СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект по биологии 9 класс на тему: "Проблемы позвоночника в юношеском возрасте"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект по биологии 9 класс на тему: "Проблемы позвоночника в юношеском возрасте"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа 66» г. Ярославля









Исследовательский проект:

«Проблемы позвоночника в юношеском возрасте».











Работу выполнил:

обучающийся 9 «Б» класса

Руководитель:

Луговая Вера Александровна,

учитель химии и биологии

средней школы № 66




г. Ярославль, 2022


Содержание



Введение…………………………………………………………………. 3

Основная часть

Глава 1. Сколиоз, виды и причины его возникновения

1.1. Понятие сколиоза, строение и функции позвоночника………… 4

1.2. Виды сколиоза ……………………………………………………. 5

1.3 Причины возникновения сколиоза и его симптомы…................ 6

1.4. Методы лечения сколиоза ………............................................ 7

Глава 2. Практическая часть

2.1. Способы определения осанки в домашних условиях…………… 8

2.2. Анкетирование…………………………………………………….. 9

2.3 Рекомендации по профилактике сколиоза…………………………10

Заключение……………………………………………………………… 11

Список источников и литературы………………………………………12

Приложения …………………………………………………………… 13




























Введение.

Актуальность. В современном мире в связи с использованием компьютеров, смартфонов и другой электронной техники, подростки проводят достаточно много времени в сидячем положении. Таким образом, не заботясь о своей осанке в будущем. Это может привести не только к изменению опорно-двигательного аппарата, но и к нарушению функционирования внутренних органов.

Цель исследования: выяснить причины возникновения сколиоза и предложить учащимся школы рекомендации по профилактике данного заболевания.

Задачи исследования:

1. Изучить информацию о сколиозе, как заболевании скелета.

2. Выявить возможные причины, приводящие к нарушению осанки школьников.

3. Изучить влияние сколиоза на различные системы органов.

4. Обобщить меры профилактики раннего выявления сколиоза у детей.

5. Провести анкетирование.

6. Проанализировать результаты исследования.

7. Создать информационный буклет для учащихся школы.

Объект исследования: опорно-двигательная система подростка.

Предмет исследования: нарушение осанки школьников.

Гипотеза: выяснить, действительно ли проблема сколиоза стоит остро? Изучить и проверить, сколько школьников уже имеют диагноз сколиоз в школе и есть ли больные в 9 «Б» классе?

Практическая значимость: осуществляя просветительскую деятельность, данное исследование будет способствовать формированию у школьников более серьезного и ответственного отношения к сохранению правильной осанки.












Глава 1. Сколиоз, виды и причины его возникновения.

    1. Понятие сколиоза, строение и функции позвоночника.

Сколиоз - стойкое боковое отклонение позвоночника от нормального выпрямленного положения (искривление позвоночника вбок). Характерный признак – одно плечо выше другого. Это одно из самых распространенных и тяжелых деформаций позвоночника, приводящих к изменению всего опорно-двигательного аппарата, а также к нарушениям деятельности дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной систем. Кроме косметического дефекта, сколиоз приводит к расстройствам деятельности внутренних органов и нередко головным болям.

Функции позвоночника:

1) несет тело и удерживает равновесие;

2) служит местом прикрепления мышц и ребер;

3) защищает спинной мозг, в котором проходят нервы, соединяющие головной мозг с другими частями тела;

4) обеспечивает подвижность и маневренность

5) с помощью связок и мышц поддерживает в определенном положении все внутренние органы.


Строение позвоночника.


Поэтому позвоночник должен быть гибким, эластичным, чтобы выполнять повороты, наклоны, изгибы, уменьшать сотрясения при ходьбе; амортизировать толчки и удары.






1.2. Виды сколиоза.

