СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект «Традиционная народная кукла русского севера»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интерес к народному творчеству позволяет проникнуть  в историю своего народа. Куклы, созданные своими руками, отражают душу народа.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект «Традиционная народная кукла русского севера»»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №167

Центрального района Санкт-Петербурга

(ГБОУ школа № 167 Санкт-Петербурга)







Исследовательский проект


«Традиционная народная кукла русского севера»










Автор:

Степанова Татьяна Кронидовна,

педагог доп. образования,

ГБОУ школа №167





















Санкт-Петербург 2021г.


«Традиционная народная кукла русского севера» Актуальность проблемы исследования В современном кукольном мире традиционная кукла – явление особенное. Если её, например, сравнить с авторской, то главное отличие в том, что авторская кукла отражает внутренний мир, чувства и интересы отдельного человека, а традиционная народная отражает душу всего народа. Центральное место в игре детей занимает кукла, так как позволяет понять и пережить разные жизненные ситуации, она рукотворна, доступна, связана с внутренним миром ребёнка. Кукла не всегда была игрушкой. В старину на Руси кукла являлась элементом крестьянского быта и атрибутом традиционных национальных обрядов, заключала в себе память народа. Сегодня интерес к народному творчеству необычайно велик: многие родители хотят увлечь своих детей традиционной русской куклой как альтернативой, например, китайской промышленной. Каждая кукла, созданная руками, индивидуальна в своем роде. У нее  своя история и свой неповторимый образ. После окончания 4 класса мы побывали на экскурсии в Архангельске, где в музеях увидели много интересного: это и старинную одежду, и вышивку, и украшения, и прялки с орнаментами, и самое интересное – это куклы. По возвращении в Санкт-Петербург мы стали собирать материал о куклах. Народная кукла – игрушка, бытовавшая на Севере с древних времен. Кукла являлась элементом народного быта и атрибутом традиционных национальных обрядов. Являясь частью культуры всего человечества, северная кукла сохраняет в своём облике самобытность и элементы поморского костюма. В этом главная ценность поморской народной куклы. Знакомство с традиционными северными куклами позволяет познакомиться с культурой русского народа севера.


Цель нашего исследования - теоретическое изучение роли северной народной куклы в русских обрядовых традициях.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть появление северной куклы в историческом аспекте.

  2. Изучить виды русских северных тряпичных кукол.

  3. Изучить технологию изготовления кукол.

  4. На основе теоретического исследования изготовить куклу-закрутку.

1. Из истории появления северных кукол

На Терском берегу с древних языческих времен бытовали деревянные игрушки-бобушки: конь, птица, кукла-панка.

Слово кукла означает - фигура, воспроизводящая человека в полный рост (словарь С. И. Ожегова).

Панка одна из редких деревянных обрядовых кукол, распространенных на севере России. Их название произошло от ненецкого слова «панг» — ствол, корень. Внешне это условные куклы, сделанные с помощью топора из деревянных чурок. Само создание этой фигуры — магический обряд. Каждая такая кукла должна быть создана пятьюдесятью двумя ударами резца – по количеству недель в году. Каждый удар резца сопровождается особым заговором, заклинанием. Глаза намечались с помощью раскаленного гвоздя, лицо прорабатывалось острым ножом.

Первоначально они были идолами богов северных народов, куклами-оберегами, и лишь спустя столетия дошли до нас как детские и сувенирные куклы.

В северных русских деревнях панка сохранилась до начала XX века уже как детская игровая кукла. Известны мезенские и поморские куклы-панки.

Изначально наши предки делали кукол как обереги, как ритуальные и обрядовые символы из природных материалов, которые приносились из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес – это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полена, являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полена, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов.

Позже появилась традиционная тряпичная безликая кукла. Лицо не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Согласно поверью, безликая кукла не сможет стать чьим-либо двойником и, следовательно, никогда не причинит вред человеку. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

Люди верили, что куклы способны оберегать от зла, принимать на себя болезни и несчастья, помогать собрать хороший урожай, вести хозяйство. Кукла сопровождала человека на протяжении всей его жизни и участвовала в магических заклинаниях.

Верили, что игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой).

С пяти-шести лет дети начинали сами делать кукол. Делали игрушки и взрослые, относясь к этому серьезно и с душой.

В первой половине XIX в. в Архангельской губернии кукол изготовляли по случаю предстоящей свадьбы. Их шила мать невесты. До свадьбы молодые не должны были видеть приготовленных для них кукол.

Раньше к любому празднику в семье мастерили куклу, в которую вкладывалась частица души. Поэтому выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Их бережно хранили в сундуках.





























