СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект вода

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект вода»


Филиал МБОУ «Шалдежская основная школа» -

«Шалдежинская основная школа»












Исследовательский проект


Влияние свойств воды на

жизнеспособность микроорганизмов
















Выполнила: Савина Люба ученица 5 класса

Руководитель: Учитель биологии: Ананьев П.Н.






Д. Шалдежка

2019 г.




Содержание:


Введение……………………………………………………………3-4

  1. Теоретическая часть…………………………………………… …5

    1. Кто такие микроорганизмы………………………………. 5

    2. Влияние состава воды на микроорганизмы……………...5-6


  1. Практическая часть………………………………………… ……7

2.1. Описание методики исследования ……………………….7-9

2.2. Результаты исследования …………………………………9

2.3. Анализ результатов………………………………………...10

2.4. Выводы и рекомендации…………………………………..10


Заключение ……………………………………………… ………...11


Список литературы…………………………………………… …12



















Введение

Тема моего исследования «Влияние свойств воды на жизнеспособность микроорганизмов». Я считаю, что эта тема важна, т.к. микроорганизмы среди естественных компонентов природы занимают значительное место. В силу высокой скорости эволюции микроорганизмы наиболее эффективно реагируют на изменение окружающей среды, так что исследование природных микробных сообществ позволяет наиболее оперативно оценить эффекты изменений окружающей среды.

В последнее время много говорят о значении воды, о проблеме её загрязненности. Определение чистоты воды возможно с помощью микроорганизмов. Вопрос исследования условий на скорость размножения микроорганизмов в зависимости от свойств и состава воды из разных источников является актуальным, так как его решение позволит сделать вывод об особенностях воздействия воды на организм человека.


ЦЕЛЬ РАБОТЫ: с помощью оценки скорости размножения, изучить, как на жизнь микроорганизмов оказывают влияние особенности воды.

ПРОБЛЕМА: вода из разных источников отличается по своим свойствам. Как же изменяется способность размножаться у простейших организмов в зависимости от качества воды?


ЗАДАЧИ:

  • Изучить литературу о микроорганизмах и методах исследования.

  • Вырастить культуру простейших организмов.

  • Взять пробы воды из различных источников.

  • Исследовать свойства воды из разных источников

  • Изучить состав взятых проб под микроскопом.

  • Внести в пробы воды микроорганизмы.

  • Через несколько суток изучить содержание проб под микроскопом.

  • Сделать вывод о влиянии на размножение микроорганизмов среды обитания.

  • Сделать общие выводы.


Сроки исследования: март 2019 год


Объект: жизнедеятельность микроорганизмов.


Предмет исследования: влияние воды из разных источников на скорость размножения микроорганизмов.


Исходный материал:

1. Микроорганизмы

2. Вода кипячёная

3. Вода водопроводная

4. Снег в 5 шагах от школы (ул. Октябрьская)

5. Снег в 5 шагах от дороги (ул. Октябрьская)

Методы исследования:

  1. Изучение  литературы.

  2. Выращивание микроорганизмов.

  3. Анализ отобранных образцов.

  4. Обработка результатов.

  5. Создание презентации проекта на основе полученных результатов (работа с компьютером, использование фотоаппарата).  


1. Теоретическая часть

1.1. Кто такие микроорганизмы.

Микрооргани́змы, (микро́бы) — название собирательной группы живых организмов, которые слишком малы для того, что бы быть видимыми невооружённым глазом (их характерный размер — менее 0,1 мм). В состав микроорганизмов входят как безъядерные (прокариоты), так и эукариоты: бактерии, некоторые грибы, археи, простейшие, но не вирусы, которые обычно выделяют в отдельную группу. Микроорганизмы обитают почти повсеместно, где есть вода, включая горячие источники, дно мирового океана, а также глубоко внутри земной коры. Они являются важным звеном в обмене веществ в экосистемах, в основном выполняя роль разрушителей органического вещества, но в некоторых экосистемах они — единственные производители. В то же время, патогенные микроорганизмы вызывают болезни человека и животных и растений.

