Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Ёлочка»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «УМНАЯ» ТЕПЛИЦА
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Участники: Хаирова Анастасия, Землякова Екатерина, Храмцов Даниил
Руководители проекта: Бизина А.Р., Кузнецова Е.М.
Болчары, 2024 год
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»
Ральф У. Эмерсон
Актуальность проекта: Проблема экологии в нашей стране стоит очень остро, а дошкольный возраст - самый ценный этап в развитии экологической культуры ребенка. Огромную роль в экологическом воспитании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Чем активнее ребенок трогает, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть, активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, повышается познавательная активность. Тем самым успешно формируется личность ребенка.
Биолабаратория «Умная теплица" служит для постановки ботанических опытов в условиях детского сада. В ней созданы все условия для произрастания растений.
Методы исследования: для выявления наиболее благоприятных условий для проращивания семян и роста растений было принято решение проращивать семена как в «Умной теплице», так и в группе на подоконнике.
Цель: создание условий для развития познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Дети решили выяснить, насколько «Умная» теплица облегчает труд и как она способствует увеличению урожая. Сравнить, где наиболее благоприятные условия для проращивания и роста растений в «Умной» теплице или в группе?
Для достижения поставленной цели определили ряд задач:
Образовательные задачи:
-формирование умения сравнивать, делать выводы, открытия.
Развивающие задачи:
- развитие интереса к работе с растениями;
-развитие мыслительных способностей: сравнение, сопоставление, систематизация, обобщение, анализ;
-развитие мелкой моторики;
-развитие внимания и памяти.
Воспитательные задачи:
- создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию;
- воспитание умения работать в коллективе;
- воспитание усидчивости и аккуратности.
Практическая значимость проекта: будем получать витамины и урожай круглый год, поделимся своим опытом по выращиванию зелени с ребятами старшей группы, создадим лэпбук «Мир растений».
Составили план реализации проекта:
- изучить разные источники информации по теме проекта (познавательную литературу; интернет ресурсы;
- выяснить какие условия наиболее благоприятны и необходимы для нормального роста растений?
- создать разные условия для выращивания зелени (наблюдая, выявить самый благоприятный)
- сделать лэпбук «Мир растений»
Тематика опытов: «Как растения пьют воду?», «Растение и свет», «Холодное и теплое помещение для растений», «Где быстрее появится рассада на подоконнике или в биолаборатории?», «Как дышат растения», «Могут ли «двигаться» растения?».
Беседы:
- «О комнатных и садовых растениях»;
- «Как человек помогает растениям»;
- «Как «умная» теплица облегчает труд человека»
Результаты исследования: первые всходы появились в умной теплице, отсюда ребята сделали вывод, что это наиболее благоприятная среда для проращивания и роста растений так как в теплице постоянная температура, влажность и свет. Мы наблюдали появление первого настоящего листочка. Выявляли зависимость внешнего вида растения от развития корневой системы, вели дневник наблюдения.
Анализ результатов и вывод: Тепло, свет, влага являются необходимыми условий жизни растений. Все растения неудержимо тянутся к источнику света. С помощью сравнения биолаборатории и огорода на окне выяснили, что, когда света недостаточно появляются слабые, хрупкие бледные стебли. Рост растений с повышением температуры ускоряется, а с понижением температуры замедляется. Когда растению недостаточно влаги оно становится безжизненным. Объясняли, почему при избыточном поливе растение погибает? (если почву залить водой, то в ней не будет воздуха, корни растений не смогут дышать и погибнут, задохнутся).
Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких почемучек и направляя их исследовательскую инициативу, мы смогли развить у детей изобретательность, творческую активность, познавательный интерес, открыли перед детьми удивительный мир экспериментирования. Вся проделанная работа по проекту вызвала у детей большой интерес и радость. Им нравилось сажать и ухаживать за растениями, каждый день наблюдать и делать для себя новые открытия. Особую гордость дети испытали, представляя результаты своего проекта ребятам старшей группы. Угостили детей салатом, выращенным в теплице, вручили памятки по выращиванию зелени в домашних условиях.
Биолаборатория дает возможность сократить время, которое затрачивается на подготовку и проведение фронтального или демонстрационного эксперимента, повысить наглядность эксперимента и визуализацию его результатов, расширить список экспериментов, проводить измерения, модернизировать уже привычные эксперименты.