СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «НЕЗНАКОМАЯ ЗНАКОМКА ИЛИ ЗНАКОМАЯ НЕЗНАКОМКА»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  «НЕЗНАКОМАЯ ЗНАКОМКА ИЛИ ЗНАКОМАЯ НЕЗНАКОМКА» - посвящен сказочному персонажу Бабе-Яге. Работа заняла III место на районном этапе Семнадцатой областной научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее»  

Просмотр содержимого документа
«1. Титульный лист»


Семнадцатая областная научная конференция молодых исследователей

«Шаг в будущее»





ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«НЕЗНАКОМАЯ ЗНАКОМКА

ИЛИ

ЗНАКОМАЯ НЕЗНАКОМКА»





Российская Федерация, Костромская область, Костромской район, п.Минское



Авторы: Корнев Павел Николаевич(1)

Полунина Анна Никитична(2)

Чумакова Валерия Евгеньевна(3)

МКОУ Костромского муниципального района Костромской области «Минская основная общеобразовательная школа»,
6 класс



Научный руководитель: Кузнецова Елена Валерьевна,

учитель математики-физики МКОУ Костромского муниципального района Костромской области «Минская основная общеобразовательная школа»


Просмотр содержимого документа
«2. АННОТАЦИЯ»

Исследовательская работа

«Незнакомая знакомка или знакомая незнакомка»

Авторы: Корнев Павел Николаевич(1)

Полунина Анна Никитична(2)

Чумакова Валерия Евгеньевна(3)

Российская Федерация, Костромская область, Костромской район, с. Минское

МКОУ Костромского муниципального района Костромской области «Минская основная общеобразовательная школа», 6 класс

Аннотация

Объектом исследования является образ Бабы Яги в русских народных сказках.

Предметом исследования послужили тексты русских народных сказок, научные

исследования о Бабе Яге.

Цель работы — определить кто же она, Баба Яга - добрая ведунья или злая ведьма?

Актуальность исследования: совсем маленькими мы с удовольствием слушали и смотрели волшебные русские сказки о всевозможных чудесах и превращениях. Но сейчас вошли в моду все больше иностранные волшебные герои – Гарри Поттер, Шрек и другие… Нам кажется, что постепенно ребята забывают имена русских сказочных персонажей. Таким образом, мы можем потерять очень значимую часть нашей русской культуры. Изучая и сохраняя сказки, которые достались нам от наших предков, мы тем самым могли бы внести свой посильный вклад в сохранение культуры нашей малой Родины.

В процессе выполнения работы были использованы следующие методы исследования: размышления, чтение книг, просмотр мультфильмов и кинофильмов, опрос, анализ результатов.

Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках литературного чтения, при проведении классных часов и викторин.

В результате исследования мы пришли к выводу, что первоначально,  Баба Яга была положительным персонажем русской мифологии, хранительницей традиций, одной из наиболее значимых берегинь (в славянской мифологии богиня, породившая все). Значительно позже она превратилась в злобную страшную ведьму. На самом деле, Баба Яга имеет как положительные, так и отрицательные черты, обладает житейской мудростью и ведет себя с хорошими людьми по-хорошему, а с плохими так, как они того заслуживают. Если человек добр, силен, умен и храбр, то ему открыт путь в волшебный мир, потому что только настоящий герой может вернуться с победой из царства Кощеева. Этому нас учат русские сказки и Баба Яга.

Просмотр содержимого документа
«3. План исследования»

Исследовательская работа

«Незнакомая знакомка или знакомая незнакомка»

Авторы: Корнев Павел Николаевич(1)

Полунина Анна Никитична(2)

Чумакова Валерия Евгеньевна(3)

Российская Федерация, Костромская область, Костромской район

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Костромского муниципального района Костромской области «Минская основная общеобразовательная школа», 6 класс

План исследования:

Гипотеза:

Мы предположили, что привычное изображение Бабы Яги в русских волшебных сказках как злой и коварной старухи не соответствует действительности. На самом деле все намного сложнее и образ Бабы Яги гораздо многограннее

Описание метода

  • Организационный этап: Определение темы исследования. Формулировка целей, задач. Подбор материалов к исследовательской работе. Распределение заданий.

  • Основной этап: Чтение сказок с участием Бабы Яги, их анализ. Рассматривание иллюстраций, мультфильмов, в которых присутствует Баба Яга. Сбор информации, литературы. Проведение опроса среди учащихся школы и знакомых взрослых. Обработка информации. Совместное обсуждение результатов исследования. Оформление результатов исследования в форме презентаций.

