СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Мастера слова и кисти о Стране Детства""

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет исследования:развитие детской темы в повестях Л.Н.Толстого "Детство",А.М.Горького "Детство" и полотнах В.А.Серова и В.Г.Перова.

Объект исследования:репродукция картин В.А.Серова "Девочка с персиками" и В.Г.Перова " Тройка",тексты автобиографических повестей Л.Н.Толстого "Детство" и А.М. Горького "Детство"

Цель исследования:выявление особенностей изображения детской темы в произведениях представленных авторов,привлечение внимания к проблеме детства

Гипотеза:мастера слова и кисти развивая детскую тему в противоположных направениях:раскрывая светлые и тёмные стороны детства,они приводят читателей и зрителей к осознанию его уникальности,уязвимости, а также огромной роли в дальнейшей жизни человека.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Мастера слова и кисти о Стране Детства""»

МБОУ «Черемуховская средняя общеобразовательная школа Новошешминского муниципального района РТ»











На конференцию им. Л. Н. Толстого













Тема: «Мастера слова и кисти о Стране Детства»















Работу выполнила: ученица 7 класса

Зубатова Ирина

Руководитель: Данилова Т. П.



2016 год



Тема: «Мастера слова и кисти о Стране Детства»

Предмет исследования: развитие детской темы в повестях Л. Н. Толстого «Детство», А. М. Горького «Детство» и полотнах В. А. Серова и В. Г. Перова.

Объект исследования: репродукции картин В. А. Серова «Девочка с персиками» и В. Г. Перова «Тройка», тексты автобиографических повестей Л. Н. Толстого «Детство» и А. М. Горького «Детство».

Цель исследования: выявление особенностей изображения детской темы в произведениях представленных авторов, привлечение внимания к проблеме детства.

Гипотеза: мастера слова и кисти развивают детскую тему в противоположных направлениях: раскрывая светлые и темные стороны детства, они приводят читателей и зрителей к осознанию его уникальности, уязвимости, а также огромной его роли в дальнейшей жизни человека.

































Детство – неотъемлемая тема творчества практически каждого писателя, поэта, художника, режиссера и многих других деятелей искусства. Она, как никакая другая, имеет тесную связь с реальной жизнью и находит отклик в каждом человеке. Образ ребенка, наряду с образом матери, женщины, образом мужчины, отца, интересен всегда. Он встречается в наскальных рисунках первых людей, в старинных фольклорных произведениях разных народов мира, в литературных, музыкальных произведениях, научных исследованиях различных отраслей. Актуальная и по сей день, тема детства является наиболее обсуждаемой в искусстве и волнующей человечество. Неоспорим тот факт, что именно период детства, его качество и продолжительность – определяющий фактор благополучия дальнейшей жизни человека.

Интерес научной мысли к данной теме формировался и рос постепенно. После деспотии Средневековья, признававшей человека не более чем безмолвным рабом церкви, впервые поднимаются вопросы детства, воспитания, выдвигается идея уникальности внутреннего мира ребенка. Появляются такие науки, как педагогика, детская психология, разрабатывающие целый комплекс методов и приемов по изучению автономного мира ребенка, успешному взаимодействию с ним.

Несомненно, что ребенок – это уникальная, неординарная личность, требующая к себе самого пристального внимания и трепетного отношения со стороны. Не зря в одной из древнейших книг человечества, Библии, говорится: «Будьте как дети»[2, с. 21]. Действительно, именно у них стоит поучиться многому: искренности, позитивному восприятию мира, добру и милосердию. Искусство, как ни что другое, проповедует данную идею. Так, например, литература с помощью художественных образов, изобразительно-выразительных средств и различных приемов помогает постичь психологию ребенка, увидеть те краски, которыми насыщена их жизнь и воображение. Сам факт обилия и разнообразия произведений детской литературы – это доказательство неподдельного интереса мира взрослых к целой вселенной под названием «Ребенок». Тема детства глубоко раскрывается и исследуется в произведениях таких выдающихся мастеров слова, как Н.Г. Гарин-Михайловский, Л. Н. Толстой, В. Г. Короленко, М. Горький, Л. А. Чарская и других.

