СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследование умений композиционной выразительности дошкольников в декоративной аппликации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследование умений композиционной выразительности дошкольников в декоративой аппликации

Просмотр содержимого документа
«Исследование умений композиционной выразительности дошкольников в декоративной аппликации»

ОГЛАВЛЕНИЕ


стр.

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Теоретические основы формирования композиционных умений детей старшего дошкольного возраста в аппликации 6

1.1. Аппликация: понятие, виды и особенности организации занятий со старшими дошкольниками 6

1.2. Композиционные умения дошкольников в творческой деятельности 8

2. Методы и приемы обучению композиционной выразительности на занятиях по аппликации 12

2.1. Методы и приемы формирования умений композиционной выразительности на занятиях аппликацией 12

2.2. Основные этапы обучения композиционной выразительности в аппликации 15

3. Исследование умений композиционной выразительности дошкольников в декоративной аппликации 23

3.1. Организация и методы исследования 23

3.2. Результаты исследования 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

Список литературы 32

ПРИЛОЖЕНИЕ 35


ВВЕДЕНИЕ


Актуальность исследования. Из всех видов деятельности, которые делают огромный скачок в своем развитии в период дошкольного детства, изобразительная деятельность занимает отнюдь не последнее место. Так как именно эта деятельность способствует развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира. Изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому.

Изображение осуществляется в изобразительной деятельности определенным образом: графическим (с помощью карандаша, кисти), пластическим (с помощью глины), силуэтным (с помощью ножниц) и т.д. Но чтобы создать рисунок, лепку, аппликацию необходимо научиться изображать предметы, явления выразительными средствами, которые присущи конкретному виду деятельности: линией, контуром, цветом в рисунке), объемом (в лепке), силуэтом, формой (в аппликации). Несформированность изобразительных навыков и умений мешает ребенку выражать в продуктах деятельности (рисунках, скульптуре, аппликации) задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия.

Таким образом, выбор темы нашего исследования обосновывается актуальной значимостью проблемы, ее недостаточной разработанностью в литературе и несомненной важностью для теории и практики дошкольного образования.

Исходя из анализа психолого-педагогической, методической литературы и современной образовательной практики можно сформулировать противоречие между широкими возможностями обучения композиционной выразительности дошкольников в процессе аппликации и недостаточной разработанностью данного вопроса в методической литературе.

Необходимость разрешения данного противоречия определяет актуальность исследования и его проблему: каковы основные методы и приемы композиционной выразительности дошкольников в аппликации?

Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность разработанных методов и приемов обучения композиционной выразительности дошкольников в аппликации.

Объект: процесс обучения композиционной выразительности дошкольников в аппликации.

Предмет: методы и приемы обучения композиционной выразительности дошкольников в аппликации.

Гипотеза исследования: формирование композиционной выразительности дошкольников в аппликации в аппликации будет осуществляться успешно, если:

  • учитывать уровень сформированности изобразительных умений детей;

  • этот процесс будет осуществляться на основе специально разработанной программы;

  • целенаправленно будут использоваться потенциальные возможности аппликации из различных материалов.

В соответствии с целью исследования и гипотезой были поставлены следующие задачи:

1. изучить теоретические основы формирования композиционных умений детей старшего дошкольного возраста в аппликации,

2. проанализировать методы и приемы обучению композиционной выразительности на занятиях по аппликации,

3. провести исследование умений композиционной выразительности дошкольников в декоративной аппликации.

Степень научной разработанности. Надо отметить, что проблема работы в технике аппликация с детьми дошкольного возраста – предмет глубокого педагогического исследования. Значительный вклад в ее разработку внесли исследователи художественного творчества дошкольников: Е.А. Флерина, А.А. Волкова, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова и другие. Раскрыты вопросы сущности понятия аппликации, методика организации, приемы выполнения аппликации из различных материалов и т.д. Но в доступной нам литературе не описаны особенности обучения композиционной выразительности дошкольников 4-5 лет в аппликации.

Источниковой базой выступили научные труды, монографии, материалы научных выступлений по теме нашего исследования.

Практическая значимость заключается в том, что материалы могут применяться в практике ДОУ при формировании изобразительных умений старших дошкольников.

Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.




1. Теоретические основы формирования композиционных умений детей старшего дошкольного возраста в аппликации


1.1. Аппликация: понятие, виды и особенности организации занятий со старшими дошкольниками


Аппликация (от латинского аррliсаtiо - накладывание) - это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон. В аппликации употребляются самые различные материалы: кожа, войлок, сукно, береста, мех, ткань, соломка, бумага [40, с. 48].

М.А. Гусакова отмечает, что аппликация - один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радует яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает у них техника вырезывания и наклеивания [6, с. 5].

Дети, выполняя аппликационные работы, приобретают новые знания, закрепляют представления, полученные на других занятиях. Все виды изобразительной деятельности детей, в том числе и аппликация, направлены на формирование у детей определенных знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности. Специфика аппликации дает детям возможность активнее усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения, что важно не только для создания сюжетных и декоративных аппликаций, но и для рисования.

Своеобразие аппликации заключается как в характере изображения, так и в технике ее исполнения.

Изображение в аппликации обладает большой условностью по сравнению с другими видами плоскостного изображения - рисунком, живописью. Для аппликации характерна более обобщенная форма, почти без деталей. Чаще всего используют локальный цвет, без оттенков, причем один цвет от другого резко отличается.

Таким образом, основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна (локальность) больших цветовых пятен [6, с. 5].

В.Б. Косминская выделяет следующие виды аппликации в детском саду

  • по содержанию [45]:

  • предметная (в предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметные изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства) [2, с. 6];

  • сюжетная (предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимосвязи в соответствии с темой или сюжетом) [2, с. 7];

  • декоративная аппликация (вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления) [2, с. 8-9].

  • по количеству используемых цветов: силуэтная (монохромная); цветная (полихромная).

  • по форме: геометрическая; не геометрическая.

  • по способу изготовления деталей: резанная; рваная.

  • по количеству деталей: целая силуэтная; раздробленная на части; мозаика.

  • по способу крепления деталей: однослойная; многослойная.

Обучение аппликации предполагает ознакомление с материалом, приобретение умения вырезывать разнообразные формы, располагать их на листе в определенном порядке и наклеивать в соответствии с образом и сюжетом.

Усвоение основных приемов вырезывания: а) разрезание бумаги по прямой, по сгибам и на глаз; б) вырезывание округлых форм путем закругления углов, симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое, несколько раз, гармошкой; в) вырезывание несимметричных форм — силуэтное и из отдельных частей; г) вырезывание по контуру; д) создание формы путем обрывания (отщипывания) кусочков бумаги.

