СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа «НАЛИЧИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная исследовательская работа была написана обучающимся, состоящим на учете ИДН. 

Данные, полученные в ходе исследовательской работы, будут интересны психологам и социальным педагогам для раннего выявления обучающихся, требующих индивидуальной профилактической работы.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа «НАЛИЧИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 20 Г. БАРАНОВИЧИ»







«НАЛИЧИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА»

исследовательская работа



Авторы работы:


Фролов Никита Максимович, IХ «Б» класс,

Государственное учреждение

образования «СШ № 20 г. Барановичи»,

Руководитель работы:

Крутько Наталья Владимировна,

педагог социальный

второй квалификационной категории,

Государственное учреждение

образования «СШ № 20 г. Барановичи»,


г. Барановичи

2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА ПОДРОСТКА ………………5

    1. ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА ПОДРОСТКА….……………………...5

    2. ТИЛОГИЯ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ.……..……………………….9

    3. ГЛОБАЛЬНАЯ СЕТЬ ИНТЕРНЕТ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА ПОДРОСТКА………………………………………………………..………12

    4. ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ……..……………….15

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ……………………………17

2.1 ПРОГРАММА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ..…………….…17

2.2 ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ..……………………..…23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………………24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ..……………………..........26

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….28





















ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования:

В последнее время роль глобальной сети Интернет, а в частности социальных сетей, как места общения, возрос. Особенно это проявляется в подростковой среде. Сейчас практически каждый подросток не представляет свою жизнь без гаджетов типа смартфона или айфона и, соответственно, без социальных сетей, куда переносится вся жизнь ребят. На страничке социальной сети подросток может проявить все свои способности к творчеству, показать себя и найти новых друзей по всему миру.

Во многих социальных сетях встречаются группы для подростов, имеющие деструктивную направленность и пропагандирующие деструктивное поведение. Так как подростки, в силу своего возраста не всегда могут определить какая информация полезная, а какая нет, а доступ в глобальную сеть Интернет у них неограничен и, зачастую, происходит бесконтрольно, можно говорить о том, что Интернет как и социальное окружение оказывает влияние на формирование деструктивного поведения подростков.

Гипотеза: подростки, имеющие определенные черты характера склонны к деструктивному поведению.

Объект исследования: характерологические особенности современных подростков.

Предмет исследования: наличие тех или иных черт характера влияющих на склонность к деструктивному поведению.

Цель исследования – изучение и экспериментальная проверка влияния определенных черт характера на склонность к деструктивному поведению.

Задачи:

1. Рассмотреть на теоретическом уровне влияние окружающей среды, а в частности глобальной сети Интернет на формирование характера подростка.

2. Определить, что же такое деструктивное поведение подростков.

3. Определить черты характера влияющие на склонность к деструктивному поведению.

Методы и методики исследования:

- тест акцентуации характера К. Леонгарда- Шмишека;

- методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению Орел А.Н.

- анкетирование.





























ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА ПОДРОСТКА



    1. ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА ПОДРОСТКА

Характер это основа нашего поведения, на которую мы опираемся, чтобы среагировать на какое-то событие. Юлиус Банзен первым написал учение об основах формирования характера. Набор определенных черт личности – так он объяснял сущность характера [12].

В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях [7].

Известно, что характер формируется и изменяется в течение всей жизни человека. Формирование характера начинается с раннего детства. Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело. Под влиянием требований значимых взрослых, их личного примера у ребенка постепенно складываются понятия о том, что можно и чего нельзя, и это начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга, дисциплины, выдержки; ребенок приучается давать оценку собственному поведению.

С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. Ребенок впервые сталкивается с рядом строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах. Эти правила, обязанности развивают у школьника организованность, систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие [6].

Особенно интенсивно развиваются черты характера у подростков. Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Организм ребенка начинает быстро перестраиваться и превращаться в организм взрослого человека. Центр физиологической и духовной жизни ребенка перемещается из семьи в среду сверстников и взрослых [3].

Одной из наиболее характерных особенностей подростка, связанных с ростом его самосознания, является ярко выраженное стремление к самостоятельности, стремление показать свою «взрослость», наличие своеобразного «чувства взрослости» (термин Д. Б. Эльконина). Подросток отстаивает свои взгляды и суждения, добиваясь того, чтобы взрослые считались с его мнениями. Он считает себя достаточно взрослым, хочет иметь одинаковые с ними нравы, претендует на то, чтобы окружающие относились к нему как к равному, причем не только на словах, но и на деле [4].

Самый легкий способ достичь цели «быть как взрослый» состоит в подражании внешним формам наблюдаемого поведения. Подростки копируют поведение взрослых, которые пользуются авторитетом в их кругу [3].

Подросток отдает себе отчет в том, что его знания, навыки и умения становятся значительно более обширными, кое в чем в этом отношении он начинает превосходить взрослых. Переоценивая значение своих возросших возможностей, подростки приходят к убеждению, что они в сущности уже ничем (или почти ничем) не отличаются от взрослых людей. Отсюда их стремление к самостоятельности и известной «независимости», отсюда — болезненное самолюбие и обидчивость, острая реакция на попытки взрослых недооценивать их права и интересы.

В непосредственной связи со стремлением подростков к самостоятельности находится и такая свойственная им черта характера, как повышенная критичность по отношению к взрослым, в частности к учителям, к их поведению, знаниям, суждениям. Они часто с удовольствием подмечают отдельные промахи и недостатки учителей (ошибки произношения, отдельные неправильные обороты речи, отсутствие отдельных «бытовых» навыков, неумение ответить на иной вопрос и т. д.) не потому, что отрицательно относятся к ним, а потому что наличие промахов учителя и способность подростков заметить эти промахи расцениваются ими как своеобразное доказательство своей «зрелости», как подтверждение их «права» на соответствующее отношение со стороны взрослых.

В педагогической литературе неоднократно указывалось на свойственную большинству подростков неустойчивость поведения, склонность действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств и эмоций. Смелость и решительность может быстро смениться у подростка робостью, застенчивостью, даже конфузливостью, которые часто маскируются у него напускной грубостью (резкостью); неуверенность в себе, в своих силах периодически сменяется переоценкой своих сил, и наоборот. Подросток то весел, подвижен и жаждет общения, то задумчив и замкнут (что, впрочем, случается реже), то мягок, приветлив, ласков и нежен, то резок, непочтителен. Без какой-либо серьезной причины он может «сорваться», нагрубить, проявить придирчивость, заносчивость, нетерпимость, без каких-либо внешних поводов глубокий, активный, действенный интерес к чему-либо может временно уступить место вялости, апатии, равнодушию [4].

Значительное развитие в подростковом возрасте приобретают волевые черты характера. В процессе все более усложняющейся учебной, трудовой деятельности, под влиянием повышенных требований, предъявляемых подростку, у него развивается способность длительно преследовать сознательно поставленные цели, умение преодолевать препятствия и трудности на этом пути. По сравнению с младшим школьником в регуляции поведения подростка большая роль принадлежит сознанию, большее значение приобретают сознательные волевые усилия, сознательное управление своим поведением, своими эмоциями.

