СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "ЯВЛЕНИЕ «ЛЕВШЕСТВА» В МИРЕ ЖИВОТНЫХ", выполненная учащимся начальной школы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Бывая в цирке, вы видели там множество номеров с участием животных: собак, котов, лемуров, медведей и тигров. Я тоже с удовольствием отправился с мамой на одно из таких представлений в Белорусский государственный цирк. Я очень удивился, когда во время одного из номеров с белыми медведями один мишка взял кольцо из рук дрессировщика правой лапой, а другой – левой! До этого момента я встречался с левшами только среди людей. Среди моих одноклассников есть левши. Это меня заинтересовало и захотелось узнать больше. 

.....Так начиналась защита исследовательской работы, которую выполнил мой сын в третьем классе. Возможно работа кого-то заинтересует...будем рады оказаться полезными...

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "ЯВЛЕНИЕ «ЛЕВШЕСТВА» В МИРЕ ЖИВОТНЫХ", выполненная учащимся начальной школы»

Государственное учреждение образования

«Средняя школа №20 г.Бреста»













явление «левшества»

в мире животных





Выполнил:

ученик 3 «Б» класса

Евтушенко Геннадий

Руководитель:

Пархоц М.А.









Брест, 2015 г.



Содержание



Содержание

2

Введение

3

Цель и задачи исследования

5

Гипотеза исследования

6

Глава 1. Основные подходы к изучению левшества


    1. Левши. Так кто же это?

7

    1. Макро – и микролевши в природе

9

    1. Животный мир левшей

10

Глава 2. Практическая часть. Исследование левшества у животных


2.1.Анкетирование учащихся 3 классов ГУО «Средняя школа №20 г.Бреста»

12

2.2. Анализ мультипликационных фильмов и иллюстраций к детской литературе

14

Заключение

15

Список использованной литературы

16

Приложения

17





















Введение


Наверное, Вы неоднократно бывали в цирке и видели там множество номеров с участием животных: собаки, коты, лемуры, медведи и тигры. Я тоже с удовольствием отправился с мамой на одно из таких представлений в Белорусский государственный цирк. Каково же было мое удивление, когда во время одного из номеров с белыми медведями один мишка взял кольцо из рук дрессировщика правой лапой, а другой – левой!

Среди моих одноклассников немало левшей, но со случаем левшества среди животных я столкнулся впервые.

Это открытие меня заинтересовало. Изучив детскую энциклопедию, я узнал, что любые животные принадлежат к левшам или правшам. Они придерживают пищу, защищаются и нападают на врага левой или правой лапой. Испанские матадоры, например, знают, что у каждого быка есть свой излюбленный рог, которым он и будет наносить удары. Орлы, канюки, соколы и совы держат свою добычу в воздухе левой лапой.

В разное время изучением явления левшества среди животных занимались ученые–биологи. Большинство исследований в этом направлении проводилось за рубежом (Дэбора Уэллс, Сара Милсоп; Великобритания). Информации об исследованиях белорусских ученых чрезвычайно мало (нами были найдены лишь статьи Н.Овсянниковой). Таким образом, сведений о левшестве животных в литературе очень мало, что подтверждает новизну и актуальность исследования.

Объектом нашего исследования являются различные животные, предметом – феномен «главной лапы» у них. Базой исследования стали зоопарк г.Минска, квартиры одноклассников, различные фильмы, мультфильмы и книги о животных.

Методы работы: изучение литературных источников по данной проблеме, наблюдение, эксперимент, анкетирование, анализ полученной информации и формулировка выводов.

Практическая значимость работы: сведения, полученные в результате проведенного исследования могут представлять интерес для учителей начальных классов, учителей биологии, владельцев домашних животных, для людей, жизнь и работа которых связана с дикими животными (работники зоопарков, цирков).





























Цель нашего исследования: доказать наличие и изучить феномен левшества у животных.


Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:

- определить, кто такие левши;

- провести опрос среди учащихся 3 классов ГУО «Средняя школа №20 г.Бреста» на предмет доминирования левой или правой лапы у их домашних животных;

- определить на основе просмотра фильмов и книг, насколько знакомы с этим явлением взрослые: книгоиздатели, художники, мультипликаторы, режиссеры и др.;

- на основе наблюдения и эксперимента доказать существование феномена «главной лапы» у различных животных;

- познакомить одноклассников с результатами проведенного исследования.





