По форме искривления:

1) C-образный сколиоз. Самая простая разновидность сколиоза. Характеризуется наличием одной дуги искривления. C-образный сколиоз является наиболее распространенным. Выявляется достаточно легко: пациента просят наклониться, при этом на его спине видна дуга искривления в виде буквы С (Приложение 1, рис. 1)

2) S-образный сколиоз. Такая форма сколиоза характеризуется наличием двух дуг искривления, в результате чего позвоночник принимает S-образную форму. Одна дуга является основной, сколиотической. Вторая дуга – компенсаторная. Она возникает в вышележащем отделе позвоночника для того, чтобы выровнять положение тела в пространстве. Например, если развивается искривление поясничного отдела позвоночника в правую сторону, то со временем возникает искривление и в грудном сегменте, но влево. Этот сколиоз диагностируется во время осмотра врачом и при помощи рентгена. (Приложение 1, рис. 2)

3) Z-образный сколиоз. Если позвоночник образует сразу 3 изгиба, такой сколиоз называют Z-образным. Третья дуга выражена слабее, чем две других. Это наиболее редкая и тяжелая форма патологии, выявить которую можно только помощи рентгенографии.

Помимо формы деформации позвоночный столб может быть искривлен в правую или в левую сторону. В связи с этим выделяют правосторонний и левосторонний сколиоз (Приложение 1, рис. 3)

Рентгенологическая классификация (по В. Д. Чаклину)

I степень сколиоза - угол искривления 1° - 10°, присутствует небольшая сутулость, почти незаметная визуально, ассиметрия плеч и тазовой области (Приложение 2, рис. 1)

II степень сколиоза - угол сколиоза 11° - 25°, имеется ассиметрия шеи, плеч, конечностей, таза, ягодиц, сильная сутулость. Сколиоз заметен внешне в любом положении тела больного, грудина выпячивается, а на пояснице образуется прогиб ( Приложение 2, рис. 2)

III степень сколиоза - угол сколиоза 26° - 50°, отмечается существенная деформация спины и выпячивание ребер, у пациента имеются устойчивые боли в позвоночнике, функциональность внутренних органов снижена (Приложение 2, рис. 3)







1.3. Причины возникновения сколиоза и его симптомы.

Причины:

1. Неправильное положение тела во время работы за письменным столом.

2. Ношение сумок с ремнём через одно плечо или портфелей вместо ранцев.

3. Ношение слишком тяжёлых ранцев, сумок.

4. Неправильное питание, отказ от пищи, содержащей витамин D (печень, рыбий жир, яичный желток).

5. Малоподвижный образ жизни, мышцы тела развиты слабо и не могут удерживать позвоночник в прямом положении.

6. Опухоли, травмы или другие изменения позвоночника.

7. Заболевания опорно-двигательной системы, например рахит, полиомиелит.

8. Наследственная предрасположенность.

Симптомы:
Сколиоз часто бывает бессимптомным. Кривизна сама по себе может быть слишком незначительной, чтобы быть замеченной даже наблюдательными родителями. Некоторые родители могут заметить такого рода ненормальные позы их растущего ребенка:

1) сутулость;

2) наклонность головы, не совпадающую с уровнем бедер;

3) выступающие и несимметричные лопатки;

4) одно бедро выше другого или одно плечо выше другого;

5) деформация грудной клетки;

6) опора на одну сторону больше, чем на другую;

7) груди неравного размера у девочек в период развития;

8) одна сторона верхней части спины выше, чем другая, и, когда ребенок наклоняется, колени вместе;

9) боли в спине, усиление болей после непродолжительной ходьбы или стояния.

Сколиоз может быть заподозрен, когда одно плечо оказывается выше, чем другое - это значит, что сколиоз развивается в позвоночнике на уровне таза.








1.4. Методы лечение сколиоза.

Лечение сколиоза проходит успешно, если заболевание обнаружено на ранних этапах развития. Прогнозировать лечение сколиоза достаточно сложно. В большинстве случаев эффективность конечного результата во многом зависит от самого больного. Вид лечения определяется сразу после полного обследования больного. При лечении сколиоза используются методы лечения двух видов: консервативное лечении и оперативное.

При консервативном лечении сколиоза, назначаются и проводятся различные методы, направленные на разгрузку позвоночника и исправление его искривления. К консервативным методам лечения сколиоза относят:

1) щадящий режим дня,

2) ортопедические укладки,

3) корсетотерапию,

4) лечебную физкультуру,

5) электростимуляцию мышц спины,

6) физиотерапию,

7) массаж,

8) курсы витаминотерапии.