Отметим еще одну особенность подростков. Хотя общее развитие их воли, как уже указывалось, идет в направлении ослабления роли непосредственно переживаемых эмоций и усиления сознательного регулирования поведения, значение непосредственных побуждений и эмоций (особенно у младших подростков) как стимула действий продолжает оставаться еще весьма значительным. Это проявляется в импульсивности подростков, их нетерпеливости, несдержанности. Многие из них не умеют владеть собой, не умеют сдерживать (когда это необходимо) свои порывы. Такие подростки не любят «терять время» на обдумывание, взвешивание, Торопятся быстрее перейти к действию, вследствие чего часто ошибаются [4].

























    1. ТИПЫ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ



Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э. Кречмером. Несколько позже аналогичную попытку предпринял его американский коллега У. Шелдон, а в наши дни – Э. Фромм, К.Леонгард, А.Е. Личко и ряд других ученых [8].

Э. Кречмер выделил и описал три наиболее часто встречающиеся типа строения тела или конституции человека:

астенический, атлетический и пикнический. Каждый из них он связал с особым типом характера (впоследствии оказалось, что должных научных оснований для этого у автора не было). Хотя типология Кречмера была построена умозрительным путем, она содержала в себе ряд жизненно правдивых наблюдений. Впоследствии действительно обнаружилось, что люди с определенным типом строения тела имеют склонность к заболеваниям, которые сопровождаются акцентуациями соответствующих черт характера. Более поздние классификаторы характеров строились в основной на описании этих акцентуаций [8].

Об акцентуациях характера говорят, когда отдельные черты чрезмерно усилены, «заострены». Акцентуации бывают скрытыми, так что даже при длительном наблюдении трудно определить тип характера. Это обычные варианты нормы. Когда черты характера определенного типа становятся достаточно постоянными и выраженными, акцентуацию называют явной. Для ее диагностики используют специальные опросники, а также наблюдения и сбор сведений о биографии и родственниках.

Некоторые акцентуации можно заметить в детстве — у дошкольников и младших школьников, но чаще всего черты характера заостряются в подростковом возрасте. Этому способствует и пубертатный кризис, и личностная нестабильность, на фоне которой интенсивно формируются личностные образования, в том числе характер. Кроме того, подростковый возраст так же, как и ранний (от 1 года до 3 лет), является сензитивным (максимально чувствительным) к разного рода воздействиям [1].

Акцентуация характера, по Личко, - это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте [8].

Обычно происходит усиление, развертывание черт присущего подростку типа. Как уже указывалось, под влиянием трудных ситуаций или психических травм скрытая акцентуация может перейти в явную. На фоне явной акцентуации характера возникают временные нарушения поведения, острые аффективные реакции, неврозы и некоторые другие неблагоприятные явления. Аффекты всегда кратковременны, длятся не более суток. Подростки в аффективном состоянии бегут из трудно переносимой ими ситуации, проявляют агрессию по отношению к окружающим или себе, разыгрывают бурные сцены. Если травмирующая ситуация слишком тяжела или длительна, развивается затяжной невроз. Типичные для подросткового возраста нарушения поведения — это делинквентность, алкоголизация, токсикомания, наркомания, бродяжничество, суицидальное поведение (попытки самоубийства) и некоторые другие. Поскольку они ситуативно обусловлены, быстрая смена обстановки может привести к позитивным результатам.

Так как акцентуации могут стать почвой для развития патологических черт, подростков с явными акцентуациями характера считают группой повышенного риска [1].

Существуют ряд классификаций характеров, которые строятся в основном на описаниях акцентуаций характера. В отношении акцентуаций существуют две классификации типов. Первая предложена К. Леонгардом в 1968 г., вторая разработана А.Е. Личко в 1977 г.

Тип акцентуированной личности по К.Леонгарду

Тип акцентуации характера по А.Е.Личко

Демонстративный

Истероидный

Педантичный

Психастенический

Застревающий

-

Возбудимый

Эпилептоидный

Гипертимический

Гипертимный

Дистимический

-

Аффективно-лабильний

Циклоидный

Аффективно- экзальтированный

Лабильный

Эмотивный

Лабильный

Тревожный

Сенситивный

Экстравертированный

Гипертимно- конформный

Интровертированный

Шизоидный

Классификация Личко построена на основе наблюдения за подростками [17].











    1. ГЛОБАЛЬНАЯ СЕТЬ ИНТЕРНЕТ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА ПОДРОСТКА

Развитие информационных технологий стало ключевым моментом XXI века. Изменения, происходящие в структуре общества под влиянием Интернета, вызывают огромный интерес среди ученых. Причиной этому служит неоднозначное влияние Интернета на человека и социума в целом, что ведет к появлению как негативных, так и позитивных последствий. К числу первых относится феномен интернет-зависимости, который является предметом дискуссий российских и зарубежных социологов [2].

Многие социологи рассматривают вопрос интернет-зависимости с точки зрения ее влияния на социализацию подростка. Благодаря Интернету создаются все условия для более раннего включения индивида в социальную деятельность. При помощи компьютера он может участвовать во всех сферах жизни общества [2]. Подростки не просто пользуются Интернетом, они живут посредством его. Это среда обитания, способ жизни при содействии информационных технологий. Подрастающее поколение с большим опережением живет по данной модели, используя для принятия решений коммуникацию со сверстниками и взрослыми. Помимо реального общения – это интернет-коммуникация, которая у подавляющего большинства подростков на первом месте. Если лет 10 – 15 назад на первое место выходили межличностные каналы информации (сверстники, родители, учителя), то в последнее пятилетие со значительным опережением лидируют компьютерные источники, Интернет [11].

Но данное явление имеет двойственный характер — не все ученые согласны с тем, что раннее вовлечение во все сферы общественной жизни (политической, экономической, культурной и т. д.) имеет позитивное влияние на формирование характера, и личности в целом. Было отмечено, что каждый этап развития должен происходить в определенный период взросления человека, что часто ребенок фактически не готов к адекватной оценке происходящего вокруг. Следует заострить внимание на том, что возможность свободного доступа к ресурсам, свободному самовыражению приводит к созданию некой своеобразной культуры внутри Интернета. Пользователи объединяются по интересам, схожести мнениям и мировоззрению в интернет сообщества, общаясь и делясь информацией на форумах и сайтах. Попадая в такое сообщество, пользователь обретает статус, который определяется его востребованностью или/и властью в коллективе. Как правило, подростки, имеющие высокий статус в реальной жизни, приобретают его и в виртуальной реальности. Однако бывают исключения, когда пользователь с невысоким статусом в реальности постепенно завоевывает авторитет в Интернете[2].

Подрастающее поколение находится в настоящем, информация о будущем интересует 3%, прошлое практически не упоминается. Типичный подросток и сегодня скорее хочет стать взрослым, самостоятельным. Подростки, принимают и усваивают, сознательно или спонтанно, информацию, если она актуальна, эмоционально окрашена, опирается на конкретный жизненный опыт близких по возрасту социальных групп и связывает знания с реальными судьбами референтных для них людей.  Интерес к настоящему у подростков специфичен. Им важно знать, прежде всего, о себе и своих друзьях, о подростковом социуме и его субкультуре – и не только знать, а сделать эту субкультуру своей.

Информационная среда становится зависимой от личности самого ребенка и его социума, влияние Интернета не является прямолинейным и однонаправленным, оно связано с жизненной средой подростков, их реальными интересами, занятиями. Интернет и в целом информационное пространство являются продолжением, усилением личностного и группового пространства. Сама медиасреда «подстраивается» под личностные и групповые интересы, может сужаться и расширяться в зависимости от социальной активности субъектов. Потенциально она имеет безграничные информационные возможности, которые субъекты могут использовать.  С одной стороны, это новые возможности самореализации и самоактуализации, а с другой стороны, это может развертываться не только в позитивном направлении. Виртуализация – площадка для развития воображения и экспериментирования, но одновременно может происходить смешение и даже подмена виртуальной и жизненной реальности. Глобальность и свобода выбора предоставляют возможность для бесконечного расширения знаний и контактов, но требуют для этого новых качеств и механизмов самоорганизации, самообразования[11]. 

































    1. ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ

Деструктивное поведениеэто поведение, не соответствующее общепринятым нормам и направленное на неприятие каких-либо альтернативных точек зрения. Оно может привести не только к возникновению социальных проблем у человека, но и к нарушениям физического здоровья [10]. Деструктивное поведение носит разрушающий характер. Разрушения затрагивают все сферы жизни человека: здоровье, отношения с друзьями, социализация и т.д. Но чаще всего такое расстройство характерно для подростков, которые ввиду своего переходного возраста, отсутствия достаточного внимания со стороны взрослых, влияния улицы, подмены настоящих ценностей, приоритетов и ряда других причин поддаются такому поведению [10]. 

Классификация деструктивного поведения затруднена, т. к. специалистам приходится работать с плавающей величиной – нормой. Она подвержена изменениям, и то, что сегодня считается приемлемым, завтра будет выходить за рамки адекватного поведения, и наоборот. В основном психологи разделяют деструктивное поведение на две большие группы:

  • делинквентное поведение (выход за правовые рамки, нарушения закона);

  • девиантное поведение (несоответствие общепринятым нормам морали и нравственности);

  • аддиктивное поведение (человек будто стремится убежать от окружающей реальности, фиксируя свое внимание на конкретных видах деятельности и предметах или изменяя собственное психоэмоциональное состояния путем употребления различных веществ – компьютерная зависимость, алкогольная зависимость) [13].

Все формы деструктивного поведения представляют собой некую защитную реакцию на окружающий мир, однако имеют связь с нарушениями деятельности нервной системы и в основном связаны с детскими переживаниями. В группе риска находятся дети, которым не хватает родительского внимания и поддержки, и дети, у которых есть родительская любовь, но нет поддержки в нужный момент [10]. 

















































ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ



2.1. ПРОГРАММА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Для решения поставленных задач в октябре 2017 года нами было проведено исследование среди обучающихся 5 - 10 классов ГУО «СШ № 20 г. Барановичи», в котором приняли участие 50 человек.

Для определения наличия тех или иных черт характера мы использовали опросник К. Леонгарда – Г. Шмишека (см. Приложение 1). Тест - опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда предназначен для диагностики типа акцентуации личности, опубликован Г. Шмишеком в 1970 г и является модификацией "Методики изучения акцентуаций личности К. Леонгарда".  Методика предназначена для диагностики акцентуаций характера и темперамента. Cогласно К. Леонгарду акцентуация – это "заострение" некоторых, присущих каждому человеку, индивидуальных свойств. Акцентуированные личности не являются патологическими, другими словами они нормальные. В них потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд. Выделенные Леонгардом 10 типов акцентуированных личностей разделены на две группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективный, эмотивный). 
Опросник состоит из 88 вопросов, на которые необходимо дать ответ «да» или «нет». Далее ответы сверяются с ключом по каждой шкале. Сумма совпадающих ответов умножается на соответствующий коэффициент. Максимальный показатель по каждому типу акцентуации (по каждой шкале опросника) равен 24 балла. Вывод о степени выраженности акцентуции делается на основании следующих показателей по шкалам:

0 – 12 – свойство не выраженно;

13 – 18 средняя выраженность свойства (тенденция к тому или иному типу акцентуации);

19 – 24 признак акцентуации.

Для определения склонности к деструктивному поведению мы использовали методику диагностики склонности к отклоняющемуся поведению А.Н.Орел (Приложение 2,3).

Предлагаемая методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения. В данной методике нас интересовали шкалы под номером 2, 4, 5, 7. Они являются для нас более информативными, как показатели склонности к отклоняющемуся поведению.

Опросник в двух вариантах – мужской и женский. В опроснике для девочек 108 вопросов, для мальчиков – 97. Для каждой шкалы свой ключ ответов. Подсчитывалась сумма ответов, совпадающих с ключом и сравнивалась с таблицей норм.

Описание шкал:

2. Шкала склонности к преодолению норм и правил.

Данная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого к преодолению каких-либо норм и правил, склонности к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения. Результаты, лежащие в диапазоне 50-60 Т-баллов, свидетельствуют о выраженности вышеуказанных тенденций, о нонкомформистских установках испытуемого, о его склонности противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, о тенденции «нарушать спокойствие», искать трудности, которые можно было бы преодолеть.

Показатели, находящиеся в диапазоне 60-70 Т-баллов, свидетельствуют о чрезвычайной выраженности нонконформистских тенденций, проявлении негативизма и заставляют сомневаться в достоверности результатов тестирования по данной шкале.

Результаты ниже 50 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют о конформных установках испытуемого, склонности следовать стереотипам и общепринятым нормам поведения. В некоторых случаях при условии сочетания с достаточно высоким интеллектуальным уровнем испытуемого и тенденции скрывать свои реальные нормы и ценности такие оценки могут отражать фальсификацию результатов.

3. Шкала склонности к аддиктивному поведению.

Данная шкала предназначена для измерения готовности реализовать аддиктивное поведение.

Результаты в диапазоне 50-70 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют о предрасположенности испытуемого к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, о склонностях к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем. Кроме того, эти результаты свидетельствуют об ориентации на чувственную сторону жизни, о наличии «сенсорной жажды», о гедонистически ориентированных нормах и ценностях.

Показатели свыше 70 Т-баллов свидетельствует о сомнительности результатов либо о наличии выраженной психологической потребности в аддиктивных состояниях, что необходимо выяснять, используя дополнительные психодиагностические средства.

