СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа для научно-практической конференции по проблемам языковой культуры.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Культура речи человека - прямое отражение его внутренней культуры. Наша речь – важнейшая часть нашей души, ума. Каждого человека, болеющего за судьбу подрастающего поколения, не может не волновать проблема употребления бранных слов, нецензурных выражений. Это уже стало проблемой, решать которую нужно не только усилиями профессионалов, но и всем миром. Сквернословие в нашем обществе, особенно в молодежной среде, превратилось в одну из болезней века.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа для научно-практической конференции по проблемам языковой культуры.»


Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………....................2

ГЛАВА 1. СКВЕРНОСЛОВИЕ В НАШЕЙ РЕЧИ…………………………………...3

1. 1.История возникновения и происхождения русского сквернословия ………..3

1. 2. Почему люди сквернословят? ………………………………………………..4

1. 3. Последствия сквернословия…………………………………………………..7

  1. 4. Борьба со сквернословием……………………………………………………8

ГЛАВА 2. УПОТРЕБЛЕНИЕ СКВЕРНОСЛОВИЯ В РЕЧИ УЧАЩИХСЯ 9-11

КЛАССОВ МБОУ «ДУБРОВСКАЯ СОШ»……………………………11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………13

ПРИЛОЖЕНИЯ:

Приложение 1. Анкета………………………………………………………………14

Приложение 2. Диаграммы использования сквернословия в речи учащихся …..15






















Введение


Культура речи человека - прямое отражение его внутренней культуры. Неряшливость в языке свидетельствует об отношении человека к окружающему миру и к самому себе. Наша речь – важнейшая часть нашей души, ума, способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает» [1].

Каждого человека, болеющего за судьбу подрастающего поколения, не может не волновать проблема употребления бранных слов, нецензурных выражений. Это уже стало проблемой, решать которую нужно не только усилиями профессионалов, но и всем миром. [6].

Сквернословие в нашем обществе, особенно в молодежной среде, превратилось в одну из болезней века. Материться, ругаться последними словами сейчас считается чуть ли не «хорошим» тоном. Многие ребята не могут выразить свою мысль, не прибегая к бранным выражениям.

Психологи считают, что для детей употребление нецензурной брани – это срывание «запретного плода». Ученику хочется верить, что втайне от старших он наделен таким качеством, которое делает его – более младшего – независимым, свободным, сильным. [6].

В Законе «О русском языке как государственном языке РФ» предлагается изъять из употребления слова, «засоряющие» русскую речь. К ним в первую очередь относится брань (ненормативная лексика). Кроме этого, подростки должны знать, что в Кодексе «Административные правонарушения» есть статья 20.1 «Мелкое хулиганство», где прописано: «Мелкое хулиганство, т.е. нецензурная брань в общественных местах, оскорбление граждан влечет наложение административного штрафа в размере от 5 до 15 минимальных размеров оплаты труда или административный арест сроком до 15 суток». [11].

Ответственность наступает с 16 лет.

Таким образом, исследование посвящено проблеме использования мата ребятами 9, 10 и 11 классов.


Цель работы – исследование отношения сверстников к употреблению нецензурных слов.

Задачи исследования:

1. Изучить, для чего ребята употребляют сквернословие в своей речи.

2. Провести опрос старшеклассников по поводу использования бранных слов.

3. Обобщить результаты проделанной работы в заключении.

4. Представить выводы в виде диаграмм.

Новизна работы: подобное исследование в нашей школе никогда не проводилось.

Актуальность данного исследования состоит в том, что оно имеет огромное

социальное, общекультурное, нравственное и воспитательное значение.

Объект исследования: речь моих сверстников.

Методы и пути решения поставленных задач: метод сбора информации, метод

анкетирования, метод статистической обработки собранной информации,

выраженной в схемах, диаграммах.


