СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект "Удивительная соль" для детей старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательский проект "Удивительная соль" для детей старшей группы.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект "Удивительная соль" для детей старшего дошкольного возраста»

Администрация Волжского района муниципального образования

« Город Саратов»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«средняя общеобразовательная школа № 11»

МОУ «СОШ №11»


410038,1 Соколовогорский пр-д, 1, зд. 2А, тел. 75-13-55, 75-11-37 факс (8452)75-55;

e-mail:[email protected]







Исследовательский проект «Удивительная соль»

для детей старшего дошкольного возраста








Разработала: воспитатель

Котляренко М. Г.











2020-2021 учебный год

Исследовательский проект «Удивительная соль» для детей старшего дошкольного возраста


Участники проекта:

Дети старшей группы «Смешарики», воспитатель.

Руководитель:

Котляренко Мария Геннадьевна

Цель проекта:

Создание условий для формирования у детей готовности самостоятельно изучать окружающий мир, решать задачи в процессе поисковой деятельности. Познакомить их с необычными свойствами соли, как она попадает к нам на стол. Выяснить области применения соли.

Задачи:

  1. Вызвать интерес к исследованию соли, её свойств и качеств.

  2. Исследовать свойства соли опытным путём.

  3. Расширить представления о добыче соли.

  4. Развивать у детей стремление к поисково-познавательной деятельности.

  5. Развивать мыслительную активность и творческие способности детей.

  6. Развивать любознательность, уверенность в своих силах.

Актуальность.

Ребёнок по своей натуре исследователь. Любознательность и стремление к экспериментированию с успехом проявляется в поисковой деятельности. Один из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – метод проектирования. Главное достоинство метода проектирования заключается в том, что детям предоставляется возможность самостоятельно или с небольшой помощью взрослых установить представления о различных сторонах изучаемого объекта.

Почему соль? Интересное и необычное всегда рядом, не требует особых усилий и затрат. Соль, которая есть на каждом столе, в каждом доме, известна и знакомая, непознанная и таинственная.

Гипотеза.

При исследовании соли, расширить знания о ней не только как о веществе, необходимом для жизни человека, но и об интересном материале для проведения различных опытов, наблюдений и применении в детском творчестве.

Вид проекта:

Краткосрочный, исследовательский, познавательный, творческий.

Ожидаемый результат:

  1. Расширить знания о соли, её основных признаках, свойствах, местах добычи, об использовании человеком.

  2. Формирование знаний, навыков экспериментирования, повышение уровня усвоения программного материала.

  3. Пополнении предметно-развивающей среды: обогащение опытно-экспериментальной лаборатории, создание картотеки опытов, загадок, пословиц о соли.

  4. Развитие наблюдательности, внимания, умения сравнивать.


План реализации проекта.


1 этап - подготовительный:


  1. Подбор бесед о соли.

Цель: Содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности.

  1. Подбор познавательной, научной и методической литературы.

Собрать как можно больше сведений о соли из разных источников информации.

Цель: Анализ литературы для организации осуществления исследования.

  1. Подбор художественных произведений (Сказки, рассказы, пословицы, поговорки, загадки о соли).

  2. Подбор опытов и экспериментов с солью.

Цель: Пробудить у детей интерес к естественно - научным экспериментам по изучению полезного ископаемого – соли и определению ее основных свойств.

  1. Подбор консультаций для родителей.


2 этап – технологический:

  • Беседы:

- «Что такое соль и где она используется?».

- «Белое золото земли».

  • НОД:

- Рисование акварелью по соли.

- Сказка про белую соль (Познание)

  • Чтение литературы:

- Словацкая сказка «Соль дороже золота»

- Румынская сказка «Соль в кушанье»

- Чешская сказка «Соль»

- Русская народная сказка «Соль»

- Пословицы, поговорки, загадки о соли

  • Опытно-экспериментальная деятельность:

- «Свойства соли»,

- «Растворимость соли»,

- «Подводная лодка из яйца»,

- «Выращивание кристаллов поваренной соли»,

- «Окрашивание соли».

  • Консультации для родителей:

-Рисуем солью.

-Для чего соль в доме нужна.


