СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект "Воздействие сотового телефона на психологическое и физическое здоровье школьника"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для психики подростка увлечение мобильным телефоном может плохо сказаться на его развитии. подросток перестает общаться со сверстниками и замыкается в себе, и как следствие этого возникают трудности. Цель исследовательского проекта - доказать негативные последствия чрезмерного использования мобильного телефона на спихологическое здоровье подростка и обратить снимание на это.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект "Воздействие сотового телефона на психологическое и физическое здоровье школьника"»

Управление народного образования администрации города Мичуринска



Название ОО

«Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9»







Название работы

«Воздействие мобильного телефона на психологическое здоровье личности школьника»



Автор: Тайдакова Виктория, 8«А» класс

Руководитель: Попова Галина Николаевна, педагог-психолог





















Мичуринск -2019







Введение

ГЛАВА 1. РОЛЬ СОТОВОГО ТЕЛЕФОНА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА, ЕЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ.


1.1. Знакомство с историей изобретения мобильного телефона.

1.2. Воздействие сотового телефона на здоровье человека.

1.3. Влияние сотового телефона на детский организм.



ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ СОТОВОГО ТЕЛЕФОНА НА ПСИХОЛОГИЮ ЧЕЛОВЕКА

2.1. Виды психологического влияния сотового телефона на человека. 2.2. Селфимания. 2.3. Особенности психологического здоровья личности школьника.


ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ О НЕГАТИВНОМ ВОЗДЕЙСТВИИ МОБИЛЬНОГО ТЕЛЕФОНА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКА МБОУ СОШ №9


    1. Постановка проблемы и методы исследования.

    2. Анализ результатов исследования влияния сотового телефона на психологическое здоровье подростка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выводы.

Рекомендации.

Список используемой литературы

Приложения






Введение.

Стремительный рост технического прогресса привносит в повседневную жизнь человека все больше средств, без которых трудно представить современные будни. Невозможно отрицать, что такие средства как мобильная связь, интернет стали важными помощниками и открыли много возможностей, недоступных еще пятнадцать лет назад. И уже в настоящее время мобильный телефон не просто чудо техники, а реальность повседневной жизни, как взрослых, так и детей. Какие мы можем назвать ПЛЮСЫ сотовой связи? Расширяет общение между людьми. Дает возможность родителям всегда знать, где находится ребенок. Гарантирует безопасность школьника: тревожные кнопки в МЧС, в милицию. Способствует получению новой информации через Интернет. Телефон оснащен калькулятором, будильником, часами, фонариком, фотокамерой, которые можно в нужное время использовать. Но, не все знают, что мобильный телефон может нанести ощутимый вред нашему здоровью. Ученики в школе, занятые мыслями о своем телефоне, зачастую забывают про уроки. Общение между собой сводится к коротким СМС-кам. Многие «сидят» в социальных сетях, не занимаясь ни спортом, ни физической культурой. Меня давно интересовала эта проблема, и я решила, выяснить какое влияние оказывает сотовый телефон на здоровье подростка, стоит ли волноваться, если подросток не расстается со своим телефоном ни днем, ни ночью?

Цель исследования: доказать негативные последствия чрезмерного использования мобильного телефона на психологическое здоровье подростка и обратить внимание своих сверстников на это.

Задачи: 

    1. Познакомиться с историей изобретения мобильного телефона.

    2. Изучить аспекты негативного воздействия сотового телефона на здоровье человека. 

    3. Проанализировать влияние сотового телефона на психологию человека.

    4. Выяснить особенности психологического здоровья школьника.

    5. Провести анкетирование среди старшеклассников и исследовать влияние сотового телефона на психологию подростков.

    6. Разработать рекомендации по использованию мобильного телефона.


Объект исследования: мобильный телефон.

Предмет исследования: влияние сотового телефона на подростка.

Гипотеза: мобильный телефон оказывает вредное воздействие на психологическое здоровье подростка.

Методы исследования: исследования публицистических и научных источников, работа с литературой, анкетирование и анализ, исследование, обобщение и систематизация.


ГЛАВА 1. РОЛЬ СОТОВОГО ТЕЛЕФОНА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА, ЕЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ.



1.1. Знакомство с историей изобретения мобильного телефона

Настоящая история появления сотовой связи начинается в 1946 году в городе Сант-Луис, США. В 1947 году исследовательская лаборатория BellLaboratories выступила с предложением создать мобильный телефон. Вес аппарата-первооткрывателя сотовой связи составлял 30 кг и для работы он требовал подключения к электросети.

1 апреля 1973 года стараниями инженеров на вершине 50-этажного здания в Нью-Йорке была смонтирована базовая станция. Это были первые испытания. 3 апреля 1973 года глава подразделения мобильной связи Моторола Мартин Купер, прогуливаясь по центру Манхеттена, решил позвонить по сотовому телефону, Прохожие очень удивлялись и не понимали, что происходит; до появления коммерческой сотовой связи оставалось еще 10 лет.

