СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект на тему «Пётр I. Царь-реформатор. (Культура и быт русского народа к. 17-нач.18 века)»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект подготовлен к 14 городской гуманитарной конференции "Культура и человек". г. Санкт-Петербург, 2019 г.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект на тему «Пётр I. Царь-реформатор. (Культура и быт русского народа к. 17-нач.18 века)»»

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр информационных технологий»

XIV городская гуманитарная конференция

«Культура и человек».









«Пётр I. Царь-реформатор. (Культура и быт русского народа к. 17-нач.18 века)»












Выполнил

учитель истории и обществознания

Охрименко С.В.



г. Сосновый Бор

2019








СОДЕРЖАНИЕ


Введение…………………………………………………………………3

I. Насильная «европеизация» культуры и быта в эпоху Петра I……6

II. Образование и наука.…………………………………………….... …8

III. Литература и искусство…………………………………………...........10

IV. Заключение……………………………………………………………15

Литература………………………………………………………………. .17








































Введение

«А Петр Великий, который один есть

всемирная история!»

А.С. Пушкин.

(Из письма к П.Я. Чаадаеву. 19 октября 1836 г)

«Петр привлекает к себе наше внимание прежде всего, как дипломат, как воин, как организатор победы», - сказал о российском императоре академик Е.Тарле.

Это, бесспорно. За славный период своего правления Петр Великий создал новую регулярную Русскую армию и флот, победил шведов и «прорубил окно» в Европу. С правления Петра начинается новый - имперский - период нашей истории.

Я же, как ученица старших классов, как личность, увлекающаяся историей культуры нашей страны, решила рассмотреть деятельность Великого Петра как реформатора русской науки и искусств, русской литературы и русского искусства.

Изучение эпохи Петра I и личности этого выдающегося политического деятеля началось ещё при жизни самого великого реформатора, в настоящее время литература о Петре Великом может составить целую библиотеку.

Основное внимание историков разного времени привлекали реформы российского царя, ставшие поворотным пунктом в жизни государства. Большие достижения во всех областях жизни, превращение России в великую мировую державу, ставшее своего рода феноменом истории, объясняют длительный, устойчивый, повышенный интерес к эпохе Петра в русской и зарубежной исторической науке.

Актуальность темы моего исторического исследования прежде всего, в том, что в современном российском обществе, испытавшем на себе противоречивые последствия очередного витка модернизации, вызывает огромный общественно-политический резонанс образ царя, предложившего и осуществившего ее первую модель.

Согласно несколько ироническому отзыву В.О.Ключевского, «часто даже вся философия нашей истории сводилась к оценке петровской реформы: посредством некоторого, как бы сказать, ученого ракурса весь смысл русской истории сжимался в один вопрос о значении деятельности Петра, об отношении преобразованной им новой России к древней»1.

Целью моей работы является анализ процесса преобразования старых традиций и формирование новой культуры в эпоху Петра 1.

В своей исследовательской работе я ставлю следующие задачи:

- рассмотреть предпосылки и причины петровских реформ;

- проанализировать сущность, смысл и методы проведения реформ Петра I в области культуры, перемены в укладе жизни различных слоев общества;

- выявить черты новой культуры, сформировавшейся в конце XVII- XVIII вв.

Я начала свою работу с анализа историографической базы исследования, анализа опубликованных источников, составления характеристики изучаемой темы. С помощью сравнения выявлял количественные и качественные характеристики объектов, осуществлял их классификацию, упорядочение и оценку. Обобщение позволило перейти на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков.

В отечественной и зарубежной истории время реформ Петра имело различные трактовки, пределы которых простираются от безудержно положительных оценок до крайне отрицательных.

В конце XIX- начале XX столетия были сформулированы два основных подхода к русской историографии Петра I и его преобразований. Ярким выразителем одной из крайних точек зрения в рамках «революционной» концепции был С. М. Соловьев, который своей «Историей России» сделал крупный вклад в научное исследование эпохи правления Петра.

