайность намного ниже. Чтобы найти причину, нужно хорошо знать характеристику почвы и своевременно и грамотно проводить мероприятия, направленные на окультуривание почвы.
Классификация почв
По условиям формирования, свойствам и признакам почвы разделяются на типы, подтипы, роды, виды и т. д.
Тип – почвы, развивающиеся в одинаковых природных условиях.
Подтип – группа почв в пределах типа, отличающихся по характеру почвообразования, по внешнему виду и свойствам.
Род – почвы, отличающиеся по строению подпочвенных материнских пород.
Вид – почвы в пределах рода, отличающиеся степенью развития почвообразовательного процесса.
Морфологические признаки почв
К важнейшим из морфологических признаков почвы относят строение, мощность, окраску, механический состав и структуру.
Строение почвы – определенное расположение ее слоев или горизонтов, отличающихся цветом, структурой и другими признаками.
Мощность почвы – ее протяженность от поверхности до материнской породы.
Окраска почвы характеризует зональные особенности. Сухие почвы имеют более светлую, влажные – более темную окраску.
Почва состоит из твердой, жидкой и газообразной фаз.
Почвы различаются по механическому составу, т. е. по содержанию в них частиц различных размеров, которые называют механическими элементами.
Глинистые почвы после дождя быстро заплывают и на них образуется корка. Суглинистые почвы быстрее прогреваются, они более рыхлые и легче поддаются обработке, чем глинистые.
Песчаные и супесчаные почвы называют легкими, так как они легко поддаются обработке, а глинистые и суглинистые – тяжелыми.
Структура почвы – форма и размер структурных отдельностей, на которые естественно распадается почва.
Почвы, состоящие из несклеенных механических элементов, называются бесструктурными.
Структурные почвы содержат больше воздуха и хорошо удерживают влагу. Они легко крошатся при вспашке, противостоят водной и ветровой эрозии.
Система применения удобрений.
Система удобрений – детально разработанный, научно обоснованный план внесения органических и минеральных удобрений, обеспечивающий получение планируемого урожая сельскохозяйственных культур. В нем предусмотрено размещение удобрений под все культуры севооборота, определены нормы, сроки и способы внесения удобрений с учетом биологических особенностей растений и почвенно-климатических условий района.
Работа состоит из теоретической и практической части. В теоретической мы изучали, систематизировали и обобщали материал по интересующим нас вопросам, а в практической части проводили исследовательский эксперимент.
Цель работы: изучение экологического состояния почвы пришкольного учебно-опытного участка МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф. Алешина».
Для достижения этой цели мы обозначили задачи:
-изучить литературу по данной проблеме;
-провести физико-химический анализ почвы пришкольного участка;
-определить влияние человека на состояние почвы;
-составить план по улучшению состояния почвы;
- разработать рекомендации по внесению необходимых минеральных удобрений и по выбору возделываемых культур.
Обзор литературы
В этом проекте были использованы книги не только непосредственно по данной теме, но и дополнительные книги по географическому положению объекта исследования.
В целом все книги помогли нам достаточно грамотно определить методы изучения структуры и свойств почвы, визуально оценить условия необходимые для выращивания культурных растений т.к. земледелие даёт человеку основные продукты питания. На основе данных из многих книг мы смогли правильно сформулировать цель и задачи исследования, а также четко сделать вывод.
Наличие и разнообразие книг по данной теме позволило более углубленно изучить проблему, сделать правильные выводы. Разные книги содержат различную информацию. Поэтому в проекте мы не выделяли какую-либо одну книгу, на которую опирались и полностью основывались на ней; все имеющиеся книги были одинаково полезны по данной теме.
Объект и предмет исследования.
Объектом исследования является пришкольный учебно-опытный участок МБОУ «Шумячской СШ им. В.Ф.Алешина», предметом исследования являются почвы расположенные на данной территории.
