СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект на тему: "Откуда берётся тень?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации для исследовательского творческого учебного проекта.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект на тему: "Откуда берётся тень?"»


Департамент образования и науки города Москвы

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт среднего профессионального образования

имени К. Д. Ушинского

Учебная площадка колледж «Измайлово»




ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ


"Откуда берется тень?"






Выполнил студент

3 курса группы 8ПНКд31ш-20

Захарова Софья Сергеевна Специальность:

Преподавание в начальных классах


Проверил руководитель проекта:

Скатова Елена Александровна






Москва

2023

Содержание









Введение……………………………………………………………………………



Глава 1. Теоретическая часть

    1. О проекте …………………..…………………………………….…………….

    2. Что такое тень …………...................................................…………………….



Глава 2. Реализация

2.1 История театра теней …….…………………………………………....……....

2.2 Изготовления театра теней ……....……………………..…….……………...



Заключение .............................................................................................................



Список источников информации ……………………………………………...



Приложение………………………………………………………………………..






3





5

6





7

8



9



10



11

















Введение







В последнее время большинство детей все больше времени проводят за компьютерными играми и подобными развлечениями в сети Интернет и все меньше внимания уделяют окружающему нас миру. Познавательный интерес детей в начальной школе достаточно низок, хотя должно быть наоборот. Чтобы пробудить в детях такой интерес необходимо их заинтересовать.

Актуальность нашего проекта состоит в том, что необходимо разбудить в учениках начальных классов их исследовательский интерес, побудить их изучать окружающий мир. Каким же образом сотворить такое чудо? Последнее время в программах обучения большое время уделено проблемному обучению, в котором главными идеями является то, что перед учеником необходимо поставить либо проблемный вопрос, либо создать проблемную ситуацию поиска. Именно на проблемной ситуации поиска будет основана наша проектная работа.

Начинать стоит с малого, например с какой-то конкретной темы. То, что близко всем нам и то, что есть у нас у всех - наша тень. Ни один живой человек не может не обладать тенью в определенные моменты. Для того чтобы стимулировать познавательный интерес учеников мы можем задать 1 простой вопрос, который является темой нашей проектной работы, а конкретно: «Откуда берется тень?».

Проблема нашего проекта видится в малом количестве интереса познания окружающего мира у учащихся 4 класса. Данную проблему необходимо решить с помощью познавательной активности учащихся. Делать это мы будем на уроках окружающего мира и с помощью проектной деятельности.

Гипотеза: тень появляется только при наличии солнечного или любого другого источника света.

Цель проекта: создать небольшой театр теней.

Задачи проекта:

  • узнать, что такое тень, почему и когда возникает;

  • ознакомиться с историей театра теней;

  • выбрать из предложенного учителем перечня сказку и создать реквизит для постановки театра теней;

  • выступить с постановкой для своих одноклассников.

Объект: представления младших школьников о тени.

Предмет: использование теней для создания театра теней.

Основные этапы:

  • Погружение в проектную деятельность;

  • Сбор и обработка информации;

  • Осуществление проектной деятельности;

  • Презентация продукта проекта.

Методы исследования:

  • Изучение источников информации по теме проекта;

  • Эксперимент со светом;

  • Опытное создание материальных предметов.

Тип проекта: исследовательский, групповой, краткосрочный (до 1 недели).

Продукт проекта: театр теней по русской народной сказке.

Теоретическая значимость проекта заключается в том, что знания заключённые в продукте моего проекта систематизированы специально для младшего школьника и несут творческий исследовательский характер и преподнесены в понятной, доступной форме.

Практическая значимость проекта заключается в том, что данная работа может быть использована учителями на уроках окружающего мира в начальной школе для пропедевтики знаний школьников по теме «Искусство» при реализации системно-деятельностного подхода.

















Глава 1. Теоретическая часть





1.1. О проекте







Как было заявлено ранее главной проблемой современных учащихся мы видим отсутствие познавательного интереса к окружающей среде. А ведь именно познавательный интерес является двигателем учебного интереса, двигателем всей активности ученика. Хороший учитель задается вопросом: как же побудить ученика учиться, как сделать для него уроки интересными? Мы видим в ответе на этот вопрос необходимость создания ситуаций поиска, использование проблемных вопросов.

Нам не обязательно говорить учащимся, что им нужно сделать проектную работу, нет, это, наоборот, оттолкнет ученика. Мы должны их заинтересовать, то есть дать им понять, что это занятие принесет что-то новое, интересное и увлечет их на некоторое время. Для этого достаточно лишь задать 1 вопрос: откуда берется тень? Ученик растеряется, не сможет ответить, а некоторые возможно смогут, и это заинтересует других, ведь они об этом не знали, но могут узнать. Таким образом мы вовлекаем в деятельность весь класс.