9 сентября 1991 в России появился первый оператор сотовой связи «Дельта Телеком». Цена телефона Mobira (весом около 3 кг) с подключением составляла около $4000. Минута разговора стоила около $1. За первые четыре года работы «Дельта Телеком» подключила 10 000 абонентов.

Согласно статистике за последние 9 лет в России было продано около 215 миллионов мобильных телефонов, т.е., учитывая, что население России составляет около146 миллионов, получается по 1,5мобильных телефона на каждого человека. И, конечно, подростки являются одними из самых активных пользователей мобильных телефонов.







1.2. Воздействие мобильного телефона на здоровье человека

Ученые до сих пор не пришли к однозначному выводу, насколько вредны мобильные телефоны. Однако доказательств того, что негативное воздействие на наш организм они все-таки оказывают, все больше.

Влияние на активность мозга

В наше время многие бытовые вещи являются источниками электромагнитного излучения (телевизор, компьютер, микроволновая печь). Но если, смотря телевизор, мы все-таки находимся на определенной дистанции от него, то при использовании мобильного телефона наша голова облучается целиком. Среди технических средств нет таких, которые могли бы сравниться с мобильным телефоном по уровню воздействующего на человека излучения.

Излучение мобильных телефонов повреждает области мозга связанные с обучением, памятью и передвижением. Ученые исследовали воздействие излучения мобильного телефона на крыс в возрасте от 12 до 26 недель, чей мозг находится в той же стадии развития, что и мозг подростков. Спустя 50 дней исследователи обнаружили множество мертвых мозговых клеток у крыс, подвергшихся излучению. Сходство между мозгом крысы и человека дает ученым повод предположить, что схожие эффекты сотовый телефон оказывает и на людей.

Венгерские исследователи представили данные о возможности развития опухоли головного мозга у пользователей сотовых телефонов. Ими установлена связь между развитием опухоли головного мозга у людей от 20 до 29 лет, которые использовали сотовые с детского возраста.

Доказано, что если человек разговаривает по сотовому ежедневно более 45-60 минут, то никуда не скрыться от головной боли.

Влияние на зрение

У телефона экранное излучения очень низкое. Всё дело совсем не в излучении, а как раз в этих самых маленьких размерах экрана. Наш глаз устроен таким образом, что ему чрезвычайно сложно фокусировать свой взгляд на минимальном по размерам объекте. Глазной мышце приходится прилагать нечеловеческие усилия, чтобы передавать в наш мозг чёткую картинку, когда напряжение достигает предела при максимально длительном время провождении с телефоном в руках.

Последние исследования по этому поводу показали, что достаточно двухчасового общения (подряд) в день с вашим мобильным другом, чтобы через год ваше зрение упало на 12-14%.

Влияние на слух

При длительном разговоре наблюдается увеличение температуры уха, барабанной перепонки, прилегающих тканей и прилегающего участка мозга. Наверняка многие из вас могли заметить ощущение тепла в ухе после долгого разговора. Это есть не что иное, как результат воздействия электромагнитного поля, создаваемого передатчиком телефона. Ещё одна проблема: мы быстро подносим телефон к уху, а в этот момент трубка издаёт резкий сигнал, то последствия могут быть весьма неприятными для барабанной перепонки. Человек, который несколько лет пользуется наушниками регулярно, ускоряет процесс старения слуха в два-три раза. Появляется эффект ложных сигналов. Шума, которого, на самом деле нет, путаются окружающие звуки. А всё потому, что в наушниках совсем иное качество звучания, чем в реальной среде.

Ученые обнаружили, что риск развития опухоли в том ухе, к которому прикладывается мобильный телефон, в 3,9 раза выше, чем в противоположном.

Влияние на сердце, кровь

Но самым неожиданным для многих оказалось то, что мобильный аппарат влияет на состав крови человека. Шведские физики предположили, что электромагнитное излучение мобильников может повреждать красные кровяные тельца – эритроциты, усиливая их взаимодействие друг с другом.

Телефон, наконец, может воздействовать и на сердце, если мы носим его на шее или в нагрудном кармане. Виной всему, всё те же волны, которые разогревают наш мозг. В случае с сердцем они не только повышают его температуру, но и активно нарушают сердечный ритм.

Повышают риск ДТП

Общение по мобильному за рулем в 4 раза увеличивает ваши шансы попасть в аварию. Причем, использование гарнитуры "свободные руки" не поможет - все же внимание ваше посвящено разговору, а не дороге.

Распространитель инфекции

Оказывается, наши мобильные телефоны - настоящий источник заразы.

С мобильников и других объектов, которыми люди пользуются постоянно, были взяты пробы на бактерии. Результаты получились просто шокирующими - на корпусе мобильного телефона нашли больше бактерий, чем на дверных ручках, клавиатурах, подошвах обуви и даже сиденьях туалета. Исследование подтвердило наличие на всех этих предметах разнообразных кожных бактерий.

