СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект "Откуда берется хлеб"

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Проект разработан на основе инициативы детей, которая родилась из

проблемной ситуации, возникшей в классе.

 

Проблема: 

  • откуда берется хлеб, и какую роль он играет в жизни человека?

 

 Цель проекта:

  • сформировать  представления о хлебе, как об одном  из величайших богатств на земле.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект "Откуда берется хлеб"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Болтинская ОШ





ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«Откуда берется хлеб?»

Выполнили:

обучающиеся 2-3 класса-комплекта.

Руководитель:

учитель начальных классов

Ильина Е.А.



с. Болтинка

Содержание



Введение ………………………………………………………………………… …3


Основная часть ………………………………………………………………........6

Значение слова «ХЛЕБ»………………………………………………………6

История возникновения хлеба………………………………………………..8

Долгий путь хлеба к столу……………............................................................10

Роль хлеба в годы Великой Отечественной войны…………………………13

Хлеб – всему голова!.........................................................................................16


Заключение ………………………………………………………………………. 20

Литература и Интернет-источники………………………………………………21




























Введение

Название проекта: «Откуда берется хлеб?»


Руководитель проекта: Ильина Е. А.


Участники проекта:  обучающиеся 2-3 класса-комплекта, родители, учитель.


Аннотация проекта:

Каравай земли и неба на твоём столе –

Ничего сильнее хлеба нету на земле.

В каждом маленьком кусочке хлебные поля,

А на каждом колосочке держится земля.

Хлеб на Руси всегда пользовался почетом и уважением. С давних времен родители приучали детей своих беречь хлеб. Еще с молоком матери усваивались правила бережливого отношения к хлебу.

Ещё издревле народ наш более всего ценил хлеб. Хлеб сопровождает нас всю жизнь — от рождения до глубокой старости. У всех народов он святой. Хлеб бесценен. Ни работа, ни смерть, ни жизнь, ни свадьба — ничего в мире не обходится без хлеба. Он самый вкусный, он дороже золота, насущный и святой хлеб с нашего поля.

Мы встречаемся с ним каждый день. Утром или вечером заходим в магазин и покупаем хлеб, булочки, пряники и другую выпечку. Но прежде всего – хлеб, потому что нельзя представить себе без него наш стол – будь то обычный завтрак или праздничное застолье. Хлеб постоянно живёт в нашем доме. Как же научить уважать хлеб? Необходимо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать. Ведь хлеб прошел долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине и дома на столе.

Мы попытались узнать весь этот путь, понять, что в хлебе заключен нелёгкий человеческий труд, вызвать у людей бережное отношение к хлебу.

Многие дети часто небрежно относятся к хлебу: крошат его, оставляют

его недоеденным, а иногда и кидаются им. Они не знают, откуда он берется, никогда не видели, как делают его, не знают о значимости хлеба

в жизни человека.

Проект разработан на основе инициативы детей, которая родилась из

проблемной ситуации, возникшей в классе.

Проблема:

  • откуда берется хлеб, и какую роль он играет в жизни человека?



Цель проекта:

  • сформировать представления о хлебе, как об одном
    из величайших богатств на земле.

Задачи:

  • собрать и проанализировать информацию об историческом прошлом и настоящем хлеба;

  • подобрать иллюстративный материал, мультфильмы, книги, пословицы и поговорки, рассказы, сказки, притчи, стихи, считалки, приметы о хлебе;

  • познакомиться с технологией выращивания хлеба; 

  • провести интервьюирование ветерана Великой Отечественной войны о ценности хлеба военного времени;

  • провести анкетирование среди обучающихся класса;

  • совершить экскурсию в магазин (к полке хлебобулочных изделий).


Гипотеза:

  • мы предполагаем, что путь хлеба, самого главного продукта питания, от зернышка до обеденного стола — путь длительный, сложный и трудоемкий, поэтому люди так ценят хлеб.


Объект исследования: хлеб.


Предмет исследования: отношение к хлебу.


Методы исследования:

  • изучение литературы;

  • анкетирование;

  • экскурсия в магазин;

  • интервьюирование;

  • собственные наблюдения.


Интегрируемые области: литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка, технология.