Усвоение основных приемов наклеивания (пользование кистью, клеем, тряпочкой; умение последовательно наклеивать формы).

Основная задача в обучении детей 4-5 лет по всем видам изобразительной деятельности - развитие умения создавать изображения, близкие к реалистическим. Поэтому на занятиях аппликацией так важно познакомить детей со всеми основными приемами вырезывания силуэтных симметричных и асимметричных форм.


1.2. Композиционные умения дошкольников в творческой деятельности


Во все времена изобразительное искусство занимало особое место в различных видах деятельности ребенка. Важной задачей для ребенка является овладение композиционными умениями. Знание и владение композиционными умениями должно закладываться с самого детства. Небольшой уровень овладения композиционными умениями в дошкольном детстве может повлечь за собой большие трудности последующего периода обучения изобразительной деятельности. Затруднениями для дошкольника являются композиционные поиски, это передача выразительности форм, пропорций, цвета и пространства.

В энциклопедическом словаре юного художника содержится определение «Композиция (от лат.compositio- сочинение, составление, связывание, соединение частей в единое целое в определённом порядке) – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением; расположение и взаимосвязь его частей, образующих единое целое. Как правило, композиция строится на сопоставлении с главным сюжетно-тематическим центром всех менее значительных композиционных элементов. Помимо соподчинения, область композиции включает и выбор, состав таких элементов» [4, с. 334].

Важная роль отводится сюжету, основному компоненту композиционных отношений, так же основным компонентом в выборе композиции в подготовительной группе является стремление добиться глубокого изучения и познания мира, истории, культуры. Такой подход к теме делает интересным воплощение замысла ребенка в любой форме – натурной, исторической или сказочной. К 6-7 годам ребенок должен овладеть приемами создания художественного образа. Ребенок старается использовать выразительность линии, передает различные эмоциональные состояния, чувство и настроение, в этот период ребенок умеет создавать простейшие живописные композиции отражающие взаимоотношения и взаимодействия различных объектов.

Для того чтобы ребенок мог овладеть композиционными умениями воспитателю важно выбирать такие темы для будущих композиций, которые могут поспособствовать расширению кругозора ребенка и обеспечить освоение общекультурных ценностей, личностного миропонимания. В подготовительной к школе группе ребенок распределяет предметы по всей плоскости листа, соблюдая чувство равновесия и композиционной наполненности. Горизонтальную плоскость ребенок мыслит в реальном пространстве. Ребенок стремится к правдоподобию, точности и полноте изображения. Это заставляет избегать передачи пространственных отношений, при которых один предмет закрывает часть другого. Дети в своих сюжетных работах часто нарушают пропорции предметов, не замечая этого (например, фигура человека выше дома). В выразительном изображении форма служит средством передачи характера образа. Ребенок пытается добиться выразительности образа посредством изображения определенных поз, жестов и определенного расположения фигур. Для того чтобы ребенок мог создать эмоциональную и образную композицию ему необходимо научиться видеть в окружающей среде интересные для него события, персонажей и мотивы.

Композиция, форма и цвет является главными средствами выразительности образа в работах детей. Композиционный строй, ритм и цветовое звучание неразрывно связаны с жизненной почвой образов и являются выражением определенной мысли автора, которым и является ребенок.

Н.А. Ветлугина отмечает, что каждый ребенок обладает своим особым запасом впечатлений и наблюдений. Индивидуальные особенности жизненного опыта сказываются всегда на восприятии сюжетов. Это обстоятельство является источником неповторимости, оригинальности, своеобразия создаваемых образов. Интересно, сто, создавая образ целого сюжета, стремясь к полноте, правдоподобию изображения, ребенок выбирает, однако, самые характерные его признаки и особенности [1, с. 74].

Композиция в изобразительном искусстве представляет собой конкретную разработку идейной и сюжетно-тематической основы произведения и связана с необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно

Изучение законов композиции и руководство ими в художественно- творческой деятельности способствуют формированию умения выразительной передачи окружающего мира в собственной интерпретации.

Композиция не преподносится как обучение одним лишь отвлечённым законам. Все законы и правила должны помогать отражать на листе бумаге мир и выражать своё отношение к нему.

На начальном этапе воспитатель должен объяснить ребенку, что в творческой деятельности существуют понятия симметрии, асимметрии, стилизации. Внимание уделяется композиционной организации листа (выбор формата, его равномерное заполнение крупным изображением, выделение центра с помощью различных видов контраста). Целесообразно чередовать и комбинировать изобразительные техники, приучать учащихся до начала работы выполнять небольшие эскизы. Разрабатывая их, дети осуществляют поиск такой композиции, которая позволит уже в черновом, схематичном наброске увидеть целостность и выразительность.

С приобретением учащимися навыка выполнения композиций статичного характера вводится понятие динамики – движения, разъясняются способы его передачи. Условия проведения занятий влияют на степень восприятия дошкольниками явлений искусства, формирование у них многообразных представлений о различных гранях пластических искусств, расширение художественного кругозора и создание ярких эмоциональных впечатлений. Это обусловливает необходимость обеспечения занятий современной аудио- и видеоаппаратурой, средствами обучения и пр. Для того чтобы занятия были интересными, увлекательными, рекомендуется проводить большую их часть в форме игры, обеспечивающей осознанную и целенаправленную деятельность дошкольников.

Итак, композиционные умения заключаются в способности передавать форму предмета, его строение, цвет и другие качества, создавать узор с учетом украшаемой формы. С изобразительными умениями тесно связаны технические навыки. Для изображения любого предмета надо уметь свободно и легко проводить линии в любом направлении, а как передать форму предмета посредством этих линий - это уже изобразительная задача [45].

2. Методы и приемы обучению композиционной выразительности на занятиях по аппликации


2.1. Методы и приемы формирования умений композиционной выразительности на занятиях аппликацией


Занятия по изобразительной деятельности проводятся в детском саду во всех возрастных группах от 2 до 4 раз в неделю [45].

Содержание занятий планируется воспитателем в соответствии с требованиями программы для данного возраста и с учетом знаний и изобразительных умений, которые имеются у детей.

Обучение композиционной выразительности на занятиях аппликацией осуществляется различными методами и приемами.

Рассмотрим специфические особенности применения разных приемов обучения на занятиях аппликацией в старшем дошкольном возрасте.

В средней группе, опираясь на представления детей и используя натуру (или заменяющую ее картинку), воспитатель проводит анализ строения предмета, вычленяя отдельные части, обрисовывая их формы и отмечая соотношения их друг с другом [20, с. 197].

