СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект на тему: «Песенное творчество на английском языке»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект на тему: «Песенное творчество на английском языке»»

Статья на тему «Приемы работы с словарями как средство формирования познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе»

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения задают качественно новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования и его образовательный результат. В связи с этим меняются УМК, требования к образовательным программам и учебным планам. Изменения также распространились на содержание и способы оценки результата образования. Теперь результативность обучения складывается из единого комплекса показателей, описывающих знанивые, метапредметные и даже личностные результаты ребенка. В профессиональную жизнь педагога вошло понятие универсальных учебных действий.

В психологическом значении "универсальные учебные действия" (далее УУД) – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. [8]

Перевод слов из пассивного словаря учащихся в активный, а также умение правильно и грамотно излагать свои мысли в письме является необходимым элементом обучения словарной работе на уроках русского языка в начальных классах.

Исходя из того, что организация словарной работы на уроках русского языка с учетом новых требований является одним из эффективных способов формирования УУД тема исследования является актуальной.

ФГОС — это фундамент образовательного процесса. Компетентность — а ФГОС НОО сегодня говорит именно о компетентности, которая позволяет учителю выстраивать процесс обучения не в общих чертах, как рекомендуют методички, а под своих конкретных учеников — педагога начинается с умения ставить стратегические, тактические и частные задачи. Постоянно спрашивая себя: "для чего я это делаю?", учитель сможет достичь того, что каждое учебное задание или упражнение станет инструментом воздействия на дефицитные функции или операции. И не просто инструментом, а инструментом, правильно подобранным.

Результативность образования теперь складывается из сложного комплекса различных показателей, которые описывают не только предметные, но и метапредметные, и личностные результаты обучающихся.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

Познавательные универсальные учебные действия можно определить, как систему способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Умение работать со справочной литературой имеет большое значение и требует особого внимания на уроках русского языка.

Справочная литература, в том числе различные словари, является одним из средств формирования информационной компетентности младших школьников. Справочная литература – это книги, дающие краткий ответ на любой вопрос. К справочной литературе относятся словари, справочники, энциклопедии.

Справочные материалы – словари, тезаурусы, справочники, энциклопедии, представляющие собой собрание определений и характеристики терминов-понятий, расположенных в алфавитном порядке, федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

«Цель издания словарей для учащихся – снабдить их справочной литературой по языку, тем самым повысить уровень их самостоятельной работы, обеспечить доброкачественным языковым материалом». [6, c 45]

Главный критерий отбора словарей на урок – словарь должен соответствовать возрасту – т.е. это учебные словари, изданные специально для начальной школы. В начальной школе учащиеся должны знакомиться со следующими словарями:

Все словари делятся на энциклопедические и лингвистические [5].

Энциклопедические словари описывают мир, объясняют понятия, дают биографические справки о знаменитых людях, сведения о странах и городах, о выдающихся событиях. Ярким примером такого словаря может служить БЭС – Большой энциклопедический словарь. К энциклопедическим относятся и словари терминов.

Словари лингвистические содержат информацию о словах. Объект описания в лингвистическом словаре – единица языка, чаще всего слово.

Данная группа словарей занимается непосредственно словами и их толкованием. Они делятся на одноязычные и двуязычные. Двуязычные словари содержат слова русского языка и их эквивалент на иностранном языке. Одноязычные словари делятся на группы в зависимости от их предназначения.

Сейчас можно выделить огромное количество словарей: орфографические, этимологические, словообразовательные, толковые, фразеологические, универсальные и др.

К основным школьным словарям можно отнести:

  • Толковый словарь живого великорусского языка В.В. Даля.

  • Толковый словарь иноязычных слов.

  • Морфемно – орфографический словарь.

  • Русский орфографический словарь.

  • Словарь ударений.

  • Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.

  • Школьный этимологический словарь русского языка.

  • Школьный словообразовательный словарь русского языка.

Работу с любым словарем целесообразно начинать с обложки. Используем методику чтения – рассматривания книги, разработанную Наталией Николаевной Светловской, которая актуальна и для словарей русского языка. Она предлагает вести беседу по алгоритму: [24]

  • Рассмотри обложку.

  • Кто автор?

  • Прочитай название. Почему так называется?

  • Чем словарь похож на другие книги? Чем отличается?

  • Почему на обложке нарисованы буквы А-Я?

Также можно предложить детям следующие задания:

- Назови соседей по алфавиту буквы.