ГЛАВА 1. СКВЕРНОСЛОВИЕ В НАШЕЙ РЕЧИ

    1. История возникновения происхождения

русского сквернословия

У ученых - лингвистов нет единой точки зрения о происхождении русского сквернословия. Но существуют разные теории:

1. И. Петров - лингвист, доктор филологических наук, считает, что «само слово «мат» является однокоренным со словом «мать». Во времена татаро- монгольского ига страшным оскорблением для русского человека было назвать его сыном врага, опозорившего его мать. Когда иго закончилось, слово «татарин» отпало, а матерное сочетание навеки закрепилось как фраза без подлежащего».

2. Профессор Института языкознания Ю. Сорокин имеет другую точку зрения: «У мата глубочайшие православные корни. Легенды о том, что матерщину занесли к нам татаро-монголы, не имеют к реальности никакого отношения. Да и по самой логике смешно полагать, будто жили раньше чистые, высокоморальные люди, а потом приехали испорченные монголы и научили худому этих милых людей. Да нет, конечно же. Корни матерщины - языческие заклинания неба и земли о ниспослании урожая. Все было строго приурочено к сельскохозяйственным календарным циклам и связано с ними напрямую. А христианство в своей борьбе с язычеством ополчилось и на матерщину - магию языческих заклинаний.

3. Лингвист, профессор В.Калабугин, высказывает такую точку зрения: «Русский мат происходит от языческих молитв, заговоров и заклинаний. Он выполнял культовую функцию и был тесно связан с культом Матери сырой земли. Наши предки веровали, что матерные слова обладают волшебным свойством «исцелять недуги и беса «изогнати». Они не являлись непристойными, лишь впоследствии они переосмыслялись». [2].

4. Православная церковь всегда вела борьбу со «срамословием», считая «поганые» слова печатью язычества, безбожия, подчинению греху и дьяволу. [9].

5. Профессор ПГПУ Иван Подюков говорил: «Слова «брань» и «обороняться» - однокоренные. Брань в народном сознании создает некий фон, защиту от зла, от неприятностей, ее используют чаще невоспитанные, необразованные люди. Культурный человек должен знать, что есть такой экспрессивный, чрезвычайно разработанный языковой фонд, каким является брань. Знать – не обязательно употреблять. Брань – это проявление речевой агрессии. [3].

В серьезных лингвистических работах матерная брань возводится к языческим культам. Брань интерпретируется современными учеными как осколок древних языческих молитв, посвященных культу матери и родителей вообще.

1.2. Почему люди сквернословят?

Подросток, в отличие от ребенка, начинает осознавать негативизм матерных слов. Но, прибегая к ним, чувствует себя взрослым и смелым: «Взгляните, я знаю такие слова и не боюсь их произносить!»

Для взрослого человека употребление ненормативной лексики может быть банальной привычкой (как для ребенка), или средством негативного самоутверждения (как для подростков), или средством снижения психологической нагрузки (выругался – стало легче), или манерой выражать таким способом собственные чувства и эмоции. Иногда матерные слова становятся частью имиджа (как дань моде) или проявлением протеста по отношению к нормам общества. [2].

Как видим, причин может быть множество. Но какими бы они ни были, в своей психологической основе матерные слова несут сознательное (а иногда и подсознательное) желание унизить кого-то или втоптать в грязь, сравнять с землей. А такое желание является признаком отчаяния от несостоятельности быть сильным, самодостаточным. То есть выходит, что потребность ругаться исходит от нашей духовной слабости, от наших психологических недостатков, комплексов и глубинного ощущения своей неполноценности.

У некоторых людей по причине политических или религиозных взглядов стоит внутренний блок на использование мата. Однако желание вставить крепкое словечко и при этом не запятнать карму, породило ряд невыносимо отвратительных производных от матерных слов. [4].

С научной точки зрения, сквернословие — это тяжелая отрицательная энергия, которая имеет способность создавать собственное энергетическое поле. Конечно, негативное. Японские ученые провели ряд научных экспериментов. Они сильно обругали воду, после чего полили ею пшеницу. Впоследствии оказалось, что взошло меньше половины посеянного, тогда как семена, политые водой, над которой читались стихи и произносились хвалебные речи, взошли все. Поэтому стоит задуматься, как мы влияем на себя и на окружающих, позволяя ругательным словам вылетать из наших уст. [8].

