СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Негативное влияние СМИ на детей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа "Негативное влияние СМИ на детей"

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Негативное влияние СМИ на детей"»



Бюджетное образовательное учреждение «Больше-Туралинская средняя общеобразовательная школа»

Тарского муниципального района Омской области





Исследовательская работа по обществознанию на тему «Негативное влияние СМИ на развитие ребенка»



Выполнила: ученица 7 класса Аширмаметова Диана


Руководитель: учитель истории и обществознания

Ураева Маргарита Камильевна









2014г










Содержание

Введение………………………………………………………………3

Глава 1. Влияние СМИ……………………………………………...4

Глава 2. Опрос. Мировая проблема СМИ. Виды ее негативного влияния...................................................................5

2.1. Опрос………………………………………………..5

2.2. Интернет-зависимость…………………………..…..10

2.3. Телевизионная зависимость……………………..........12

2.4. Книги. Журналы. Газеты……….…………………....…..13 Глава 3. Современные дети и чтение………………......…..…..14

Глава 6.Рекомендации родителям и учителям по осуществлению контроля влияния СМИ на развитие ребенка…………………………………………….…………….......15

Заключение………………………………………………………….17

Список литературы………………………………………………………...18

Приложение………………………….………………………………….…...19























Введение

В настоящее время огромное психологическое влияние на сознание и формирование личности человека оказывают средства массовой информации (СМИ). Роль СМИ связана с их влиянием на различные этапы и стороны информационного процесса в обществе. Поток информации в современном мире настолько разнообразен и противоречив, что самостоятельно разобраться в нем не в состоянии ни отдельный человек, ни даже группа специалистов.

  СМИ сегодня – это мощный фактор воздействия на психологическое, социальное состояние людей, степень же влияние на молодежь – аудиторию с неокрепшим самосознанием, неустоявшимся мировоззрением – наиболее велика. 

  Проблема:
Негативное воздействие СМИ на процесс социализации ребенка.

Эта проблема является одной из наиболее важных и актуальных проблем современного российского законодательства. Обязанность государства создать ребенку "социальную ситуацию развития", среду общения, поле деятельности, адаптировать младшего школьника к современным условиям жизни, воспитать гражданина-патриота, сформировать чувство коллективизма и умение жить и работать в коллективе, воспитать инициативу, самостоятельность, профессиональную ориентацию, развить творческие способности, организовать интересный и плодотворный досуг.

Предметом исследования является влияние СМИ на сознание ребенка.

Объектом выступает ученик 5-8 класса.

Целью исследования является: осознать влияние средств массовой информации на ученика.

Автором была выдвинута гипотеза: сегодня каждый ребенок злоупотребляет средствами массовой информации, что негативно влияет на его развитие.


Задачи исследования:

  1. Изучить психолого-педогогическую, социологическую и методическую литературу по исследуемой теме


2. Определить степень влияния СМИ на ребенка, провести анкетирование в 5 -7 классах.

  1. Выявить наиболее и наименее используемый источник массовой информации (телевизор, журналы, газеты, книги, Интернет)

  2. Составить и систематизировать рекомендации для родителей и учителей по контролю воздействия современных СМИ на социальное развитие ребенка.












Глава 1. Влияние СМИ


Проблемами социализации детей занимались знаменитые американские антропологи Маргарет Мид, Ван Эвра и др. Они считают, что первостепенное условие, способствующее максимальному социализирующему влиянию СМИ на детей наиболее велико тогда, когда передачи смотрят в развлекательных целях и когда дети воспринимают их содержание как реалистичное, возможно из-за неспособности "критически мыслить" во время просмотра. Социализирующие эффекты особенно сильно сказываются на заядлых телезрителях, которые обладают скудной альтернативной информацией и небогатым релевантным жизненным опытом.

СМИ, особенно телевидение, - это крайне важные источники национальной и культурной социализации. Восприятие детьми реалий культуры, в которой они живут, является частично делом рук СМИ. Эта социализирующая роль телевидения может быть особенно значима в тех случаях, когда ребенок живет в обществе, отличающемся от того, в котором он родился.

