СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект по русскому языку "Эти удивительные фразеологизмы" 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательский проект по русскому языку для 6 класса "Эти удивительные фразеологизмы". Что такое фразеологизм, где встречаются и что обозначают.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект по русскому языку "Эти удивительные фразеологизмы" 6 класс»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №335











Исследовательский проект

по русскому языку


«Эти удивительные фразеологизмы»





Исследователи учащиеся 6 «В» класса:

Бас Сергей, Удинцев Максим, Рябчун Маша,

Семёнова Даша, Амаланий Иван,

Мокин Савелий, Галстян Эдик

Руководитель: учитель русского языка

Ортикова Светлана Геннадьевна





Санкт-Петербург

2017г



Содержание:

1. Введение……………………………………………………….

2.1 Лингвистическая справка………………………………………….

2.2 Фразеологизмы, произошедшие из мифов………………….

2.3 Фразеологизмы, пришедшие из Библии…………………….

3 Употребление фразеологизмов в произведениях

художественной литературы:

3.1 Фразеологизмы в баснях И.А.Крылова…………………….

3.2 Фразеологизмы в рассказах Н. Носова……………………………..

3.3Фразеологизмы в русских народных сказках………………

3.4 Фразеологические словари…………………………………….

3.5 Омонимы- фразеологизмы, синонимы- фразеологизмы,

антонимы-фразеологизмы………………………………………

4. Социологический опрос………………………………………........

5. Заключение

6. Описание продукта-буклета…………………………………….

7. Список использованной литературы……………………………..

8. Приложение ………………………………………………………..

9. Интернет-ресурсы………………………………………………….



























1. Введение

Вставлять палки в колёса, водить за нос, кот наплакал... Как часто мы употребляем эти выражения в своей речи? Понимаем ли мы их значение?

Мы выбрали именно эту тему потому, что изучение фразеологии языка – это неотъемлемая часть в изучении языка в целом. Нельзя знать язык, не зная фразеологии. Обращение к теме «Роль фразеологизмов в нашей речи» расширит знания о языке, обогатит речь, поможет уместному употреблению фразеологических выражений. А также выпускники 9 и 11-х классов сдают ГИА и ЕГЭ, и в контрольно-измерительных материалах есть задания, требующие знания фразеологизмов. Оказалось, что многие старшеклассники с большим трудом находят фразеологические обороты в тексте, не понимают их значение, не умеют их употреблять в речи.


Гипотеза: Фразеологизмы украшают нашу речь, делают её выразительной и яркой.

Цель: определение роли фразеологизмов в нашей речи.

Задачи проекта:

  • произвести поиск необходимой языковой информации о фразеологизмах;

  • выяснить источники происхождения фразеологизмов;

  • познакомиться с фразеологическими словарями русского языка;

  • составить свой иллюстрированный словарь фразеологизмов;

Объекты исследования:

1) речь взрослых и школьников;

2) художественные произведения;

3) фразеологические словари;

Практическая значимость заключается в том, что с результатами исследований можно познакомить одноклассников, пропагандируя необходимость изучения такого интересного раздела науки о языке, как фразеология, и использовать полученные знания на уроках русского языка и литературы.





2.1. Лингвистическая справка

Исследуя разные информационные источники, мы познакомились с понятием "фразеологизм". Мы узнали, что фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Поэтому фразеологизмы часто можно заменить одним словом, менее выразительным. Давайте сравним: на краю света (земли) - далеко; намылить шею - проучить, наказать; пешком ходит под стол - маленький; зуб на зуб не попадает - замёрз; зарубить на носу - запомнить; как в воду глядеть - предвидеть и т.д. Существуют фразеологизмы на протяжении всей истории языка. Уже с конца 18 века они объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях под различными названиями: крылатые выражения, афоризмы, идиомы, пословицы и поговорки.

Еще М. В. Ломоносов, составляя план словаря русского литературного языка, указывал, что в него должны войти "фразесы", "речения", то есть обороты, выражения. Однако фразеологический состав русского языка стал изучаться сравнительно недавно.

Мы познакомились с источниками фразеологизмов:

1) исконно русские (топорная работа, зелёная улица);

2) старославянские (ищите и обрящете);

3) латинские и греческие (авгиевы конюшни, внести лепту);

4) западноевропейские (синий чулок, бросить перчатку)

Большая часть фразеологизмов отражает глубоко народный, самобытный характер русского языка. Прямой (первоначальный) смысл многих фразеологизмов связан с историей нашей Родины, с некоторыми обычаями предков, их работой. Так выражение бить баклуши (бездельничать) возникло на основе прямого значения "раскалывать чурбан на баклуши (чурки) для изготовления из них ложек, поварёшек и т.д.", т е. делать несложное, нетрудное дело.



