СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема школьной неуспеваемости - одна из важных в педагогике. Выявлено, что школьная неуспеваемость может быть следствием причин как непсихологического характера: семейно бытовые условия, педагогическая запущенность, уровень образования родителей, так и психологического: недостатки в познавательной, потребностно-мотивационной сферах, индивидуально психологические особенности учащихся, несформированность анализа и синтеза.

Эффективное обучение иностранным языкам, а значит и преодоление неуспеваемости в этой области, приобрело на сегодняшний день особую актуальность в связи с процессами интеграции в современном мире. Неуспевающий по предмету "иностранный язык" ученик не просто не усваивает новые знания и не приобретает новые умения и навыки, он отстает в своем культурном развитии. Кроме этого, какой бы род занятий ни избрал он для себя в будущем, незнание иностранного языка готовит ему определенные проблемы в профессиональной деятельности. Таким образом, качественное обучение иностранным языкам приобрело на данном этапе особую важность и значение, как для личности, так и для всего общества. Выявление причин неуспеваемости в области иностранного языка и условий ее преодоления - одна из актуальных задач современной педагогической науки.

Важнейшей задачей науки является раскрытие сущности неуспеваемости при данных целях и содержании образования, выявление структуры неуспеваемости, признаков, по которым могут опознаваться ее компоненты, разработка научно обоснованных приемов обнаружения этих признаков. Без этого невозможно научное изучение факторов неуспеваемости и разработка мер борьбы с нею. Длительные, стойкие трудности усвоения программного материала в массовой школе являются одной из самых больных проблем для педагогов, родителей, психологов и самих неуспевающих детей. Очень важно своевременно выявить причины неуспеваемости и устранить их. Если в младших классах у ребенка не выработались навыки и желание учиться, то с каждым годом трудности в обучении будут расти, как снежный ком. Также выявление причин неуспеваемости обусловлено необходимостью поиска верных путей преодоления данной проблемы.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа»


Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1

городского округа город Михайловка Волгоградской области»










ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА





«Изучение причин школьной неуспеваемости подростков на уроках иностранного языка

и пути ее профилактики

в учебно-воспитательном процессе»










Подготовила:

учитель английского языка

МКОУ СОШ №1

г. Михайловки Волгоградской области

Прасол Елена Владимировна







2014 – 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД





Содержание


Введение………………………………………………………………………...…3

1.1 Изучение причин школьной неуспеваемости подростков на уроках иностранного языка……………………………………………………………..5

2.2 Пути устранения школьной неуспеваемости подростков на уроке иностранного языка……………………………………..………………8 Заключение……………………………………………………………………….13

Литература………………………………………………..…………………….15

Приложение………………………………………………………………………17










































Введение

Проблема школьной неуспеваемости - одна из важных в педагогике. Выявлено, что школьная неуспеваемость может быть следствием причин как непсихологического характера: семейно бытовые условия, педагогическая запущенность, уровень образования родителей, так и психологического: недостатки в познавательной, потребностно-мотивационной сферах, индивидуально психологические особенности учащихся, несформированность анализа и синтеза.

Эффективное обучение иностранным языкам, а значит и преодоление неуспеваемости в этой области, приобрело на сегодняшний день особую актуальность в связи с процессами интеграции в современном мире. Неуспевающий по предмету "иностранный язык" ученик не просто не усваивает новые знания и не приобретает новые умения и навыки, он отстает в своем культурном развитии. Кроме этого, какой бы род занятий ни избрал он для себя в будущем, незнание иностранного языка готовит ему определенные проблемы в профессиональной деятельности. Таким образом, качественное обучение иностранным языкам приобрело на данном этапе особую важность и значение, как для личности, так и для всего общества. Выявление причин неуспеваемости в области иностранного языка и условий ее преодоления - одна из актуальных задач современной педагогической науки.