Кандидат педагогических наук Е.Л. Башманова [7] выделяет следующие причины распространения сквернословия в молодежной среде:

  • На культуру речи оказывают влияние особенности повседневной жизни.

  • Отсутствие языковой цензуры облегчило проникновение  такой лексики в СМИ. Произошла замена понятий «свобода слова» («говори, что хочешь») на «свободу речи» («говори, как хочешь»).

  • Чрезмерное увлечение детей и подростков компьютерными играми и телевизионными передачами, а также недостаточность чтения художественной литературы приводит к небольшому словарному запасу.

  • Кроме того, компьютерные игры могут вызывать агрессию. Механизм данного явления установили врачи. Ребенок, сидя перед экраном неподвижно, лишен возможности выполнять важные для его развития действия: двигаться, общаться, подражать происходящим вокруг процессам, действовать осмысленно. Находясь продолжительное время в неестественной неподвижности, он автоматически приходит в состояние повышенного двигательного возбуждения, становится склонен к агрессии, пребывает в дурном настроении и ведет себя вызывающе. Помимо физического вреда здоровью, чрезмерное увлечение просмотром телевидения, видео- и компьютерными играми провоцирует возникновение ряда социально-психологических и коммуникативных проблем, служащих впоследствии питательной базой для формирования привычки к сквернословию. Дети и подростки, регулярно и подолгу смотрящие телевизор и проводящие часы за компьютером, в реальной жизни склонны к мгновенному получению впечатлений без приложения усилий.

  • Распространению сквернословия среди подростков и молодежи могут способствовать биологические факторы. Гормональные изменения в организме, повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость провоцируют трудности во взаимоотношениях, различные виды отклонений в поведении.

Употребление нецензурных выражений взрослыми  дает понять ребенку, что сквернословие – атрибут взрослой жизни. Следовательно, использование данной лексики, по мнению ребенка, приобщает его к взрослой жизни [7].





1.3 Последствия сквернословия

Современные генетики создали аппаратуру, которая преобразует слова в электромагнитные колебания. Проведённые учёными в течение 3 лет исследования показали, что если человек ежедневно употребляет или слышит бранные слова, то его хромосомы меняют структуру, начинает вырабатываться так называемая «отрицательная программа», направленная на самоликвидацию, что непременно передаётся потомкам [1].

Было также зафиксировано, что молекулы наследственности могут получать световую информацию: даже если человек мысленно читает текст, его содержание всё равно «доходит» по электромагнитным каналам до генетического аппарата. При этом слова любви способствуют пробуждению резервных возможностей генома, а диалоги героев с проклятиями и ругательствами порождают болезни.

Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук

И. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни [5].

В тех странах, в национальных языках которых отсутствуют ругательства, указывающие на детородные органы, не обнаружены заболевания Дауна и ДЦП, в то время как в России эти заболевания существуют.

С матерными словами связано еще одно интересное наблюдение. Известный психофизиолог, врач, член Всемирной экологической академии Леонид Китаев-Смыквот уже почти 40 лет занимается проблемой стресса и мата как его неотъемлемой составляющей. Он действительно увидел, что мат снимает стресс у того, кто использует нецензурные выражения. Если речь идет не о стрессовой ситуации, то, как показали исследования, регулярное употребление нецензурной лексики может свидетельствовать о скрытых или надвигающихся проблемах. Нормальному, здоровому человеку ненормативная лексика не нужна. Злоупотребление матом - то, что мы наблюдаем сегодня, - медленно, но верно ведет к гормональным нарушениям, особенно у женщин, которые со временем теряют женственность как в душе, так и во внешности. Для женщины мат противоестественен на физиологическом уровне. [8].

К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести!» - так писал поэт М. Шефнер.

Таким образом, еще раз было доказано, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила. И если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он бы никогда не произнес его.

1.4 Борьба со сквернословием

Закон Ст. 130 «Оскорбление» Уголовного Кодекса РФ гласит: «1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, –     наказывается штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев. 2. Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или в средствах массовой информации, –    наказывается штрафом в размере до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года».   [10].