Он интерпретирует петровский период как эру ожесточенной борьбы между двумя диаметрально противоположными принципами государственного управления и характеризует реформы как радикальное преобразование, страшную революцию, рассекшую историю России надвое и означавшую переход из одной эпохи в истории народа в другую. По его мнению, переход от России «древней к новой» произошёл на рубеже XVII-XVIII вв. и знаменовал собой вступление страны на путь «европеизации», т. е. буржуазного развития.

С. М. Соловьев считал, что благодаря петровским реформам Россия стала великой державой и приобщилась к европейской цивилизации.

Однако есть историки, придерживающиеся абсолютно противоположных взглядов. В. О. Ключевский не только характеризовал реформы как длинный ряд ошибок, но и определил их как перманентное фиаско, а петровские приемы управления - как «хронический недуг», разрушавший организм нации на протяжении почти 200 лет. Как представляется Ключевскому, «при первом взгляде на преобразовательную деятельность Петра она представляется лишенной всякого плана и последовательности. Постепенно расширяясь, она захватила все части государственного строя, коснулась самых различных сторон народной жизни»2.

Теперь обратимся к еще одному русскому историку, также опубликовавшему курс лекций по данному предмету - С. Ф. Платонову. В принципе его точка зрения на петровские реформы во многом схожа с Ключевским, но все же приведем несколько высказываний Платонова по интересующему нас вопросу. «И в культурном отношении Петр не внес в русскую жизнь новых откровений. Старые культурные идеалы были тронуты до него; в XVII в. вопрос о новых началах культурной жизни стал резко выраженным вопросом». «Встреченный открытой враждой… Петр все время боролся за то, во что верил и что считал полезным. В этом объяснение тех особенностей в реформационной деятельности Петра, которые сообщили его реформе черты резкого, насильственного переворота».3

Такова оценка реформ Петра у Платонова.

На современном этапе развития науки некоторые общие итоги изучения темы подведены в монографиях Н.И. Павленко, Е.В. Анисимова, А.Б. Каменского.

Труды Н.И. Павленко внесли наиболее заметный вклад в освещение личности и деятельности Петра I в последней трети XX в.

В частности, Н.И. Павленко обратил внимание на то, что позитивная оценка преобразований первой четверти XVIII в. и признание «колоссальной роли» в них самого Петра I, отнюдь не мешали «многим поколениям историков» видеть негативные черты его личности и деятельности.

Колоссальная роль государства в истории России, как пишет Н.И. Павленко, вовсе не изобретение Петра, а отличительная особенность развития страны, обусловленная, в конечном счете, борьбой за выживание и стремлением ускоренными темпами преодолеть отставание от других держав. Успех в этой борьбе, по мнению данного историка, в начале XVIII в. могли обеспечить только крепостничество, только борьба с варварством варварскими методами.

По-своему закономерно, что современный этап развития знаний о Петре I и его эпохе отмечен и новым витком широкого интереса к многоликому петровскому образу, созданному в богатейшей литературной традиции.

Некоторые современные историки считают преобразования Петра насильственными и разрушительными. Такова точка зрения нашего современника, доктора исторических наук Е. В. Анисимова.

«Петр и его реформы приковывают наше внимание, ибо они стали синонимом перелома, отличавшегося какой-то яростной бескомпромиссностью, радикализмом, даже революционностью».4 Для проведения преобразований необходим был импульс, толчок. Опыт отечественной истории свидетельствует, что почти все эпохальные перестройки в России начинались сверху. А для этого нужна была личность. Такой личностью стал Петр I.

На характер его государственной деятельности оказал большое влияние такой субъективный фактор, как его личные качества. Так происходит всегда, когда в руках одного человека сосредоточена необъятная власть.



























Спасение России - в науке; все прочие народы политику имеют, чтоб Россию в неведении содержать и до света разума, во всех делах».