Гипотеза исследования: мы предполагаем, что если среди людей встречаются левши, то, возможно, среди животных тоже встречаются левши.


















Глава 1. Основные подходы к изучению левшества

    1. Левши. Так кто же мы?

Левша — человек, предпочтительно пользующийся левой рукой вместо правой. Люди, являющиеся левшами, в основном, используют левую руку намного чаще, чем правую. Левша преимущественно будет пользоваться левой рукой для личных нужд, приготовления еды, при письме. Но рука, используемая для письма, не является точным индикатором лево-(право-) рукости. Так, множество левшей пишут правой рукой, используя левую для выполнения других задач.

На самом деле, левши и правши отличаются друг от друга не только тем, какой рукой они пишут и держат ложку. У леворуких гораздо сильнее выражены конкретно - образные качества. Они более впечатлительны, возбудимы, подвержены эмоциональным всплескам и резкой смене настроений. Именно поэтому среди людей искусства (актеров, композиторов, поэтов и художников) очень много леворуких. А вот точные науки, как правило, левшам даются с трудом.

Вообще, между полушариями мозга существует определенная специализация. Свыше 90 процентов функций контролируется перекрестно, как бы наоборот. Поэтому левши должны отличаться некоторыми особенностями. Написать «Алису в Зазеркалье» и придумать улыбку чеширского кота, которая остается, когда его и след простыл, мог только левша Льюис Кэрролл. Такое не каждому в голову придет.

В процессе развития головного мозга происходит разделение функций между левым и правым полушариями. Правое полушарие головного мозга отвечает за конкретно - образную деятельность (распознавание предметов по запаху, цвету и зрительное восприятие). А левое полушарие отвечает за речевые функции, чтение, письмо, а так же математическое, логическое мышление. Поэтому левое полушарие называют доминантным или преобладающим.

В осуществлении движений телом участвуют оба полушария головного мозга. Левое полушарие управляет правой рукой и ногой. А правое, соответственно, левой рукой и ногой.

Следовательно, у правшей доминирует левое полушарие, а преобладающей является правая рука. Но иногда, в процессе развития головного мозга происходят некоторые изменения, и доминирующую роль выполняет правое полушарие. В этом случае основной является левая рука.

У человека немало парных органов. Глаза, уши, почки, легкие и др. – симметричны и выполняют одни функции. Лишившись одного органа, человек сможет обойтись с помощью дублера. В этом смысле полушария головного мозга являются исключением. Они никогда не заменят друг друга.

Немало леворуких среди спортсменов. Как известно, в таких видах спорта, как бокс, фехтование, теннис, левши проявляют свою специфическую тактику и создают немало проблем для соперников.

Существует связь леворукости с темпераментом. Например, левши отличаются большей эмоциональностью, им не всегда удается держать себя в узде. У многих, особенно мужчин, снижен уровень самоконтроля. Левша заводится с полоборота, легко впадает в гнев.

Интересно, что сегодня понятие левшества трактуется несколько шире, чем раньше. Помимо руки, играют роль и другие органы: глаз, ухо, нога. Часто мы сами не подозреваем о собственной «левизне». Для определения скрытых признаков специалисты используют различные пробы и тесты, например, переплетение пальцев рук, так называемую позу Наполеона, аплодирование.

Каждый пятый выдающийся человек – левша. Если предложить левше и правше одну и ту же задачу, то первый почти всегда найдет несколько способов решения.





    1. Микро- и макролевши

В природе левизна и правизна - мало изученный феномен, хотя асимметрия - одно из фундаментальных свойств природы. Как она проявляется на уровне органических веществ и живых организмов?

Известно, например, что живая клетка по своему строению асимметрична, а мертвая - симметрична.

Наблюдения Луи Пастера в XIX веке сводились к тому, что многие органические молекулы могут образовывать две различающиеся формы, которые представляют собой зеркальное отражение - таким же точно образом, как перчатка правой руки есть зеркальное повторение перчатки для левой руки. Их называют стереоизомерами.

Из наблюдений натуралистов известно, что в природе движение идет справа налево. Все светила и их спутники описывают круговые пути с востока на запад.