Консервативные методы лечения сколиоза весьма разнообразны. Они возникли постепенно, и каждый из них, безусловно, имеет значительный лечебный эффект. Одним из первых методов лечения сколиоза был метод вытяжения и коррекции искривлённого позвоночника. Эта система актуальна и по сей день. Позже появилась специальная гимнастика, устраняющая деформации позвоночника. Чуть позднее появился метод лечения сколиоза с использованием механотерапии и ношения специальных корсетов.

Оперативное лечение назначается при значительном и быстро прогрессирующем сколиозе. Оно состоит в установке различного рода механических эндокорректоров, исправляющих кривизну позвоночника. Также к оперативным методам лечения относится и хирургический метод. Возможность оперативного вмешательства при лечении сколиоза стала возможно только, когда наука и медицина вышли на определенный уровень развития хирургической техники, асептики и анестезиологии. Появились новые возможности и технологии, позволяющие проводить подобные операции.






Глава 2. Практическая часть

2.1. Способы определения осанки в домашних условиях.

Способ 1

1. Для выявления сутулости сантиметровой лентой измерьте расстояние между самыми отдаленными точками левого и правого плеча со стороны А) груди, Б) спины.

2. Первый результат разделите на второй.

3. Оформите в виде таблицы. Расстояние между левым и правым плечом со стороны А/Б груди (А) спины (Б)

4. Оцените результаты. Если получается число, близкое к единице или больше, значит, нарушений нет. Получение числа меньше единицы говорит о нарушении осанки.




Способ 2

Встаньте спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Попробуйте между стеной и поясницей просунуть кулак. Если он проходит - нарушение осанки есть. Если проходит только ладонь, осанка нормальная.



















2.2. Анкетирование одноклассников (Приложение №3).

Среди учащихся 9 «Б» класса было проведено анкетирование.

1. Занимаетесь ли вы спортом?

1) регулярно – 2 (10%)

2) время от времени - 6 (30%)

3) не занимаюсь – 12 (60%)

2. Делаете ли вы гимнастику?

1) да – 3 (15%)

2) иногда – 8 (40%)

3) практически никогда - 9 (45%)

3. Правильно ли вы сидите за партой?

1) да - 2 (10%)

2) нет – 18 (90%)

4. Какие школьные сумкам вы предпочитаете?

1) школьный ранец с одной лямкой – 2 (10%)

3) сумка через одно плечо с узкой лямкой – 12 (60%)

4) сумка через одно плечо с широкой лямкой – 6 (30%)

5. Известны ли Вам причины, приводящие к нарушению осанки?

1) да – 2 (10%)

2) нет – 6 (30%)

3) недостаточно – 12 (60%)

6. Знаете ли вы, какие болезни развиваются у человека из-за нарушения осанки?

1) да – 1 (5%)

2) нет – 11 (55%)

3) не задумывался – 8 (40%)

Результаты анкетирования показали:

1) не все ученицы 9 класса приветствуют физкультуру и спорт,

2) юноши предпочитают ранцы с широкой лямкой через одно плечо, или сумку с узкой лямкой так же через одно плечо; девочки сумки через плечо чаще с узкими лямками.

Данный тип сумок не дает равномерного распределения и способствует различным нарушениям осанки.

3) учащиеся чаще всего за партой сидят сгорбившись.

Если учащиеся не станут следить за своей осанкой, то в будущем у них будут проблемы с позвоночником.


2.3. Рекомендации по профилактике сколиоза.

Профилактика этого заболевания гораздо эффективнее лечения. Поэтому и профилактика и лечение должны быть комплексными и включать ряд средств, оказывающих предупреждающий и лечебный эффект на сколиоз.

1. Сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине.

2. Правильная и точная коррекция обуви.

3. Организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, питания).

4. Постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия лечебными физическими упражнениями при сколиозе, туризм, плавание.

5. Отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге.

6. Контролирование неправильного положения тела во время сидения (за партой, дома в кресле). Стараться сидеть прямо, не наклоняя вперед голову или верхнюю часть туловища, чтобы не напрягать мышцы.

7. Контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник. Тяжелые вещи лучше носить на спине, например, в рюкзаке, а не в руках или в сумке через плечо.

8. Менять позу при длительной работе сидя, вставать и прохаживаться по комнате, устраивать физкультминутки.

9. Плавание, лечебное плавание.

10. Применение, при необходимости, различных ортопедических изделий (корректор осанки, спинодержатель, ортопедический корсет).

Если вовремя не начать исправлять неправильную осанку, это может привести к сильному искривлению позвоночника, которое очень тяжело поддаётся лечению. Чем раньше начать лечение (выполнение комплекса упражнений, массаж, ношение корсета), тем легче исправить нарушение осанки.












Заключение.

Подводя итог исследованиям, можно сделать вывод о том, что сколиоз – опасная и коварная болезнь, которая, к сожалению, встречается все чаще у детей, ведущих сидячий образ жизни или имеющих нарушение осанки и современной молодежи, проводящей много времени у компьютеров. Но как показала практика, благодаря современной медицине можно спрогнозировать развитие болезни и предотвратить ее прогрессию. Все профилактические меры, которые приняты вовремя, помогут сохранить здоровье. Ведь красивая и правильная осанка не только делает человека привлекательным, но и способствует нормальному функционированию всего организма. К сожалению, болезнь остаётся актуальной, так как дети много времени проводят в школе, не занимаются спортом и не следят за осанкой.

В ходе проведения практического исследования медицинскими работниками школы было выявлено наличие сколиоза у …….. % ребят. Мы проанализировали и установили, что профилактика и консервативное лечение должны быть комплексными и включать ряд средств, оказывающих предупреждающий и лечебный эффект на сколиоз.

На протяжении уже многих лет я каждый день делаю специальную гимнастику для спины, сплю на жёстком матрасе, ношу в обуви специальные стельки, зимой катаюсь на коньках, летом на роликах, стараюсь, есть побольше молочных продуктов, зелени, фруктов и овощей, занимаюсь спортом и слежу за осанкой. Сейчас это вошло в привычку, но сначала было очень трудно себя дисциплинировать, большая заслуга родителей в том, что они подбадривали, напоминали, а иногда и настаивали, чтобы всё выполнялось. Раз в год я прохожу курс специального восстановительного массажа, это помогает расслабить нагруженные мышцы спины для формирования правильного корсета и дальнейшей закачки этой группы мышц. Соблюдая все вышеперечисленные правила, я существенно изменил свой образ жизни, что позволило практически излечиться от сколиоза. Дальнейшее развитие работы заключается в возможности формирования осанки у подростков с использованием различных технологий.









Список ИСПОЛЬЗОВАННОЙ литературы

  1. Борисов, Г.Б. В мире подростков. – М., Медицина, 1988. – 398 с.

  2. Баранов, А.А., Щеплягина Л.А.. Здоровье детей России как фактор национальной безопасности. НЦЗД РАМН г. Москва, Россия.

  3. Васильева, И.В. Роль мышечной системы в формировании осанки./И.В. Васильева// сб. научных трудов. вып. 7. – Смоленск, 2000. – с. 54-56;

  4. Вилкова, А.С. Глазами ортопеда //Сургутский вестник. 2003. – 398 с. ил., с. 120; 132.

  5. Кавалерский, Г.М. Травматология и ортопедия. – М., Академия, 2005. – 622 с.

  6. Обреимова, Н.И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. – М., Академия, 2000. – 412 с.

  7. Петровский, Б.В. Большая медицинская энциклопедия. – М., Советская энциклопедия, 1980. – 217 с.

  8. Преображенский, В.С. Советы детям и родителям. – М., Медицина, 1984. – 323 с.

  9. Фонарев, М.И. Справочник по лечебной физкультуре в педиатрии. – М., 1988. – 315 с.

  10. Цивильян, Я.Л. Внимание! Ваш позвоночник. – Ташкент, Медицина, 1988. – 297 с.





