Важнейшей задачей науки является раскрытие сущности неуспеваемости при данных целях и содержании образования, выявление структуры неуспеваемости, признаков, по которым могут опознаваться ее компоненты, разработка научно обоснованных приемов обнаружения этих признаков. Без этого невозможно научное изучение факторов неуспеваемости и разработка мер борьбы с нею. Длительные, стойкие трудности усвоения программного материала в массовой школе являются одной из самых больных проблем для педагогов, родителей, психологов и самих неуспевающих детей. Очень важно своевременно выявить причины неуспеваемости и устранить их. Если в младших классах у ребенка не выработались навыки и желание учиться, то с каждым годом трудности в обучении будут расти, как снежный ком. Также выявление причин неуспеваемости обусловлено необходимостью поиска верных путей преодоления данной проблемы.


Учитывая актуальность данной проблемы мы выбрали тему исследовательской работы: «Изучение причин неуспеваемости подростков на уроках иностранного языка и пути ее профилактики в учебно-воспитательном процессе».

Объект: Процесс обучения иностранному языку в условиях средней общеобразовательной школы.

Предмет: Причины неуспеваемости подростков в изучении иностранного языка.

Цель: Определить содержание профилактики неуспеваемости подростков при изучении иностранного языка.

Задачи:

1)Определить причины неуспеваемости подростков при изучении иностранного языка.

2)Разработать пути устранения неуспеваемости подростков на уроках иностранного языка.

Методы исследования:

1. Анкетирование, констатирующий эксперимент.

База исследования. Учащиеся 7 «Б» класса МКОУ «СОШ № 1

г. Михайловки».

Структура работы. Исследовательская работа представлена на 22 страницах, состоит из введения, двух пунктов, заключения, списка литературы (25 источников) и приложений (5).













1.1. Изучение причин школьной неуспеваемости подростков на уроках иностранного языка.



Неуспевающие ученики характеризуются общей интеллектуальной пассивностью, низким уровнем развития мышления, обусловливающим особенности внимания и памяти, негативной направленностью отношения к учению при средней или слабой его интенсивности, несформированностью навыков учебной работы. Применительно к иностранным языкам мы бы выделили следующие признаки неуспеваемости: незнание базовой лексики; непонимание вопросов; длительное обдумывание простейших фраз, как признак отсутствия автоматизмов; неумение употреблять знакомый материал в новой ситуации; нестабильность результатов, как следствие недостаточной осознанности действий; выполнение упражнений наугад; пассивность на уроке; высокая отвлекаемость, постоянные переходы на родной язык.

Для подросткового возраста характерна неустойчивость устремлений, наклонность к внеучебным занятиям и увлечениям. Наличие разнообразных и сильных внеучебных интересов подростков связано с важнейшими особенностями подросткового возраста: избытком неистраченной энергии, стремлением к подвижным видам деятельности, расположением к совместным действиям и играм, всевозрастающим стремлением к самостоятельности, освобождению от опеки взрослых. Установлено, что наличие сильных внеучебных интересов в сочетании с отрицательным отношением к школе характеризует длительно неуспевающих школьников.

При эпизодической неуспеваемости и в случаях отставания характерно равнодушие к школе. Ученик воспринимает учебные занятия как неизбежную повинность, выполняет требования учителей, участвует в какой-то степени в работе и проявляет даже иногда активность, но все это только для того, чтобы не иметь неприятностей, не привлекать к себе внимание взрослых. У такого ученика сформировалась довольно стойкая позиция в отношении школы и уроков: он уверен, что все это скучно, что это нужно старшим, а ему лично не нужно.

Не только отрицательное отношение к школе и учение по принуждению вызывают отставание учащихся среднего звена. Большим злом является и учение только ради отметки, когда получение хорошей или удовлетворительной отметки становится единственной целью и ведущим мотивом работы, это парализует оценочную деятельность ученика, порождает равнодушие к содержанию учебной деятельности. Успехи и неудачи в учении вызывают эмоции не сами по себе, а только в связи с возможностью или невозможностью получить желаемую отметку. Радость познания нового, удовольствие от коллективного труда, удовлетворение от преодоленных трудностей - все заслоняется отметкой. Урон наносится не только успеваемости, но и всему нравственному воспитанию школьника. У некоторых учащихся цель получения отметки выступает как средство самоутверждения, удовлетворения самолюбия, средство для получения обещанной дома награды. Во всех этих случаях имеет место внеучебная мотивация, и это препятствует развитию познавательных интересов, возникновению стремления совершенствовать свои умения и навыки, углублять и расширять знания, мешает формированию ценностного отношения к образованию.