Творчество Льва Николаевича Толстого является бесценным для развития детской темы. Его трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» является значимой в плане разрешения важного вопроса: «Каково влияние периода детства на дальнейшую жизнь человека?» Еще одной несомненной заслугой Л.Н. Толстого является создание целого цикла детских произведений, таких как «Азбука», «Новая азбука», «Книги для чтения» и повесть «Кавказский пленник», ставшие основой литературного образования многих поколений школьников. Именно Толстой одним из первых делает попыткувыработать универсальный язык произведений для детей: простой, нов то же время выразительный и лаконичный.

Автобиографическая повесть «Детство» - первое в истории русской литературы произведение, героем-рассказчиком которого стал ребенок с его особым миром и моралью. Спецификой произведения является наличие двух планов повествования: параллельно образу-рассказчику Николеньке, маленькому мальчику, незримо сосуществует образ самого автора. Субъективизм маленького героя переплетается с объективным взглядом на вещи автора – взрослого, опытного человека, который заново проживает раннюю пору своей жизни. Зерно добра, любви и правды в душе главного героя посажено его матерью. Именно она вместе с няней Натальей Савишной усердно взращивала это зерно, что, конечно же, не осталось без результата. Наличие положительных душевных качеств у Николеньки, его благородные мысли и чувства - полностью их заслуга. Без сомнения, мама стала духовным источником для героя, который спустя много лет скажет: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и силы веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели – невинная веселость и беспредельная потребность любви – были единственными побуждениями в жизни?» [4, с. 85].На первый взгляд, может возникнуть противоречие: герой испытывает немало горя, разочарование в окружающих и самых родных людях, даже в самом себе, но все равно считает свое детство счастливым. Здесь раскрывается философская сторона повести: для авторского «Я» истинным счастьем является умение «по-детски» преодолевать жизненные препятствия: с открытым сердцем, в котором таится не корысть или ненависть, а добро и искренность. В этом, по мнению автора, и заключается мудрость ребенка. Выйдя за пределы родной усадьбы, в которой так прекрасно жилось, Николенька постепенно делает для себя страшное открытие: общество, окружающее его, весь мир в целомникак не соответствуютидеалам мальчика. Внешнее не равно внутреннему.Люди, которые встречаются на его пути, даже самые близкие и дорогие, на самом деле далеконе те, кем они кажутся. В каждом из них герой замечает неестественность и лукавство. Он испытывает и на себе негативное влияние такого общества. Заметив за собой дурное, он начинает укорять себя, анализируя совершенное. Стоит вспомнить только эпизод о дне рождения бабушки: написав по этому случаю стихи, Николенька обнаруживает в них непростительную ошибку, вызвавшую в нем бурю противоречий. Его сбивает с толку строка, в которой говорится, что он любит бабушку как родную мать. С одной стороны, он считает себя предателем по отношению к матери, а с другой – человеком, который слукавил бабушке. Николенька пытается разрешить серьезную проблему: «Что такое искренность? Искренний ли я?» Таким образом, главный герой постоянно анализирует, все более возрастая духовно. Глубже проникая в детскую душу, мир взрослых наносит Николеньке урон: мальчик начинает сомневаться в искренности и гармонии мира, разочаровываться в идеальных для него когда-то людях. Впервые он сравнивает между собой эти два мира: мир взрослых и мир детей, что очень хорошо представлено в главе «Игры». Ребятаиграют, и это доставляет им удовольствие. Брат Николеньки, Володя, вновь заставляет его разочаровываться, сказав, что игра – это не настоящая жизнь, а выдумка. Николенька, признавая правоту брата, размышляет: «Ежели судить по-настоящему, то игры никакой не будет. А игры не будет, что ж тогда останется?» [4, с.77] Настоящая жизнь, жизнь взрослых людей, для Николеньки скучна и неинтересна. Мальчик понимает, что эта взрослая жизнь все больше поглощает его. Находясь на границе двух миров, он тянется назад, в детство, где нет горя и разочарования.Одним из основных мотивов в повести является мотив любви к людям.Николенька взращен нежностью и теплотой, царившими в родной усадьбе, полной для него уюта и волшебства. Герой испытывает самые нежные чувства к матери, неподдельную почтительностьк отцу, он сильно привязан к доброму учителю Карлу Ивановичу, к Наталье Савишне. Мальчик твердо уверен,что мир создан только для того, чтобы всем было хорошо - «мне» и «нам». Жизнь в усадьбе для него словно радуга на небе – маленький островок любви, красоты и ярких красок. Но автор в этот же момент дает понять герою, что на самом деле мир полон зла, разочарования и переживаний. Толстой пытается показать разрушающее влияние мира взрослых на детскую душу: у ребенка отнимаются способность искренне любитьи силы, которые помогают ему сохранять свою непосредственность. Результат такого влияния можно увидеть на примере отношения Николеньки к ИлинькиГрапу, мальчику из бедной семьи. Илинька становится объектом жестокости и издевокбогатых мальчишек. Николенька замечает, что так же ужасно ведет себя и он, но, в отличие от остальных, тут же раскаивается.Таким образом, в своей повести Л.Н. Толстой пытается донести до читателя главную мысль: по мере взросления человеку важно сохранить ту непосредственность, то бескорыстие и ту любовь к людям, которые закладываются в детстве. Именно эти качества помогают справляться с неурядицами взрослой жизни, достойно выходить из них. Повесть «Детство» до сих пор остается очень значимой в художественном и познавательномплане. Автормастерски воссоздал атмосферу дворянского быта и нравов середины XIX века, которые оказывают непосредственное влияние на развитие человеческой личности.

