Ремейкис Светлана Александровна
воспитатель детского сада «Родничок»
СП МАОУ Южно-Дубровинской СОШ
с. Армизонское, 2017
Изменения, происходящие на современном этапе в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, зависит от согласованности действий семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающих взаимодействие и партнёрские отношения на всём протяжении дошкольного детства.
Проблема партнёрских отношений между ДОО и семьёй на сегодняшний день остаётся актуальной.
Причины:
- несовпадение взаимных ожиданий;
- недоверие родителей к педагогам;
- равнодушие, отсутствие интереса к жизнедеятельности детского сада.
Цель: Расширение партнёрских связей в рамках реализации ФГОС
Задачи:
- Провести анализ имеющихся партнёрских связей в ДОО;
- Совершенствовать стиль партнёрских отношений путём организации сетевого сообщества «Лучик в ладошке»;
- Создать информационные ресурсы для активного включения родителей в жизнедеятельность ДОО;
- Подвести итоги реализации проекта «Опыт. Находки. Реализация».
Гипотеза:
Если мы создадим новые перспективные формы партнёрства, то значительно повысится заинтересованность и активное участие родителей в жизнедеятельности ДОО.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, мы начали работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи», что помогло лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Затем разработали критерий «включенности» родителей в образовательный процесс и выделили качественные показатели:
- инициативность;
- ответственность ;
- отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых .
Такой анализ позволил выделить три группы родителей.
- родители – активисты , которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения;
- родители – исполнители , которые принимают участие при условии значимой мотивации;
- родители – наблюдатели .
Анализ имеющихся партнёрских связей с родителями выявил следующие активные формы и методы работы :
Праздники , развлечения, поздравления
Клубы и хобби-студии
Участники: родители, сотрудники, воспитанники д/с
Реализация детско-родительского проекта
Совместные выставки детей и родителей
Областной конкурс «Тюменская область – территория Дельфийских игр»
Семья Сироткина Никиты Семья Смирнова Егора
Семья Ижбулаевой Кати
Детско-родительский квест «Играем и учимся вместе»
Детско-родительские проекты
2008
2012
2010
2016
2012
2013
Конкурс детских рисунков «Моя семья»
Презентация семьи Арины Тихоновой «Моя родословная»
Акция «Посылка солдату»
Детско-родительские студии, форумы
В студии проектов «Почемучки»
Форум «Большая перемена»
Круглый стол для родителей «Рецепты семейного счастья»
Спортивный калейдоскоп
Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.
По результатам диагностики в группе на 11% увеличилось число родителей-активистов; количество родителей-исполнителей уменьшилось до 52%; количество родителей-наблюдателей - до14%.
Но несмотря на достигнутые успехи и имеющиеся ресурсы, нами был сделан вывод: изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших социальных технологий, более широкие возможности получения образования и др.), её нежелание выходить за рамки деятельности ДОО заставляет искать новые формы взаимодействия.
Сегодня возникла необходимость объединить усилия и активизировать взаимодействие педагогов структурных подразделений вокруг поиска путей расширения партнёрских связей в нашем образовательном округе. Проект «Поиск. Находки. Реализация» - попытка обобщения, оформления и представления накопленного опыта педагогической деятельности, некая модель взаимодействия педагогов структурных подразделений, направленная на общение, обмен опытом среди педагогов, родителей и детей в сетевом сообществе «Лучик в ладошке».
Модель взаимодействия педагогов, детей и родителей
в сетевом сообществе «Лучик в ладошке».
(срок реализации: январь-май 2017 г.)
Интерпретация инновационных технологий в другом ОУ
Создание сетевого сообщества «Лучик в ладошке» позволяет нам проводить не только выездные мероприятия, но и воспользовавшись электронными и интернет ресурсами, проводить различные конкурсы, викторины, виртуальные выставки, смотры – конкурсы художественной самодеятельности, конкурсы социальных проектов.
Наличие у детского сада и других структурных подразделений собственных сайтов в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативно получить официальную информацию о их жизнедеятельности.
Для эффективного партнерского взаимодействия родителей между собой, педагогами и специалистами в более неформальной обстановке в социальных сетях созданы страницы педагогами групп.
Таким образом мы предоставили возможности для оценивания проводимых в виртуальном режиме мероприятий через Интернет голосование. Победители среди родителей, педагогов и детей проводят различные мастер-классы, участвуют в межмуниципальных, региональных, всероссийских и международных олимпиадах, выставках, конкурсах и других мероприятиях.
Ближайшие перспективы сотрудничества с родителями сетевого сообщества «Лучик в ладошке»
- Смотр-конкурс художественной самодеятельности «Созвездие талантов», способствующий развитию коммуникативной компетенции детей, родителей и членов педагогических коллективов (март 2017 г.)
- Конкурс математических уголков (февраль 2017г.)
- Муниципальный конкурс социальных проектов: в номинации «Экологическая среда» проект «Наш цветущий детский сад» ( апрель-сентябрь 2017 г.)
Прогнозируемые результаты:
- Повышение качества образовательного результата.
- Общение, обмен опытом, среди педагогов, родителей и детей в сетевом сообществе «Лучик в ладошке».
- Активность участия детей и родителей в конкурсах, олимпиадах, социальных проектах
- Увеличение количества родителей – участников совместных мероприятий.
- Повышение эффективности взаимодействия педагогов и родителей средствами ИКТ.
- Рост удовлетворённости родителей работой педагогов и ДОУ в целом.
Вывод:
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье. Данный опыт позволяет сделать вывод, что работа в тесном взаимодействии с родителями принесла желаемые результаты.
Технология партнёрства эффективна и доступна для профессионального сообщества , так как в результате содержательного взаимодействия с родителями установились доверительные отношения, открылись неизвестные стороны и знания о их собственном ребёнке, повысился уровень ответственности родителей за развитие ребёнка в семье.
Спасибо за внимание!