СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект "Образ учителя в отечественном кинематографе"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный исследовательский проект был выполненкак итоговый проект в завершении элективного курса "На языке искусств2

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект "Образ учителя в отечественном кинематографе"»


Тезисы


2010 год президентом РФ Дмитрием Анатольевичем Медведевым объявлен Годом учителя. По данным фонда «Общественное мнение», каждый второй россиянин считает, что профессия учителя не пользуется уважением. Таким образом, необходимо поднять престиж этой благородной профессии и сформировать позитивный образ учителя в общественном сознании.

Из всех способов формирования общественного мнения кино является наиболее продуктивным. Цель моей работы – проследить эволюцию образа учителя в отечественном кинематографе.

Для того чтобы выявить тенденции раскрытия данного образа в кино и особенности их восприятия, я выделила следующие основные типы экранных образов учителя:

1.«Учитель – добрая Фея» или «Спаситель»

2. «Учитель – наивный и добрый друг»

3. «Учитель – мудрый наставник» или «просветитель»

4. «Учитель – холодный и равнодушный формалист»

5. «Учитель – жертва»

Самым первым на отечественном экране появляется образ «учителя – доброй феи». Вот, например, каноническая учительница из детской киноленты «Первоклассница» (1948, Илья Фрез). Учитель как непререкаемое совершенство — этот образ был характерен для кинематографа сталинской эпохи и получает своё дальнейшее развитие в фильмах «Учитель» (1939,Сергей Герасимов), «Весна на Заречной улице» (1956, Феликс Миронер), «Республика ШКИД» (1966, Геннадий Полока), «Первый учитель» (1856,Андрей Кончаловский).

Образ учителя-спасителя стойко закрепился на экранах 30-60-ых годов ХХ века и вызывал у зрителя чувства уважения к людям этой профессии и преклонения перед ними.

Во времена Оттепели стали важны нюансы — учителя перестали изображать почти небожителем и сделали его «ближе к народу». Теперь он мог быть неустроенным, завистливым и жестоким — как в жизни. Школа — живой организм, и ее здоровье, так же как и ее болезни, постоянно меняются. На смену образа учителя-спасителя приходит образ учителя – холодного и равнодушного формалиста: героиня актрисы Нины Меньшиковой «Доживем до понедельника» (1968, Станислав Ростоцкий), Валентина Фёдоровна «Дневник директора школы» (1975, Борис Фрумин), Маргарита Ивановна «Чучело» (1983, Ролан Быков). Образ учителя-спасителя, уверенного и непогрешимого, трансформируется в холодного и равнодушного, погрязшего в старых догмах, не развивающегося, не сомневающегося и не способного понять своих учеников.

Параллельно с образом холодного и равнодушного учителя на экранах появляется наивный и трогательный тип учителя-друга. Этот образ, несмотря на свою обаятельность, по сути, серьезно подрывает учительский авторитет. Нестор Петрович из «Большой перемены» (1972, Алексей Коренев), Татьяна Ивановна Колосова «4:0 в пользу Танечки» (1982, Радомир Василевский), молодая учительница Наташа («Доживём до понедельника»)… Называться «добрым другом» не достаточно для учителя и, хотя эти экранные персонажи стремятся к пониманию и доброте, они демонстрируют свою бесполезность.

Лента «Доживем до понедельника» (1968, Станислав Ростоцкий) завершает долгие и мучительные поиски образа идеального советского учителя. Илья Семёнович Мельников, Марья Васильевна Девятова из фильма «Розыгрыш», директор школы Свешников (актер Олег Борисов) из фильма «Дневник директора школы», Татьяна Николаевна Кольцова «Вам и не снилось » (1980, И. Фрез) - это профессионалы, интеллектуалы, люди ищущий и стремящийся вперёд, но бесконечно несчастные и одинокие. Таким образом, начинается новая тенденция изображения учителя как жертвы.

В перестроечные годы, когда школа была оторвана от новых реалий, когда на первый план выходят герои так называемых «рыночных отношений», образ учителя всё более трагичен. Елена Михайловна в фильме «Куколка» (1988, Исаак Фридберг), героиня фильма «Дорогая Елена Сергеевна» (1988, Эльдар Рязанов), учитель Андрей Белов в киноленте «Юленька» (2009, Александр Стриженов) – эти образы являются сигналом того, что учителя беззащитны перед агрессивностью и бездушием детей.

В последние годы школа и учителя появлялись на экране лишь в сериалах, по большей части легковесных, развлекательных. 2010 год, Год учителя, начался с трансляции на первом канале сериала «Школа» (2010, В. Гай Германика). Главным действующим лицом картины является 9-А класс, который был образцовым под руководством Носова Анатолия Германовича.

Анатолий Германович Носов - высококвалифицированный педагог, награжденный в 2009 году премией «Учитель года». Внезапно Носов заболевает, и класс остается без контроля. На мой взгляд, Носов воплощает тип «мудрого наставника и просветителя», и этот тип показан в сериале как уходящий. Новое поколение представлено учительницей физики – Натальей Николаевной. Наталья Николаевна – пустая самоуверенная кукла, ставшая на одну ступень со своими безнравственными учениками и сделавшаяся в конце сериала «закадычной» подружкой своей ученицы. Да и прочие обитатели учительской более похожи на злобные карикатуры, чем на реалистичные образы. А ведь режиссёр избрала стиль сериала, копирующий документальное кино, и зрители волей-неволей воспринимают всё происходящее как реальное! В последнее время в кинематографе нет ни одного яркого образа учителя: учителя изображаются либо неудачникам, либо откровенными жертвами.