Пётр I

I. «Европеизация» культуры и быта в эпоху Петра Первого

В первой четверти XVIII века в России осуществляются преобразования, направленные на европеизацию русской культуры. Это во многом объяснялась государственными целями – Петру были необходимы достижения и опыт Европы для проведения, прежде всего, промышленной, административной, военной, финансовой реформ, для решения задач внешней политики.

Успех этих реформ Петр связывал с формированием нового мировоззрения, перестройкой культуры и быта русского дворянства в соответствии с европейскими ценностями.

После первого путешествия за границу Петр задался целью перенести в Россию европейские институты, обычаи, формы общения и развлечений, мало задумываясь о том, что они не имели здесь органичной предыстории. Более того, те способы, которыми Петр внедрял европейскую цивилизацию, говорят о том, что преобразователь требовал от своих подданных преодолеть себя, демонстративно отступиться от обычаев отцов и дедов и принять европейские установления как обряды новой веры.

Сближение с западом проявлялось в заботах правительства о том, чтобы русский человек и внешним видом напоминал европейца. На следующий день после приезда из-за границы Петр выступил в роли цирюльника, велев принести ножницы и самочинно обрезав бороды у шокированных этой выходкой бояр.

Указ 1705 года обязывал все мужское население страны, за исключением священников, монахов и крестьян, брить бороды и усы. Так изначально русское общество оказалось разделенным на две неравные части: для одной (дворянство и верхушка городского населения) предназначалась насаждаемая сверху европеизированная культура, другая сохраняла традиционный уклад жизни. Борьба шла и с широко рукавным платьем. Вскоре после возвращения "великого посольства" состоялось шуточное освящение Лефортова дворца. Многие гости прибыли на пир в традиционной русской одежде: в сорочках с вышитым воротником, шелковых зипунах яркого цвета, поверх которых были надеты кафтаны с длинными рукавами, стянутыми у запястья нарукавниками. Поверх кафтана было длинное платье из бархата, сверху донизу застегнутое на множество пуговиц. Шуба и меховая шапка с высокой тульей и бархатным верхом завершали наряд знати (такой наряд был совершенно не удобен для работы).

В 1700 г. был принят специальный указ об обязательном ношении венгерского платья (кафтанов), а в следующем году было запрещено носить русское платье, его изготовление и продажа карались законом, предписывалось носить немецкую обувь - сапоги и башмаки.

Это было сознательное противопоставление нового, современного, удобного - старому, архаичному. Не раз публиковались указы, угрожавшие нарушителям различными карами, вплоть до каторги.

Но Петр понимал, что ввести новые обычаи с помощью одних только угроз и указов невозможно, поэтому под его непосредственным руководством выходили пособия и руководства по обучению “правильному” поведению.

Подлинным пособием для дворянина стало так называемое “Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению”. Это сочинение неизвестного автора формирует новый стереотип поведения светского человека, избегающего дурных компаний, мотовства, пьянства, грубости придерживающегося европейских манер.

Основная мораль данного произведения: молодость - подготовка к службе, а счастье - следствие прилежной службы. При анализе “Юности честное зерцало…” просматривается одна из основных целей европеизации: “Младые отроки должны всегда между собой говорить иностранными языками, дабы тем навыкнуть могли, а особливо, когда им что тайное говорить случится, чтоб слуги и служанки дознаться не могли и чтоб их от других незнающих болванов распознать”5. Из данной цитаты видно, что для русских дворян иностранное должно стать нормой и “владение иностранными языками повышали социальный статус человека”. Дворянство становилось привилегированным сословием, и Петр как бы санкционировал отгороженность дворян от крестьянской жизни.

В конце 1718 года верхи петербургского общества были извещены о введении ассамблей. Петр побывал во французских гостиных, где собирались и вели беседы выдающиеся деятели науки, политики, искусства и у него созрел план организации ассамблей в России. Вводя новую форму общения и развлечений, Петр преследовал две главные цели – приучить русских дворян к светскому образу жизни, распространенному в Европе и приобщить русских женщин к общественной жизни. Указами от 19 и 20 декабря 1699 г. вводилось новое летоисчисление: не от сотворения мира, а от Рождества Христова; новолетие началось не с 1 сентября, а с 1 января, как во многих европейских странах. Празднование нового года должно было происходить с 1 по 7 января. Викториальные празднества сознательно строились им по образцу триумфов императорского Рима.