2.2. Очень интересными нам показались фразеологизмы, пришедшие из мифов:

  • Авгиевы конюшни - сильно засорённое, загрязнённое или захламлённое помещение.

  • Ариаднина нить - то, что помогает найти выход из затруднительного положения.

  • Ахиллесова пята - уязвимое место.

  • Дамоклов меч - нависшая, угрожающая опасность.

  • Двуликий Янус - двуличный человек.

  • Золотое руно - золото, богатство, которым стремятся овладеть.

  • Кануть в Лету - навсегда исчезнуть, быть забытым.

  • Олимпийское спокойствие - спокойствие, ничем невозмутимое.

2.3 Мы познакомились с фразеологизмами, пришедшими из Библии:

  • Внести свою лепту - про человека, который принял в каком-то деле своё посильное участие.

  • Глас вопиющего в пустыне - напрасные призывы, остающиеся без ответа.

  • Допотопные времена - доисторические времена.

  • Зарыть талант в землю - о человеке, не развивающем свои природные способности.

  • Манна небесная - неожиданная удача, чудесная помощь.

3. Употребление фразеологизмов в произведениях

художественной литературы:

3.1 Фразеологизмы в баснях И.А.Крылова

Нами была проведена определённая исследовательская работа, в результате которой мы узнали, употребляют ли наши писатели в своих произведениях фразеологизмы.

Для получения результата были исследованы басни И. А. Крылова. В них мы нашли 9 фразеологизмов:

- "Осёл и Соловей": на тысячу ладов, за тридевять земель

- "Тришкин кафтан": Тришкин кафтан;

- "Две собаки": ходить на задних лапах;

- "Обезьяна": мартышкин труд;

- "Кот и повар": а Васька слушает да ест;

- "Демьянова уха": Демьянова уха;

- "Белка": как белка в колесе;

- "Ларчик": а ларчик просто открывался;

- «Лебедь, щука, рак»: а воз и ныне там.

3.2 Фразеологизмы в рассказах Н. Носова

В рассказах Николая Носова был найден 20 фразеологизмов:

• бежать во всю прыть,

• бить баклуши

• броситься наутёк

• в два счёта,

• в трёх соснах заблудились,

• взять на буксир

• вывести на чистую воду,

• глядеть во все глаза,

• засучив рукава

• и дело с концом.

• как в воду глядел

• как в воду опущенные,

• как с луны свалился,

• калачом не заманишь,

• накостылять по шее

• намылить шею

• не видать, как своих ушей

• ни жив ни мёртв,

• пойти на край света

3.3 Фразеологизмы в русских народных сказках

В русских народных сказках нашли 10 фразеологизмов.

Из народных сказок пришли фразеологизмы:

• и я там был, мёд-пиво пил

• избушка на курьих ножках

• Кощей Бессмертный

• Лиса Патрикеевна

• ни в сказке сказать, ни пером описать

• при царе Горохе

• сказано - сделано,

• сказка - ложь, да в ней намёк

• сказка про белого бычка,

• три дня и три ночи.


Фразеологическое богатство языка оживает под пером талантливых писателей, публицистов и становятся источником новых художественных образов, шуток, неожиданных каламбуров.

Такая исследовательская работа позволила нам сделать вывод: наши писатели очень часто употребляют в своих произведениях фразеологические обороты, которые помогают им ярко, образно дать характеристику герою, логично, последовательно изложить свои мысли, сделать речь насыщенной, эмоциональной, богатой. К чему и нам надо стремиться. А учиться нужно у наших классиков.



3.4 Фразеологические словари

Мы узнали, что существуют фразеологические словари, в которых представлены источники происхождения фразеологизмов, их значение. Авторы словарей: В.П. Жуков и А.В. Жукова "Школьный фразеологический словарь", А.И. Фёдоров "Фразеологический словарь русского литературного языка", А.И. Молотков "Фразеологический словарь русского языка", Е.А. Быстрова, А.П. Окунева, Н.М. Шанский "Учебный фразеологический словарь" и другие.

3.5 Омонимы- фразеологизмы, синонимы- фразеологизмы, антонимы-фразеологизмы

Мы узнали, что у фразеологизмов бывают омонимы, синонимы и антонимы.

В словарях мы нашли примеры фразеологизмов-омонимов: Пустить петуха - означает фальшиво произвести мелодию. Пустить петуха - это поджечь что-то.

А вот примеры фразеологизмов-синонимов:

    • Ума палата - семи пядей во лбу

    • Голова на плечах - светлая голова.

    • Два сапога пара - одного поля ягоды.

    • Перековать мечи на орала - вложить меч в ножны.