Я начала свой доклад с того, что кинематограф в какой-то мере формирует общественное мнение. Данные опроса (приложение 1) говорят о многих положительных качествах сегодняшних учителей: респонденты отмечают в своих любимых учителях глубокое знание предмета, доброту, способность к взаимопониманию, умение обучить детей. Так почему же кинематограф сегодня отражает только отрицательные качества учителя? Отечественным кинематографом за всю его историю создана целая галерея учительских образов, но сегодняшнее кино изображает лишь безжалостные карикатуры. Учитель стал жертвой всеобщих обвинений.

Учащиеся по-прежнему любят и уважают своих учителей, помнят их и со слезами прощаются со своими наставниками. Я считаю, что сегодняшнему кинематографу нужно создать образ Учителя с большой буквы.















Отзыв об исследовательской работе

ученицы 8 Б класса МОУ «СОШ» №7

Портнягиной Виктории



Тема работы – «Образ учителя в отечественном кинематографе»


Тема, выбранная ученицей для исследования актуальна, так как во все времена учитель играл огромную роль в формировании личности ученика, а кинематограф, в свою очередь, - одно из самых доступных для массового зрителя видов искусств, отражающих реалии сегодняшнего дня и имеющих большое влияние на общественное мнение.


В работе преобладает научный стиль изложения, что позволяет точно, аргументировано выразить свою точку зрения, подтверждая примерами из произведений кинематографа.


В ходе работы над докладом ученица показала владение поисковыми, аналитическими и исследовательскими методами.


В качестве первоисточников Вика использовала научную работу Пухачёва С.Б., Меньшиковой В.В. статьи периодических изданий «Учительская газета», «Курьер Карелии», «Советский экран», «Школа жизни», а также материалы интернет-сайтов и кинофильмы.


Объём доклада составляет 15 страниц

Приложение содержит данные социологического опроса и материалы обсуждения на сайте ЗАВУЧИНФО.


Оформление соответствует основным требованиям. Материал изложен в соответствии с планом. Список используемой литературы прилагается.




Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ» №7

Маньковская Елена Георгиевна










XI районная научно-практическая конференция школьников

«Шаг в науку»
















Образ учителя в отечественном кинематографе









Выполнила

ученица 8 «б» класса

МОУ «СОШ» №7

г. Краснокаменска

Портнягина Виктория



Научный руководитель:

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ» №7 г. Краснокаменска

Маньковская Елена Георгиевна











г. Краснокаменск, 2011 г.




СОДЕРЖАНИЕ:


  1. Введение…………………………………………………………….….3


  1. Образ учителя в отечественном кинематографе………:………...4-13

    1. Добрая фея или спаситель………………………………………..…4-5

    2. Холодный и равнодушный формалист ……………....………...….6-7

    3. Наивный и добрый друг……………….…………………………........8

    4. Мудрый наставник или просветитель………..……………...…....8-10

    5. Жертва………………………………………………………...........10-11

    6. Сериал «Школа»: образы или безобразие………………..…...…12-13


  1. Заключение…………………………………………………………...14

  2. Библиография……………………………………………………...…15

  3. Приложение



















ВВЕДЕНИЕ


2010 год президентом РФ Дмитрием Анатольевичем Медведевым объявлен Годом учителя. По данным фонда «Общественное мнение», каждый второй россиянин считает, что профессия учителя не пользуется уважением. Каждый год в российских образовательных учреждениях ждут по 30 тысяч молодых специалистов, но лишь 40% выпускников педагогических вузов приходят в классы. Связано это с тем, что в последнее время профессия «педагог» потеряла престиж и популярность и остаётся по-прежнему «в хвосте» потенциально возможных жизненных сценариев для современных россиян. Таким образом, необходимо поднять престиж этой благородной профессии и сформировать позитивный образ учителя в общественном сознании.

Из всех способов формирования общественного мнения кино является наиболее продуктивным. Ни одно искусство не передает с такой достоверностью нашу повседневную жизнь, наши привычки и обычаи, делая их максимально доступными самым широким массам. Маршалл Маклюэн относит кино к «горячим» средствам масс-медиа, т. е. к таким, которые полностью овладевают зрительским восприятием и заставляют зрителя идентифицироваться с героями фильма.

Цель моей работы – проследить эволюцию образа учителя в отечественном кинематографе.

Задачи исследования:

  1. познакомиться с образами учителя в произведениях киноискусства и попытаться их осмыслить;

  2. собрать и изучить информацию, посвященную данной теме, изложенную в изданиях периодической печати и на Интернет-сайтах;

  3. выявить тенденции раскрытия образа учителя в отечественном кино и особенности их восприятия общественным сознанием;

  4. проанализировать и систематизировать полученные сведения;

  5. сделать выводы об изменении образа учителя в отечественном кино, его значении для современного российского общества;

  6. результаты исследования оформить в докладе и представить на научно-практической конференции школьников «Шаг в науку».


ТЕНДЕНЦИИ РАСКРЫТИЯ ОБРАЗА УЧИТЕЛЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ КИНО


Учитель… Школа… Начало начал. Здесь истоки характеров, идеалов, убеждений. Врачи и строители, летчики и инженеры - всё начинается здесь. Какими сумеешь вырастить и воспитать их? Чему научишь? Какой след оставишь в юных сердцах?

Учитель… Когда произносишь это слово, всегда охватывает какое-то волнение. Вроде бы ничего особенного и нет в этом слове. Самое обычное название профессии человека. Но вот не просто название профессии встаёт перед глазами, а конкретный человек этой профессии, с которым свела тебя жизнь. Добрый или не очень, чуткий или равнодушный, любящий свою профессию, детей или нет… Вот почему и охватывает волнение, ведь именно учитель помогает сформироваться душе человека.