Планируемые результаты проекта:

  • дети узнают весь процесс получения хлеба;

  • будут уважать труд людей, которые связаны с производством хлеба;

  • поймут о ценности хлеба;

  • научатся пользоваться разными источниками информации

  • самостоятельно;

  • научатся взаимодействовать в команде;

  • повысят свой статус в классе, откроют новые возможности, почувствуют важность своей деятельности.


Сроки проведения проекта: сентябрь — декабрь.


Тип проекта: исследовательский, межредметный, групповой, долгосрочный.



Этапы реализации проекта:


  1. Подготовительный этап (сентябрь)

  1. Обсуждение проблемы. Выбор названия проекта. Обсуждение плана работы над проектом.

  2. Определение объема работы. Формирование группы участников проекта с учетом пожеланий и выбранных направлений работы.

  3. Анкетирование (на входе в проект) обучающихся класса.

  4. Поиск информации о хлебе в библиотеке, в сети Интернет.


  1. Основной этап(октябрь-ноябрь)

  1. Просмотр и обсуждение видеоролика «Как колосок на стол хлебом пришел?»

  2. Интервьюирование ветерана Великой Отечественной войны Абрамова В. А. о ценности хлеба военного времени.

  3. Конкурс рисунков «Хлеб — наше богатство!».

  4. Постановка сказки в стихах О. Емельяновой «Лёгкий хлеб».

  5. Изготовление буклета «Хлеб — всему голова!».

  6. Внеклассное мероприятие «Хлеб — всему голова!»


  1. Заключительный этап(декабрь)

  1. Составление презентации «Откуда берется хлеб?»

  2. Защита проекта.

  3. Анкетирование (на выходе из проекта) обучающихся класса.


Продукт проекта: рисунки, буклет, презентация «Откуда берется хлеб?»


Полученные результаты проекта:

В процессе реализации проекта у детей сформируются представления

о ценности хлеба. Они получат знания об истории появления и выращивания хлеба, научатся пользоваться разными источниками информации самостоятельно, научатся взаимодействовать в команде, повысят свой статус в классе, откроют новые возможности, почувствуют важность своей деятельности











Основная часть

Значение слова «ХЛЕБ»

Мы нашли значение слова «Хлеб» в словаре С. И. Ожегова. Оно многозначное.

Основное (прямое) значение:

  1. Хлеб - пищевой продукт, выпекаемый из муки.

Второстепенные (производные) значения:

2. Такой продукт в виде крупного выпеченного изделия. 

3. Плоды, семена злаков, размалываемые в муку.

4. Такие злаки. 

5. То же, что пропитание. 

6. Средства к существованию, заработок. 

Мы провели анкетирование на входе в проект среди обучающихся нашего класса. Было задано 8 вопросов о хлебе. Результаты анкетирования представлены ниже.

  1. Как ты думаешь, какой самый главный продукт на столе?

12 человек (100%) ответили «хлеб».

  1. Употребляешь ли ты в пищу хлеб?

12 человек (100%) ответили «да».

  1. Какой хлеб ты больше любишь: черный или белый?

8 человек (67%) ответили «белый»,

4 человека (33%) ответили «черный (ржаной)».

  1. Где берет хлеб ваша семья?

8 человек (67%) ответили «покупаем в магазине»,

3 человека (25%) ответили «печём сами»,

1 человек (8%) ответил «и печём, и покупаем».

  1. Что вы делаете с оставшимся хлебом?

8 человек (67%) ответили «доедаем потом»,

4 человека (33%) ответили «отдаём животным».

  1. Откуда берётся хлеб?

7 человек (58%) ответили «из колосков, с поля, молотят»,

3 человека (25%) ответили «с завода»,

2 человека (17%) ответили «не знаю».

  1. Хотел(а) бы ты побольше узнать о хлебе?

12 человек (100%) ответили «да».

  1. Можно ли жить без хлеба?

12 человек (100%) ответили «нет».

Выводы:

  • Все употребляют в пищу хлеб, без него прожить нельзя.

  • Не все знают, откуда он берется, и хотели бы об этом узнать.

История возникновения хлеба


Прошло много тысячелетий с тех пор, как люди стали культивировать злаки. В глубине веков затерялся день, когда первобытный человек растер горсть зерен, замесил муку с водой и на раскаленных камнях испек свой первый хлеб.