И, наконец, примеры фразеологизмов-антонимов:

• Хоть пруд пруди - кот наплакал.

• Засучив рукава - спустя рукава.

• Заварить кашу - расхлёбывать кашу.

• Тяжёл на подъём - лёгок на подъём



4. Социологический опрос

Мы провели социологический опрос взрослых (родителей и педагогов школы) и детей. Респондентам были заданы такие вопросы:

1. Знаете ли вы, что такое фразеологизм?

2. Где вы чаще всего встречаете фразеологизмы?

3. Приведите примеры фразеологизмов.

4. Ваш любимый фразеологизм.

5. Употребляете ли вы фразеологизмы в своей речи?

6. Откуда пришли к нам фразеологизмы?

Знают, что такое фразеологизм, 91% учителей, 87 % родителей, детей - 75%

Чаще всего взрослые встречаются с фразеологизмами в сказках и устной разговорной речи, дети - в художественных произведениях и в баснях.

Из всего богатства фразеологизмов чаще всего в речи наших респондентов звучали фразеологизмы вешать лапшу на уши, как с гуся вода, зарубить на носу, а ларчик просто открывался и др.

Респонденты-взрослые впервые услышали фразеологические обороты в школе, респонденты-дети - в детском саду и в школе.

Среди респондентов-взрослых 58% не употребляют в своей речи фразеологизмы, хотя и знают их, среди детей не используют фразеологизмы в своей речи 44%.

Происхождение фразеологизмов оказалось для многих взрослых и детей неизвестным и только 64% взрослых знали историю происхождения, а дети -36%.

Любимый фразеологизм учителей – а ларчик просто открывался, учеников – не вешай лапшу на уши, родителей - зарубить на носу.



5.Описание продукта-буклета

Буклет представляет собой коллекцию лучших фразеологизмов, состав-ленных в ходе исследовательской работы.



6. Заключение.

В ходе исследовательской работы мы познакомились с источниками фразеологизмов русского языка, совершенствовали навык работы с фразеологическими словарями, создали презентацию о фразеологизмах.

Мы выяснили, что употребление фразеологизмов в речи делает её сильной, яркой, меткой, убедительной. Использование в речи фразеологизмов способствует развитию чувства языка, расширяет знание о языке, обогащает речь, делает её образной и экспрессивной. Наличие большого количества фразеологизмов в языке показывает его богатство, и нельзя изучить язык, не изучив его фразеологии. Очень часто за такими словами и оборотами лежит целый мир, историческая эпоха – факты ушедшего быта представлений и верований наших предков, реальные события далекого прошлого.

В конце исследовательской работы мы пришли к выводу: необходимо постоянно знакомиться с фразеологическими оборотами, чтобы речь стала точнее, богаче. Для этого необходимо больше читать, обращаться к различным словарям, вести поисковую работу, обращаясь к творчеству писателей, трудам русских учёных.









7. Список использованной литературы.

1. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы. Учебное пособие для учащихся. Под редакцией Н.М. Шанского. М, «Просвещение», 1993г.

2. Жуков В.П., Молотков А.И., Фёдоров А.И. Фразеологический словарь русского языка. Под ред. А.И. Молоткова. – 4-е изд.. – М.: Рус. яз., 1986.

3. Фёдоров А.И. Фразеологический словарь русского литературного языка. – 3-е изд., испр. – М.: Астрель: АСТ, 2008.

4. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка. Пособие для учащихся. Под редакцией Ф.П.Филина. М. просвещение, 1981.

5. Субботина Л.А.-автор-составитель. Фразеологический словарь русского языка для школьников. -Екатеринбург: У- Фактория, 2004.-412 с.

6. Учебное пособие: Русская словесность. От слова к словесности.5 класс: учебное пособие / Р.И. Альбеткова. – 10-е из-дание, стереотипное – М.: Дрофа, 2010.

7. Учебник: М.М.Разумовская, П.А.Лекант ,др.Русскийязык.Учебник для 5-го класса М.: Дрофа, 2015.

















8. Приложение


Приложение 1.

Словарь фразеологизмов, составленный в ходе исследовательской работы.


  1. А Васька слушает да ест - не обращает внимания.

  2. А ларчик просто открывался - проблема, казавшаяся сложной, имела простое решение.

  3. Авгиевы конюшни - сильно засорённое, загрязнённое или захламлённое помещение.

  4. Ариаднина нить - то, что помогает найти выход из затруднительного положения.

  5. Ахиллесова пята - уязвимое место.

  6. Бежать во всю прыть- бежать очень быстро.

  7. Бить баклуши - бездельничать.

  8. Броситься наутёк - убежать.

  9. В два счёта - очень быстро.

