Администрация Волжского района муниципального образования
« Город Саратов»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«средняя общеобразовательная школа № 11»
МОУ «СОШ №11»
410038,1 Соколовогорский пр-д, 1, зд. 2А, тел. 75-13-55, 75-11-37 факс (8452)75-55;
e-mail:[email protected]
Исследовательский проект «Удивительная соль»
для детей старшего дошкольного возраста
Разработала: воспитатель
Котляренко М. Г.
2020-2021 учебный год
Исследовательский проект «Удивительная соль» для детей старшего дошкольного возраста
Участники проекта:
Дети старшей группы «Смешарики», воспитатель.
Руководитель:
Котляренко Мария Геннадьевна
Цель проекта:
Создание условий для формирования у детей готовности самостоятельно изучать окружающий мир, решать задачи в процессе поисковой деятельности. Познакомить их с необычными свойствами соли, как она попадает к нам на стол. Выяснить области применения соли.
Задачи:
Вызвать интерес к исследованию соли, её свойств и качеств.
Исследовать свойства соли опытным путём.
Расширить представления о добыче соли.
Развивать у детей стремление к поисково-познавательной деятельности.
Развивать мыслительную активность и творческие способности детей.
Развивать любознательность, уверенность в своих силах.
Актуальность.
Ребёнок по своей натуре исследователь. Любознательность и стремление к экспериментированию с успехом проявляется в поисковой деятельности. Один из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – метод проектирования. Главное достоинство метода проектирования заключается в том, что детям предоставляется возможность самостоятельно или с небольшой помощью взрослых установить представления о различных сторонах изучаемого объекта.
Почему соль? Интересное и необычное всегда рядом, не требует особых усилий и затрат. Соль, которая есть на каждом столе, в каждом доме, известна и знакомая, непознанная и таинственная.
Гипотеза.
При исследовании соли, расширить знания о ней не только как о веществе, необходимом для жизни человека, но и об интересном материале для проведения различных опытов, наблюдений и применении в детском творчестве.
Вид проекта:
Краткосрочный, исследовательский, познавательный, творческий.
Ожидаемый результат:
Расширить знания о соли, её основных признаках, свойствах, местах добычи, об использовании человеком.
Формирование знаний, навыков экспериментирования, повышение уровня усвоения программного материала.
Пополнении предметно-развивающей среды: обогащение опытно-экспериментальной лаборатории, создание картотеки опытов, загадок, пословиц о соли.
Развитие наблюдательности, внимания, умения сравнивать.
План реализации проекта.
1 этап - подготовительный:
Подбор бесед о соли.
Цель: Содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности.
Подбор познавательной, научной и методической литературы.
Собрать как можно больше сведений о соли из разных источников информации.
Цель: Анализ литературы для организации осуществления исследования.
Подбор художественных произведений (Сказки, рассказы, пословицы, поговорки, загадки о соли).
Подбор опытов и экспериментов с солью.
Цель: Пробудить у детей интерес к естественно - научным экспериментам по изучению полезного ископаемого – соли и определению ее основных свойств.
Подбор консультаций для родителей.
2 этап – технологический:
- «Что такое соль и где она используется?».
- «Белое золото земли».
- Рисование акварелью по соли.
- Сказка про белую соль (Познание)
- Словацкая сказка «Соль дороже золота»
- Румынская сказка «Соль в кушанье»
- Чешская сказка «Соль»
- Русская народная сказка «Соль»
- Пословицы, поговорки, загадки о соли
- «Свойства соли»,
- «Растворимость соли»,
- «Подводная лодка из яйца»,
- «Выращивание кристаллов поваренной соли»,
- «Окрашивание соли».
-Рисуем солью.
-Для чего соль в доме нужна.
3-й этап – заключительный:
Показ презентации проекта «Эта удивительная соль».
Выставка рисунков детского творчества.
Изготовление картотеки опытов с солью.
Обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами соли.
Подведение итогов реализации проекта.
