Исследовательская работа
«Незнакомая знакомка или знакомая незнакомка»
Авторы: Корнев Павел Николаевич(1)
Полунина Анна Никитична(2)
Чумакова Валерия Евгеньевна(3)
Российская Федерация, Костромская область, Костромской район, с. Минское
МКОУ Костромского муниципального района Костромской области «Минская основная общеобразовательная школа», 6 класс
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ:
Я живу в лесной избушке,
Очень милая старушка.
Костяной стучу ногой.
Все зовут меня Ягой.
Татьяна Керстен
Слушая и читая сказки, мы привыкли, что Баба-Яга популярный сказочный персонаж, без которого обходится редкая сказка. Но, вот что интересно, Баба – Яга в русских народных сказках довольно противоречивое существо. Временами она – злобная ведьма – налетает на Русь, несёт с собой мор людей и падёж скота, похищает детей. Иной раз она – «гостеприимная» хозяйка, – и к ней заглядывают гости с Руси: одних Яга пытается съесть, других привечает, помогает советом и делом, предсказывает судьбу. Она может быть хитрой и смешной, коварной и доброй. Кто же это Баба-Яга?
Таким образом, цель нашего исследования – определить кто же она, Баба Яга - добрая ведунья или злая ведьма?
Задачи, которые мы поставили перед собой:
Изучить энциклопедическую литературу о Бабе Яге.
Прочитать русские народные сказки, в которых одним из персонажей является Баба Яга, проследить за образом Бабы –Яги.
Провести анкетирование среди детей и взрослых для выяснения отношения к этому неоднозначному персонажу.
Проанализировать и обобщить полученные данные, сделать вывод.
Наши предположения: Возможно, Баба Яга – злая колдунья, так как у неё страшный внешний вид, её все боятся, она всем вредит, водит дружбу с темными силами: Кощеем, котом Баюном, кикиморами, лешими и др.;
Возможно, эта старушка не так уж и проста. За злобной личиной прячется совсем другая сущность...
Наши первоначальные знания о Бабе Яге:
Она умеет колдовать, летать в ступе, живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, окружённой забором из человеческих костей с черепами. Очень вредная, хитрая, злая бабуленция отталкивающей наружности. Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей и зажаривает их в печи. Своих жертв она преследует в ступе, погоняя её пестом и заметая след помелом (метлой).
Что думают о ней люди? (было опрошено 38 человека: из них - 26 детей).
На вопрос – «Кто такая Баба-Яга, с вашей точки зрения, и как вы к ней относитесь?» - большинство считает Бабу-Ягу злым сказочным персонажем, а то и просто хулиганкой.
Причем, 30% опрошенных ее просто не любят. 42% - Баба-Яга нравится «не очень» и то, только за некоторые поступки. Но для 28%, среди которых, в основном, взрослые, она является любимым героем сказок. С Бабой-Ягой они даже согласны пообщаться.
Основные черты характера, которые были приписаны Бабе-Яге – злая, хитрая, вредная, непредсказуемая – с точки зрения детей. Взрослые считают ее мудрой, но не без вредности, и хитрой.
Замечание: Мы думаем, что детей слишком часто родители пугают Бабой-Ягой в раннем детстве, вот ее дети и не любят.
Что узнали нового:
1. Как переводится имя Баба Яга.
Яга - (Яга-баба, ягая баба, ягаби-ха, ягабова, ягая, ягинишна, ягиха, ягишна) — баба-яга, сказочный персонаж, обитающий в дремучем лесу; ведьма. (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона).
Ягарма - "наглая, сварливая баба" (по Далю). Связывают со словом ягать «кричать».
На языке Коми, слово «яг» означает бор, сосновый лес. Баба - это женщина (Нывбаба -молодая женщина). «Баба Яга» можно читать как женщина из бора-леса или лесная женщина.
В межэтнической культурной традиции Тобольского Севера название «яга» имело множество значений, основное из них - верхняя зимняя мужская и женская одежда.
Изучив различные словарные статьи, мы пришли к выводу, что однозначного толкования слова «Яга» нет, но мы придерживаемся версии, что Баба-Яга – это женщина в меховой одежде, которая живет в лесу.
2. В волшебных сказка обнаружилось несколько образов Бабы Яги:
1) Яга – воительница, с которой сражаются «не на жизнь, а на смерть»
2) Яга – похитительница (похищает маленьких детей)
3) Яга – помощница
а) Яга - советчица (сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью);
б) Яга - повелительница сил природы и животного мира (повелевает утром, вечером, ночью, ветром, волками, медведями, другим лесным зверьем);
в) Яга - покровительница (взявшая героя под свою опеку);
г) Яга - дарительница (одаривающая героя различными предметами или существами-помощниками).