После того как мы заинтересовали и получили внимание от учащихся, мы них проводим небольшой эксперимент. Обычный эксперимент, берем лампу, берем какой-то предмет, например нашу руку. Сначала смотрим на просто руку, а потом на руку, на которую направлен прожектор. При этом появляется наша тень. И конечно, после такого эксперимента мы делаем вывод, а точнее делают его наши ученики. Вывод прост, для того чтобы увидеть тень необходим источник света, который направлен на предмет.

А после мы можем еще больше заинтересовать наших учеников исследования. Задать следующий вопрос, для чего можно использовать тень? Здесь учитель должен показать либо видео материалы, либо самостоятельно сделанный театр теней и заинтересовать учеников в том, что они смогут создать точно такой же самостоятельно. Именно в созданном детьми театре теней будет заключаться продукт нашего проекта. Ведь во время создания своего театра теней они больше погрузятся в атмосферу изучение окружающего мира, в атмосферу творчества. А так как проект у нас групповой, то есть рассчитан не менее чем 3 участников, это ещё поможет сплотить коллектив, развить его творческие способности. Также проект будет носить метапредметную связь с изучением литературного чтения.



1.2. Что такое тень







Как и сказано было ранее сначала нужно рассказать ребенку, точнее опытным путем показать, что такое тень, как она появляется и что для этого необходимо. По-другому можно объяснить это как подготовительную работу к созданию театра теней ребенком.

Для того чтобы эксперимент прошел удачно необходимо принести несколько источников света, то есть несколько ламп различные предметы. Таким образом мы можем сказать, что тень она имеет форму определенного предмета. Также тень будет зависеть от того насколько близко или далеко находится предмет от источника света. Чтобы показать это опытным путем мы просто отдаляем и приближаем предмет от лампы. Также мы показываем, что тень может "двигаться". Для этого предмет мы поворачиваем в разные стороны, двигаем влево, вправо, вверх и вниз, а тень за нами, следовательно, повторяет.

Также, при достаточной доле сноровки, учитель может показать мини импровизированное представление театра теней использую лишь свои руки. То есть необходимо изобразить какую-нибудь чайку, собачку или краба.

Здесь мы уже можем сказать ребятам, чего ожидаем от них в итоге и поделить их на команды. В команде должно не менее чем из 3 человек, максимум человек 6. Деление может происходить как жеребьевкой, так и по желанию самих детей. Мы планировали сделать детские театры теней по русским народным сказкам. За основу берем наиболее популярные такие как «Колобок», «Репка», «Заяц и Лиса», «Курочка Ряба» и «Теремок». Чем больше в сказке действующих персонажей, тем больше должна быть группа детей ответственных за нее. Так, например сказка «Курочка Ряба» может быть разыграна 3 ребятами, а вот в сказке «Теремок» необходимы все 6.











Глава 2. Реализация





2.1 История театра теней







Рассказать о том, как появилась идея использования теней в качестве развлечения народа необходимо это сподвигнет детей на изучение не только самого процесса создания, но и истории. Не стоит во время этого процесса использовать лишь скучные выжимки из интернета или других литературных источников. Так как мы работаем с детьми мы должны использовать различные методы изучения такие, как видео материалы. Показать небольшой ролик о том, как появилась задумка театра теней, кто был первым, в какой стране, будет намного интереснее чем просто рассказать факты.

После такого просмотра мы конечно же в устной форме обсуждаем увиденное, делаем какие-то предположения, рассказываем о том, как можно было бы сделать иначе и как мы будем делать сами.

Если будет возможность, то во время работы над проектом было бы интересным сводить ребят на настоящий театр теней. Что бы показать приблизительно, что от них хотят получить, а также дать насытиться ребятам невероятными эмоциями от созерцания "магии" театра.

Помимо положительных эмоций мы получим и просветительскую деятельность детей. Также решим главную проблему нашего проекта, а именно - отсутствие познавательного интереса к окружающему миру. Возможно, после того как они сходят на одно представление всем классом, они захотят узнать больше о том, каким бывает театр и театральные представления и попросит своих родителей с посетить такое мероприятие.

Мы рассчитываем, что всего за 1 урок окружающего мы проведем с детьми опыт с тенями, а также покажем им видео материал по поводу театра теней. После того как они ознакомиться с данными понятиями и их определениями они смогут приступить к самостоятельной деятельности по созданию театра.