3-й этап – заключительный:

  • Показ презентации проекта «Эта удивительная соль».

  • Выставка рисунков детского творчества.

  • Изготовление картотеки опытов с солью.

  • Обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами соли.

  • Подведение итогов реализации проекта.


Планируемые опыты с солью:

  1. Соль растворяется в горячей воде быстрее, чем в холодной.

  2. В соленой воде яйцо не тонет.

  3. Выращивание кристаллов.

  4. Выпаривание соли.

  5. Соль растворяет лёд.

  6. Рисование акварелью по соли.

  7. Окрашивание солью.


Достигнутые результаты:

Участие в проекте способствовало повышению любознательности, познавательной активности детей. Они стали больше задавать вопросов, активно проявлять интерес к окружающему миру.

Выводы.

  1. Соль – это вещество белого цвета, без запаха, имеет соленый вкус, легко растворяется в воде и других жидкостях, может образовывать кристаллы.

  2. Соль есть в морях, океанах, соленых озерах, солончаках, а также во всех живых организмах.

  3. Соль нужна для нормального роста и развития всех живых организмов.

  4. В больших количествах соль вредна для здоровья человека и других живых организмов.

  5. Человек использует соль в быту, в медицине, в производстве. Объект безопасен для здоровья человека, если его употреблять в небольших количествах.

Наша гипотеза подтвердилась: соль - не только важный пищевой продукт, но и интересный материал для проведения опытов, наблюдений применения для творчества.

В процессе проведённой работы дети обобщили знания о соли, расширили знания о том, какие виды соли бывают, как её добывают и где используют. А также убедились, что неизведанное рядом и самые простые и знакомые вещи могут быть необычными и очень интересными.











































Приложение 1

Экспериментирование в старшей группе «Смешарики»

«Что мы знаем о соли. Польза и вред соли»

Цель:

  • Закрепление знаний детей о разном состоянии соли (кристаллы, водно-соляной раствор), ее добычи и полезных свойств. 

Задачи:

  • Вызвать интерес к исследованию полезного ископаемого – соли, ее свойств и качеств, характер использования человеком.

  • Наглядно показать и доказать, что соль не только полезна, но и вредна для человека и растений.

  • Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Предварительная работа с детьми:

  • Беседа с детьми «Что мы знаем о соли?»

  • Подбор познавательной, научной и методической литературы.

  • Изучение с детьми познавательной и научной литературы.

  • Опытно-экспериментальная деятельность «Изучение свойств и качеств соли», «Растворимость соли», «Фигурки из кристаллов соли», «Подводная лодка из яиц», «Окрашивание соли».

  • Просмотр иллюстраций по теме.

Оборудование:

  • Презентация «Что мы знаем о соли?».

Для рисования:

  • Соль мелкая, стаканы-непроливайки с водой, цветной картон (холодных тонов) клей ПВА с дозатором, тонкая кисть, акварельные краски.

Ход занятия

На протяжении всего занятия показ слайдов «Что мы знаем о соли?».

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем говорить о веществе, с которым вы хорошо знакомы. Вы догадались, о каком веществе я говорю?

Дети: Это соль!

Воспитатель: Правильно, это соль. Ребята, вспомним, что такое соль?

Ответы детей при просмотре слайдов:

  • Соль - белое кристаллическое вещество с острым, солёным вкусом. Она хорошо растворяется в воде (слайд)

  • Добывают её и в море и на суше (слайд)

  • Из воды соль получают методом испарения (слайд)

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, чем она полезна для нашего организма?

  • В небольших количествах соль безвредна для нас. Но есть люди, которые очень чувствительны к ней и для них она вредна.

  • Она отвечает за работу мышц и необходима для пищеварения (слайд)

  • Убивает микробов в воздухе при вдыхании.

  • Её используют для оздоровления (убивает микробов в воздухе при вдыхании) (слайд)

  • Служит для сохранения продуктов питания (слайд)

Воспитатель: Ребята, говоря о пользе, которую приносит соль человеку, Соня Р. вам расскажет старинную словацкую народную сказку. София как называется сказка?

