СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект "Сладкая орфография"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В наше время трудно представить конфету без фантика. Фантики для конфет - как одежда для людей: они защищают и украшают конфету. Художники каждый год придумывают для конфет яркие и интересные упаковки. Но оказывается, фантики могут напомнить правила русского языка. Разглядывая яркие блестящие конфетные обёртки, я подумала, что если использовать названия конфет, то можно сделать уроки русского языка интересными. Не секрет, что многие школьники так и не осваивают навык грамотного письма. Чтобы ученики лучше запомнили орфограммы, им задают учить правила, запоминать рифмованные стихи о разных орфограммах, многократно прописывать слова с орфограммами, но во время диктанта почему-то все это вылетает из головы. Многие учителя отмечают, что правила дети знают, но на практике применить их не всегда могут. А что, если соединить обучение с практикой и изучать орфограммы по фантикам. В этом я вижу актуальность выбранной мною темы исследования «Орфография для сладкоежки»

Цель исследования: выявить и изучить орфограммы в названиях конфет

В наше время трудно представить конфету без фантика. Фантики для конфет - как одежда для людей: они защищают и украшают конфету. Художники каждый год придумывают для конфет яркие и интересные упаковки. Но оказывается, фантики могут напомнить правила русского языка. Разглядывая яркие блестящие конфетные обёртки, я подумала, что если использовать названия конфет, то можно сделать уроки русского языка интересными. Не секрет, что многие школьники так и не осваивают навык грамотного письма. Чтобы ученики лучше запомнили орфограммы, им задают учить правила, запоминать рифмованные стихи о разных орфограммах, многократно прописывать слова с орфограммами, но во время диктанта почему-то все это вылетает из головы. Многие учителя отмечают, что правила дети знают, но на практике применить их не всегда могут. А что, если соединить обучение с практикой и изучать орфограммы по фантикам. В этом я вижу актуальность выбранной мною темы исследования «Орфография для сладкоежки»

Цель исследования: выявить и изучить орфограммы в названиях конфет

В наше время трудно представить конфету без фантика. Фантики для конфет - как одежда для людей: они защищают и украшают конфету. Художники каждый год придумывают для конфет яркие и интересные упаковки. Но оказывается, фантики могут напомнить правила русского языка. Разглядывая яркие блестящие конфетные обёртки, я подумала, что если использовать названия конфет, то можно сделать уроки русского языка интересными. Не секрет, что многие школьники так и не осваивают навык грамотного письма. Чтобы ученики лучше запомнили орфограммы, им задают учить правила, запоминать рифмованные стихи о разных орфограммах, многократно прописывать слова с орфограммами, но во время диктанта почему-то все это вылетает из головы. Многие учителя отмечают, что правила дети знают, но на практике применить их не всегда могут. А что, если соединить обучение с практикой и изучать орфограммы по фантикам. В этом я вижу актуальность выбранной мною темы исследования «Орфография для сладкоежки»

Цель исследования: выявить и изучить орфограммы в названиях конфет

В наше время трудно представить конфету без фантика. Фантики для конфет - как одежда для людей: они защищают и украшают конфету. Художники каждый год придумывают для конфет яркие и интересные упаковки. Но оказывается, фантики могут напомнить правила русского языка. Разглядывая яркие блестящие конфетные обёртки, я подумала, что если использовать названия конфет, то можно сделать уроки русского языка интересными. Не секрет, что многие школьники так и не осваивают навык грамотного письма. Чтобы ученики лучше запомнили орфограммы, им задают учить правила, запоминать рифмованные стихи о разных орфограммах, многократно прописывать слова с орфограммами, но во время диктанта почему-то все это вылетает из головы. Многие учителя отмечают, что правила дети знают, но на практике применить их не всегда могут. А что, если соединить обучение с практикой и изучать орфограммы по фантикам. В этом я вижу актуальность выбранной мною темы исследования «Орфография для сладкоежки»