п. Шумячи Смоленской области, село до 1965 г., районный центр. Шумячский район расположен в 105 км к югу от Смоленска, в 7 км к северу от станции Понятовка. Население 4,6 тысяч жителей.
В данной работе так же использовались методы исследования:
1. Изучение литературы
2. Эксперимент
3. Обобщение
4. Сравнительный анализ
5. Описательный
Методика исследования
Исследования проводились осенью 2019года. Объектом исследования явилась почва пришкольного учебно-опытного участка МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина»: участок №1 – овощной отдел, участок №2 – цветочно-декоративный отдел.
План исследования:
-
Визуальное обследование объекта;
-
Отбор проб почвы;
-
Проведение физико-химического анализа качества почвы по стандартной методике;
-
Составление плана по улучшению состояния почвы;
-
Разработка рекомендаций по внесению необходимых минеральных удобрений и по выбору возделываемых культур.
Определение механического состава почвы
Оборудование: пробы почвы, вода в склянках.
Ход работы: В ходе исследования нами было отобрано 250 грамм почвы из разных участков: овощной отдел и цветочно-декоративный. Затем мы слегка увлажнили комочек почвы, размешали до тестообразного состояния и скатали в шнур, который затем сгибали в кольцо. По тому, как скатывалась почва и сгибалась в кольцо, мы определяли ее механический состав.
Определение механического состава почвы
Вывод:
Участок №1 – овощной отдел имеет супесчаную почву, участок №2 – цветочно-декоративный отдел – суглинистую почву. Супесчаные почвы сложены из крупных частиц, они сухие, т.е. плохо задерживают влагу. Суглинистые почвы плохо пропускают воду, затрудняя ее доступ к растениям.
Примечание:
•глинистая почва во влажном состоянии пластична, при скатывании получается шнур небольшой длины; шнур при сгибании в кольцо не ломается и не растрескивается.
-
суглинистая почва во влажном состоянии имеет слабую пластичность, при скатывании получается очень непрочный шнур; шнур из суглинистой почвы при сгибании в кольцо разламывается.
-
супесчаная почва во влажном состоянии в шнур не скатывается, при растирании дает ощущение песчаных частиц;
-
песчаная почва состоит из песчаных зерен, сыпучая;
-
щебенчатая почва (хрящевая) наряду с глинистыми или песчаными частицами содержит обломки горных пород (размеры не более 3 мм).
Определение структуры почвы
Способность почвенных частиц соединятся в относительно устойчивые комочки, называется структурой почвы. Структура определяет особенности водного и воздушного режимов почвы, поэтому является одним из признаков её плодородия. Известно, что структурная почва – комковатая или зернистая, состоящая из комочков до 10 мм в диаметре; бесструктурные почвы состоят из очень мелких частиц – до 0,001 мм в диаметре.
Вывод:
В участке №1 почва структурная. Такая почва состоит из более крупных частиц, связанных в отдельные комочки разнообразной формы и величины. В зависимости от величины комочков промежутки между ними больше или меньше. Через эти промежутки проходят вода и воздух, крайне необходимые для нормального бактериального процесса в почве и развития в ней хорошей корневой системы растений. После дождя на участке, где почва комковатая, рыхлая, вода быстро впитывается.
В участке №2 почва мелкоструктурная. В основу этих почв входят очень мелкие частички. В таких почвах плохо проходит вода и воздух. После дождя бесструктурные (мелкоструктурные) почвы образуют сплошную массу, а после высыхания становятся твердыми и трескаются.
Определение влагоемкости и водопроницаемости
Под влагоемкостью понимается способность почвы вмещать и удерживать то или иное количество воды. Влагоемкость тем больше, чем мельче частицы почвы. Максимальной влагоемкостью обладают глинистые почвы. Благодаря учениям Б. Нобела , мы можем изучить влагоемкость почв.
Определение влагоемкости
Для того, чтобы определить влагоемкость, нами было отобрано примерно 50 г. почвы, поместили ее на металлический поднос и взвесили для определения массы (ml). Далее мы поместили поднос с почвой на сутки в сушильный шкаф при температуре около 100 градусов и потом определили массу сухой почвы (m2).