Сначала люди питались сырыми зернами. Затем, приспособив два камня, человек создал нечто вроде мельничного жернова и научился делать муку. Замесив измельченное зерно с водой, он открыл новый вид пищи – кашу.

Считается, что именно каша была первой «праматерью» хлеба. Открытие огня позволило человеку усовершенствовать свою пищу. Может быть, совсем нечаянно, женщина, готовившая еду для своей семьи, «спекла» однажды кашу и по недосмотру получилась твердая лепешка. Однако, из этой «ошибки» люди извлекли пользу. Лепешки оказались лучше и удобнее каши.

Вначале лепешки ели в горячем виде в качестве приправы к мясу, а потом стали употреблять в пищу и холодными. А холодная лепешка была уже хлебом!

Время шло, век за веком, открытие за открытием, и человек сделал следующий шаг в искусстве приготовления хлеба. От выпекания пресных лепешек он перешел к изготовлению кислого хлеба. Произошло это, возможно, впервые в Египте, 4-5 тысяч лет назад. Есть все основания полагать, что египтяне пользовались кислым тестом. Об этом говорят найденные статуэтки, изображающие приготовление пива. Казалось бы, причем тут пиво? А у пива и у хлеба во многом общее происхождение. Оба эти продукта результат брожения, которое вызывается дрожжами. Вполне возможно, что пивные дрожжи, случайно попав в замешанное тесто, произвели «чудо». На глазах у изумленных людей тесто стало подниматься, пузыриться, дышать словно живое!

Дело в том, что дрожжевые грибки поглощают сахар, содержащийся в тесте, образуя при этом спирт и углекислый газ. Углекислый газ заполняет в тесте пузырьки, тесто от этого поднимается, становится рыхлым. В печи пузырчатое тесто охватывается жаром, тонкие пленочки его вокруг пузырьков высыхают, и получается мягкий, легко разжевываемый хлеб. Искусство приготавливать кислое тесто и выпекать из него хлеб из Египта перешло древним евреям и финикиянам, а от них – к грекам.

От греков искусство хлебопечения перешло к римлянам. Во II веке до нашей эры в Риме и в других городах уже были специальные пекарни, в которых выпекали хлеб на дрожжах. Одна такая пекарня была обнаружена при раскопках древнего города Помпеи, погибшего при извержении вулкана Везувия.

В древней Греции хлебопеки могли занимать самые высокие государственные посты.

По мнению историков, хлеб на Руси появился примерно пятнадцать тысяч лет тому назад. На Руси издавна выращивали рожь, пшеницу, овес, ячмень, просо. Выпечка хлеба всегда считалась делом почетным и ответственным. Основным видом хлеба был кисловатый черный хлеб. Пекли также ситный (муку просеивали через сито) и белый из крупчатки. Но простой люд, вряд ли, мог себе позволить даже на праздник отведать «Боярского» хлеба. Хлеб очень ценился. Поэтому и к пекарям было уважительное отношение.

Качество хлебных изделий строго контролировалось. Назначались хлебные приставы, которые ходили по рынкам и торжкам, проверяли и взвешивали хлеб и хлебные изделия. Если они обнаруживали нарушения, виновных штрафовали. Кроме маленьких пекарен, так называемых хлебных изб, были и хлебные дворцы, которые выпекали хлеб в большом количестве.

Приготовление хлеба было тяжелым изнурительным ручным трудом и оставалось таким до середины XIX века. Лишь во второй половине XIX века появились в России механизированные тестомесильные машины, тестоделители, конвейерные печи. Но за всю историю человечество не могло обеспечить себя хлебом в достаточном количестве, люди никогда не ели его вдоволь и хлеб ничто не может заменить.

Долгий путь хлеба к столу


Откуда же появляется хлеб на нашем столе? Непросто приходит он на наш стол. Хлебный каравай начинается с зернышка. На выпечку лишь одного батона уходит 1200 зёрен. И для того чтобы маленькое зернышко стало хлебом, нужен труд тысяч и тысяч рук. Для его создания трудятся на земле агрономы, трактористы, комбайнёры, мукомолы, пекари и многие другие.

Путь его начинается ранней весной, когда на поля выходят машины. У человека, ведущего машину, много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю – быстро подготовить ее для посева семян. Через некоторое время на поле работают другие машины. Чтобы быстро засеять огромные поля используют сеялки.