Образ учителя на отечественном экране появился давно, но апогея своего достиг в 1968 год, когда вышел фильм Станислава Ростоцкого «Доживём до понедельника». После триумфа этой кинокартины начался настоящий переворот в сознании — толпы девушек, влюбившись в тихоновского историка, бросились штурмовать педвузы. А после выхода на телеэкраны «Большой перемены» посещаемость вечерних школ значительно возросла — молодые рабочие захотели найти «своего» Нестора Северова. И это прекрасно, потому что, на мой взгляд, талантливое кино должно воспитывать, а не запугивать и не развращать. Однако в каждую из эпох была своя специфика изображения учителя — экранный педагог должен был соответствовать окружающим реалиям.

Для того чтобы выявить тенденции раскрытия данного образа в кино и особенности их восприятия, я выделила следующие основные типы экранных образов учителя:

1.«Учитель – добрая Фея» или «Спаситель»

2. «Учитель – наивный и добрый друг»

3. «Учитель – мудрый наставник» или «просветитель»

4. «Учитель – холодный и равнодушный формалист»

5. «Учитель – жертва»

«Добрая фея» или «Спаситель»

Самым первым на отечественном экране появляется образ «учителя – доброй феи». Вот, например, каноническая учительница из детской киноленты «Первоклассница» (1948, Илья Фрез). Красивая, статная, несколько даже монументальная, героиня Тамары Макаровой – Анна Ивановна - воплощала абсолютную справедливость и спокойствие. Сложно представить, что у этой полубогини есть проблемы или, скажем, случаются истерики.

Учитель как непререкаемое совершенство — этот образ был характерен для кинематографа сталинской эпохи и получает своё дальнейшее развитие в фильме "Учитель"(1939,Сергей Герасимов). Здесь повествуется о молодом учителе, приехавшем на работу в родное село, где ему удалось завоевать всеобщее признание и обрести личное счастье. Его учениками становятся не только дети, но и взрослые. Кто создал мир? Как стать счастливым? На все вопросы учитель Степан Иванович готов дать ответ.

В дальнейшем образ учителя-«спасителя» раскрывается в фильме «Весна на Заречной улице» (1956, Феликс Миронер). История любви юной учительницы школы рабочей молодежи и ее ученика – одна из самых популярных отечественных мелодрам. Герой фильма, парень лихой и самоуверенный, лучший сталевар завода, не привык к отказам женщин. Поначалу он пытается играть в безразличие. Но проходит время – и он вдруг понимает, что к нему впервые пришло настоящее, глубокое чувство. Учительница выступает в роли спасительницы.

«Республикой ШКИД» (1966, Геннадий Полока) назвали свою Школу Имени Достоевского свободолюбивые воспитанники — бывшие беспризорники. Обезоруживающее доверие педагогов научило ребят достоинству, помогло не раствориться в беге смутного времени…

Действие фильма «Первый учитель» (1856,Андрей Кончаловский) происходит в 1923 году. Только что закончилась гражданская война. Вчерашний красноармеец, учитель Дюйшен, приезжает по комсомольской путевке работать в далекий киргизский аул. Пылкий, вдохновенный фанатизм в утверждении прогресса сталкивается с многовековым укладом в жестоком и кровавом поединке. Но ничто не может сломить учителя Дюйшена. 

Вывод: образ учителя-спасителя стойко закрепился на экранах 30-60-ых годов ХХ века и вызывал у зрителя чувства уважения к людям этой профессии и преклонения перед ними.

«Холодный и равнодушный формалист»

Во времена Оттепели стали важны нюансы — учителя перестали изображать почти небожителем и сделали его «ближе к народу». Теперь он мог быть неустроенным, завистливым и жестоким — как в жизни. Вот, к примеру, «немка» из нашумевшей ленты «А если это любовь?»(1961, Юрий Рейзман). Мрачно одетая ханжа, она третирует юных влюбленных, прикрываясь красивыми лозунгами. Почему «немка», а не романтически настроенная учительница музыки, к примеру? Потому что в уста злобной дамы легче вложить какую-нибудь немецкую команду, и образ получается ярким и четким, как агитплакат. Но и эта дама неоднозначна — просто она твердо знает, как лучше, и боится всего нового. Появляется «холодный и равнодушный» тип учителя.

Школа — живой организм, и ее здоровье, так же как и ее болезни, постоянно меняются. В фильме «Доживем до понедельника» (1968, Станислав Ростоцкий) актриса Нина Меньшикова откровенно играла «педагогическую бестию» с поджатыми губами, с резким, а порой и вкрадчивым голосом. Лицемерие и ханжество, два этих страшнейших педагогических порока, пронизывали каждое ее движение.

Иная героиня Ии Саввиной Валентина Фёдоровна в фильме «Дневник директора школы». (1975, Борис Фрумин). Она не лицемерит, она пряма и откровенна. Она не злится, как Нина Меньшикова, а страдает. Она, казалось бы, искренне болеет за своих учеников, за их будущее: «Учим мы их, учим... Образ Рахметова, образ Чацкого, сеем разумное, доброе, вечное, а потом летит все куда-то, в свадьбы с кооперативным приданым...» Но что делает эту милую женщину ненавистной для всех, в том числе и для зрителей? Внутренняя пустота? Психологическая жестокость? Приверженность к устаревшим взглядам?.. Ия Саввина дает нам понять, что, пожалуй, последнее предположение — насчет взглядов — ближе к истине. Дело не столько в характере, сколько в том довольно распространенном представлении о школе, как о заводе, где все должно быть отлажено и налажено, где каждый шаг ученика в сторону — «нарушение», «сбой педагогического конвейера». Представление о школе, которая не живой жизнью живет, а выдает продукцию: среднеобразованных молодых людей.

У В.Сухомлинского есть потрясающее по глубине и неожиданности определение: воспитание - это «все более глубокое познание каждого ребенка». Не то говорит нам выдающийся педагог, что для воспитания нужно знать детей, а нечто более значительное: воспитание — это и есть познание, познание — это и есть воспитание... Причем важно заметить, что здесь имеется в виду не социологическое познание анкетами и «срезами», а сердечное — любовью. Именно любовь-познание и есть воспитание. Недаром всю страну облетела фраза: «Счастье — это когда тебя понимают».