В старшей, а затем и в подготовительной группе рекомендуют чаще использовать несколько образцов, чтобы показать возможность разных вариантов композиции. Это воспитывает у дошкольников творческую инициативу в выполнении задания. Например, дети знакомятся с приемом вырезывания двух половинок костюма Петрушки из двух сложенных вместе листков бумаги. Педагог показывает только приемы вырезывания одежды, а рассматривая образцы, дети отмечают, что одежда Петрушки может быть разных цветов, формы, в руках у него разные предметы. В декоративных работах при составлении узоров из одних и тех же элементов используют бумагу в форме круга, квадрата, полосы и т. д. [20, с. 198].

Как правило, новые приемы старшие дошкольники осваивают по показу воспитателя.

Наиболее сложно для детей этого возраста вырезывание симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое. Освоение этого приема требует развитого восприятия и аналитического мышления, в частности, умения расчленить предмет на две половины и вырезывать.

Дети подготовительной группы знакомятся с более сложными приемами вырезывания из сложенной бумаги. Вначале закрепляются умения, полученные ими в старшей группе при вырезывании форм из бумаги, сложенной вдвое. В качестве заданий предлагают более сложные симметричные формы - елку, животных, людей. При подготовке формы елки для аппликации следует показать, как сохранить ее конусообразное строение: согнутый пополам прямоугольник разрезают по диагонали, а затем у полученного треугольника, также согнутого пополам, по краю вырезывают ветки. Такой прием можно применять лишь в подготовительной группе, так как шестилетние дети могут идти в построении изображения от общего к частному и от частного снова к общему.

Более сложный прием вырезывания - из бумаги, сложенной в несколько раз, применяют при выполнении салфеточек, снежинок, цветов. Воспитатель показывает, как следует сложить бумажный листок в форме квадрата несколько раз (3-4), как вырезывать в зависимости от контура создаваемого предмета одну или несколько частей, расположенных вокруг центра (угол сложенного квадрата). При развертывании вырезанная деталь повторится 6-8 раз. В дальнейшем дошкольники смогут использовать этот прием самостоятельно при декоративных работах [20, с. 200].

В подготовительной группе продолжаются занятия сюжетной аппликацией. Новое для детей - это соблюдение последовательности в расположении и наклеивании форм. В отличие от рисунка, где последовательность пространственного расположения предметов может быть различной, в аппликации последовательность расположения и наклеивания форм всегда является строго определенной: сначала общий фон (небо, земля), затем предметы дальнего плана, среднего и переднего планов [20, с. 200].

Старшим дошкольникам уже понятно, что предметы могут загораживать друг друга, поэтому будут видны в аппликации частично. Образец в данном случае применяют только для объяснения приема, а выполнение задания проходит без образца, на основе имеющихся у детей представлений [20, с. 201].

Выполнение сюжетных аппликаций может быть организовано как коллективная работа, причем дошкольники без помощи педагога распределяют работу между собой. Например, при иллюстрировании эпизодов из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина дети объединяются в группы по 4 человека. Каждая группа выполняет аппликацию по одной из сцен сказки; «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет», «В синем небе звезды блещут... бочка по морю плывет», «Глядь, поверх текучих вод лебедь белая плывет», «Шмелем князь оборотился, полетел и зажужжал, судно на море догнал» и др. Распределение сюжетов между группами проводит воспитатель, ребята же самостоятельно решают, кто будет вырезывать и украшать бочку, кто - облака и звезды, кто - волны и т. д. Когда все формы вырезаны и распределены на листе, ребята решают, в какой последовательности следует их наклеивать. Совместно дети прикрепляют формы к бумаге: одни намазывают их клеем, другие помещают на место, третьи прижимают тряпочкой и т. д. Такая коллективная работа ценна тем, что она, с одной стороны, воспитывает чувства коллективизма, товарищества, а с другой - способствует формированию умения планировать и заранее продумывать весь ход работы.

Прием обыгрывания предметов или игрушек, картин-панорам, природного, бросового материала очень распространен. Другой прием - обыгрывание изображения. В зависимости от того, обыгрывается законченное или ещё не завершенное изображение, следует различать обыгрывание готового изображения и сюжетно-изобразительную игру с незаконченным изображением.

Обыгрывание готового изображения применяется по окончании рисования (аппликации). Полученное изображение используется при этом как своеобразный игровой предмет.

Обыгрывание незаконченного изображения можно ещё назвать сюжетно-изобразительной игрой. Этот прием направлен на руководство процессом изображения, и потому он как бы сопровождает его.

В руководстве изобразительной деятельностью возможно применение другой группы игровых приемов с ролевым поведением детей и взрослых. Все выделенные игровые приемы можно использовать во всех типах занятий, но учитывать ведущие задачи занятия.


2.2. Основные этапы обучения композиционной выразительности в аппликации


Исходя из вышеизложенного, было решено спроектировать и апробировать на практике технологию развития умений в аппликации старшего дошкольного возраста. Основной задачей обучения аппликации в этом возрасте является овладение разнообразными приемами вырезывания. Целью технологии стало развитие умений в аппликации у старших дошкольников и творческих способностей в коллективной деятельности. На основе цели были сформулированы следующие задачи:

1. Развивать умение составлять предмет из нескольких частей и компоновать узоры на круге, квадрате, прямоугольнике из геометрических и растительных форм;

2. Развивать умение вырезать, пользуясь разными приемами: по прямой в разных направлениях, с закруглениями, из бумаги сложенной вдвое, гармошкой;

3. Совершенствовать умение использовать новые цвета(оранжевый, фиолетовый) и различные светлые и темные оттенки цветов, красиво сочетая их.

4. Закреплять умения создавать предметные и сюжетные аппликации.

5. Развивать творческие способности в коллективной деятельности.

Спроектированная технология состоит из трех этапов и четырех блоков. Особенность нашей экспериментальной работы состоит в том, что дает возможность педагогу вести не стихийную, а планомерную систематическую работу по обучению детей разнообразным приемам вырезания и творческому подходу к выполнению работ.