Затем по формуле ((ml – m2)x 100%):ml мы рассчитали процентное содержание воды в почве ( К )
Вывод:
Влагоемкость почвы с участка №1:
ml=50 г. ; m2=43,8г.; К = ((50 – 43,8) x 100%):50 = 12,4%
с участка №2:
ml=50 г. ; m2=36,7г.; К = ((50 – 36,7) x 100%):50 = 26,6%
У структурных типов почв влагоемкость меньше, чем у мелкоструктурных.
Нами была изучена водопроницаемость почв, то есть способность почвы пропускать через себя воду. Водопроницаемость почв зависит от механического состава почвы, ее структурного состояния, пористости, плотность и влажности.
Для проведения данного опыта нам надо было изготовить прибор (консервную банку, с удаленной крышкой и дном). Вместо консервной банки мы взяли банку из под кофе и отобрали цилиндрический образец почвы. Почву взяли двух образцов: структурную и мелкоструктурную. Далее мы налили примерно 100 мл воды в широкий сосуд и поместили в него отобранные образцы в отдельности. Для получения правильного результата необходимо было отметить время, за которое вода полностью впитается в почву.
Вывод:
Структурная почва с участка №1 воду впитала за 1 мин 23 сек., а почва с участка №2 – мелкоструктурная – за 11 мин 40 сек. Структурные почвы обладают большей водопроницаемостью. Чем меньше частицы почвы, тем меньше ее водопроницаемость
Изучение насыщенности почвы воздухом
Насыщенность почвы воздухом (т.е. аэрация) – важная почвенная характеристика. Атмосферный воздух проникает в почву, создавая условия для прорастания семян, развития корней и корневых систем, окисления веществ. Благодаря учениям Б. Нобела, мы также сможем определить аэрацию почв.
Изучение насыщенности почвы воздухом
Для проведения опыта нам потребовались два разных образца почв. Мы отобрали цилиндрические образцы песчаной и глинистой почв. Затем поместили образцы в сосуды с водой и наблюдали, как выделяется из почвы воздух, замещаясь водой. В ходе работы мы зафиксировали время выделения воздуха, величину пузырьков и интенсивность выделения воздуха.
Показатели аэрации:
Тип почвы | Время выделения воздуха | Величина пузырьков | Интенсивность выделения воздуха |
Супесчаная | 7 минут | средние | высокая |
Суглинистая | 5 минут | мелкие | средняя |
Вывод: Степень аэрации зависит от количества и величины пустот между комочками почвы. Высокая интенсивность выделения воздуха у супесчаной почвы.
Исследование кислотности почвы
Оборудование и реактивы: пробирки, фильтровальная бумага, воронка; дистиллированная вода, универсальный индикатор, образцы почвы.
Ход работы: в пробирку поместили почву (столбик почвы должен быть 2-3 см). Прилили дистиллированную воду, объем которой должен быть в три раза больше объема почвы. Закрыли пробирку пробкой, тщательно встряхивали в течение 1-2 минут. Профильтровали полученную смесь почвы и воды. Почва осталась на фильтре, а собранный в пробирке фильтрат представляет собой почвенную вытяжку (почвенный раствор). Взяли универсальный индикатор, нанесли на него палочкой почвенный раствор. Определили по окраске универсального индикатора рН почвенного раствора. Если лакмус окрашивается в розовый цвет, то почва является кислой, а если в зеленоватый, то-щелочной.
Таблица 1
Определение степени кислотности почвы
Значение рН | Степень кислотности почв |
Ниже 4,5 | Сильнокислые |
4,5 -5,0 | Среднекислые |
5,1 -5,5 | Слабокислые |
5, 5- 6,0 | Близкие к нейтральным |
Более 6,0 -7,0 | Нейтральные |
7,0 – 8,0 | Щелочные |
Вывод:
Реакция рН на участке №1 соответствует нейтральной (рН =7). Следовательно, нет никакой необходимости проводить работу по раскислению почвы В цветочно-декоративном отделе (участок №2) реакция рН была слабокислой (рН=5,5). Почва имеет торфяной состав. На основании полученных результатов составили агрохимическую характеристику почвы на учебно-опытном участке и на пришкольной территории.