Завитки раковины моллюсков, за редким исключением, завернуты справа налево. И если попадется раковина-левша, знатоки ценят ее на вес золота, - писал Жюль Верн.

Спираль молекулы ДНК неизменно закручена в левую сторону. И хотя все люди внешне выглядят симметрично, все они обладают скрытой односторонностью, не имеющей ничего общего с тем, правша, данный человек или левша. Так, почти у всех нас сердце расположено с левой стороны, а печень - справа. Под своими кожными покровами мы весьма асимметричны.















    1. Животный мир левшей

Термины «левша» и «правша» применимы не только к людям, но и к животным. Иначе говоря, двигательная асимметрия присуща не только человеку, но и разным видам животных. У разных живых существ, процент правшей и левшей, среди особей одного вида может сильно различаться (Приложение 1).

Так, среди кошек большинство — правши,  среди мышей 44 % правшей,  28 % левшей, а остальные  амбидекстры, зато практически все белые медведи - левши.

Примечательно, что даже среди «родственников» человека, шимпанзе отношение левшей и правшей отличается от существующего у людей. Например, в дикой природе около 2/3 шимпанзе являются левшами. В неволе большинство приматов — правши. Возможно, это объясняется вынужденным общением с людьми, которые в большинстве своём правши.

Еще один интересный факт: Группа этологов во главе с Р. Бирн (Венский университет, Австрия) пришла к  заключению, что, хотя природа и даровала осьминогу восемь ног, он всегда предпочитает действовать только одной из них. Наблюдения Бирн и ее коллег показали, что как только осьминоги начинают исследовать какую-то полость или оказываются перед незнакомым объектом, они всегда действуют одной и той же ногой (хотя у каждой особи они различаются): «главная» всегда вытянута вперед и находится перед одним из двух глаз осьминога. Отвечая на вопрос, каких же среди осьминогов больше - праворуких или леворуких, Бирн полагает, что 50 на 50.

Среди птиц, которые спят, стоя на одной ноге (лебеди, цапли, фламинго), можно без труда выявить левшей и правшей по тому, какую из конечностей они чаще всего используют. Кроме того, птицы-правши складывают крылья так, что правое будет накладываться на левое, а у левшей – наоборот. Кстати, как установили ученые, птиц-левшей и птиц-правшей у разных видов примерно одинаковое количество.

Клювы клестов из одного гнезда могут быть скрещены справа-налево, или наоборот.

Завитки раковины, за редким исключением, завернуты справа налево.

Камбала морская может провести на правом боку всю жизнь, а другая рыба всю жизнь на левом.

По статистике среди кошек, 40 % придерживают еду, играют с мячиком или обороняются правой лапой, и только 20 % - левой. Остальные 40% одинаково часто используют и правую, и левую конечность. Английские исследователи поведения животных установили, что для выполнения непростых действий кошечки используют правую лапу, а коты-левую.

Преимущественная праволапость характерна также для моржей, китов-горбачей и морских свиней.

Слоны, домовые мыши, крысы, лошади бывают и правшами, и левшами.

Двигательная асимметрия проявляется не только в частоте использования той или иной лапы. Например, хорошо известны исследования, где мышь в Т-образном лабиринте должна повернуть налево или направо. Такие исследования показывают, какая у неё «излюбленная» сторона. А некоторые голуби, находясь в полете кружатся вправо, а другие – влево, за что их в народе делят на «правухов» и «левухов».

По словам ученых, существует несколько факторов, которые приводят к двигательной асимметрии. Так, иногда асимметрия определяется генетически. Иногда её развитие начинается на стадии обучения детеныша. Также большую роль играет положение ещё нерожденного детеныша в утробе матери, которое создает разные условия для развития и использования конечностей.





Глава 2. Исследование левшества у животных

2.1. Анкетирование учащихся 3 классов

ГУО «Средняя школа №20 г.Бреста»

Обратившись к научно-популярной литературе, мы узнали, что левшество встречается не только у людей, но и у животных. Теперь предстояло проверить теорию на практике: в наш план проведения исследования входила личная проверка открытия ученых-биологов о том, что среди животных также встречаются левши.