Цель исследования: выявить и изучить орфограммы в названиях конфет

В наше время трудно представить конфету без фантика. Фантики для конфет - как одежда для людей: они защищают и украшают конфету. Художники каждый год придумывают для конфет яркие и интересные упаковки. Но оказывается, фантики могут напомнить правила русского языка. Разглядывая яркие блестящие конфетные обёртки, я подумала, что если использовать названия конфет, то можно сделать уроки русского языка интересными. Не секрет, что многие школьники так и не осваивают навык грамотного письма. Чтобы ученики лучше запомнили орфограммы, им задают учить правила, запоминать рифмованные стихи о разных орфограммах, многократно прописывать слова с орфограммами, но во время диктанта почему-то все это вылетает из головы. Многие учителя отмечают, что правила дети знают, но на практике применить их не всегда могут. А что, если соединить обучение с практикой и изучать орфограммы по фантикам. В этом я вижу актуальность выбранной мною темы исследования «Орфография для сладкоежки»

Цель исследования: выявить и изучить орфограммы в названиях конфет

В наше время трудно представить конфету без фантика. Фантики для конфет - как одежда для людей: они защищают и украшают конфету. Художники каждый год придумывают для конфет яркие и интересные упаковки. Но оказывается, фантики могут напомнить правила русского языка. Разглядывая яркие блестящие конфетные обёртки, я подумала, что если использовать названия конфет, то можно сделать уроки русского языка интересными. Не секрет, что многие школьники так и не осваивают навык грамотного письма. Чтобы ученики лучше запомнили орфограммы, им задают учить правила, запоминать рифмованные стихи о разных орфограммах, многократно прописывать слова с орфограммами, но во время диктанта почему-то все это вылетает из головы. Многие учителя отмечают, что правила дети знают, но на практике применить их не всегда могут. А что, если соединить обучение с практикой и изучать орфограммы по фантикам. В этом я вижу актуальность выбранной мною темы исследования «Орфография для сладкоежки»

Цель исследования: выявить и изучить орфограммы в названиях конфет

В наше время трудно представить конфету без фантика. Фантики для конфет - как одежда для людей: они защищают и украшают конфету. Художники каждый год придумывают для конфет яркие и интересные упаковки. Но оказывается, фантики могут напомнить правила русского языка. Разглядывая яркие блестящие конфетные обёртки, я подумала, что если использовать названия конфет, то можно сделать уроки русского языка интересными. Не секрет, что многие школьники так и не осваивают навык грамотного письма. Чтобы ученики лучше запомнили орфограммы, им задают учить правила, запоминать рифмованные стихи о разных орфограммах, многократно прописывать слова с орфограммами, но во время диктанта почему-то все это вылетает из головы. Многие учителя отмечают, что правила дети знают, но на практике применить их не всегда могут. А что, если соединить обучение с практикой и изучать орфограммы по фантикам. В этом я вижу актуальность выбранной мною темы исследования «Орфография для сладкоежки»

Цель исследования: выявить и изучить орфограммы в названиях конфет

В наше время трудно представить конфету без фантика. Фантики для конфет - как одежда для людей: они защищают и украшают конфету. Художники каждый год придумывают для конфет яркие и интересные упаковки. Но оказывается, фантики могут напомнить правила русского языка. Разглядывая яркие блестящие конфетные обёртки, я подумала, что если использовать названия конфет, то можно сделать уроки русского языка интересными. Не секрет, что многие школьники так и не осваивают навык грамотного письма. Чтобы ученики лучше запомнили орфограммы, им задают учить правила, запоминать рифмованные стихи о разных орфограммах, многократно прописывать слова с орфограммами, но во время диктанта почему-то все это вылетает из головы. Многие учителя отмечают, что правила дети знают, но на практике применить их не всегда могут. А что, если соединить обучение с практикой и изучать орфограммы по фантикам. В этом я вижу актуальность выбранной мною темы исследования «Орфография для сладкоежки»

Цель исследования: выявить и изучить орфограммы в названиях конфет

В наше время трудно представить конфету без фантика. Фантики для конфет - как одежда для людей: они защищают и украшают конфету. Художники каждый год придумывают для конфет яркие и интересные упаковки. Но оказывается, фантики могут напомнить правила русского языка. Разглядывая яркие блестящие конфетные обёртки, я подумала, что если использовать названия конфет, то можно сделать уроки русского языка интересными. Не секрет, что многие школьники так и не осваивают навык грамотного письма. Чтобы ученики лучше запомнили орфограммы, им задают учить правила, запоминать рифмованные стихи о разных орфограммах, многократно прописывать слова с орфограммами, но во время диктанта почему-то все это вылетает из головы. Многие учителя отмечают, что правила дети знают, но на практике применить их не всегда могут. А что, если соединить обучение с практикой и изучать орфограммы по фантикам. В этом я вижу актуальность выбранной мною темы исследования «Орфография для сладкоежки»