Показатели ниже 50 Т-баллов свидетельствуют либо о невыраженности вышеперечисленных тенденций, либо о хорошем социальном контроле поведенческих реакций.

4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению

Данная шкала предназначена для измерения готовности реализовать различные формы аутоагрессивного поведения. Объект измерения очевидно частично пересекается с психологическими свойствами, измеряемыми шкалой № 3.

Результаты, находящиеся в диапазоне 50-70 Т-баллов по шкале №4 свидетельствуют о низкой ценности собственной жизни, склонности к риску, выраженной потребности в острых ощущениях, о садо-мазохистских тенденциях.

Результаты свыше 70 Т-баллов свидетельствуют о сомнительной достоверности результатов.

Показатели ниже 50 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют об отсутствии готовности к реализации саморазрушающего поведения, об отсутствии тенденции к соматизации тревоги, отсутствии склонности к реализации комплексов вины в поведенческих реакциях.

5. Шкала склонности к агрессии и насилию.

Данная шкала предназначена для измерения готовности испытуемого к реализации агрессивных тенденций в поведении.

Показатели, лежащие в диапазоне 50-60 Т-баллов, свидетельствуют о наличии агрессивных тенденций у испытуемого. Показатели, находящиеся в диапазоне 60-70 Т-баллов, свидетельствуют об агрессивной направленности личности во взаимоотношениях с другими людьми, о склонности решать проблемы посредством насилия, о тенденции использовать унижение партнера по общению как средство стабилизации самооценки, о наличии садистических тенденций.

Показатели свыше 70 Т-баллов говорят о сомнительной достоверности результатов.

Показатели, лежащие ниже 50 Т-баллов, свидетельствуют о невыраженности агрессивных тенденций, о неприемлемости насилия как средства решения проблем, о нетипичности агрессии как способа выхода из фрустрирующей ситуации. Низкие показатели по данной шкале в сочетании с высокими показателями по шкале социальной желательности свидетельствуют о высоком уровне социального контроля поведенческих реакций.

6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций.

Данная шкала предназначена для измерения склонности испытуемого контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций.

Показатели, лежащие в пределах 60-70 Т-баллов, свидетельствует о слабости волевого контроля эмоциональной сферы, о нежелании или неспособности контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций. Кроме того, это свидетельствует о склонности реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении, без задержки, о несформированности волевого контроля своих потребностей и чувственных влечений.

Показатели ниже 50 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют о невыраженности этих тенденций, о жестком самоконтроле любых поведенческих эмоциональных реакций, чувственных влечений.

7. Шкала склонности к деликвентному поведению.

Название шкалы носит условный характер, так как шкала сформирована из утверждений, дифференцирующих «обычных» подростков и лиц с зафиксированными правонарушениями, вступавших в конфликт с общепринятым образом жизни и правовыми нормами. Данная шкала измеряет готовность (предрасположенность) подростков к реализации деликвентного поведения. Выражаясь метафорически, шкалы выявляет «деликвентный потенциал», который лишь при определенных обстоятельствах может реализоваться в жизни подростка.

Результаты, находящиеся в диапазоне 50-60 Т-баллов, свидетельствуют о наличии деликвентных тенденций у испытуемого и о низком уровне социального контроля.

Результаты выше 60 Т-баллов свидетельствуют о высокой готовности к реализации деликвентного поведения.

Результаты ниже 50 Т-баллов говорят о невыражености указанных тенденций, что в сочетании с высокими показателями по шкале социальной желательности может свидетельствовать о высоком уровне социального контроля.

В результате проведенной работы нами были выделены две группы ответов: акцентуация характера и готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения.

Таблицы результатов исследования и диаграммы включены в приложение (см. Приложение 4).

Так же, подросткам было предложено заполнить анкету, в которой они рассказали о том, для чего они используют интернет и сколько времени там проводят (Приложение 5).













2.2. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ

Прежде всего, мы посмотрели у скольких обучающихся ярко выражены акцентуации характера и у скольких обучающихся проявляется склонность к отклоняющемуся поведению (см. диаграммы 1,2). Затем мы посмотрели у скольких обучающихся, имеющих ярко выраженные акцентуации характера, проявляется склонность к отклоняющемуся поведению (Таблица 1).

Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод о том, что у обучающихся в возрасте от 13 до 16 лет при наличии ярко выраженной акцентуации характера наблюдается склонность к деструктивному поведению, причем тип акцентуации не имеет значение. Так же, по данным проведенного анкетирования, эта группа обучающихся проводит в Интернете более 3-4 часов в день, а глобальную сеть использует для общения и поиска информации. Причем 18% опрошенных отмечают, что в социальных сетях они встречали так называемые «группы смерти», но не участвовали в них. В то же время, у обучающихся в возрасте от 11 до 12 лет при наличии ярко выраженной акцентуации характера не наблюдается склонности к деструктивному поведению. Эта группа обучающихся проводит в Интернете не более 30 – 60 минут в день использует глобальную сеть для развлечений и общения.















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие результаты:

  1. У обучающихся в возрасте от 13 до 16 лет при наличии ярко выраженной акцентуации характера (56 % опрошенных) наблюдается склонность к деструктивному поведению, причем тип акцентуации не имеет значение. Так же, по данным проведенного анкетирования, эта группа обучающихся (с ярко выраженной акцентуацией характера и наличием склонности к деструктивному поведению) проводит в Интернете более 3-4 часов в день, а глобальную сеть использует для общения и поиска информации. Причем, 18% опрошенных из данной группы отмечают, что в социальных сетях они встречали так называемые «группы смерти», но не участвовали в них. Эта группа обучающихся проводит в Интернете более 3-4 часов в день, а глобальную сеть использует для общения и поиска информации.

  2. У обучающихся в возрасте от 11 до 12 лет при наличии ярко выраженной акцентуации характера не наблюдается склонности к деструктивному поведению. Эта группа обучающихся проводит в Интернете не более 30 – 60 минут в день использует глобальную сеть для развлечений и общения.

Полученные результаты позволяют говорить о том, что обучающиеся 11 – 13 лет, у которых проявляется ярко выраженная акцентуация характера, являются группой повышенного педагогического внимания, с которыми необходимо организовывать работу.

Так как акцентуация характера является защитным механизмом психики на окружающую среду, можно предположить, что при построении правильной работы (изменением влияния окружающей среды) с обучающимися 11 – 13 лет, имеющими ярко выраженной акцентуации характера склонности к деструктивному поведению не появится.

В результате проведенного исследования можно сказать, что наша гипотеза и подтвердилась, и нет. Подростки с ярко выраженными акцентуациями характера склонны к деструктивному поведению, но выделить конкретные, одинаковые для всех, черты характера, влияющие на формирование деструктивного поведения, не удалось.



































ЛИТЕРАТУРА:

  1. Кулагина И.Ю., Личность школьника: от задержки психического развития до одаренности / И.Ю. Кулагина. – Москва : ТЦ "Сфера", 1999. – 192 с.