Приложение №1

Сколиоз по форме искривления


Рис.1 Рис.2 Рис.3




















Приложение №2

Рентгенологическая классификация сколиоза


Рис.1 Рис.2 Рис.3





















Приложение №3






































































Приложение № 4

Пять лучших упражнений при сколиозе


Для чего выполнять

Техника выполнения

Для мышц спины

Лягте на живот, руки в стороны. Поднимите вверх голову, стараясь приподнять плечи, одновременно сжимайте кисти в кулак и разжимайте их. Начинайте с 5 раз, увеличивая – до 15.

Лягте на живот, руки вдоль туловища. Поочередно приподнимайте ноги, не отрывая от пола таза. Повторите 5 раз.

Для боковых мышц

Лягте на правый бок. Правую руку поднимите вверх по ходу туловища, а левую положите ровно сверху. Медленно поднимайте левую ногу, и так же медленно опускайте. Повторите на каждом боку по 5 раз.

Лягте на бок. "Нижнюю" руку вытяните вверх, другой упритесь в пол на уровне груди. Поднимите, насколько сможете обе ноги. Повторите все на другом боку. Выполните по 3 раза на каждой стороне.

Для мышц брюшного пресса

Лягте на спину, руки по швам. Поднимите одну ногу, не сгибая колена, и подержите несколько секунд. Повторите тоже другой ногой. Затем поднимите обе ноги вместе. Начинайте с 3 раз, увеличивая нагрузку до 7 раз.

Для исправления осанки

Лягте на спину. Ноги вместе, руки вдоль тела. На секунду поднимите плечи и голову. Опустите медленно, без рывков.

Для выправления позвоночника

Приготовьте заранее небольшой пакет с песком, не более 1 кг. Сядьте на стул и устройте пакет не голове так, чтобы он не падал. Медленно встаньте и немного походите, удерживая мешок на голове.














Информационный буклет.

Причины возникновения сколиоза.

1. Неправильное положение тела во время работы за письменным столом.

2. Ношение сумок с ремнём через одно плечо или портфелей вместо ранцев.

3. Ношение слишком тяжёлых ранцев.

4. Неправильное питание, отказ от пищи, содержащей витамин D (печень, рыбий жир, яичный желток).

5. Малоподвижный образ жизни, мышцы тела развиты слабо и не могут удерживать позвоночник в прямом положении.

6. Опухоли, травмы позвоночника.

7. Заболевания опорно-двигательной системы, например рахит, полиомиелит.

8. Наследственная предрасположенность.

Симптомы сколиоза.

1) сутулость;

2) наклонность головы, не совпадающую с уровнем бедер;

3) выступающие и несимметричные лопатки;

4) одно бедро выше другого или одно плечо выше другого;

5) деформация грудной клетки;

6) опора на одну сторону больше, чем на другую;

9) боли в спине, усиление болей после непродолжительной ходьбы или стояния.

Рекомендации по профилактике.

1. Сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине.

2. Правильная коррекция обуви.

3. Организация и строгое соблюдение правильного режима дня

4. Постоянная двигательная активность, включающая прогулки, туризм, плавание.

5. Отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге.

6. Контролирование неправильного положения тела во время сидения Стараться сидеть прямо, не наклоняя вперед голову или верхнюю часть туловища, чтобы не напрягать мышцы.

7. Контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник. Тяжелые вещи лучше носить на спине.

8. Менять позу при длительной работе сидя.

9. Плавание, лечебное плавание.

10. Применение, при необходимости, различных ортопедических изделий




Простые упражнения

1. Марширование в течение пары минут на одном месте.

2. Поднятие носочков, рук вверх.

3. Плечевые круговые вращения вперёд и обратно (20 раз).

3. Наклон с руками вперёд (10 раз).

4. Повороты тела поочерёдно вправо и влево, руки в стороны.

5. Человек лежит на спине. Руки вверх, носочки на себя, и вытягивается медленно.

6. Подтягивание локтей к противоположным коленям. Количество — по 10 приёмов.

7. Поочерёдное подтягивание колен к животу.

8. Велосипед и ножницы.

9. Положение на животе — имитация плавания.

10. Заканчивается всё это ходьбой по комнате.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!