Цель исследования: выявить и изучить орфограммы в названиях конфет

В наше время трудно представить конфету без фантика. Фантики для конфет - как одежда для людей: они защищают и украшают конфету. Художники каждый год придумывают для конфет яркие и интересные упаковки. Но оказывается, фантики могут напомнить правила русского языка. Разглядывая яркие блестящие конфетные обёртки, я подумала, что если использовать названия конфет, то можно сделать уроки русского языка интересными. Не секрет, что многие школьники так и не осваивают навык грамотного письма. Чтобы ученики лучше запомнили орфограммы, им задают учить правила, запоминать рифмованные стихи о разных орфограммах, многократно прописывать слова с орфограммами, но во время диктанта почему-то все это вылетает из головы. Многие учителя отмечают, что правила дети знают, но на практике применить их не всегда могут. А что, если соединить обучение с практикой и изучать орфограммы по фантикам. В этом я вижу актуальность выбранной мною темы исследования «Сладкая орфография»

Цель исследования: выявить и изучить орфограммы в названиях конфет

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект "Сладкая орфография"»

Районные практические чтения исследовательского сообщества «Альфа» «Юниор»



Секция: русский язык



Исследовательский проект

Сладкая орфография


















МКОУ «Прогимназия № 13 г.Майского»

Пирогова Марина, Сергеева Маргарита, учащиеся 2 «Б» класса Руководитель: Кузнецова С.В.








г. Майский,

2022 год



Оглавление


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

ИНФОРМАЦИОННО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП

1.1.История создания фантика

1.2.Познавательная роль фантика1.3.Русский язык на обертках конфет1.4.Что такое орфограмма

Перечень орфографических правил и орфограммОрфографический диктантРезультаты орфографического диктанта

ТВОРЧЕСКИЙ ЭТАП

Заключение

Список используемой литературы

Приложения



















Но внутри я, как и прежде:
Карамельна, шоколадна,
И сгущённа, мармеладна.
И с изюмом, и с орешком,
Вместе с кремом, вперемешку...
Во всём мире знают дети,
Нет вкусней меня на свете!
Разверните, посмотрите,
И сразу в рот меня кладите.
Тут уж точно нет секрета.
Как зовут меня?

ВВЕДЕНИЕ

Однажды на классном часе мы говорили о правильном питании, и речь зашла о конфетах - вредны ли они или нет? Затем мы решили побывать в роли дизайнеров и создать свои конфеты.(т.е. фантики). Придумывая названия для своих полезных конфет и посмотрев на перемене фантики одноклассников, учитель заметил, что почти все ученики нашего класса допустили орфографические ошибки в названиях конфет. Это натолкнуло нас на мысль: «А можно ли с помощью уже существующих фантиков повышать грамотность письма? Можно ли вообще на фантиках найти орфограммы русского языка?».

В наше время трудно представить конфету без фантика. Фантики для конфет - как одежда для людей: они защищают и украшают конфету. Художники каждый год придумывают для конфет яркие и интересные упаковки. Но оказывается, фантики могут напомнить правила русского языка. Разглядывая яркие блестящие конфетные обёртки, мы подумали, что если использовать названия конфет, то можно сделать уроки русского языка интересными. Не секрет, что многие школьники так и не осваивают навык грамотного письма. Чтобы мы лучше запомнили орфограммы, нам задают учить правила, запоминать рифмованные стихи о разных орфограммах, многократно прописывать слова с орфограммами, но во время диктанта почему-то все это вылетает из головы. Многие учителя отмечают, что правила дети знают, но на практике применить их не всегда могут. А что, если соединить обучение с практикой и изучать орфограммы по фантикам.

Тема нашего исследования выбрана неслучайно. Ведь значение орфографической грамотности очень велико. Грамотное письмо берёт свое начало от умения замечать орфограммы, «видеть» их в окружающей нас письменной речи. Это орфографическая зоркость.

Тема проекта:

Сладкая орфография.