Прежде чем посеять пшеницу, зерно проверяют на всхожесть. Сортируют на специальных машинах, их называют сортировальными машинами. Для посева нужны средние, нормальные зернышки. Пшеница и рожь бывают яровые и озимые. Яровые сеют весной и убирают осенью. Озимые сеют в августе – сентябре, а убирают в июне – июле, они дают большой урожай.

На поле зерна прорастают, появляются всходы. Летом все поле в колосьях.

Когда приходит осень, колосья становятся золотыми. Хлеб созрел. Пришла пора собирать урожай. И снова в поле вышли машины. Это комбайны.

А потом зерно на машинах везут на элеватор, где сохраняют его от холода, от сырости, от вредных жучков.

Дальше зерно отправляется на мукомольные заводы, а оттуда муку везут на хлебозаводы и пекарни.


Из пекарни на специальных машинах готовый хлеб везут в магазины.

А из магазинов хлеб попадает к нам на стол в виде огромного многообразия хлебобулочных изделий (более 100 сортов хлеба, печенье, кексы, булочки, пирожки, праздничные куличи, сухарики и т.д.)

Мы совершили экскурсию в наш магазин. Он у нас небольшой и для хлеба отведена небольшая часть полки. Мы видим буханки белого и ржаного хлеба, батоны, различную выпечку. Мы попросили продавца рассказать, откуда же к нам в магазин поступает хлеб. Оказалось, что в этот магазин хлеб привозят только с Сеченовского хлебозавода. Значит, мы покупаем хлеб, выращенный на нашей родной земле.





Также мы просмотрели и обсудили видеоролик «Как колосок на стол хлебом пришел?» и мультфильм по мотивам белорусской народной сказки «Легкий хлеб», которая повествует о том, что для достижения какой-то цели в своей жизни, необходимо трудиться.

В сети Интернет мы нашли сказку О. Емельяновой «Легкий хлеб» в стихах, разучили слова и поставили ее для ребят детского сада и учащихся 1,4 классов. Мораль сказки заключается в том, что хлеб нелегко дается людям.



Человек, знающий, какой огромный путь проделал хлеб, чтоб оказаться на нашем столе, никогда не посмеет небрежно относиться к нему!




Роль хлеба в годы Великой Отечественной войны

Наше поколение живет в мирное время. Сейчас нередко можно увидеть небрежно брошенный учеником недоеденный кусок хлеба. Часто это происходит из-за того, что ребята не знают, как тяжело доставался кусок хлеба людям на фронте, в глубоком тылу, в блокадном Ленинграде. Нехватка хлеба заканчивалась голодной смертью для населения. Однако государство заставляло из последних сил выращивать урожай для солдат на фронте, которые сражались за свою Родину. Хлеб ценился наравне с боевым оружием. Он был мерой жизни в Великую Отечественную войну, его делили на осьмушки в тылу, отдавая большую часть тем, кто сражался на фронте.

Мы посетили на дому ветерана Великой Отечественной войны Абрамова В. А. и взяли у него интервью. Мы задали ему вопросы о хлебе.

Вот небольшой фрагмент из интервью:

Вопрос: Был ли у Вас на фронте хлеб?

Ответ: Хлеб был. Привозили нам его, но не всегда. Были и перебои. Часто сидели голодными. Тяжело было и морально, и физически.

Вопрос: Какой это был хлеб?

Ответ: Хлеб был получше, чем в тылу. Ведь люди старались отправить на фронт самое лучшее. Но он мало был похож на хлеб нынешний: водянистый какой-то. Не из одной муки, с добавками какими-то. Но мы и такому были очень рады.

Вопрос: Сколько выдавали на каждого человека?

Ответ: Буханку резали на куски и делили её человек на 8. Мало доставалось, всё до крошки съедали, не оставляли ничего. Дороже всего был хлеб! Рады были, если в немецкой сумке кусок найдёшь...

Никого не могут оставить равнодушными воспоминания о хлебе военного поколения. Особенное отношение к хлебу у людей, прошедших войну. В то время они, в основном, были еще детьми, но память о тех страшных годах не стерлась. Пожилые люди знают цену каждой буханке, каждой булочке, и цена эта измеряется совсем не в копейках.