Большинство микроорганизмов используется в пищевой промышленности, а также в биотехнологиях для получения лекарств, витаминов и т.д.

Микроорганизмы, несмотря на свою малую величину, играют огромную роль в природе и жизни человека. Микробы совершают круговорот веществ, разрушают сложные органические вещества, образующиеся в зелёных растениях, участвуют в процессах самоочищении воды и почвы. В превращении органических веществ, поступающих в почву и образующихся в ней, принимают участие различные группы микробов.


1.2. Влияние состава воды на микроорганизмы


Вода, как и почва, является естественной средой обитания для многих видов микроорганизмов всех царств жизни. Разнообразные микроорганизмы обитают как в воде открытых водоемов, так и в грунтовых водах: палочки, кокки, вибрионы, спириллы, спирохеты, различные фотосинтезирующие бактерии, грибы, простейшие.

Численность микроорганизмов в воде определяется главным образом содержанием в ней органических веществ. В 1 мл воды количество микробов может превышать несколько миллионов.

Грунтовые подземные воды чище, так как, просачиваясь через почву, вода подвергается своеобразной фильтрации, в результате которой большинство микробов задерживается в фильтрующем слое. Численность микроорганизмов в воде открытых водоемов подвержена колебаниям и зависит от климатических условий, времени года, а главным образом, от степени загрязнения рек, озер и морей сточными и канализационными водами и отходами промышленных, агропромышленных и других предприятий. В реки, озера, моря из прибрежных городов и других населенных пунктов выбрасывается такое количество сточных вод, несущих огромное количество микробов и содержащих огромное количество органических веществ, что вода не успевает самоочищаться. В результате возникла и сохраняется серьезная глобальная экологическая проблема.


По степени микробного загрязнения различают три категории воды (или зоны водоема):

1. Наиболее сильно загрязненная вода, бедная кислородом, богатая органическими веществами. В 1 мл воды содержание микроорганизмов достигает 1 млн. и более.

2. Вода, загрязненная умеренно, в ней активно происходит минерализация органических веществ. Содержание микроорганизмов в 1 мл воды — сотни тысяч.

3. Зона чистой воды, количество микроорганизмов в 1 мл воды — десятки или сотни, не более.

Питьевая вода считается хорошей, если общее количество микроорганизмов в 1 мл — не более 100; сомнительной — 100 – 150; загрязненной — если содержание микроорганизмов в 1 мл 500 и более.


2. Практическая часть

2.1. Описание методики исследования.



1.Для определения прозрачности воды взяла стеклянный цилиндр с плоским дном высотой 30 см и диаметром 2 см. установила цилиндр на печатный текст и вливала воду до тех пор, пока можно было читать через воду текст. Отметила высоту столбов для каждой пробы воды.


  1. Предварительно было проведено микроскопирование проб воды для обнаружения в них микробов. Ни в одной пробе видимых в школьный световой микроскоп (при увеличении в 200 раз) микроорганизмов не обнаружено.




2,5 недели


  1. Выращивание микроорганизмов.

Я исследовала воду, в которой долгое время находился букет цветов, и обнаружила огромное количество подвижных клеток простейших и водорослей. Простейшие питаются бактериями, которые развиваются на остатках растений.




4. Следующим шагом моего исследования было внесение в каждую пробу 20 мл воды с микроорганизмами, таким образом, вселение их в воду.


5.Сравнила пробы. В каждой присутствовало примерно одинаковое количество подвижных клеток простейших.





6. Все пробы выдерживал при одинаковых условиях освещения и температуре +20 градусов по Цельсию две недели.








7. Через две недели я рассмотрела пробы в микроскоп и сравнила результаты исследования.