2. Какие бывают куклы

На северной земле было большое многообразие куколок: около 90 видов. Названия кукол очень просты. Люди, что видели, что делали - так и называли.

В каждой губернии свои куклы, как и свои костюмы, песни, заговоры.

Архангельская «люлька-лапоть» - тряпочный младенец в берестяной колыбели - лапоточке. Вепские - карельские - игрушки - это большегрудые бабы с поднятыми в эмоциональном жесте руками. Олонецкие «курочки» - мужские и женские куклы на деревянных ногах, похожих на куриные лапы. Не счесть ярких свадебных игрушек, пестрящих разноцветными лоскутами. Ими не играли, а благословляли молодых.

Традиционно такие куклы делятся на три группы: игровые, обрядовые и обереги.

В поморских краях среди игровых кукол самые популярные – «Люлька-лапоть», Закрутка и куклы - Архангельские крестьяне. Девочки-подростки делали таких кукол себе, младшим сестренкам и братишкам, одевали их по своему вкусу. Делали это с большим старанием, так как старшие женщины в семье поглядывали, как умело и аккуратно девочка делает одежду для куклы. Куклы-крестьяне в разных районах Архангельской области обряжались по-разному: одежда кукол и элементы вышивки на ней соответствовала народному костюму взрослого жителя Вельского, или Холмогорского, или Пинежского районов. По мастерству изготовления кукольной одежды судили о готовности девочки к обучению настоящему ремеслу.

К обрядовым куклам поморов относится Масленица, Веснянки, Параскева-Пятница, Рябинка, Капустка, Кубышка, Желанница и др.

Масленица – большущая полутораметровая кукла из дерева и соломы, обязательно ряженая в текстильные одежды. Ее делали в конце зимы во время масленичной недели и сжигали сразу после изготовления. Сгорая, кукла превращала в золу и пепел весь тот духовный негатив, что накопился у людей за долгую зиму.

В северных областях России было принято 10 ноября изготовлять куклу – Параскеву. Это один из самых сильных символов. Богиня рода и судьбы и всего, что связано с их укреплением и благополучием. Также это хранительница рукоделия, главная женская помощница. Ее одевали в народный костюм, а руки украшали ленточками, кружевами, привязывали небольшие орудия труда – игольницы, ножнички, пяльца. Рук у такой куклы могло быть до 16.

Куклы – веснянки (Мартинички)– нитяная пара куколок белого (зимнего) и красного (летнего) цветов. Использовались в обряде закликания весны. Мартинички вывешивались на ветвях деревьев, чтобы привлечь-приблизить наступление теплого сезона. Куклы – веснянки, в виде двух фигурок, перевязанных ленточкой, дополняют символику этого праздника.

Кукла – Рябинка. Символ женской мудрости, материнства, домашнего очага. Сделанная на крестовине из рябины, кукла обладает магическими свойствами, такими, как снятие порчи от сглаза, защита от энергий мёртвого мира. Кукла вешается напротив или возле входных дверей и, подобно воину, не пропускает в дом ничего негативного. Кукла охраняет истинную любовь от несчастий и неприятностей, она сильнейший оберег семейного счастья в доме.
Делали Рябинку, когда созревали плоды одноименного дерева.

Кукол-Капусток мастерили барышни на выданье и выставляли в окнах или брали с собой на посиделки, сигнализируя о готовности к браку – это символ женской зрелости. Также Капустка притягивала к дому самых завидных женихов. Её делали красивой да нарядной.

Куклу-Кубышку с копеечками в тельце-мешочке дарили на Рождество. Считалось, что она притягивает в дом богатство. В Кубышку складывали не только деньги, но и набивали ее душистыми травами. Помнешь-потрогаешь такую кукольную толстушку-травницу, и разольется по избе лесной аромат.

Кукла – Желанница была у каждой девушки. Показывать ее никому не следовало. Загадаешь желание, пришьешь в подарок на платьице кукле бусинку или пуговку и зеркальце поднесешь к личику: «Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни». А потом спрячешь свою подруженьку в укромное местечко до поры. Верили, что все, что попросишь, исполнялось.

Куклы – обереги: Северная берегиня, Зольная кукла, Вепсская кукла, Любава, Акань и др.

Кукла Северная берегиня - эта куколка распространена в северных районах и еще этот оберег ставился в северной части избы. Она защищала всю семью от ссор, бед и невзгод. Берегиня с широко раскинутыми руками-крыльями также подвешивалась в изголовье кровати (или же помещалась где-то в избе, выше уровня человеческих голов).

