Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Раздольненский детский сад №5 «Сказка»
Исследовательский проект
в младшей группе
«Мы природу бережём- наш красивый общий дом»
Подготовила: воспитатель
Иззетова Д.С.
Пояснительная записка
"Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда сумеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни»
Д. Радович
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Наша задача, как педагогов в работе с детьми, дошкольного возраста, заложить первые представления и ориентиры в мире природы.
Природой можно любоваться, лечить душу, она заражает жаждой жизни, надо не только уметь видеть, но и чувствовать ее. Остановитесь, посмотрите вокруг, окунитесь в мир природы. Бурный рост численности населения, развитие техники оказывают пагубное воздействие на природный мир. В настоящее время один из основных вопросов человечества – охрана окружающей среды. Наша Земля больна – а ее болезнь – это следствие экологической безграмотности человека. В наши дни необходимо, чтобы каждый понимал, что бережное отношение к природе, это первоочередная задача общества. Экологическое мышление должно стать нормой жизни каждого человека и сопровождать его всю жизнь, начиная с дома, детского сада, школы. Успех охраны растительного и животного мира во многом зависит от того, насколько мы, педагоги, сможем привить ребенку гуманные отношения к природе, научить нести ответственность за жизнь живого существа, проявлять сочувствие, сострадание и стремление оказать помощь.
Тип проекта: исследовательский, творческий.
По содержанию: ребенок и охрана природы.
Участники проекта: дети – педагоги – родители.
По количеству участников: коллективный
Возраст детей – 3-4 года
Продолжительность проекта – краткосрочный (2020г.)
Цель проекта: развивать экологическую культуру детей на основе эмоциональных переживаний, практических действий. Углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле.
Задачи проекта:
формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным, водоёмам;
расширять знания детей о жизни растений, их потребностях, способах ухода за ними;
расширять представления детей о лесе и его обитателях;
учить замечать птиц в ближайшем окружении, вызвать интерес к их поведению;
познакомить детей с Красной книгой, животными и растениями, занесёнными в нее;
развивать любознательность, коммуникативность, ценностное отношение к миру природы;
формировать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы;
учить детей отражать полученные знания в рассказах и продуктивных видах деятельности.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
Знания, о жизни растений, об их потребностях, способах ухода за ними;
Знания детей о лесе и его обитателях;
Знакомство детей с Красной книгой, животными и растениями, занесенными в нее;
Умеет устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы;
Умение рассказывать по картине.
Воспитание любознательности и эмоциональной отзывчивости у детей.
Привитие детям интереса к исследовательской деятельности.
Развитие личности ребенка, умение взаимодействовать друг с другом.
Формирование у детей бережного отношения к окружающей среде.
Формирование интереса у родителей к жизни ДОУ.
Организационные формы работы над проектом:
Взаимодействие с родителями:
-Консультация «Экологическое воспитание детей в семье»
- Памятка «Природа и дети».
Совместное творчество детей и родителей:
- Изготовление рисунков на тему «Берегите природу!»
Предварительная работа:
Поисковая работа по подбору иллюстраций, методической литературы, игр, сказок, рассказов, стихотворений. Рассматривание репродукций.
Этапы реализации проекта
I этап- Поисковый (подготовительный)
Разработка проекта «Мы природу бережём- наш красивый общий дом»
Изучить литературу по данной теме
Подобрать материал для развития творчества детей
II этап- Аналитический
III этап- Практический (основной)
Познавательное развитие
Наблюдение:
Наблюдения за погодой, ветром, небом, солнцем, птицами (воробей, синицы, голуби), за прохожими (как одеты, за деревьями, за трудом дворника).
Труд в природе:
Экспериментальная деятельность:
Сравнение еловых и сосновых шишек.
Сравнение веточек сосны и ели.
Презентации:
«Природа Крыма».
«Дикие животные»
«Зимующие птицы»
«Домашние животные»
«Животные и растения Красной книги»
Просмотр видеофильма «Какая она- планета Земля»
НОД
- «Значение воды в жизни всего живого»
Цель: путем эксперимента закрепить ранее полученные знания о воде и раскрыть новые представления детей о ее состояниях.
Рассматривание альбома «Времена года», «Дикие животные наших лесов».
Социально-коммуникативное развитие
Беседы: «Что такое природа», «Лес и его обитатели», «Звери и птицы», «Правила поведения в природе», «Что такое «Красная книга», «Домашние животные».
Дидактические игры:
Сюжетно-ролевые игры: «Зоопарк», «Птичий двор»
Речевое развитие
Рассматривание сюжетных картин: «Весенний лес», «В весеннем парке».
Чтение сказок, рассказов, стихотворений: Е. Чарушин «Воробей», Лисята», «Медвежата», Успенский «Птицы», В. Степанов «Животные наших лесов», Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу», В. Бианки «Лесной хор».
Загадывание загадок:
О природе
О диких животных
О птицах
О домашних животных
О деревьях и растениях
Художественно-эстетическое развитие
Рисование: «Берегите животных», «Берегите природу», рисование ладошками «Наша дружная планета Земля».
Выставка рисунков «Цветочная феерия».
Аппликация/ Конструирование: «Горка», «Дикие животные», «Домашние животные», «Черепаха».
Лепка: «Животные леса»
Физическое развитие
Подвижные игры
Игры на развитие координации слова с движением:
«На водопой»;
«Зайка».
«Береза»
Пальчиковые игры:
Игры на развитие дыхания:
Список использованной литературы
«От рождения до школы», Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева и др. Издательство «Мозаика – Синтез», 2010
О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду». Младшая группа. Издательство «Мозаика – Синтез», 2015
С.Н. Николаева. Парциальная программа «Юный эколог» в младшей группе детского сада. Издательство «Мозаика – Синтез», 2016
С.Н. Николаева. Экологическое воспитание младших дошкольников. Издательство М.: Мозаика – Синтез, 2010
Н.Ф. Виноградова «Природа и мир вокруг нас», 1992
Интернет – ресурсы
Реализация проекта в младшей группе
«Мы природу бережём- наш красивый общий дом»
Фотовыставка Рассматривание альбома «Времена года»
«Я сажаю огород» Рассматривание альбома «Дикие животные наших лесов»
Дидактическая игра «Назови овощи»
Дидактическая игра «С какого дерева листок» Знакомимся с видеофильмом
«Какая она- планета Земля»
Рисование ладошками «Наша дружная планета Земля»
Выставка рисунков «Цветочная феерия»
Посадка лука на нашем участке