СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Библейская легенда о блудном сыне и ее трансформация в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа по литературе. Диляра Мукменова, моя ученица, она исследовала Библейскую легенду и повесть Пушкина, сравнила их и сделала диаграмму, исследовав учащихся МАОУ Новоатьяловской СОШ

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Библейская легенда о блудном сыне и ее трансформация в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Новоатьяловская средняя общеобразовательная школа»

ул. Школьная, д. 20, с. Новоатьялово, Ялуторовский район, Тюменская область, 627050

тел./факс 8 (34535) 34-1-60, e-mail: [email protected]

ОКПО 45782046, ОГРН 1027201465741, ИНН/КПП 7228005312/720701001











Исследовательская работа на тему:

«Библейская легенда о блудном сыне и ее трансформация в произведении «Станционный смотритель» А.С. Пушкина»







Выполнила:

Мукменова Диляра Фаильевна,

ученица 7 класса

Руководитель:

Рахимова Гульнара Хучахметовна,

учитель русского языка и литературы





Новоатьялово, 2017



Содержание

  1. Актуальность темы…………………………………………………..3

  2. Цели и задачи………………………………………………………...4

  3. Основная часть……………………………………………………….6

  4. Заключение………………………………………………………….10

  5. Приложение 1……………………………………………………….11

  6. Приложение 2……………………………………………………….13

  7. Приложение 3……………………………………………………….14

  8. Список литературы…………………………………………………15

































Актуальность темы

Проблема "отцов и детей" актуальна в наши дни. Она остро встает перед людьми, которые принадлежат к разным поколениям. 

Притча о блудном сыне едва ли не самая популярная из всех Евангельских притч. К её сюжету обращались прославленные художники всех столетий. Отголоски этой притчи слышатся и в литературе. Тема сбившегося с пути и покаявшегося затем человека актуальна в любое время и для любого возраста.

Сюжет о блудном сыне представлен как текст, давший жизнь разнообразным сюжетным линиям в произведениях авторов разных эпох. В современной истории литературы проследить его развитие в русской литературе пытались Шатин Ю.В., Чернов А. В., Тюпа В.И. Так А.В. Чернов писал об архетипе «блудного сына» в русской литературе XIX века (1994), Ю.В. Шатин обратился к исследованию трансформаций архетипических мотивов в новой русской литературе (1996), В.И. Тюпа посвятил ряд своих исследований притче о блудном сыне в русской литературе XIX века (1983).

















Цель и задачи

Цель:

  • сопоставить евангельскую притчу о блудном сыне и пушкинскую повесть «Станционный смотритель» А.С. Пушкина


Задачи:

  • на основе анализа повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» определить, какие библейские заповеди нашли в ней свое отражение

  • определить основные мотивы повести "Станционный смотритель" и притчи о блудном сыне

  • эмпирически исследовать отношение к родителям и семье учеников МАОУ «Новоатьяловской СОШ»

  • проанализировать полученные результаты и сделать выводы; оценить поступки героев, собственное поведение

  • воспитать уважение и благодарность к родителям


Объект исследования: процесс нравственного выбора (на примере повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»)


Предмет исследования: параллели между притчей «О блудном сыне» и повестью А.С. Пушкина «Станционный смотритель».

В исследовании мы пользовались гипотезой о том, что нравственный смысл притчи усиливает воспитательное значение повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель», формирует ценностные ориентиры.


Методы исследования:

- теоретические: анализ, сравнение, обобщение, аналогия;

- эмпирические: беседа, анкетирование;


База исследования: притча о блудном сыне, повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель», ответы на вопросы анкеты школьников 9-16 лет МАОУ «Новоатьяловская СОШ».


























Основная часть

Вся мировая культура: музыка, живопись, литература – проникнуты Евангельской мудростью. Каждое Евангелие содержит разные по содержанию притчи. Среди них и притча о блудном сыне, которая несёт в себе идею покаяния и прощения. Притча о блудном сыне послужила основой для создания многих произведений живописи (Приложение 1). Наиболее глубоко сцена возвращения блудного сына домой отражена на картине Рембрандта «Возвращение блудного сына».