  2. Кулагина Я.М., Тарасова И.Ю. ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТА НА СОВРЕМЕННУЮ МОЛОДЕЖЬ // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XXXV междунар. науч.-практ. конф. № 3(35). – Новосибирск: СибАК, 2014.

  3. Немов Р.С., Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 книгах. Книга 2. Психология образования. – М: ВАЛДОС, 1998. – 608 с.

  4. Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология М.: 2005. - 288 с.

  5. Работа классного руководителя с подростками и их родителями: методические материалы для классных руководителей: Учебно-методическое пособие/ О.Л.Гончарова: М.: PRONDO, 2013 – 136 с.

  6. Стрижак Л.Н., Психология и педагогика: Учебное пособие– М: МГИУ, 2000 – 335 с.

  7. Ступницкий В., Степанов В., Психология: Учебник. – Дашков и К, 2011.

  8. Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. – СПб.: Питер. – 2010. – 304 с.

  9. http://affexpert.net/blog/186-soobshchestva-v-sotsialnykh-setyakh-opisanie-vidy-preimushchestva, 05.10.2017, 18:45.

  10. http://evrikak.ru/info/destruktivnoe-povedenie-cheloveka/, 15.10.2017, 17.10.

  11. http://mic.org.ru/4-nomer-2012/162-vliyanie-interneta-na-rossijskikh-podrostkov-i-yunoshestvo-v-kontekste-razvitiya-rossijskogo-informatsionnogo-prostranstva, 05.10.2017, 19:20.

  12. http://www.mirrosta.ru/psichologiya-lichnosti/kakie-faktori-okazivaiut-vliyanie-na-formirovanie-charaktera-u-cheloveka.html, 11.10.2017, 20:20.

  13. http://mulino59.ru/destruct.html, 15.10.2017, 16:15.

  14. https://topwar.ru/109677-protivostoyanie-gruppam-smerti-ili-kak-nashih-detey-vtyagivayut-v-destruktivnye-organizacii.html, 05.10.2017, 19:45.

  15. http://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/gruppy-smerti-chto-nuzhno-znat-o-nikh-roditelyam/ 05.10.2017, 19:50.

  16. http://ztema.ru/symptoms/kak-my-nastupaem-na-odni-i-teje-grabli/#ixzz4zGvWolYK, 21.10.2017, 20:54.

  17. https://xn-j1ahfl.xn-p1ai/library/test_aktcentuatciya_haraktera_lichko_142806.html, 20.10.2017, 20:25.



























ПРИЛОЖЕНИЕ 1.



Методика диагностики акцентуаций характера. 

(Опросник К. Леонгарда – Г. Шмишека)

Вам предлагается ответить на 88 вопросов, касающихся различных сторон вашей личности. Рядом с номером вопроса поставьте знак «+» (да), если согласны, или «-» (нет), если не согласны. Отвечайте быстро, долго не задумывайтесь» Помните, что правильных и неправильных вопросов не существует, поэтому не стоит подыгрывать себе.

1. Ты обычно спокоен, весел?
2. Легко ли ты обижаешься, огорчаешься?
3. Легко ли ты плачешь?
4. Много ли раз ты проверяешь, нет ли ошибок в твоей работе?
5. Такой ли ты умный (сильный), как твои одноклассники?
6. Легко ли ты переходишь от радости к грусти и наоборот?
7. Любишь ли ты быть главным в игре?
8. Бывают ли дни, когда ты без всякой причины на всех сердишься?
9. Серьезный ли ты человек?
10. Бывает ли, что что-то тебе ужасно нравится?
11. Умеешь ли ты выдумывать новую игру?
12. Скоро ли ты забываешь, если ты кого-то обидел?
13. Считаешь ли ты себя добрым, умеешь ли сочувствовать?
14. Бросив письмо в почтовый ящик, проверяешь ли ты рукой, не застряло ли оно?
15. Стараешься ли ты быть лучшим в школе, в кружке, спортивной секции?
16. Когда ты был маленьким, боялся ли ты грозы, собак?
17. Считают ли тебя ребята чересчур аккуратным и старательным?
18. Зависит ли твое настроение от школьных и домашних дел?
19. Любят ли тебя все твои знакомые?
20. Бывает ли у тебя неспокойно на душе?
21. Тебе обычно немножко грустно?
22. Переживал ли ты горе, случалось ли тебе рыдать?
23. Тебе трудно оставаться на одном месте?
24. Борешься ли ты против несправедливости по отношению к тебе?
25. Стрелял ли ты когда-нибудь из рогатки в собак и кошек?
26. Раздражает ли тебя, если занавес или скатерть висят неровно? Стараешься ли ты её поправить?
27. Когда ты был маленький, ты боялся оставаться дома один?
28. Бывает ли так, что тебе весело или грустно без причины?
29. Ты один из лучших учеников в классе?
30. Легко ли ты сердишься?
31. Часто ли ты веселишься, дурачишься?
32. Чувствуешь ли ты себя иногда очень счастливым?
33. Умеешь ли ты развеселить ребят?
34. Можешь ли ты прямо сказать кому-нибудь то, что ты о нем думаешь?
35. Боишься ли ты крови?
36. Охотно ли ты выполняешь школьные поручения?
37. Заступаешься ли ты за тех, с кем поступили несправедливо?
38. Тебе неприятно войти в темную комнату?
39. Ты больше любишь медленную и точную работу, чем быструю и не такую точную?
40. Легко ли ты знакомишься с людьми?
41. Охотно ли ты выступаешь на утренниках или вечерах в школе?
42. Ты когда-нибудь убегал из дома?
43. Кажется ли тебе жизнь тяжелой?
44. Ты когда-нибудь расстраивался из-за ссоры с учителями или ребятами настолько, что не мог пойти в школу?
45. Можешь ли ты даже при неудаче посмеяться над собой?
46. Стараешься ли ты помириться, если кого-то обидел?
47. Любишь ли ты животных?
48. Бывало ли с тобой, что ты, уходя из дома, возвращался проверить, не случилось ли чего-нибудь?
49. Кажется ли тебе иногда, что с тобой или твоими родителями должно что-то случиться?
50. Твое настроение иногда зависит от погоды, как ты думаешь?
51. Трудно ли тебе отвечать в классе?
52. Можешь ли ты, если сердишься на кого-то, начать драться?
53. Нравится ли тебе быть среди ребят?
54. Если что-то тебе не удается, можешь ли ты отчаяться?
55. Можешь ли ты организовать игру, работу?
56. Упрямо (упорно) ли ты добиваешься цели, даже если встречаешь трудности?
57. Плакал ли ты когда-нибудь из-за грустного фильма или книги?
58. Бывает ли тебе трудно уснуть из-за каких-нибудь забот?
59. Подсказываешь ли ты, и даешь ли списывать?
60. Боишься ли ты пройти вечером один по темной улице?
61. Следишь ли ты за тем, чтобы каждая вещь на своем месте?
62. Бывает ли с тобой так, что ты ложишься спать с хорошим настроением, а просыпаешься с плохим?
63. Свободно ли ты чувствуешь себя с незнакомыми ребятами (в новом классе, лагере)?
64. Бывает ли у тебя головная боль?
65. Часто ли ты смеешься?
66. Если ты не уважаешь человека, можешь ли ты вести себя так, чтобы он этого не замечал?
67. Можешь ли ты сделать много разных дел за один день?
68. Бывают ли с тобой несправедливы?
69. Любишь ли ты природу?
70. Уходя из дома или ложась спать, проверяешь ли ты, заперта ли дверь, выключен ли свет?
71. Боязлив ли ты? Как ты считаешь?
72. Меняется ли твое настроение за праздничным столом?
73. Участвуешь ли ты в драматическом кружке (любишь ли ты читать со сцены стихи)?
74. Мечтаешь ли ты?
75. Бывает ли, что ты думаешь о будущем с грустью?
76. Бывает ли у тебя неожиданные переходы от радости к тоске?
77. Умеешь ли ты развлечь гостей?
78. Подолгу ли ты сердишься, обижаешься?
79. Сильно ли ты переживаешь, если горе у твоих близких друзей?
80. Можешь ли ты из-за ошибки, помарки переписать страницу в тетради?
81. Считаешь ли ты себя недоверчивым?
82. Часто ли тебе снятся страшные сны?
83. Не бывало ли у тебя желания прыгнуть в окно или броситься под машину?
84. Становится ли тебе весело, если все вокруг веселые?
85. Если у тебя неприятности, можешь ли ты на время забыть о них, не думать о них постоянно?
86. Совершаешь ли ты неожиданные для себя поступки?
87. Чаще ты говоришь мало, чем много? Молчалив ли ты?
88. Мог бы ты, участвуя в драматическом кружке, настолько войти в роль, что при этом забыть, что ты не такой, как на сцене?