  • Заключительный этап проекта: - анализ результатов исследования - оценивание работы по проекту - подведение итогов.

Библиография

  • Мифологический словарь / М. Советская энциклопедия, 1991

  • Даль В.И. Энциклопедия русского слова. – М., 2002.

  • Капица Ф.С. Тайны славянских богов. – М., 2006.

  • Народные русские сказки / Из сб. А.Н. Афанасьева. – М., 1982.

  • Русские народные сказки / М., Детская литература, 1985

  • Святая Русь. Большая энциклопедия Русского народа / Платонов О.А. – М., 2004.

  • Устное народное творчество // Русская литература: Энциклопедия для детей. – М., 1998.

  • Этимологический словарь / Семенов А.В.- Москва, 2003.

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. — М.: Терра, 2001 г

Просмотр содержимого документа
«4. Научная статья»

Исследовательская работа

«Незнакомая знакомка или знакомая незнакомка»

Авторы: Корнев Павел Николаевич(1)

Полунина Анна Никитична(2)

Чумакова Валерия Евгеньевна(3)

Российская Федерация, Костромская область, Костромской район, с. Минское

МКОУ Костромского муниципального района Костромской области «Минская основная общеобразовательная школа», 6 класс


НАУЧНАЯ СТАТЬЯ:

Я живу в лесной избушке, 
Очень милая старушка. 
Костяной стучу ногой. 
Все зовут меня Ягой. 
Татьяна Керстен


Слушая и читая сказки, мы привыкли, что Баба-Яга популярный сказочный персонаж, без которого обходится редкая сказка. Но, вот что интересно, Баба – Яга в русских народных сказках довольно противоречивое существо. Временами она – злобная ведьма – налетает на Русь, несёт с собой мор людей и падёж скота, похищает детей. Иной раз она – «гостеприимная» хозяйка, – и к ней заглядывают гости с Руси: одних Яга пытается съесть, других привечает, помогает советом и делом, предсказывает судьбу. Она может быть хитрой и смешной, коварной и доброй. Кто же это Баба-Яга?

Таким образом, цель нашего исследования – определить кто же она, Баба Яга - добрая ведунья или злая ведьма?

Задачи, которые мы поставили перед собой:

  • Изучить энциклопедическую литературу о Бабе Яге.

  • Прочитать русские народные сказки, в которых одним из персонажей является Баба Яга, проследить за образом Бабы –Яги.

  • Провести анкетирование среди детей и взрослых для выяснения отношения к этому неоднозначному персонажу.

  • Проанализировать и обобщить полученные данные, сделать вывод.

Наши предположения: Возможно, Баба Яга – злая колдунья, так как у неё страшный внешний вид, её все боятся, она всем вредит, водит дружбу с темными силами: Кощеем, котом Баюном, кикиморами, лешими и др.;

Возможно, эта старушка не так уж и проста. За злобной личиной прячется совсем другая сущность...

Наши первоначальные знания о Бабе Яге:

Она умеет колдовать, летать в ступе, живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, окружённой забором из человеческих костей с черепами. Очень вредная, хитрая, злая бабуленция отталкивающей наружности. Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей и зажаривает их в печи. Своих жертв она преследует в ступе, погоняя её пестом и заметая след помелом (метлой).

Что думают о ней люди? (было опрошено 38 человека: из них - 26 детей).

На вопрос – «Кто такая Баба-Яга, с вашей точки зрения, и как вы к ней относитесь?» - большинство считает Бабу-Ягу злым сказочным персонажем, а то и просто хулиганкой.

Причем, 30% опрошенных ее просто не любят. 42% - Баба-Яга нравится «не очень» и то, только за некоторые поступки. Но для 28%, среди которых, в основном, взрослые, она является любимым героем сказок. С Бабой-Ягой они даже согласны пообщаться.

Основные черты характера, которые были приписаны Бабе-Яге – злая, хитрая, вредная, непредсказуемая – с точки зрения детей. Взрослые считают ее мудрой, но не без вредности, и хитрой.

Замечание: Мы думаем, что детей слишком часто родители пугают Бабой-Ягой в раннем детстве, вот ее дети и не любят.

Что узнали нового:

1. Как переводится имя Баба Яга.

Яга - (Яга-баба, ягая баба, ягаби-ха, ягабова, ягая, ягинишна, ягиха, ягишна) — баба-яга, сказочный персонаж, обитающий в дремучем лесу; ведьма. (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона).

