СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа Гармонь и частушка по дорогах войны

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В исследовательской работе показана роль частушки и гармони во время Великой Отечественной войны.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа Гармонь и частушка по дорогах войны»

Администрация Кожевниковского района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Осиновская средняя общеобразовательная школа»










Тема: Гармонь и частушка по дорогам войны




















Работу выполнил: ученик 10 класса

Демидович Андрей

Руководитель: Демидович Лариса Николаевна

учитель русского языка и литературы







2015 год

Содержание



Введение стр. 3

Исследовательская работа стр. 4-9

Заключение стр. 10

Список литературы стр. 11

Приложение стр.12- 14































Введение

Накануне 70-летия со Дня Победы русского народа в Великой Отечественной войне я задумался над тем, а все ли мы знаем о том поколении, которое выстояло в лихую годину? Что помогало людям 40-х крепить свой боевой дух? Откуда черпали они силы, мужество, терпение? Как мы, молодое поколение, можем выразить им благодарность за Победу, за свое счастливое детство?

Вопрос непростой, но я постарался найти ответ на него на примере военной частушки и самого распространенного в те годы музыкального инструмента – гармони.

Частушка у русского народа – самый известный и любимый жанр. Она живет по своим, только ей самой известным законам. Частушка неразрывно связана с жизнью народа, чутко и молниеносно реагирует на все новое, а также быстро вызывает и ответную реакцию.

Русский человек по натуре своей – человек творческий. Частушки рождались, как говорится, на ходу. Авторами их были как женщины, так и мужчины.

Писатель, журналист Анатолий Ехалов как-то сказал: "Гармонь и частушка имеют огромный энергетический потенциал и способны пробуждать в русском, да только ли в русском человеке мощную ответную реакцию, подобную скрытому атомному реактору".

Цель моего исследования: изучение роли гармони и частушки во время Великой Отечественной войны.

Для достижения поставленной цели нужно было решить следующие задачи:

1.Изучить периодическую печать, Интернет

2.Взять интервью у старожил нашего села.

3. Выяснить, кто на сегодняшний день является гармонистом в нашем селе.

4.Проанализировать документы музейной комнаты «Родник»

5.Показать, какую роль играла гармонь во время Великой Отечественной войны













Исследовательская работа

Я предложил своим одноклассникам и их  родителям ответить на вопрос: было ли место гармони и частушке  в суровые военные годы Великой Отечественной войны.

- 70% участников опроса считают, что в годы войны людям было не до музыки;

- 60% родителей ничего не смогли рассказать по данному вопросу.

        Цифры говорят сами за себя. Этой работой я  хочу привлечь внимание детей и взрослых не только к героическому прошлому наших предков, но и к удивительному музыкальному инструменту – гармони.

С каким вдохновением мы вспоминаем сегодня старые, давно минувшие времена. Далеко было слышно гармонь в деревенской тишине. И деревенские парни, какие бы они ни были: самые широкоплечие, кучерявые, белозубые, прямоносые, - все мечтали о гармони. Не для того, чтобы стать лучше других, а просто так – растянуть меха, пробежать пальцами по ладам и басам, расплеснуть залихватский перебор по деревенской улице, по полям и лугам, по реке, до соседних деревень, где живут девки, всегда красивее и желаннее своих. Игра одного гармониста отличалась от другого. Все знали в округе своих гармонистов. И у нас такой есть – Нимирский Андрей Романович 1937 года рождения. Он самостоятельно научился играть на гармошке.

Андрей Романович играл на всех свадьбах и всех праздниках. Научил играть на гармони и своего сына – Нимирского Ивана Андреевича.













На деревенский праздник собиралась молодежь из всех ближних деревень, случалось, приезжали издалека. Гармонисты всегда были с гармошками, которые пели на разные голоса. Любили ту гармонь, которая была самая звонкая. По игре узнавали игрока. Не выразить словами, это надо было почувствовать, насколько поднимала человека гармонная игра и частушка.

В Осиновке был ещё один знаменитый гармонист – Литвинов Павел. Как только начиналась весна, растаял снег, с обеих сторон раздавались заливистые, озорные голоса гармони.

Из воспоминаний Адамович Марии Григорьевны: "Мой отец - Семёнов Григорий Андреевич работал председателем Колхоза, являлся членом партии, был знатным гармонистом. С его уходом из деревни ушла не только гармонь, но и всё веселье. В каждый дом пришло горе".