Уже в 1696 году в торжествах по случаю побед русских войск под Азовом наметились основные элементы и составные части будущих празднеств, в которых легко просматривалась римская основа.










«О, мощный властелин Судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте уздой железной

Россию поднял на дыбы?»

А.С. Пушкин.

«Медный всадник»

II. Образование и наука

Развитие российского образования в ХVIII веке целиком связано с грандиозной личностью Петра I, великого реформатора, придававшего образованию первостепенную государственную значимость. В своих циркулярах он требовал, чтобы подданные «сколь возможно, чтению и письму детей обучали». Кроме азбуки рекомендовалось использовать часослов и псалтырь. С дворян был особый спрос: их дети должны были учить иностранные языки и другие науки. Важнейшим компонентом своих реформ Петр считал развитие европейски ориентированного, светского по характеру образования. В связи с этим было принято решение открыть государственные школы для подготовки образованных людей дворянских, купеческих и верхушки посада.

Благодаря Петру в России возникла система профессионального образования. В 1701 году были созданы навигацкая, пушкарская, госпитальная, приказная и другие школы, находившиеся в ведении соответствующих государственных органов.

27 августа 1701 года в Москве открылась первая государственная школа «математических и навигацких наук». В нее набрано 180 первых добровольцев, среди которых были подростки 12 – 17 лет. Было и несколько взрослых – двадцатилетних учеников. Обучение в школе было бесплатное. Боле того – неимущие ученики (а такие тоже принимались в школу) получали от нее денежное пособие на питание. В этой школе готовили кораблестроителей, капитанов и преподавателей для других школ.

«Навигацкая школа» располагалась в Сухаревской башне. Занятия начинались с изучения грамоты. Самыми первыми предметами были русская грамота и арифметика. В зависимости от социального происхождения своих родителей ученики получали различное образование. В «Навигацкой школе» была введена строгая дисциплина, за прогулы с учащихся взимали штраф. Окончившие школу шли служить на флот, в артиллерию, а лучших учащихся посылали за границу для продолжения образования.

Выпускники Навигацкой, Инженерной, Медицинской, Артиллерийской школ, открытых в Москве по именным указам Петра 1, получая не только общее, но и профессиональное образование, занимали ведущие должности на гражданской и воинской службе, становились активными проводниками реформ. Среди них – автор первой «Арифметики» Л.Ф.Магницкий, публицист И.С. Посошков, первый отечественный доктор медицины и философии П.В. Постников и многие другие «птенцы гнезда Петрова».

Петровская эпоха создала уникальные возможности личного роста талантливых людей из народа; развитие общей грамотности и духовности рассматривалось как приоритетная государственная задача, образованность всячески приветствовалась.

Так, в Москве, в палатах боярина В.Ф. Нарышкина на Покровке в начале 1705 года была учреждена школа для детей «бояр и окольничих, и думных, и ближних, и всего служивого и купецкого чина…»6.

В 1714 году был издан указ о всеобщей учебной повинности для детей всех сословий (кроме крестьян). Было постановлено: без свидетельства об окончании обучения «жениться не допускать и венечных памятей не давать»7.

К 1722 году в разных городах России были открыты 42 так называемые «цифирные школы», обеспечивающие начальное обучение математике. Гуманитарное обучение обеспечивалось духовными школами, преподавателей для которых готовила Славяно-греко-латинская академии.

К 1725 году было около 50 епархиальных школ. Количество учеников в цифирных школах сократилось в связи с открытием епархиальных школ, куда перешли почти все дети священников и дьяконов, и нежеланием "посадских людей" (купечества и ремесленников) отдавать своих детей в цифирные школы (их предпочитали обучать ремеслу). Поэтому основным контингентом цифирных школ стали солдатские дети и дети приказных, а часть школ пришлось закрыть.

