СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская деятельность учащихся по истории г. Севастополя как основа внеклассной работы по предмету

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная ориентация на фундаментальный характер образования предполагает использование системно-деятельностного подхода. Целью организации любого учебно-исследовательского проекта является создание условий для развития творческой личности, самореализации, развитие авторской позиции юного исследователя. Важно формировать интерес школьников к обучению, развивать их исследовательские навыки на уроках и во внеурочное время. Сегодня учебно-исследовательская деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса и приобретает все большую популярность в ученической среде. Она призвана развивать УУД умение самостоятельно формулировать цели и задачи, осуществлять поиск необходимой информации, анализировать и структурировать ее, выявлять причинно-следственные связи, формулировать выводы, развивать коммуникативные навыки, проводить контроль и коррекцию собственной деятельности, оценивать результаты.

В нашей школе исследовательские проекты и их традиции рождаются в кругах школьного научного общества. Здесь ребята знакомятся с основами исследовательской деятельности, подходами и методами, выбирают наставников, определяют тему, учатся ставить исследовательские задачи, формировать гипотезы, работают с источниками и литературой, обрабатывают большой массив информации, и выступают с публичной защитой своих творческих проектов на школьной научно-практической конференции «Горизонты науки и творчества».

В рамках историко-краеведческой секции школьного научного общества в 2015-2016 году ребятами были подготовлены три учебно-исследовательские работы, две из которых были посвящены изучению жизни и деятельности М.П. Лазарева - прославленного мореплавателя, флотоводца, градостроителя, командующего Черноморского флота. Эти работы приняли участие в двух номинациях городского интеллектуально-патриотического Турнира «Патриоты России» и получили высокую оценку экспертов.

Обратимся к конкретным примерам.

Работая над исследовательским проектом «Школа М.П. Лазарева (1788-1851) по подготовке офицерских кадров военно-морского флота и перспективы её развития на современном этапе» ребята поставили перед собой цель проследить этапы формирования школы М.П. Лазарева по подготовке офицерских кадров, выделить те составляющие, которые можно применять на современном этапе развития военно-морских сил России, перспективы её принципов для подготовки личного состава ЧФ.

В результате проделанной работы юным исследователям удалось достичь поставленной цели и решить следующие задачи:

  • проследить, как накапливался профессиональный опыт М. П. Лазарева, обусловивший формирование его взглядов и основу его школы;
  • выделить принципы школы М. П. Лазарева, которые могут быть использованы на современном этапе подготовки офицерского состава военно-морского флота.

Обучающиеся занимались сбором информации в Морской библиотеке: работали с литературой и источниками, отпечатанными сборниками документов – писем М.П. Лазарева, осмысливали и анализировали полученные материалы. Ответы на вопросы и жаркие дискуссии по выявлению истинных идей и целей этой выдающейся личности подвели ребят к выводу, что сохранение преемственности и традиций; привитие любви и уважения к морскому делу, высокие духовно-нравственные ориентиры; высокий уровень образования, всестороннего развития и культуры, добросовестная и самоотверженная служба на благо Отечества; гуманное и заботливое отношение к подчиненным не исключающая твердой дисциплины – это те принципы, заложенные адмиралом, которые являются основой его школы.

Не менее интересной была работа над темой «Кругосветная Антарктическая гидрографическая экспедиция ЧФ в 1982 году по маршруту экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева как один из этапов российского присутствия в Антарктиде».

Юным исследователям представилась уникальная возможность познакомиться с одним из капитанов научно-исследовательского судна – Романом Владимировичем Панченко и изучить исследовательский опыт этой экспедиции. Обучающиеся работали с литературой в технических библиотеках, получали консультации специалистов гидрофизического института, знакомились с оцифрованными отчетами экспедиций разных годов.

В результате проделанной работы ребятам удалось достичь поставленной цели: охарактеризовать кругосветную антарктическую гидрографическую экспедицию ЧФ в 1982-1983 гг.  по маршруту экспедиции Ф.Ф.  Беллинсгаузена и М.П. Лазарева в контексте политики России по освоению Антарктиды.

Экспертная комиссия оценивала актуальность грамотное раскрытие тем докладов, четкость и последовательность изложения материала, уместное использование презентационного материала, умение делать обоснованные выводы о роли выдающихся людей России в развитие Отечества, обоснованность своего взгляда на будущее Черноморского флота.

Написание этих исследовательских работ расширили представление о жизни и деятельности выдающихся российских флотоводцев. На примере Лазарева учащиеся увидели, насколько большой и интересный пласт информации существует помимо учебника. Очевидно, что в рамках учебного процесса невозможно дать настолько полное представление о каждой персоналии. В современной образовательной программе предусмотрено краткое знакомство с личностью М.П. Лазарева, которое происходит в контексте изучения истории географических открытий, русских первооткрывателей и путешественников в рамках учебной программы «География» 5 класса, «История России» 8 класса. (пауза)

Подводя итог, можно сказать, что изучение жизни и деятельности выдающихся исторических личностей позволяет решить сразу несколько задач: погрузить юного исследователя в историческую эпоху, задать нужную мотивацию, развить разного рода универсальные учебные действия, реализовать национально-региональный компонент, позволяющий формировать межпредметные связи, которые выражены во взаимодействии истории и источниковедения, географии, физики, математики, геологии, метеорологии, картографии и предусмотрены ФГОС.

Исследовательский опыт внеклассной работы способствует комплексному и более глубокому пониманию исторического процесса, установлению взаимосвязей исторических событий, роли личности в истории. Кроме того, исследовательская работа формирует ценные умения и навыки, необходимые выпускникам для успешной учебы в вузе и научной карьеры. Опыт такой работы также пригодится всем, чья деятельность будет связана с написанием текстов аналитического характера, что сегодня востребовано на любом интеллектуальном поприще.