Ввиду проблем неуспеваемости подростков на уроках иностранного языка мы провели опрос в средней школе №1 города Михайловки. Мы опросили учителей иностранного языка школы и учащихся 7 «Б» класса. В опросе принимали участие 14 учеников и 4 педагогов. (Приложение №1.)

В результате опроса мы выделили три группы причин школьных неудач: социально-экономические (недооценка важности глубоких знаний и роли интеллектуального труда в жизни общества и человека, снижение качества школьного образования, материальная необеспеченность семьи, общая неблагополучная обстановка в семье, повышенная занятость и педагогическая безграмотность родителей, их алкоголизм и наркомания); причины биопсихического характера (наследственные особенности, способности, черты характера, а также плохое состояние здоровья детей и подростков); педагогические (недостаточная дифференцированность, а также стереотипность в методах и формах педагогической деятельности ряда учителей, неумение выдвигать и формулировать цели обучения и отсутствие эффективного контроля за результатами, пренебрежение развитием учеников, все еще бытующие формализм и догматизм в учебной деятельности, ориентация на работу с наиболее способными подростками.

Из ответов учителей мы видим, что преобладает первая группа неудач- социально-экономических. Эта группа составляет 50% неуспевающих подростков. Учителя считают, что главной причиной неуспеваемости подростков являются именно социальные проблемы (недооценка важности глубоких знаний и роли интеллектуального труда в жизни общества и человека, снижение качества школьного образования). Так же учителя выделяют экономические причины неуспеваемости подростков (материальная необеспеченность семьи).

К такому же мнению пришли и сами подростки. 50% учащихся относят свою неуспеваемость к социально-экономическим проблемам.

Что касается второй группы неудач, то учителя отнесли 35% к педагогическим неудачам. Учителя сошлись на мнении, что подростки могут не успевать из-за непрофессионализма учителя. Могут встречаться такие учителя которые запускают неуспевающего подростка полностью, т.е. работают только со способными подростками.

У самих подростков данная группа так же находится на втором месте и составляет 40%.

И третья группа неудач у учителей составляет 15%, а у подростков 10%. Как учителя так и подростки считают еще одной причиной неуспеваемости причины биопсихического характера (наследственные особенности, способности, черты характера, а также плохое состояние здоровья учащихся).

Наряду с причинами общего характера можно выделить также некоторые специфические факторы, негативно влияющие на успешность обучения иностранным языкам в условиях малого города: отсутствие языковой среды; несовпадение начала обучения языку с соответствующим сенситивным периодом; потребность в контроле и помощи наставника; отсутствие возможности организовать обучение в необходимо малых группах в условиях современной общеобразовательной школы; психологический барьер; интерференция, негативное влияние родного языка; чрезмерная загруженность детей в школе и дома; неспособность родителей помочь своим детям в изучении иностранного языка.

























































1.2. Пути устранения школьной неуспеваемости подростков на уроке иностранного языка.

Иностранный язык - это предмет, который требует в первую очередь

хорошо развитую память и хорошо развитую волевую сферу. Опыт работы

показал, что на начальной стадии изучения иностранного языка учащихся

материал строится на устном опережении, т.е все выражения и структуры

отрабатываются при многократном повторении в устной речи в форме

беседы, заучивания лексики и структур в стихах и песнях. Трудности

возникают тогда, когда учащиеся должны приложить усилия для частичного

закрепления учебного материала дома. Кратковременная память или

нежелание отдельных учеников заучивать лексику приводит к тому, что из-за

незнания в первую очередь слов ученики не могут воспринимать текст на

слух, понимать прочитанный текст, отвечать на вопросы и т.д.


