СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа " Балалайка, балалайка!Ну-ка, песенку сыграй-ка!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы-привлечь внимание к русскому струнному инструменту, к его уникальному звучанию и истории.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа " Балалайка, балалайка!Ну-ка, песенку сыграй-ка!»


Администрация городского округа город Урюпинск

Волгоградской области

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

городская научно-практическая конференция младших школьников

«Учение с увлечением — старт в науку»

Секция «ГУМАНИТАРНАЯ» Отделение «ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ»

Балалайка, балалайка! Ну-ка, песенку сыграй-ка!

Исследовательская работа



Выполнили - ученики 3 «В» класса

МБОУ «СШ № 5» города Урюпинска

Плешаков Максим,

Лабыкина Анна,

Ружейников Максим,

Соловьёва Инна

Дурникина Ангелина

Научный руководитель - учитель

начальных классов

МБОУ «СШ № 5» города Урюпинска

Девяткина Вера Викторовна

г. Урюпинск 2017

Оглавление Введение 3

Основная часть

Глава I Немного истории 5

Глава II Цынцы-брынцы, балалайка, цынцы-брынцы, заиграй-ка! 9

Глава Ш Памятники русской балалайке 11

Заключительная часть 12

Используемая литература 13

Приложение 14

















Введение

Мой любимый музыкальный инструмент – балалайка. На этом инструменте я уже занимаюсь 2 года. На занятиях я узнаю много интересного о музыке, учусь играть различные пьесы, выступаю на праздниках и концертах. Балалайка – очень задорный, весёлый народный инструмент. С ним не бывает скучно! Но почему же, народная музыка интересна очень узкому кругу людей, посещающих концерты или играющих на каких-либо народных инструментах. Ведь всё реже звучат балалаечные трели на народных гуляниях и праздниках. Музыкантов - балалаечников очень мало, а многие даже не знают о том, что это за инструмент - инструмент, который ассоциируется с Россией, с ее историей и культурой, является её музыкальным символом. Мне очень нравится звучание балалайки, и я хочу, чтобы люди не забывали её историю и могли слушать весёлую игру балалаечника. Вот почему, меня привлёк и заинтересовал этот русский музыкальный инструмент.

















Гипотеза: Балалайка – любимый народный инструмент, который занимает большое место в народной жизни. Цель работы: привлечь внимание к русскому народному инструменту -балалайка, к его уникальному звучанию и его истории. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить историю развития балалайки;

  • собрать информацию о связи музыкального инструмента с УНТ;

  • доказать, что балалайка-это любимый народный музыкальный инструмент;

  • обобщить полученные знания.

Актуальность. Балалайка - самый красивый, выразительный и необычный инструмент, наиболее полно раскрывающий всю глубину русской души. Балалайка - музыкальный символ России. Объект исследования :Балалайка.

Методы исследования:

    • анализ источников информации;

    • обобщение полученных знаний;

    • беседа .







Глава I

Немного истории

Треугольная доска, а на ней три волоска,

Волос – тонкий, голос – звонкий.

Три струны, а звук какой! С переливами, живой.

Узнаю его в момент –  самый русский инструмент.

Конечно - же, это балалайка.

Когда и кто изобрёл балалайку - неизвестно. Балалайка, как  гудок, волынка, гусли …считается одним из древнейших музыкальных инструментов. Арабский историк Ибн-Фацлан, посетивший, в качестве посла, в 921 году волжскую Болгарию, увидел как заезжие “руссы” хоронили своего князя. По языческому обычаю в могилу покойнику положили: “крепкий напиток, плоды и музыкальный инструмент”, по мнению историков — “балалайку”, чтобы он, по языческому верованию, и на том свете мог услаждать себя игрой на любимом при жизни инструменте.

История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков. Многие считают, что балалайка была придумана на Руси. Давным-давно жили бедные люди и, чтобы скрасить свою трудную жизнь, придумали они интересный музыкальный инструмент, звучание которого очень всем полюбилось. Инструмент звучал на всех народных гуляньях и ярмарках. Под его веселые звуки пели, танцевали, играли. Но вот как назвать его? Думали - думали и придумали. В русском языке было такое слово «балакать», то есть разговаривать, болтать. Вот и назвали этот инструмент балалайкой.