Живопись способна не менее удачно передать все грани детской души. История детского портрета берет свое начало в феодально-сословном обществе. Главным недостатком портретной живописи этой эпохи является отсутствие индивидуализма в изображении ребенка, неспособность понять его психологию. В эпоху Просвещения возрастает интерес к ребенку как особой личности, обладающей собственной психологией, эмоциями и моралью. Перед художниками встала трудная задача – пересмотреть устоявшиеся правила и нормы написания детского портрета, уйти от «вещизма» в изображении детей (Ф. Гойя, Ж.-Б. Грез и др.). Русским художникам хватило небольшого количества времени на то, чтобы освоить мастерство изображения детского мира во всем его многообразии. Родоначальник традиции портрета в России И. Вишняков (XVIII в.) пишет лучшее свое произведение – «Портрет Сарры Фермор» - «одно из наиболее обаятельных детских портретов в русской живописи» [5]. Работая в русле определенного направления, художники выбирают характерные изобразительные средствав изображении детской темы: излишняя нормативность классицизма (И. Вишняков), насыщенность и эмоциональность сентиментализма и романтизма (Д. Левицкий, О. Кипренский, В. Тропинин и др.), натуралистичность реализма (В. Перов, И. Репин, В. Серов и др.).

Особым путем в решении темы детства пошел В. А. Серов, один из выдающихся художников-портретистов. Его картины лишены социально-исторического звучания, не несут критики общественному устройству. Несмотря на глубоко реалистичную манеру написания, полотна Серова – «Девочка с персиками», «Портрет Мики Морозова», «Дети» и другие - проникнуты гуманизмом. Заслуга В. А. Серова как художника заключается в умении проникновенно видеть присущие детям качества и особенности мировосприятия: восторженность, позитивность, очарование жизнью. Герои детских портретов В. Серова непосредственно связаны с его жизнью. В них много биографизма как результата острых наблюдений и исследований мастером мира детства. Именно жизненные обстоятельства заставили Серова обратиться к данной теме. Мать, воспитывавшая сына одна (отец его рано умер), сразу заметила в сыне талант художника и всеми силами старалась его развивать.

Детская биография Серова наполнена воспоминаниями о частом посещении семьи русского мецената С. Мамонтова а также основанного им известного «абрамцевского кружка», собиравшего немало выдающихся художников. После беспокойной обстановки, господствовавшей в родном доме, дом Мамонтовых наконец-то подарил Серову долгожданное детство. Дети Мамонтовых становятся ему братьями и сестрами, а Елизавета Григорьевна, их мать, стала объектом искренней привязанности маленького Серова. Будущий художник старался как можно больше времени проводить в этой семье, как бы подпитываясь добром и любовью, царившими там. Результатом таких впечатлений и долгого пребывания у Мамонтовых стала идея создания детского портрета. Вернувшись в 1887 г. из яркой и солнечной Италии, Серов ставит своей задачей написать такой же солнечный и светлый портрет: «Все, чего я добивался, это – свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь на картинах». [5] Итогом работы стал шедевр детского портрета «Девочка с персиками», написанный летом того же года в имении Мамонтовых. Перед зрителем предстает не просто девочка, а индивидуальность: она искренняя, бескорыстная и естественная. Детство для художника – это светлый и радостный мир. Недаром полотно написано в нежных пастельных тонах – розовая блуза девочки, белые стены комнаты, желтые оттенки ясного осеннего дня за окном. Поза персонажа свободна и непринужденна. Этим автор подчеркивает, что дети, в отличие от взрослых, просты и открыты. Девочка, также как и главный герой толстовской повести, находится на грани между детством и отрочеством. И также как и Л. Н. Толстой В.А. Серов пытается донести до зрителя, что по мере взросления не нужно терять то лучшее, что было в детстве, в самой лучшей и счастливой поре человеческой жизни.

