СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа на тему : "Индивидуальность как принцип духовного бытия человека"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются различные сферы применения такого феномена как духовно-нравственные ценности современного российского общества, которые являются важнейшей государственной проблемой, так как общество как целостность может существовать только на основе этих ценностей, как индикаторов жизнеспособности социума, его духовного и социального потенциала.  

Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, духовность, нравственность, общество, индивидуальность.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа на тему : "Индивидуальность как принцип духовного бытия человека"»



Аннотация

В статье рассматриваются различные сферы применения такого феномена как духовно-нравственные ценности современного российского общества, которые являются важнейшей государственной проблемой, так как общество как целостность может существовать только на основе этих ценностей, как индикаторов жизнеспособности социума, его духовного и социального потенциала.

Формирование духовно-нравственных ценностей в социуме происходит в рамках реализации программ по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию и строится на принципах ценностного отношения к человеку, подражания взрослым и базовых ценностей национальной культуры.

Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, духовность, нравственность, общество, индивидуальность.



































































Содержание

Введение........................................................................................................4

Глава 1. Духовная жизнь человека в современном обществе

1.1. Философское и православное понятие духовности и духовных ценностей.................................................................................................................5

1.2. Потребность формирования духовно-нравственных ценностей.................................................................................................................8

Глава 2. Православие и его влияние на жизнь и духовный мир человека

2.1. Духовная индивидуальность игумена Амвросия (Шевчука)...............................................................................................................11

Заключение.................................................................................................14

Список используемой литературы............................................................15





































































Введение

Данная тема исследования, конечно же, не является новой. Но новизной в данной работе будет являться то, что мы не говорим об этих проблемах в целом, мы пытаемся сравнить общие представления о проблеме сформированности духовных ценностей с нашими ценностями и с проблемами нашего морально-нравственного поведения. Следовательно, проблемой данного исследования является выявление ценностей современного общества и их влияние на будущее самоопределение человека, а также его духовно-нравственное воспитание.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера.

Ценностные ориентации – одно из важнейших образований в структуре сознания человека, так как именно они отражают его характеристики личности, поэтому условия динамично меняющегося общества делают эту сферу исследования актуальной.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть интересы и полезны, например, классным руководителям, родителям, да и самим детям. Классному руководителю для того, чтобы разработать цикл классных часов по данной проблеме. Родителям – чтобы знать, на что обратить внимание при воспитании своих детей. Самим ребятам, чтобы посмотреть на себя со стороны и вовремя изменить или поправить траекторию своего самовоспитания и саморазвития.

Объект исследования: духовно-нравственное воспитание современного общества.

Предмет исследования: духовные ориентиры настоятеля Никитского храма д. Бывалино игумена Амвросия.

Цель данной работы: определение специфики духовно-нравственных ценностей игумена Амвросия.

Задачи:

1. Определить содержание понятий «духовность» и «духовные ценности» .

2. Предоставить ценностную характеристику настоятеля Никитского храма в д. Бывалино.

3. Определить базовые ценности современного общества.

4. Проанализировать полученные результаты.

Методы и приемы исследования:

1. Обработка, анализ научных источников;

2. Анализ научной литературы, учебников и пособий по исследуемой проблеме;

3. Наблюдение.











Глава 1. Духовная жизнь человека в современном обществе

1.1. Философское и православное понятие духовности и духовных ценностей



Человек по своей многогранности сравним с миром. В своем бытии он воплощает все лучшие стороны мира. Эту особенность человека выразил в своем определении представитель раннеитальянского гуманизма Пико дело Мирандола: "Человек - это микрокосм, соединяющий в себе все три части космоса: мир земной, небесный и божественный - надзвездный". (4, стр.2)


Духовность, что это? Конечно, духовность от души. В пьесе Горького «На дне» Сатин говорит: «Человек – это звучит гордо, не жалеть, уважать надо человека». Все творчество Горького может служить образцом формирования духовного бытия человека. Вот еще слова Горького: «Когда природа лишила человека его способности ходить на четвереньках, она дала ему, в виде посоха, – идеал! И с той поры он бессознательно, инстинктивно стремится к лучшему – все выше! Сделайте это стремление сознательным, учите людей понимать, что только в сознательном движении к лучшему – истинное счастье… Стремление вперед – вот цель жизни. Пусть вся жизнь будет стремлением, и тогда в ней будут высокопрекрасные часы». (6, стр.367)

Подчас создается впечатление, что духовность – это культура, образование, интеллектуальное и эстетическое развитие, воспитание. Однако это слишком неполное понятие.

Философское понятие "духовность" включает в себя, прежде всего, устремленность к возвышенному, идеалам, высшим ценностям, нравственным императивам, «постоянный возврат человека к человеческому в себе», к тому, что есть человеческое долженствование.

Наиболее полное содержание понятия «духовность» сформулировала В.А. Беляева: «Духовность – высшее начало в человеке, ориентированное относительно высших ценностей человеческого бытия как творческая сила, источник созидания ценностей совместной жизни людей, их самосозидания, стремления к духовному идеалу. Духовно-нравственное становление личности – систематический и интегральный процесс развития и саморазвития, включающий освоение личностью духовных и нравственных ценностей, определение своего духовного идеала и целенаправленный процесс самореализации стремления к духовно-нравственному идеалу». (8, с.41)

Духовная жизнь общества, духовное богатство цивилизации и культуры, социальная жизнь в целом – это и есть объективированное духовное бытие.

Духовное саморазвитие человека усматривается в присвоении все новых духовных ценностей, в непрерывном процессе «выстраивания» себя как нравственной, самостоятельной, творческой личности. Ядро духовности - присвоенный личностью мир ценнос­тей. Термином «ценность» обозначается природное свойство человека, заключенное в его отношении к миру, другим людям, самому себе, в ко­тором всегда присутствует оценка объекта, проявление избирательнос­ти, предпочтения по сравнению с другими объектами. (7, стр. 29)

Православная педагогика понимает под духовностью Богоподобие. Человек – образ и подобие Божие. Духовность человека определяется степенью Богоподобия. Однако суть загадки о человеке состоит в том, что в условиях земного бытия жить «по образу и подобию Божию» человеку невозможно, и на высшем уровне самосознания человек ясно понимает эту трагичность своего существования. «Философия … приходит к христианскому учению о Богочеловеке как единственному решению своей предельной проблемы, «загадки о человеке». … Христианство «действительно решает ту загадку, которую философия не способна самостоятельно решить, хотя и способна самостоятельно сформулировать». (9, с.11)

Духовность невозможна без Евангелия, без движения к Богу. Оно возможно на пути познания себя, своего места в бытии, понимания своего предназначения. Нравственность же может быть без духовности. Но тогда она становится губительной для человека. Можно считать себя нравственным человеком, но если добрые дела совершаются не Христа ради, они теряют смысл. Добродетели превращаются в заслуги мнимые, отравленные тщеславием, расчетом, самомнением, искажением того, к чему предназначен человек. (10, стр. 24)

Человек легче улавливает отблески духовного света, когда сосредоточивает свое внимание на некоторых специфических областях реальной жизни. (5, стр.4)

Духовные ценности, по сути, выгодно отличают любые другие живые формы существования от человека, который явно отличается обусловленностью своего особого поведения и жизнедеятельности. К подобным ценностям относятся следующие качества: ценность самой жизни, деятельности, сознания, силы, предвидения, силы воли, целеустремлённости, мудрость, справедливость, самообладание, смелость, правдивость и искренность, любовь к ближнему, верность и преданность, вера и доверие, доброта и сострадание, смирение и скромность, ценность хорошего обращения с другими и тому подобное. (11, стр.425)

В целом же область духовных ценностей представляет собой сферу человеческого бытия, жизни, существования. Она имеется как внутри человека, так и за пределами его физического тела. Стоит учесть, что духовные ценности выделяют главные свои качества, среди которых находится ценность самой человеческой жизни. Для людей самоценность уже является большой ценностью, -- в отличие от обычной цены (стоимости) это нечто абсолютное, - понятие, обозначающее то же, что и святыня.

Поэтому можно сказать, что духовно богатые люди - это люди честные, образованные, последовательные в реализации своих жизненных идеалов, неподдающиеся соблазну легкой жизни, способные жертвовать своим материальным состоянием во имя достижения гуманных целей. (4, стр.4)

Проследим, какова сегодняшняя ситуация в России. Многие российские люди остаются неверующими: они не верят ни в Бога, ни в добро, ни другим людям. Многие утрачивают любовь и надежду, становясь озлобленными и жестокими, впуская в свои сердца и души ненависть. Сегодня в российском обществе первенство принадлежит западным материальным ценностям: материальные блага, власть, деньги; люди идут по головам, достигая своих целей, наши души черствеют, мы забываем о духовности, морали.

Если в процессе развития умаляется или игнорируется духовно-культурный компонент, то это неизбежно ведет к упадку общества. В современное время во избежание политических, социальных и межэтнических конфликтов, необходим открытый диалог между мировыми религиями, культурами. Основу развития стран должны составлять духовные, культурно-религиозные силы.



Духовный мир каждой человеческой личности уникален и неповторим. Каждая личность по-своему реагирует на явления и предметы окружающего пространства, поскольку у каждой личности свои механизмы мышления, памяти и восприятия, разная степень воображения, свой круг общения, интересов и потребностей, увлечений и интересов.

Почему внутреннюю суть человека называют духовной, а не просто интеллектуальной? Прежде всего потому, что духовность – понятие более широкое.

Помимо категорий интеллекта и образованности она включает множество высочайших нравственных черт:

  • любовь;

  • добросердечие;

  • оптимизм;

  • убеждённость;

  • чувство самоуважения и личного достоинства;

  • признание достоинства и чести других людей.

Человек, достигший высокого уровня духовного развития, стремится понять мотивы поступков других людей, видит достоинства их внутреннего облика, принимает во внимание индивидуальные особенности каждого человека, включая и несомненные достоинства, и недостатки, свойственные его личности.



Личность, ставящая себя выше других людей и отказывающая им в праве на реализацию собственных возможностей, заведомо обрекает себя на духовную нищету и неизбежный духовный крах. В истории человеческого общества немало таких примеров (вспомним хотя бы историю головокружительных взлётов и сокрушительных падений Наполеона, Гитлера, Муссолини).

Чтобы стать духовным, человек должен быть и объектом, и субъектом любви. Но стать субъектом любви непросто – влюбиться способен каждый, но далеко не каждый способен любить. Любить может только тот, кто добр, кто способен преодолевать в себе ревность, агрессивность и другие негативные качества. Любит тот, кто имеет восторженно-поэтическое восприятие мира и способен идеализировать (родную природу, свой этнос, Родину, другого человека). (15, стр. 152)

«То обстоятельство, что человек может обладать представлением о своем Я. бесконечно возвышает его нал всеми другими существами, живущими на Земле. Благодаря этому он личность, и в силу единства сознания при всех изменениях, которые он может претерпевать, он одна и та же личность, то есть существо, по своему положению и достоинству совершенно отличное от вещей, каковы неразумные животные, с которыми можно обращаться и распоряжаться как угодно» (16, стр.357)

Чтобы индивид стал духовным, нужно много условий. Но насильно привить духовные качества невозможно – нужна целая система, способствующая самостановлению человека. Одухотворению способствуют жизнь по принципу «не навреди», гармоничные отношения с окружающими людьми, природой и самим собой. 





1.2. Потребность формирования духовно-нравственных ценностей



Для современного мира духовно-нравственное развитие и воспитание чрезвычайно актуально, с рождения ребенок окружен множеством различных источников воздействия как положительного, так и отрицательного характера. Средства массовой информации и коммуникации, события, происходящие вокруг, поведение окружающих и высказываемое ими отношение к происходящему в различной мере влияют на формирование нравственного и духовного поля личности. Воспитание личности духовной – формирование социальной потребности познания себя, окружающего мира, смысла жизни и своего предназначения, необходимости действовать и жить не только для себя, но и для окружающих.

Развитие нравственной и духовной культуры как одного из атрибутов общественного бытия предполагает осмысление различных аспектов духовного потенциала, то есть тех социальных и духовных источников, возможностей, резервов и средств деятельности, которые обеспечивают прогресс личности и общества. Смысл и цели общественного развития, в конечном счете, состоят в расширении возможностей каждого человека реализовать свои устремления и вести здоровую, полноценную, творческую жизнь.

Очевидно, что социальные институты помогают человеку определить свой жизненный путь, сформировать богатый духовный мир. Проблема заключается в том, что в обществе ощущается недостаток сознательно принимаемых принципов и правил жизни, недостает согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, отсутствуют созидательные смыслообразующие ориентиры. Это вызывает необходимость переосмыслить деятельность, отношения, имеющиеся образцы, и нравственные нормы поведения. (12, стр.15)

Человеческий потенциал только отчасти представляет собой нечто данное человеку от рождения - в значительной мере он развивается в процессах социализации личности. Развитие духовно-нравственного потенциала личности способствует становлению ценностно-смысловой сферы сознания человека. Оно предполагает внутренние изменения в личности: ценности, потребности, мотивы, интересы, установки, позиции, мысли. В результате этого, человек обретает целостность, способность к осознанному выбору, становится самостоятельным, устойчивым по отношению к негативным влияниям. (13, стр. 72)

Духовные ценности подразумевают наличие в них Духа. Развитие и усиление своего внутреннего Духа, духовного тела.

Осознание  того, что эти ценности ты открываешь внутри себя, прежде всего для себя и своего блага, а не для глаз окружающих. Ты выбираешь быть таким именно для себя.

Можно привести в пример такие духовные ценности:

  • честность;

  • осознанность;

  • ответственность;

  • любовь в первую очередь к себе, а затем к окружающим;

  • вера в себя;

  • сочувствие;

  • искренность;

  • любовь к своим родителям;

  • уважение к любой форме жизни;

  • миролюбивость;

  • устойчивость к стрессам;

  • принятие;

  • верность (имеется ввиду своей жене);

  • любовь к семье.

Так можно перечислять долго. Главное, чтобы каждая ценность делала тебя сильнее. Практикуя эти ценности внутри себя, придерживаясь их просто потому, что ты так выбираешь, ты становишься духовно сильным или духовитым человеком. Это неизвестно почему так. Просто это есть.

Естественно, чтобы быть честным с окружающими людьми, нужно сначала быть честным с самим собой, чтобы быть искренним с другими, нужно научиться не врать самому себе. Чтобы любить людей, нужно сначала полюбить себя.

Всё начинается с тебя, с твоего отношения к самому себе. Если ты себя ненавидишь и не принимаешь, ты себе не нравишься, то не думай, что отношение окружающих к тебе будет другое или вдруг ты загоришься горячей любовью к окружающим. Это иллюзия.

Все эти ценности, если ты их практикуешь, делают тебя сильней.

Немногие понимают, что ценности - мощный инструмент для изменения своего мировоззрения и поведения. Вы постоянно кого-то копируете, а кто-то в свою очередь копирует вас. Ваши дети, подчинённые и единомышленники смотрят на вас и впитывают ваши ценности, даже не подозревая об этом. То же самое происходит с вами, когда вы общаетесь с другими людьми, читаете книги или смотрите фильмы.

Если вы хотите быть достойным примером для окружающих - следите за тем, чтобы ваши ценности были высокими, а поведение - подкрепляющим вашу систему ценностей, а не противоположным вашим заявлениям. Это опоры лидерства: если вы хотите достичь успеха в чём-либо и повести людей за собой - декларируйте высокие моральные ценности и демонстрируйте соответствующее поведение. Доказывайте на деле, а не на словах, что ваша система ценностей эффективно работает.

Кто-то скажет, что ни в коем случае нельзя возвышать материальные блага над отношениями с близкими людьми и своей собственной совестью. Для других людей нет никаких запретов и границ на пути к богатству и славе. Кто же из них прав и что важнее для человека? Материальные и духовные ценности культуры тесно взаимосвязаны. Люди не будут ощущать себя комфортно, имея только один из этих видов ценностей. К примеру, многие бизнесмены, заработавшие огромное состояние, часто ощущают себя несчастными, так как не смогли найти гармонию со своей душой. В то же время человек с богатым внутренним миром не будет чувствовать себя хорошо, лишившись жилья или средств к существованию. Таким образом, если вас кто-то попросит: «Сформулируй основные отличия духовных ценностей от материальных и поясни, какие из них важнее для человека», скажите, что на этот счет нельзя ответить однозначно. Каждый расставляет для себя приоритеты самостоятельно.

Ошибкой некоторых людей является стремление во что бы то ни стало завладеть как можно большими богатствами. При этом в погоне за деньгами они пренебрегают дружбой, честностью, теплыми отношениями со своими близкими. Неправильным также является подход, когда люди, живя в бедности, не прилагают никаких усилий для того, чтобы улучшить свое материальное положение. Они считают, что главное для них - богатый внутренний мир, а все остальное совершенно не важно. В идеале надо постараться найти правильный баланс между духовными и материальными ценностями.

Иными словами, благодаря развитию духовно-нравственного потенциала складываются личностные структуры сознания человека, в результате чего, у него изменяются не объективные условия жизни, а субъективное переживание этой жизни, а значит - изменяется его жизнь.

В соответствии с этим, и в развитии духовности личности, и в подрастании совершенного человека духовно-нравственное воспитание имеет значение, потому что духовная, нравственно-воспитанная личность вносит свой вклад в процветание страны, осознаёт обязанность и ответственность. То есть духовно-нравственное воспитание – есть процесс, воплощающий в себе конкретные цели, обеспечивающий созидательные идеи в высшей степени. (17, с.102)

Человечество перешагнуло порог нового тысячелетия. С надеждой и тревогой за судьбы цивилизации мы смотрим в будущее. Какие прогнозируемые сценарии воплотятся в действительность? А может быть, это будут некие неведомые нам варианты развития? Ответы даст сама жизнь. Однако ясно, что никакое заранее уготованное и уже сейчас ожидающее нас будущее не существует. Даже апокалипсис до последнего мгновения предоставляет человечеству свободу выбора: умножать силы зла или активно созидать добро.

Общественное развитие, особенно в переломные моменты, содержит в себе различные, нередко альтернативные возможности. Какие из них осуществятся на практике? Каким станет наше Отечество через несколько лет? В конечном счете, это зависит от сознательной и активной деятельности людей. (18, стр.235)

 








































Глава 2. Православие и его влияние на жизнь и духовный мир человека



2.1. Духовная индивидуальность игумена Амвросия (Шевчука)



Человек стремится не только к развитию, но и к духовному становлению. Он предчувствует, что истинное человеческое бытие – именно на пересечении горизонтальной и вертикальной составляющих его жизни. Точка соединения – крест – есть место реальной жизни человека. В момент пересечения линий развития и духовного становления человек совершает поступки. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, плотское и духовное – и есть крестная ноша каждого человека, призванного в этот мир. (14, стр.69)

Православие формирует особое отношение человека к природной и социальной среде. Окружающий мир православный человек всегда воспринимает как мир, Богом сотворенный, а значит, мир Божий. Да, он претерпел изменения в процессе грехопадения человека, но при этом сохранил изначальное свое происхождение как творение. Главным критерием благоприятности условий, созданных обществом для правильного развития человека в процессе его духовного становления, является душевный покой человека. Состояние душевного покоя наступает только в том случае, если человека не обличает его совесть. Совесть не мучает человека, если он не переступает дозволенных границ по отношению к природе, другому человеку и к себе.