Планируемые опыты с солью:
Соль растворяется в горячей воде быстрее, чем в холодной.
В соленой воде яйцо не тонет.
Выращивание кристаллов.
Выпаривание соли.
Соль растворяет лёд.
Рисование акварелью по соли.
Окрашивание солью.
Достигнутые результаты:
Участие в проекте способствовало повышению любознательности, познавательной активности детей. Они стали больше задавать вопросов, активно проявлять интерес к окружающему миру.
Выводы.
Соль – это вещество белого цвета, без запаха, имеет соленый вкус, легко растворяется в воде и других жидкостях, может образовывать кристаллы.
Соль есть в морях, океанах, соленых озерах, солончаках, а также во всех живых организмах.
Соль нужна для нормального роста и развития всех живых организмов.
В больших количествах соль вредна для здоровья человека и других живых организмов.
Человек использует соль в быту, в медицине, в производстве. Объект безопасен для здоровья человека, если его употреблять в небольших количествах.
Наша гипотеза подтвердилась: соль - не только важный пищевой продукт, но и интересный материал для проведения опытов, наблюдений применения для творчества.
В процессе проведённой работы дети обобщили знания о соли, расширили знания о том, какие виды соли бывают, как её добывают и где используют. А также убедились, что неизведанное рядом и самые простые и знакомые вещи могут быть необычными и очень интересными.
Приложение 1
Экспериментирование в старшей группе «Смешарики»
«Что мы знаем о соли. Польза и вред соли»
Цель:
Закрепление знаний детей о разном состоянии соли (кристаллы, водно-соляной раствор), ее добычи и полезных свойств.
Задачи:
Вызвать интерес к исследованию полезного ископаемого – соли, ее свойств и качеств, характер использования человеком.
Наглядно показать и доказать, что соль не только полезна, но и вредна для человека и растений.
Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Предварительная работа с детьми:
Беседа с детьми «Что мы знаем о соли?»
Подбор познавательной, научной и методической литературы.
Изучение с детьми познавательной и научной литературы.
Опытно-экспериментальная деятельность «Изучение свойств и качеств соли», «Растворимость соли», «Фигурки из кристаллов соли», «Подводная лодка из яиц», «Окрашивание соли».
Просмотр иллюстраций по теме.
Оборудование:
Для рисования:
Соль мелкая, стаканы-непроливайки с водой, цветной картон (холодных тонов) клей ПВА с дозатором, тонкая кисть, акварельные краски.
Ход занятия
На протяжении всего занятия показ слайдов «Что мы знаем о соли?».
Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем говорить о веществе, с которым вы хорошо знакомы. Вы догадались, о каком веществе я говорю?
Дети: Это соль!
Воспитатель: Правильно, это соль. Ребята, вспомним, что такое соль?
Ответы детей при просмотре слайдов:
Соль - белое кристаллическое вещество с острым, солёным вкусом. Она хорошо растворяется в воде (слайд)
Добывают её и в море и на суше (слайд)
Из воды соль получают методом испарения (слайд)
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, чем она полезна для нашего организма?
В небольших количествах соль безвредна для нас. Но есть люди, которые очень чувствительны к ней и для них она вредна.
Она отвечает за работу мышц и необходима для пищеварения (слайд)
Убивает микробов в воздухе при вдыхании.
Её используют для оздоровления (убивает микробов в воздухе при вдыхании) (слайд)
Служит для сохранения продуктов питания (слайд)
Воспитатель: Ребята, говоря о пользе, которую приносит соль человеку, Соня Р. вам расскажет старинную словацкую народную сказку. София как называется сказка?
Ребенок рассказывает сказку «Соль и золото»
Было у короля три дочери. Состарившись, король решил сделать королевой ту из дочерей, которая его больше любит. Созвал король дочерей и спрашивает: - Как вы, доченьки, любите меня?
- Как золото, - ответила старшая дочь.
- Как венок свой зеленый, - сказала средняя.
- Как соль, - сказала младшая, Марушка.