Другие считают, что балалайка произошла от народного инструмента киргиз–кайсаков – домбры. Есть и такие, которые приписывают слову "балалайка" татарское происхождение. У татар есть слово "бала", означающие " дитя". Оно быть может и послужило источником происхождения слов "балакать", "балабонить" и т.д. заключая в себе понятие о неразумной, как бы детской болтовне.

При правлении царя Михаила Фёдоровича балалайка была распространена среди крестьян и скоморохов. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание и даже не подозревали, на каком чудо -инструменте они играют. Веселье долго продолжаться не могло. При Алексее Михайловиче инструменты подвергались гонению. Великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться и отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку в Малороссию. Собирали инструменты очень долго, получилась огромная гора на Московской площади, которая горела и дымилась несколько дней.

Но, несмотря на запреты, все еще существовали бродячие артисты и музыканты, игравшие на ярмарках, свадьбах и других торжествах. Скоморохи пользовались большой популярностью в народе, и поэтому духовенство и власть, их обвинили в язычестве и изгнали из Москвы. Преследуемые властями скоморохи были вынуждены покинуть большие города, оставив тем самым производителей инструмента без работы. Музыканты сами начали мастерить балалайки. Иногда балалайку делали не из дерева, а из… тыквы! Тогда балалайка получалась овальной формы, внутри тыквы приклеивали порошок битого хрусталя, тогда звук получался очень звонким. В результате появились новые модели. После смерти царя балалайка снова зазвучала по всей стране – она стала популярной не только в народе, но и среди профессиональных музыкантов. Но опять ненадолго.

Шло время. Вновь потерялась балалайка, только не совсем. Некоторые крестьяне по-прежнему музицировали на трехструнке. И, однажды, путешествуя по своему имению молодой дворянин Василий Васильевич Андреев услышал балалайку у своего дворового Антипа. (Приложение 1.) Андреева поразило звучание этого инструмента, а ведь он считал себя знатоком русских народных инструментов. И решил Василий Васильевич сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент. Для начала сам потихоньку научился играть, потом заметил, что инструмент таит в себе огромные возможности, и задумал усовершенствовать балалайку. Андреев поехал в Петербург к скрипичному мастеру Иванову, за советом и попросил подумать, как улучшить звучание инструмента. Иванов же воспротивился и сказал, что балалайку делать не будет, категорически. Андреев задумался, потом достал старую балалайку, купленную им на ярмарке за тридцать копеек, и виртуозно исполнил одну из народных песен, коих в России огромное количество. Иванов не устоял перед таким натиском и согласился. Работа была долгой и тяжелой, но все-таки новая балалайка была изготовлена. Но Василий Андреев задумывал нечто большее, чем создание усовершенствованной балалайки. Взяв ее из народа, он хотел вернуть ее в народ и распространить. Теперь всем солдатам, проходящим службу выдавалась балалайка, и, уходя из армии военные забирали инструмент с собой. 
Таким образом, балалайка вновь распространилась по России и стала одним из самых популярных инструментов. Мало того, Андреев задумал создать семейство балалаек разных размеров по образцу струнного квартета. Для этого он собрал мастеров: Пасербского и Налимова, и они, работая совместно, изготовили балалайки: пикколо, дискант, прима, секунда, альт, бас, контрабас. (Приложение 2.) Из этих инструментов была создана основа Великорусского оркестра, который впоследствии объездил несчетное количество стран мира, прославляя балалайку и русскую культуру. (Приложение 3.) Дошло до того, что и в других странах (Англии, США, Германии) были созданы оркестры русских народных инструментов по образцу Великорусского. 
Андреев сначала сам играл в оркестре, потом дирижировал им. Одновременно он давал и сольные концерты, так называемые вечера балалайки. Все это способствовало необыкновенному всплеску популярности балалайки в России и даже за ее пределами. Более того, Василий Васильевич воспитал огромное число учеников, которые также старались поддерживать популяризацию балалайки .И в этот период композиторы наконец-то обратили внимание на балалайку. Впервые балалайка зазвучала с оркестром. 





