Качественное определение химических элементов почвы
Оборудование и реактивы: весы (с точностью до 0,1 г) и разновесы, фарфоровая чашечка для выпаривания, штатив, спиртовка, коническая колба (2 шт.), мерный цилиндр, пипетка, пробирки, воронка, фильтровальная бумага, нихромовая проволока; соляная кислота (10%), соляная кислота (конц.), растворы азотной кислоты (10%), хлорида бария (20%), нитрата серебра (2%), дистиллированная вода.
Ход работы
1. Обнаружение карбонатов в почве. К пробе почвы добавили несколько капель 10%-й соляной кислоты. Если почва содержит карбонат-ион, то под действием кислоты начнется выделение углекислого газа. Почва как бы «вскипает». Почвы, вскипающие от 10%-й соляной кислоты, относят к карбонатным. Интенсивность образования углекислого газа, т.е. интенсивность «вскипания» (бурное, среднее, слабое), дает предварительную количественную оценку содержания карбонат-иона в почве.
2. Определение наличия хлоридов в почве:
1. Подготовка водной вытяжки почвы. Для этого поместили 25 г почвы в коническую колбу, добавили 50 мл дистиллированной воды. Взболтали содержимое колбы, дали отстояться в течение 5-10 мин. Еще раз взболтали и после отстаивания профильтровали.
2. Отлили в пробирку 5 мл почвенной вытяжки, добавили несколько капель 10%-й азотной кислоты. По каплям добавляли раствор нитрата серебра. Если хлориды присутствуют, то образуется белый хлопьевидный осадок хлорида серебра. Если признаком реакции при анализе образца будет хорошо различимый белый творожистый или хлопьевидный осадок, то данный образец содержит десятые доли процента хлорид - ионов. Если раствор только мутнеет, т. е. теряет прозрачность, то в почве содержатся сотые и тысячные доли процента хлорид-ионов.
3. Обнаружение сульфатов в почве. К 5 мл почвенной вытяжки прилили несколько капель концентрированной соляной кислоты и 3 мл раствора хлорида бария. Если почва содержит сульфат-ион, то появляется белый тонко дисперсный, или, как говорят, молочный осадок сульфата бария. О концентрации его в почвенной вытяжке можно судить по степени прозрачности полученной смеси (густой осадок, мутный или почти
прозрачный раствор).
4. Обнаружение нитратов в почве. В пробирку налили 5 мл фильтрата водной вытяжки почвы и по каплям прибавили раствор дифениламина в серной кислоте. При наличии нитратов раствор окрашивается в синий цвет.
5. Качественное определение ионов кальция.
К 10 мл фильтрата водной вытяжки почвы добавили несколько капель 10% раствора соляной кислоты и прилили 5 мл 4% раствора оксалата аммония. Белый осадок оксалата кальция свидетельствует о наличии нескольких процентов кальция в почве. При наименьшем содержании кальция (сотые и тысячные доли процента) наблюдается лёгкое помутнение раствора.
Вывод
Химический анализ почвы:
Содержание карбонат – ионов: в почве с участка №1 под действием соляной кислоты интенсивность «вскипания» слабая, с участка №2 – средняя.
В обеих пробах почвы: содержание сульфат – ионов - медленно появляющаяся муть (слабая), сульфат - ионов 1-0,5 мг. на 100 мл. раствора, тысячные доли грамма на 100 грамм почвы (%); наличие хлорид – ионов - ополисценция содержания хлорид – ионов 1 – 0,1 мгр на 100 мл раствора вытяжки, тысячные доли грамма на 100 гр. почвы (%); наличие ионов кальция – слабая муть, выделяющаяся при отстаивании, содержание ионов кальция 1 – 0,1 мг в 100 мл раствора вытяжки, тысячные доли грамма на 100 гр. почвы (%). Содержание катионов и анионов в почве не превышает ПДК.