По словам Л.Фейербаха, индивидуальность – это неделимость, единство, целостность, бесконечность; с головы до ног, от первого до последнего атома, насквозь, повсюду Я – индивидуальное существо. Иными словами, именно такие понятия, как «целостность», «укорененность в мире», «собственный способ жизни» и др. входят в сущностное определение «человеческой индивидуальности».(2; стр.3)

«Индивидуальность человека состоит в том, что это отдельный, самобытный мир, относительно независимый, суверенный, самостоятельный. Благодаря индивидуальности, человек обособляется, конвергирует в особую «точку бытия», творчески проявляет себя,  становится субъектом  исторической, гражданской,  личной жизни,  потенциально воплощая в себе все характеристики рода человеческого, обнаруживая себя как индивидуализированный род».(2; стр.4)

Передо мной журнал «Никита», изданный воспитанниками Никитского храма д. Бывалино Павлово-Посадского района Московской области, куда я будучи студенткой педагогического факультета Гуманитарно-технологического университета совершила поездку. Главным редактором журнала, а также настоятелем местной религиозной организации «Православный приход Никитского храма» и руководителем негосударственного учреждения социального обслуживания «Детский корпус «Никита» тогда был игумен Амвросий (Шевчук). 22 августа 2016 года на 52 году жизни после тяжелой болезни он отошел ко Господу. Человек этот был не только яркой индивидуальностью, проявляющейся во всем (в облике, в походке, в манере говорить, в деятельности), но и педагогом-профессионалом, посвятившим свою жизнь детям-сиротам, с тяжелой судьбой, с душевными ранами и болью.

Вслушаемся в слова этого замечательного человека: «…Человечество – это трагедия и драма, пылинка космоса, никто и Я…Почему Я не испытываю пасхальную радость, почему природа плачет, а я погряз в суете и в мирских заботах? Почему мой взгляд уперся под ноги и не стремится оторваться от земли и не устремлен в небеса. Да потому что мы сами не напрягаемся, нам удобно идти по жизни понуро, повесив голову, ругая погоду, природу, климат, возраст, санкции…И так проводим жизнь, надеясь, что когда-либо она изменится»(1; стр.2).

Этот человек не мог сидеть без дела, он постоянно «изменял мир к лучшему», и это не случайно: ведь в его приходе не только более 20 человек детей-сирот, но и священники, монахи, послушники, трудники, а также многочисленные помощники, начиная с митрополита, главы Павлово-Посадского района, командира ОМОНа, артистов, музыкантов, врачей, кузнецов, приезжающих со всего света педагогов, воспитателей и студентов… Всех надо было встретить, рассказать о приходе и проблемах, познакомить с храмом, накормить, покатать на лошадях, проводить с подарками.

«Индивидуальность – всегда внутренний диалог человека с самим собой, прорыв за границы вечного, вселенского, универсального и одновременно вход в уникальную подлинность самого себя».(2; стр.3)

Разве не уникально движение раскрашенного и украшенного электрогирляндами и дюролайтами Бывалинского ПАЗика,рождественского автобуса, появление которого в Рождество в Павлово-Посадском районе не остается незамеченным. Рождественские колядки, детские песни, песенки из мультиков и тропарь Рождества, льющиеся из усиленных динамиков, не оставляют равнодушными никого, кто встречается по маршруту следования автобуса. Рождественский автобус имеет привычку останавливаться там, где видит детей. Из светящихся дверей на улице появляются Снегурочка, Дед Мороз, дети в праздничных костюмах, и начинается хоровод, пение колядок, чтение стихов и, в конце концов, развеселившийся и слегка ошарашенный ребенок получает подарок от Бывалинского храма и Деда Мороза в честь Рождества Христова.