Проводы, расставания были очень тяжелыми. Горе и печаль как могла скрашивала гармонь и частушка:

Девушки, вспомянете:
С кем гулять-то станете?
Под окошком на бревне
Сидеть вы будете одне.

Эх, гармошка вятская,
Люблю я парня хватского!
Бей фашистов, милый мой,
Буду ждать тебя домой.

Частушка, рождённая временем, — своеобразная летопись жизни. Вместе с людьми она плакала, смеялась, горевала по погибшим: более сотни жителей моей деревни дрались на фронте с врагом. Воевали и гармонисты. Многие (из восемнадцати!) не вернулись, а что вернулись — калеки:

Маменька, не вой, не вой,
Я теперь сынок не твой.
Я сынок Советской власти,
Комсомолец молодой.

Ой, война, война, война,
Что же ты наделала:
Меня, такую молодую,
Ты вдовою сделала.

Гармонь и война. Не сочетаются эти два понятия. Ужас, смерть, страдания и звонкая мелодия гармони. Во время войны не до музыки не до песен. Но хрестоматийный образ Василия Теркина с гармонью за плечами, задорной или душевной песней согревал сердца бойцов. Этот образ стал типичным.

“Гармонь была как сто дивизий,
Что победила ад и смерть!”

Гармошка в годы войны помогала бойцам и на привале, и в бою.

"Очевидцы рассказывают, что во время второй мировой войны нередко были случаи, когда наши бойцы ходили в психическую атаку против немцев с гармошками. По флангам и в центре шли гармонисты, играя вологодскую "под драку" или тверскую "бузу", или уральскую боевую. При этом бойцы издавали характерное мычание. На немцев эти атаки наводили непреодолимый ужас".

Массовый героизм, проявляемый нашими бойцами на всех фронтах, объясняется внутренней дерзновенной энергией русского человека. А боевая по духу частушка, словно отлитый в кузницах народной души снаряд, который вырывался и поднимал солдат в атаку.

Боевые частушки складывались мужчинами и пелись мужскими голосами.

Мы нигде не пропадали,
И теперь не пропадем.
Нашей маленькой партеечкой
Большую зашибем.

За деревней грохнул выстрел,
По реке пошел туман.
Удираешь с первой пули – 
Это, хрен, не атаман!

А ничего я не жалею
И ничем не дорожу!
Если голову отломят,
Я корчагу привяжу.

Били, били, колотили
В поле у рябинушки.
А перевязывали раны
Все четыре милушки.

Моя финка пятый номер,
Позолоченный носок,
Если кто еще не помер,
Припасай на гроб досок!

Из обреза по нарезу 
Пуля устремилася,
До врага она дошла
Да в нем остановилася.

Итак, частушка на фронте не просто продолжала жить, а помогала "ковать" Победу, содержала очень важный воспитательный момент.

Слово в боевой частушке образное, меткое, иногда жаргонное, хулиганское, но твердое, чеканное, отражающее то суровое время. Оно давало боевой настрой солдату.

Нам не страшно умирать,
Только мало сделано,
Только жаль старушку-мать
Да березку белую.


В суровые военные годы шли письма в Тулу и Шую от солдат с призывом: “Дайте гармонь и баяны! С песней легче воевать!” И даже существовал лозунг “В каждую роту – гармонь” В 1942 году по ходатайству Политуправления Советской Армии наркомат местной промышленности РСФСР обязал Шуйскую и Тульскую фабрики перестроить производство на выпуск гармоней и баянов. С начала войны фабрики выпускали для нужд фронта костыли и лыжи.
На исходе лета 1941 года, согласно директиве №220 Наркомата Обороны, в действующую армию было отправлено 12 тысяч гармоней, а к осени их в строй встало уже более 60 тысяч. И поплыли над окопами и землянками, над бесконечными военными дорогами величавые и светлые русские песни — живые и трепетные, с чувством, с перебором, с огоньком, с грустинкой.

 

Из воспоминаний ветеранов войны:

Не было на передовой музыки и гармони. На фронте не до музыки. Страшнейшее напряжение сил и чувств. Самое тяжелое испытание – постоянное давление смерти. Тогда солдату не до песен. Он идет в атаку на встречу смерти, кричит- подбадривает себя. Разум практически не работает. Выполняются действия и команды как автомат. Даже нет страха. На переформировании в тылу, в госпитале выручала гармонь и песня – она давала силы жить даже можно сказать врачевала израненные тела и души бойцов”, вспоминал Н.А. Мазаник полковник запаса, гармонист с большим стажем.