На первом этапе необходимо проводить работу по совершенствованию и закреплению определенных аппликационных умений у детей (закрепить умение пользоваться ножницами: разрезать квадраты на треугольники; вырезать круглую и овальную формы, срезая уголки у квадрата или прямоугольника; способам действия с клеем), а также обогащать и уточнять знания об окружающем мире, т.к. создание изображения, аппликации требует, чтобы дети отчетливо представляли те предметы и объекты, которые им следует изобразить. Эта работа проводится с помощью проведении дидактических игр, упражнений для рук по закреплению практических умений и их совершенствованию, организации ежедневных рассматриваний, наблюдений, которые подобранны в блоках на развитие определенных изобразительных умений, а также занятий в других видах деятельности, в т.ч. и по ознакомлению с окружающим миром с целью накопления опыта. Дети должны понимать значение таких пространственных понятий как вверху, сбоку, снизу, наискось, наклонно. Знать, что такое неотрывно, неотрывное движение, ворс, контур; название различных форм - округлых (круг, овал), прямоугольных (квадрат, прямоугольник). Знакомить с этими названиями нужно не только на занятиях по изобразительной деятельности, но и на других занятиях, а также в быту. Необходимо проводить индивидуальную работу с детьми, которые испытывают трудности в усвоении изобразительных умений и навыков. Задача педагога на этом этапе учить ребенка видеть мир, развивать в детях наблюдательность, умение сознавать увиденное, т.е. развивать в детях способность мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы, а также совершенствовать ручную умелость детей в аппликации.

На втором этапе происходит формирование  умений  детей в аппликации. НОД разрабатывали с учетом постепенного усложнения содержания заданий на интересном для детей материале - от простых изображений к более сложным с большим количеством деталей и более разнообразной формы, для того чтобы дети могли осознанно дифференцировать и применять те или иные приемы вырезания. Работа проводится по блокам.

В первом блоке содержание занятий основано на необходимости научить детей дифференцировать, называть и изображать геометрические формы разной конфигурации, которые они должны целесообразно применять в узорной деятельности, при изображении предметов и создании декоративно - тематических композиций.

Для закрепления умения группировать и дифференцировать фигуры прямоугольные (квадрат, прямоугольник), косоугольные (треугольник, ромб, трапеция, многоугольник), а также округлые (круг, овал) использовались дидактические игры: «Разложи фигуры в свои домики», «Составь фигуру», «Какая геометрическая фигура на что похожа».

После того, как дети освоили умение вырезать геометризированные фигуры, рекомендуем приступить к обучению составления узоров из геометрических и растительных форм. Прежде всего, ребенку необходимо отчетливо представлять, что он будет изображать, а для этого у него должны сложиться представления об узоре. Для этого организуют выставки, где используется большой подбор образцов, фотографии экспонатов выставок декоративно - прикладного искусства, открытки, альбомы с национальными орнаментами, а также рассматривание различных декоративных изделий (ковров, тканей, платков).

Следующей задачей на данном этапе нашей работы была научить детей составлять узоры на полосе, квадрате, круге. В специально - организованной деятельности проводятся занятия на темы: «Укрась красиво блюдечко», «Вырежи и наклей красивый коврик для куклы», «Семеновская матрешка». Обращалось внимание детей на симметричность расположенных элементов узора, чувство ритма, цвета. При этом использовался информационно - рецептивный метод и такие приемы как: упражнения игровые, сюрпризные моменты, показ, объяснение, поощрение, совет. Перед каждой образовательной деятельностью проходили беседы, на которых дети вспоминали содержание предыдущих занятий, что запомнили, что понравилось, какие успехи были достигнуты. После НОД подводя итоги, одобрялось у детей проявление самостоятельности и творчества. Одним из средств закрепления полученных знаний являются дидактические игры. Так например мы использовали игру «Декоративный поднос», целью которой является закрепление умения составлять из геометрических форм узор, чередуя их по цвету. Детям также предлагались упражнения на вырезание и составление узора из природного материла (листья, цветы).

Завершающим на этом этапе - проведение на закрепление образовательной деятельности на тему «Красивый узор» (по замыслу). Задачи НОД - закрепить приемы вырезания геометрических элементов и составление узоров, сочетая по цвету, композиции. Во втором блоке детей обучают приему вырезания симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое Использование этого приема экономит время и позволяет создать интересные и выразительные композиции. В совместной и индивидуальной деятельности детей сначала прибегают к тренировочным действиям, используют прорисовку пальцем. Упражнение «Нарисуй бабочку», «Вазу», «Листик». Проводят дидактические игры «Узор на полосе из бутонов и листьев», «Узнай предмет». В специально-организованной деятельности проводят занятия «Докончи узор на кувшине», «Коровушка буренушка», «Веселый поезд». Оформляют выставки или альбомы детских работ, экспериментируют с природным материалом.

Обучая приему вырезывания из бумаги, сложенной гармошкой в совместной и индивидуальной деятельности детям дают игровые задания «Веер для подружки», «Красивая гармошка», «Вот и получился хоровод» и предлагают  дидактические игры, способствующие развитию умения мысленно разделить предмет на две части, складывать бумагу в несколько раз. В специально-организованной деятельности проводят занятия, подбирая самые различные изображения: веточка с листьями, цветы, елочные бусы. Дети выполняют декоративные аппликации «Декоративный поднос», украшают узорами полосу, квадрат, круг и готовые силуэты.

Продолжая формировать у детей интерес к общему продукту деятельности рекомендуется совместная деятельность «Работа в мастерской» по изготовлению игрушек из бумаги «Веер», «Гармошка» ит.д.

В третьем блоке детей обучаютумению использовать новые цвета (оранжевый, фиолетовый), а также различные светлые и темные оттенки. Работа с детьми проводится поэтапно, от самых простых заданий, постепенно переходят к более сложным. Она начинается с проведения дидактических игр, целью которых было различение и называние цветов, систематизация цвета, развитие памяти, внимания, логического мышления. В совместной и индивидуальной деятельности детям дают игровые задания, способствующие развитию умения различать цвета и оттенки. Также проводят дидактические игры на закрепления цвета: «Цветные странички», «Цветные карандаши», «Помоги рыбкам», «Разноцветные поляны». В игре «Помоги рыбкам» детям нужно найти маленькой рыбке маму такого же цвета. В игре «Разноцветные поляны» детям дается задание: посадить бабочек на поляну такого же цвета. Эта игра на разучивание новых цветов (фиолетовый и оранжевый), а также на закрепление других цветов и оттенков. Также детям предлагается дидактическая игра «Радуга». Её цель: научить составить радугу из семи цветов в определенном порядке. Во время игры рекомендуется познакомить детей со стихотворением «Краски радуги» Эти игры можно изготовить в ходе совместной деятельности.

В работе с детьми предлагается использовать также и готовые настольно - печатные игры «Цвета», «Цвет и форма», «Сказочные цветы», «Собери цветок».

Наряду с развивающими играми проводятся беседы и чтение художественных произведений. А именно чтение книги Леонида Яхнина «Радуга», в которой в форме стихов, загадок, сказок, даются знания об основных, составных, белом и черных цветах и их оттенках.