Любимым детищем Петра была Академия наук. При ней был учрежден первый российский университет в Санкт-Петербурге, а при университете - гимназия. Вся эта система, созданная Петром, начала действовать уже после его смерти - в 1726 году.

Именно Петру мы обязаны введением гражданской азбуки, которой пользуемся и сейчас, и первыми переводами на русский язык западноевропейских учебников, прежде всего по предметам естественным, математическим и техническим - астрономия, фортификация и т.д. В ХVIII веке по-прежнему значительную роль в московском образовании играл Печатный двор, получивший при Петре 1 наименование «Московская типография».

Она печатала разнообразные календари и азбуки, часословы и псалтири. Набор шел уже не славянскими, а русскими литерами. Учебники, особенно азбуки, стояли на первом месте среди издаваемых в Москве книг светского содержания. Сентября по декабрь 1714 года в городе было распродано 1525 азбук, за весь следующий год – 9796, а в 1716 году – более пяти тысяч. Рекордными тиражами выходили календари, только за один 1709 год – 7200.

Петр мечтал о создании единой внесословной системы образования. На деле созданная им система оказалась и не единой (профессиональная школа - духовная школа), и не внесословной. Не ставилась и задача общего образования, оно давалось попутно, как часть и условие профессионального образования. Но эта система сыграла гигантскую роль в развитии российского образования, "вписав" его в европейскую систему образования.


«То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник.
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник».


«Стансы» А.С. Пушкин.


III. Литература и искусство

Важнейшие социально-экономические и политические сдвиги в общественной жизни России в Петровскую эпоху нашли яркое отражение в литературе и публицистике.

В 1717г. в Петербурге вышло в свет “Рассуждение...” о причинах войны с Швецией, подготовленное по поручению Петра вице-канцлером П.П. Шафировым и представляющее собой первый в российской истории обстоятельный дипломатический трактат о внешнеполитических приоритетах страны.

Экономическая публицистика была представлена работами выдающегося ученого-самородка Б.Т. Посошкова (1652 - 1726), и прежде всего его наиболее известной работой “Книга о скудости и богатстве”.

Одним из блестящих ораторов, писателей, церковных и общественных деятелей эпохи Петра был главный сторонник церковной реформы Феофан Прокопович (1631 - 1736). Им был разработан “Духовный регламент” (1721) и важный политический трактат “Правда воли монаршей” (1722).

Другим видным церковным деятелем был митрополит Стефан Яворский (1658 - 1722) - местоблюститель патриаршего престола в 1700 - 1721 гг. Его литературная деятельность отмечена крупными религиозными трактатами “Знамение пришествия антихристова” и “Камень веры”, направленными против реформаторства и протестантизма. Ко времени Петра относятся попытки создания публичных театров (“комедиальных храмин”) в Москве и Петербурге, где, давились пьесы на исторические темы и комедии (например, Ж.-Б. Мольера “Амфитрион” и “Доктор принужденный”). Появляются и первые русские драматические произведения: “Владимир” (трагико-комедия Ф. Прокоповича), “Слава Российская” (пьеса Ф. Жуковского) и др.

Динамика стилевого развития русской архитектуры XVIII века нарастала своеобразно. В стране, с запозданием выходившей на общеевропейский путь развития, освоение западноевропейских стилей неизбежно протекает ускоренными темпами, причем уже на начальной стадии развития, в петровскую эпоху, существуют зачатки всех стилевых линий, через которые предстояло пройти русской архитектуре на протяжении века.

Сущность переходного времени выражалась состоянием многостилья, когда русское искусство образно говоря «примеряло» себя к разным европейским стилям, еще не сделав окончательного выбора, совмещая в себе черты барокко, классицизма и рококо.

Особое значение имело строительство новой российской столицы - каменного Санкт-Петербурга, в котором принимали участие иностранные архитекторы и которое осуществлялось по разработанному царем плану. В разработке плана принимали участие как иностранные, так и русские архитекторы.  Им создавалась новая городская среда с незнакомыми прежде формами быта, времяпрепровождения.