Сюжет притчи привлекал внимание не только живописцев, но и мастеров слова. В русской литературе эта притча получила распространение ещё в XVII веке. Ярким примером тому служит «Повесть о Горе-Злочастии».

В 1830 г. А.С. Пушкин пишет повесть «Станционный смотритель», которую нельзя понять без знания образов и мотивов Библии. Повесть построена сложно. Пушкин прячется за своих вымышленных рассказчиков, как бы говоря читателям: «Такова она, настоящая жизнь…». А почему она такая? Почему рвутся связи между людьми? Почему дети уходят и не возвращаются? На эти вопросы должны ответить мы, читатели.

Сюжет о неблагодарности дочери лежит в основе произведения Пушкина «Станционный смотритель».

«Смиренную, но опрятную обитель» станционного смотрителя Самсона Вырина, этого «сущего мученика четырнадцатого класса» украшает ряд картинок. Они изображали историю блудного сына. Их четыре: на первой «беспокойный юноша» спешит принять благословение и деньги от «почтенного старика в колпаке и шлафроке»; на второй гравюре юноша «сидит за столом, окружённый ложными друзьями и бесстыдными женщинами», на третьей – герой, потеряв друзей и деньги, пасёт свиней. Он раскаивается в содеянном. На последней картинке изображено возвращение блудного сына в отчий дом.

Самсон Вырин со своей дочерью Дуней счастливо живут в своем скромном доме. Дуня – это единственная отрада старика. Проезжий гусар увозит с собой красавицу Дуню. Что её ждёт? У Вырина нет сомнений: «Не её первую, не её последнюю сманил проезжий повеса, а там поддержал, да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою».

Старик заболел от горя. А оправившись от болезни, едет искать свою Дуню: «Авось, - думал смотритель, - приведу я домой заблудшую овечку мою». Он хочет вернуть домой дочь, поддержать её, уберечь от большого зла. Самсон Вырин уже простил её, как простил в библейской притче отец своего заблудшего сына.

Легенда о блудном сыне, представленная в немецких картинках на стене дома Вырина, не оживает в реальности.

Потеряв свою Дуню и отчаявшись, пушкинский герой пребывает в смирении, которое можно приобрести только тогда, когда лишишься всего. Отвергнутый Дуней, Самсон Вырин полагается на Божью волю. Станционный смотритель так и не испытал радости возвращения "блудной дочери", и неизвестно, как умер он - прощая или проклиная её. Страдания Самсона Вырина не вознаграждаются при жизни Высшей силой. Самсон Вырин - это, прежде всего трагическая личность. Вырин отчаялся, мысли о возможном несчастье дочери губили в нем желание жить. Он спился, так и не узнав, как сложилась судьба Дуни.

Пушкинский повествователь не осуждает и не обвиняет «бедного смотрителя». Он, как отец из евангельской притчи, мудро смиряется перед жизнью.

Дуня же, сама став матерью, приезжает к уже умершему отцу, долго лежит на его могиле. Она вернулась, но простить ее за отсутствие, за принесенные страдания, порадоваться за нее – некому. Она опоздала, и ей не испытать той радости от родительского прощения, как это случилось с сыном в библейской притче. 

Трагедия Самсона Вырина в том, что он потерял свою Дуню. Она уехала с Минским не с отцовского благословения, а тайком. Традиция спрашивать родительского благословения на счастливый союз живёт веками на Руси. История о блудном сыне тоже начинается с благословения отца.

Почему же Дуня выросла неблагодарной дочерью? Может, отец не воспитал ее подобающим образом? Но анализ повести позволяет утверждать, что ею держался весь дом. Но отца в Дуне больше всего восхищала ее красота. Даже, увидев Дуню в Петербурге, смотритель по-прежнему восхищается её красотой.

Но обращает ли внимание Самсон Вырин на духовные качества своего ребенка? В тексте повести есть подтверждение тому, что Дуня бесхарактерна, безвольна, что она не имеет ясных представлений о добре, человечности:

  • Она бросила отца.

  • Не зная человека, она убежала с ним.

  • Она была легкомысленна.

Дочь смотрителя повторила поступок героя библейской легенды. Она нарушила одну из главных заповедей: “Почитай отца своего и мать”, где говорится, прежде всего, о почтении к родителям.

