Собственные имена давно стали объектом изучения учёных. Их возникновение, историю, распространение, назначение изучают не только языковеды, но и историки, литературоведы, психологи, географы и другие.
Мы выяснили, что в языкознании выделяется особый раздел – ономастика, которая занимается изучением собственных имён. Ономастикой называется совокупность всех собственных имён. К ним относятся имена личные, отчества, фамилии, прозвища людей, клички животных, названия городов, рек, морей.
Актуальность исследования заключается в необходимости изучения ономастического пространства в рассказах А. П. Чехова. Поскольку литературная ономастика в наши дни находится на стадии формирования и развития, крайне важно и актуально проводить исследования в этой области.
В качестве объекта исследования были использованы ранние рассказы Антона Павловича Чехова.
Предметом исследования являются искусственные антропонимы в ранних рассказах А. П. Чехова. В работе рассматривались искусственно созданные фамилии.
Цель работы - изучить искусственные антропонимы в ранних рассказах А. П. Чехова.
Поставленная цель предполагает выполнение следующих задач:
1) определить понятия «антропонимика» и «антропонимы» и их характеристику;
2) собрать материал для научно-практического исследования и составить список искусственных фамилий;
3) показать, как функционируют искусственные антропонимы в рассказах;
4) классифицировать искусственные фамилии по группам;
5) составить школьный словарь с искусственными фамилиями.
В первой главе рассматривается антропонимика как наука. Антропонимика -
1) раздел ономастики, изучающий происхождение, изменение, географическое распространение, социальное функционирование собственных имен людей;
2) совокупность собственных имен людей в данном языке. К числу антропонимических единиц, или антропонимов, относятся: личные имена, отчество, фамилия, прозвища, ники (никнеймы).
Также нами было рассмотрено такое понятие, как поэтическая антропонимика. Поэтическая ономастика изучает имена собственные, используемые в художественных произведениях. Ученых, которые работают в области поэтической ономастики, интересует принцип создания имен, их стилистические возможности, особенности функционирования в тексте, восприятие имен собственных читателями.
Во второй главе показывается, как функционируют искусственные антропонимы в ранних рассказах А. П. Чехова. Чехов – мастер художественных приёмов. Самый яркий приём – использование «говорящих» фамилий. Анализируя фамилии в ранних рассказах А.П. Чехова, мы можем сказать, что писатель использовал «говорящие» фамилии с целью дать характеристику герою, его поступкам, совершённым действиям, зачастую отрицательным, негативным. Мы проанализировали некоторые ранние рассказы А.П. Чехова и попытались выявить в них так называемые искусственные фамилии, дав им своё толкование.
Например, В рассказе «Хамелеон» можно встретить такие фамилии, как Очумелов, Хрюкин, Жигалов.
Очумелов – полицейский надзиратель, главное действующее лицо, который ловко приспосабливается к ситуации. Чумной, бешеный, очумелый, то есть непредсказуемый в своих действиях. Фамилия Очумелов образована от глагола очуметь – потерять соображение, одуреть.
Хрюкин – у этого человека поступки не человеческие: прижигает морду собачонке «цигаркой для смеха», ведёт себя и выглядит по-свински. Фамилия образована – от хрюкать – о свинье: издавать характерные отрывистые звуки, напоминающие «хрю-хрю»; также о некоторых других животных: издавать подобные звуки.
Жигалов – фамилия произошла от слова «Жигало», то есть тот, кто поджигает других, является зачинщиком, руководитель разных игр и затей.
В «Смерть чиновника» самой яркой является фамилия Червяков.
Фамилия Червяков образована от слова червяк, которое имеет два значения:
1. Бескостное ползающее животное с вытянутым телом.
2. (перен.) В сочетании со словами «сомнение», «раскаяние», «зависть»: о затаённом, постоянном мучащем чувстве.
Такая фамилия полностью характеризует героя, ведь он суетится, ползая за генералом, как червяк, умоляя о прощении.