Актуальность:Актуальность исследования заключается в том, что орфографическая зоркость приобретается как раз в период начальной школы. Все дети очень любят конфеты, так почему бы не совместить приятное с полезным: развивать орфографическую зоркость, находя орфограммы русского языка на фантиках от конфет?

Нет, наверное, ни одного человека, который не хотел бы, чтобы его считали грамотным и образованным. Хотя ни для кого не сектрет, что в последнее время грамотных людей становится все меньше и меньше. Поэтому проблема грамотного письма в наши дни является актуальной.

И мы поддерживаем мнение многих людей о том, что орфографическая грамотность берет свое начало в период обучения в начальной школе.

Цель проекта:

Доказать, что конфетные обертки являются хорошими помощниками в изучении орфограмм русского языка.

Задачи проекта:

1.Повторить правила правописания, изучаемые в начальной школе.

2.Найти орфограммы в фантиках от кондитерских изделий.

3.Оформить «Сладкий словарь» для учащихся начальных классов.

Объект исследования: конфетные обертки (фантики).

Предмет исследования: орфограммы русского языка, изучаемые в начальной школе.

Гипотеза: в названиях конфет можно обнаружить орфограммы, изучаемые на уроках русского языка в начальной школе.

Результат: «Сладкий словарь» для учащихся начальной школы.

Методыисследования:

Наблюдение;

Анкетирование;

Метод анализа данных;

Методы арифметической и математической обработки информации.

Нашеисследованиесостоитиздвухчастей. В первойчастимы узнали историю создания фантика, находилиорфограммы в словах - названияхконфет и распределялиихнагруппы, а вовторой - выясняли, обращаютлиребятавниманиенаправописаниеэтихслов и многолиошибокдопускают в ихнаписании.

В исследованииучаствовало33ученика нашего класса.

Этапы работы:

  1. Подготовительный этап.

  2. Информационно-исследовательский этап.

  3. Творческий этап.

  4. Заключительный этап.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Цель: собрать обертки от кондитерских изделий.

После того, как мы определились с темой работы, нам нужно было собрать коллекцию фантиков. В этом нам помогали родители, друзья, одноклассники. Одноклассников тоже очень заинтересовала идея сбора фантиков. Дело было перед Новым годом, и мы все с радостью включились в дело.

Было собрано более 300 оберток.

ИНФОРМАЦИОННО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙЭТАП

Цель: классификация и систематизация собранного материала.

По статистике, в России ежегодно выпускают более одного миллиона тонн конфет. Представьте, сколько в нашей стране существует названий конфет!
Начиная работу над данным исследованием, нас заинтересовал вопрос: а как появилось лакомство, которое мы все так любим и называем конфетами?Мы узнали, что более 3 тысяч лет назад древние египтяне случайно смешали мёд, инжир и орехи – так и появились первые конфеты.

На Востоке делали конфеты из миндаля и фиги, т. к. не было сахара, а в Древнем Риме конфеты варили из орехов с мёдом, маком и кунжутом, и даже иногда перчили, получалось что-то вроде нуги. А ещё есть мнение, что именно арабы впервые стали варить сахар для получения кондитерских изделий.

В Древней Руси было тоже что-то похожее на конфеты, сваренное из кленового сиропа, патоки и мёда.

В наше время существует великое множество сортов конфет, разного вкуса и формы, у каждого есть свои любимые.

Оказывается, наш любимый чупа-чупс – конфета-космонавт. В 1995 году космонавтам на станцию Мир послали не какие-нибудь конфеты, ачупа-чупс.

Конфета от латинского confectum – «изготовлено». Аптекари использовали этот термин в 16 веке, называя этим словом засахаренные или переработанные в варенье фрукты, которые использовались в лечебных целях.

А шоколадные конфеты придумал в 1857 году аптекарь Джон Нойхауз, живший в Брюсселе. Он изобретал средство от кашля и случайно получил продукт, который мы сегодня называем шоколадными конфетами. Золотистые обёртки для них придумала его жена. А в 1912 году (100 лет назад!) его сын ввёл конфеты в продажу.

Одной из самых светских конфет является «Птичье молоко», главный ингредиент начинки – агар-агар, вещество, которое добывается из морских водорослей.

Самыми романтичными конфетамипо мнению немецких психологов являются конфеты с клубничной начинкой.