«Кодекс РФ об административных правонарушениях»: «Глава 20. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность Статья 20.1. Мелкое хулиганство 1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, –    влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток. 2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, –    влекут наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток».   [12].

Кстати, недавно в Алтайском крае за использование ненормативной лексики в отношении своих подчиненных временно отстранен от должности глава района.

Действия Президента РФ Путина в борьбе с нецензурной лексикой. 8 апреля 2013 года президент России Владимир Путин подписал закон, запрещающий использовать нецензурную лексику в средствах массовой информации. Изменения коснулись ст. 4 закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» и статьи 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Федеральный закон был принят Госдумой 19 марта 2013 года и одобрен Советом Федерации 27 марта 2013 года. Как заявляют в администрации президента, федеральный закон принят в целях установления административной ответственности за изготовление и распространение продукции средств массовой информации, содержащей нецензурную брань. [11].

Школа даёт представление о богатстве языка, формирует знания, знакомит с лучшими образцами русской литературной речи, закладывает основы мировоззрения. Поэтому, я думаю, что нужно больше привлекать детей к чтению литературы, чтобы их словарный запас был настолько велик, что дети сразу подбирали бы синонимы к матерным словам и фразам.

Семья, родители – начало всех начал, именно в семье закладываются основы нравственности, культуры поведения, отношения к окружающим людям. Родители не должны терять свой авторитет перед  детьми. Нужно показывать хороший пример, поэтому не нужно употреблять нецензурную лексику при младших детях, а взрослым детям стоит показывать пример, что вы хорошо общаетесь и без употребления этих «грязных» слов.

И каждому человеку просто нужно следить за своей речью.


Памятка  для учащихся


  1. Сам не говори плохих слов.

  2. Сознавай и цени меру своего авторитета.

  3. Сквернословие – это не способ расслабления, а расслабление не означает

вседозволенности.

  1. Не бери пример с тех, кто сквернословит, ведь ты сам культурнее и умнее.

  2. Научись просить прощение, если что - то с языка вдруг сорвалось.

  3. Помни: поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой облик.

  4. Большим бедствием является соблазн «все так говорят», не поддавайся ему.

  5. Моё правило: «Я - исключение! Моя речь - это моё  зеркало, моё достоинство». Настоящий контроль - изнутри.















ГЛАВА 2. УПОТРЕБЛЕНИЕ СКВЕРНОСЛОВИЯ В РЕЧИ

УЧАЩИХСЯ 9-11 КЛАССОВ МБОУ «ДУБРОВСКАЯ СОШ»

Чтобы выявить отношение учеников к сквернословию и использованию его в речи, была разработана анкета, состоящая из 8 блоков вопросов, содержащих от 2 до 3 вариантов ответов. Анкетирование проводилось с 16 по 20 февраля 2015 года. Всего в опросе принимали участие 37 человек, учащихся 9, 10 и 11 классов. Результаты анкетирования выглядят следующим образом:


  1. 38% опрошенных говорят, что употребление нецензурной лексики допустимо, и, к счастью, 62% считают, что нецензурная лексика недопустима.

  2. Часто используют нецензурные слова в своей речи 11% учащихся, редко используют – 86% и 3% никогда не используют в своей речи нецензурную лексику.

  3. На самый, по моему мнению, интересный вопрос о том, что испытывают анкетируемые, когда употребляют нецензурные слова, ответили

51% - обида, злость, раздражение, 8% - облегчение и

41% - ничего не испытывают.

  1. 32 % опрашиваемых учеников о своих друзьях говорят, что они часто используют матерные слова, 68 % - редко, и не оказалось таких друзей, которые вообще не употребляют матерных слов в своей речи.

  2. Используешь ли матерные слова дома в общении с родителями?

3% - да 22% - «Про себя» 75% - нет

  1. На вопрос: трудно ли обходиться без матерных слов? 16% опрашиваемых

ответили, что им трудно и не трудно 84 %.