Ребенок рассказывает сказку «Соль и золото»

Было у короля три дочери. Состарившись, король решил сделать королевой ту из дочерей, которая его больше любит. Созвал король дочерей и спрашивает: - Как вы, доченьки, любите меня?
- Как золото, - ответила старшая дочь.
- Как венок свой зеленый, - сказала средняя.
- Как соль, - сказала младшая, Марушка.
Разгневался тут король на младшую дочь и прогнал ее прочь из королевского дворца. А добрая волшебница, узнав о печальной судьбе Марушки, решила проучить короля. И по ее волшебному велению в стране, где правил старик-король, в один прекрасный день исчезла вся соль. Все, что готовили самые искусные повара, было пресным и невкусным.
И пришлось королю у иностранных купцов покупать соль по баснословным ценам. Тогда король понял, какая необходимейшая вещь - щепотка соли.

Воспитатель: Ребята, а где больше всего соленой воды?

Дети: В море и океане.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру.

Проводится игра «Море волнуется… ».

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура в виде акулы замри (1)

Морская фигура в виде капитана корабля замри (2)

Морская фигура в виде медузы замри (3)

Воспитатель: Отдохнули? Теперь продолжим наш разговор.

Воспитатель: Ребята, соль не только приносит пользу, но и вред для всего живого.

Я вам расскажу, чем соль вредна для нашего организма.

Соль задерживает жидкость в нашем организме, а стало быть, затрудняет работу сердца и почек. Из-за этого люди могут испытывать головные боли и страдать отёками (слайд)

Воспитатель: Сделаем выводы.

Соль вредный продукт, который может нанести вред здоровью человека.

  • Соль неблагоприятно влияет на рост и развитие растений.

  • Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в быту и на производстве.

А сейчас ребята я предлагаю вам сделать аппликацию из соли «Дерево в снегу».

Воспитатель: Ребята вы молодцы!

Приложение 2

Пословицы и поговорки

  • Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

  • Без соли и хлеба не естся, без соли и стол кривой.

  • Без соли, без хлеба худо беседа.

  • Соли не жалей, тай и есть веселей.

  • Спасибо тому, кто поит и кормит, и в двое тому, кто хлеб-соль помнит.

  • Пуд соли вместе съесть.

  • Без хлеба не сытно, без соли не сладко.

  • Соли нету, так и слова нету.

  • Речь без пословицы, все равно, что еда без соли.

  • От хлеба-соли и царь не отказывается.

  • Недосол на столе, пересол на спине.

  • За хлебом-солью каждая шутка хороша.

  • Щепотка соли делает сахар слаще.

  • Без хлеба, без соли никто не обедает.

  • Без хлеба, без соли худая беседа.

  • Помяни соль, чтоб дали хлеба.

  • Хлеб-соль платежом красна.

  •  Хлеб да соль и обед пошел.

  • Так, солона, что в пот бросает.

  • От хлеба-соли не отказываются.

  •   После хлеба-соли 7 часов отдыхать.

  •  Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.

  • Щи капустою пригожи, а солью укусны.

  • Солью сыт не будешь; думою горя не размыкаешь.

  • Хлеб соль ешь, а правду режь.

  • Хлеб соль есть, да не про вашу честь.

  • Без соли стол кривой.

  • Хлеб, соль, да вода – молодецкая еда.

  • Хлеб да соль вам, милости просим.

  • Хлеб-соль вместе, табачок — врозь.

  • Хлеб да соль — едим свой, а ты рядом стой.

  • Разговоры большие, а хлеб-соль маленькие.

  • Сердись, бранись, дерись, а за хлебом-солью сходись.

  • Милости просим, а хлеб-соль по-старинному.

  • Хлеб-соль не бранит.

  • Без соли, что без воли: жизнь не проживешь.

  • Без соли невкусно, а без хлеба несытно.

  • Боронись хлебом и солью.

  • Соли не жалей, так есть веселей.

  • Живём — не тужим; хлеб едим, а иногда и подсаливаем.

  • Хлеб-соль — отплатное дело.

  • За хлеб-соль не платят, кроме спасибо.

  • Кто за хлеб-соль берет со странного, у того спорыньи в дому не будет.

  • Хлеб хлебу брат (о хлебосольстве).

  • За хлебом-солью все добро.