Главной архитектурной доминантой в Петербурге стал Петропавловский собор, увенчанный позолоченным шпилем, высота которого достигала 45 м.

Петр строил Петербург как европейский город, хотя решающими для формирования стиля новой столицы были его личные вкусы, особое географическое положение и климатические условия. В самом начале строительства города Петр ориентировался на Амстердам. В целом облик города при Петре имел необычайно своеобразный вид, так как стиль архитектуры включал и элементы барокко, и европейского классицизма XVII века, и французского “регентства” рубежа XVII –XVIII веков.

Вот что писал о Петербурге великий русский поэт А.С. Пушкин в поэме «Медный всадник»:

«....Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознёсся пышно, горделиво;

Где прежде финский рыболов,

Печальный пасынок природы,

Один у низких берегов

Бросал в неведомые воды

Свой ветхой невод, ныне там

По оживлённым берегам

Громады стройные теснятся

Дворцов и башен; корабли

Толпой со всех концов земли

К богатым пристаня́м стремятся;

В гранит оделася Нева;

Мосты повисли над водами;

Тёмно-зелёными садами

Её покрылись острова,

И перед младшею столицей

Померкла старая Москва,

Как перед новою царицей

Порфироносная вдова».

В новой столице работали зодчие разных национальных школ. Русские, итальянские, голландские, немецкие и французские архитекторы возводили в русской столице дворцы, храмы и государственные здания, архитектура которых имела общие художественные черты, определяющие архитектурный стиль, обычно называемый русским барокко первой трети XVIII века или петровским барокко.

Новая столица кардинально отличалась от традиционного древнерусского города – прямые, пересекающиеся под прямым углом улицы-проспекты, типовые проекты домов, европейский облик архитектуры.

Во многом внешний вид города был определен творчеством уроженца итальянской Швейцарии, приехавшим в 1703 г. Доменико Трезини (1670 – 1734). Им были построены такие замечательные архитектурные шедевры, как Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий. Появляется новый тип усадебной архитектуры. По указанию Петра I Доменико Трезини впервые в русской архитектуре разработал в 1714 году образцовые проекты жилых домов, предназначенных для застройщиков разного достатка: одноэтажные небольшие для беднейшего населения, побольше для знатных. Вместо древнерусских палат получает распространение тип дворца в западноевропейском стиле. Одна из первых построек такого рода – дворец А. Д. Меншикова в Петербурге (арх. Дж. — М. Фонтана и Г. Шедель). Первой постройкой в Петербурге был Домик Петра I. Небольшой деревянный домик Петра I был построен 24 - 27 мая 1703 года, буквально за 3 дня сразу же после первых побед русских войск на Неве во время Северной войны.

До 18 века развитию скульптуры в России мешали церковные запреты. В XVIII веке в России происходил небывалый размах развития ваяния появления новой, западноевропейского типа скульптуры, какой еще не знала Россия.

Пётр пригласил в Россию скульпторов, ему посчастливилось привлечь одного действительно крупного мастера – итальянца Карло Бартоломео Растрелли (1675 – 1744) – выходца из Флоренции, приглашенного Петром в Россию в 1716 г. Им была создана целая галерея скульптурных портретов виднейших деятелей эпохи – бюст и конная статуя Петра (установленная около Инженерного замка в Петербурге), бюст А. Д. Меншикова.

В начале XVIII века, вступая на позиции искусства нового времени со значительным запозданием по сравнению с другими передовыми в художественном отношении европейскими странами, русская живопись по-своему отражает общие закономерности этой стадии развития.

На первый план выдвигается светское искусство. На рубеже двух столетий происходит резкая трансформация художественной традиции. Россия приобщается к западной школе живописи. Петровские преобразования в культуре ставили целью не только привлечь иностранных художников, но и просветить отечественную публику, привнести в русское искусство лучшие традиции европейского художественного творчества.