Ягарма - "наглая, сварливая баба" (по Далю). Связывают со словом ягать «кричать».

На языке Коми, слово «яг» означает бор, сосновый лес. Баба - это женщина (Нывбаба -молодая женщина). «Баба Яга» можно читать как женщина из бора-леса или лесная женщина.

В межэтнической культурной традиции Тобольского Севера название «яга» имело множество значений, основное из них - верхняя зимняя мужская и женская одежда.

Изучив различные словарные статьи, мы пришли к выводу,  что однозначного толкования слова «Яга» нет, но мы придерживаемся версии, что Баба-Яга – это женщина в меховой одежде, которая живет в лесу.

2. В волшебных сказка обнаружилось несколько образов Бабы Яги:

1) Яга – воительница, с которой сражаются «не на жизнь, а на смерть»
2) Яга – похитительница (похищает маленьких детей)
3) Яга – помощница

а) Яга - советчица (сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью);

б) Яга - повелительница сил природы и животного мира (повелевает утром, вечером, ночью, ветром, волками, медведями, другим лесным зверьем);

в) Яга - покровительница (взявшая героя под свою опеку);

г) Яга - дарительница (одаривающая героя различными предметами или существами-помощниками).
4) Яга - прародительница.

5) Яга – ведунья, знахарка.

3. Разобрались с основными слухами, сопровождающими Бабу Ягу на протяжении всех сказок.

Слух 1: Баба-Яга живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, окружённой забором из человеческих костей с черепами.

На самом деле:

На русском Севере были распространены так называемые мельницы – столбовки: они вращаются вокруг своей оси на врытом в землю столбе. Этот механизм позволяет строению поворачиваться «задом и передом», совсем как избушка Бабы-Яги! В них имелись также ступы (крупорушки) для получения крупы.

Слух 2: Баба-Яга заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей и зажаривает их в печи.

На самом деле:

Согласно обычаям, в некоторых районах России, «если бабушке-повитухе почему-нибудь покажется, что новорожденный появился несколькими днями раньше на свет, то она замазывает ребенка по самую маковку в тесто, кладет этот пирог на хлебную лопату и всовывает на некоторое время в теплую печь с различными причитаниями». Там ребенок  "допекался", становился сильнее и жизнеспособнее.

Подобным образом лечили детей постарше, если они заболевали: их сажали на лопату и осторожно подносили к горящей печи. В этом случае считалось, что болезни сжигаются и вместе с дымом выходят через трубу, а "заново перепеченный" ребенок становится более здоровым. Выполняла этот ритуал деревенская знахарка – местная Баба-Яга.

Слух 3: Гуси-лебеди для Бабы-Яги воруют детей.



На самом деле:

Люди уже забыли, что Баба-Яга обучала ленивых детей разным ремёслам и домашнему труду. Люди сами привозили к ней таких детей для обучения, либо их приносили на своих крыльях гуси-лебеди.

Обучала она и особо одарённых, способных детей понимать лес, понимать язык растений, птиц и зверей, обрядам почитания Стихий природы, всевозможным приметам, траволечению и многому-многому другому. Такие дети становились травниками, знахарями, целителями, лесниками, предсказателями, жрецами, кудесниками.

В результате нашей исследовательской работы мы:

  • прочитали ряд сказок про Бабу-Ягу, в т.ч. «Баба-Яга», «Гуси-лебеди», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Кащей Бессмертный» и др.

  • посмотрели мультфильмы по народным сказкам и кинофильм «Морозко» с Георгием Милляром в роли Бабы-Яги

  • нашли и прочитали море материалов про Бабу-Ягу в Интернете (например, http://ru.wikipedia.org - Википедия, http://www.slovoart.ru – культурно-просветительский журнал и т.д.)

  • изучили материалы мифологического словаря и энциклопедии русского фольклора

  • провели опрос по проблеме исследования среди детей и взрослых

  • проанализировали полученные результаты и пришли к выводам:

Русские народные сказки являются отражением народных мифов и поверий, забытых фактов из реальной жизни наших предков. Баба Яга - Хранительница рода, одна из главных жриц древних славян стала незаменимым персонажем волшебных сказок. Без нее в сказке ничего хорошего не сможет произойти: царевну не спасут, задание не выполнится, волшебный помощник не найдется, злые силы победят.