Мы выяснили, что, по исследованиям психологов, решительные люди предпочитают вишнёвую начинку, застенчивые – ореховую, а творческие – кокосовую.

Самые известные конфеты – пралине. Они были изготовлены в 1663 году специально для французского посла в Германии. Они бьют рекорды по продажам в Германии и Швейцарии до сих пор.

А в наше время, главным ингредиентом для изготовления конфет является, конечно же, сахар – тростниковый или свекольный, смешанный с кукурузным сиропом, кукурузным сахаром, мятой, мёдом, мелиссой или кленовым сахаром. После этого добавляют шоколад, фрукты, орехи, яйца, молоко и молочные продукты, ванилин, красители. Запахи берут из натуральных источников, например, ванилин, лимон, мята, и искусственным путём.Вот такие интересные факты о конфетах удалось выяснить.Мы уже знакомы со многими орфограммами, и, как выяснилось, орфограммы русского языка повсюду, а особенно часто мы встречаем их на фантиках конфет, разных упаковках. Оказалось, очень увлекательно и полезно отыскивать орфограммы и изучать их. А ещё встречались незнакомые слова, значение которых надо было смотреть в толковом словаре. И фантики все такие яркие и красивые! На многих фантиках в названиях конфет можно найти не одну орфограмму, а две, и даже несколько.Орфограмма - от греч.орфо - «правильный» и грамма – «буква, запись». Многие школьники знают такое определение орфограммы - это опасное место в слове, которое прежде, чем написать, необходимо проверить. Чтобы ученики лучше запомнили орфограммы, им задают учить правила, запоминать рифмованные стихи о разных орфограммах, многократно прописывать слова с орфограммами, но во время диктанта почему-то все это вылетает из головы, и …вот она – «двойка». Многие педагоги отмечают, что знания дети имеют, но на практике применить их не всегда могут. А что, если соединить обучение с практикой, и изучать орфограммы… по фантикам.


    1. История создания фантика

Заворачиватьконфеты в бумажныеоберткиначалидовольнодавно. Первыедвуслойные, изфольги и бумаги, оберткидляконфетпоявились в 1850 году. СерьезныйтолчокэтомуделудалвеликийамериканскийизобретательТомасЭдисон. Эдисон — удивительныйчеловек, в 1872 годуЭдисонпридумалпарафинированнуюбумагу, служившуюпервойоберткойдляконфет. Эх, еслибынеон, какбымысейчасхранилисладости?..Модунаупаковкусвоихизделий в бумажныефантикироссийскиекондитерыподхватилидовольнобыстро - в концепозапрошлоговека. Надразработкойдизайнакондитерскихупаковок в Россииработалитакиеизвестныехудожники, какВаснецов, Билибин, Бенуа, Врубель, Андреев и многиедругие, чтоделалоихнастоящимипроизведениямиприкладногоискусства. Толькопонятоэтобылодостаточнопоздно.

Слово « фантик», уменьшительно-разговорное, произошлоот «фант», заимствованного в немецкомязыке. Pfandозначает «залог».

Фантикидляконфет (а тогдаихназывали «конфетныебилетцы») и шоколадныхплиток в Россиибылиоченькрасивыми и разрабатывались с неменьшимтщанием, чемтеатральныеафиши. Каждаяупаковочнаякоробочка, бумажнаяэтикеткаилиоберткастановиласьнастоящимшедевром. Была, например, серияконфет «Загадка»: покупателюпредлагалосьотгадатьнесложнуюзагадку, напечатаннуюнаконфетномфантике. Существовалиобертки «образовательные» - с таблицейумноженияилиазбукой, и развлекательные - с пословицами, поговорками, частушками, гороскопами, гаданием и пожеланиями. Покупателидолгиегодыхранилипустыекоробкииз-подконфет и красивыефантики.

Фантикдляконфеты – этоеёвизитнаякарточка. Понемуможноузнать, какназываетсяконфета, изчегосделана и откуда к намприехала.

Узнаем, кактолкуетсязначениеданногослова в разныхсловарях.

В народнойэнциклопедии «Википедия» говорится, что "фа́нтик" (отслова «фант») — этонародноеназваниеоберткиконфетной, котораяслужитдлязаворачиванияконфет и другойкондитерскойпродукции (карамель, ирис, жевательнаярезинка). Материаломслужитбумага, полимер (обычнофольгированный), фольга. Кромеосновногопредназначения в качествеупаковки, являетсятакжеобъектомколлекционирования и дляигры в «фантики», котораябылапопулярнасредидетей в дореволюционное и советскоевремя.