Родители для любого человека – источник нравственности и морали. Но что же думают об этом учащиеся моей школы?

В анкетировании добровольно приняли участие 100 школьников от

9-16 лет. Для своего исследования я опросила учащихся именно этого промежутка возраста, так как я хотела увидеть в каком возрасте дети хотят почувствовать себя наиболее самостоятельными, взрослыми.

На вопрос анкеты: «Какую роль родители играют в вашей жизни?» - 80 опрошенных ответили, что родители - это главное, что есть в их жизни, 20 школьников - считают, что родители играют для них большую, но не главную роль (Приложение 2). Из 20 школьников, которые считают, что родители играют для них большую, но не главную роль, 2 человека 13-ти лет, возраст остальных 18 человек - 14-15 лет. Следовательно, мы можем сделать вывод, что возраст от 13-15 лет – это тот возраст, когда у детей меняется характер, они хотят доказать родителям и окружающим, что они тоже могут совершать взрослые поступки - это и есть переходный возраст. В этот момент задача родителей помочь ребенку преодолеть переходный возраст без «потерь», считают психологи. «Не забывайте показывать взрослеющему ребенку, что вы его любите, понимаете его переживания и всегда готовы подставить плечо» [Источник: http://childage.ru/psihologiya-i-razvitie/detskaya-psihologiya/perehodnyiy-vozrast-u-devochek-kak-vesti-sebya-roditelyam.html].

А пушкинская Дуня почитала своего отца? То, что Дуня убежала из дома и нарушила данную Богом заповедь, говорит об обратном. Отец же не находил себе места и от отчаяния умер. Дуня со временем поняла свою ошибку, раскаялась, но поздно.

Белкин видит картинки на сюжет о блудном сыне в доме смотрителя дважды, и это не случайно, потому что Дуня – «заблудшая овечка». Обратимся к лексическому значению слова «блудный». Это прилагательное, образованное от глагола «блудить», который имеет два значения:

  1. Распутничать.

  2. Блуждать, бродить.

В слове «блудный» соединилось прямое значение и переносное. Значит блудный сын – это молодой человек, блуждающий в нравственных потёмках. Это же можно сказать и о Дуне.

Проведенный анализ притчи и повести позволил определить, как трансформировалась (трансформация — превращать, преобразовывать из одного в другое [Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова]) притча в повести. В ходе работы составлена таблица, позволяющая провести параллели между притчей «О блудном сыне» и повестью А.С. Пушкина «Станционный смотритель (Приложение 3).

В финале повести есть намек на нравственное возрождение Дуни (плач над могилой отца).



Заключение

Завершая свою исследовательскую работу, мы пришли к выводу, что проблема «отцов и детей» не раз поднималась в литературе. Черствость по отношению к родителям, позднее раскаяние, к сожалению, особенно актуальны в наши дни.

Как важно успеть сказать родителям, что мы их любим, принести им хоть немного счастья.

Возможно, повесть “Станционный смотритель” – это предостережение писателя не только современникам, но и нам, людям XXI века, для которых религия, мораль перестали быть живым нравственным уроком, а превратились лишь в часть быта.


Приложение 1

Одна из самых известных притч в Евангелиях, это притча о блудном сыне.

Евангелие oт Луки (15:11-24)

“Еще сказал [Иисус Христос]: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую [мне] часть имения. И [отец] разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться”.

Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Тот, кто придет к Нему никогда не будет изгнан, гласит Слово. Не имеет значение, что он сделал или не сделал. Не имеет значения его/ее прошлое. Сын Божий желает не осудить, а спасти. Сострадание отца в этой притче это отражение сострадания Отца Бога (Иисус рассказал эту притчу в связи с радостью на небесах, когда грешник возвращается). Бог “хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.”.

Сын в этой притче не мог дождаться смерти отца. Он хотел его имущество сейчас же, несмотря на то, что его отец был все еще жив. Однажды он прибрал все это к рукам, собрал все и отправился в «дальнюю сторону». Кто знает, что он мог слышать об этой стране. Реклама, ТВ, радио (если бы они существовали), рассказали бы ему об этой стране. Если бы у него было много денег, он мог бы жить там «веселой жизнью» - той жизнью, которую Слово Божие описывает двумя словами: «блудная жизнь». Но в конце концов все закончилось, и тот, кто когда-то был сыном богатого человека стал нищим и голодным. Его голод был настолько велик, что ему было нечего есть – свиней кормили больше чем его!