В современных сказках у Бабы Яги иногда бывает «злой образ». Сейчас люди забыли, что раньше Баба Яга была их помощницей и охранительницей. Когда люди разучились понимать лес и Природу, перестали жить с ними в ладу – они и к Бабе Яге стали относиться по-другому.

Но в старинных сказках остался добрый и мудрый образ Бабушки Яги – советчицы и дарительницы, воительницы и целительницы, охраняющей лес и границы между мирами, охраняющей покой сельских мирных жителей и всех лесных обитателей.

На самом деле, Баба Яга имеет как положительные, так и отрицательные черты, обладает житейской мудростью и ведет себя с хорошими людьми по-хорошему, а с плохими так, как они того заслуживают. Если человек добр, силен, умен и храбр, то ему открыт путь в волшебный мир, потому что только настоящий герой может вернуться с победой из царства Кощеева. Этому нас учат русские сказки и Баба Яга.

В ходе исследования мы доказали истинность выдвинутой гипотезы о том, что Баба- Яга может быть разной: и доброй и злой.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


  • Мифологический словарь / М. Советская энциклопедия, 1991

  • Даль В.И. Энциклопедия русского слова. – М., 2002.

  • Капица Ф.С. Тайны славянских богов. – М., 2006.

  • Народные русские сказки / Из сб. А.Н. Афанасьева. – М., 1982.

  • Русские народные сказки / М., Детская литература, 1985

  • Святая Русь. Большая энциклопедия Русского народа / Платонов О.А. – М., 2004.

  • Устное народное творчество // Русская литература: Энциклопедия для детей. – М., 1998.

  • Этимологический словарь / Семенов А.В.- Москва, 2003.

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. — М.: Терра, 2001 г












Просмотр содержимого документа
«5. Отзыв»

отзыв

на исследовательскую работу Корнева Павла Николаевича(1), Полуниной Анны Никитичны(2), Чумаковой Валерии Евгеньевны(3)

«Незнакомая знакомка или знакомая незнакомка»


Представленная на участие в конференции работа посвящена образу Бабы Яги в русских народных сказках. Ребята сами выбрали тему для исследования во время занятий внеурочной деятельности «Мы – проектируем» еще в 5 классе, сроком на одну четверть. Во время работы они показали умение вдумчиво читать, анализировать, высказывать свое отношение к прочитанному, применять уже имеющиеся умения, знания в поисках решений проблемных ситуаций, умение работать коллективно, самостоятельно находить материал на данную тему, делать выводы, проявили свои творческие способности. Результатом исследования представлена коллективно созданная презентация «Незнакомая знакомка или знакомая незнакомка».

В работе приведены обобщенные данные исследования - кто же она, Баба Яга – добрая ведунья или злая колдунья? В них очень точно отражена мысль, что образ Бабы Яги достаточно сложен и многогранен, он не ограничивается только отрицательными качествами, которыми обычно награждают старушку.

Презентация выполнена очень интересно, сопровождается красочными иллюстрациями. Чувствуется, что ребята поглощены темой, владеют материалом и умеют его представить в логически правильном порядке.

Работа очень актуальна. В современном обществе книгу заменил телевизор, отечественных сказочных героев – герои зарубежные, более агрессивные, грубые, чуждые нашему менталитету. А русские сказки являются источником вековой народной мудрости, передающейся от поколения к поколению. Эти произведения являются сокровищницей не только речи и языка, но и переживаний. Они обогащают и развивают духовный мир и эмоциональную сферу человека.

Исследовательские материалы ребят представляют интерес и могут быть представлены для участия в семнадцатой областной научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее».



Учитель математики-физики МКОУ «Минская

основная общеобразовательная школа» Е.В. Кузнецова

Просмотр содержимого документа
«programme»

Номинация (секция): Литература

Корнев Павел Николаевич(1), Полунина Анна Никитична(2), Чумакова Валерия Евгеньевна(3)

Костромская область, Костромской район, с. Минское, МКОУ Костромского муниципального района Костромской области «Минская основная общеобразовательная школа», 6 класс

Исследовательская работа «Незнакомая знакомка или знакомая незнакомка»

Научный руководитель: Кузнецова Елена Валерьевна, учитель математики-физики МКОУ Костромского муниципального района Костромской области «Минская основная общеобразовательная школа»


Просмотр содержимого презентации
«про Бабу Ягу»

Я живу в лесной избушке,   Очень милая старушка.   Костяной стучу ногой.   Все зовут меня Ягой.    Татьяна Керстен  Исследовательская работа  «Незнакомая Знакомка или  Знакомая Незнакомка» Выполнили ученики 6 класса МКОУ «Минская ООШ»: Корнев Павел, Полунина Анна,  Чумакова Валерия Р уководитель: Кузнецова Елена Валерьевна