ПРИЛОЖЕНИЕ 2.



Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению

(А.Н.Орел)

Инструкция: Перед вами — ряд утверждений. Они касаются некоторых сторон вашей жизни, вашего характера, привычек. Про­чтите первое утверждение и решите, верно, ли данное утверждение по отношению к вам. Если верно, то на блан­ке ответов рядом с номером, соответствующим утвержде­нию, в квадратике под обозначением «Да» поставьте крес­тик или галочку. Если оно неверно, то поставьте крестик или галочку в квадратике под обозначением «Нет». Если вы затрудняетесь с ответом, то постарайтесь выбрать вариант ответа, который все-таки больше соответствует вашему мнению. Затем таким же образом отвечайте на все пункты опросника. Если ошибетесь, то зачеркните ошибочный от­вет и поставьте тот, который считаете нужным. Помните, что вы высказываете собственное мнение о себе в настоящий момент. Здесь не может быть плохих или хороших, правиль­ных или неправильных ответов. Очень долго не обдумывай­те, важна ваша первая реакция на содержание утверждений. Отнеситесь к работе внимательно и серьезно. Небрежность, а также стремление улучшить или ухудшить ответы приво­дят к недостоверным результатам. В случае затруднений еще раз прочитайте эту инструкцию или обратитесь к тому, кто проводит тестирование. Не делайте никаких пометок в тек­сте опросника.

Текст опросника. Вариант М (мужской)

1. Я предпочитаю одежду неярких, приглушенных тонов.

2. Бывает, что я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.

3. Я охотно записался бы добровольцем для участия в каких-либо боевых действиях.

4. Бывает, что иногда я ссорюсь с родителями.

5. Тот, кто в детстве не дрался, вырастает маменькиным сынком и ничего не может добиться в жизни.

6. Я бы взялся за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо заплатили.

7. Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на месте.

8. Иногда бывает, что я немного хвастаюсь.

9. Если бы мне пришлось стать военным, то я хотел бы быть летчиком-истребителем.

10. Я ценю в людях осторожность и осмотрительность.

11. Только слабые и трусливые люди выполняют все правила и законы.

12. Я предпочел бы работу, связанную с переменами и путешествиями, даже если она опасна для жизни.

13. Я всегда говорю только правду.

14. Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психи­ку вещества — это вполне нормально.

15. Даже если я злюсь, то стараюсь не прибегать к ру­гательствам.

16. Я думаю, что мне бы понравилось охотиться на львов.

17. Если меня обидели, то я обязательно должен ото­мстить.

18. Человек должен иметь право выпивать столько, сколько он хочет.

19. Если мой приятель опаздывает к назначенному вре­мени, то я обычно сохраняю спокойствие.

20. Мне обычно затрудняет работу требование сделать ее к определенному сроку.

21. Иногда я перехожу улицу там, где мне удобно, а не там, где положено.

22. Некоторые правила и запреты можно отбросить, если испытываешь сильное сексуальное (половое) влечение.

23. Я иногда не слушаюсь родителей.

24. Если при покупке автомобиля мне придется выби­рать между скоростью и безопасностью, то я выбе­ру безопасность.

25. Я думаю, что мне бы понравилось заниматься боксом.

26. Если бы я мог свободно выбирать профессию, то стал бы дегустатором вин.

27. Я часто испытываю потребность в острых ощуще­ниях.

28. Иногда мне так и хочется сделать себе больно.

29. Мое отношение к жизни хорошо описывает посло­вица: «Семь раз отмерь — один раз отрежь».

30. Я всегда покупаю билеты в общественном транспор­те.

31. Среди моих знакомых есть люди, которые пробо­вали одурманивающие токсические вещества.

32. Я всегда выполняю обещания, даже если мне это невыгодно.

33. Бывает, что мне так и хочется выругаться.

34. Правы люди, которые в жизни следуют пословице: «Если нельзя, но очень хочется, то можно».

35. Бывало, что я случайно попадал в драку после упо­требления спиртных напитков.

36. Мне редко удается заставить себя продолжать ра­боту после ряда обидных неудач.

37. Если бы в наше время проводились бои гладиато­ров, то я бы обязательно в них поучаствовал.

38. Бывает, что иногда я говорю неправду.

39. Терпеть боль назло всем бывает даже приятно.

40. Я лучше соглашусь с человеком, чем стану спорить.

41. Если бы я родился в давние времена, то стал бы бла­городным разбойником.

42. Если нет другого выхода, то спор можно разрешить и дракой.

43. Бывали случаи, когда мои родители, другие взрос­лые выказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпил.

44. Одежда должна с первого взгляда выделять челове­ка среди других в толпе.

45. Если в кинофильме нет ни одной приличной дра­ки — это плохое кино.

46. Иногда я скучаю на уроках.

47. Если меня кто-то случайно задел в толпе, то я обя­зательно потребую от него извинений.

48. Если человек раздражает меня, то я готов высказать ему все, что я о нем думаю.

49. Во время путешествий и поездок я люблю откло­няться от обычных маршрутов.

50. Мне бы понравилась профессия дрессировщика хищных зверей.