Согласно нашим наблюдениям, наибольшие трудности у школьников

при изучении английского языка вызывает овладение следующими знаниями,

умениями и навыками: произношение межзубных звуков, чтение сложных

английских слов, правописание, понимание речи на слух, распознавание

слова в измененной форме, использование притяжательных и возвратных

местоимений (вместо слова "свой" в русском языке), образование степеней

сравнения имен прилагательных и наречий, построение спонтанного диалога

в предложенной ситуации с опорой на известные речевые клише,

использование знакомых слов для построения пересказа, употребление

отрицательных и вопросительных предложений, распознавание различных

времен английских глаголов и адекватное их употребление.


Можно выделить следующие признаки неуспеваемости по

иностранному языку: незнание базовой лексики; непонимание вопросов;

неумение составить фразу; обдумывание простейших фраз, как признак

отсутствия речевых автоматизмов; неумение употребить знакомый материал

в новой ситуации; нестабильность результатов, как следствие недостаточной

осознанности действий; выполнение упражнений наугад, не руководствуясь

правилом; пассивность на уроке; отвлекаемость, стремление перевести

разговор на посторонние темы, постоянный переход на родной язык.

Для активизации слабоуспевающих учащихся на уроке, повышения

мотивации к изучению иностранного языка учителя используют

разнообразные формы и методы работы (Приложение 2):

1. В первую очередь на начальном, и средней ступени обучения учителя

используют игры, ситуативные беседы. Это эффективный метод для
нейтрализации отрицательного отношения учащихся к предмету. Формы

ролевой игры на уроках различны: на начальном этапе обучения - это

сюжетная ролевая игра сказочного содержания, для среднего школьного

возраста - сюжетная ролевая игра бытового содержания.

2. Проводятся игры- соревнования, в которых с удовольствием играют все

учащиеся (кто скажет больше предложений, тематических слов и т.д).

3. Эффективна игра в мяч, которая проводится в оптимальном темпе и

помогает учащимся в закреплении слов. При многократном повторении

ученики довольно быстро их запоминают.
4. Для закрепления грамматического и лексического материала используются

речевые зарядки, которые проводят учителя или сильный ученик. Темп речи

постепенно увеличивается. (Приложение 3). При хорошей устной отработки учебного материала в речи дети хорошо справляются с ним при чтении текста, аудировании, диалоге (Приложение 4), пересказе и других видах работ.
5.Используются опорные карточки, подстановочные упражнения.
6. Учителя для работы с грамматическим материалом широко используют

грамматические схемы, которые помогают детям строить грамотно

предложения. Перед выполнением устных или письменных работ

грамматические схемы записываются на доске. Опыт работы показывает, что

даже самые слабые ученики хорошо справляются с грамматическим

материалом, если с начального этапа изучения иностранному языку дети

приучены работать со схемами. С помощью схем выполняется работа над

ошибками.

7. Для работы со слабоуспевающими используются рисунки кроки

(Приложение 5), т. к. у детей возникают трудности при составлении текста

пересказа на русском языке. Рисунки- кроки помогают ученикам составить,

например, минимум предложений по теме, изобразить на бумаге то, о чем

они услышали при аудировании. Это помогает учителю осуществить

контроль понимания иноязычной речи.

8. Для работы используется тестовый материал или сборники упражнений, с

помощью которых выполняются тренировочные упражнения (тренинг) от

простого к сложному. Работа чаще всего происходит самостоятельно, после

каждого упражнения контроль или взаимоконтроль. Оценивают и

комментируют ошибки сами ученики, учитель только направляет их. Плохие

оценки в журнал не ставятся. Это помогает слабоуспевающим ученикам

преодолеть страх перед самостоятельной работой. Учитель во время работы

оказывает помощь слабоуспевающим ученикам.

9. Трудности в работе со слабоуспевающими возникают тогда, когда ученики

не владеют лексическим минимумом. Это обычно происходит на 3 или 4 год

обучения. Причины тому слаборазвитая или кратковременная память.

Следует проводить упражнения, которые позволяют многократно

употреблять слово в той или иной ситуации. После таких упражнений

лексика «уходит в долгую память».

10. Для развития памяти запоминания лексики, формирования навыка

строить монологическую речь хорошо использовать игру «Снежный ком».

Первый ученик называет слово, второй - повторяет это слово и называет

свое. Последний ученик повторяет слова всего сказанного. Ученики

начальной школы с успехом справляются с таким заданием. Такие задания

можно провести при составлении рассказа.