Работу по цветовому восприятию рекомендуется продолжать в сюжетно - ролевой игре «Магазин».

В специально-организованной деятельности проводят занятия на темы: аппликация предметная «Гроздь винограда», «Шарики воздушные, ветерку послушные», аппликация сюжетная (на основе незавершенной композиции) «Девочка в осеннем лесу», аппликация коллективная с элементами рисования «Воробьи в лужах», аппликация по замыслу «Город»,коллаж «Сказочные птицы».А также обучающие задания, на которых обращалось внимание детей на то, что красивы не только разноцветные рисунки, но и одноцветные. Изготовляя декоративные работы, учат подбирать контрастные цвета. Занятия составлены по принципу усложнения от простого к сложному.

В четвертом блоке детей обучают умению создавать предметные и сюжетные аппликации, используя разные приемы, которыми овладели дети. Первоначально дети вместе со взрослыми на занятиях рассматривают предметы, обследуют их. 

В совместной и индивидуальной деятельности детей упражняют в вырезывании  разных предметов по частям, составлении предметных и сюжетных композиций . Используют игровые задания «Собери из частей целое»,и дидактические игры «Живые картинки», «Составь сюжет о времени года»-дети на фланелеграфе учатся создавать сюжет из готовых предметов. Также происходит положительный эффект от использования сюрпризных моментов «Угадайте, что получиться»; изготовлении коллажа. В специально-организованной деятельности проводят занятия: «Дары осени», «Декоративное панно» (работа с природным материалом)аппликация сюжетная с элементами рисования «У солнышка в гостях» (лучики из бумажных комочков), «Цирк», «Машины везут урожай с полей», «Новогодняя сказка». Для накопления знаний о предметах проводятся интегрированные занятия по развитию речи на тему «Составь описательный рассказ о медвежонке», целью которого научить детей составлять описательный рассказ по нарисованной схеме, а в конце занятия дети изготовляют предметную аппликацию «медвежонок». Проводится экспериментирование с бумагой и ножницами с целью получения выразительных аппликативных образов (сминание, обрывание, выщипывание, общипывание уголков бумаги). Также используется метод сотворчества на основе незавершенных композиций. Он уникален тем, что позволяет всем учиться друг у друга. При этом на смену репродуктивным методам обучения приходит проблемный и частично - поисковый методы, которые воспитывают проявление самостоятельного поиска, активности детей.

Чтобы повысить интерес к аппликации предлагается познакомить детей с новой техникой под названием «Киригами», которая включает в себя не только складывание бумаги, но и надрезание и вырезание с целью получения  как объёмных, так и плоскостных фигур.

В каждом блоке проводятся беседы, экскурсии, рассматривание фотографий, открыток, календарей, чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций из детских книг по тематике. Организуют наблюдения во время прогулок.

На третьем этапе создаются условия для использования детьми приобретенных на занятиях аппликацией умений  в других видах деятельности. Главным образом это происходит при оформлении групп к тематическим праздникам, изготовлении групповых украшений, елочных игрушек, в конструировании, а также в игровой деятельности. Вариативность заданий по предметной аппликации способствует более гибкому применению усвоенных умений, ставит ребенка в условия, требующие от него проявления активности, самостоятельности в выборе содержания своей деятельности, в обдумывании цветовой трактовки аппликации, в установлении последовательности компоновки и наклеивания элементов.

Участниками образовательного процесса являются также и родители. Необходимо разъяснять родителям важность формирования изобразительных умений для развития детей старшего дошкольного возраста и о значении изобразительной деятельности в формировании личности ребенка.Проводить анкетирование, опросы по выявлению проблем родителей в формировании изобразительных умений, индивидуальные консультации по организации изобразительной деятельности в домашних условиях с учетом возрастных и личностных особенностей детей; выставки детских рисунков для родителей, мастер-классы по ознакомлению с нетрадиционными техниками аппликации. Проводить конкурсы по аппликации «Лучшая домашняя аппликация» и др.

Проведя итоговую диагностику уровня развития умений в аппликации, результаты нас порадовали. Анализ результатов показал, что уровень развития умений в аппликации у детей значительно вырос. Дети хорошо владеют разными способами  вырезания, а именно  симметричного, силуэтного, многослойного  и ажурного. Освоили разные способы прикрепления материла на фон для получения объемной аппликации. Владеют навыками коллективной работы. Проявляют самостоятельность, активность в придумывании и создании творческих работ. У детей проявляется творчество, а это то что необходимо им для обучения в школе и дальнейшей жизни.

На наш взгляд, практическая значимость работы заключается в том, что обобщенные материалы могут быть использованы педагогами других детских садов в практике работы с детьми старшего дошкольного возраста с целью развития умений в аппликации.


3. Исследование умений композиционной выразительности дошкольников в декоративной аппликации


3.1. Организация и методы исследования


В эксперименте участвовали 20 детей 4-5 лет, МБДОУ «Счастливый малыш» г. Лаишево.

Основная цель педагогического исследования – выявить уровень умений композиционной выразительности дошкольников в аппликации.

Задачи исследования:

  1. изучить начальный уровень умений композиционной выразительности дошкольников,

  2. предложить этапы, методы и средства, направленные на формирование умений композиционной выразительности дошкольников,

  3. провести повторно диагностику уровня умений композиционной выразительности дошкольников.

В качестве методики исследования было предложено детям задание Аппликация из засушенных листьев. «Золотая осень» - «Образы осени».

Задачи занятия:

  1. Ознакомление с особенностями засушенных растений как поделочного материала; освоение способов работы и декоративно-художественных качеств материала.

  2. Расширение сенсорного опыта, развитие сенсомоторной сферы.

  3. Развитие наблюдательности, образного мышления.

  4. Воспитание аккуратности.

Оценки и критерии эстетического развития. Ребенок должен:

        1. Оценивать материал с точки зрения художественно-эстетической выразительности.

        2. Создавать в воображении выразительный художественный образ.

        3. Определять наиболее выразительное расположение листьев в формате фона.

        4. Оценивать результаты выполненной работы.

Критерии художественного творчества при создании аппликации:

  1. Имеет представление о материале, из которого сделана аппликация.

  2. Владеет приемами работы с различными материалами.

  3. Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.

  4. Умеет самостоятельно провести анализ аппликации.

  5. Использует свои конструктивные решения в процессе работы.

  6. Учитывает яркость, оригинальность при выполнении.

  7. Выполняет работу по замыслу.

  8. Показывает уровень воображения и фантазии.