На фронте никаких музыкальных инструментов кроме гармошки не встречал. На ней часто играли на привалах, тут же стихийно организовывались танцы пляски и пели песни. Гармонь поднимала настроение, облегчала каждодневные трудности бойцов. На самой передовой гармони не использовались – немцы тут же открывали огонь. Почти у каждого немецкого солдата были губные гармошки. Играли они с большим мастерством. Когда линии окопов были близко мы слушали. Надо сказать, что у наших солдат так не получалось играть на трофейных инструментах. 

После 3-х дней боев во время штурма Кениксберга и бессонных ночей, солдат сморил сон. Расстелив шинели солдаты спали во дворах, на тротуарах и даже мостовой. А после отдыха откуда-то взялось несколько гармоней. Все гармонисты были очень молоды. Бойцы пели и плясали. Все бурно выражали радость в связи со взятием сильнейшей в Европе крепости”.


На фронте часто исполнялись частушки под аккомпанемент гармони. 

«Немец хвастал, будто в клещи
Всех возьмет и все сожмет
Наши клещи вышли хлеще
Вышло все наоборот»

«Ты не жди фашист пощады
За грабеж и за разбой
Пулеметом и гранатой 
Рассчитаемся с тобой»

«Будет всем врагам воякам
По загривку по спине
Ну а Гитлеру-собаке,
Так достанется в двойне»

П. М. Шкиндер полковник запаса.
Александр Терентьевич Макушев, автор замечательной книги «Расскажи гармонь» вспоминал о своем боевом пути, где неизменно рядом с ним была гармонь. «Теркины-гармонисты балагуры были в каждом партизанском отряде. Свою прыть они проявляли в боях и диверсиях, в залихватской  игре на гармошке, умелых рассказах и шутках. Так Фадеев Иван Давыдович был одаренным гармонистом, имел хороший слух, понятие ритма и отличную память. Во всем проявлял находчивость, смекалку, выдержку и мужество, нередко, гипнотические способности. Что помогло ему дважды вырваться из вражеского плена. Многие гармонисты были отличными разведчиками. К сожалению, находясь на переднем крае борьбы, они погибали от вражеских пуль». Случайная встреча с гармонью в разведке, многокилометровом переходе давала бойцам силы и согревала мыслью о доме и любимой. Так описал в 1943 году поэт-фронтовик Николай Старшинов встречу с гармонью.


Всю неделю провели в походах, 
Пулеметы тащим на себе.
Лишь однажды на короткий отдых 
Разместились в бросовой избе.

Ни стола, ни лавки в ней, пустынной, 
Но нашли ребята-москвичи,
Всю опутанную паутиной,
Тульскую гармошку на печи…

Разморило нас жарой июльской,
Вот прилечь бы, да забыться сном.
Но от разливной гармошки тульской
Ноги сами ходят ходуном

И плясали мы и распевали
Может час всего и вновь подъем.
Ну, а словно дома побывали,
Каждый в доме побывал своем. 
И не случайно, в канун пятидесятой годовщины Великой Победы и 150-летия гармони на площади Смоленска был установлен памятник поэту-фронтовику Александру Твардовскому. Василий Теркин вместе со своей гармонью улыбается с постамента. Этот памятник - символ  памяти миллионов погибших солдат, партизан, в том числе и войнов-гармонистов.

 











 





Заключение

«Гармонь на фронте творила чудеса: бойцы забывали о нечеловеческих тяготах, и тогда гармошка была для каждого женой и подругой, невестой и дочерью. И равны были перед нею и вчерашний новобранец, и бравый капитан с Звездой Героя». 
 В конце повествования хочется сказать, что даже в страшную годину, когда  человек ходил под страхом смерти, и не было надежды на выживание, загрубевшая душа тянулась к свету. Песни и частушки под гармонь вселяли надежду, пусть в мыслях, возвращала солдата в семью,  родную сторонку. 
























Литература


1.Семейный архив Адамович Марии Григорьевны

2. А. Т. Макушев «Расскажи гармонь». М. Издательство «Правда».1984

3.Материалы школьного музея «Родник

4.Интернет - ресурсы



Приложение Россия или Германия?

Подлинное происхождение такого музыкального инструмента, как гармонь, до сих пор точно не установлено. Некоторые источники утверждают, что гармонь изобрели в Германии, другие – что в России.