Глава II

Цынцы-брынцы, балалайка, цынцы-брынцы, заиграй-ка!

Русский народный инструмент балалайка тесно связан с устным народным творчеством. Балалайка вошла в фольклор в ХVIII веке, когда стала распространённым инструментом в России. С 70-х годов ХVIII века она попадает на страницы произведений русских поэтов: В.И. Майкова, А.О. Аблесимова, Г.Р. Державина. А с конца ХIХ века балалайка стала восприниматься не только как музыкальный инструмент, но и как символ России. В минуты отдыха крестьяне любили слушать балалайку, петь под неё, поэтому часто приобретали инструмент, не считаясь с расходами: «Бог даст, батюшка дворик продаст, а балалаечку купит.» О талантливом балалаечнике обычно говорили: "Наш Семён с балалаечкой рождён".

Популярность балалайки была столь велика, что, кроме припевок, сочинялись и загадки:

В лесу выросло, из лесу вынесли,

На руках плачет, а на полу скачут.

В лесу тяп-тяп; дома-то ляп-ляп,

На колени возьмёшь - заплачет.

Балалайка вошла и в образы детских считалок (жеребьёвок), служащих детям для выбора водящего в игре:

Цынцы-брынцы, балалайка,

Цынцы-брынцы, заиграй-ка,

Цынцы-брынцы, не хочу,

Цынцы-брынцы, спать хочу.

Слова "цынцы-брынцы" имитируют звучание балалайки. Слово "брынцы" можно связать со глаголами "бряцать", "ударять", "бренчать" по струнам.

Но чаще всего балалайка упоминается в частушках. Исполнение частушки под аккомпанемент "трёхструнного бубенца", так любовно называл поэт И. Кобзев балалайку, всегда было одной из наиболее распространённых форм народного музицирования.

У народа нет рояля,
Белого на ножках,
Но, зато, есть балалайка,
с Тульскою гармошкой!
Балалайка, балалайка,
Я в тебя влюбленная,
Потому что ты родная,
Русская, народная!
Балалайка заиграла, 
Ноги в пляс пускаются,
А нахалы на вечорку
К нам не допускаются! (Приложени 4.)













Глава III

Памятники русской балалайке

23 июня -День балалайки— международный праздник музыкантов-народников.
В 2014 году в городе Севастополь к празднику в детском эко - парке «Лукоморье»  установили огромный струнный инструмент – балалайку. Высота скульптуры - 4 м.

Памятник балалайке есть и в городе Бежецке Тверской области. Он был установлен 23 сентября 2011 года в начале липовой аллеи. Это событие было приурочено к 150-летнему юбилею со дня рождения выдающегося музыканта, уроженца этих мест, Василия Васильевича Андреева, который открыл всему миру балалайку – исконно русский музыкальный инструмент, благодаря которому она стала неофициальным символом России. 

В Хабаровске на Амурском бульваре воздвигли памятник «Песня о дружбе» — китайская пира и русская балалайка.  Эта скульптура символизирует дружбу двух народов- русского и китайского.

В Воронеже тоже есть памятник русским народным инструментам - балалайке и гармони.























Заключение

Балалайка - самый красивый, самый выразительный и необычный музыкальный инструмент. Не зря у иностранцев балалайка является символом России, олицетворением русской культуры. Именно этот инструмент наиболее полно раскрывает всю глубину русской души в игре, в стихах, в частушках, в прибаутках…

В истории балалайки были и взлёты, и были падения. Но инструмент живёт. Его любят, народ наслаждаются его звучанием.

Всем известна на Руси,
Хоть кого о ней спроси!
У неё лишь три струны,
Но она любовь страны.


















Литература


1.Андреев В.В.. Материалы и документы. Москва «Музыка», 1986г.

2.Васильев Ю., Широков А.. Рассказы о русских народных инструментах. Москва, «Советский композитор», 1976 г.

3. Павловская Н.Э. История музыкальных инструментов. КАРО.,2005 г.