А воткактолкуетсязначениеслова в толковыхсловаряхОжегова, Ефремовой и Кузнецова:

Фантик (ПословарюОжегова) – конфетнаяоберткакакпредметигры.

Фантик (ПословарюЕфремовой) – 1) конфетнаяобертка.

2) особымобразомсвернутаяконфетнаяоберткакакэлементигры в фантики. разг.

3) уменьш. к сущ.:фант.

Фантик(ТолковыйсловарьрусскогоязыкаКузнецова)—

1. Уменьш. ласк. к Фант (1 зн.).

2. Цветнаяобёрткаконфеты.

Для того чтобы составить «Сладкий словарь», мы должны были найти ответы на следующие вопросы:

Что такое орфограмма?

Какие правила правописания изучают в начальной школе на уроках русского языка?

Какие орфограммы можно встретить в обертках от кондитерских изделий?

    1. Познавательная роль фантика

«Географические» фантики, например: «Озеро Рица», «Кара-кумы», «Кавказ», «Венеция»

Народы земного шара, например :«Мексиканка», «Перс», «Тунгуз», «Китаянка», «Африканка», «Славянка»

Животный мир,например: «Ешкина коровка», «Корова Жемка», «Тузик», «Зайка», «Верблюжонок», «Фламинго», «Коровка», «Умка», «Белочка»

Растительный мир, например: «Резеда», «Гвоздика», «Магнолия», 2Герберы для Леры», «Василѐк», «Ромашка», «Одуванчик», «Орешек», «Слива», «Малинка», «Алина-Малина».

Тема искусства, например: «Ария», «Театральная», «Премьера», «Балет»,

«Бенефис», «Рапсодия», «Баядерка».

Сказки, например: «Терем-теремок», «Кот в сапогах», «Красная шапочка»,

«Буратино», «Синяя борода», «Чародейка», «Жар- птица».

Фамилии писателей, имена литературных героев и названия

произведений:«Гоголь», «Горький», «Шекспир», «Конан Дойл», «Дон – Жуан», «Отелло», «Гулливер», «Песни Абая»

Русский язык на обертках конфет

Наименования конфет (фантики) можно рассматривать при изучении

следующих разделов наук о языке:

•Лексика

•Синтаксис

•Словообразование

•Морфология

•Орфография

также можно классифицировать по структуре (составу),

по лексическому значению и морфологическим признакам

по способам образования и синтаксической функции.

    1. Что такое орфограмма

Орфограмма (отгречorthos – «правильный» и gramma – «письмо») – этонаписание в слове, котороеопределяетсяправиламиорфографии. Орфограммымогутсодержаться в любыхчастяхслова, междучастямисловаилидажемеждусловами.
Многиеученые-методистыпо-разномудаютопределениеслову «орфограмма». Например, М.Р. Львов: «Орфограмма – этотабуква, тачастьсловаилитекста, гдевозникаетопасностьошибки, этонаписание, требующеепроверки». Д.Э. Розенталь: «Орфограмма – этонаписание, соответствующееправиламорфографии, требующеепримененияэтихправил». М.Т. Баранов: «Орфограмма – этотоилииноенаписание в словеилимеждусловами, котороеможетбытьизображеноразнымиграфическимизнаками, ноизкоторыхтолькоодинможетбытьпринятзаправильный».

Орфограмма - отгреч. орфо - «правильный» и грамма – «буква, запись».

В нашем учебнике русского языка В.П. Канакинойпонятие «орфограмма» вводится и говорится, что «орфограммы» – этобуквы, которыепишутся в словахпоправилам, и помереизучениятогоилииногоправилауказываетсяназваниеорфограммы, и мы ориентируемся на это определение орфограммы.

Орфограмма- этонаписаниеслова, соответствующееопределеннымправилам.

Многиешкольникизнаюттакоеопределениеорфограммы - этоопасноеместо в слове, котороепрежде, чемнаписать, необходимопроверить.