Выводы и заключение
Исходя из изученной литературы и результатов анализа исследования экологического состояния почвы, можно сделать следующие выводы:
1. Изучив литературу о значении почвы, мы пришли к выводу, что данная проблема является актуальной для современного общества;
2. Проанализировав методики исследования можно с уверенностью сказать, что они приемлемы для исследовательской работы обучающихся;
3. В результате проведенных исследований было выявлено: почва с участка №1 – супесчаная, структурная; с участка №2 – суглинистая, мелкоструктурная.
4. При изучении влагоемкости и водопроницаемости почв исследования показали, что структурные почвы обладают меньшей влагоемкостью, но большей водопроницаемостью; а бесструктурные почвы обладают большей влагоемкостью, но меньшей водопроницаемостью.
5. Исследование аэрации почвы показали, что менее всего аэрация выражена у суглинистых почв, а максимально – у супесчаных.
6. Определение структурной супесчаной почвы на кислотность показало, что выбранный нами образец почвы находится в нейтральной среде; почва цветочно-декоративного отдела имеет торфяной состав и находится в слабо кислой среде.
7. Содержание катионов и анионов в почве с обоих участков не превышает ПДК.
8. Составили план по улучшению состояния почвы (приложение №1).
9. Разработали рекомендации по внесению необходимых минеральных удобрений
и по выбору возделываемых культур (приложение №2 ).
10. Определили группы овощных, плодовых и ягодных культур по отношению к
почвенной кислотности и дикорастущие растения - биоиндикаторы почв
(приложения №3,4).
Предложения
Почва – чрезвычайно сложное образование. Вся почва различается по механическому составу, структуре, влагоемкости, водопроницаемости, аэрации и химическому составу. Каждый из этих признаков является очень важным компонентом в почвообразовании.
Необходимо выявить основные морфологические признаки и физические свойства почвы для того, чтобы грамотно проводить окультуривание почвы и предупредить её эрозию.
Нужно ежегодно определять кислотность почвы, т.к от вносимых минеральных удобрений она (кислотность) может повыситься.
Необходимо изучать влияние природных и антропогенных факторов на выращиваемые растения.
Информационные ресурсы
-
/biology/course/content/chapter12/section1/paragrapH4/theor
-
/stihi.php?pochva
-
/doc/i/29849p.html
-
/soil/soil.html Москва
-
Ганжара Н.Ф. Почвоведение.-М.: Агроконсальт, 2001. – 392 с.
-
Журнал «География в школе»
№1 – 1998г.
№7 – 2004г.
-
Кауричев И.С., Панов Н.П. и др. Почвоведение. – М.: Агропромиздат, 1999.- 719 с.
-
Литвинова Л. С., Жиренко О. Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников. Москва, 2005 год.
-
Постникова Т.Ф. «Экологический мониторинг почвы» Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников»
-
Раковская Э.М.. География: Природа России. Москва, «Просвещение» 2002г.
-
Сидоров А.М. «Оценка экологического состояния почвы» «Экология», М., Дрофа, 2004г
-
Сердобольский И.П. Агрохимические методы исследования почв. М., 2002.
-
Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие/под ред. Т. Я. Ашихминой -М.: АГАР,2000
Приложение
Приложение №1
План улучшения экологического состояния почвы
-
Ежегодно определять кислотность почвы.
-
Правильно приготовить компост.
-
Использовать агротехнические приемы, улучшающие структурность почвы.
-
Составить схему севооборота на 3 года.
-
Внесение органических и минеральных удобрений.
-
Изучать влияние природных и антропогенных факторов на выращиваемые растения.