Используемые ресурсы

1. http://www.liveinternet.ru

2. https://ru.wikipedia.org

3. http://eomi.ru/plucked/balalaika/






















Приложение












Приложение 1

Андреев В.В.

.

Деревенский музыкант – левша -Антип Васильев.

Приложение 2


Налимов С.И Пасербский Ф.С.



Семейство балалаек - пикколо, дискант, прима, секунда, альт, бас, контрабас.





Приложение 3




Великорусский оркестр под управлением Андреева В.В.





Приложение 4

Поговорки

«Наш Исайка – без струн балалайка» - так на Руси говорили о людях болтливых, чьи слова часто расходились с делом.

«Баять байку про балалайку» - поговорка означает дословно «проводить время в пустых разговорах».

«Ни к чему в доме соха, была бы балалайка» - этой поговоркой трудолюбивые люди «подкалывали» тех, кто был замечен в пристрастии к веселью и праздному образу жизни.

«Только дурак двор продаст, да балалайку купит» - смысл этой поговорки заключается в глубоком понимании жизни, необходимости внимательного отношения к собственным поступкам.

«На балалайку станет, и на кабак станет, а на свечку не станет» - одна из самых обидных поговорок, которая обозначает человека, оторванного от Веры, ведущего неправильный образ жизни.

Невеселый смысл поговорок  призван обратить внимание человека на его недостатки. Все мы подчас становимся слишком болтливыми и предпочитаем веселье кропотливому труду. Однако мелодия любого инструмента зависит лишь от человека, который на нем играет. Так же и поступки человека зависят от его души и работы над ней. «Из дерева вырубается, а в руках плачет». 

Загадки 1.Деревяшка, три струны,
Натянутых, тонких.
Вы узнать её должны!
Поёт очень звонко.
Поскорее угадай-ка.
Что же это? – ... . 2.Треугольная доска, А на ней три волоска, Три струны ,а звук какой! С переливами, живой! Узнаю его в момент- Самый русский инструмент. 3.У неё есть три струны , Их рукой щипать должны, Можно под неё  плясать И по-русски приседать. 4.Струн дано мне очень мало, но пока что мне хватало!
Струны ты мои задень и услышишь: длень, длень, длень!
Ну-ка, кто я? Отгадай-ка! Озорная ... .

Частушки

1.Балалайка, балалайка,
Я в тебя влюбленная,
Потому что ты родная,
Русская, народная!
2.Нет в деревне хохотушки
Озорнее балалайки –
Целый день бренчит частушки
Или громко травит байки.
3.Балагурка, веселуха,
Так вытренькивает звонко,
Что и древняя старуха
Скачет с ловкостью бельчонка!
4.Ну, а если громко вторят
Ей гармошка и жалейка,
Всю деревню раззадорит
Их шальная шайка-лейка!
5.Балалайку полюбила
И про милого забыла.
Целый день по струнам бью,
Больше всех её люблю!
6. Три струны всего, трям-трям.
Инструмент известен нам.
Балалайку я возьму,
Плясовую заведу.

Стихи
1.Ты возьми - ка, зайка,
В лапки балалайку!
В круг скорее выходи,
Плясовую заводи! -
Как все начали плясать
И платочками махать -
И баран с козой,
И мышонок удалой!
Каждый пел и веселился,
То - то праздник получился!
2.Шесть или семь струн у гитары,
У балалайки только три.
Щипково-струнными
Зовутся и та, и эта, посмотри:
Чтобы струна вдруг зазвучала,
Щипни её ты для начала.
3.Поиграй-ка, пострадай-ка,
Символ русской старины,
Балалайка, балалайка –
Немудреных три струны!
Разудала, бесшабашна,
Не даёт она скучать.
С балалаечкой не страшно
Горе-горькое встречать.
Широка и непонятна,
Словно русская душа.
С балалаечкой приятно
Радоваться, грусть круша.
С балалаечкой не стыдно
И в концертах выступать.
И порой ей так обидно
«Иностранцам» уступать!
... Вот опять смеётся, плачет,
Перебором душу рвет,
В удали кручину прячет,
А как зА сердце берет!
... Светит месяц круторогий,
Тройка мчится, даль бледна ...
Три струны – как три дороги
И судьба – на всех одна.