2.2. Результаты исследования

Прозрачность воды из разных источников Таблица 1

Откуда брали воду

Адрес откуда брали воду

Высота столбов см

1. Водопроводная вода школа

Улица Октябрьская 12

29

2. Кипяченая вода

Улица Октябрьская 12

30

3. Снег в 5 шагах от школы

Улица Октябрьская 12

19,1

4. Снег в 5 шагах от дороги

Улица Октябрьская 12

17,2


Численность микроорганизмов в пробах воды

3 балла – наибольшее количество подвижных клеток; 2 балла – много подвижных клеток; 1 балл – мало подвижных клеток; 0 – не найдено. Таблица 2

Откуда брали воду

Адрес откуда брали воду

Баллы по

Количеству

микробов.

1. Водопроводная вода школа

Улица Октябрьская 12

0

2. Кипяченая вода

Улица Октябрьская 12

0

3. Снег в 5 шагах от школы

Улица Октябрьская 12

3

4. Снег в 5 шагах от дороги

Улица Октябрьская 12

2


    1. Анализ результатов:

  • В воде из различных источников размножение и развитие микроорганизмов различно.

  • Наилучшие условия проявились в талой воде с улицы Советской.

  • Достаточно благоприятные условия для размножения в воде с улицы Красноярской.

  • В кипяченной и водопроводной воде, микроорганизмов нет, те, что были специально занесены, погибли или впали в покоящуюся стадию.



    1. Выводы и рекомендации.


  1. Обилие микроорганизмов в воде свидетельствуют о степени её загрязнённости органическими и минеральными веществами и пригодности для пищевых целей, размножения микроорганизмов.

  2. Исследование показало, что вода из разных источников отличается по своим признакам.

  3. Талая вода загрязнена органическими веществами, что способствует хорошему питанию и быстрому размножению микроорганизмов.

  4. Кипяченая вода и водопроводная не содержит органических веществ, нет питания для микроорганизмов, а значит, они хуже размножаются.

  5. Использовать воду из открытых водоёмов нельзя, так как она загрязняется остатками растений, животных, бытовыми отбросами. Загрязнения попадают в водоемы главным образом с дождевыми потоками и со сточными водами. В такой воде обитают масса микроорганизмов, среди которых могут быть и болезнетворные.

  6. Нельзя использовать воду (даже для полива растений) из водоёмов у больших дорог, так как в ней много опасных для жизни ядовитых веществ.




Заключение

 

Мне нравится исследовать природу. В данной работе получены сведения о влиянии воды на жизнедеятельность микроорганизмов. На основе исследований рассмотрены негативные воздействия на воду и здоровье человека загрязняющих факторов. Выяснено также, что особенности воды, играют важнейшую роль в жизнеспособности микроорганизмов.

Если мы хотим сохранить здоровье, то должны знать состояние воды, правильно её использовать, охранять водные ресурсы, соблюдать, хотя бы элементарные мероприятия по очистке воды.
















Список литературы:

  1. Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии в 10-11 классах/авт.-сост. М.М. Бондарчук, Н.В. Ковылина.- Волгоград: Учитель, 2015.

  2. Валеева Н.И. Экология 100 вопросов и ответов. Учебное пособие.- Иркутск: Издательство ГОУ ВПО «Иркутский гос. пед. ун-т», 2014.

  3. Дересклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум-М, 2001.

  4. Дзятковская Е.Н. Сборник экологических задач, лабораторных работ и деловых игр по химии, биологии, физике.- Иркутск: «Папирус», 1994.

  5. Охрана окружающей среды: Учеб. для техн. спец. Вузов / Под ред. С.В.Белова – М.: Высшая школа, 1991.

  6. Попова Т.А. Экология в школе: Мониторинг природной среды: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

  7. Скальный А.В. Химические элементы в физиологии и экологии человека. – М.: Издательский дом «Оникс 21 век»: Мир, 2004

  8. Тяглова Е.В. Исследовательская деятельность учащихся по химии: метод. Пособие. –М.: Глобус, 2007

  9. Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии: Учеб. Пособие для студентов пед. инст. по биол. спец. - М.: Просвещение, 1986

  10. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.Я. Ашихминой. – М.: АГАР, 2000.

  11. Щукин С.В. Опытническая работа учащихся. Пособие для учителя. М., «Просвещение», 1971.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!