11. Для хорошего усвоения материала хороший результат даёт пошаговый

контроль знаний (тематический, лексический, грамматический )

с последующей коррекцией.



12. Для работы со слабоуспевающими необходим дифференцированный

подход к обучению, который предусматривает использование

соответствующих дидактических материалов:
- специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;
- карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания,
- карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой

необходимыми разъяснениями, грамматическими схемами;
-карточек, в которых показаны образцы того, как следует выполнять задание;
-карточек для индивидуальной работы;
-заданий с выбором ответа;
-перфокарт;
-карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.


Особенно важным для учеников с низким уровнем активности является

фактор успеха. Необходимо всегда хвалить ученика даже за самые

незначительные успехи, чаще обращать внимание коллектива учащихся на

успехи такого ученика так, чтобы он чувствовали своё движение вперёд.






































Заключение

Целью данной исследовательской работы ставилось определение содержания профилактики неуспеваемости школьников (подростков) при изучении иностранного языка.

В первом пункте мы рассмотрели понятие неуспеваемости, возрастные особенности подростков. Мы выяснили, что под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы.

В практической части в результате опроса мы выделили три группы причин школьных неудач: социально-экономические (недооценка важности глубоких знаний и роли интеллектуального труда в жизни общества и человека, снижение качества школьного образования, материальная необеспеченность семьи, общая неблагополучная обстановка в семье, повышенная занятость и педагогическая безграмотность родителей, их алкоголизм и наркомания); причины биопсихического характера (наследственные особенности, способности, черты характера, а также плохое состояние здоровья детей и подростков); педагогические (недостаточная дифференцированность, а также стереотипность в методах и формах педагогической деятельности ряда учителей, неумение выдвигать и формулировать цели обучения и отсутствие эффективного контроля за результатами, пренебрежение развитием учеников, все еще бытующие формализм и догматизм в учебной деятельности, ориентация на работу с наиболее способными подростками.

Также мы определили содержание профилактики неуспеваемости школьников при изучении иностранного языка.

Неуспевающий по предмету "иностранный язык" ученик не просто не усваивает новые знания и не приобретает новые умения и навыки, он отстает в своем культурном развитии. Кроме этого, какой бы род занятий ни избрал он для себя в будущем, незнание иностранного языка готовит ему определенные проблемы в профессиональной деятельности.

Таким образом, качественное обучение иностранным языкам приобрело на данном этапе особую важность и значение, как для личности, так и для всего общества.































































Список литературы

  1. Аксенова Л.И. Специальная педагогика: Учебное пособие для студ. высш. заведений. / Л.И. Аксенова. – М.: Академия, 2004. – 400 с.

  2. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценок и учения школьников. / Ш.А. Амонашвили. – М.: Просвещение, 2004. – 290 с.

  3. Блонский П.П. Школьная успеваемость. / П.П. Блонский. – М., 2005. – 340 с.

  4. Вышинский Е.Г. Педагогическая психология и коррекция педагогика: учебно-методический комплекс. / Е.Г. Вышинский. – Новополоцк: ПГУ, 2008. – 144 с.

  5. Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. / А.М. Гельмонт. – М., 1954. – 215 с.

  6. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. / И.В. Дубровина. – М., 2006. – 192 с.

  7. Захарова Г.И. Основы личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с детьми / Г.И. Захарова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2002. – 52 с.

  8. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики / В.П. Зинченко. – М.: Гардарики, 2002. – 431 с.

  9. Каминская М.В. Педагогический диалог в деятельности современного учителя / М.В. Каминская. – М.: Смысл, 2003. – 274 с.

  10. Колесов Д.В. Адаптация организма подростков к учебным нагрузкам. / Д.В. Колесов. – М., 2007. – 176с.

  11. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. / Н.П. Локлова. – М., 2003. – 255 с.

  12. Ломпшер И.Б. Психические особенности слабоуспевающих школьников. / И.Б. Ломпшер. – М.: Педагогика, 1984. – 280 с.