Кукушкина Г.
4.Не пугайся огня,
Не ходи сторонкой,
Ах, ревнуйте меня
Только к струнам звонким.
Я весь свет обошел
С песнею летучей,
И сказать вам пришел
Я на всякий случай:
По душе, может, вам
Роль моей хозяйки?
Я всю жизнь вам отдам,
Кроме балалайки.
У подружки моей
В струнах есть мечтания.
Я хожу вместе с ней
К милой на свидание.

5. Возьму я в руки балалайку
А мне досталась по наследству
Простая русская душа,
И от тоски я знаю средство,
Когда нет денег ни шиша,
Возьму я в руки балалайку,
Спою вам песню от души...
Вдруг прибежит подружек стайка!
Теперь все средства хороши:
Мы веселимся и играем,
Расскажем много анекдотов,
И вновь о будущем мечтаем,
И ждём случайных поворотов,
Когда судьба изменит план,
Вдруг станет жизнь твоя прекрасней,
Иль вновь завяжется роман...
Иль труд твой - вовсе не напрасный!
Возьмите в руки балалайку!
И спойте просто и легко.
Друзей по жизни не теряйте,
Судьба ведёт нас далеко...
Что ценим мы? Что нам дороже?
К чему стремимся на Пути?
Не стану я уже моложе,
Всё прошлое ведь позади.
Но я не стану горько плакать!
К чему ненужные слова?
Я пироги возьмусь состряпать,
И вот уж комната полна
Друзей, подруг каких-то новых
С улыбкой, с дружеским лицом,
Со мной дружить всегда готовых...
Спасибо матери с отцом
За то, что русскою растили,
Творили добрые дела,
За то, что петь всегда любили...
И вот, жива душа моя!
Жива простой и доброй былью,
И чудесами жизнь полна,
И чувства дружбы не остыли.
Нахлынула сейчас волна
Воспоминаний о былом:
Так дорог был мне отчий дом...

Дюльгер Т.

6.Поиграй-ка, пострадай-ка,
Символ русской старины,
Балалайка, балалайка —
Немудреных три струны!
Разудала, бесшабашна,
Не даёт она скучать.
С балалаечкой не страшно
Горе-горькое встречать.
Широка и непонятна,
Словно русская душа.
С балалаечкой приятно
Радоваться, грусть круша.
С балалаечкой не стыдно
И в концертах выступать. И порой ей так обидно
«Иностранцам» уступать!
… Вот опять смеётся, плачет,
Перебором душу рвет,
В удали кручину прячет,
А как зА сердце берет!
… Светит месяц круторогий,
Тройка мчится, даль бледна …
Три струны —
как три дороги
И судьба —
на всех одна.
В. Андреева 7.Вчера барбос для лайки
Играл на балалайке,
А лайкины ребятки
С утра играли в прятки. Сегодня кот для кошки
Играет на гармошке,
А кошкины детишки
Играют в кошки-мышки! Балалайка моя, Утешай-ка меня,Балалаечка! У меня ли была, И жила, и цвела Дочка Раечка. Пожила, умерла, И могила взяла Дочку Раечку,— Ну и как мне не пить, Ну и как не любить Балалаечку! Что взгляну на мою Балалаечку, То и вспомню мою Дочку Раечку. 29 апреля 1902 г. Федор Сологуб.  Виссарион Саянов напишет о балалайке стихи, которые прямо не посвящены Андрееву, но вполне могли бы быть посвящены его памяти:

Три струны всего у балалайки,
Но широк ее размах большой,
Взмах руки, и пролетают чайки
С набежавшей песенной волной.
Парень укорачивает струны,
Прижимает крепко их к ладам,
И плывет напев простой и юный
По окрестным паркам и садам.
Слушаю его и молодею,
Прохожу по саду налегке,
Все-то, видно, знает и умеет
Парень с балалайкою в руке.
Дай и мне к струне твоей певучей,
Прикоснуться медленной рукой,
Может, прозвучит еще получше песенка, придуманная мной. 1949 год






14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!