Обеспокоенность вызывает общее время, которое дети и подростки проводят перед современными СМИ. Фонд Генри Кайзера выяснил, что одновременно молодежь использует более одного источника информации, а 8,5 часов информации поглощает за 6,5 часов. 

  • В среднем каждый ребенок 49 минут в день играет в видеоигры и тратит на общение с компьютером чуть более часа в день.


  • В двух третях семей в детских спальнях установлены телевизоры.


  • У 54% детей в комнатах есть видеомагнитофоны или DVD плееры, этот показатель 5 лет назад составлял 36%.


  • У 37% детей в комнатах есть кабельное или спутниковое телевидение.


  • Около 65% детей смотрят телевизор во время приема пищи.

Еще в последнее время психологам чаще приходиться сталкиваться с очень искаженным поведением детей. С одной стороны скованность и недоразвитие речи. С другой - сильная агрессивность и зашкаливающая демонстративность. Такой ребенок стесняется ответить на вопрос, но при этом не боится кривляться перед чужими взрослыми. Ведут себя неуправляемо, гипервозбудимы, невнимательны, модели плохого поведения их притягивают как магнит, а взрослого они будто не слышат. Эти дети обожают боевики и отказываются смотреть наши отечественные мультфильмы. Из-за их эмоциональной неразвитости, от их понимания ускользает содержание наших мультфильмов. Все эти дети с раннего возраста увлечены компьютером, телевизором.

Негативное влияние современных СМИ на развитие детей очевидно для специалистов.














Глава 2.Мировая проблема СМИ. Виды ее негативного влияния


2.1.Опрос


Для определения степени влияния СМИ на ученика 6-7 класса, применялся метод анкетирования. При опросе использовалась анкета, разработанная автором. Текст анкеты представлен в приложении.

В опросе участвовали 5, 6, 7, 8 классы Больше-Туралинской средней общеобразовательной школы» (18 учащихся)


Что предпочитают читать дети?

Исходя из нашего опроса видно, что в 5 классе больше читающих учеников, чем в 6,7,8классах.

В 7 классе дети часто используют газету, как источник информации.

Детские журналы и сканворды пользуются одинаковой популярностью.




Как часто они читают, помимо школьной литературы?

В 5 классе к внешкольной литературе дети обращаются каждый день, или 2-3 раза в неделю. А в 7 часть класса читает ее каждый день, другая часть менее раза в неделю.


Какие ТВ программы предпочитают смотреть дети?

Большая часть учащихся 5, 6, 7, 8 классов предпочитает смотреть музыкальные или развлекательные ТВ программы.

Информационные каналы предпочитают смотреть малое количество детей, всего 2 учащихся.

Для чего они смотрят телевизор?

Большинство детей включают телевизор для того чтоб посмотреть любимый фильм, сериал. Или используют его в целях отдыха.

Есть ли домашний Интернет?

Из нашего опроса видно, что всего у семерых обучающихся есть домашний интернет.

Как часто они пользуются его услугами?




Из 18 опрошенных учеников шестеро пользуются Интернетом ежедневно, пятеро человек 3-2 раза в неделю. Остальные раз в неделю.


С какой целью используется Интернет?

Виртуальным общением с друзьями привлекает Интернет учащихся, это и является главным фактором его посещения. На втором месте – поиск нужной информации, используемая для учебы.


Слушаю ли дети радио?

В наше время радио утратило свою популярность, как средство массовой информации. Ни один из 18 обучающихся его не слушает.

Материалы проведенных исследований позволяют не только оценить, как часто дети пользуются источниками СМИ, но и выявить, какими именно и в каких целях.

Радует то, что дети еще не забывают о книгах. Большинство опрошенных учеников читают и помимо школьной литературы. Есть дети, которые не берут в руки книги, их не привлекает чтение. Их заменяют детскими журналами, которые легко читаются и не требуют особых размышлений. Книга утрачивает свою популярность, но пока в разумных пределах.

Но и телевиденье книгам не уступает, и в отличие от него ТВ программы используются детьми, в основном, в развлекательных целях. Контрастные, эмоциональные рекламы детских товаров и игрушек порождают непреодолимое желание у детей купить, приобрести эти объекты – они словно становятся частью образа жизни. В любом случае шанс на избирательность никто у детей не отнимет, если они его сами не отдадут телевизионным шоуменам и рекламным воротилам.

Сильным соперником является Всемирная паутина. Виртуальным общением с друзьями привлекают детей социальные сети. Это и является главным фактором их посещения. На втором месте – поиск информации для учебы. Аспекты всемирной паутины разнообразны, и ответят на любой вопрос ребенка. Использовать сайты Интернета даже полезно, если в разумных пределах. Так как посещаемость Интернета набирает обороты у нас и во всем мире. И это видно по результатам опроса. Можно сформулировать рекомендации для родителей и учителей по контролю взаимодействия ребенка и Интернета, а так же ребенка и телевиденья.


2.2.Интернет-зависимость


Злоупотребление современными СМИ, в особенности Интернета, стало очень распространено в мире. Интернет-зависимость стала серьезной проблемой для здравоохранения, которую следует на официальном уровне признать медицинским заболеванием, полагает ведущий психиатр. 

По всему миру открываются клиники, специализирующиеся на лечении интернет-зависимости, где пациентов пытаются избавить от потребности в очередной "дозе" Интернета. Многие без всякой иронии заходят на гостевые странички организаций с названиями вроде Общество анонимных больных интернет-зависимостью.


2.3.Телевизионная зависимость


Группа украинских журналистов не так давно провела эксперимент: целые сутки сидели перед телевизором, старательно фиксируя все, что происходило на экране. За эти 24 часа журналисты насчитали 202 убийства, 160 драк, 66 пьянок и 300 других «черных» новостей. И всего лишь 20 благородных поступков, 45 хороших новостей и 74 шутки. Тем не менее, несмотря ни на что, оторвать от «ящика» народ по-прежнему невозможно. Телевизионная зависимость стала чуть ли не главной психологической проблемой основной массы населения.

Замечено, что у детей, привыкших сидеть у телевизора, слабеет память; они хуже соображают на уроках в школе, не могут сосредоточиться; у них нарушается сон; они становятся возбудимыми, раздражительными, обидчивыми. Ухудшаются и отношения с родителями, особенно если те требуют оторваться от экрана.

Есть семьи, где телевизор включается с утра, и «под него» проходит вся жизнь. Сериал сменяется новостями, потом — какими-то проблемными передачами, «авторскими» программами, потом опять новости, другой сериал, какое-нибудь шоу, боевик — вот и день прошел... Ребенок присутствует тут же, впитывая восприимчивой душой ту бездуховную пищу, которую навязывает ему домашний идол.

Потребляя эту пищу без разбора, телезрители постепенно теряют индивидуальность, нивелируются, обезличиваются. Как выразился один социолог, благодаря телевидению формируется новый антропологический тип, с низким уровнем интеллекта и нравственности.

Основная группа риска телевизионной зависимости — это дети. Помимо многократно описанного пагубного влияния на детей сцен насилия и телерекламы, опасность представляет то, что дети гораздо легче взрослых поддаются телевизионному трансу. В этом состоянии ребенок может часами неподвижно сидеть у телевизора, рассеянно поглощая любую экранную продукцию — от репортажей о политике до обсуждения достоинств новой овощерезки. Внезапное выключение телевизора приводит маленького теленаркомана в полную растерянность, как будто мир перевернулся с ног на голову. Состояние, в котором мозг не заполнен непрерывно мелькающими визуальными образами, кажется непривычным и пугающим. 
Даже если родители попытаются найти другие, более здоровые занятия для своего чада, это может поначалу вызвать у него бурный протест. Чтение книжек, прогулки и спорт не могут сразу начать доставлять ребенку удовольствие, если он привык к визуальным развлечениям. По мнению психологов, компенсировать отмену привычного наркотика могут только очень сильные переживания.


Итак, нашли распространение зависимости от телевиденья и Интернета, но зависимости от книг, любимых журналов и газет нет, или не так распространены.


2.4. Книги. Журналы. Газеты


Россия утратила статус «самой читающей страны в мире», и, по статистике, половина взрослого населения России не читает художественной литературы. Нация, утерявшая интерес к чтению, оказывается на грани культурной деградации, становится слабой и уязвимой. Сегодня книге приходится бороться за аудиторию с телевидением, кино, Интернетом. Но чтение – это не просто способ получения информации, это уникальный процесс, способный сделать из человека именно Личность, умеющую чувствовать, сопереживать, мыслить независимо.

Ключевые показатели





  • Ежедневно читают книги 22% россиян, от случая к случаю 42%, очень редко или никогда – 35%


  • Число читающих книги граждан за 13 лет снизилось c 80% до 65%


  • 79% россиян хотя бы иногда читают газеты и 64% - журналы


  • Самые читаемые жанры художественной литературы в России - классические историко-приключенческие романы (26%), русская и зарубежная классика (25%) и «женские» детективы (24%)


  • За 7 лет снизилось количество читающих детективы, ужасы и любовные романы и увеличилась доля интересующихся поэзией, классикой, историческими романами


  • Чаще всего книги для прочтения россияне берут у знакомых (51%) или покупают в оффлайн магазинах (46%)


  • Скачивают книги из Интернета или читают в онлайне 7% россиян, заказывают книги в сети 2%


  • У 44% опрошенных граждан домашняя библиотека насчитывает менее 100 книг, вообще не имеют книг дома 16% сограждан




Глава 3. Современные дети и чтение

В прошлом году социологи, психологи, издательства, Российская государственная детская библиотека провели исследования: читают ли современные дети?
Треть опрошенных (возраст 10–15 лет) ответили, что они «любят читать, но не хватает времени». 27,6% подростков сказали, что «читают много».
А примерно каждый десятый из опрошенных признался: «Читаю редко, не люблю».

Нынче смешно даже и говорить о том, что молодежи нечем заполнить досуг. Те эмоции, которые папы и мамы могли получить только из книги, нынешним тинэйджерам приносит кино, компьютерные игры и пр. Достаточно нажать две кнопки — и получай свой адреналин. Согласитесь, это гораздо проще, чем прочесть 700 страниц текста.

На сегодня количество проблем, связанных с детским чтением, продолжает расти. Пока что мы живем еще в рамках затухающей старой литературной традиции. Но это время стремительно уходит, что особенно заметно проявляется в читательской деятельности детей и подростков. В последние годы произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей и подростков, снижение их уровня грамотности. Педагоги полны тревоги по поводу упрощения и огрубления речи у школьников, примитивных штампов, которыми часто изобилуют их сочинения. Школьники не осваивают язык классического наследия, но хорошо осваивают разнообразные клише и формальный подход к классической литературе. Утрачивается не только культура чтения, но и культура речи, поскольку не осваивается значительная часть репертуара любимой ранее литературной классики, которая составляла значительную часть репертуара чтения детей и подростков. Так, снижение роли литературы в социализации детей и подростков, отчасти происходит и в связи с тем, что сегодня из репертуара чтения многих из них уже исчезли герои литературной классики. В то же время влияние "электронной культуры" на чтение усиливается.

Итак, в чтении детей и подростков сегодня происходят очень серьезные перемены, которые носят глубинный характер. Многие родители, педагоги, библиотекари по-прежнему ориентированы на старую литературную модель, тогда как большинство сегодняшних детей и подростков имеют совсем другие предпочтения и иное восприятие книжной культуры. Они относятся к книге не как к "учебнику жизни", а как к одному из средств информации и массовой коммуникации. Таким образом, в какой-то мере между поколениями происходит разрыв в передаче бытовавшей долгое время традиции освоения литературной культуры. Утверждается "новая модель" детского чтения — точнее, "новые модели" чтения для детей и подростков разных возрастов, и эта, изменившаяся реальность, ставит иные задачи воспитания юного читателя как "Человека читающего"


Глава 6.Рекомендации родителям и учителям по осуществлению контроля влияния СМИ на развитие ребенка.