Хлеб – мерило жизни. Он помог выстоять и выжить нашим соотечественникам в Великую Отечественную войну. Немалая заслуга в этом людей, которые обеспечивали наших солдат, жителей оккупированных и блокадных территорий продовольствием и сухарями.

Разным был хлеб войны: фронтовой, тыловой, блокадный, хлеб оккупированных районов, хлеб концлагерей. Разный, но такой похожий.  Мало в нем было основного продукта – муки, а больше – разных добавок, часто даже несъедобных.

Фронтовой хлеб – хлеб фронтовой часто выпекался под открытым небом в земляных хлебопекарных печах. Эти печи были трех видов: обыкновенные грунтовые; обмазанные внутри толстым слоем глины; облицованные внутри кирпичом. В них выпекался формовой и подовый хлеб. Там, где это было возможно, печи делали из глины или кирпича.

Хлеб «Сталинградский» – хлеб, выпекаемый для бойцов Сталинградского фронта с применением ячменной муки. Особенно вкусными с применением ячменной муки получались сорта хлеба, приготовленного на закваске. Так, ржаной хлеб, в состав которого входило 30% ячменной муки, почти не уступал по качеству чисто ржаному. Тесто с добавлением ячменной муки получалось несколько более плотным и дольше выпекалось.

Хлеб временно оккупированных районов. В оккупации все продовольствие у людей отнимали фашисты, увозили в Германию. Каждая живая травинка, веточка с зернышками, шелуха от мороженых овощей, отбросы и очистки – все шло в дело. И часто даже самое малое добывалось ценой человеческой жизни. В госпиталях на оккупированных немцами территориях раненым солдатам давали по две ложки пшенной каши в день (хлеба не было). Варили «затирку» из муки – супчик в виде киселя. Суп из гороха или перловки для голодных людей был праздником. Но самое главное – люди лишились привычного и особенно для них дорогого – хлеба.

Ржевский и тыловой хлеб – хлеб, основным ингредиентом которого являются картофель и отруби, а также другие добавки. Картофель варили, очищали, пропускали через мясорубку. Выкладывали массу на доску, посыпанную отрубями, охлаждали. Добавляли отруби, соль, быстро замешивали тесто и помещали его в смазанные жиром формы, которые ставили в духовку.

Остен-брот – «хлеб» фашистских концлагерей, который выпекался только для русских военнопленных, был утвержден имперским министерством продовольственного снабжения в германском рейхе 21 декабря 1941 г. Вот его рецепт: отжимки сахарной свеклы – 40%, отруби – 30%, древесные опилки – 20%, целлюлозная мука из листьев или соломы – 10%. Во многих концентрационных лагерях военнопленным не давали и такого «хлеба». Чтобы как-то облегчить участь узников, горожане бросали через забор кусочки хлеба. Делать это нужно было очень осторожно: и перебрасывающих, и ловивших хлеб немецкие часовые расстреливали. Единственной пищей заключенных была баланда из жмыхов.

«Блокадный» хлеб – хлеб, выпекаемый для людей, находящихся в блокадном Ленинграде. Для обеспечения воинов и населения города на хлебозаводах было организовано производство хлеба из скудных резервов, а когда они закончились, муку стали доставлять в Ленинград по «Дороге Жизни». А.Н. Юхневич, работница ленинградского хлебозавода, рассказала о составе блокадных буханок: «10-12% – это мука ржаная обойная, овсянка, солод и то, что обычно не едят: жмых от подсолнечной семечки, смётки муки с оборудования и пола, выбойки из мешков, закваска и как можно больше воды».

В первую блокадную зиму рецептура менялась каждый день, в зависимости от того, какие ингредиенты были на тот момент в городе, и к концу декабря ни солода, ни тем более овсянки в Ленинграде уже не осталось. В хлеб добавляли перемолотые ветви берёзы, хвою, семена дикорастущих трав и даже такую субстанцию, как гидроцеллюлоза. Ровно 125 грамм – дневная норма святого чёрного блокадного хлеба. Люди были рады и такому хлебу.