Но если к школе подходить так, словно это учреждение, завод, то какое же познание и понимание? Зачем оно? И незаметно для себя милая учительница, движимая лучшими побуждениями и беззаветно преданная школе, незаметно для себя, по существу, перестает быть воспитателем, и с этой минуты страшен ее удел: нервничать, сердиться на воспитанников, разочаровываться в своей работе и обвинять «нынешних» в неблагодарности: «Для кого, для чего стараешься-стараешься, делаешь-делаешь? Хоть бы кто «спасибо» сказал!..» Но никто ей не скажет спасибо. Лишь только зарождается у учителя в голове мысль о неблагодарности воспитанников, как тут же она бумерангом бьет его самого. Появление этой мысли и означает признание краха, крушения жизни.

Нашумевший фильм «Чучело» (1983, Ролан Быков) в свое время гневно критиковали чиновники из общеобразовательных ведомств — им не понравился образ равнодушной Маргариты Ивановны, которая «играет в подружку» своих учеников. Она угощает их конфетами, а детишки постоянно в курсе ее личной жизни. Почти идиллия, за которой скрывается пустота. Важные события в жизни класса Маргарита Ивановна игнорирует, классные проблемы кажутся незначительными на фоне ее собственных.  Равнодушное отношение учителя к ученикам вызывает с их стороны аналогичную реакцию. Главной героине фильма «Чучело» Лене Бессольцевой пришлось пережить и драму одиночества, и жестокое непонимание сверстников.

Вывод: образ учителя-спасителя, уверенного и непогрешимого, трансформируется в холодного и равнодушного, погрязшего в старых догмах, не развивающегося, не сомневающегося и не способного понять своих учеников.



«Наивный и добрый друг»

Параллельно с образом холодного и равнодушного учителя на экранах появляется наивный и трогательный тип учителя-друга. Этот образ, несмотря на свою обаятельность, по сути, серьезно подрывает учительский авторитет. Нестор Петрович из «Большой перемены» (1972, Алексей Коренев) кажется маленьким и куда более беззащитным, чем орава его великовозрастных учеников. Его неловко обижать, его трогательный гнев вызывает снисходительную улыбку, его жизненный опыт куда меньше, чем у тех, кого он учит. И притихший рабочий класс оберегает его сон в символичной сцене или из жалости, или из уважения…Свой провал на экзаменах в аспирантуру Нестор Петрович пытается «усугубить» работой в вечерней школе. Но ведь чтобы воспитывать нравственного и свободного ученика, сам учитель должен существовать в условиях, когда уважают его личность и его взгляды. Но Нестор Петрович засыпает… Не означает ли это, что он просто «спит наяву», не видит глубину проблемы?

Такой же трогательный образ нарисован в фильме «4:0 в пользу Танечки» (1982, Радомир Василевский). Пятый «Б» решил взять шефство над своей новой классной руководительницей – совсем еще юной Танечкой (Татьяной Ивановной Колосовой). Ученики изначально не только поддерживают молодого неопытного педагога, но и всеми силами стараются помогать ей в дальнейшем и даже развёртывают битву за свою учительницу. Самое главное в этом образе учителя-друга – это доброта и «чистота души». Но есть ли авторитет у такого учителя?

Тяготеет к этому типу и другой персонаж – молодая учительница Наташа («Доживём до понедельника»). «Была у нас учительница – добрая симпатичная девушка…», - говорит один из учеников. Нет в этих словах уважения к учителю!

Вывод: называться «добрым другом» не достаточно для учителя и, хотя эти экранные персонажи стремятся к пониманию и доброте, они демонстрируют свою бесполезность.



«Мудрый наставник и просветитель»

Лента «Доживем до понедельника» (1968, Станислав Ростоцкий) завершает долгие и мучительные поиски образа идеального советского учителя. В семидесятых годах этот образ неожиданно подвергается ревизии, и истина, в лучших традициях мирового искусства, рождается из контрастов. Учитель может быть безграмотным, может глупо шутить и упорно доказывать правоту, не будучи правым. Он даже может не любить свою работу — неслыханная дерзость. Но среди совершенно разных и по-своему примечательных обитателей учительской есть человек уникальный — Учитель с большой буквы, на образе которого замкнулись, наконец, полувековые поиски. Справедливый, понимающий, позволяющий своим ученикам самим выбирать стратегии поведения - он Мастер! И не случайно учитель — историк, ведь именно эта наука формирует основания для создания личности.

В эпоху Застоя, когда интеллигенция искала истину и намеренно отдалялась от остального населения, в кино возник особый типаж учителя — строгий, но ироничный интеллектуал с твердыми убеждениями. Такова Марья Васильевна Девятова из фильма «Розыгрыш» (В. Меньшов), которую блестяще сыграла Евгения Ханаева. Таковы молодые педагоги — герои из «Расписания на послезавтра» (1978, И. Добролюбов). Примечательно то, что все эти киноучителя имеют «любимчиков», однако они в любой момент готовы отказать в благосклонности вчерашнему «фавориту», если тот поступил бесчестно. Ведь главное для настоящего учителя — это воспитать Человека, а потом уже научить своему предмету.