  10. В трёх соснах заблудились-запутались в простом деле.

  11. Взять на буксир-помочь.

  12. Внести свою лепту - про человека, который принял в каком-то деле своё посильное участие.

  13. Вывести на чистую воду - заставить сказать правду.

  14. Глас вопиющего в пустыне - напрасные призывы, остающиеся без ответа.

  15. Глядеть во все глаза - очень внимательно.

  16. Гляди в оба - будь бдителен.

  17. Дамоклов меч - нависшая, угрожающая опасность.

  18. Двуликий Янус - двуличный человек.

  19. Демьянова уха - насильное чрезмерное угощение, вопреки желанию угощаемого.

  20. Держать камень за пазухой таить злобу.

  21. Держи карман шире - надеяться на что-либо, чего не может быть.

  22. Допотопные времена - доисторические времена.

  23. Зарыть талант в землю - о человеке, не развивающем свои природные способности.

  24. Засучив рукава - энергично.

  25. Золотое руно - золото, богатство, которым стремятся овладеть.

  26. И волчью вашу я давно натуру знаю - имею большой жизненный опыт.

  27. И дело с концом - закончить начатое дело.

  28. Как белка в колесе - быть в беспрестанных хлопотах.

  29. Как в воду глядел - предвидел настоящее.

  30. Как в воду опущенные - поникшие.

  31. Как с луны свалился - появился неожиданно.

  32. Калачом не заманишь - ничем не соблазнишь.

  33. Кануть в Лету - навсегда исчезнуть, быть забытым.

  34. Манна небесная - неожиданная удача, чудесная помощь.

  35. Мартышкин труд - напрасный труд.

  36. На тысячу ладов, за тридевять земель - громко, далеко.

  37. Накостылять по шее - наказать.

  38. Нам ко двору - к месту.

  39. Намылить шею - избить.

  40. Не видать, как своих ушей - не увидеть никогда.

  41. Некуда носу высунуть - некуда выйти.

  42. Ни жив ни мёртв - очень испуган.

  43. Ни пяди не уступить - нисколько не отдать

  44. Олимпийское спокойствие - спокойствие, ничем невозмутимое.

  45. Пойти на край света - очень далеко.

  46. С ног валиться - очень сильно устать.

  47. Сон в руку - вещий сон.

  48. Стоять на своём - добиваться выполнения своих требований.

  49. Ступай за семь вёрст киселя хлебать-отправляться далеко за чем-либо.

  50. Тришкин кафтан - небрежное и непродуманное устранение одних недостатков, которые влекут появление новых.

  51. Ума палата - иметь много ума.

  52. Ходить на задних лапах - исполнять все прихоти, прислуживать, трепетать и подчиняться.

  53. И я там был, мёд-пиво пил - был на гулянье.

  54. Избушка на курьих ножках - ветхое жилище.

  55. Кощей Бессмертный - старый и жадный.

  56. Лиса Патрикеевна - хитрая.

  57. Ни в сказке сказать, ни пером описать - очень красиво.

  58. При царе Горохе - очень давно.

  59. Сказано – сделано - быстро исполнено.

  60. Сказка - ложь, да в ней намёк - поучительный смысл сказки.

  61. Сказка про белого бычка - о длинной, бесконечной истории (при этом часто занудной).

  62. Три дня и три ночи - долго, без остановки.




Приложение 2.

Анкета.


1. Знаете ли вы, что такое фразеологизм?

2. Знаете ли вы историю фразеологизмов?

3. Употребляете ли вы фразеологизмы в своей речи?

4. Приведите примеры фразеологизмов.

5. Ваш любимый фразеологизм.


Приложение 3.


Таблица. Результаты социометрического исследования «Знание фразеологии».



Приложение 4

Отгадай-ка

Проверяем себя

  • Водить за нос - обманывать.

  • Развесить уши - подслушивать.

  • Точить зубы - ненавидеть кого-либо.

  • Клевать носом - засыпать.

  • Раздуть из мухи слона - делать из маленькой проблемы большую.

  • Прикусить язык - молчать.

  • Языки чесать -  замолчать, воздержаться от высказывания. 

  • Строить глазки - подлизываться.

  • Не в своей тарелке - чувствовать неуютно, в чужом обществе.







9. Интернет-ресурсы.



1.http://content.foto.mail.ru/bk/u1177/_blogs/i-1108.jpg

2.http://cle.pickens.k12.sc.us/images/announcement/142542-2081126-857.gif

3.http://vseskazki.su/avtorskie-skazki/saltykov-shchedrin-chitat.html

4http://lukoshko.net/storyList/nikolay-nosov.htm

5.http://www.stihi-rus.ru/1/krylov













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!