Одним словом, исследовательская работа – это уникальная возможность для ученика, и учителя построить процесс обучения совершенно по-другому. Ведь именно учитель задает формы и условия реализации исследовательской деятельности. Цель учителя не подогревать амбиции и завышенную самооценку, а расставить правильные акценты в духовно-нравственном воспитании, задать правильную мотивацию. В мире, где поток неотфильтрованной информации обрушивается на неутвержденное сознание, отсутствуют четкие ориентиры, меркнут авторитеты, очень важно перед собой иметь правильный пример.

Таким образом, исследовательская деятельность — это продуктивное взаимодействие учителя и ученика, а грамотное выстраивание образовательной деятельности в школе – обеспечивает личностный рост учителей и учеников. 

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность учащихся по истории г. Севастополя как основа внеклассной работы по предмету»

Исследовательская деятельность учащихся по истории г. Севастополя как основа внеклассной работы по предмету

Исследовательская деятельность учащихся по истории г. Севастополя как основа внеклассной работы по предмету

Цель: создание условий для развития творческой личности, самореализации, авторской позиции юного исследователя.

Цель:

создание условий для развития творческой личности, самореализации, авторской позиции юного исследователя.

Универсальные учебные действия  -  самостоятельно формулировать цели и задачи;  - осуществлять поиск необходимой информации (анализ, структурирование);  - выявлять причинно-следственные связи;  - формулировать выводы;  - развивать коммуникативные навыки;  - проводить контроль и коррекцию собственной деятельности;  - оценивать результаты.

Универсальные учебные действия

- самостоятельно формулировать цели и задачи;

- осуществлять поиск необходимой информации (анализ, структурирование);

- выявлять причинно-следственные связи;

- формулировать выводы;

- развивать коммуникативные навыки;

- проводить контроль и коррекцию собственной деятельности;

- оценивать результаты.

Школьное научное общество учащихся

Школьное научное общество учащихся

Объект:  проведённого исследования - деятельность М.П.Лазарева по развитию ВМФ России. Предмет:  школа подготовки офицерских кадров военно-морского флота России М. П. Лазарева. Цель:  проследить этапы формирования школы М. П. Лазарева по подготовке офицерских кадров и выделить те составляющие, которые можно применять на современном этапе развития военно-морских сил России, перспективы применения её принципов для подготовки личного состава ЧФ. Задачи: 1. проследить, как накапливался профессиональный опыт М. П. Лазарева, обусловивший формирование его взглядов и основу его школы; выделить принципы школы М. П. Лазарева, которые могут быть использованы на современном этапе подготовки офицерского состава военно-морского флота.

Объект: проведённого исследования - деятельность М.П.Лазарева по развитию ВМФ России.

Предмет: школа подготовки офицерских кадров военно-морского флота России М. П. Лазарева.

Цель: проследить этапы формирования школы М. П. Лазарева по подготовке офицерских кадров и выделить те составляющие, которые можно применять на современном этапе развития военно-морских сил России, перспективы применения её принципов для подготовки личного состава ЧФ.

Задачи:

1. проследить, как накапливался профессиональный опыт М. П. Лазарева, обусловивший формирование его взглядов и основу его школы;

  • выделить принципы школы М. П. Лазарева, которые могут быть использованы на современном этапе подготовки офицерского состава военно-морского флота.
Школа М.П. Лазарева – это:  - сохранение преемственности и традиций;  - привитие любви и уважения к морскому делу;  - высокие духовно-нравственные ориентиры;  - высокий уровень образования, всестороннего развития и культуры;  - добросовестная и самоотверженная служба на благо Отечества;  - гуманное и заботливое отношение к подчинённым; Ну и конечно же  - твердая дисциплина;  - жизнь по инструкции и расписанию;  - сохранение чистоты и порядка, бережное отношения к материальному фонду ЧФ и его кораблей.

Школа М.П. Лазарева – это:

- сохранение преемственности и традиций;

- привитие любви и уважения к морскому делу;

- высокие духовно-нравственные ориентиры;

- высокий уровень образования, всестороннего развития и культуры;

- добросовестная и самоотверженная служба на благо Отечества;

- гуманное и заботливое отношение к подчинённым;

Ну и конечно же

- твердая дисциплина;

- жизнь по инструкции и расписанию;

- сохранение чистоты и порядка, бережное отношения к материальному фонду ЧФ и его кораблей.

Капитан 2-го ранга  Роман Панченко

Капитан 2-го ранга

Роман Панченко

Изучение жизни и деятельности выдающихся исторических личностей позволяет решить сразу несколько задач:  Погрузить юного исследователя в историческую эпоху Задать нужную мотивацию Развивать УУД Реализовать национально-региональный компонент Формировать межпредметные связи

Изучение жизни и деятельности выдающихся исторических личностей позволяет решить сразу несколько задач:

  • Погрузить юного исследователя в историческую эпоху
  • Задать нужную мотивацию
  • Развивать УУД
  • Реализовать национально-региональный компонент
  • Формировать межпредметные связи
Источниковедение Физика География Математика История Метеорология Картография Геология

Источниковедение

Физика

География

Математика

История

Метеорология

Картография

Геология

Заключение Исследовательская деятельность — это продуктивное взаимодействие учителя и ученика, а грамотное выстраивание образовательной деятельности в школе – обеспечивает личностный рост учителей и учеников.

Заключение

Исследовательская деятельность — это продуктивное взаимодействие учителя и ученика, а грамотное выстраивание образовательной деятельности в школе – обеспечивает личностный рост учителей и учеников.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей