Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 211 имени Л.И. Сидоренко
г. Новосибирска
Исследовательская работа:
Ментальная арифметика развивает ли умственные способности ребёнка?
Секция «Математика»
Проект выполнила:
Климова Руслана
ученица 3 «Б» класса
МАОУ СОШ № 211
имени Л.И. Сидоренко
Руководитель проекта:
Васильева Елена Михайловна
учитель высшей категории
Новосибирск 2017
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
2. Теоретическая часть
2.1 История арифметики 3
2.2 Первые устройства для счета 4
2.3 Абакус 4
2.4 Что такое ментальная арифметика? 5
3. Практическая часть
3.1 Занятия в школе ментальной арифметики 6
3.2 Выводы по занятиям 6
4. Выводы по проекту 7,8
5. Список используемой литературы 9
1.ВВЕДЕНИЕ
Прошлым летом мы с бабушкой и мамой посмотрели передачу «Пусть говорят», где 9-летний мальчик - Данияр Курманбаев из Астаны, считал в уме (ментально) быстрее калькулятора, проделывая при этом манипуляции пальцами обеих рук. И в передаче рассказали об интересной методике развития умственных способностей – о ментальной арифметике.
Меня это поразило и мы с мамой заинтересовались данной методикой.
Оказалось, что в нашем городе есть 4 школы, где обучают ментально считать задачи и примеры любой сложности. Это «Абакус», «АмаКидс», «Пифагорка», «Менар». Занятия в школах недешевые. Мы с родителями выбирали школу, чтобы она была недалеко от дома, занятия были не очень дорогие, чтобы были реальные отзывы о программе преподавания, а также сертифицированные преподаватели. По всем параметрам подходила школа «Менар».
Я попросила маму записать меня в эту школу, так как очень хотела научиться считать быстро, повысить успеваемость в школе и открыть для себя что-то новое.
Методике ментальной арифметике больше пятисот лет. Эта методика – система устного счёта. Обучение ментальной арифметике проводится во многих странах мира - в Японии, США и Германии, Казахстане. В России её только начинают осваивать.
Цель проекта: выяснить:
Объект проекта: ученица 3 «Б» класса МАОУ СОШ № 211 Климова Руслана.
Предмет исследования: ментальная арифметика - система устного счета.
Задачи исследования:
Узнать, как происходит обучение по ментальной арифметике;
Разобраться, ментальная арифметика развивает ли мыслительные способности ребёнка?
Выяснить, можно ли обучиться ментальной арифметике самостоятельно в домашних условиях?
2.1 ИСТОРИЯ АРИФМЕТИКИ
В каждом деле нужно знать историю его развития.
Арифметика возникла в странах Древнего Востока: Вавилоне, Китае, Индии, Египте.
Арифметика изучает числа и действия над числами, различные правила обращения с ними, учит решать задачи, сводящие к сложению, вычитанию, умножению и делению чисел.
Название «арифметика» происходит от греческого слова (арифмос) — число.
Возникновение арифметики связано с трудовой деятельностью людей и с развитием общества.
Велико значение математики в повседневной жизни человека. Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа немыслимо развитие человеческого общества. Четыре арифметических действия, правила устных и письменных вычислений мы изучаем, начиная с начальных классов. Все эти правила не были выдуманы или открыты каким-то одним человеком. Арифметика возникла из повседневной жизни людей.
Древние люди добывали себе пищу главным образом охотой. На крупного зверя — бизона или лося — приходилось охотиться всем племенем: в одиночку ведь с ним и не справишься. Чтобы добыча не ушла, ее надо было окружить, ну хотя бы так: пять человек справа, семь сзади, четыре слева. Тут уж без счёта никак не обойдешься! И вождь первобытного племени справлялся с этой задачей. Даже в те времена, когда человек не знал таких слов, как «пять» или «семь», он мог показать числа на пальцах рук.
Основной объект арифметики – число.
2.2 ПЕРВЫЕ УСТРОЙСТВА ДЛЯ СЧЕТА
Люди издавна старались облегчить себе счет с помощью разных средств и приборов. Первой, самой древней «счетной машиной» были пальцы рук и ног. Этого простого устройства вполне хватало – например, для подсчета убитых всем племенем мамонтов.
Потом появилась торговля. И древние торговцы (вавилонские и других городов) производили расчеты при помощи зерен, камешков и раковин, которые в стали выкладывать на специальной доске, названной абаком.
Аналогом абака в древнем Китае был счетный прибор «су-анпан», в древнем Китае - японские счеты, называемые «соробаном».
Русские счеты впервые появились в России в XVI веке. Они представляли собой доску с нанесенными на ней параллельными прямыми. Позднее вместо доски стали употреблять раму с проволоками и косточками.
2.3 АБАКУС
Слово «абак» (абакус) означает счётная доска.