  • Как правило, дети подражают образу жизни родителей. И если последние сами являются заложниками телеэкрана, телевизор присутствует в их жизни в  «фоновом» режиме, то начинать необходимо прежде всего со взрослых! Рекомендую обратиться к книге Райнера Пацлафа, в ней можно найти несколько практических советов, как освободиться от ТВ-зависимости. Также о правильном подборе телепередач и предотвращении телезависимости у детей читайте в книге "Медиадиета для детей".


  • В процессе музыкального воспитания учить детей анализировать современные эстрадные песни (лучше всего начать с песен, предпочитаемых детьми), развивая тем самым человека, способного критически мыслить, а не просто воспринимать всю ту информацию, которая поступает через СМИ. Особое внимание, на наш взгляд, следует уделять анализу текста песни, так как именно в нём заключено содержание основных идей, пропагандируемых автором, и, в дальнейшем, так легко усваиваемых младшим школьниками. С младшими школьниками нужно акцентировать внимание на нравственно-эстетическом аспекте анализа идеи песни, для этого можно задавать следующие вопросы:


    • чему учит нас эта песня?


    • к чему (каким поступкам) призывает?


    • зачем появилась эта песня?


    • Не будем забывать, что песня состоит из двух взаимосвязанных "компонентов": музыки и текста (слов), поэтому и анализировать мы их должны во взаимосвязи, одновременно противопоставляя друг другу. С этой целью можно задать вопрос: существует ли взаимосвязь между основной мыслью песни и музыкальным её воплощением?


  • Когда их дети, не успев прийти из школы, сразу включают телевизор и готовы смотреть его до поздней ночи. Дети должны знать определенные правила: сколько им смотреть телевизор, и какие программы, а родители должны строго следить за соблюдением этих правил. А лучше всего смотреть телепередачи вместе с детьми, обсуждать их, высказывать свое неодобрение, если герой ведет себя агрессивно. И, конечно же, следует контролировать просмотр детьми телепрограмм.


  • Хороший результат дает чтение перед сном. Ведь известно, что именно последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те 8 часов, когда человек спит, он находится под впечатлением этих событий.


  • Родители должны, помогать детям в выборе телепередач и ограничивать их времяпровождения у телевизора, но лучше, если дети будут делать (понимать) это сами, а именно не лениться просматривать программы на будущую неделю. Отбирать те передачи, которые полезно и интересно посмотреть ребенку. Общее время просмотра телепередач детьми до 7 лет не должно превышать 6-7 часов в неделю, детьми от 7 до 12 лет - 10 часов. Старайтесь, чтобы ребенок не смотрел телевизор более получаса подряд; беседовать со своими детьми на тему "Телевидение. Опасность. Дети", то есть попытаться объяснить ребёнку, почему существуют запретные телепередачи, и почему телевизор нельзя смотреть долго (вредно для здоровья и т.д.);


  • Родители и учителя обязаны объяснить и показать разницу между отечественной телепродукцией и зарубежной, то есть воспитывать у ребёнка патриотизм к своему Отечеству;


  • Если ребенок страдает игровой завистью, нужно постараться понять его и в какой-то мере разделить его интерес к компьютерным играм. Это не только сблизит ребенка с родителями, но и увеличит его доверие к ним, а значит, ребенок с большей уверенностью будет следовать советам родителей и с большим доверием делиться с ними своими проблемами. Критика воспринимается ребенком, как отказ родителей понять его интересы и потому вызывает замкнутость и в некоторых. Основной мерой предотвращения возникновения зависимости любого типа у детей является правильное воспитание ребенка. При этом важно не ограничивать детей в их действиях (например, запрещать те или иные игры), а объяснять, почему-то или иное занятие или увлечение для него не желательно.


  • Дети и подростки нуждаются в самовыражении. За неимением других средств выражения своих мыслей и энергии они обращаются к компьютеру и компьютерным играм, которые создают иллюзию реальности безграничных возможностей, лишенной ответственности. Такая иллюзия оказывает разрушительное действие на психику ребенка и нарушает его связь с родителями и сверстниками. Для того чтобы избежать возникновения привязанности ребенка к компьютеру нужно разнообразить круг его интересов и занятий. Этого можно достичь, например, при обращения внимания ребенка на спорт или различные виды искусств (музыка, рисование и пр.).