Приложение 3

Загадки про соль


Родилась я в воде, загадка

Родилась я в воде

И по вкусу будут мне:

Мясо, рыба и капуста,

Помидор, арбуз и сало,

Огурец, растёт что густо.

Может, хватит или мало? 

           (Соль)

Этот камень можно есть

Этот камень можно есть,

Он в слезах и поте есть.

Не вкусна в борще фасоль

Если пожалели 

           (Соль)

Рассказать обо мне хоть немножко позволь.

У меня на Земле очень важная роль:

Я от порчи храню сало, овощи, рыбу.

В море есть я в воде, а в земле лежу - глыбой,

Без меня суп - не суп, и салат - не салат,

Нет меня - и невкусно, и повар не рад.

В рану, глаз попаду - будет едкая боль.

Как назвали меня, догадался ты? ...

(Соль)

Загадки для ребят. Соль

Хоть неприметна я всегда,

Но без меня никак нельзя - 

Когда варится еда,

Чтоб была она вкусна,

Меня в меру, чур бери,

Только не ...

         (Соль)

Повар

Без нее, ребята, повар просто как без рук,

И становится вся пища не съедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались сразу. Это…(Соль)







Приложение 4

Удивительные истории о соли

Белое золото земли

Белое золото земли – поваренная соль – с незапамятных времен, является незаменимым спутником человека. Так как без соли жизнь невозможна. Этот ценный природный минерал, Обладание котором приносило богатство и власть, долгое время был предметом ссор, раздоров и государственных конфликтов и даже воин.

Соль жизненно необходима человеку, как и всем прочим живым существам. Она учувствует в поддержание и регулирование вводного баланса в организме. При хронической нехватки соли в организме возможен смертельный исход. С другой стороны смертельный исход неизбежен и при разовом переедании соль.

До появления консервов, пастеризации и холодильников соль давала возможность сохранить продукты. Поэтому она стала символом долговечности. Тысячелетие назад соль была на столько дорога, что из-за нее устраивали войны. В частности, в России в 18 веке произошел Соляной бунт, вызванный непомерно высокими ценами на соль. В отдельные исторические периоды соль ценилась на ровне с золотом. Не случайно соледобыча стала одним из самых первых промыслов в Древней Руси. Сейчас соль является дешевой из всех известный пищевых добавок, если не считать воду.

Крупнейшим в мире солончаком является солончак Уюни в Боливии. Здесь же, на солончаке Уюни, строят отели из соли.

В настоящее время в Украине в городе Соледар Донецкой области существует уникальная возможность посетить настоящую шахту. Эта украинская шахта не опасна для людей.

Главное ее отличие от большинства шахт Донбасса в том, что добывают тут… соль. Жителям Украины требовалась соль.

Ее получали многие века выпариванием из соленой воды. Но выпаривание соли – дорогостоящее дело, для этого требуется много деревьев. Долгое время ученые думали, как решить эту проблему, а 200 лет тому назад нашли месторождение соли на территории, где сейчас расположен город Соледар. Когда-то миллионы лет назад здесь находилось древнее море, которое по каким-то причинам исчезло, а запасы соли на глубине 300 метров под землей оставались. Для добычи соли здесь была вырыта шахта, которая действует и в настоящее время. Сейчас на месте выработанных рудников проводят экскурсии.

Экскурсия начинается с краткой беседы по технике безопасности. Маршрут состоит примерно из 700м, включая обратный путь к стволу шахты. Спуск осуществляется в клети(лифте) на глубину до 300м. Время экскурсии составляет примерно 1,5- 2 часа.

Стены, потолок, фигуры и деревья – здесь все из соли. Вся экскурсия проходит по дну древнего моря. Под землей держится постоянная температура воздуха +15С ; даже летом в шахте во время экскурсии не обойтись без теплой одежды. В октябре 2004 года там же, в шахте, состоялся концерт Донбасского симфонического оркестра «Соляная симфония» под руководством австрийского дирижера Курта Шмидта и при участии солистки Венской оперы Виктории Лукьянец. О звучание оркестра соляной шахте австрийский композитор и дирижер сказал: «Я был просто поражен! Ноты взлетали к потолку пещеры, а затем медленно – будто облака – спускались в низ. По мнению дирижера, в мире существует всего 2-3 театра, которые могут сравниться с акустикой соляных шахт.