7. 73 % анкетируемых заинтересованы проблемой чистоты русского языка, но

  1. %, к сожалению, нет.

8. 70 % старшеклассников считают, что стоит бороться с употреблением

нецензурных слов и 30 % думают, что это бесполезно.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Язык больше, чем одежда, говорит о вкусе человека, об его отношении к  окружающему миру, к самому себе. Мы несём ответственность за каждое праздное слово, особенно скверное.  Ничто не проходит бесследно, и, оскорбляя другого человека, посылая проклятия ему, мы тем самым навлекаем беду на себя.  Сквернословие отражает скудность лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации эмоционального подъёма.

                  Человек, привыкший сквернословить, находится уже в зависимости от своей вредной привычки. Часто брань применяется, что называется, для связки слов. К этому люди так привыкают,  что не могут без неё обойтись. Даже от слов – паразитов очень трудно бывает избавиться, тем более – от сквернословий. Если убрать из языка иного сквернослова весь мат, мы увидим, насколько беден его лексикон. Можно ли достучаться до такого человека? Как показать ему красоту и выразительность  русского языка?

                 Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. Учиться хорошей, спокойной, грамотной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Хотя это и трудно, но делать нужно.

                 Наша речь – важная часть не только поведения, но и нашей личности, души, ума. Философ Сенека сказал: «Речь – это показатель ума». [8].

 Экология слова – это сохранение родного языка, его словесного богатства, чистоты.








Список литературы


  1. Анисимов В. Обойдемся без выраже­ний // Здоровье детей. — 2009, № 1.

  2. Башманова Е.Л. Причины и факторы распространения сквернословия среди учащейся молодежи. Электронный журнал Курского Гос. Университета, 2010, №2.

  3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорус­ского языка.

  4. Жельвис В. И. Поле брани: сквернословие как социальная проблема в языках и культу­рах мира: монография. — М. «Ладомир», 2001.

  5. Калабугин В. В. Волшебный лексикон homo sovieticus’. М., «Отдельный оттиск», 2004.

  6. Клавис К. А. Детское сквернословие: чем оно вызвано и как с ним бороться ?

// Первое сен­тября, 2007, № 9.

  1. Статья «От трех до пяти букв», газ. «Звезда» от 27. 02. 2007.

  2. Мысли великих о чистоте языка.

  3. О сквернословии. Наказанные Богом сквернословцы. — Владимир, 1997.

  4. http://www.psyznaiyka.net/view-fizio.html?id=vtoraja-signalnaja-sistema

  5. http://www.medbookaide.ru/books/fold1002/book1217/p2.php

  6. http://www.soulandbody.ru/correct.htm











Приложение 1

Анкета

1.Допустимо ли в речи употребление нецензурной лексики?

  • Да

  • Нет


2.Как часто ты используешь нецензурные слова в своей речи?

  • Часто

  • Редко

  • Никогда


3.Что ты испытываешь, когда используешь нецензурные слова?

  • Обида, злость, раздражение

  • Облегчение

  • Ничего


4.Как часто твои друзья используют матерные слова при общении?

  • Часто

  • Редко

  • Никогда


5.Используешь ли ты такие слова дома в общении с родными?

  • Да

  • «Про себя»

  • Нет


6. Трудно ли тебе обходиться без таких слов?

  • Да

  • Нет


7. Волнует ли тебя проблема чистоты русского языка?

  • Волнует

  • Не волнует

8.Стоит ли бороться с употреблением нецензурных слов?

  • Да, стоит

  • Это бесполезно


Приложение 2

1.Допустимо ли в речи употребление нецензурной лексики?

2.Как часто ты используешь нецензурные слова в своей речи?

3.Что ты испытываешь, когда используешь нецензурные слова?



4.Как часто твои друзья используют матерные слова при общении?


5.Используешь ли ты такие слова дома в общении с родными?

6. Трудно ли тебе обходиться без таких слов?


7. Волнует ли тебя проблема чистоты русского языка?



8.Стоит ли бороться с употреблением нецензурных слов?







































18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!