Таким образом, отрицать неблагоприятное воздействие сотового телефона на здоровье человека отрицать нельзя.

1.3. Влияние сотового телефона на детский организм

К сожалению, влияние сотового телефона на детей в несколько раз выше, чем на взрослого человека, ведь растущий детский организм обладает повышенной чувствительностью к электромагнитному полю, в результате чего еще несформировавшаяся иммунная система ребенка может очень сильно пострадать от постоянного влияния телефонного излучения. Основными последствиями этого могут стать нарушение стабильности клеток организма и работы нервной системы. Дети младше 18 лет, которые пользуются мобильными телефонами, рискуют получить проблемы с памятью, снижение внимания, нарушения сна, а также периодические головные боли. В случае усугубления влияния мобильного телефона на ребенка, у него может возникнуть заболевание, основным проявлением которого является «синдром раздражительной слабости». У детей младшего школьного возраста этот синдром может выражаться в постоянных капризах, а у детей постарше наблюдается эмоциональная несдержанность и резкая смена настроения. При дальнейшем течении болезни у ребенка начинается бессонница, сон становится тревожным, по утрам может наблюдаться даже тошнота, он жалуется на частые головные боли. Дети школьного возраста начинают испытывать трудности в учебе, чему способствует снижение концентрации внимания у ребенка. Ко всему этому могут добавиться еще и психологические проблемы от использования телефона, ведь у часто говорящих по мобильнику детей наблюдается некоторая отрешенность от внешнего мира, у них чаще возникают трудности при общении в коллективе сверстников.
Вывод: на детский организм влияние телефона вызывает особую тревогу. Излучение мобильников особенно сказывается на детском организме, что связано с недостаточным развитием у них иммунной системы.





ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ СОТОВОГО ТЕЛЕФОНА НА ПСИХОЛОГИЮ ЧЕЛОВЕКА

2.1. Виды психологического влияния сотового телефона на человека.

Мобильная зависимость - это состояние человека, при котором телефон становится предметом культа, человек бессознательно совершает звонок ради самого звонка, не осознавая своих действий или неспособен объяснить его причину. Психологи говорят о возникновении мобильной зависимости, если человек чувствует непреодолимую потребность пользоваться мобильным телефоном более получаса в день. Совершенно ясно, что время пользования мобильными телефонами у подростков намного превышает получасовой рубеж. Полная зависимость от данного средства связи называется телефономанией или номофобией.

Существует несколько признаков, по которым можно точно определить человека, страдающего так называемой номофобией. И проявляются признаки, как по отдельности, так и сразу все вместе. Чем больше таких признаков вы насчитаете, тем тяжелее случай заболевания.

Во-первых, человек, использующий мобильную связь более 5 лет и постоянно носящий с собой сотовый телефон, испытывает огромное беспокойство в случае отсутствия телефона под рукой. К таким выводам пришли психологи из Австралии, причем на их взгляд зависимость от мобильного телефона намного сильнее, чем от никотина. Забыв телефон дома или на работе, человек ощущает одиночество, депрессию и волнение, которое в отдельных случаях может перерасти в панику, а как следствие приступы гипертонии, аритмии.

По телефону говорить гораздо проще, чем вживую. Зачастую типичные телефономаны не могут связать и несколько слов при общении со своими друзьями, знакомыми или коллегами по работе вживую, а позже, позвонив кому-нибудь из этих людей, начинают говорить по телефону без остановки.

Следующая зависимость заключается в желании людей общаться с помощью SMS сообщений, или IСQ в телефоне. Но что же здесь плохого? Итальянские ученные считают, что люди, отсылающие в день более 15 сообщений, зачастую растрачивают время попусту, и не могут сосредоточиться на важных делах. А как следствие понижается уверенность в собственных силах и потеря контроля над ситуацией. Это вариант замены живого или реального общения телефонным. Человек постоянно ожидает телефонного звонка. При этом почти все время находится в состоянии напряжения или тревоги. Он берет с собой сотовый повсюду, например, в туалет, в душ, в постель. Если мобильный долго молчит, то он начинает серьезно нервничать, время от времени подходить к своему телефону, с надеждой всматриваясь в дисплей: «А вдруг я просто не услышал звонка?»

Помимо вышеперечисленного существует также зависимость от информации, получаемой с помощью мобильного телефона и боязнь ее потерять или не получить. В результате человек по нескольку раз в час проверяет, нет ли пропущенных звонков или SMS сообщений, и не пропустил ли он какое-либо важное напоминание. Он слишком часто меняет аппараты и с завидной регулярностью покупает новые аксессуары для своего «маленького электронного бога».

Все телефонозависимые, прежде чем принять звонок, тщательно изучают номер абонента. Если звонок нежелательный, они не соединяются.