Разгневался тут король на младшую дочь и прогнал ее прочь из королевского дворца. А добрая волшебница, узнав о печальной судьбе Марушки, решила проучить короля. И по ее волшебному велению в стране, где правил старик-король, в один прекрасный день исчезла вся соль. Все, что готовили самые искусные повара, было пресным и невкусным.
И пришлось королю у иностранных купцов покупать соль по баснословным ценам. Тогда король понял, какая необходимейшая вещь - щепотка соли.
Воспитатель: Ребята, а где больше всего соленой воды?
Дети: В море и океане.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру.
Проводится игра «Море волнуется… ».
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура в виде акулы замри (1)
Морская фигура в виде капитана корабля замри (2)
Морская фигура в виде медузы замри (3)
Воспитатель: Отдохнули? Теперь продолжим наш разговор.
Воспитатель: Ребята, соль не только приносит пользу, но и вред для всего живого.
Я вам расскажу, чем соль вредна для нашего организма.
Соль задерживает жидкость в нашем организме, а стало быть, затрудняет работу сердца и почек. Из-за этого люди могут испытывать головные боли и страдать отёками (слайд)
Воспитатель: Сделаем выводы.
Соль вредный продукт, который может нанести вред здоровью человека.
Соль неблагоприятно влияет на рост и развитие растений.
Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в быту и на производстве.
А сейчас ребята я предлагаю вам сделать аппликацию из соли «Дерево в снегу».
Воспитатель: Ребята вы молодцы!
Приложение 2
Пословицы и поговорки
Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
Без соли и хлеба не естся, без соли и стол кривой.
Без соли, без хлеба худо беседа.
Соли не жалей, тай и есть веселей.
Спасибо тому, кто поит и кормит, и в двое тому, кто хлеб-соль помнит.
Пуд соли вместе съесть.
Без хлеба не сытно, без соли не сладко.
Соли нету, так и слова нету.
Речь без пословицы, все равно, что еда без соли.
От хлеба-соли и царь не отказывается.
Недосол на столе, пересол на спине.
За хлебом-солью каждая шутка хороша.
Щепотка соли делает сахар слаще.
Без хлеба, без соли никто не обедает.
Без хлеба, без соли худая беседа.
Помяни соль, чтоб дали хлеба.
Хлеб-соль платежом красна.
Хлеб да соль и обед пошел.
Так, солона, что в пот бросает.
От хлеба-соли не отказываются.
После хлеба-соли 7 часов отдыхать.
Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
Щи капустою пригожи, а солью укусны.
Солью сыт не будешь; думою горя не размыкаешь.
Хлеб соль ешь, а правду режь.
Хлеб соль есть, да не про вашу честь.
Без соли стол кривой.
Хлеб, соль, да вода – молодецкая еда.
Хлеб да соль вам, милости просим.
Хлеб-соль вместе, табачок — врозь.
Хлеб да соль — едим свой, а ты рядом стой.
Разговоры большие, а хлеб-соль маленькие.
Сердись, бранись, дерись, а за хлебом-солью сходись.
Милости просим, а хлеб-соль по-старинному.
Хлеб-соль не бранит.
Без соли, что без воли: жизнь не проживешь.
Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
Боронись хлебом и солью.
Соли не жалей, так есть веселей.
Живём — не тужим; хлеб едим, а иногда и подсаливаем.
Хлеб-соль — отплатное дело.
За хлеб-соль не платят, кроме спасибо.
Кто за хлеб-соль берет со странного, у того спорыньи в дому не будет.
Хлеб хлебу брат (о хлебосольстве).
За хлебом-солью все добро.
Приложение 3
Загадки про соль
Родилась я в воде, загадка
Родилась я в воде
И по вкусу будут мне:
Мясо, рыба и капуста,
Помидор, арбуз и сало,
Огурец, растёт что густо.
Может, хватит или мало?
(Соль)
Этот камень можно есть
Этот камень можно есть,
Он в слезах и поте есть.