Данный этап исследования мы начали с анкетирования. (см. Приложение 2,3)

Анкетирование проводилось среди учащихся 3 классов ГУО «Средняя школа №20 г.Бреста», возраст участников - 9 лет, всего было опрошено 50 человек. Большинство (26, 52%) указали, что имеют домашних животных и готовы принять участие в нашем эксперименте.

Мы получили следующие данные: наблюдение было проведено участниками анкетирования над 26 животными, из них левши – 8 животных (30,8 %), правши – 15 животных (58 %), не удалось определить ведущую лапу у 3 животных (см. Приложение 4).

Второй этап проводился на базе зоопарка г.Минска и квартир моих друзей. Он состоял из двух частей:

      1. наблюдение за животными во время кормления и игр;

      2. организация эксперимента (создание специальных условий для выявления ведущей лапы у кошек и собак).

Нами было проведено наблюдение за домашними животными одноклассников и животными зоопарка. Наблюдение проводилось в моменты игр, кормежки животных.

В рамках эксперимента мы провели серию опытов с домашними животными. В первом испытании перед животным выставлялся кувшин с кусочком лакомства на дне. Узкое горло не позволяло добраться до лакомства простым путём, поэтому животные залезали внутрь лапой: левой или правой. Во втором задании мы подвешивали на верёвочке над головой животного мышку из ткани и отмечали, какая лапа первой потянулась за «добычей».

В конце предлагали ту же тканевую мышку, только теперь её медленно тянули перед носом животного.

По итогам наблюдения из 21 животного 4 левши (19 %), 17- правши (см. Приложение 4 ).

Итак, по результатам проведенного нами исследования оказалось, что среди животных встречаются левши.

2.2. Анализ мультипликационных фильмов и иллюстраций к детской литературе

Изучая научно-популярную и справочную литературу, мы случайно обнаружили, что в мире есть животное, которое практически является стопроцентным левшой. Оно всем хорошо известно – это белый (полярный) медведь. Этот факт подмечен не только учеными-биологами (Торопов В.Н., Шапиро Б., Овсянников В. и др.), но и ближайшими соседями медведей - жителями крайнего севера, эскимосами.

Мы решили выяснить, всем ли известен факт о том, что белые медведи – левши, а бурые медведи - правши. Для этого мы изучили мультипликационные фильмы про белых медведей «Умка», «Умка ищет друзей», «Мой друг – Бернард», «Приключения полярного медведя» и др.

Факт о том, что белый медведь чаще всего левша, знают не все. Мультипликаторы в своих мультфильмах не учли эту особенность, и лишь в 5 мультфильмах из 10-ти белые медведи все делают левой лапой, 50%. Бурые медведи чаще всего в кинематографе представлены в виде правшей (8 из 13 просмотренных мультфильмов и фильмов, 61,5%) (см. Приложение 4).

Кроме того, мы изучили ряд иллюстраций к детским книгам и справочной литературе (см. Приложение 5). В исследовании мы использовали только те иллюстрации, которые ясно показывают право- или леволапость животного.

Всего нами было исследовано 26 иллюстраций. Следует отметить, что только на 9-ти из них белый медведь использует левую лапу (34,6 %), остальные иллюстрации не отражают эту особенность полярного хищника (65,4 %) (см. Приложение 5). Изображение белого медведя, действующего левой лапой, - скорее случайность, т.к. у одного и того же художника встречаются различные варианты.

Оказалось, художники - иллюстраторы, как и художники-мультипликаторы не знакомы с особенностью полярного хищника.


Заключение

В результате проведенной работы мы изучили феномен левшества у животных.

На основе личного наблюдения за животными и результатов организованного эксперимента мы доказали существование феномена «главной лапы» у животных.

Анализируя иллюстрации к детской художественной и справочной литературе и мультипликационных фильмов о медведях, мы сделали вывод о том, что художники-иллюстраторы и художники-мультипликаторы не знакомы с особенностями полярного хищника.

У нас была возможность лично наблюдать не только за домашними, но и дикими животными в зоопарке. На основании наблюдений за ними мы доказали, что среди животных действительно встречаются левши.

Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи решены.

Результаты нашей исследовательской работы могут быть использованы учителями начальной школы и учителями биологии при подготовке к урокам; художниками при выполнении иллюстраций и создании мультфильмов про белых медведей, а также они могут лечь в основу наблюдений моих сверстников за их любимыми домашними питомцами.