  13. Мурачковский Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников. / Н.И. Мурачковский. – Минск, 2007. – 144 с.

  14. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: Учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. / И.П. Подласый. – М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 352 с.

  15. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. / Е.И. Рогов. – М.,2006. – 249 с.

  16. Самохвалова В.И. Возрастные и индивидуальные различия запоминания разных видов материала//Возрастные и индивидуальные различия памяти. / В.И. Самохвалова. – М.: Просвещение, 1997. – 360 с.

  17. Слободяник Н.П. Педагогическая помощь школьникам с проблемами в обучении. / Н.П. Слободяник. – М., 2003. – 180 с.

  18. Специальная педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учебных заведений / под общ. ред. Б.В. Куприянова. – М.: Академия, 2000. – 400 с.

  19. Ульенкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: учеб. пособие. для студ. высш. учеб. заведений. / У.В. Ульенкова. – М.: Академия, 2007. – 176 с.

  20. Цетлин В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. / В.С. Цетлин. – М., Педагогика, 1977. – 328 с.

  21. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студентов вузов. / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2007. – 349 с.

  22. Шинтарь З.Л. Введение в школьную жизнь/пособие для студентов пед. вузов. / З.Л. Шинтарь. – Гродно: ГРГУ, 2002. – 263с.

  23. Барабанова З.П. Организация образовательного взаимодействия педагогов и учащихся / З.П. Баранова [Электронный ресурс] // Организация образовательного взаимодействия педагогов и учащихся - Режим доступа: http://www.rae.ru/snt/pdf/2008/01/2008_01_08.pdf

  24. http://www.studzona.com/

  25. http://www.BiblioFond.ru









































Приложение 1


Анкета

для выявления причин неуспеваемости учащихся

на уроках иностранного языка.


Социально-экономические причины

Причины биопсихического характера

Педагогические причины

1. Недооценка важности глубоких знаний и роли интеллектуального труда в жизни общества и человека.

1. Наследственные особенности.


1. Недостаточная дифференцированность в обучении.

2. Снижение качества школьного образования.

2. Способности.

2. Неумение выдвигать и формулировать цели обучения со стороны учителя.

3.Материальная необеспеченность семьи.

3. Черты характера.

3. Отсутствие эффективного контроля за результатами.

4. Общая неблагополучная обстановка в семье.

4. Плохое состояние здоровья.

4. Больше внимания работе со способными учащимися.

5. Повышенная занятость и педагогическая безграмотность родителей.





















Приложение 2


Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения

отставания и неуспеваемости.


1-я группа

Посредством

содержания

(содержательные)


2-я группа

Посредством организа­ции деятельности

(ор­ганизационные)


3-я группа

Посредством воспита­тельных воздействий в плане общения, отно­шения, внимания

(соци­ально-психологический

1. Особый подход к ос­вещению учебного мате­риала, характер его пре­поднесения:

а) эмоционально-образный (эмоциональный, нагляд­но-образный, увлеченный);

б) аналитический (разъяснительный, критический, логический, проблемный);

в) деловой;

г) необычный

2. Использование, показ, подчеркивание элементов, привлекатель­ных сторон содержания:

а) важность отдельных частей;

б) трудность, сложность (простота, доступность);

в) новизна, познавательность материала;

г) историзм, современные достижения науки;

д) интересные факты, противоречия, парадоксы

3. Задания с интересным содержанием, занима­тельными вопросами

4. Показ значимости зна­ний, умений:

а) общественной;

б) личностной

5. Межпредметные связи.


1. Целевая установка не работу, ее краткая характе­ристика, постановка задач.

2. Предъявление требова­ний к учащимся. По содер­жанию: к дисциплине, к работе; по форме; развернутые, алгоритмы, свернутые (указания, замечания мимика); единые и индивидуально-групповые, общие и детальные, прямые и косвенные.

3. Характер деятельности (копирующий, репродук­тивный, творческий).

4. Создание ситуаций раз­личного характера: интеллектуального (проблем­ная, поисковая, ссора, дискуссии, противоречия), игрового (познавательной игры, соревнования), эмоционального (успеха, увлеченности темой).