Директор школы Свешников (актер Олег Борисов) из фильма «Дневник директора школы» не во всем антипод своему завучу (героине Ии Савиной), не прямая противоположность. Недаром они дружат. Но в одном они резко противостоят друг другу, и это полное противостояние. Для героини Ии Саввиной все понятно и ясно в школе, и в этом ее главный грех перед детьми и перед своей работой. Для учителя, которого играет Олег Борисов, школа и работа в ней - постоянный процесс познания, вечная загадка, вечное стремление к истине. Его метод — удивление, его оружие — боль, его цель — поиск, а не заранее известный результат. Школа ему дорога, и порядок в ней он поддерживает довольно сурово, но любой школьник для него дороже школы, и его нисколько не смущает, что любимейший из его учеников стал вовсе не кандидатом наук, а директором гостиницы. «И на это ты ухлопал свою жизнь?» — не без ехидства спрашивает Свешникова его сын. «А на что я должен был ее ухлопать?» — резонно отвечает Свешников. Но этого ответа Валентина Федоровна не поняла бы ни за что... Свешников не ждет благодарности от учеников, благодарность ему — сама его работа, общение с детьми.! Отсюда его главная установка: «Я хочу научить их уважать чужое мнение и отстаивать собственное». Эта добавка — «отстаивать собственное», эта забота о мнениях учеников, это допущение, что ученики могут иметь свои мнения, и делает Свешникова современным и действительно положительным героем. Образ, созданный Борисовым, не обречен на успех, неярок, не заострен, но столько в нем обаяния, так принципиально важна кажущаяся его нерешительность, так трогает его недоумение! В Мельникове («Доживем до понедельника») мы видели недовольство учителя школой и охотно разделяли его недовольство.. Раздражение было главной его чертой. Свешников из нового фильма — профессионал в высоком смысле слова. Его многое огорчает в школе, многое заставляет страдать, но он любит школу такой, какая она есть, и это плодотворная любовь: она ведет к неустанному труду, ведет к тому, что и школа и каждый ее ученик становятся лучше

В фильме «Вам и не снилось » (1980, И. Фрез) ученики за глаза называют свою учительницу Танечкой. Она красива, умна и несчастлива в личной жизни. Ее коробит от подлости и двуличности. Именно она благословляет современных Ромео и Джульетту, в то время как их родители ломают копья в бессмысленной войне. Я согласна, что успех школы во многом обеспечивает учитель, который должен быть примером во всем, наставником и старшим товарищем. Именно такой я увидела учительницу литературы Татьяну Николаевну Кольцову в фильме режиссера Ильи Фреза. История первой любви старшеклассников Кати и Романа, которую не понимают и подчас вообще отрицают взрослые (например, директор школы, уверенная, что «от этой любви бывают только тройки»), разворачивается на фоне сложных личных отношений Татьяны Николаевны. Сложные взаимоотношения детей вызывают щемящее чувство сочувствия, то личная драма учительницы заставляет задумываться о том, что учитель-подвижник, как и любой человек, живущий и работающий во благо другим и не мыслящий для себя другой судьбы, обречен на одиночество потому что ему очень трудно найти того человека, который бы разделял такую жизненную позицию, не соответствующую нынешним рыночным реалиям.

Вывод: типаж «мудрый наставник и просветитель» вызывает уважение: это профессионал, интеллектуал, человек, ищущий и стремящийся вперёд, но бесконечно несчастный и одинокий. Таким образом, начинается новая тенденция изображения учителя как жертвы.



«Жертва»

В перестроечные годы, когда школа была оторвана от новых реалий, когда на первый план выходят герои так называемых «рыночных отношений», образ учителя всё более трагичен. В фильме «Куколка» (1988, Исаак Фридберг) главная героиня Таня Серебрякова в 16 лет уже успела стать чемпионкой мира по спортивной гимнастике, но на очередном соревновании получает серьезную травму позвоночника. Тане приходится стать обычной старшеклассницей в провинциальной школе. «Наезды» классных хулиганов для нее не представляют проблемы: в драке она легко может победить любого одноклассника.

Классная руководительница Елена Михайловна имеет весьма либеральные взгляды, стараясь «шагать в ногу» с перестройкой, хотя веяния нового времени еще не докатились до провинции. Она старается быть другом учеников (в начале фильма её образ более тяготеет к типу «доброго друга»: кто же ещё на уроке по-свойски может назвать ученика его прозвищем «халява»?) У Тани с Еленой Михайловной конфликт, в результате которого девочка, пытаясь в спортзале  выполнить элементы на бревне, усугубляет свою травму и получает паралич тела. Елена Михайловна находит свою ученицу слишком поздно, и сама психологически становится жертвой ситуации.

Фильм «Дорогая Елена Сергеевна» (1988, Эльдар Рязанов) - это попытка достучаться до молодых, которые где-то прочли, что безнаказанность и цинизм есть ценности цивилизованного общества. Героиня Марины Нееловой — еще молодая и привлекательная учительница математики со «странными» представлениями о жизни. Елене Сергеевне ученики предлагают поступиться принципами, а она не может. Развитие событий в этом фильме гораздо жестче, чем в том же «Розыгрыше». Детки устраивают наивной учительнице настоящую «ночь пыток» и звереют от самой мысли, что им некуда отступать. В результате загнанная в угол учительница умирает от сердечного приступа.

И совсем уж зловеще представлен конфликт учителя-жертвы и ученицы в фильме «Юленька» (2009, Александр Стриженов). Андрей Белов переезжает с семьей из столицы в провинциальный город. Ради здоровья любимой он меняет работу университетского преподавателя на место классного руководителя в женской гимназии. Белов быстро понимает — с его классом что-то не так. За круговой порукой молчания скрывается странная и страшная тайна. Эти пятиклассницы не играют в куклы — они играют человеческими жизнями. Сигналом к действию для Андрея станет записка "Спасите нас!", найденная в школьном дневнике. Постепенно жизнь Белова превращается в кошмар. Все его чувства, эмоции и поступки искажаются под призмой страха. Зло отравляет все его существование, медленно и изощренно отбирает все самое дорогое. И удастся ли ему выбраться из этого кошмара, зависит только от одной маленькой девочки. Для чего же такое «ужасающее» воплощение героя-учителя в жертву фильма ужасов? В любой школе за внешним благополучием могут быть закулисные детей. Конечно, это не касается не 5-классников, а детей постарше. Фильм хоть и преувеличил детскую жестокость (доведя до убийства), но показал, что в нашей школе всё далеко от идеала, что учитель никак не может повлиять на детей, а некоторые родители просто закрывают на это глаза.