Не вкусна в борще фасоль
Если пожалели
(Соль)
Рассказать обо мне хоть немножко позволь.
У меня на Земле очень важная роль:
Я от порчи храню сало, овощи, рыбу.
В море есть я в воде, а в земле лежу - глыбой,
Без меня суп - не суп, и салат - не салат,
Нет меня - и невкусно, и повар не рад.
В рану, глаз попаду - будет едкая боль.
Как назвали меня, догадался ты? ...
(Соль)
Загадки для ребят. Соль
Хоть неприметна я всегда,
Но без меня никак нельзя -
Когда варится еда,
Чтоб была она вкусна,
Меня в меру, чур бери,
Только не ...
(Соль)
Повар
Без нее, ребята, повар просто как без рук,
И становится вся пища не съедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались сразу. Это…(Соль)
Приложение 4
Удивительные истории о соли
Белое золото земли
Белое золото земли – поваренная соль – с незапамятных времен, является незаменимым спутником человека. Так как без соли жизнь невозможна. Этот ценный природный минерал, Обладание котором приносило богатство и власть, долгое время был предметом ссор, раздоров и государственных конфликтов и даже воин.
Соль жизненно необходима человеку, как и всем прочим живым существам. Она учувствует в поддержание и регулирование вводного баланса в организме. При хронической нехватки соли в организме возможен смертельный исход. С другой стороны смертельный исход неизбежен и при разовом переедании соль.
До появления консервов, пастеризации и холодильников соль давала возможность сохранить продукты. Поэтому она стала символом долговечности. Тысячелетие назад соль была на столько дорога, что из-за нее устраивали войны. В частности, в России в 18 веке произошел Соляной бунт, вызванный непомерно высокими ценами на соль. В отдельные исторические периоды соль ценилась на ровне с золотом. Не случайно соледобыча стала одним из самых первых промыслов в Древней Руси. Сейчас соль является дешевой из всех известный пищевых добавок, если не считать воду.
Крупнейшим в мире солончаком является солончак Уюни в Боливии. Здесь же, на солончаке Уюни, строят отели из соли.
В настоящее время в Украине в городе Соледар Донецкой области существует уникальная возможность посетить настоящую шахту. Эта украинская шахта не опасна для людей.
Главное ее отличие от большинства шахт Донбасса в том, что добывают тут… соль. Жителям Украины требовалась соль.
Ее получали многие века выпариванием из соленой воды. Но выпаривание соли – дорогостоящее дело, для этого требуется много деревьев. Долгое время ученые думали, как решить эту проблему, а 200 лет тому назад нашли месторождение соли на территории, где сейчас расположен город Соледар. Когда-то миллионы лет назад здесь находилось древнее море, которое по каким-то причинам исчезло, а запасы соли на глубине 300 метров под землей оставались. Для добычи соли здесь была вырыта шахта, которая действует и в настоящее время. Сейчас на месте выработанных рудников проводят экскурсии.
Экскурсия начинается с краткой беседы по технике безопасности. Маршрут состоит примерно из 700м, включая обратный путь к стволу шахты. Спуск осуществляется в клети(лифте) на глубину до 300м. Время экскурсии составляет примерно 1,5- 2 часа.
Стены, потолок, фигуры и деревья – здесь все из соли. Вся экскурсия проходит по дну древнего моря. Под землей держится постоянная температура воздуха +15С ; даже летом в шахте во время экскурсии не обойтись без теплой одежды. В октябре 2004 года там же, в шахте, состоялся концерт Донбасского симфонического оркестра «Соляная симфония» под руководством австрийского дирижера Курта Шмидта и при участии солистки Венской оперы Виктории Лукьянец. О звучание оркестра соляной шахте австрийский композитор и дирижер сказал: «Я был просто поражен! Ноты взлетали к потолку пещеры, а затем медленно – будто облака – спускались в низ. По мнению дирижера, в мире существует всего 2-3 театра, которые могут сравниться с акустикой соляных шахт.