5. Анализ ошибок и оказа­ние необходимой помощи.

6. Контроль за деятельно­стью учащегося (тщатель­ный, беглый), взаимо-

и самоконтроль, оценка отношения к предмету, де­ловых качеств и т.д.) и побуждение учащихся к подобным проявления.

7. Четкое использование наглядности, дидак­тических материалов, красочных пособий.


1. Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и воз­можностям учащихся.

2. Проявление личного отношения учителя к уче­нику, классу, высказывание собственного мнения.

3. Проявление учите­лем собственных качеств данных личности (в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение учащихся к подобным проявлениям.

4. Организация друже­ских взаимоотношений в коллективе (взаимопро­верка, обмен мнениями, взаимопомощь).



Приложение 3


Упражнение "Интонация".


Учитель пишет на листках бумаги названия какого-либо чувства, эмоции,

раздает листки учащимся. Задача учащихся - произнести заданную фразу

(прочитать текст) с нужной интонацией. Остальные учащиеся должны догадаться, какие чувства и эмоции были вложены в данную фразу. Игра позволяет расширить диапазон интонационной выразительности, помогает участникам обнаружить, насколько адекватно воспринимаются их интонации большинством, как можно использовать тональность в обучении. Иностранный язык - работа с лексическим материалом, работа над выразительным чтением.





















Приложение 4


Упражнение "Разговор больших пальцев".

Работа в парах, учитель задает темы общения: пальцы знакомятся, ссорятся, ищут возможность помириться, мирятся. Упражнение на развитие выразительности языка через жесты, импровизацию, концентрацию на собственных ощущениях. На уроках иностранного языка применяется при разучивании диалогов.
























Приложение 5

Использование кроков для фиксации содержания текста.

Крок — это схематическое изображение того, что означает слово.

Этот методический прием:

1. Вынуждает обучаемого при работе над словом вызывать в своем сознании представление, с которым это слово ассоциируется именно у него. Благодаря этому формируется связь «иностранное слово — индивидуальное представление», лежащая в основе беспереводного понимания читаемого и беспереводного говорения. Такая связь не всегда формируется, если слово заучивается с опорой на картинку, созданную другим лицом, пусть даже самую художественную.

2. Не позволяет думать на русском языке до порождения предложения  на иностранном языке. 

3. Не позволяет идти более легким, но ошибочным путем: планировать высказывание на русском языке. Порождение высказывания по крокам приводит к формированию механизма беспереводного понимания и говорения. Планирование высказывания на русском языке — к пожизненному бесплодному изучению иностранного языка.

4. Фиксация содержания текста кроками избавляет от необходимости запоминать последовательность мыслей при пересказе текста.

5. Говорение по крокам предотвращает ошибки, которые учащиеся могли бы сделать при пересказе текста. Это, прежде всего, ошибки в употреблении артиклей, предлогов и в порядке слов. Длительное быстрое и правильное говорение на иностранном языке позволит мозгу смоделировать грамматическую подсистему иностранного языка на подсознательном уровне.

6. Это приведет впоследствии к планированию высказывания на подсознательном уровне сразу на иностранном языке, т. е. так, как это бывает при говорении на родном языке.

7. Рисование кроков невозможно без осознания структуры предложения. Оно предполагает выделение подлежащего и обеих частей сказуемого, что способствует более правильному пониманию содержания текста. Такой постоянный анализ структуры предложения подготовит к чтению сложных текстов.

8. Длительное воспроизведение текстов по крокам приведет к запоминанию большого количества синтагм, из которых впоследствии будет возможным составлять собственные высказывания. Помните, что творческая речь является ни чем иным, как припоминанием заученных ранее синтагм и составлением из них новых композиций.

Без привычки нелегко найти сразу нужный символ, чтобы изобразить слово, но это совершенно необходимо. В момент поиска символа в сознании возникает представление о том, что названо словом, и образуется новая ассоциация: «иностранное слово — индивидуальное представление», поэтому, занимаясь этим поиском, и рисуя, многократно повторяйте вслух каждое изображаемое слово, затем целую синтагму, еще и еще раз впечатывая ее в память.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!