Потеря или неисправность любимого телефона воспринимается таким человеком как вселенская трагедия. Часто в такие неприятные моменты телефонозависимые люди не в состоянии работать, есть, спать. Телефономан почувствует себя несчастным, лишенным. У них даже может подскочить температура!

Также телефон активно эксплуатируют не слишком уверенные в себе люди. Прежде чем принять ответственное решение, они обязательно кому-то звонят, чтобы посоветоваться (а точнее, чтобы не брать на себя ответственность за решение). Или, например, мобильный телефон является причиной целого набора социальных комплексов, так как по функциональности и стоимости сотового у людей складывается впечатление и об их владельцах.

Есть и еще одна причина — одна из самых важных. Так уж сложилось, что регулярные телефонные звонки служат своеобразным символом нужности, востребованности человека. Не звонят — значит, все меня забыли и бросили, никому-то я не нужна...».

Говоря о влиянии мобильных телефонов на эмоциональное состояние детей, нельзя не заметить, что «мобильник» способен придать его владельцу определенный общественный статус. Как и взрослые, склонные окружать себя атрибутами, указывающими на уровень достатка и материальной обеспеченности, ребенок в силу неустойчивости своей психики и несформированности характера, стремится быть «не хуже других». Все это дает реальный повод завидовать тому, у кого телефон лучше и современнее, в сердцах винить родителей, а иногда и проявлять словесную и физическую агрессию по отношению к окружающим.

Таким образом, воздействие мобильного телефона на психику человека отрицать нельзя. Однако следует помнить, психологической зависимости от сотовых телефонов подвержены не все. В первую очередь она возникает у тех, кто вообще предрасположен к зависимости. Такие люди обычно отличаются низкой самооценкой, внушаемостью и привязанностью к авторитетам. Если человека со сформировавшейся зависимостью от сотового телефона неожиданно лишить объекта привычки, у него возникает невротическая реакция, которую по аналогии с другими зависимостями можно назвать "ломкой" от отсутствия мобильного телефона.


2.2. Селфимания

Современные телефоны помимо основной своей функции, а именно телефонной связи, имеют множество дополнительных, в том числе и фотоаппарат. Если всегда под рукой есть фотоаппарат, то грех не сфотографировать… себя.

Американская ассоциация психиатров признала «селфиманию» психическим расстройством, назвав новое заболевание «selfitis». Такой диагноз может быть поставлен человеку, который выкладывает селфи в социальных сетях не менее 3-5 раз в день. Американские психиатры причисляют selfitis к обсессивно-компульсивным расстройствам, для которых характерно навязчивое желание производить какое-либо действие — в данном случае фотографировать себя и выкладывать фото в соцсетях.

Селфи (от англ. self — сам, само), называемый также «самострел», — снимок самого себя, сделанный на мобильный телефон или фотокамеру и выложенный в социальных сетях.

Психотерапевт Игорь Лях считает, что сам факт фотосъемки себя не является психическим отклонением, но может говорить о кризисе самоопределения.

Типы селфи по мнению корреспондента Sibnet.ru:

Селфи «для личного использования»

Пожалуй, самый безобидный тип селфи — это фотографирование себя с целью посмотреть на то, как выглядит прическа «со спины», или поэтапная фиксация успехов во время спортивных тренировок. Фотографии «для себя» обычно выкладываются в закрытый доступ либо не попадают в Сеть вовсе.

Селфи становления личности

Если для одних селфи является способом проявить свою личность, то для других — это возможность ее обрести.

Нередко в самофотографировании проявляется попытка уловить свое «я» и построить представление о себе самом. Эта проблематика наиболее характерна для подростков, — говорит Игорь Лях.

Селфи переходного периода

Селфи, как и проблемы самоопределения, свойственны не только подросткам. По мнению Игоря Ляха, в селфи могут отражаться кризисы личностного роста на всех этапах жизни.

2.3. Особенности психологического здоровья личности школьника. 

И.В.Дубровина в книге «Психическое здоровье детей и подростков» определяет «психическое здоровье» как нормальную работу отдельных психических процессов и механизмов, а термин «психологическое здоровье» относит к личности в целом, к проявлениям человеческого духа. Составляющими (компонентами) психологического здоровья являются социальный, эмоциональный и интеллектуальный аспекты развития личности. Именно психологическое здоровье делает личность самодостаточной.

Подростковый возраст считается периодом бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей.

В подростковом возрасте могут с чрезмерной скоростью происходить изменения, связанные с ростом организма. В этом случае подростку трудно справиться с ситуацией. В лучшем слу­чае он взывает о помощи, обращаясь к близким взрослым. Многие подростки, подпадая под зависимость от физического со­стояния, начинают сильно нервничать и обвинять себя в несостоятель­ности. Эти ощущения часто не осознаются, а подспудно формируют напряженность, с которой подростку трудно справиться. На таком фоне любые внешние трудности воспринимаются особенно трагически.