Давайте рассмотрим современный абакус…
Чтобы научиться пользоваться счетами, необходимо знать, что они из себя представляют.
Счеты состоят из:
рамки;
разделительной полосы;
верхних косточек;
нижних косточек.
Посередине находится центральная точка. Верхние косточки обозначают пятерки, а нижние – единицы. Каждая вертикальная полоса косточек, начиная справа налево, обозначает один из разрядов цифр:
единицы;
десятки;
сотни;
тысячи;
десятки тысяч и т. д.
Например, чтобы отложить пример: 9 - 4=5, необходимо на первой линии справа придвинуть верхнюю косточку (она обозначает пятерку) и поднять 4 нижние косточки. Затем опустить 4 нижние косточки. Так мы получаем требуемое число 5.
Умственные способности детей развиваются благодаря умению считать в уме. Для тренировки обоих полушарий нужно постоянно заниматься, решая арифметические задачки. Через короткое время ребенок уже будет решать сложные задачи, не пользуясь калькулятором.
2.4 ЧТО ТАКОЕ МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА?
Ментальная арифметика – это методика развития умственных способностей детей от 4 до 14 лет. Основа ментальной арифметики – это счёт на абакусе. Ребенок считает на счетах обеими руками, делая вычисления в два раза быстрее. На счетах дети не только складывают и вычитают, но и учатся умножать и делить.
Ментальность - это мыслительная способность человека.
Во время уроков математики развивается только левое полушарие мозга, отвечающее за логическое мышление, а правое развивают такие предметы, как литература, музыка, рисование. Есть специальные техники обучения, которые направлены на развитие обоих полушарий. Учёные говорят, что успеха добиваются те люди, у которых полностью развиты оба полушария головного мозга. У многих людей более развито левое полушарие и менее развито правое.
Есть предположение, что ментальная арифметика позволяет задействовать оба полушария, выполняя вычисления различной сложности.
Использование абакуса заставляет работать левое полушарие — развивает мелкую моторику и позволяет ребенку наглядно увидеть процесс подсчета.
Навыки тренируются постепенно с переходом от простого к сложному. В итоге к концу программы ребенок может в уме складывать, вычитать, умножать и делить трех-, четырехзначные числа.
Поэтому я решила пойти на занятия в школу ментальной арифметики. Так как мне очень хотелось научиться быстро учить стихи, развить свою логику, развить целеустремленность, а также развить некоторые качества своей личности.
3. 1 ЗАНЯТИЯ В ШКОЛЕ МЕНТАЛЬНОЙ АРИФМЕТИКИ
Мои уроки ментальной арифметики проходили в классах, оборудованных компьютерами, телевизором, магнитно-маркерной доской и большим учительским абакусом. Около кабинетов на стене висят дипломы об образовании преподавателя и сертификаты педагога, а также патенты на использование международной методики ментальной арифметики.
На пробном занятии учитель мне и моей маме показал нам счеты-абакус, вкратце рассказал, как ими пользоваться и сам принцип счета.
Обучение построено так: один раз в неделю 2 часа я занималась в группе, где было 6 человек. На уроках мы пользовались абакусом (счетами). Передвигая пальчиками (мелкая моторика) косточки на счетах, учились выполнять арифметические операции физически.
На уроке обязательно присутствовала умственная разминка. И всегда были перерывы, на которых мы немного могли перекусить, попить воды или поиграть в игры. Домой нам всегда выдавали листы с примерами, для самостоятельной работы дома.
В 1 месяц обучения я:
познакомилась со счетами. Научилась правильно пользоваться руками при счёте: большим пальцем обеих рук поднимаем костяшки на абакусе, указательными пальцами опускаем костяшки.
Научилась считать элементарные примеры с единицами.
Во 2 месяц обучения я:
научилась считать двухэтапные примеры с десятками. На второй спице от крайней правой расположены десятки. При счёте с десятками уже используем большой и указательный пальцы левой руки. Тут такая же техника, как и с правой рукой: большим поднимаем, указательным опускаем.
Научилась считать двухэтапные примеры с сотнями.
В 3 месяц обучения я:
решала на абакусе примеры вычитания и сложения с единицами и десятками - трехэтапные.
Решала примеры вычитания и сложения с тысячными - двухэтапные
В 4 месяц обучения:
Познакомилась с ментальной картой. Глядя на карту, я должна была мысленно двигать костяшки и видеть ответ.
Начала делать упражнения, когда нужно считать уже только в уме - мысленно двигать костяшки на счетах, только лишь двигая при этом пальцами в воздухе и видеть результат.
Также на занятиях по ментальной арифметике тренировалась работать на компьютере. Там установлена программа, где задается количество чисел для счета. Частота их показа 2 секунды, я смотрю, запоминаю и считаю. Пока считаю на счетах. Дают по 3, 4 и 5 чисел. Числа пока однозначные.