Зольная кукла. Самые первые куклы делались из золы домашнего очага. Мешочек наполняли золой из очага и одевали бабушкой. Зольная кукла передавалась от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла была оберегом: оберегала хозяйку, дом, очаг. При переезде на новое место эту куклу обязательно брали с собой, для того, чтобы на новом месте снова был очаг, уют, дом.

Вепсская кукла (Кормилка, Рванка). Еще одна кукла, которая сопровождала ребенка с самого детства. Делалась она из старых вещей матери, причем без использования ножниц и иглы. Для того, чтобы жизнь ребенка была не "резаная и не колотая". До рождения малыша, чтобы согреть колыбельку, в нее клали эту куклу. А после рождения кукла висела над колыбелькой и охраняла малыша от порчи. Когда ребенок подрастал, он с ней играл. Считалось, что кукла приносит в дом достаток.

Покровительница женского счастья Любава – это домашний оберег. В ее руках – два мешочка. В каждый из мещочков можно было положить что-то, что будет символизировать желание: денежку, зерно и др.

Акань – кукла угорских народов, головку которой заменяет клюв водоплавающей птицы с при­легающей к нему шкуркой; на нее нашивались полоски из сукна, сверху надевалась меховая одежда, имитирующая взрослую. Считается, что кукла оберегает жилище, ей даётся имя по названию одного из языческих богов хранителя семьи. Проводятся специальные обряды, кукла помещается на чердак дома, куда приносят подношения (тряпочки, монеты) в значительный для семьи день.

Вот такие были куклы. Все они несли в себе магическое действие. Эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколения. Куклы хранились в сундуках и дарились в день свадьбы.

Традиционная северная тряпичная кукла не устаревает. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством приобщения к народному культурному опыту поморов.












3. Изготовление куклы

Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок ткани, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов.

Для изготовления куколки предпочтительней использовать традиционные цвета с особенной смысловой нагрузкой. Например, красный символизирует жизнь и плодородие; белый – чистоту, порядок.

Обязательно приделывали косу и ленту в нее вплетали, если шили девку, а если бабу, то две косы. Наряжали красиво, фартук повяжут и поясок поверх рубахи, яркий платок на голову. Кукол мастерили из подручного материала: из оставшейся соломы, мха, бересты, полешек, щепок, обрезков ткани, из шишек, веточек, свертывали из листьев, цветов; из крапивы даже пряли нитки на кукольное приданое. В крестьянском доме ничего не пропадало, и каждый лоскуток шел в дело.

Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому тряпочки и нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать. Детали кукол не сшивали, а связывали между собой, приматывали друг к дружке. При этом формулировали желания, напевали, приговаривали или читали молитвы (и только в редких специальных случаях хранили полное безмолвие).

Не делали кукол в праздничные и выходные дни, а также ночью, и – по средам и пятницам. Считалось, что в это время с текстилем (нитками, пряжей, холстами) «работают» духи и нечистая сила. Отсюда и положительная энергетика, которую мы, глядя на результат, неосознанно чувствуем даже сегодня. Отсюда ощущение уюта, спокойствия и тепла.

Еще одна интересная особенность – изготовление обрядово-обережных кукол в один прием, не откладывая начатый процесс ни «на завтра», ни «на потом». Причиной тому старинная примета: дело, сделанное во второй раз, перечеркивает то, что было сделано в первый.

Самую первую обрядово-обережную куклу, сделанную своими руками, дарить или отдавать не принято – плохая примета.






4.Заключение

Традиционная северная кукла играла большую воспитательную роль в крестьянской семье. Родители трудились с утра до вечера и детьми занимались мало. Вместо себя оставляли «заместителей» в виде игрушек.

Кукла - знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю северной культуры, историю поморского народа, отражая их движение и развитие.

Исследуя роль народной куклы, мы познакомились с историей возникновения многообразия кукол в русском быту поморов и особенностях их изготовления.

Весь процесс создания куклы был для нас очень увлекательным и познавательным. Прикоснувшись к народному культурному опыту, мы почувствовали необходимость сохранения самобытных и уникальных национальных традиций. Нам, гражданам Российской Федерации, нельзя забывать, что мы – русский народ, народ великий и мудрый. А величие и мудрость нашего народа в его корнях и традициях.























Литература

  1. Забылин М. «Русский народ». – М., 1992.

  2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- 4-е изд., доп.- М., 2003.

  3. Русские обрядовые куклы: [Электронный ресурс] //club.osinka. –2008.

  4. Энциклопедия «Я познаю мир – праздники народов мира». – М., 2004.

  5. www.krupenichka.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!