Чтобыученикилучшезапомнилиорфограммы, имзадаютучитьправила, запоминатьрифмованныестихи о разныхорфограммах, многократнопрописыватьслова с орфограммами, нововремядиктантапочему-товсеэтовылетаетизголовы, и ….вотона – «двойка». Многиепедагогиотмечают, чтознаниядетиимеют, нонапрактикеприменитьихневсегдамогут. А что, еслисоединитьобучение с практикой, и изучатьорфограммы… пофантикам.

Исследование 1.

Цель: изучить материалы учебников русского языка с 1 по 2 класс, составить перечень орфограмм.

Вывод: изучив материалы учебников, мы выяснили, какие орфографические правила изучают в начальной школе, и составили перечень орфограмм.

ПЕРЕЧЕНЬ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ПРАВИЛ И ОРФОГРАММ

Заглавная буква в именах собственных;

Правописание гласных после шипящих;

Сочетания чк, чн;

Непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова);

Правописание проверяемых безударных гласных в корнях слов;

Правописание звонких и глухих согласных в корнях слов;

Правописание непроизносимых согласных;

Правописание разделительного твердого и мягкого знака в словах;

Буквы и, ы после ц в разных частях слова

Чтобы выяснить какие орфограммы «спрятались» в обертках от конфет, нам нужно было их исследовать и классифицировать.

Исследование 2.

Цель: проанализировать названия кондитерских изделий и выяснить, какая орфограмма «спряталась».

Вывод:нами было исследовано 125 фантиков от конфет. Проанализировав названия некоторых кондитерских изделий, мыобнаружили в них следующие орфограммы: (Приложение 1)

Данная диаграмма отражает классификацию оберток по названиям орфограмм и их количество.

Вывод: в ходе исследования было выявлено, что наибольшее количество названий конфет приходится на орфограмму «Заглавная буква в именах собственных», а наименьшее – «Правописание непроизносимых согласных» и «Правописание разделительного твердого и мягкого знака в словах».

В названиях конфет, которые мы исследовали, нам встретились незнакомые слова, мы обратилась к информационным источникам, чтобы узнать, что они означают.

Дюшес (груша) — сорт груши

Вариация (от лат. variatio — изменение, перемена) - разновидность чего-либо, небольшое изменение или отклонение

Крокант - это оригинальная посыпка для кондитерских изделий

Премьера - означает «первый показ», «первое представление». Слово чаще всего применяется к театру или кино.

Исследование 3.

Следующий этап работы заключался в проведение с учащимися класса орфографического диктанта для того, чтобы исследовать правописания орфограмм. В диктант были включены слова-названия конфет с орфограммами.

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ (Приложение 2)

Также было проведено среди одноклассников анкетирование. Им нужно было ответить на 4 вопроса. (Приложение 3)

Данный опрос помог выявить, кто из учащихся обращает на название кондитерских изделий, а кто - нет.

Диаграмма отражает результаты опроса.




Результаты орфографического диктанта


Без ошибок

1 ошибка

2 ошибки

3 и более ошибок

Обращают внимание на правописание названий конфет

9

5

1

-

Не обращают внимание на правописание названий конфет

5

9

3

2


Вывод: анализ результатов опроса и орфографического диктанта показал, что учащиеся, которые обращают внимание на правописания названий конфет, справились с работой лучше.

ТВОРЧЕСКИЙ ЭТАП

Цель: оформить «Сладкий словарь» для учащихся начальных классов, и подобрать интересные задания, для отработки навыка правильного написания орфограмм.

Каждый ученик должен уметь видеть орфограмму в слове, тогда он научится грамотно писать слова.

Для этого мы решили создать «Сладкий словарь» для друзей – одноклассников.

Он состоит из нескольких страниц. На каждой страницы «живут» обертки от конфет, названия которых объединены орфографическим правилом. Чтобы ребятам легче было запоминать правила написания слов, мы подобрала рифмовки и составила модели к каждому правилу (Приложение).

Заключение

В даннойработенамибылопроведеноисследование, котороесостоитиздвухчастей. В первойчастивыявилиорфограммы в словах-названияхконфет и разделилиихнагруппы. Самымираспространённымиорфограммамиоказались « Непроверяемаябезударнаягласная в корне», «Собственныеименасуществительные», «Проверяемая безударная гласная в корне», «Буквосочетания ЧК, ЧН, НЧ».