  • Разместите компьютер в общей комнате — таким образом, обсуждение Интернета станет повседневной привычкой, и ребенок не будет наедине с компьютером, если у него возникнут проблемы.


  • Используйте будильник, чтобы ограничить время пребывания ребенка в Сети — это важно для профилактики компьютерной зависимости.



  • Используйте технические способы защиты компьютера: функции родительского контроля в операционной системе, антивирус и спам-фильтр.




  • Просите никогда не давать информацию о себе, которая может указать, что это — ребенок. Вместо своей фотографии можно использовать рисованный аватар. Настраивать доступ к твоим фотографиям нужно только для самых близких людей. Не переходить по подозрительным ссылкам. Поддерживать дружбу только с теми, кого знаешь. Если во время общения в чате или переписке онлайн, какой-то незнакомец угрожает, задает неприятные вопросы или уговаривает на встречу в реальной жизни, то план действий такой: ничего не отвечать и немедленно сообщить об этом родителям! 



Если многие родители и учителя уже сейчас начнут борьбу против современных СМИ, то ещё не поздно изменить сложившуюся ситуацию в нашей стране.

Заключение

В целом, материалы исследований свидетельствуют, что современное СМИ изменяет и деформирует психику ребенка, воздействуя на воображение, давая новые установки и модели поведения. Компьютер и телевизор отбирает у детей их детство. Вместо активных игр, переживаний настоящих эмоций и чувств и общения со сверстниками и родителями, познания самого себя через окружающий живой мир, они часами проводят время возле экранов компьютера и телевизора.

Что касается физического развития, то просмотры телевизора также ведут к уменьшению времени, отводимого на занятия спортом. Дети, подолгу просиживающие перед телевизором, ведут малоподвижный образ жизни, часто едят во время просмотра телепередач. Что негативно влияет на здоровье ребенка, а стране нужны спортсмены.

Таким образом, предложенные на одном из этапов эксперимента рекомендации для родителей и учителей по учёту контроля и регуляции влияния СМИ на социальное развитие ребёнка, могут способствовать снижению степени влияния СМИ на развитие ребёнка.










Список литературы


1. «Как написать и представить исследовательскую работу» : Методическое пособие / Авторы-сост.: Л. П. Жуйкова, А.Р. Кадыров, Н.В Шубина; МОУ «КСОШ №2» - Куеда, 2005. – 81 с.

2. «American Journal of Psychiatry» (Американский журнал психиатрии)

3. Материалы сайта http://georgovic.ya.ru

4. Материалы сайта http://www.procatholic.ru

5. Материалы сайта http://proindigo.ru

















Приложение

Опросник.

1.Что ты предпочитаешь читать?


  • Книгу


  • Газету


  • Детские журналы, сканворды


2.Как часто ты читаешь, помимо школьной литературы?


  • Каждый день


  • 2-3 раза в неделю


  • Раз в неделю


  • Менее


3.Какие ТВ программы ты предпочитаешь смотреть по телевизору?


  • Информационные (Вести. ОРТ)


  • Развлекательные (СТС, Бибигон, Теленяня)


  • Музыкальные (MTV, Bridge Tv, Муз ТВ)


  • Юмористические(Comedy TV, Юмор ТВ, TNT)


4.Для чего ты смотришь телевизор?


  • Узнать что-то новое для себя


  • Посмотреть любимый фильм, сериал


  • Послушать музыку


  • Не знаю для чего, просто отдохнуть


5.Есть у тебя домашний Интернет?


  • Да


  • Нет


6.Как часто ты пользуешься его услугами?


  • Каждый день


  • 2-3 раза в неделю


  • Раз в неделю


  • Менее


7.С какой целью ты чаще всего используешь Интернет?


  • Для учебы, поиск нужной информации


  • Для общения с друзьями (ICQ, Контакт, Одноклассники)


  • Для поиска музыки, игр, и т.д.


8.Слушаешь ли ты радио?


  • Да


  • Нет


  • Редко




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!