Были определены три уровня эстетического развития и художественного творчества в создании аппликации:

Высокий уровень – ребенок имеет представление о материале, из которого сделана аппликация, владеет приемами работы с различными материалами, самостоятельно определяет последовательность выполнения работы, умеет самостоятельно провести анализ аппликации, использует свои конструктивные решения в процессе работы, учитывает яркость, оригинальность при выполнении, выполняет работу по замыслу, показывает высокий уровень воображения и фантазии.

Высокий уровень включал в себя не только стремление ребенка к выполнению образа или композиции самостоятельно, но с включением дополнений, преобразование ошибки в достоинство работы (гибкость), перенос навыков работы с одним материалом на другой, качественность и аккуратность выполненной поделки.

Средний уровень - ребенок имеет недостаточное представление о материале, из которого сделана аппликация, владеет не всеми приемами работы с различными материалами, не может самостоятельно определить последовательность выполнения работы, не может полностью самостоятельно провести анализ аппликации, не может полностью использовать свои конструктивные решения в процессе работы, не всегда учитывает яркость, оригинальность при выполнении, не всегда может выполнить работу по замыслу, показывает средний уровень воображения и фантазии.

Низкий уровень ребенок не имеет представление о материале, из которого сделана аппликация, не владеет приемами работы с различными материалами, без помощи не может определить последовательность выполнения работы, не умеет самостоятельно провести анализ аппликации, не использует свои конструктивные решения в процессе работы, не учитывает яркость, оригинальность при выполнении, выполняет работу по замыслу, показывает низкий уровень воображения и фантазии.


3.2. Результаты исследования


По результатам исследования были составлены сводные таблицы.


Таблица 1.- Результаты исследования умений композиционной выразительности дошкольников на начало учебного года

Список детей

Критерии

Уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

ЭГ











1.

Алена К.

+

-

-

-

+

-

-

-

низкий

2.

Саша М.

+

-

-

-

-

-

-

-

низкий

3.

Тимур А.

-

-

-

-

+

-

+

-

низкий

4.

Аня П.

+

-

-

-

+

-

+

-

средний

5.

Вова Е.

-

-

-

-

+

-

+

-

средний

6.

Кирилл Т.

-

-

-

-

+

-

-

-

низкий

7.

Света Г.

+

-

+

-

-

-

-

-

низкий

8.

Люда Р.

-

-

-

-

+

-

+

-

низкий

9.

Дима П.

-

-

+

-

-

-

-

-

низкий

10.

Алеша Р.

+

-

-

-

-

-

+

-

низкий

КГ











1.

Даша Ц.

-

-

-

-

+

-

-

-

низкий

2.

Диана Ж.

-

-

+

-

+

-

-

-

низкий

3.

Никита Б.

+

-

+

-

+

-

-

-

средний

4.

Толя Ф.

+

-

-

-

+

-

+

-

средний

5.

Сережа В.

+

-

-

-

+

-

-

-

низкий

6.

Ира Г.

-

-

-

-

+

-

+

-

низкий

7.

Наташа З.

+

-

+

-

+

-

-

-

средний

8

Лиля П.

+

-

+

-

-

-

-

-

низкий

9.

Богдан Ш.

-

-

+

-

-

-

-

-

низкий

10.

Юля Б.

-

-

-

-

+

-

+

-

низкий


Результаты ЭГ

Итак, по 1 критерию, 5 детей имели представление о материале, а 5 детей нет. Все дети не владели приемами работы с различными материалами.

2 детей смогли с помощью педагога определить последовательность выполнения работы.

Никто из детей не смог провести анализ аппликации самостоятельно.

5 детей смогли с помощью педагога использовать свои конструктивные решения в процессе работы.

Никто из детей при создании аппликации не учитывал яркость и оригинальность при выполнении аппликации.

5 детей смогли выполнить работу по замыслу.

Никто из детей не проявил воображения и фантазии при создании аппликации.

Результаты КГ

Итак, по 1 критерию, 5 детей имели представление о материале, а 5 детей нет. Все дети не владели приемами работы с различными материалами.

2 детей смогли с помощью педагога определить последовательность выполнения работы.

Никто из детей не смог провести анализ аппликации самостоятельно.

8 детей смогли с помощью педагога использовать свои конструктивные решения в процессе работы.

Никто из детей при создании аппликации не учитывал яркость и оригинальность при выполнении аппликации.

5 детей смогли выполнить работу по замыслу.

Никто из детей не проявил воображения и фантазии при создании аппликации.

Определяя наличие дополнительных и оригинальных элементов в аппликациях, следует отметить, что многие дети стремились уточнить у педагога, что им необходимо выполнить, ожидали подсказки, образца.

Рисунок 1. - Результаты умений композиционной выразительности дошкольников на начало учебного года


Таблица 2. - Результаты исследования создания аппликации на конец учебного года

Список детей

Критерии

Уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

ЭГ











1.

Алена К.

+

+

+

+

+

+

+

+

высокий

2.

Саша М.

+

+

+

+

+

+

+

+

высокий

3.

Тимур А.

+

+

+

+

+

+

+

+

высокий

4.

Аня П.

+

+

+

+

+

+

+

+

высокий

5.

Вова Е.

+

+

+

+

+

+

+

+

высокий

6.

Кирилл Т.

+

+

+

+

+

+

+

+

высокий

7.

Света Г.

+

+

+

+

+

+

+

+

высокий

8.

Люда Р.

+

+

+

+

+

+

+

+

высокий

9.

Дима П.

+

+

+

+

+

+

+

+

высокий

10.

Алеша Р.

+

+

+

+

+

+

+

+

высокий

КГ











1.

Даша Ц.

+

-

-

-

+

-

+

-

средний

2.

Диана Ж.

-

-

-

-

+

-

+

-

средний

3.

Никита Б.

+

-

-

-

+

-

+

-

средний

4.

Толя Ф.

+

-

+

-

+

-

-

-

средний

5.

Сережа В.

+

-

-

-

+

-

+

-

средний

6.

Ира Г.

+

-

-

-

+

-

-

-

низкий

7.

Наташа З.

-

-

-

-

+

-

+

-

низкий

8.

Лиля П.

+

+

+

+

+

+

+

+

высокий

9.

Богдан Ш.

+

-

+

-

+

-

-

-

средний

10.

Юля Б.

+

+

+

+

+

+

+

+

высокий


Рисунок 1. - Результаты умений композиционной выразительности дошкольников на конец учебного года


У детей, мы обнаружили абсолютную динамику по всем выделенным нами критериям.