По одной из версий, гармонь придумал Франтишек Киршник – чешский мастер органного искусства в 1783 году. По мнению академика Мирека действие происходило в Санкт-Петербурге. Основное оформление, которое мы можем наблюдать в современной гармони, придал инструменту в 1829 году русский мастер, проживавший в Вене, Демианов. Ему принадлежит идея создания корпуса и двух клавиатур. На ней было 7 клавиш на правой части и 2 клавиши на левой части гармони.

Уже в 1830 году было организовано массовое изготовление гармоней. Изготавливал их тульский мастер Иван Сизов. Буквально за одно десятилетие инструмент получил распространение по всем российским губерниям. Гармонь стала национальным инструментом для всех сословий. Широкий диапазон, громкое выразительное звучание гармони как нельзя лучше вписались в русский колорит.

Гармонь и гармоника

Название гармонь присуще инструменту именно в России. В других странах используется более обобщенное название – гармоника. По сравнению с аккордеоном и баяном, гармонь имеет меньшие размеры, меньшее количество октав, в гармонях может быть только одна тональность – мажорная или минорная гаммы.

Гармонику можно вправе назвать международным инструментом. Во многих странах есть свой национальный инструмент из ряда гармоник. Друг от друга они отличаются размерами, клавиатурами, звучанием, но принцип работы у всех одинаков.
 


Однорядная гармонь
 

Русская гармонь бывает двух видов. В первом при растяжении либо сжатии мехов каждая кнопка выдает звук одной и той же высоты. В гармонях второго типа, высота звука при нажатии на кнопку зависит от направления движения мехов. Еще одно разделение гармоний осуществляется по количеству рядов кнопок. Бывают одно-, двух- и трехрядные гармони.


Очень трудно установить точное время появления на свет гармони и ее мастера – изобретателя. На сегодняшний день не существует на этот счет не одного мнения.

Давно уже считается, что автор изобретения музыкального инструмента Христиан Фридрик Бушман из Германии. В 1821 году им была изобретена губная гармошка, а спустя один год он изобрел и ручную гармонику. Однако имеются и другие данные. Сами немцы предполагают, что гармонь изобрел русский человек, который придумал новый способ извлечения звуков с помощью металлического язычка, который колеблется под действием потока воздуха. На эту проблему существуют и другие взгляды.

Изобретателей гармоники очень много, но памятник нужно поставить тому человеку, кому удалось изобрести гармошечную планку, а именно тому, кто додумался до того, как извлечь под давлением звуки из вставленного металлического язычка в миниатюрную металлическую рамку. И кто же это?

Только в нашей стране существует такой музыкальный инструмент, как гармонь. На Западе, и в других странах его называют – гармоника и объединяет в себе она такие разновидности как бандонеон, аккордеон, концертино и другие.

Русская гармонь – это тот музыкальный инструмент, который отражает духовный мир русского человека, а значит, и родиться она могла, как национальный инструмент, только у нас, в России. И не так важно, кто именно приложил руку к изобретению этого музыкального инструмента. Русский человек настолько богат на фантазию, настолько талантлив и многогранен, что только в России могли появиться на свет сотни, даже тысячи модификаций и разновидностей одного, по сути, изобретения, музыкального инструмента под названием гармонь.

И наконец, свершилось, в результате долгой работы с историческими архивами, профессору Миреки удалось выяснить тот факт, что первая гармонь появилась в Санкт – Петербурге, благодаря чешскому органному мастеру Франтишека Киршника. Он изготовил, располагая стационарной мастерской, свой экспериментальный музыкальный инструмент – первую гармонь. Продемонстрировал он ее впервые в 1783 году в концертном зале в доме Леона на Невском проспекте перед музыкальной взыскательной публикой.

Так же, стал известен и тот факт, что в 1830 годы Иван Сизов организовал массовое производство гармони в городе Тула, и это уже были музыкальные инструменты новой конструкции.

Гармоника распространилась по всем Губерниями стремительными темпами. Она стала принадлежностью не только зажиточной части населения, но и использовалась и крестьянами, и середняками и бедняками.

Со временем гармонь стала выпускать в самых разнообразных вариантах и разновидностях. Инструмент приспосабливали под особенности танцевальной и музыкальной культуры, к национальным обрядам и обычаям. И сейчас, в наши дни гармонь пользуется большим успехом. Под ее звуки пляшут на свадьбах, водят хороводы на Ивана Купала, одним словом, радуются и горюют.



15




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!