В подростковом возрасте меняется система ценностей и интересов. То, что было ценно, обесценивается, появляются новые кумиры, характер взаимоотношений с взрослыми и родителями часто носит протестный характер. В этом возрасте подростки тянутся ко всему необычному, часто увлекаются неформальными течениями. У современного подростка отмечается ярко выраженное стремление к индивидуализации, к утверждению своего «Я». Внешне кризис возраста проявляется в грубости, скрытости, нарочитости поведения, стремлении поступать наперекор требованию и желанию взрослых; в игнорировании замечаний, ухода от обычной сферы общения. Трудность в том, что подросток не умеет анализировать причины происходящего с ним. У подростка часто возникает беспричинное чувство тревоги, колеблется самооценка, он в это время очень раним, конфликтен, может впадать в депрессию. Он должен быть в своих глазах очень умным, очень красивым, очень смелым, очень способным. В тоже время перестройка отношения подростка к себе влияет не только на его эмоциональное состояние, но и на развитие его творческих способностей и удовлетворенность жизнью вообще.

По словам психологов, главной потребностью в подростковом возрасте является общение со сверстниками. В этих обстоятельствах телефон, становится не просто средством коммуникации, а центром личностной жизни ребенка, где решаются важные, по его мнению проблемы, обсуждаются глобальные вопросы. О чем же это общение. Подростки утверждают «В переписке я могу быть настолько откровенным с друзьями, что при разговоре с ними я бы не сказал им такого…» «А кот же является вашими друзьями?» Как раз ответ на этот вопрос и подстерегает подвох. Большинство подростков беседуют не с друзьями из класса или двора, не со знакомыми из реального мира, а с «виртуальными друзьями». Пока мы можем лишь предположить, в какой степени такой факт может оказать влияние на личностное развитие подростка, но это влияние уже есть.


ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ О НЕГАТИВНОМ ВОЗДЕЙСТВИИ МОБИЛЬНОГО ТЕЛЕФОНА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКА.


    1. Постановка проблемы и методы исследования.


Настораживает заинтересованность мобильным телефоном детей и подростков, ведь вместо того чтоб на уроках заниматься учёбой они играют в игры, общаются, слушают музыку, сморят фото, видео ролики многие из которых никогда бы не прошли цензуру.

Цель нашего исследования доказать, что существуют негативные последствия чрезмерного использования мобильного телефона на психологическое здоровье личности подростка.

Задачи:

1. Составление анкеты на определение отношения к мобильному телефону.

2. Подборка диагностического материала на исследование мобильной зависимости подростков.

3. Проведение анкетирования и эксперимента.

4. Анализ полученных результатов.

В ходе исследования было опрошен 81 ученик 7 - 11 классов в возрасте от 13 до 17 лет. (Приложение 1).

Подросткам предлагалось ответить на 12 вопросов разработанной нами анкеты. Вопросы анкеты были сформированы из нескольких блоков по темам:

  • подросток - телефон;

  • подросток - телефон - родители;

  • подросток - телефон - школа;

  • способы использования телефона.

Результаты анкетирования представлены в таблицах и схемах. (Приложение 2).


3.2. Анализ результатов исследования влияния сотового телефона на психологическое здоровье подростка.

Анализируя результаты анкетирования, мы получили следующие данные.

У большинства 70% подростков новые телефоны, причем наиболее новые телефоны у 14-15-летних подростков.

Стоимость телефонов у подростков значительно дороже, чем у их родителей. Большинство подростков (58%), даже имея относительно новые телефоны, хотели бы поменять свой телефон.

С возрастом подростков затраты на телефон увеличиваются, причем максимальные затраты наблюдаются у 15-летних подростков, так как именно у них самые новые телефоны, которые предоставляют больше возможностей для пользователя. В одной из анкет девушки 15 лет была указана сумма около 1500р.

Взаимоотношения подростков и родителей показали, что родители беспокоятся за своих детей, наибольшее беспокойство у родителей вызывают юноши 16-17 лет и девушки 15-16 лет.

А как же отвечают сами подростки на такую заботу родителей? Количество подростков всегда обманывающих своих родителей составило всего 2 человека из 81 заполнявших анкеты.

Судя по цифрам (90%) абсолютное большинство учеников приходит в школу со своими телефонами. Максимум положительных ответов приходится на 15-летних, причем девушек всех возрастов больше, чем юношей.

Достаточно внушительные цифры (50%) показывают, что большая часть учеников на уроках занимается совсем не школьным предметом. И среди них самые взрослые юноши 16 и 17 лет.

Используют подростки сотовый телефон для следующих целей:

13-летние подростки:

 мальчики - предпочитают играть - 31%; слушать музыку - 25%,

девочки - предпочитают слушать музыку - 56%; разговаривать - 44%.

14-летние подростки:

мальчики - предпочитают слушать музыку - 38%; разговаривать - 29%,

девочки - предпочитают слушать музыку - 61%.