Все дети ЭГ имели представление о материале, из которого сделана аппликация, владели приемами работы с различными материалами, самостоятельно определяли последовательность выполнения работы, умели самостоятельно провести анализ аппликации, использовали свои конструктивные решения в процессе работы, учитывали яркость, оригинальность при выполнении, выполняли работу по замыслу, показывали высокий уровень воображения и фантазии.

Итак, дошкольники на начало учебного года не умеют оценивать материал с точки зрения художественно-эстетической выразительности, создавать в воображении выразительный художественный образ, определять наиболее выразительное расположение листьев в формате фона, оценивать результаты выполненной работы

По всем критериям был получен низкий уровень.

По всем показателям эстетического развития при создании аппликации, мы обнаружили абсолютную динамику по всем выделенным нами критериям.

Все дошкольники на конец учебного года умеют оценивать материал с точки зрения художественно-эстетической выразительности, создавать в воображении выразительный художественный образ, определять наиболее выразительное расположение листьев в формате фона, оценивать результаты выполненной работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В процессе изучения теоретических основ пришли к следующим выводам.

Условием формирования композиционных умений детей старшего дошкольного возраста является практическая, продуктивная изобразительная деятельность.

Композиционные умения детей старшего дошкольного возраста усложняются и обогащаются, их содержание становится полнее и глубже:

а) многообразнее и сложнее становятся декоративные узоры; предметы и сюжеты, изображаемые в аппликации;

б) разнообразнее становится используемый материал;

в) сложнее становится техника исполнения, дети могут переносить технику работы, усвоенные на одном материале, на другой с учетом особенностей нового материала;

г) детские работы становятся все более выразительными за счет комбинирования материалов и разнообразия техники исполнения, обогащение цветовой гаммы и композиционных решений.

Аппликация - один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Аппликация как вид изобразительной деятельности направлена на формирование у детей определенных знаний, формирование изобразительных умений, отработку навыков и воспитание личности. Аппликация дает детям возможность усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, форме и композиции.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в дошкольных образовательных учреждениях для обучения композиционной выразительности в аппликации используются следующие методы и приемы: рассматривание картин, репродукций, анализ натуры, показ приемов вырезывания, обыгрывание предметов или игрушек, показ способов действий, образца, иллюстративный, наблюдение, беседа, рассказ.

В ходе эксперимента, был подобран диагностический материал и оборудование, проведена диагностика в экспериментальной и контрольной группах. Результаты диагностики показали, что в обеих группах есть дети, у которых уровень сформированности композиционной выразительности находится на низком уровне.

По окончании формирующего эксперимента повторно было проведено исследование. Сравнение результатов в контрольной и экспериментальной группе на этапе контрольного эксперимента показало повышение уровня сформированности композиционной выразительности детей экспериментальной группы.

Таким образом, сформулированные нами задачи решены, цель исследования достигнута, гипотеза экспериментально подтверждена.

Список литературы


  1. Аппликация из бумаги как средство эстетического воспитания детей среднего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://revolution.allbest.ru

  2. Богатеева, З.А. Занятия аппликацией в детском саду / З.А. Богатеева. - М.: Просвещение, 2012. – 224 с.

  3. Вайнерман, С.М., Сенсорное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству / С.М. Вайнерман, А.С. Большов, Ю.Р. Силкин. - М.: ВЛАДОС, 2011.-224 с.

  4. Вербенец, А.М. Образовательная область «Художественное творче- ство» Как работать по программе «Детство»: учебно-методическое пособие/ А.М. Вербенец. – СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», М.: ТЦ «СФЕРА», 2012. – 352 с.

  5. Грибовская, А.А. Дошкольникам о графике, живописи, архитектуре и скульптуре: конспекты занятий /А.А.Грибовская – М: «Издательство Скрип- торий 2003», 2011. – 152с.

  6. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г.Г. Григорьева // Учеб. пособ. - М.: Академия, 2010. - 344 с.

  7. Гусакова, М.А. Аппликация / М.А. Гусакова. - М.: Просвещение, 2012. - 128 с.

  8. Доронова, Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений/ Т.Н.Доронова. – М.: Просвещение, 2005. – 192с.

  9. Доронова, Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей / Т.Н. Доронова // Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 6-7 лет по программе «Радуга».- М.: Просвещение, 2010. – 160 с.

  10. Доронова, Т.Н. Художественное творчество детей 2-7 лет: методическое пособие для воспитателей/ Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 2011. – 240 с.

  11. Казакова, Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников / Т.Г. Казакова. - М.: Просвещение, 2010. – 160 с.

  12. Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду / Т.С. Комарова. - М.: Просвещение, 2011. – 176 с.

  13. Комплексно-тематическое планирование по художественно- эстетическому развитию детей дошкольного возраста: методические рекомендации для слушателей курсов повышения квалификации педагогов ДОО/ составители: С.Н. Обухова, Т.Р.Худышкина, Н.Е.Макарова, Ж.В.Морозова, Е.А.Мокеева, Т.В.Дубовик, Н.В.Васильченко, Н.М.Попкова. – Челябинск, 2013. – 140с.

  14. Косминская, В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей / В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова. - М.: Просвещение, 2012. – 128 с.

  15. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду / В.Б. Косминская, Е.И, Васильева, Н.Б. Халезова и др. - М.: Просвещение, 2011. – 253 с.

  16. Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. — Балашов.: Николаев, 2015. - 76 с.

  17. Лыкова, И.А. Цветные ладошки: программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет / И.А. Лыкова. – М.: КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА, 2007. – 144 с.

  18. Максимова, Н.М. Аппликация: Демонстрационные (печатные) материалы по обучению детей старшего дошкольного возраста / Н.М. Максимова, Т.Г. Колобова. - М.: Издательство АСТ, 2014. – 72 с.

  19. Методика проведения диагностики старших дошкольников в изобразительной деятельности и дизайне [Электронный ресурс] / Педсовет электрон. журн. 2008. - Режим доступа: http://pedsovet.ru.

  20. Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. - М.: Просвещение, 2012. – 208 с.

  21. Сакулина, Н.П. Методика обучения рисованию, лепки и аппликации в детском саду учебник для дошк. педучилищ / Н.П. Сакулина.- М.: Просвещение, 2013. - С.54.

  22. Ушаков, Д.Н. Аппликация / Д.Н. Ушаков // Толковый словарь русского языка, том 1 А-М. - М.: Вече, 2011.- 704 с.

  23. Ушаков, Д.Н. Умение / Д.Н. Ушаков // Толковый словарь русского языка, Том 3 Р-Я. - М.: Вече, 2011. - 672 с.

  24. Флерина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста / Е.А. Флерина. - М.: Учпедгиз, 1986. – 211 с.

  25. Художественное творчество и ребенок/ Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Педагогика, 2012. – 156 с.