На территории России для получения поваренной(пищевой) соли используются следующие способы добычи: шахтный способ; озерный способ; способ добычи из моря; способ выпаривания. Для этого разрабатывают рудники, шахты; строят солепредприятия с использованием техники – солекомбайнов.

Где есть соль?

В Кулунде, одном из крупнейших соленосных районов страны, имеется большое количество бессточных минирализованных озер (26), многие из которых содержит отложение солей.

В 1626г. (почти 400 лет тому назад) на озерах Кулундинских степей побывала первая соляная экспедиция во главе с Грозой Ивановым и Дмитрием Черкасовым. Было составлено географическое описание округи: «А около озера соляного и пресного пролегла степь, чистое место, земля песок, а трава на степи растет типец, не велика, вершок. А против соляного пристанище за рекою займище, а за займищем протока, а за протокою степь, чистое место, а земля песок, а трава тоже

типец. А пашни пахать у соляного озера вверх по Иртышу отнюдь нельзя, и хлеб не родится, потому что земля песок и трава не растет».

Описание запоминающееся и верное.

Эксплуатация солей Кулунды началась с 1768г. В настоящее время разработаны месторождения озер Кучук, Кучерпак, Большое Яровое, Бурлинское и Петуховское. (Предлагает детям найти озера на карте Алтайского края.)

Интересным объектом является судовое озеро Петухово (С.Северка), расположенное в сосновом бору. Это большое озеро в период высыхание представляет собой огромную плоскую равнину, покрытую слоем белоснежной соли. В прошлые годы на этом озере велась добыча соли. Отработка этих солей начиналась лет 250 назад. Следы хозяйственной деятельности человека видны и по сей день. Крупнейшие место рождение поваренной соли в Кулундинской степи на озере Бурлиская – «Бурсоль». Здесь расположено и градообразующие предприятие – Бурлинский соляной промысел (добыча поваренной соли) добыча соли производится здесь уже более 200 лет с 1768 года.

Использование соли в лечебных целях

Самое известное соленое озеро Алтайского края – Большое Яровое. Люди со всей России приезжают сюда за здоровьем, которое помогает возвращать целебная вода озера, его уникальная лечебная грязь и воздух, пропитанный соляными испарениями. Озеро окружает плоская равнина, на которой практически нет деревьев. Богато озеро целебной рапой (водоросль) и иловой грязью. Соль используется для лечения людей с заболеваниями легких. Лечение солью называется спелеолечение. Есть специальные спелеосанатории, которые находятся в соляной шахте. В Алтайском крае созданы для лечения больных спелеокомнаты, в которых человек дышит специальным микроклиматом соли в течение 30 минут. После такого лечения практически все больные выздоравливают. Конечно, лечение проходит не за один сеанс, а в течение нескольких месяцев.

В лечебных целях используют соляные лампы, которые изготовлены из кристалла каменной соли, созданной природой на протяжении сотен миллионов лет.

Компьютеры, телевизоры, радиориборы, электрообогреватели, микроволновые печи и многое, что вас окружает и без чего вы на мыслите свою жизнь в 21 веке, да и вредная привычка курение – это те факторы, от которых страдает здоровье человека. Электрический свет нагревает соль, в результате чего соль излучает вещества, которые очищают воздух и нормализует микроклимат в помещениях. Соляная лампа благотворно влияет на здоровье, укрепляет иммунитет и повышает жизненный тонус.



























Опыты с солью:

1. Свойства соли.

Соль растворяется в горячей воде быстрее, чем в холодной.

  1. В солёной воде яйцо не тонет.






Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.

















3. Окрашивание соли.










  1. Фигурки из кристаллов соли.








Опыт «Растворимость».

Для этого опыта мы взяли стакан с водой, сахар, соль, гречку и масло. Наполнили стакан водой и насыпали по ложечке одного из веществ. Помешали и наблюдали за реакциями. Сделали вывод: сахар и соль растворились, крупинки гречки опустились на дно, а масло осталось плавать на поверхности.



6. Соль растворяет лёд.




7. Рисование акварелью по соли












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!