Вывод: изображение учителя-жертвы – это сигнал того, что учителя беззащитны перед агрессивностью и бездушием детей.









Сериал «Школа»: образы или безобразие

В последние годы школа и учителя появлялись на экране лишь в сериалах, по большей части легковесных, развлекательных. Наиболее известны сериалы «Ранетки», «Кадетство». В этих фильмах нет сколько-нибудь «живых» образов учителей, а какие-то опереточные маски, картонные подделки. Проведённый мною опрос (приложение 1) подтвердил, что хотя некоторая часть телезрителей знакома с сериалами, но телеаудитория считает образы учащихся и учителей нереальными.

2010 год, Год учителя, начался с трансляции на первом канале сериала «Школа» (2010, В. Гай Германика). Сериал рассказывает про подростков, учащихся школы, показывает обратную сторону школьной жизни. Главным действующим лицом картины является 9-А класс, который был образцовым под руководством Носова Анатолия Германовича.

Анатолий Германович Носов - высококвалифицированный педагог, награжденный в 2009 году премией «Учитель года». Внезапно Носов заболевает, и класс остается без контроля. На мой взгляд, Носов воплощает тип «мудрого наставника и просветителя», и этот тип показан в сериале как уходящий. И это не только из-за возраста учителя, но и потому что в самом начале сериала он заболевает, причём по вине учеников, причём его разбивает паралич, что влечёт за собой полную беспомощность. Таким образам, как и рязановская Елена Сергеевна, Анатолий Германович являет собой жертву. Все же прочие учителя в данном сериале – холодные формалисты, не любящие своё дело, равнодушные к ученикам.

Новое поколение представлено учительницей физики – Натальей Николаевной, тёзкой англичанки из «Понедельника»… Но какая огромная разница! Желая стать ученикам другом, бывшая ученица тихоновского историка всё же изо всех сил старается нести детям «разумное, доброе, вечное», и пусть не всё получается, но она учится. Наталья Николаевна – пустая самоуверенная кукла, ставшая на одну ступень со своими безнравственными учениками и сделавшаяся в конце сериала «закадычной» подружкой своей ученицы. Да и прочие обитатели учительской более похожи на злобные карикатуры, чем на реалистичные образы. А ведь режиссёр избрала стиль сериала, копирующий документальное кино, и зрители волей-неволей воспринимают всё происходящее как реальное! Да и сама Германика неоднократно заявляла, что изображает жизнь такой, как она есть. Но мой опрос (приложение 1) показывает странное несоответствие: если в большинстве своём учительская и ученическая аудитория, а также половина родителей считают образы учеников в данном сериале реалистичными, то такое же большинство считает совершенно нереальными образы учителей! Подтверждают это и обсуждения в Интернете: все говорят о правдивости изображения учеников, но единичны похвалы метким учительским образам (приложение 2). Добавлю лишь, что сериал «Школа», на мой взгляд, — кино, которое никакой правды о настоящей школьной жизни не рассказывает. А  дети, которые смотрят этот сериал, принимают все за чистую монету. Все, что возникает у них перед глазами, является для них стремлением к норме. Всегда и во  все времена воспитывает не факт, а образ. Фильм «Школа» - это образец безобразия (без образа то есть). Вернёмся к образу жертвы. Это не только Анатолий Германович Носов. Центральная жертва фильма – его внучка Аня. Чрезмерно оберегаемая дедушкой-учителем, а потом помещенная в среду его родной школы, девочка погибает. Бессилие уходящего поколения наставников и просветителей подчёркивается этой жертвой.

В наши дни сложилась устойчивая тенденция в обществе – обвинять во всём учителя и школу. Хотя то, каким мы видим ученика на экранах, скорее всего продукт кризисного общества. А учитель в данном случае выступает в роли вселенской жертвы, взявшей на себя чужие грехи и несущий кару за то, чего не делал! Кому захочется идти в школу, посмотрев серию одноимённого сериала по телевидению? Кто пойдёт поступать в педвуз после фильма «Юленька»?

Вывод: В последнее время в кинематографе нет ни одного яркого образа учителя: учителя изображаются либо неудачникам, либо откровенными жертвами.























ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Я начала с того, что кинематограф в какой-то мере формирует общественное мнение. Данные опроса (приложение 1) говорят о многих положительных качествах сегодняшних учителей: респонденты отмечают в своих любимых учителях глубокое знание предмета, доброту, способность к взаимопониманию, умение обучить детей. Так почему же кинематограф сегодня отражает только отрицательные качества учителя? Изображает же наше кино наряду с отрицательными персонажами и милиционера–настоящего героя, и героя-врача, на которого хочется равняться, и героя-политика, бескомпромиссного и побеждающего. Почему же не учителя?

Отечественным кинематографом за всю его историю создана целая галерея учительских образов, но сегодняшнее кино изображает лишь безжалостные карикатуры. Учитель стал жертвой всеобщих обвинений.

В ходе опроса (приложение 1) наряду с образом историка из фильма «Доживём до понедельника» как любимый экранный персонаж-учитель названа Лидия Михайловна из фильма Евгения Ташкова «Уроки французского» (1978). Молодой педагог стремится только к одному: вести своего ученика к знаниям несмотря на окружавшую обстановку голода, послевоенной разрухи, жестокости сверстников. И Лидия Михайловна становится жертвой не учеников, а «мёртвой» догматической системы в лице директора. Но её отчаянный педагогический эксперимент – не провал! Учитель навсегда остался в памяти ученика светлым пятном и бесповоротно повлиял на всю его дальнейшую жизнь. Светлым пятном остаётся этот образ и в сердцах зрителей.

Учащиеся по-прежнему любят и уважают своих учителей, помнят их и со слезами прощаются со своими наставниками. Я считаю, что сегодняшнему кинематографу нужно создать образ Учителя с большой буквы.



БИБЛИОГРАФИЯ



1. Брежнева, А. Узнаваемые черты или познавание неизведанного? / А. Брежнева // Учительская газета. – 2007.  – 13 нояб.  

 

2. Кино и школа // http://smirnovds.ucoz.ru/publ/kino_i_shkola/3-1-0-378

 

3. Корзина, З. Любимые фильмы о школе: уроки жизни // Курьер Карелии: ежедн. республик. газ. – 2009. – 10 сент.

 

4. Меньшикова, В. В. Учитель на экране – эволюция образа: презентация (pps) / В. В. Меньшикова, Е. И. Смирнова   http://prezentacia.ucoz.ru/load/pedagogika/

 

5. Пухачев, С. Б. Эволюция образа учителя в отечественном кинематографе (опыт анализа культурной памяти поколения //Электронный архив УрГУ http://dbszao.ucoz.ru/load/uchitel_na_ehkrane/2-1-0-18

   

6. Соловейчик, С. Учитель – профессия и судьба? // Сов. экран. – 1975. – № 20.

 

7. Старохамская, К. Ю. Школьные годы – чудесные? Кино про школу как почва для размышления // «Школа жизни» http://digestweb.ru/19495-shkolnye-gody-chudesnye-kino-pro-shkolu-kak-pochva-dlya-razmyshlizmov.









Приложение





















Приложение 1


Опрос общественного мнения

Цель: выявление популярности старых и новых фильмов о школе для последующего сравнения и сопоставления.

Время проведения – ноябрь 2010 года.


Респонденты:

  1. Учащиеся старших классов сош №7 – 126 человек

  2. Учителя сош №7 – 37 человек

  3. Родители учащихся сош №7 – 42 человека.

Всего – 205 человек.


Опросник № 1


1. Смотрели ли Вы старые фильмы об Учителе? («Доживём до понедельника», «Розыгрыш», «Вам и не снилось», «Большая перемена», «4:0 в пользу Танечки», «Чучело», «А если это любовь?», «Дневник директора школы», «Дорогая Елена Сергеевна», «Куколка», «Забавы молодых», «Школьный вальс»?

А) ДА

Б) НЕТ

- подчеркните названия фильмов

2. Ваше отношение к старым фильмам

А) положительное

Б) отрицательное

В) нейтральное

3. Назовите ваш любимый образ учителя.

Итоги опроса:

  1. Смотрели старые фильмы - 162 человека (79%)

  2. Не смотрели – 43 человека (21%)

  3. Положительное отношение – 152 человек (75 %)

  4. Отрицательное -6 человек (2%)

  5. Нейтральное – 47 человек (23%)


Рейтинг фильмов:


  1. «Доживём до понедельника» - 93 человека (45 %)

  2. «Большая перемена» - 81 человек (40%)

  3. «Чучело» - 74 человека (36 %)

  4. «Вам и не снилось» - 54 человека (26%)

  5. «Розыгрыш» - 50 человек (24%)


Рейтинг образов:

1. Илья Семёнович Мельников («Доживём до понедельника», В. Тихонов) – 62 человека ( 30%)

2. Лидия Михайловна («Уроки французского», Т. Ташкова) – 48 человек (24%)

3. Нестор Петрович северов («Большая перемена», М. Кононов) – 38 человек (19%)


Вывод: популярность старых фильмов о школе довольно велика (79%), подавляющее большинство респондентов (75%) положительно относятся к данным фильмам. Лидирующие места в рейтинге заняли фильмы «Доживём до понедельника» Станислава Ростоцкого, «Большая перемена» Алексея Коренева и «Чучело» Ролана Быкова. Лучшими экранными образами стали учитель истории («Доживём до понедельника») и Лидия Михайловна («Уроки французского»).





















































Опросник № 2




1. Смотрели ли вы современные фильмы о школе? ( «Ранетки», «Кадетство», «Школа», «Юленька»)

А) ДА

Б) НЕТ

- подчеркните названия фильмов


2. Ваше отношение к современным фильмам

А) положительное

Б) отрицательное

В) нейтральное

3. Назовите любимый образ учителя.


Итоги опроса:

1.Смотрели современные фильмы - 102 человек (50%)

  1. Не смотрели – 103 человека (50 %)

  2. Положительное отношение – 58 человек (28 %)

  3. Отрицательное -141 человек (69%)

  4. Нейтральное – 6 человек (2%)


Рейтинг фильмов:

1. Сериал «Школа» - 82 человека (40%)

2. Сериал «Ранетки» -24 человека (12%)

  1. «Юленька» - 12 человек (6%)

Рейтинг образов:

  1. Нет любимого – 167 человек ( 82%)

  2. Учитель истории – Игорь Ильич Рассказов («Ранетки», А. Стефанцов) – 23 (11%)



Вывод: половина респондентов знакома с современными фильмами о школе, при этом подавляющее большинство (69%) отрицательно относятся к данным фильмам.

Самым просмотренным оказался сериал «Школа» (40%), но в данном сериале респонденты не отмечают образы учителей.















Опросник №3



1. В каком современном сериале реальнее изображены учителя?