Вчитаемся в строки на сайте «Бывалино», описывающие традиции празднования Рождества Христова: «Христос Спаситель в полночь родился» - поется в одной из рождественских колядок. Вот и литургия в большинстве храмов совершается ночью – после полуночи. Это обстоятельство выделяет один из самых главных православных праздников и придает ему дополнительную торжественность.

Тщательная «постная» подготовка: очищение своей души и приготовление ее к встрече с Богомладенцем – позади. В эту ночь каждый лично вновь и вновь возвращается на более чем два тысячелетия назад и предстает перед скромным Вифлеемским вертепом, где происходит великое таинство: на землю приходит Бог, чтобы спасти все человечество от древнего проклятия, греха и смерти. В образе беспомощного Младенца, в скромном вертепе, в яслях явился в мир Царь царей. И каждый, пришедший в эту Святую ночь в храм, становится свидетелем Боговоплощения.

Прихожане заполняют пространство храма задолго до начала богослужения, но до окончания остаются только самые стойкие. Но таких немало!

Дети с нетерпением ждут причастия, с усилием открывая потяжелевшие вмиг веки. Но не капризничают, чувствуя важность момента.
По окончании литургии - общее фото, и все собираются возле светящегося разноцветными огнями вертепа, и батюшка вместе с детьми поет праздничный тропарь. Это - традиция! Каждый ребенок получает сладкий подарок прямо из рождественского вертепа. Это - тоже традиция!
Завершается раннее утро праздника ярким салютом и праздничной трапезой, после которой все расходятся немного отдохнуть перед предстоящим насыщенным днем. Впереди еще много поздравлений и других важных праздничных дел.

А вечером к батюшке приходят славить новорожденного Христа Никитята с бенгальскими огнями и хлопушками.

Таков основной сюжетный ход Рождественского представления, которое сочинили и поставили Никитята. Больше месяца писался сценарий, подбиралась музыка, шились костюмы. Трудились дети и родители из воскресной школы и воспитатели. Были и двухчасовые репетиции, были слезы, усталость и обиды, но была и радость от воплощенного труда (3).

Именно поэтому хочется учиться у игумена Амвросия быть Человеком, поэтому и приезжаем сюда мы, студенты педагогического факультета, чтобы посмотреть, послушать, поиграть, поговорить, поучиться. Откроют студенты журнал «Никита», который подарил батюшка каждому, и вспомнят о жизни прихода, о богослужении в храме Св.Великомученика Никиты, о библиотеке, в которой собраны уникальные книги о житиях святых угодников, о детях-сиротах, которые участвовали в репетиции парада Победы, о конно-спортивном клубе «Готфы», о вкусном обеде, которым угостил их батюшка, и захочется им стать индивидуальностью, яркой и неповторимой. А игумен Амвросий со страниц журнала будет им напоминать о самом важном в жизни: «…двери на нашем приходе все нараспашку. Ждут и старые, и больные, и одинокие, и глухие, и многодетные, и седые – весточку от «Никиты-мученика»… А еще бывает так – загрустил человек, на душе тревоги, обиды, унывать начал, скорбеть о себе любимом и своей жизни трудах неоцененных. И головку он вешает ниже плеч, и слёзки у него всегда, и «жизнь горемычная» его не удалась, и никто его не любит. Вот тогда самое время этого человека и послать с командой поздравляльщиков по местам «боевой славы»…Увидит такой «скорбящий» настоящую скорбь, узнает настоящее горе и одиночество, вдохнет запах заброшенности и… И окажется, что жизнь – то у него самого и не такая уж и плохая. Есть здоровье, работа, пенсия, друзья, дети, внуки, племяшки, сестры, огород, козочка… И возвращается из поездки посланец совсем иным, не только утешенным, подкрепленным и усиленным, но и настроенным и дальше чем-то помочь и как-то Божию делу послужить». (1; стр.19).

«Индивидуальность – это авторство собственной жизни: в миропонимании, в способах деятельности, в социальном поведении(2; стр.4).