-
Соблюдать сроки посева и агротехнику выращивания картофеля и овощных культур.
-
Разработать рекомендации по внесению необходимых минеральных удобрений
и по выбору возделываемых культур.
9. Определить группы овощных, плодовых и ягодных культур по отношению к почвенной кислотности и дикорастущие растения - биоиндикаторы почв.
10. Высаживать растения на участке, учитывая их отношение к почве.
Приложение №2
Рекомендации по внесению удобрений:
- Для получения высокого урожая на овощном отделе необходимо вносить органические удобрения – 200-300 кг на сотку, а также азотные удобрения (аммиачная селитра) – 1,5 – 2,0 кг на сотку, весной под вспашку или культивацию. Из сложных удобрений рекомендуется вносить нитрофоску 3,0 – 3,5 кг на сотку.
Если трудно достать органические удобрения, можно использовать компосты. Компостные кучи лучше устраивать в тени деревьев. Длина компостной кучи произвольная, ширина в основании – 2 м, по верхнему краю – 60 см, высота – 1,2 м. Только при этом условии идет хорошее проветривание и нормально протекают микробиологические процессы.
Чтобы получить хороший компост, растительные остатки переслаивают известью через каждые 20-30 см, из расчета 1 кг извести на 1 м3 растительных остатков. Компост вносят в почву из расчета 6-10 кг на 1 м2.
- Слабокислая почва цветочно-декоративного отдела благоприятна для выращивания астры, циннии, петунии, сальвии, бархатцев, настурции, агератума, рудбекии и др. (приложение №6).
-При слабокислой реакции на суглинистой почве вносить 500 г. известковых удобрений на 1м2. Известь оказывает благотворное влияние на состав почвы в течение 10 лет.
- Для улучшения структуры почвы использовать опилки при осенней вспашке из расчёта полведра на 1м2.
- Составить схему севооборота на 3 года.
- При внесении минеральных удобрений следить за уровнем рН в почве. Не допускать повышения кислотности. В случае необходимости принять меры по раскислению почвы.
Как изменить кислотность почвы?
Любая почва склонна к закисанию. Минеральные удобрения ускоряют процесс повышения кислотности. Навоз, компост и другие органические удобрения – замедляют.
Меньше всего подкисляют почву такие минеральные удобрения, как кальциевая селитра, калийная селитра, натриевая селитра, двойной суперфосфат, костная мука.
Известь и зола.
Для снижения кислотности почву известкуют. Внесение извести снижает кислотность, улучшает структуру почвы, уменьшает деятельность сорняков, повышает деятельность полезных микроорганизмов.
Под древесные породы известь вносят раз в четыре – семь лет. Чем мельче помол известняка, тем сильнее его действие. Иногда вместо извести применяют мел, который лучше вносить вместе с навозом.
Вместо извести можно применить древесную или растительную золу. Вносить ее можно и перед перекопкой, и перед посадкой сразу в лунки.
Когда известковать и сколько?
Вносить известь можно и осенью и весной. Дозы зависят от кислотности почвы, механического состава, содержания в почве гумуса и качества известкового материала.
Частички вносимой извести должны быть меньше 1 мм. Изменение кислотности почвы происходит не сразу. В зависимости от внесенной дозы слабокислая или нейтральная реакция устанавливается через один – два, три года.
На песчаных и супесчаных почвах известь вносят в меньших дозах, но чаще, т.к. она вымывается (100-200гр. на 1 кв. м.)