15-летние подростки:

мальчики - предпочитают разговаривать - 30%; слушать музыку - 30%,

девочки - предпочитают разговаривать - 70%.

16-летние подростки:

мальчики - предпочитают разговаривать - 73%,

девочки - тоже отдают предпочтение разговорам - 58%.

17-летние подростки, и юноши и девушки предпочитают использовать телефон для разговоров:

юноши - 75%

девушки -50%.

Оказывается, что 90% опрошенных подростков знают о негативном воздействии мобильного на организм человека, но 40% из них считают, что оно им грозит только при длительном использовании. А 10% вообще утверждают, что никакого негативного воздействия нет.

Для выяснения зависимости от сотового телефона мы провели еще один опрос в 9 - 11 классах. Мы ограничили возраст опрашиваемых, так как на основании предыдущего анкетирования именно эти подростки являются, во-первых, обладателями наиболее современных моделей телефонов и, во-вторых, их наиболее активными пользователями.

Анкета-тест состояла из 10 вопросов, ответы на которые надо было оценить по 10 балльной шкале. (Приложение 3).

Половина опрошенных (51%) показала, что находится в группе риска, у них есть все шансы впасть в зависимость, они находятся на грани, у (23%) мобильная мания уже налицо. Эти учащиеся не могут прожить без мобильного ни минуты. Он занимает большую часть их жизни. Соответственно, забирая необходимое время от учебы и других важных дел. И только (26%) не вызывает беспокойства.

Для определения умственной работоспособности, выявления утомляемости и изучения внимания (устойчивость и переключаемость) была использована методика (таблица Крепелина).

График работоспособности у детей группы риска, зависимых от сотового телефона, по сравнению с среднегрупповыми имеет зигзагообразный характер. Продуктивность резко колеблется, неравномерна на разных этапах эксперимента. Это свидетельствует об истощаемости и снижении работоспособности, возможно и эмоциональной неуравновешенности испытуемых. (Приложение 4).

По результатам анкетирования можно сказать, что негативные тенденции влияния сотового телефона определенно существуют.

Во-первых, молодые люди постоянно носят сотовый телефон с собой (75%) и испытывают беспокойство в случае отсутствия телефона под рукой. Забыв телефон дома, ребята ощущают одиночество, волнение, тревогу – 54% респондентов, 14% испытывают тоску, скуку, лишь 28% не переживают по этому поводу. Но 4 % опрошенных обязательно вернутся за телефоном домой, так как будут дискомфортно себя чувствовать без гаджета.

Во-вторых, продуктивность работы неравномерна, сокращение количества выполненных заданий, увеличение временных пауз говорит о явлениях неустойчивости активного внимания, его колебаниях, склонности к психической истощаемости.
Указанные тенденции обнаруживают себя в процессе учебной деятельности.

В-третьих, по сотовому говорить гораздо проще, чем вживую. 83 % учеников раскованнее общаются по телефону, чем с глазу на глаз. Некоторые ребята любят звонить по всякому поводу. Ребята привыкли к тому, что можно дозвониться до друга и узнать точное его местонахождение, чем искать его по школе и 81% учеников поступают именно так.

В-четвертых, школьники любят общаться с помощью СМС сообщений. Это занятие порой отнимает много времени и подростки не могут сосредоточиться на важных делах, они целиком поглощены СМС диалогом. Анкетируемые признаются, что отвлекаются даже на уроках – 32%. Конечно, в результате этого понижается успеваемость.

Мои сверстники в своей СМС переписке не соблюдают правил грамматики, пунктуации. Отвечают на вопросы односложно, часто употребляют сокращенные слова, молодежный сленг. Строят в основном простые предложения, смайлики заменяют реальные эмоции.

В-пятых, современные телефоны имеют доступ в Интернет и сейчас любую информацию можно найти с помощью сотового. 68% школьников ответили, что на задачу, поставленную на уроке, тут же находят ответ в Интернете. Опрашиваемые не понимают, что от способа добычи информации зависит развитие мозговой деятельности учащегося и его память. Чтение книг расширяет кругозор, а заучивание стихов расширяет и развивает память.

В-шестых, доступность Интернета не всегда положительно влияет на поведение владельцев телефона. Многие учащиеся заходят на свою страницу по нескольку раз в день, проверяя обновления, сообщения, просматривая новости у друзей и знакомых. «Сижу в соцсетях не только дома, но и на уроке» – так ответило 27% подростков. Это тоже негативно сказывается на учебе и успеваемости в целом.

В-седьмых, 20% старшеклассников по нескольку раз в час проверяют, нет ли пропущенных звонков или СМС сообщений.

В-восьмыхх, если молодые люди потеряют телефон, то это будет вселенская трагедия для них – 75%. Они считают, что пострадает не только финансовая сторона вопроса, но и то, что не смогут позвонить, зайти в любимые приложения, соц.сети.