Новое искусство характеризовалось усилением интереса к человеку, к его внутреннему миру, с одной стороны, и к строению его тела, с другой. Русские художники овладевают техническими достижениями западных мастеров: в обиход входят новые материалы (холст, масляные краски, мрамор), живописцы овладевают техническими приемами реалистической передачи окружающего мира. В работах начинает использоваться прямая перспектива, позволяющая показать глубину и объемность пространства. Художники в бликах и тенях прослеживают направление света, учитывают расположение его источника, учатся передавать фактуру материала: металл, мех, ткань и стекло. В живопись проникает невиданное дотоле многообразие образов и сюжетов. Самой, пожалуй, интересной сферой развития изобразительного искусства была портретная живопись, более всех других свидетельствующая о глубине и резкости произошедшего перелома.

Первыми художниками, чье творчество ознаменовало рождение нового искусства, были И.Н. Никитин и А.М. Матвеев. Наиболее интересным явлением в искусстве петровской эпохи стал портрет. У истоков портретной живописи нового времени стоит И.Н.Никитин (ок. 1680 – 1742). И.Н.Никитин ярко воплощает силу человеческих возможностей, открытых петровской эпохой. Крупнейший реформатор русской живописи, он разделяет с ним триумфы, а под конец – трагические невзгоды. Портреты, созданные им в ранний пе­риод, уже представляют собой вполне европейские по характеру изображения, наиболее близкие произведениям французской школы начала XVIII ве­ка. Используя общеевропейский опыт, русский художник реализует свои собственные представления о мире, красоте и индивидуальных особенностях модели. Так возникает свой вариант портрета - общепонятный и неповторимый. С портретов, которые он написал, смотрят сильные, резко очертанные лица царя и его приближённых. К кисти этого великого художника принадлежат такие произведения, как: портрет цесаревны Анны Петровны и царевны Прасковьи Иоанновны. Самым сильным его произведением является портрет государственного канцлера Г.И. Головкина.

К петровской эпохе по духу принадлежит и творчество другого русского живописца – Андрея Матвеева (1701-1739). По указу Петра он был послан в Голландию учиться, что обеспечило необходимый уровень знаний. Еще в период прохождения обучения им были созданы картины – «Аллегория живописи» (1725 г.) и «Венера и Амур». Самое известное произведение Матвеева – «Автопортрет с женой» (1729 г.). Произведение Матвеева рисует новую для России культуру отношений. Муж и жена не просто выступают как равные: художник бережно и горделиво представляет зрителю свою супругу. Заинтересованность в делах искусства и трудолюбие выгодно отличали этого художника.
























«Я предчувствую, что россияне когда-нибудь,

а может быть, при жизни нашей пристыдят самые просвещённые народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твёрдой и громкой славы».

Пётр I

IV.Заключение

Преобразования Петра I обеспечили нашей стране новое качественное состояние: Россия превратилась в могущественную державу и вошла в число великих держав   Реформы рубежа XVII-XVIII вв. – это переломный этап в становлении новой культуры. Будучи «типичным порождением русской культуры XVII в.», Пётр выступил в качестве «своеобразного ускорителя процесса перехода русской культуры к типу культуры нового времени»8.

Анализ преобразований Петра позволяет выделить признаки новой культуры: светскость; углубление и качественно новый характер связей с культурами других стран и народов; значительное ускорение темпов развития; изменение отношения к человеческой личности («открытие человека».

Но они ещё более подчеркнули выделение дворянства в привилегированное благородное сословие, превратили использование благ и достижений культуры в одну из дворянских сословных привилегий. Реформы в области культуры и быта, с одной стороны, создавали условия для развития науки, просвещения, литературы и т.д. Механическое и насильственное перенесение многих европейских культурных и бытовых стереотипов препятствовало полноценному развитию культуры, основанной на национальных традициях.