Детство, которое в своей повести изобразил А.М. Горький, трудно назвать счастливым периодом жизни.Главный герой «Детства» Алеша Пешков пытается понять, откуда берется зло в этом мире, всеми силами тянется к свету и добру, отстаивая собственные принципы и мораль. А.М. Горький так определяет главную мысль своего произведения: «Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновленной уверенностью, отвечаю себе - стоит; ибо это - живучая, подлая правда, она не издохла и по сей день. Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать ее из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной. И есть другая, более положительная причина, понуждающая меня рисовать эти мерзости. Хотя они и противны, хотя и давят нас, до смерти расплющивая множество прекрасных душ, - русский человек все-таки настолько еще здоров и молод душой, что преодолевает и преодолеет их. Не только тем изумительна жизнь наша, что в ней так плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни, но тем, что сквозь этот пласт все-таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растет доброе - человечье, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человеческой» [1, с. 96]. Повесть является результатом долгих раздумий и воспоминаний автора о собственном детстве, коротком и безрадостном. Печальные и светлые эпизоды все время сменяют друг друга. Повесть сразу же начинается со смерти отца Алеши, как бы настраивая читателя на то, что радостного настроения и счастливого финала ждать не придется. Восприятие мира героем непосредственно и в то же время Алеша постоянно анализирует происходящее. Все детство персонажа, проведенное в семье Кашириных для него не что иное как «невыразимо странная жизнь», «душевный круг жутких впечатлений». [1, с. 24] Жизнь Алеши пытаются скрасить бабушка Акулина Ивановна и Цыганок. Именно с ними связаны самые теплые воспоминания героя: бабушкины глаза, светящиеся «невыразимо приятным светом»[1, с. 47], «вся она - темная, но светилась изнутри - через глаза - неугасимым, веселым и теплым светом» [1, с. 47], ее слова, похожие на «ласковые» цветы, а поступь–на движения ласковой кошки. Именно у бабушки и Цыганка учится Алеша добру, трогательному отношению к миру, умению видеть красоту, восхищаться. Бабушка часто произносит: «Как хорошо все! Нет, вы глядите, как хорошо-то все!»[1, с.63]. И это придает силы герою, дает надежду на лучшую жизнь. Но даже необъятная любовь бабушки и сердечное участие Цыганка не способны заполнить ту пустоту, которая образовалась в душе мальчика «от всего, что совершается в мире» [4, с.28]. Неприветливость, суетливость и лукавство деда и остальных членов семьи, отчужденность матери, погруженной в собственное горе, вселяют в Алексея чувства невыразимого одиночества и ненужности. Герой повести Толстого счастлив: его любят домочадцы, никто не торопит его взрослеть. Герой же Горького раньше срока выходит «в люди», так и не отведав радостей детства, его беззаботности и непринужденности. Автор пытается сказать, что такое детство было у большинства детей начала XX века. Несовершенность государственного устройства, равнодушие властей к народу вынуждает его жить в непригодных условиях. Вместо того, чтобы получать образование, дети непосильным трудом зарабатывают гроши, которых едва хватает на хлеб. Так и Каширины, занятые и взволнованные неустроенностью собственной жизни, совершенно забыли о самом главном – о ребенке, его душе, требующей внимания и ласки. Таким образом, повесть «Детство» обретает социальное звучание, присущее большинству произведений конца XIX-начала XX века.