  26. Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Подготовительная группа: Программа, конспекты / Г.С. Швайко.-М: ВЛАДОС, 2011. – 176 с.



ПРИЛОЖЕНИЕ


План работы кружка «Декоративная аппликация».


Сентябрь.


Рисование с элементами аппликации «Картинки для наших шкафчиков».

Задачи: учить детей определять замысел в соответствии с назначением рисунка. Создать условия для самостоятельного творчества- рисовать предметную картинку и обрамлять рамочкой из цветных полосок. Воспитывать интерес к детскому саду.

Аппликация коллективная: « Наша группа».

Задачи : продолжать учить детей создавать коллективную композицию из отдельно подготовленных деталей. Закрепить умение делить геометрические фигуры на заданное количество. Развивать умение составлять изображение предмета в зависимости от основы. Формировать умение располагать вырезанные формы на листе в определённом порядке. Воспитывать навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми.


Октябрь.

Аппликация сюжетная « Детская площадка».

Задачи: учить детей создавать композицию из вырезанных элементов. Познакомить с рациональным способом вырезания округлой формы. Развивать композиционные умения: составлять изображение предмета из нескольких частей, располагая одинаковые формы в ряд чередовать две или несколько. Формировать умение располагать вырезанные формы в определённом порядке и наклеивать в соответствии с образом и сюжетом.

Рисование с элементами аппликации « Перчатки и котятки».

Задачи: Вызвать интерес к изображению и оформлению « перчаток» по своим ладошкам – правой и левой. Формировать точные графические умения – аккуратно и уверенно обводить кисть руки, показать зависимость декора от формы изделия. Учить самостоятельно создавать орнамент – по представлению или по замыслу. Развивать воображение. Координировать движения рук и глаз.


Ноябрь.

Аппликация коллективная «Полосатая зебра».

Задачи: учить детей анализировать аппликативный образ, из каких форм и как составлен. Формировать умение создавать изображение животного из овалов разной величины (большое туловище и маленькая голова), дополняя детали из полосок (ноги, шея, полоски на туловище). Закрепить умение разрезать бумажный прямоугольник на узкие полоски. Развивать чувство формы, пропорций, глазомер. Воспитывать любознательность, самостоятельность, уверенность.

Лепка с элементами аппликации «Обезьянки на пальмах».

Задачи: учить составлять сюжетную композицию из разнородных элементов (пальма и обезьянки). Расширить возможности лепки из цилиндров разной длины и разного диаметра способом надрезания с двух концов и моделирования фигуры животного. Продолжать учить соотносить элементы композиции по величине и пропорциям. Развивать чувство композиции.

Декабрь.

Аппликация коллективная: « Арктическая экспедиция».

Задачи: Продолжать учить создавать образ человека в аппликативной технике. Расширить возможности симметричной аппликации. Вызвать интерес к отражению в коллективной композиции представлений об отважных путешественниках. Развивать навыки сотрудничества в коллективном творчестве. Воспитывать уважение к людям героических профессий.

Лепка: «Топают по Африке  слоны, носороги и бегемоты».

Задачи: Продолжать освоение техники лепки. Создавать образы крупных животных (слон, носорог, бегемот) на основе общей исходной форме (валик, согнутый дугой и надрезанный с обеих сторон стекой). Совершенствовать умение свободно варьировать разные приёмы лепки (оттягивание, прищипывание, скрепление деталей и пр.) для создания выразительного образа. Развивать способности к формообразованию.

Январь.

Аппликация: «Стайка дельфинов».

Задачи: Учить детей самостоятельно и творчески отражать представление о морских животных разными изобразительно выразительными средствами. Развивать чувство формы и пропорций. Воспитывать эстетическое отношение к природе.

Рисование с элементами аппликации: «Рыбки играют, рыбки сверкают».

Задачи: Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о природе разными изобразительно выразительными средствами. Вызвать интерес к изображению рыбок в озере. Познакомить с нетрадиционной техникой декоративного рисования. Развивать графические навыки и способности к формообразованию. Воспитывать эстетические отношения к природе.

Февраль.

Аппликации из цветной бумаги: «Звёзды и кометы».

Задачи: Учить детей вырезать пятилучевые звёзды: складывать квадратный лист бумаги по схеме и делать срезы. Вызвать интерес к созданию образа кометы состоящей из головы – звезды, вырезанной по схеме, и хвоста, составленного из полок рваной, мятой и скрученной бумаги или лоскутков ткани.

Аппликация с элементами конструирования: «Вкусный сыр для медвежат».

Задачи: Вызвать интерес к обыгрыванию сказочной ситуации деление сыра на части. Учить детей делить бумажный круг пополам – сгибать и разрезать  по линии сгиба, каждый полукруг складывать вдвое и склеивать, чтобы получились «кусочки сыры». Показать приёмы оформления «сыры» дырочками – приклеивать или рисовать круги и овалы. Формировать представление о целом и его частях на примере сыра. Развивать восприятие формы и пропорции. Воспитывать любознательность.

Март.

Аппликация с элементами рисования: «Жар – птица»

Задачи: Вызвать интерес к самостоятельному поиску изобразительно – выразительных средств для создания образа сказочной птицы. Учить сочетать в одном художественном образе аппликативные,  графические и художественные элементы. Продолжать освоение художественного приёма «наложение». Познакомить с приёмами штриховки цветными карандашами. Воспитывать художественный вкус.

Апрель.

Аппликация: «Избушка на курьих ножках».

Задачи: Учить детей находить аппликативные способы для создания выразительного образа сказочной избушки на курьих ножках. Развивать способности к многоплановой композиции – создавать изображение слоями: задний план и передний. Направлять на поиск средств художественной выразительности. Воспитывать интерес к отражению сказок в изобразительном творчестве.

Май.

Аппликация коллективная: «Тридцать три богатыря».

Задачи: Учить детей создавать коллективную аппликацию композицию по мотивам литературного произведения. Учить планировать и распределять работу между участниками творческого проекта. Совершенствовать технику аппликации: вырезать богатыря по самостоятельно нарисованному контуру из бумаги, сложенной вдвое, дополнять другими элементами, вырезанными из фольги. Развивать возможности к композиции. Формировать коммуникативные навыки, обогащать опыт сотрудничества и сотворчества.

Рисование с элементами аппликации: «Русалочка в подводном царстве».

Задачи: Вызвать интерес к созданию сказочных сюжетов по мотивам знакомых сказок. Учить рисовать сказочных героев на основе аппликативной детали. Познакомить со способами создания фантазийных образов. Формировать композиционные умения. Развивать творческое воображение.

38



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!