51. Если уж сел за руль мотоцикла, то стоит ехать толь­ко очень быстро.

52. Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, что­бы преступник ушел от преследования.

53. Иногда я просто не могу удержаться от смеха, ког­да слышу неприличную шутку.

54. Я стараюсь избегать в разговоре выражений, кото­рые могут смутить окружающих.

55. Я часто огорчаюсь из-за мелочей.

56. Когда мне возражают, я часто взрываюсь и отвечаю резко.

57. Мне больше нравится читать о приключениях, чем о любовных историях.

58. Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить не­которые правила и запреты.

59. Мне нравится бывать в компаниях, где в меру вы­пивают и веселятся.

60. Меня раздражает, когда девушки курят.

61. Мне нравится состояние, которое наступает, когда в меру и в хорошей компании выпьешь.

62. Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимал, что сейчас не время и не место.

63. Сигарета в трудную минуту меня успокаивает.

64. Мне легко заставить других людей бояться меня, и иногда ради забавы я это делаю.

65. Я смог бы своей рукой казнить преступника, спра­ведливо приговоренного к высшей мере наказания.

66. Удовольствие — это главное, к чему стоит стремить­ся в жизни.

67. Я хотел бы поучаствовать в автомобильных гонках.

68. Когда у меня плохое настроение, ко мне лучше не подходить.

69. Иногда у меня бывает такое настроение, что я го­тов первым начать драку.

70. Я могу вспомнить случаи, когда я был таким злым, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ло­мал ее.

71. Я всегда требую, чтобы окружающие уважали мои права.

72. Мне понравилось бы прыгать с парашютом.

73. Вредное воздействие на человека алкоголя и таба­ка сильно преувеличивают.

74. Я редко даю сдачи, даже если кто-то ударит меня.

75. Я не получаю удовольствия от ощущения риска.

76. Когда человек в пылу спора прибегает к сильным выражениям — это нормально.

77. Я часто не могу сдержать свои чувства.

78. Бывало, что я опаздывал на уроки.

79. Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом.

80. Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест.

81. Часто я не могу удержаться от спора, если кто-то не согласен со мной.

82. Иногда случалось, что я не выполнял школьное до­машнее задание.

83. Я часто совершаю поступки под влиянием сиюми­нутного настроения.

84. Мне кажется, что я не способен ударить человека.

85. Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался безнаказанным.

86. Бывает, что мне приходится скрывать о взрослых некоторые свои поступки.

87. Наивные простаки сами заслуживают того, чтобы их обманывали.

88. Иногда я бываю так раздражен, что стучу по столу кулаком.

89. Только неожиданные обстоятельства и чувство опас­ности позволяют мне по-настоящему проявить себя.

90. Я бы попробовал какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знал, что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания.

91. Когда я стою на мосту, то меня иногда так и тянет прыгнуть вниз.

92. Всякая грязь меня пугает или вызывает сильное от­вращение.

93. Когда я злюсь, то мне хочется кого-нибудь ударить.

94. Я считаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных напитков.

95. Я мог бы на спор влезть на высокую фабричную тру­бу.

96. Временами я не могу справиться с желанием при­чинить боль другим людям.

97. Я мог бы после небольших предварительных объяснений управлять вертолетом.













ПРИЛОЖЕНИЕ 3.



Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению

(А.Н.Орел)

Инструкция: Перед вами — ряд утверждений. Они касаются некоторых сторон вашей жизни, вашего характера, привычек. Про­чтите первое утверждение и решите, верно, ли данное утверждение по отношению к вам. Если верно, то на блан­ке ответов рядом с номером, соответствующим утвержде­нию, в квадратике под обозначением «Да» поставьте крес­тик или галочку. Если оно неверно, то поставьте крестик или галочку в квадратике под обозначением «Нет». Если вы затрудняетесь с ответом, то постарайтесь выбрать вариант ответа, который все-таки больше соответствует вашему мнению. Затем таким же образом отвечайте на все пункты опросника. Если ошибетесь, то зачеркните ошибочный от­вет и поставьте тот, который считаете нужным. Помните, что вы высказываете собственное мнение о себе в настоящий момент. Здесь не может быть плохих или хороших, правиль­ных или неправильных ответов. Очень долго не обдумывай­те, важна ваша первая реакция на содержание утверждений. Отнеситесь к работе внимательно и серьезно. Небрежность, а также стремление улучшить или ухудшить ответы приво­дят к недостоверным результатам. В случае затруднений еще раз прочитайте эту инструкцию или обратитесь к тому, кто проводит тестирование. Не делайте никаких пометок в тек­сте опросника.

Текст опросника. Вариант Ж. (женский)

  1. Я стремлюсь в одежде следовать самой современной моде или даже опережать ее.

  2. Бывает, что я откладываю на завтра то, что должна сделать сегодня.

  3. Если бы была такая возможность, то я бы с удоволь­ствием пошла служить в армию.

  1. Бывает, что иногда я ссорюсь с родителями.

  1. Чтобы добиться своего, девушка иногда может и по­драться.

  2. Я бы взялась за опасную для здоровья работу, если бы за нее хорошо платили.

  3. Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на месте.

  1. Я иногда люблю немного посплетничать.

  2. Мне нравятся профессии, связанные с риском для жизни.

  1. Мне нравится, когда моя одежда и внешний вид раздражают людей старшего поколения.

  2. Только глупые и трусливые люди выполняют все правила и законы.

  3. Я предпочла бы работу, связанную с переменами и путешествиями, даже если она и опасна для жизни.

  4. Я всегда говорю только правду.

  5. Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психи­ку вещества — это нормально.

  6. Даже если я злюсь, то стараюсь никого не ругать.

  7. Я с удовольствием смотрю боевики.

  8. Если меня обидели, то я обязательно должна ото­мстить.

  9. Человек должен иметь право выпивать, сколько он хочет и где он хочет.

  10. Если моя подруга опаздывает к назначенному вре­мени, то я обычно сохраняю спокойствие.

  1. Мне часто бывает трудно сделать работу точно к определенному сроку.

  2. Иногда я перехожу улицу там, где мне удобнее, а не там, где положено.

  3. Некоторые правила и запреты можно отбросить, если чего-нибудь сильно захочешь.

  4. Бывало, что я не слушалась родителей.

  5. В автомобиле я больше ценю безопасность, чем ско­рость.

  6. Я думаю, что мне бы понравилось заниматься ка­ратэ или похожим видом спорта.

  7. Мне бы понравилась работа официантки в ресто­ране.

  8. Я часто испытываю потребность в острых ощуще­ниях.

  9. Иногда мне так и хочется сделать себе больно.

  10. Мое отношение к жизни хорошо описывает посло­вица: «Семь раз отмерь — один раз отрежь».

  1. Я всегда плачу за проезд в общественном транспорте.

  2. Среди моих знакомых есть люди, которые пробо­вали одурманивающие токсические вещества Мне часто бывает трудно сделать работу к точно определенному.