На поведение владельца телефона влияет гендерный признак. Девушки любят делать селфи – 84%, покупать различные аксессуары, украшения – 62%, а парни больше любят играть в игры – 28%. В безостановочном селфи психологи видят свидетельство «нарциссизма, самовлюбленности и эгоизма».


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я считаю, что выдвинутая мною гипотеза, доказана. Результаты исследований подтвердили, что чрезмерное использование мобильного телефона оказывает негативное влияние на психологическое здоровье подростка. Подростки на себе ощущают одиночество, волнение, тревогу, тоску, скуку, нарушение работоспособности, – все это в силу неустойчивости детской психики и несформированности характера способно искалечить жизнь ребенка.

По итогам тестирования я пришла к выводу, что нужно заострять внимание учащихся на том, что необходимо  бережно относиться к своему здоровью, несмотря на то, что сотовые телефоны всё активнее входят в нашу жизнь; формировать  у подростков осмысленное отношение к сотовым телефонам.


Предлагаю следующие рекомендации по использованию мобильного телефона. (Приложение 5).












Приложение 1



Юноши

Девушки


возраст

количество

возраст

количество

13 лет

6

13 лет

8

14 лет

11

14 лет

10

15 лет

7

15 лет

5

16 лет

6

16 лет

10

17 лет

9

17 лет

9























Приложение 2

1. Вопросы о телефоне

1) Как давно у тебя эта модель телефона?

Юноши



Девушки



возраст

больше года, %

меньше года, %

возраст

больше года, %

меньше года, %

13 лет

50

50

13 лет

44

44

14 лет

33

67

14 лет

48

52

15 лет

25

75

15 лет

40

60

16 лет

45

55

16 лет

42

58

17 лет

100

0

17 лет

60

40

2) Твой телефон дороже, чем у твоих родителей?

Юноши



Девушки



возраст

да, %

нет, %

возраст

да, %

нет, %

13 лет

56

44

13 лет

75

25

14 лет

67

33

14 лет

65

35

15 лет

85

15

15 лет

70

30

16 лет

64

36

16 лет

50

50

17 лет

75

25

17 лет

70

30

3) Ты хотел бы поменять телефон на новый?

Юноши



Девушки



возраст

да, %

нет, %

возраст

да, %

нет, %

13 лет

56

44

13 лет

50

50

14 лет

46

54

14 лет

57

43

15 лет

50

50

15 лет

65

35

16 лет

64

36

16 лет

58

42

17 лет

75

25

17 лет

70

30

4) Сколько денег ты тратишь на телефон в месяц?

Юноши




Девушки




возраст

Меньше 200 р. %

200 - 300р. %

больше 300р. %

возраст

Меньше 200 р. %

200 - 300р. %

больше 300р. %

13 лет

69

19

12

13 лет

25

50

25

14 лет

67

8

25

14 лет

48

17

35

15 лет

45

15

40

15 лет

25

25

50

16 лет

50

32

18

16 лет

67

17

16

17 лет

0

50

50

17 лет

30

60

10

2. Взаимоотношения подростков и родителей

5) Твои родители контролируют тебя с помощью телефона?

Юноши



Девушки



возраст

да, %

нет, %

возраст

да, %

нет, %

13 лет

38

62

13 лет

75

25

14 лет

54

46

14 лет

52

48

15 лет

60

40

15 лет

70

30

16 лет

77

23

16 лет

67

33

17 лет

75

25

17 лет

60

40

6) Ты говоришь родителям правду о том, где ты находишься?

Юноши


возраст

всегда, %

часто, %

иногда, %

никогда, %

13 лет

50

19

25

6

14 лет

33

38

29

0

15 лет

25

30

45

0

16 лет

34

33

33

0

17 лет

0

25

75

0









Девушки


возраст

всегда, %

часто, %

иногда, %

никогда, %

13 лет

44

31

25

0

14 лет

35

22

43

0

15 лет

30

40

30

0

16 лет

22

41

33

5

17 лет

60

30

10

0

3. Подросток с телефоном в школе

7) Ты берешь телефон в школу?

Юноши



Девушки



возраст

да, %

нет, %

возраст

да, %

нет, %

13 лет

75

25

13 лет

88

12

14 лет

87

13

14 лет

96

4

15 лет

95

5

15 лет

95

5

16 лет

77

23

16 лет

83

17

17 лет

75

25

17 лет

90

10





8) Ты отвлекаешься на телефон на уроке? (играешь, пишешь СМС и пр.)

Юноши



Девушки



возраст

да, %

нет, %

возраст

да, %

нет, %

13 лет

25

75

13 лет

0

100

14 лет

25

75

14 лет

13

87

15 лет

40

60

15 лет

20

80

16 лет

73

23

16 лет

25

75

17 лет

50

50

17 лет

0

100

9. Ты используешь сотовый телефон для: 


а) общения;

б) sms сообщений, ICQ;

в) игр;

Свой вариант ответа__________________________________________________

13-летние подростки:

 мальчики - предпочитают играть - 31%; слушать музыку - 25%,

девочки - предпочитают слушать музыку - 56%; разговаривать - 44%.