2.2. Изготовления театра теней







После того как ребята поделились на команды на выбор им представляется перечень сказок, по которым мы будем ставить театр. Далее им раздается шаблон для реквизита. Конкретнее, будут раздаваться картинки как должны выглядеть персонажи и некоторый ландшафтный дизайнер сказок, который нужно будет вырезать и из него создать «куклу».

Все что касается, создания учитель подробно объясняет ученикам. В первую очередь он раздает шаблоны и говорит, что необходимо из них сделать «куклы» для театра теней. То есть нужно взять твердый картон перерисовать шаблон на картон и аккуратно вырезать «куклу». Чтобы было удобно использовать «куклу» в театре теней ей необходимо сделать ручку, для этого можно взять либо зубочистки или шпажки, или использовать трубочку для коктейлей. На уроке учитель наглядно показывает, как сделать так чтобы «кукла» держалась на ручке. Это можно сделать при помощи обычного скотча или клея.

После того как ребята поймут способ приготовления «кукол» для театра они должны между собой распределить кто за какую куклу будет ответственен. Так же должен быть 1 ученик, который будет готовить сцену для театра. Учитель также подробно должен рассказать о том, как можно сделать сцену в домашних условиях.

Для этого можно взять либо какую-то рамочку деревянную, либо использовать коробку из-под обуви, также потребуется либо льняная ткань, либо пергаментная бумага. В крайнем случае если ни того, ни другого нет будет достаточно обычной бумаги формата А4. Далее при помощи скотча или при помощи клея ученик крепит под натяжку ткань/бумагу в рамку. Если используется коробка из-под обуви нужно вырезать дно и на его место натянуть ткань. Если ученик не может сделать это самостоятельно ему нужно обратиться за помощью к родителям или подойти к учителю.

На всю подготовительную работу, а именно создание «куколок» и сцены для театра теней ребятам отводится от 2 до 4 дней. Так же этого времени хватит на изучения сценария их постановки, то есть прочтения сказки и выбора кто за какую роль отвечает, и запоминания, когда ему нужно говорить и что делать «куколками».

Может возникнуть ситуация что ребята попросят пробный тест драйв. Это значит, что на внеурочной деятельности они могут попросить учителя посмотреть все ли у них, правильно идет, все ли у них получается. А после репетиции следует финальный показ детских трудов и работ.



Заключение







Данный индивидуальный проект рассчитан на учащихся 4 класса обучающихся по УМК "Школа Россия" и направлен на развитие познавательного интереса к окружающему миру. Проект носит исследовательский характер в его начале была поставлена гипотеза в результате некоторых элементов она была доказана. В самом деле именно из-за света появляется тень, без света тень видеть не можем.

В результате проекта малыми группами учеников была создана небольшая постановка театра теней по одной из русских народных сказок. продукт был представлен на обозрение одноклассниками, а также приглашенными родителями. В итоге коллектив детей стал более сплоченным, раскрыл в себе творческие способности, организаторские навыки и мотивировал себя на изучение окружающего мира, познание различных видов искусства.

Метод проектной деятельности является одним из ведущих методов для развития познавательного интереса у младшего школьника. Его использование в начальных классах необходимо для зарождения учебного интереса и его развитие в дальнейшем. Наш проект отвечает всем основам проектной деятельности, скорректирован под возрастные особенности учащихся 4 класса. И дальнейшем может получить свое развитие на уроках МХК и литературы в средней и старшей школе.

Помимо того, что данный проект способствовал развитию внутреннего потенциала каждого принявшего участие ребенка, он помог им сплотиться, а также способствовал развитию ораторских навыков и литературной грамотности. То есть проект носит в себе огромнейший потенциал для развития учащихся и должен использоваться не только в рамках предмета окружающий мир, но и на других.

















Источники информации





  1. Дохерти П. Вселенная. Наглядный словарь / Пол Дохерти / Пер. с англ. Ю. Данилова. - М.: Издательство «Слово, 1999. - 64 с.

  2. Кошманская И. П. Театр в детском саду / И. П. Кошманская. - Ростов-на-Дону: Издательство Феникс 2004. - 320 c.

  3. Кузнецов В. И. Свет / В. И. Кузнецов. - М.: Педагогика, 1977. - 128 с.

  4. Роджерс К. Свет. Звук. Электричество / К. Роджерс, Ф. Кларк, А. Смит, К. Хендерсон / Пер. с англ. Н. А. Калмазовой, А. В. Мухина, Е. А. Дорониной. - М.: ООО '' Издательство РОСМЭН - ПРЕСС '', 2002. - 63 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ







































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!