Во время Великой Отечественной войны жителям Ленинграда выпала страшная доля. История борьбы и сопротивления ленинградцев – образец стойкости человеческого духа. Однажды стала выходить из строя одна из немногих печей, выпекавших хлеб. Чтобы устранить неисправность, нужно было остановить печь, охладить её и только тогда ремонтировать. Но главный механик Н. А. Лобода понимал, чем это грозит ленинградцам, сколько жизней может унести не выпеченный во время ремонта хлеб. И он, облившись водой, полез в раскалённую печь и устранил неисправность. В печи, уже сделав работу, Николай Антонович потерял сознание. Товарищи вытащили его, и он остался жив. Ленинградцы получили хлеб, а Николай Антонович Лобода за свой подвиг был награждён боевым орденом.

Около 650 тысяч ленинградцев умерли во время блокады от голода. На Пискарёвском кладбище – тысячи могил. Около одной всегда много людей. Они стоят, молча, и плачут. На могиле среди цветов лежит ломтик чёрного хлеба. А рядом записка: «Доченька, если бы я могла дать его тогда…».

Мы никогда не сможем почувствовать ужасы тех военных лет, как все минувшее, чему мы не были ни свидетелями, ни участниками. Но в наших силах изменить отношение к хлебу, взглянуть на него с другой стороны и по-настоящему научиться беречь хлеб. Мы все должны помнить и заботиться о людях, переживших войну.

Все люди нашей страны не должны, не имеют права терять историческую память о военных годах, о цене хлеба в то время. Так мы будем больше ценить то, что нам кажется обычным сейчас: мир и хлеб.

Хлеб – всему голова!

Почитание хлеба началось давно. Хлеб был символом достатка, изобилия и материального благополучия. У восточных и западных славян буханка хлеба постоянно должна лежать на столе в красном углу. Хлеб на столе символизирует достаток дома, постоянную готовность к приему гостя. Издавна было принято прежде, чем начинать есть хлеб, разломать его и раздать всем присутствующим. Также существовала традиция – следовало поцеловать хлеб, когда хозяева подавали каравай с солью в знак гостеприимства.

Хлеб — посол мира и дружбы между народами. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали солдат, вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его.

Хлеб использовали в качестве оберега: клали в колыбель, клали на место, где лежал покойник, чтобы хлеб победил смерть, выносили на улицу при приближении грозы, чтобы защитить посевы. Краюху материнского хлеба брали с собой в дорогу «Хлеб в пути не тягость», чтобы он охранял в пути. Именем хлеба клялись «Чтоб мне хлеба не видать». Хлеб брали, когда отправлялись свататься, с хлебом и солью встречали гостя и молодоженов из церкви после венчания, угощали им весь двор в различных обрядовых ситуациях. Хлеб вносили в дом на новоселье  «Не красна изба углами, а красна пирогами».

Считалось самым большим грехом уронить хотя бы крошку хлеба, а еще страшнее растоптать ее. Не из-за скупости подбираются крошки хлеба за столом, а из-за почтительного отношения к бесценному продукту.


Существовали различные приметы, связанные с хлебом, с отношением к хлебу.

Вот некоторые из них:

  • Если хлебом со стола во время трапезы угощать собаку, это чревато бедностью.

  • Тех, кто выбрасывает хлеб, ожидает очень суровое наказание — недуги, голод, нужда.

  • Если в начале обеда и по его завершении съедать ломтик хлеба с солью, человек будет счастливым.

  • Нельзя есть хлеб за спиной другого человека: таким образом можно съесть его силу.

  • Если во время трапезы, не доев свой кусок хлеба, принялись за новый, значит, кто‑то из ваших близких терпит нужду и голод.

  • Во время обеда ломоть хлеба упал – гость спешит.

  • Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.

  • Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.


Времена меняются, появляются новые поколения, однако хлеб также остается кормильцем и главным элементом культуры русского народа.

Детей учили с детства относиться к хлебу не просто, как к еде, а ценить хлеб, любить его также как Родину, мать и отца. Детям с малого возраста объясняли, что ценность хлеба очень велика, так как появляется он благодаря нелегкому труду.

В классе мы провели конкурс рисунков «Хлеб — наше богатство!». Рисовали мы только карандашами. Была сссоздана экспертная комиссия в количестве трех человек. Три рисунка заняли призовые места.