На территории России для получения поваренной(пищевой) соли используются следующие способы добычи: шахтный способ; озерный способ; способ добычи из моря; способ выпаривания. Для этого разрабатывают рудники, шахты; строят солепредприятия с использованием техники – солекомбайнов.
Где есть соль?
В Кулунде, одном из крупнейших соленосных районов страны, имеется большое количество бессточных минирализованных озер (26), многие из которых содержит отложение солей.
В 1626г. (почти 400 лет тому назад) на озерах Кулундинских степей побывала первая соляная экспедиция во главе с Грозой Ивановым и Дмитрием Черкасовым. Было составлено географическое описание округи: «А около озера соляного и пресного пролегла степь, чистое место, земля песок, а трава на степи растет типец, не велика, вершок. А против соляного пристанище за рекою займище, а за займищем протока, а за протокою степь, чистое место, а земля песок, а трава тоже
типец. А пашни пахать у соляного озера вверх по Иртышу отнюдь нельзя, и хлеб не родится, потому что земля песок и трава не растет».
Описание запоминающееся и верное.
Эксплуатация солей Кулунды началась с 1768г. В настоящее время разработаны месторождения озер Кучук, Кучерпак, Большое Яровое, Бурлинское и Петуховское. (Предлагает детям найти озера на карте Алтайского края.)
Интересным объектом является судовое озеро Петухово (С.Северка), расположенное в сосновом бору. Это большое озеро в период высыхание представляет собой огромную плоскую равнину, покрытую слоем белоснежной соли. В прошлые годы на этом озере велась добыча соли. Отработка этих солей начиналась лет 250 назад. Следы хозяйственной деятельности человека видны и по сей день. Крупнейшие место рождение поваренной соли в Кулундинской степи на озере Бурлиская – «Бурсоль». Здесь расположено и градообразующие предприятие – Бурлинский соляной промысел (добыча поваренной соли) добыча соли производится здесь уже более 200 лет с 1768 года.
Использование соли в лечебных целях
Самое известное соленое озеро Алтайского края – Большое Яровое. Люди со всей России приезжают сюда за здоровьем, которое помогает возвращать целебная вода озера, его уникальная лечебная грязь и воздух, пропитанный соляными испарениями. Озеро окружает плоская равнина, на которой практически нет деревьев. Богато озеро целебной рапой (водоросль) и иловой грязью. Соль используется для лечения людей с заболеваниями легких. Лечение солью называется спелеолечение. Есть специальные спелеосанатории, которые находятся в соляной шахте. В Алтайском крае созданы для лечения больных спелеокомнаты, в которых человек дышит специальным микроклиматом соли в течение 30 минут. После такого лечения практически все больные выздоравливают. Конечно, лечение проходит не за один сеанс, а в течение нескольких месяцев.
В лечебных целях используют соляные лампы, которые изготовлены из кристалла каменной соли, созданной природой на протяжении сотен миллионов лет.
Компьютеры, телевизоры, радиориборы, электрообогреватели, микроволновые печи и многое, что вас окружает и без чего вы на мыслите свою жизнь в 21 веке, да и вредная привычка курение – это те факторы, от которых страдает здоровье человека. Электрический свет нагревает соль, в результате чего соль излучает вещества, которые очищают воздух и нормализует микроклимат в помещениях. Соляная лампа благотворно влияет на здоровье, укрепляет иммунитет и повышает жизненный тонус.
Опыты с солью:
1. Свойства соли.
Соль растворяется в горячей воде быстрее, чем в холодной.
В солёной воде яйцо не тонет.
Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.
3. Окрашивание соли.
Фигурки из кристаллов соли.
Опыт «Растворимость».
Для этого опыта мы взяли стакан с водой, сахар, соль, гречку и масло. Наполнили стакан водой и насыпали по ложечке одного из веществ. Помешали и наблюдали за реакциями. Сделали вывод: сахар и соль растворились, крупинки гречки опустились на дно, а масло осталось плавать на поверхности.
6. Соль растворяет лёд.
7. Рисование акварелью по соли