а) в сериале «Ранетки»

б) в сериале «Школа»

в) образы нереальны


2..В каком современном сериале реальнее изображены ученики

а) сериал «Ранетки»

б) сериал «Школа»

в) образы нереальны


Итоги опроса:

  1. Реальны образы учителей в сериале «Ранетки» - 15 человек (7%)

  2. Реальны образы учителей в сериале «Школа» - 8 человек (3%)

  3. Образы учителей нереальны в сериалах – 182 человека (89%)

  4. Реальны образы учеников в сериале «Ранетки» - 17 человек (8%)

  5. Реальны образы учеников в сериале «Школа» - 95 человек (46%)

  6. Образы учеников нереальны – 93 человека (45%)


Вывод: образы учеников в сериале «Школа» считают реальными 46% респондентов, образы учителей в данном сериале считают нереальными как ученики и их родители, так и учителя.



Опросник № 3


  1. Есть ли у вас любимый учитель?

А) Да

Б) Нет

2. Назовите качество, которыми обладает ваш любимый учитель?


Итоги опроса:

  1. Любимый учитель есть – 186 человек ( 91%)


Рейтинг качеств любимого учителя:

  1. Глубокое знание предмета – 96 человек ( 52%)

  2. Доброта – 88 человек ( 43%)

  3. Способность к взаимопониманию – 72 человека (39%)

  4. Умение обучить детей – 67 человек (34%)


Вывод: У большинства опрашиваемых (91%) есть любимые учителя, качества которых отмечают респонденты.









.

 

Сериал «Школа»: обсуждение продолжается

14 января 2010, 19:16


Вышедшие в эфир Первого канала первые серии сериала «Школа» сегодня на первых строчках новостных лент. И не потому, что творение "молодого талантливого режиссера" стало ярким и запоминающимся подарком обществу в только что начавшийся Год Учителя, а потому, что показал истинное отношение к Учителю и Школе со стороны властей и людей, отвечающих за идеологию и нравственность в России, заявляет российское Интернет-издание завуч.инфо.

То, что сериал — полное вранье, это мало кого удивляет, поскольку редкий современный сериал не отличается качеством. И не в этом дело. Важнее другое: что хотели сказать авторы, для чего они показали школу так, как они ее показали? Если для того, что бы затеять дискуссию и сделать школу лучше, то первое у них вышло, со вторым вряд ли. Но нам видится, что никакой особой цели у авторов не было — просто надо было денег заработать на рейтингах. Однако просто так попользовать «жареную темку» не получилось — уж больно тема оказалась тонкой и важной для нас всех.

И в этом смысле интересна развернувшаяся дискуссия вокруг сериала. Одни (в основном — чиновники и политики) начали кричать «Запретить!!!», а другие стали им отвечать в том смысле, что «вот, мол, наконец-то правду смело показали!». Спор разделил участвующих в нем на два не слушающих друг друга лагеря. Одним кажется, что запрещение показа сможет снизить «тлетворное влияние» СМИ на детей, а другим кажется, что только показом «правды» можно развязать гордиев узел проблем в современной школе.

На наш взгляд, истина все же не на стороне ни первых, ни вторых.

Мы, участники учительского портала ЗАВУЧИНФО по поводу нашумевшего сериала, со своей стороны, можем сказать следующее.

1. Мы категорически опровергаем изложенную в сериале картину происходящего в отечественной школе. Такой «Школы» в России вы не найдете. На самом деле, на наше счастье, нет оснований говорить о массовости показанных авторами явлений: деградировавшей молодежи и безответственных родителей и учителей. Это заказной «художественный» вымысел, не соответствующий действительности.

2. Мы считаем сериал «Школа» - не для детей, поскольку является инструкцией по маргинальному поведению в школе. Именно поэтому показ сериала, организованный в удобное для детей время, возмутителен. Возможность бесконтрольно посмотреть этот фильм ребенку нарушает БАЗОВЫЕ правила педагогической науки: до определенного возраста детям нельзя показывать подобные кинофильмы в широком прокате, когда ребенок имеет к ним свободный доступ, не контролируемый родителями - это опасно для психики ребенка и процесса социализации. Но сериал «Школа» здесь не единственная проблема и надо говорить, разумеется, вообще о программной политике телевидения в России.

3. Проблемы, поднимаемые сериалом обсуждать, безусловно, надо. Но это следует делать ПРОФЕССИОНАЛЬНО и нельзя использовать их как основу для зарабатывания денег — это просто неэтично. Теледеятели и бизнесмены забыли слова «совесть» и «мораль». Это для нас не новость, вопрос только в том, до коли государственный телеканал будет позволять себе такое? Мы считаем, что эфирная политика, подчеркиваем: ГСУДАРСТВЕННЫХ телекомпаний должна соответствовать государственным задачам и быть подконтрольна обществу.

4. Со своей стороны, мы готовы вступить в диалог по поднимаемым в сериале проблемам и готовы дать профессиональную оценку и предложения по выходу из них. В качестве первого шага к такому диалогу мы приглашаем за круглый стол дискуссии авторов фильма, представителей Министерства массовых коммуникаций и связи, Министерства образования и науки, представителей родительского сообщества. Мы предлагаем провести этот круглый стол в Москве, 19-го января, о чем официально сообщим указанным организациям.

В заключение хотелось бы сказать: нам, безусловно неприятно было получить от Первого канала «подарок» в виде сериала «Школа» к началу «Года Учителя». Мы, честно отдающие душу и силы своему любимому делу и детям, хотели бы получать от общества более взвешенные оценки нашего труда и благожелательное отношение.

Однако мы не дети и не собираемся стоять с обиженным лицом, понимая, что в появлении подобного «шедевра» есть доля и нашей ответственности, поскольку безкультурные авторы «Школы» и безнравственные теленачальники, заказавшие производство и выпускающие этот фильм в эфир, не свалились к нам с небес, а воспитывались и учились в наших же школах.

А раз так, то нам всем вместе и надо начинать разгребать Авгиевы конюшни в системе образования России. Другого нет. И поднятая сериалом волна обсуждения - отличный повод начать эту работу.


25




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!