СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа на уроках русского языка при работе со словарными словами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа на примере словарного слова "воробей".

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа на уроках русского языка при работе со словарными словами.»

Исследовательская работа на уроках русского языка при работе со словарными словами.


Современный урок в начальной школе будет радостным и интересным, если он, активизируя творческие и познавательные силы учащихся, расширяя кругозор, ставит их перед принятием самостоятельного решения. Ребёнку гораздо легче изучать науку, действуя подобно учёному, - проводя собственные исследования, чем получать кем-то добытые знания. Формирование у учащихся готовности и способности самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры формируется на уроках русского языка. Именно поэтому ученические исследования рассматриваются как средство активизации процесса обучения. Развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе и тем самым повысить эффективность обучения. Такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, воспитывает самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

Дети вовлечены в интересную поисково-исследовательскую деятельность. В результате вовлечения ребёнка в исследовательскую деятельность происходит развитие познавательной потребности и потребности в творческой деятельности, повышается уровень самостоятельности при поиске и усвоении новых знаний, т.е. формируются общие умения и навыки учебной работы: познавательные, практические, организационные. Учащиеся учатся наблюдать, давать определения и понятия, пользоваться различными источниками для нахождения информации, планировать, делать вывод, самостоятельно обрабатывать отобранный материал, представлять результаты своей работы.

Обучение грамотному письму – труднейшая задача, с которой из года в год пытаются справиться педагоги. Какие бы инновационные подходы ни внедрялись в школе, к сожалению, до сих пор никто не придумал простого способа, эффективно и гарантированно позволяющего научить детей грамотно писать. Со словами с непроверяемым написанием младшие школьники встречаются практически на каждом уроке. Число таких слов постепенно возрастает, достигая к концу курса начальной школы внушительного объема.

На уроках русского языка организовываем исследование словарного слова. Исследование словарного слова проводится в несколько этапов по определённому плану:
Первый этап - подготовительный

  • выбор темы

  • формулирование целей

  • составление плана исследования

Второй этап - основной

  • сбор материала

  • обобщение полученных данных

Третий этап - заключительный

  • представление результатов исследования

  • обмен мнениями

Цель исследования словарного слова: анализ значения и происхождения слова, наблюдение над единообразным написанием в различных формах, над функционированием слова в речи и т.д. Вместе с учителем выбираются приёмы и способы, которыми будут пользоваться исследователи: наблюдение, сравнение, выделение главного, анализ и синтез и т.д.

Исследование проводится по плану.

Ведущими приёмами на уроке всегда остаются ситуация игры и поиска, проблемная ситуация или вопрос.

На одном из таких уроков мы знакомились со словарным словом воробей.

ПАМЯТКИ:

«Морфология» - изучает части речи.

- часть речи;

- вопросы;

- что обозначает;

- характеристики этого слова.

«Фонетика» - изучает звуки.

- ударение и безударные гл.;

- слоги;

- транскрипция;

- согл., гл.;

- буквы, звуки.



«Орфография» - правописание.

-поставить ударение;

-определить гласные, находящиеся в слабой позиции;

-определить количество орфограмм.

«Словообразование» - способы образования слов.

-подобрать однокоренные слова,

- найти и выделить корень;.

«Этимология» -происхождение слова.

-найти в словаре толкование этого слова;

- узнать откуда произошло слово.





1.Выполни задание ,используя памятки.

2.Придумайте пиктограмму к слову «воробей»

3.Что означают данные фразеологизмы:

«Стреляный воробей», «Воробьиный шаг», « Ворбьиная ночь»?

4.Составьте предложение из слов:

(Кошку на чирикает воробей и)

5.Выделите основу предложения.

Что означают данные фразеологизмы?

«Стреляный (старый ) воробей»;

«Воробьиный шаг»;

«Воробьиная ночь».









Можно сделать следующие выводы:



  1. Можно научиться правильно писать словарные слова. Эту работу можно превратить в увлекательный процесс.

  2. Существуют разные приемы запоминания написания словарных слов, их применение даёт положительную результативность.

  3. Изучение словарных слов с использованием определенных способов очень познавательное занятие, потому что это не только русский язык, но и литература, и история, и окружающий мир и даже рисование. Изучение словарных слов – это не скучно, а очень интересно и даже весело порой.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!