Живопись также является способом изображения негатива русской действительности, несостоятельности господствующей морали. Так, известный художник В. Перов работает именно в этом направлении. Василий Григорьевич Перов родился в Тобольске 23 декабря 1833 года в семье тобольского прокурора Г.К. Криденера, внебрачным сыном которого являлся художник. Семья жила не в самых лучших условияхв связи с потерей отцом должности. Грамоте будущий художник обучался у заштатного дьячка, который за отличные успехи в учении, а особенно за каллиграфический почерк ученика, дал ему прозвище Перов. Впоследствии оно становится официальной фамилией мастера. Испытав огромные нужды, Перов преодолел все трудности обучения в Училище живописи и ваяния и стал одним из самых выдающихся художников-передвижников конца XIXвека. Свидетель многих исторических событий царской России, Перов был ярым противником бесчинства власти, ее равнодушия к жизни крестьян и рабочих. Именно эта проблема и проходит красной нитью через все полотна художника: «Проводы покойника» (1865), «Утопленница» (1867), «Странник» (1870). Шедевром в развитии крестьянской темы, темы крестьянского детства является известная «Тройка» (1866) – олицетворение жестокости и дисгармонии внешнего мира, обрекающего детей на нищенское существование.

Темой картины стали трудовые будни городских детей-подмастерьев, в одной «упряжке» тянущих не по силам тяжелую бочку с водой. В названии картины чувствуется печальную усмешка автора: привычное представление о лихой, неудержимой тройке трансформируется в горькую правду жизни. Не такое детство должно быть у детей, слишком рано тяготы взрослой жизни ложатся на их слабые плечи. Это понимают все, но ничего не могут изменить. Добрый незнакомец помогает им, подталкивая бочку сзади. Но что это может изменить? Такое каторжное детство темно и беспросветно. Отсюда и неяркие краски картины. Дети для Перова святы. Недаром среди серости тонов только их «лики» светят неиссякаемым светом. Их лица выражают небывалую усталость, но глаза полны смирения. В них нет ни капли осуждения или ненависти за тяжелую долю. Только детская искренность, надежда на лучшее и невольный укор миру взрослых.

Таким образом, тема детства является одной из самых популярных как в литературе, так и в живописи всех времен и народов. Авторы пытаются донести до читателей и зрителей главную мысль: детство – невозвратимая пора, которая влияет на всю оставшуюся жизнь человека. Именно у детей нужно учиться мудрости, искренности, позитивному отношению к жизни и умению любить. Для достижения этой цели художники кисти и слова пошли по двум направлениям: путем изображения детства как счастливой и безоблачной поры и такого детства, которое также проживает немалая часть детей – несчастливого и беспросветного. Второе направление избирается авторами еще и потому, чтобы непосредственно указать на изъяны социального устройства, которые и становятся главными причинами безотрадного детства или его отсутствия. Действительно, каждый ребенок проживает «разное» детство. Эту мысль подтверждают результаты опроса, проведенного нами среди учеников 7-11 (35 человек) классов, педагогического состава и работников нашей школы (25 человек). Респондентам был задан вопрос: «С каким цветом у вас ассоциируется детская пору вашей жизни?» 32 человека (53.3%) вспоминают свое детство в голубых тонах, 21 человек (35%) - в розовом цвете, 7 человек (11.6%) - в сером цвете. Таким образом, можно сделать вывод, что большая часть опрошенных сравнивают раннюю пору своей жизни с нежностью голубого и яркостью и красотой розового цветов. К большому счастью, и я отношусь к этому большинству.

Ребенок – это уникальный мир, который нужно всеми силами оберегать, тем самым обеспечивая Отечеству, всему миру счастливое будущее. Ведь, как сказал выдающийся английский писатель, художник, теоретик искусства и поэт Джон Рёскин, «как ужасен был бы мир, если бы не рождались постоянно дети, несущие с собой невинность и возможность всякого совершенства»!





Библиографический список:

  1. Горький А. М. «Детство», изд.: «Детская литература», 2013г.;

  2. Новый Завет, изд.: «Синтагма», 2014г.;

  3. Алленова Е. Борисовская А. «Русские художники от А до Я», изд.: «Слово», 2009 г.;

  4. Толстой Л. Н. «Детство», изд.: «Махаон», 2011 г.;

  5. Тургенев И. С. «Стихотворения в прозе», изд.: «Детская литература», 2011г.;

  6. http://www.ronl.ru/referaty/kultura/393993/[Дата посещения: 20.02.2016]


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!