В ментальной арифметике применяется более 20 формул для расчетов (близкие родственники, помощь брата, помощь друга и т.д.), которые нужно запомнить.
3.2 ВЫВОДЫ ПО ЗАНЯТИЯМ
Я занималась по 2 часа в неделю и по 5-10 минут в день самостоятельно в течение 4 месяцев.
Первый месяц обучения | Четвёртый месяц |
1.Считаю на абакусе 1 лист (30 примеров) |
20 минут | 10 минут |
2. Считаю ментально 1 лист (10 примеров) |
20 минут | 3-5 минут |
3.Учу стихотворение (3-и четверостишия) |
40 минут | 20-30 минут |
4.Выполнение домашнего задания (математика: одна задача,10 примеров) |
40-50 минут | 20 минут |
4. ВЫВОДЫ ПО ПРОЕКТУ
1) Меня заинтересовали логические задачки, головоломки, кроссворды, игры на нахождение отличий. Я стала усидчивей, внимательной и собранной. У меня улучшилась память.
2) Целью ментальной математики является развитие мозга ребенка. Занимаясь ментальной арифметикой мы развиваем свои навыки:
Логику и воображение развиваем, выполняя математические операции сначала на реальном абакусе, а затем воображая абакус в уме. А также решая логические задачи на уроках.
Концентрацию внимания улучшаем, выполняя арифметический счет огромного количества чисел на воображаемых абакусах.
Память улучшается. Ведь все картинки с цифрами, после выполнения математических операций, хранятся в памяти.
Скорость мышления. Все "ментальные" математические операции выполняются на скорости, комфортной для детей, которую постепенно увеличивают и мозг "разгоняется".
3)На уроках в центре учителя создают особую игровую атмосферу и дети иногда даже помимо воли включаются в эту увлекательную среду.
К сожалению, такой интерес к занятиям невозможно реализовать при обучении самостоятельно.
В интернете и на канале YouTube есть много видео-курсов, с помощью которых можно понять, как считать на абакусе.
Обучиться данной методике самостоятельно можно, но будет очень сложно! Сначала необходимо, чтобы мама или папа поняли суть ментальной арифметики - научились сами складывать, вычитать, умножать и делить. Помочь в этом им могут книги и видео. Обучающее видео по урокам демонстрирует в медленном темпе, как работать со счетами. Конечно, видео предпочтительнее, чем книги, так как на нём все наглядно показано. А потом уже объяснили ребенку. Но взрослые очень заняты, поэтому это не вариант.
Без учителя-инструктора тяжело! Ведь учитель в классе следит за правильностью работы обеих рук, поправляет, если нужно. Ещё чрезвычайно важно является - правильная постановка техники счета, а также своевременная корректировка неверных навыков.
Программа 10 - уровневая и рассчитана на 2-3 года, всё зависит от ребенка. Все дети разные, кому-то даётся быстро, а кому-то нужно немножко больше времени на освоение программы.
В нашей школе сейчас тоже есть занятия по ментальной арифметике – это центр «Формула Айкью» при МАОУ СОШ №211 им. Л.И. Сидоренко. Методика ментальной арифметики в этом центре разработана новосибирскими учителями и программистами, при поддержке Департамента Образования Новосибирской области! И я начала посещать занятия в школе, так как это вообще удобно для меня.
Для меня, эта методика, как интересный способ улучшить свою память, повысить концентрацию внимания и развить свои качества личности. И я буду продолжать заниматься ментальной арифметикой!
И может моя работа привлечет других детей к занятиям по ментальной арифметике, что скажется на их успеваемости.
Литература:
Иван Яковлевич Депман. История арифметики. Пособие для учителей. Издание второе, исправленное. М., Просвещение, 1965 — 416 с.
Депман И. Мир чисел М.1966г.
А. Бенджамин. Секреты ментальной математики. 2014. — 247 с. — ISBN: N/A.
«Ментальная арифметика. Сложение и вычитание» Часть 1. Учебное пособие для детей 4-6 лет.
Г.И. Глейзер. История математики, М.: Просвещение, 1982. - 240 с.
Карпушина Н.М. «Liber аbaci» Леонардо Фибоначчи. Журнал «Математика в школе» №4, 2008 г. Научно-популярный отдел.
М. Куторги «О счётах у древних греков» («Русский вестник», т. СП, стр. 901 и след.)
The Soroban / Abacus Handbook is © 2001-2003 by David Bernazzani
Rev 1.0 - March 9, 2003
Выгодский М.Л. «Арифметика и алгебра в древнем мире» М. 1967г.
ABACUSxle –семинары по ментальной арифметике.
UCMAS-ASTANA- статьи.
Интернет-ресурсы.