Список литературы

  1. Голубев В.Н. Физиология человека и животных. - М.: Академия, 2009. – 448 с.

  2. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши. – М.: Издательство «Книга, лтд», 1994. – 232 с., 25 рис.

  3. Электронный ресурс http://www.nat-geo.ru/article/399-levshi-i-pravshi-v-mire-zhivotnyih/

  4. Электронный ресурс https://ru.wikipedia.org/wiki/Левша

  5. Электронный ресурс http://www.levshei.net/4zhivotn.html

  6. Электронный ресурс http://www.zooclub.ru/test/1.shtml








































Приложение 2

АНКЕТА

Дорогой друг!

Прошу тебя ответить на вопросы анкеты и помочь мне в проведении исследования для научно-исследовательской работы!

Г.Евтушенко

  1. Фамилия, имя ________________________________________________

  2. Есть ли у тебя домашнее животное? ______________________________


Если нет, то на следующие вопросы можешь не отвечать.

  1. Напиши, какое домашние животное у тебя есть (собака, кошка, птица, грызун) ________________________________________________________

  2. Понаблюдай, левшой или правшой является твоё животное (можно использовать предложенный ниже тест)

  3. Могу ли я лично понаблюдать за твоим питомцем ___________________


Большое спасибо!









Приложение 3 Является ли ваша собака (кошка) правшой или левшой?
(время проведения теста: 5 минут)

Собаки (кошки), как и люди, могут быть правшами или левшами. В природе это разделение имеет смысл, поскольку в критической ситуации важно, какая часть тела берет на себя инициативу.



Что понадобится? 
- пластмассовая или картонная труба, достаточно широкая, чтобы собака (кошка) могла засунуть туда лапу, но не голову; 
- любимое лакомство или игрушка.



Шаг 1: Положите лакомство или игрушку в трубу и держите ее непосредственно перед вашим питомцем. 
Шаг 2: Поощрите животное достать лакомство (игрушку).
Шаг 3: Проделайте это дважды. Если ваше животное не трогает лакомство (игрушку), положите трубу под диваном в пределах досягаемости, и попробуйте снова. Что делает ваше животное?



Результаты:
A - питомец в большинстве случаев использует левую лапу.
B – питомец в большинстве случаев использует правую лапу.
C - трудно сказать.

Вариант А: Ваш питомец - левша. Леворукость у людей часто связывают с творческим потенциалом и естественными музыкальными способностями. Возможно, у вашего питомца есть талант!
Вариант B: Ваш питомец - правша. Праворукость у людей часто связывают со способностью к языкам и логическому мышлению. Считается, что животные-правши лучше запоминают слова, поэтому, возможно, ваш питомец понимает из вашей речи больше, чем вам кажется!
Вариант C: Возможно, у вашего питомца нет явных предпочтений; другими словами, он может пользоваться с равным успехом обеими лапами. Однако, у животных такое качество довольно бесполезно.



Примечания:

1. Не заставляйте животное  выполнять тест. Если питомец не хочет, лучше попробовать позже.
2. Не волнуйтесь, если животное показало не тот результат, на который вы надеялись.
3. Предоставьте животному для этого теста время, место и покой, чтобы успешно справиться с испытанием.
4. Если тест проводит ребенок, необходимо присутствие взрослого, чтобы контролировать проведение эксперимента.



Приложение 4


РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ


Таблица 1.

Результаты наблюдений за домашними животными


Всего животных

Из них - левши

Из них - правши

26 (100%)

8 (30,8 %)

15 (58 %)


Таблица 2.

Результаты наблюдений, проведенных автором работы


Количество наблюдаемых животных

Из них - левши

Из них - правши

21 (100 %)

4 (19 %)

17 (81 %)


Таблица 3.

Результаты анализа мультипликационных фильмов о медведях


Мультипликационный фильм

Персонаж - левша

Персонаж - правша

Персонаж - амбидекстр

Мультфильмы и фильмы, в которых главный герой –

белый медведь

«Умка» (1970 г.)



+

«Умка ищет друзей» (1970 г.)



+

«Олененок Рудольф» (2001 г.)


+


«Мальчик, который хотел быть медведем» (2002 г.)

