Исследовательская работа на уроках русского языка при работе со словарными словами.
Современный урок в начальной школе будет радостным и интересным, если он, активизируя творческие и познавательные силы учащихся, расширяя кругозор, ставит их перед принятием самостоятельного решения. Ребёнку гораздо легче изучать науку, действуя подобно учёному, - проводя собственные исследования, чем получать кем-то добытые знания. Формирование у учащихся готовности и способности самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры формируется на уроках русского языка. Именно поэтому ученические исследования рассматриваются как средство активизации процесса обучения. Развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе и тем самым повысить эффективность обучения. Такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, воспитывает самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.
Дети вовлечены в интересную поисково-исследовательскую деятельность. В результате вовлечения ребёнка в исследовательскую деятельность происходит развитие познавательной потребности и потребности в творческой деятельности, повышается уровень самостоятельности при поиске и усвоении новых знаний, т.е. формируются общие умения и навыки учебной работы: познавательные, практические, организационные. Учащиеся учатся наблюдать, давать определения и понятия, пользоваться различными источниками для нахождения информации, планировать, делать вывод, самостоятельно обрабатывать отобранный материал, представлять результаты своей работы.
Обучение грамотному письму – труднейшая задача, с которой из года в год пытаются справиться педагоги. Какие бы инновационные подходы ни внедрялись в школе, к сожалению, до сих пор никто не придумал простого способа, эффективно и гарантированно позволяющего научить детей грамотно писать. Со словами с непроверяемым написанием младшие школьники встречаются практически на каждом уроке. Число таких слов постепенно возрастает, достигая к концу курса начальной школы внушительного объема.
На уроках русского языка организовываем исследование словарного слова. Исследование словарного слова проводится в несколько этапов по определённому плану:
Первый этап - подготовительный
Второй этап - основной
Третий этап - заключительный
Цель исследования словарного слова: анализ значения и происхождения слова, наблюдение над единообразным написанием в различных формах, над функционированием слова в речи и т.д. Вместе с учителем выбираются приёмы и способы, которыми будут пользоваться исследователи: наблюдение, сравнение, выделение главного, анализ и синтез и т.д.
Исследование проводится по плану.
Ведущими приёмами на уроке всегда остаются ситуация игры и поиска, проблемная ситуация или вопрос.
На одном из таких уроков мы знакомились со словарным словом воробей.
ПАМЯТКИ:
«Морфология» - изучает части речи.
- часть речи;
- вопросы;
- что обозначает;
- характеристики этого слова.
«Фонетика» - изучает звуки.
- ударение и безударные гл.;
- слоги;
- транскрипция;
- согл., гл.;
- буквы, звуки.
«Орфография» - правописание.
-поставить ударение;
-определить гласные, находящиеся в слабой позиции;
-определить количество орфограмм.
«Словообразование» - способы образования слов.
-подобрать однокоренные слова,
- найти и выделить корень;.
«Этимология» -происхождение слова.
-найти в словаре толкование этого слова;
- узнать откуда произошло слово.
1.Выполни задание ,используя памятки.
2.Придумайте пиктограмму к слову «воробей»
3.Что означают данные фразеологизмы:
«Стреляный воробей», «Воробьиный шаг», « Ворбьиная ночь»?
4.Составьте предложение из слов:
(Кошку на чирикает воробей и)
5.Выделите основу предложения.
Что означают данные фразеологизмы?
«Стреляный (старый ) воробей»;
«Воробьиный шаг»;
«Воробьиная ночь».
Можно сделать следующие выводы:
Можно научиться правильно писать словарные слова. Эту работу можно превратить в увлекательный процесс.
Существуют разные приемы запоминания написания словарных слов, их применение даёт положительную результативность.
Изучение словарных слов с использованием определенных способов очень познавательное занятие, потому что это не только русский язык, но и литература, и история, и окружающий мир и даже рисование. Изучение словарных слов – это не скучно, а очень интересно и даже весело порой.