И затем произошло нечто важное: «он пришел в себя» и подумал: “сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже не достоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих”. Блудный сын пришел в себя? Время, когда кто-либо «приходит в себя», обычно наступает не тогда, когда все хорошо, но тогда, когда, как в случае с этим сыном, у него не было и крошки, чтобы утолить голод. И таким образом сын пришел в себя и выбрал путь возвращения домой. Все мысли, которые пришли ему в голову были правильными и праведными: после того, что он сделал, у него не было права называть себя сыном своего отца. Он разрушил все его труды своей блудной жизнью. Но Отец увидел его издалека. Это показывает, что он следил за дорогой. Несмотря на то, что сын забрал свое наследство и покинул дом, отец не был безразличен. Он ждал день за днем его возвращения. Если бы он мог его найти, он пошел бы и умолял бы его вернуться – как Господь призывает нас примириться с Ним. Отец ждал. Он смотрел на дорогу, и как только он увидел, что сын идет, он побежал навстречу к нему!

Приложение 2

Диаграмма к анкетированию

«Какую роль родители играют в моей жизни?»



1



Из 100 опрошенных учащихся «МАОУ Новоатьяловская СОШ» в возрасте от 9-16 лет, на вопрос «Какую роль родители играют в моей жизни?» ответили:

От 9-11 лет (48) – 48 учащихся ответили, что родители играют главную роль в их жизни

От 12-13 лет (18) – 16 ответили, родители – это главное, а 2 – не главную роль играют родители в их жизни

От 14-16 лет (34) – 16 человек ответили, что родители – это главное в их жизни, а 18 ответили, что родители играют не главную роль в их жизни.



Приложение 3

Притча

Станционный смотритель”

Блудный сын сам уходит из родного дома, чтобы жить самостоятельно.

Отец сам отправляет дочь из родного дома (случайно, невольно), не предполагая, что расстается с ней навсегда.

Никто не ищет его

Отец разыскивает в Петербурге дочь, чтобы вернуть её домой

Образ жизни блудного сына после отъезда из родительского дома представляет собой развратное поведение.

Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве.

Радостная встреча сына с отцом

Прошли годы – смотритель умер в нищете и горе. Лишь после смерти отца Дуня, уже богатая барыня, посещает родные места.

Сын вернулся домой нищий и голодный. Он осознал свой грех, раскаялся в нем, понял, что “недостоин называться сыном” своего отца, и решил вернуться.

Авдотья Семеновна не вернулась, а зашла, проезжая мимо.

Примирение с отцом

Невозможность встречи и примирения. Смотритель умер, так что покаяние и примирение невозможно.


Глядя на эту таблицу можно сделать вывод, что притча стала основой для написания повести, однако она трансформировалась. Если в притче блудный сын возвращается к отцу, раскаявшись, осознав свой грех, то в повести «Станционный смотритель» Дуня осознает свой грех слишком поздно. В притче есть примирение сына с отцом, в повести же это нет примирения и покаяния. Дуня опоздала, и ей не испытать той радости от родительского прощения, которую испытал блудный сын в библейской притче. 



Список литературы:

  1. Притча о блудном сыне. (Евангелие от Луки).// Уроки литературы. – [2005. - №12].

  2. Пушкин А.С.Повести. – [М.: Детская литература, 1986].

  3. Соловей Т. Г. Притча о блудном сыне и её изучение в сопоставлении с другими произведениями литературы и искусства.// Уроки литературы. – [Москва, 2005. - №12].

  4. Тюпа В. И. Притча о блудном сыне в контексте «Повестей Белкина» как художественного целого // Болдинские чтения. – [Горький,1983. – С.67-81].

  5. Чернов А. В. Архетип «блудного сына» в русской литературе XIX века // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. – [Петрозаводск, 1994. – С. 151-158].

  6. Шатин Ю. В. Архетипические мотивы и их трансформации в новой русской литературе // «Вечные» сюжеты русской литературы: («Блудный сын» и другие). – [Новосибирск, 1996. – С. 29-41].



1

15






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!