Бризжалов – вызывает ассоциации с такими словами как брюзга, брюзжать, который постоянно брызжет слюной. Бризжалов образовано от брюзга – брюзгливый человек, то есть постоянно недовольный, надоедливо ворчливый.
Или, фамилия Грязнов в рассказе «В Париже!» образована от грязь, что означает:
1. Размякшая от воды почва.
2. То, что пачкает, грязнит.
Этому герою понравилось участвовать в ловле зачинщика «грязного» дела. Возможно, именно поэтому автор наделяет его такой фамилией.
Вонючкин – фамилия, как считает Чехов, подходящая для полицейского, а их, как известно, не любят. Вонючкин – от вонь – отвратительный запах, зловони.
В рассказе «Перед свадьбой» автор создаёт фамилии Смысомалов, Подзатылкина.
Фамилия Смыломалов образована от двух нарицательнх слов «смысл» и «мал», в значении мало смыслящий. Эта фамилия неслучайна, так как в рассказе мы видим, что он дурачится и всех развлекает.
Подзатылкина образована от слова «подзатыльник», в значении «дать как следует». В контексте писатель пишет, что ей все время давали «подзатыльники», да «…ума ее никто не видал и не знает…».
Таким образом, все искусственные антропонимы в ранних рассказах Антона Павловича Чехова можно классифицировать:
1) по нарицательным именам (Блёсткин, Грязнов, Портрет, Обтемперанский, Кардамонов, Пустяков);
2) по действию (Ахинеев, Блистанов, Бризжалов, Вонючкин, Дробискулов, Жигалов, Муркин);
3) по прозвищу (Додонский, Замухрышкин, Кляузов, Невыразимов);
4) по имени (Ванькин, Капитонычев, Назарьев, Пантелей);
5) по названиям продуктов питания (Печонкина, Груздь, Тестов, Ягодов);
6) по иностранному происхождению (Тютюев, Гауптвахтов, Пуркуа);
7) по частям тела (Подзатылкин, Позвоночников, Шейкин);
8) по положению в обществе (Баринов, Дюковский);
9) по названию насекомых, животных (Тарантулов, Лошадиных).
Таким образом, искусственные фамилии можно разделить на девять групп. Однако все группы представлены неравномерно. Самыми многочисленными оказались антропонимы, образованные от нарицательных имен, и искусственные фамилии, обозначающие действие – 25,5% и 23,5% соответственно. Довольно большую группу составляют фамилии, образованные от прозвищ – 13,7%. Искусственные антропонимы, образованные от имён людей (9,8%) и продуктов питания (7,9%) являются практически равными по количеству. Одинаковыми в процентном соотношении являются фамилии, образованные от иностранных слов и частей тела – 5,9%. Самые немногочисленные группы – по положению в обществе и названию насекомых, животных (3,9%)
В рассказах раннего периода можно выделить следующие характерные особенности:
1) использование однокомпонентных антропонимов (Хрюкин, Червяков, Бризжалов, Грязнов, Лампадкин, Вонючкин, Позвоночников, Муркин, Шевелицына, Блистанов)
2) использование двухкомпонентных антропонимов (Генри Пуркуа, Илья Дробискулов, Николай Тетехин, Гаврила Груздь);
3) иногда встречаются трехкомпонентные антропонимы (Иван Данилович Невыразимов, Макар Кузьмич Блесткин, Прокофий Петров Шейкин, Марфа Петровна Печонкина);
4) соединение иностранных слов с русским (Иван Прохорыч Гауптвахтов, Эраст Иваныч Ягодов, Егор Венедиктыч Мзда).
Таким образом, первая и третья группы являются самыми многочисленными по количеству слов (70,6% и 15,7% соответственно). В ранних рассказах А.П. Чехова можно выделить четыре двухкомпонентных антропонима, что составляет 7,8%. Самой малочисленной является четвёртая группа – 5,9%