Во второй части через анкетирование выяснили, что не все учащиеся обращают внимание на правописание этих слов.

Результаты анкетирования и орфографического диктанта, проводившиеся среди учеников, позволили сделать вывод: учащиеся, которые не обращают внимание на правописание слов – названий конфет, на письме допускают много ошибок.

Таким образом, выдвинутая гипотеза подтверждена исследованием.

Мы подобрали и проанализировали фантики от конфет, с позиции использования их на уроке русского языка в качестве дидактического материала при изучении орфографии и выяснили, что во многих названиях конфет есть различные орфограммы. Мы сгруппировали названия по орфографическим правилам, выделив в них орфограммы, и считаем, что этот материал вполне можно использовать на уроке для повторения или при изучении нового материала.

Данная работа дала нам возможность углубить и приобрести знания в области русского языка, проявить творческие способности и развила интерес.


Фантик, хоть он и бумажный

Все же очень-очень важный!

Ведь без фантиков конфет

Не бывает вкусных, нет!

Очень вас прошу, смотрите

Фантиками не сорите!













ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Название орфограммы

Название кондитерских изделий

Правописание проверяемых безударных гласных в корнях слов

Морские (море) чудеса (чудесный),

Южный вечер (вечерний), весёлый

( весело) друг, украшение (украсить), колосок (колос, колосья), снежок (снег), вечер (вечерний), река

( реки) молока (молочный), весёлым детишкам (детям), огни (огненный) Москвы, лесной (лес) олень, молодёжные (молодость, молоденький),

Правописание гласных после шипящих в устойчивых сочетаниях: жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Чудо, Морские чудеса, причал, маленькое чудо, чаровница, ореховая роща, барбарисовое чудо,

Непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова);


Апельсин, экипаж, аромат резеды, корова Мушка, Алина малина, райское яблоко, молоко, ореховая роща, ананас Денисович, лимонная

Сочетания чк, чн, чт


Облачко, клубничка, весёлые человечки, молочная капля, гадалочка, лисичка, ласточка, Морозочка, рачки, мечталки, халвичная, красная шапочка, восточная мудрость,

Правописание непроизносимых согласных

Буревестник (известие)

Правописание соеденительных гласных -О, -Е в сложных словах

Мореход,Буревестник ,сладонежная картошка,

Наташка первоклашка

Правописание звонких и глухих согласных в корнях слов

Грильяж,Весёлый друг (подруга), сказки (сказочка) детства (дети), арбуз (арбузы), экипаж, сладкая (сладенькая) капля, премьерный показ(показывать)

Буквы и, ы после ц в разных частях слова

Цитрон,Венецианские,(экипажи), цифра

Заглавная буква в именах собственных

Аленкавгеша, Лёвушка, корова Мушка, Харитоша, барбариски для Лариски,

Алина малина, Алёнка, Морозочка, бегемотикБонди, Венецианские тайны, Муркины забавы, ананас Денисович, Эли, Нерпёнок, Джумка, пралинадМилан, пралинадЛондон, Волгоградская птаха, Милана, пралинадМосква, Наташка первоклашка, сладости Барби, сказки Пушкина, Нямик, вишня Владимировна, огни Москвы,плотник Вася, кочегар Петя, папа Коля, колхозница Глаша,

Правописание разделительного мягкого знака в словах

Грильяж, премьера, итальянка, премьерный показ


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

Аленка, Наташкино счастье, Колосок, морские чудеса, украшение, экипаж, буревестник, чаровница, лесной олень, райское яблоко, ананас Денисович, восточная мудрость, сказки детства.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

АНКЕТА

1. Любите ли вы конфеты?

2. Обращаете ли вы внимание на оформление фантика?

2. Обращаете ли вы внимание на названия конфет?

4. Обращаете ли вы внимание на правописание названий конфет?


Классификация оберток по названиям орфограмм и их количество





СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Большой толковый словарь русского языка под редакцией С.А. Кузнецова. Издательство: Норинт, 2009г

    2. Большой энциклопедический словарь

    3. Канакина В.П. Русский язык. 1-4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Посвещение, 2015 г.

    4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка

    5. Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    6. Универсальный школьный словарь младшего школьника 5 в 1. ЭКСМО-Пресс, 2017г

  1. https://ru.wikipedia.org/










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!