Заключение

В заключение следует сказать, что духовный мир человека — это сложная система, элементы которой:

  • духовные потребности в познавании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры и др.;

  • знания о природе, обществе, человеке, самом себе;

  • вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек;

  • убеждения, определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах;

  • ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы;

  • способности к тем или иным формам социальной деятельности;

  • чувства и эмоции, в которых выражается его отношение с природой и обществом;

  • цели, которые он сознательно ставит перед собой.

Человек — творец своей духовной жизни, культуры, носитель духа и разума.

На мой взгляд, каждому человеку нужно религиозное воспитание просто для того, что бы быть человеком. Ведь если посмотреть на сегодняшнее поколение можно увидеть, что человек дичает, грубеет, теряет само человеческое обличие. А религия дает людям надежду на светлое будущее, заставляет их верить в чудо, нравственно и эстетически воспитывает и одухотворяет.

Конечно, верить или не верить в Бога - это личное дело каждого, и у человека должен быть выбор, альтернатива. Но, по-моему, с ранних лет нужно воспитывать в детях чувство религиозности, добра и тепла. И может быть тогда наш мир станет хоть чуть-чуть добрее, приветливее, не будет равнодушен к беде близкого, научиться состраданию и милосердию, чего в наш век многим не хватает.











Список используемой литературы


  1. Журнал местной религиозной организации православного прихода Никитского храма «Никита». Март-апрель 2015 г., с.2-51.

  2. В.И. Слободчиков «Индивидуальность как способ духовного бытия человека» // Индивидуальность в образовании. – М.: НПО «Школа самоопределения», Новые ценности в образовании. Вып.2. 2004 г., с.3-206

  3. Официальный сайт Храма великомученика Никиты в деревне Бывалино http://nikita-byvalino.ru

  4. Н. М. Бережной «Человек и его потребности». Под редакцией В.Д. Диденко. Московский Государственный Университет Сервиса, 2000 г. - с.2-5

  5. Ю.М. Хрусталев «Общий курс философии» В 2 томах. Т. 2. - М.: ГОУ ВУНМЦ М3 РФ, 2003. – 448 с.

  6. А.М. Горький "Собрание сочинений в 30 томах". Т.5. - М.:, Государственное издательство Художественной литературы, 1949 г., с.367.


  7. Веселова Е.В."Педагогический аспект понятия духовность"// Художественная культура: личность, творчество, досуг: Материалы региональной научно-практической конференции. 18–19 октября 2004 г./ Под ред. Р.И. Трипольского, Л.С.Беляевой. – Мурманск: МГПУ, 2004.- Т.1. - С. 27-29

  8. Борисова Н. Исследовать мудростию. // Духовно-нравственное воспитание, №№ 5-6, 2002 г., с.41-44

  9. Ванчаков А.М. Заметки о начальной церковной школе. – Спб., 1908., с.11-12

  10. Горбачева Н. Великие пророки. Серафим Саровский. – М.: Олимп, 1998, 157 с.

  11. Алексеев П.В. Философия: Учебник / П.В. Алексеев., А.В. Панин-М.: Проспект,1996, с.600

  12. Магомедова З.Ш. Формирование корректного поведения Дагестанский государственный педагогический университет. Махачкала, 2008

  13. Омарова Н.М. Формирование духовно-нравственных ценностей в философии и педагогике. / Омарова Н.М. // Вестник университета № 6. ГОУ ВПО «ГУУ». М, 2011. С.70 - 72.

  14. Ухтомский А.А. Интуиция совести. СПб., 1996.

  15. Келле В.Ж. Духовность и интеллектуальный потенциал. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2009. 183 с.

  16. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения//Соч.: В 6 т. М., 1963. Т. 6. С. 357.

  17. Ахмеджанов М. М., Олимов Ш. Ш. Понятие и потребность духовно-нравственного воспитания // Молодой ученый. — 2010. — №11. Т.2. — С. 100-102.

  18. Ботвинова А.В. Духовная деятельность и формирование личности / А.В. Ботвинова. - М.: Изд-во "Научная книга", 2003. - 235 с.




13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!