Также мы провели праздник «Хлеб — всему голова!». Задолго до этого мы разучивали стихи, песни о хлебе, читали сказки и рассказы о хлебе, подбирали соответствующий материал. На праздник были приглашены родители. Началось мероприятие с угощения хлебом-солью всех присутствующих. Звучали стихи, песни, частушки, пословицы о хлебе. Родители сделали разную выпечку и накрыли стол хлебными изделиями. В конце мероприятия было организовано чаепитие. Всем присутствующим на празднике мы раздали буклеты «Хлеб — всему голова!», которые изготовили сами.


Хлеб – это наше прошлое, настоящее и будущее. Хлеб – это наша жизнь! Нужно знать цену хлебу, уметь его экономить, быть бережливыми. Вот почему вопрос о хлебе остается у нас главным. Вот таким является он — хлеб. Его величество Хлеб. Так давайте относиться к нему всегда с почетом и уважением. Не жалеем дать ломоть хлеба голодному. Хлеб в мире — главнее всего, он — жизнь!

Зерна наших дней, светитесь

Позолотою резной.

Говорим мы: берегите,

Берегите хлеб родной.


Не мечтаем мы о чуде, —

К нам полей живая речь:

Берегите хлеб, вы — люди,

Научитесь хлеб беречь!


.


Заключение


На основе проделанной работы мы пришли к следующим выводам:

  • Хлеб — это не просто еда. Это тяжёлый труд тысяч людей, которые вложили в него свою душу, любовь, желая, чтобы плоды их труда приносили в каждый дом радость и благополучие.

  • В годы Великой Отечественной войны был дороже золота. Люди ценой собственного здоровья, а подчас и жизни, спасали хлеб, дающий жизнь тысячам других людей.

  • Роль хлеба в жизни человека неоценима: это и богатый полезными веществами продукт, который ничем невозможно заменить,

и часть истории всего человечества.

  • Хлеб – всему голова, потому что он является основой питания, самым главным продуктом, источником жизни. Люди его очень любят, бережно к нему относятся. Хлеб – душа народа, душа нашей родной земли, судьба многих людей, их труд.

Выдвинутая нами в начале исследования гипотеза подтвердилась. Таким образом, мы сумели достичь цели нашего исследования и смогли узнать о значении хлеба в жизни человека

Данная работа помогла нам понять всю ценность хлеба.  Мы поняли, почему люди с давних времен свято почитают и ценят хлеб.

Пусть во всех домах мира будет хлеб. Ведь хлеб – это жизнь!






















Литература:

  1. Алексеев М.Н. «Цена ему – жизнь. Слово о хлебе». – М.: Детская литература, 1990 г.

  2. Алмазов Б.А. «Наш хлеб». – М.: Детская литература, 1985 г.

  3. Андерсен Г. Х. Сказки. Девочка, которая наступила на хлеб. – М.: Детская литература, 1988 г.

  4. Белорусская народная сказка «Легкий хлеб». – М.: Детская литература, 1987 г.

  5. Верещагин Н. «Золотой колосок». – М.: Малыш, 1984г.

  6. Владимиров Ю. «Земля на зернышке стоит». – М.: Детская литература, 1984 г.

  7. Ивин М. «Хлеб сегодня, хлеб завтра». – Л.: Детская литература, 1995 г.

  8. Митяев А. «Ржаной хлебушко – калачу дедушка». – М.: Детская литература, 1990 г.

  9. Паустовский К. Г. «Теплый хлеб». – М.: Детская литература, 1989 г.

  10. Пришвин М.М. «Лисичкин хлеб». – Издательство: Искатель, 2015 г.

  11. Филев А. А. «Демьяново поле». – Волго-Вятское книжное издательство, 1973 г.

Интернет-источники:


  1. https://yandex.ru/images/search?text. Картинки: хлеб.

  2. http://www.bankreferatov.ru/referats/ . Сказка о хлебе.

  3. http://chto-takoe-lyubov.net/stikhi-o-lyubvi/kollektsii-stikhov/9639-stixi-o-xlebe-xlebushke. Стихи о хлебе.

  4. https://infourok.ru/tematicheskiy-sbornik-s-metodicheskimi-rekomendaciyami-hochu-skazat-o-dobrom-love-hleb-784450.html. Тематический сборник с методическими рекомендациями "Хочу сказать о добром слове "хлеб".




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!