Происшедшие перемены затрагивали только верхушку общества; что касается русского крестьянина, то он ещё очень долго по прошествии петровской эпохи не читал газет, не ходил в театр, не знал, что такое ассамблеи, и уж тем более никогда не носил париков.

Реформы в области культуры и быта, с одной стороны, создавали условия для развития науки, просвещения, литературы. Но, с другой, механическое и насильственное перенесение многих европейских культурных и бытовых стереотипов препятствовало полноценному развитию культуры, основанной на национальных традициях. Главное же заключалось в том, что дворянство, воспринимая ценности европейской культуры, резко обособлялось от национальной традиции и её хранителя - русского народа, чья привязанность к традиционным ценностям и институтам нарастала по мере модернизации страны.

Всё это вызвало глубочайший социокультурный раскол общества, во многом предопределивший глубину противоречий и силу социальных потрясений начала ХХ в.

Петровские преобразования в сфере культуры, быта и нравов носили ярко выраженный политический характер, вводились зачастую насильственными методами. Во главу угла этих реформ были поставлены интересы государства, которое строилось по жесткому плану монаршей воли. Чисто внешние атрибуты Петровской эпохи, проявившиеся в декретивном введении европейских обычаев и нравов, в отрыве от вековых традиций русской культуры должны были подчеркивать принципиальные отличия созданной за четверть века Российской империи - великого государства европейского типа.

Несмотря на всю противоречивость личности Петра и его преобразований, в отечественной истории его фигура стала символом решительного реформаторства, плодотворности использования достижений Запада и беззаветного, не щадящего ни себя, ни других, служения Российскому государству. У потомков Петр I, практически, единственный среди царей по праву сохранил дарованный ему при жизни титул Великого.






Список использованной литературы


1. Анисимов Е. В. Время петровских реформ. – Ленинград: Лениздат, 1989.

2. Баггер X. Реформы Петра Великого. Обзор исследований М.: Прогресс, 1985.

3. Буганов В.И. Петр Великий и его время. М.: Наука, 1991.

4.Каменский А.Б. Российская империя в XVIII веке: традиции и модернизация. М.: Новое литературное обозрение, 1999.

5. Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций. В 3 кн. М.: Мысль, 1997. Кн.3

6. Краснобаев Б. И. Русская культура второй половины XVII-начала XIX в. Учебное пособие для студентов исторических специальностей высших учебных заведений. М.: Издательство Московского университета, 1983.

7. Лихачёв Д. С. Была ли эпоха петровских реформ перерывом в развитии русской культуры?// Славянские культуры в эпоху формирования и развития славянских наций XVIII-XIX вв. M.: Наука, 1978.

8. Павленко Н.И.. Петр Великий. М.: Мысль, 1990.

9. Павленко Н.И.. Петр I. M.: Наука, 1990.

10. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. – Москва: Высшая школа, 1993.

11. Пушкарев С. Г. Обзор русской истории. – Ставрополь: Кавказский край, 1993.

12. Реснянский С. И. Священство и Царство в эпоху реформ Петра I: проблемы историографии. М.: ЭЙДОС, 2001.

13. Соловьев С.М. Публичные лекции о Петре Великом // Чтения и рассказы по истории России. М.: Правда, 1989г

14. Образование в Москве. История и современность. М.: Издательство объединения «Мосгорархив», 2000.


1 «Полный курс лекций по истории России» В.О. Ключевский, «Слово». Л.- 68

2 Ключевский В.О. «Русская история. Полный курс лекций в 2 книгах», Изд. «Русское слово». Москва., Л.67

3 Платонов С.Ф. Полный курс лекций по истории России. Издательство «АсТ». Москва

4 «Проблемы формирования национальной системы делопроизводства в конце XVII – начале XVIII вв.». Е.В. Анисимов. Изд. «Апрель». Санкт-Петербург. С.-39

5 «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению». М., 1745

6 Указ Петра I. 1705 г.

7 Указ Петра I. 1714 г.

8 Лихачев Д.С. Раздумья о России. — СПб.: Издательство "Logos", 1999. — С. 350—356.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!