Приложение №3
Группы овощных, плодовых и ягодных культур по отношению к почвенной кислотности
№ группы | Отношение к почвенной кислотности | Растения |
1 | Не переносящие повышенную кислотность. Сильно отзывающиеся на известкование | Свекла столовая, капуста белокочанная, цветная и другие виды капусты, лук, чеснок, сельдерей, пастернак, шпинат, смородина, слива, вишня. |
2 | Нуждающиеся в слабокислой и близкой к нейтральной реакции почвы. Хорошо отзывающиеся на известкование почвы. | Салат, лук – порей, огурцы, брюква, груша, яблоня, земляника. |
3 | Не переносящие избытка кальция в почве и под которые на сильно- и среднекислых почвах необходимо вносить известь в пониженных дозах. | Картофель, морковь, петрушка, репа, редька, тыква, кабачки, томаты, редис, крыжовник, малина. |
4 | Малочувствительные даже к повышенной кислотности. Слабо отзывающиеся на известкование. | Щавель |
Дикорастущие растения - биоиндикаторы почв
Русское название | Латинское название | Характеристика почвы |
Бодяк полевой Хвощ полевой Фиалка трехцветная | Cirsium arvense Scop Eguisettum arvense L. Viola tricolor L. | Кислая, плодородная, влажная, бедная известью |
Мокрица (звездчатка средняя) Крапива двудомная Пастушья сумка Лебеда | Stellaria media Vill. Urtica dioica L. Capsella bursa pastoris Moench. Atriplex patula L. | Влажная, плодородная, богатая азотом |
Сныть обыкновенная | Aegopodium podagraria L. | Влажная, рыхлая, плодородная |
Мать-и-мачеха обыкновенная Подмаренник цепкий Дикая мята | Tussilago farfara L. Galium aparine L. Mentha arvensis L. | Плотная, глинистая, влажная |
Лютик ползучий | Ranunculus repens L. | Влажная, плодородная |
Кровохлебка малая | Sanguisorba officinalis L. | Сухая, скудная |
Горец вьющийся | Lappula echinata Gilib. | Легкие, песчаные |
Одуванчик лекарственный | Taraxacum officinale Wigg | Плодородная |
Пырей ползучий | Agropyrum repens P. | Неухоженная, плотная |
Кипрей узколистный | Chamaenerium angustium Adans. | Влажная, беднаяизвестью |
Лютик едкий | Ranunculus acer L. | Легкая и влажная |
Горчица полевая | Sinapis arvensis L. | Большое содержание извести |
Подорожник ланцетный | Plantago lancejlata L. | Плодородная, сухая |
Приложение №4
Показатели рН почвы, благоприятные для роста данных растений
Растения | Интервал рН, благоприятный для роста |
Капуста | 7,0-7,4 |
Огурцы | 6,4-7,5 |
Лук | 6,4-7,5 |
Редис | 5,6-7,3 |
Морковь | 5,6-7,0 |
Сахарная свекла | 7,0-7,5 |
Томаты | 5,0-8,0 |
Картофель | 4,5-6,3 |
Подсолнечник | 6,0-6,8 |
Рожь | 5,0-7,7 |
Гречиха | 4,7-7,5 |
Кукуруза | 6,0-7,5 |
Горох | 6,0-7,0 |
Клевер | 6,0-7,0 |
Растения, требующие почв, близких к нейтральной или слабощелочной реакции
Растения, требующие почв, близких к нейтральной или слабощелочной реакции (рН6,6-7,0): капуста белокочанная и почти все разновидности капусты, лук, пастернак, перец, свекла столовая, сельдерей, спаржа.
Растения, требующие почв слабокислой реакции
Растения, нуждающиеся в почве слабокислой реакции (рН6,3-6,7): баклажаны, бобы, брюква, горох, дыня, кабачки, капуста листовая, картофель, лагенария, люффа, огурец, салат кочанный, фасоль, шпинат. Слабокислую или близкую к нейтральной почве предпочитают садовый цветы — левкои, примулы, розы, хризантемы.
Растения, требующие почв умеренной кислотности
Растения, хорошо переносящие умеренную кислотность почвы (рН5,0-5,5): морковь, помидоры, редька, репа, тыква. Цветы и травы: азалии, вереск, гортензии, люпин и рододендроны предпочитают умеренно кислые почвы.
Приложение №5
Школьный учебно-опытный участок
Определение механического состава почвы
Определение влагоемкости
Изучение насыщенности почвы воздухом