+



«Мой друг – Бернард» (2004 г.)

+



«Ава Рико Тео»

(2008 г.)

+



«Кнут и его друзья» (2008 г.)

+



«Рыбалка с Сэмом» (2009 г.)


+


«Медведи-соседи» (2010 г.)



+

«Суперхищники. Приключения полярного медведя» (2010 г.)

+



Всего

5 (50%)

2 (20%)

3 (30%)

Мультфильмы и фильмы, в которых главный герой –

бурый медведь

«Первый урок»

(1948 г.)


+


«Лиса, медведь и мотоцикл с коляской» (1969 г.)


+


«Терем-теремок» (1971 г.)


+


«Трям! Здравствуйте» (1980 г.)


+


«Медведь-липовая нога» (1984 г.)


+


«Мишки Гамми» (1985 г.)


+


«Медведь Йоги. Приключения»

(1988 г.)


+


«Чудеса на виражах» (1990 г.)



+

«Сезон охоты»

(2006 г.)



+

«Сезон охоты 3»

(2010 г.)



+

«Медведь Йоги»

(2010 г.)


+


«Как приручить медведя» (2011 г.)



+

«Маша и медведь» (2012 г.)



+

Всего

0

8 (61,5%)

5 (38,5%)




Приложение 5


СПИСОК КНИГ С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ БЕЛЫХ МЕДВЕДЕЙ


  1. Арктика и Антарктика.- Москва: Слово, 1994.

  2. Белые сны Антарктиды. - Москва: Детская литература, 1986.-80 с.

  3. Л.Гераскина. В стране невыученных уроков. -

  4. Б.Житков. Рассказы о животных.- Смоленск: Русич, 2011.-128 с., ил.

  5. Легенды и мифы Севера: сборник.-Москва: Современник, -1985.-400с.

  6. Р.Р.Перри. Мир белого медведя. - Ленинград: Гидрометеоиздат, 1974 - с.158

  7. Ч. Петреску. Фрам – полярный медведь.- Москва: Ион Креангэ, 1981.

  8. А.Сорокина. Белый медведь.- Москва: Лабиринт, - 2005.-12 с.

  9. В.Чаплина. Фомка–белый медвежонок.- Москва: Мир искателя, 2002.-45с.

  10. Е.Черушин. Рассказы про зверей и птиц.- Тверь: изд-во «Самовар», 2011.-96 с.

  11. К.Чуковский. Телефон.-Москва: Детская литература, - 1989.-89с.


Результаты исследования иллюстраций детской художественной и справочной литературы


Всего иллюстраций

Изображение левши

Изображение правши


26 (100%)


9 (34,6%)


17 (63,4 %)







Приложение 1

Объекты изучения в работе






Рис.1. соседский Пёс по кличке чарли

Среди кошек большинство — правши,  среди мышей и собак около 40% правшей,  30 % левшей, а остальные  амбидекстры, зато практически все белые медведи - левши.






рис.2. Белый медведь в муниципальном зоопарке г.Варшава







рис.3.Шимпанзе в зоопарке г.Минска





В дикой природе около 2/3 шимпанзе являются левшами. В неволе большинство приматов — правши. Возможно, это объясняется вынужденным общением с людьми, которые в большинстве своём правши.











рис.4.Шимпанзе в Белорусском государственном цирке








рис.5. Розовый фламинго

Среди птиц, которые спят, стоя на одной ноге (лебеди, цапли, фламинго), можно без труда выявить левшей и правшей по тому, какую из конечностей они чаще всего используют.






рис.6. Лебедь-шипун на ул.Набережной г.Бреста








рис.7. Серая цапля

в зоопарке г.Минска







Рис.8. Моллюски в аквариуме (зоопарк г.Минска)




Завитки раковины, за редким исключением, завернуты справа налево.















Рис.9. морская камбала в аквариуме (зоопарк г.Минска)

Камбала морская может провести на правом боку всю жизнь, а другая рыба всю жизнь на левом.








рис.10. Кот василий (эксперимент по определению феномена левшества)

По статистике среди кошек, 40 % придерживают еду, играют с мячиком или обороняются правой лапой, и только 20 % - левой. Остальные 40% одинаково часто используют и правую, и левую конечность.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!