- Какие буквы пропущены? (Е, Ё, Ж, …, З; Ц, Ч, …, Щ)

- Расставь в алфавитном порядке слова.

На уроках знакомства со словарем дети узнают, как строится весь словарь и как его страница, какова «символика» словаря (графические выделения, сокращения), рассматривается приложение. Все это составляет подготовительный этап работы со словарем.

Основная работа же проводится индивидуально по каждому словарю.

Приемы при работе с орфографическим словарем

Непосредственно с решением орфографических задач тесно связан орфографический словарь.

Практически все современные учебники русского языка включают орфографические словари. Как правило, эти словари содержат списки тех слов, которые подлежат запоминанию, - так называемых словарных слов.

Возможные приемы:

1. Задания, формирующие умения находить новое слово (найди слово и назови номер страницы в форме соревнования, игры «Кто быстрее?»).

2. Игра-эстафета (кто быстрее вставит пропущенные буквы в словах).

4. Игра «Шифровальщики» (учащимся предложено зашифровать своё небольшое сообщение с помощью цифр – порядковых номеров букв в алфавите, учащиеся обмениваются посланиями и расшифровывают их).

Приемы при работе с толковым словарем.

Всем известно: для того чтобы узнать значение слова, нужно обратиться к толковому словарю. Его основное назначение - толковать смысл непонятных или малопонятных слов, давая им предельно краткие описательные толкования. Помимо этого, толковый словарь часто выполняет функции других языковых словарей: орфографического (по словарю всегда можно проверить написание слова), орфоэпического (отмечает нормативное произношение слов), фразеологического (даны фразеологические сочетания), этимологического (к некоторым словам приводятся сведения этимологического характера). Благодаря такой универсальности толковый словарь ценен не только как справочник, но и как учебное пособие по русскому языку.

Вот некоторые приемы для работы с толковым словарем.

  1. Загадки из словаря. Найдите отгадку в словаре (указывается страница или буква, на которую начинается слово-отгадка. Загадка полностью берется из самого словаря, опускается лишь загадываемое слово.)

2. «Справочное бюро» (учащиеся в толковом словаре ищут пояснения к данным словам, определяют разность их значений).

Приемы при работе с фразеологическим словарем

Фразеологический словарь дает точное и краткое раскрытие русских фразеологизмов в их историческом и литературном контексте. Каждый фразеологизм содержит толкование значения, историю происхождения, пример использования в литературе.

Приемы:

1. Найди фразеологизмы со словом (уши, нос, лопата и т.д.). Объясни их значение

2. Установи соответствие фразеологизма и его значения.

Приемы при работе с словарями синонимов и антонимов русского языка

Словари синонимов и антонимов русского языка знакомят с синонимическими рядами слов и антонимическими парами, дают толкование значений их оттенков, содержат примеры употребления, и дают материал для творческой работы учащихся.

Приемы при работе:

1.Игра «Кто больше?». Подобрать как можно больше синонимов или антонимов к словам.

2.Исправь предложения и текст так, чтобы не было повторяющихся и однокоренных слов. Запиши исправленные предложения и текст.

3.Дополни пословицы подходящими по смыслу антонимами.

Хороша верёвка длинная, а речь __________.
Корень ученья горек, да плод его __________.

В результате анализа методической и педагогической литературы по проблеме исследовании мы пришли к выводу, что проблема формирования познавательных УУД у учащихся начальных классов всегда волновала учителей, методистов. Не менее актуальной она остается и в наши дни.

На основе выполненной работы можно сделать вывод о том, что использование словарей на уроках русского языка в начальной школе повышает уровень формирования познавательных универсальных действий. Чем богаче словарь человека, тем шире у него возможности выбора более точного и выразительного оформления мысли.

Список литературы

  1. ФГОС НОО / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2016. –53 с.

  2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. – М.: Просвещение, 2009. – 263 с

  3. Какие бывают словари? Какие бывают словари русского языка? http:/fb.ru/article/256731/kakie-byivayut-slovari-kakie-byivayut-slovari-russkogo-yazyika Дата обращения: 26.03.2022 г.

  4. Петерсон Л. Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. М., 2007.

  5. Светловская Н.Н. Методика чтения - рассматривания книги. https://studbooks.net/836712/literatura/metodika_raboty_slovaryami_nachalnoy_shkole. Дата обращения 04.04.2022



















34




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!