  3. Я всегда выполняю обещания, даже если мне это невыгодно.

  4. Бывает, что мне так и хочется мысленно выругаться.

  5. Правы люди, которые в жизни следуют пословице: «Если нельзя, но очень хочется, то можно».

  6. Бывало, что я случайно попадала в неприятную ис­торию после употребления спиртных напитков.

  7. Я часто не могу заставить себя продолжать какое-либо занятие после обидной неудачи.

  8. Многие запреты в области секса старомодны, и их можно отбросить.

  9. Бывает, что иногда я говорю неправду.

  10. Терпеть боль назло всем бывает даже приятно.

  11. Я лучше соглашусь с человеком чем стану спорить

  1. Если бы я родилась в давние времена, то стала бы благородной разбойницей.

  2. Добиваться победы в споре нужно любой ценой.

  3. Бывали случаи, когда мои родители, другие люди выказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпила.

  4. Одежда должна с первого взгляда выделять челове­ка среди других в толпе.

  5. Если в кинофильме нет ни одной приличной дра­ки — это плохое кино.

  6. Бывает, что я скучаю на уроках.

  7. Если меня кто-то случайно задел в толпе, то я обя­зательно потребую от него

  8. Если человек раздражает меня, то готова высказать ему все, что я о нем думаю.

  9. Во время путешествий и поездок я люблю откло­няться от обычных маршрутов.

  1. Мне бы понравилась профессия дрессировщицы хищных зверей.

  2. Мне нравится ощущать скорость при быстрой езде на автомобиле и мотоцикле.

  3. Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, что­бы преступник ушел от преследования.

  4. Бывает, что я с интересом слушаю неприличный, но смешной анекдот.

  5. Мне нравится иногда смущать и ставить в нелов­кое положение окружающих.

  6. Я часто огорчаюсь из-за мелочей.

  7. Когда мне возражают, я часто взрываюсь и отвечаю резко.

  8. Мне нравится слушать или читать о кровавых преступлениях или о катастрофах.

  9. Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить не­которые правила и запреты.

  10. Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся.

  1. Я считаю вполне нормальным, если девушка курит.

  2. Мне нравится состояние, которое наступает, когда в меру и в хорошей компании выпьешь.

  3. Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимала, что сейчас не время и не место.

  4. Сигарета в трудную минуту меня успокаивает.

  5. Некоторые люди побаиваются меня.

  6. Я бы хотела присутствовать при казни преступни­ка, справедливо приговоренного к высшей мере наказания.

  7. Удовольствие — это главное, к чему стоит стремить­ся в жизни.

  8. Если бы я могла, то с удовольствием поучаствовала бы в автомобильных гонках.

  9. Когда у меня плохое настроение, ко мне лучше не подходить.

  10. Иногда у меня бывает такое настроение, что я гото­ва первой начать драку.

  11. Я могу вспомнить случай, когда я настолько разо­злилась, что схватила первую попавшуюся под руку вещь и сломала ее.

  1. Я всегда требую, чтобы окружающие уважали мои права.

  2. Мне бы хотелось из любопытства прыгнуть с пара­шютом.

  3. Вредное воздействие на человека алкоголя и таба­ка сильно преувеличивают.

  4. Счастливы те, кто умирают молодыми.

  5. Я получаю удовольствие, когда немного рискую.

  6. Когда человек в пылу спора прибегает к ругатель­ствам — это допустимо.

  7. Я часто не могу сдержать свои чувства.

  8. Бывало, что я опаздывала на уроки.

  9. Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом.

  1. Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест.

  2. Часто я не могу удержаться от спора, если кто-то не согласен со мной.

  3. Иногда случалось, что я не выполняла школьное домашнее задание.

  4. Я часто совершаю поступки под влиянием сиюми­нутного настроения.

  5. Бывают случаи, когда я могу ударить человека.

  6. Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался безнаказанным.

  7. Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых некоторые свои поступки.

  8. Наивные простаки сами заслуживают того, чтобы их обманывали.

  9. Иногда я бываю так раздражена, что громко кричу.

  10. Только неожиданные и опасные обстоятельства по­зволяют мне по-настоящему проявить себя.

  1. Я бы попробовала какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знала, что это не повре­дит моему здоровью и не повлечет наказания.

  2. Когда я стою на мосту, то меня так и тянет прыг­нуть вниз.

  3. Всякая грязь меня пугает или вызывает сильное от­вращение.

  4. Когда я злюсь, то мне хочется громко обругать ви­новника моих неприятностей.

  5. Я считаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных напитков.

  6. Я бы с удовольствием покаталась на горных лыжах с крутого склона.

  7. Иногда, если кто-то причиняет мне боль, то это бывает даже приятно.

  8. Я бы с удовольствием занималась в бассейне прыжками с вышки.

  1. Мне иногда не хочется жить.

  2. Чтобы добиться успеха в жизни, девушка должна быть сильной и уметь постоять за себя.

  3. По-настоящему уважают только тех людей, кто вызывает у окружающих страх.

  4. Я люблю смотреть выступления боксеров.

  5. Я могу ударить человека, если решу, что он серьезно оскорбил меня.

  6. Я считаю, что уступить в споре - значит показать себя со слабой стороны.

  1. Мне нравится готовить, заниматься домашним хозяй­ством.

  2. Если бы я могла прожить жизнь заново, то я бы хоте­ла стать мужчиной, а не женщиной.

  3. В детстве мне хотелось стать актрисой или певицей.

  4. В детстве я была всегда равнодушна к игре в куклы.

108. В детстве я была равнодушна к игре в куклы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Диаграмма 1.









Диаграмма 2.







Таблица 1.

Критерии диагностики

Возрастная

группа

яркое проявление акцентуации характера

нет проявления акцентуации характера


есть

склонность к деструктивному поведению

нет склонности к деструктивному поведению

11-12 лет (20 чел.)

50%

50%

0%

100%

13 – 16 лет (30 чел.)

56%

44%

56%

44%

Общее количество участников (50 чел.)

55%

45%

41%

59%































ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Анкета (необходимое подчеркнуть)



  1. Какой из 3 предметов наиболее необходим для вашей жизни?

ПК мобильный телефон телевизор



2. С какой целью вы используете Интернет?

для поиска информации; для отдыха; для общения; для учебы; для развлечения, иное_________.



3. Сколько времени вы проводите в сети – Интернет?

30 мин 1 час 2 часа 3 часа более 4 часов



4. Как часто вы предпочитаете развлечения интернета и компьютерные игры общению с друзьями?

часто редко выбираю общение с друзьями



5. Какие сайты вы чаще всего посещаете?

социальные сети, развлекательные, познавательные, информационные, тематические (какие).

  1. Какие социальные сети ты используешь чаще других?_________________

_______________________________________________________________

  1. Встечал ли ты в социальных сетях группы, где обсуждаются темы смерти? Да Нет.

  2. Участвуешь ли ты в подобных группах? Да Нет.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!