4) Яга - прародительница.
5) Яга – ведунья, знахарка.
3. Разобрались с основными слухами, сопровождающими Бабу Ягу на протяжении всех сказок.
Слух 1: Баба-Яга живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, окружённой забором из человеческих костей с черепами.
На самом деле:
На русском Севере были распространены так называемые мельницы – столбовки: они вращаются вокруг своей оси на врытом в землю столбе. Этот механизм позволяет строению поворачиваться «задом и передом», совсем как избушка Бабы-Яги! В них имелись также ступы (крупорушки) для получения крупы.
Слух 2: Баба-Яга заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей и зажаривает их в печи.
На самом деле:
Согласно обычаям, в некоторых районах России, «если бабушке-повитухе почему-нибудь покажется, что новорожденный появился несколькими днями раньше на свет, то она замазывает ребенка по самую маковку в тесто, кладет этот пирог на хлебную лопату и всовывает на некоторое время в теплую печь с различными причитаниями». Там ребенок "допекался", становился сильнее и жизнеспособнее.
Подобным образом лечили детей постарше, если они заболевали: их сажали на лопату и осторожно подносили к горящей печи. В этом случае считалось, что болезни сжигаются и вместе с дымом выходят через трубу, а "заново перепеченный" ребенок становится более здоровым. Выполняла этот ритуал деревенская знахарка – местная Баба-Яга.
Слух 3: Гуси-лебеди для Бабы-Яги воруют детей.
На самом деле:
Люди уже забыли, что Баба-Яга обучала ленивых детей разным ремёслам и домашнему труду. Люди сами привозили к ней таких детей для обучения, либо их приносили на своих крыльях гуси-лебеди.
Обучала она и особо одарённых, способных детей понимать лес, понимать язык растений, птиц и зверей, обрядам почитания Стихий природы, всевозможным приметам, траволечению и многому-многому другому. Такие дети становились травниками, знахарями, целителями, лесниками, предсказателями, жрецами, кудесниками.
В результате нашей исследовательской работы мы:
прочитали ряд сказок про Бабу-Ягу, в т.ч. «Баба-Яга», «Гуси-лебеди», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Кащей Бессмертный» и др.
посмотрели мультфильмы по народным сказкам и кинофильм «Морозко» с Георгием Милляром в роли Бабы-Яги
нашли и прочитали море материалов про Бабу-Ягу в Интернете (например, http://ru.wikipedia.org - Википедия, http://www.slovoart.ru – культурно-просветительский журнал и т.д.)
изучили материалы мифологического словаря и энциклопедии русского фольклора
провели опрос по проблеме исследования среди детей и взрослых
проанализировали полученные результаты и пришли к выводам:
Русские народные сказки являются отражением народных мифов и поверий, забытых фактов из реальной жизни наших предков. Баба Яга - Хранительница рода, одна из главных жриц древних славян стала незаменимым персонажем волшебных сказок. Без нее в сказке ничего хорошего не сможет произойти: царевну не спасут, задание не выполнится, волшебный помощник не найдется, злые силы победят.
В современных сказках у Бабы Яги иногда бывает «злой образ». Сейчас люди забыли, что раньше Баба Яга была их помощницей и охранительницей. Когда люди разучились понимать лес и Природу, перестали жить с ними в ладу – они и к Бабе Яге стали относиться по-другому.
Но в старинных сказках остался добрый и мудрый образ Бабушки Яги – советчицы и дарительницы, воительницы и целительницы, охраняющей лес и границы между мирами, охраняющей покой сельских мирных жителей и всех лесных обитателей.
На самом деле, Баба Яга имеет как положительные, так и отрицательные черты, обладает житейской мудростью и ведет себя с хорошими людьми по-хорошему, а с плохими так, как они того заслуживают. Если человек добр, силен, умен и храбр, то ему открыт путь в волшебный мир, потому что только настоящий герой может вернуться с победой из царства Кощеева. Этому нас учат русские сказки и Баба Яга.
В ходе исследования мы доказали истинность выдвинутой гипотезы о том, что Баба- Яга может быть разной: и доброй и злой.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Мифологический словарь / М. Советская энциклопедия, 1991
Даль В.И. Энциклопедия русского слова. – М., 2002.
Капица Ф.С. Тайны славянских богов. – М., 2006.
Народные русские сказки / Из сб. А.Н. Афанасьева. – М., 1982.
Русские народные сказки / М., Детская литература, 1985
Святая Русь. Большая энциклопедия Русского народа / Платонов О.А. – М., 2004.
Устное народное творчество // Русская литература: Энциклопедия для детей. – М., 1998.
Этимологический словарь / Семенов А.В.- Москва, 2003.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. — М.: Терра, 2001 г