14-летние подростки:

мальчики - предпочитают слушать музыку - 38%; разговаривать - 29%,

девочки - предпочитают слушать музыку - 61%.

15-летние подростки:

мальчики - предпочитают разговаривать - 30%; слушать музыку - 30%,

девочки - предпочитают разговаривать - 70%.

16-летние подростки:

мальчики - предпочитают разговаривать - 73%,

девочки - тоже отдают предпочтение разговорам - 58%.

17-летние подростки, и юноши и девушки предпочитают использовать телефон для разговоров:

юноши - 75%

девушки -50%.

10. Ты убежден, что сотовый телефон возможно «правильно» использовать во время урока?

На этот вопрос ответили не все опрошенные. Большинство ответивших отметили возможность использования телефона на уроках математики в качестве калькулятора.

  1. Ты согласен, что сотовый телефон оказывает влияние на здоровье человека? 

а) оказывает вредное влияние;

б) не оказывает никакого влияния;

в) оказывает вредное влияние только при длительном использовании.

12. Продолжи фразу: «Телефон для меня это…».

Получили самые разнообразные ответы. Вот только некоторые из них:

Телефон для меня это…

  • святое

  • самый лучший друг

  • дорога в жизнь

  • средство общения с миром

  • очень многое в моей жизни

  • нужная вещь, которая нужна всегда и каждому

  • просто предмет первой необходимости

  • отвлечение от чего-либо

  • все!!!

























Приложение 3

Анкета-тест по определению мобильной зависимости.

Ответить на 10 вопросов, ответы на которые надо было оценить по 10 балльной шкале:

1. Вы раздражаетесь, когда не видите свой мобильник.

2. Вы нервничаете, когда батарейка мобильника почти разряжена.

3. Вы пытались отказаться от частого использования мобильника.

4. Вы не можете отключить мобильник даже на уроке или на встрече.

5. Вы хотите, чтобы у вашего мобильника был самый модный дизайн и украшения.

6. Вы не помните на память ни одного телефонного номера, полагаясь на телефонную книгу мобильника.

7. Вы делаете телефонные звонки, даже когда в этом нет действительной необходимости.

8. Вы часто проверяете мобильник - не пропустили ли вы звонок или SMS.

9. Вы используете мобильник даже тогда, когда у вас дома есть обычный телефон.

10. Вы немедленно отвечаете на сообщение во время урока.

Если сумма набранных баллов превышает 30 - можно говорить о существовании мобильной зависимости. При сумме от 20 до 30 нужно проявить осторожность и задуматься об уменьшении использования телефона, сумма меньше 20 баллов означает, что все в порядке.

юноши

Девушки

Меньше 20 баллов %

Меньше 20 баллов %

16% (5чел.)

10% (3чел.)

от 20 до 30 баллов %

от 20 до 30 баллов %

20% (6чел.)

31% (9чел.)

Больше 30 баллов %

Больше 30 баллов %

13% (4чел.)

10% (3чел.)

Приложение 4

График работоспособности (по Криплингу)





























Приложение 5

Правила безопасного пользования сотового телефона.

  • Самый простой - держать телефон подальше от себя. Он не должен находиться у вас в кармане, висеть на шнурке на шее и т.п. Помните об эффекте « молчащего телефона».

  • Нужно как можно меньше разговаривать по телефону, не более часа в сутки.

  • Старайтесь не разговаривать дольше трех минут.

  • Избегать использования старых аппаратов (они несовершенны, генерируют очень высокие уровни излучения).

  • Сократите до минимума разговоры в местах с плохой связью.

  • Используйте телефонную гарнитуру.

  • Приобретайте телефоны с наименьшей мощностью (с наименьшим показателем SAR).

Использованная литература

1. Гоноболин, Ф.Н. Психология: учебник для студентов вузов. М.: Просвещение, 2003.

2. Россия, статистические данные http://ru.wikipedia.org/wiki/Россия

3. Методы психологических исследований http://student.km.ru/ref_show_frame.asp?id=814E3B74C6514C1E95B2801F44AE38E0

4. Mobile phone content and use statistics http://www.dilanchian.com.au/index.php?option=com_content&view=article&id=463:teenage-mobile- phone-use-statistics&catid=23:ip

5. Мир мобильных новостей http://helpix.ru/news/200605/161329/

6. Мобильный телефон: за и против http://www.bestreferat.ru/referat-99663.html

7. Cell phones as an integral part of kids' lives. http://www.cmch.tv/mentors/hotTopic.asp?id=70

8. Do teenagers really need mobiles? Chinadaily BBS http://bbs.chinadaily.com.cn/index.php

27




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!