Я живу в лесной избушке,  Очень милая старушка.  Костяной стучу ногой.  Все зовут меня Ягой.  Татьяна Керстен

Исследовательская работа «Незнакомая Знакомка или Знакомая Незнакомка»

Выполнили ученики 6 класса

МКОУ «Минская ООШ»:

Корнев Павел, Полунина Анна,

Чумакова Валерия

Р уководитель: Кузнецова Елена Валерьевна

Цель проекта:  Слушая и читая сказки, мы привыкли, что Баба-Яга популярный сказочный персонаж, без которого обходится редкая сказка. Но, вот что интересно, Баба – Яга в русских народных сказках довольно противоречивое существо. Временами она – злобная ведьма – налетает на Русь, несёт с собой мор людей и падёж скота, похищает детей. Иной раз она – «гостеприимная» хозяйка, – и к ней заглядывают гости с Руси: одних Яга пытается съесть, других привечает, помогает советом и делом, предсказывает судьбу. Она может быть хитрой и смешной, коварной и доброй. Кто же это Баба-Яга?  Таким образом цель нашего исследования – определить кто же она, Баба Яга - добрая ведунья или злая ведьма?

Цель проекта:

Слушая и читая сказки, мы привыкли, что Баба-Яга популярный сказочный персонаж, без которого обходится редкая сказка. Но, вот что интересно, Баба – Яга в русских народных сказках довольно противоречивое существо. Временами она – злобная ведьма – налетает на Русь, несёт с собой мор людей и падёж скота, похищает детей. Иной раз она – «гостеприимная» хозяйка, – и к ней заглядывают гости с Руси: одних Яга пытается съесть, других привечает, помогает советом и делом, предсказывает судьбу. Она может быть хитрой и смешной, коварной и доброй. Кто же это Баба-Яга?

Таким образом цель нашего исследования – определить кто же она, Баба Яга - добрая ведунья или злая ведьма?

Задачи:

Задачи:

  • Изучить энциклопедическую литературу о Бабе Яге.
  • Прочитать русские народные сказки, в которых одним из персонажей является Баба Яга, проследить за образом Бабы –Яги.
  • Провести анкетирование среди детей и взрослых для выяснения отношения к этому неоднозначному персонажу.
  • Проанализировать и обобщить полученные данные, сделать вывод.
Наши предположения: Возможно, Баба Яга – злая колдунья, так как у неё страшный внешний вид, её все боятся, она всем вредит, водит дружбу с темными силами: Кощеем, котом Баюном, кикиморами, лешими и др.; Возможно, эта старушка не так уж и проста. За злобной личиной прячется совсем другая сущность...

Наши предположения:

Возможно, Баба Яга – злая колдунья, так как у неё страшный внешний вид, её все боятся, она всем вредит, водит дружбу с темными силами: Кощеем, котом Баюном, кикиморами, лешими и др.;

Возможно, эта старушка не так уж и проста. За злобной личиной прячется совсем другая сущность...

Что мы о ней зна ли ? Баба Яга умеет колдовать, летать в ступе, живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, окружённой забором из человеческих костей с черепами. Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей и зажаривает их в печи. Своих жертв преследует в ступе, погоняя её пестом и заметая след помелом(метлой).

Что мы о ней зна ли ?

Баба Яга умеет колдовать, летать в ступе, живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, окружённой забором из человеческих костей с черепами. Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей и зажаривает их в печи. Своих жертв преследует в ступе, погоняя её пестом и заметая след помелом(метлой).

Что думают о ней люди?  Результаты анкетирования:  (было опрошено 38 человека: из них - 26 детей) На вопрос – «Кто такая Баба-Яга, с вашей точки зрения, и как вы к ней относитесь?» - большинство считает Бабу-Ягу злым сказочным персонажем, а то и просто хулиганкой. Причем, 30% опрошенных ее просто не любят. 42% - Баба-Яга нравится «не очень» и то, только за некоторые поступки. Но для 28%, среди которых, в основном, взрослые, она является любимым героем сказок. С Бабой-Ягой они даже согласны пообщаться. Основные черты характера, которые были приписаны Бабе-Яге – злая, хитрая, вредная, непредсказуемая – с точки зрения детей. Взрослые считают ее мудрой, но не без вредности, и хитрой. Замечание : Мы думаем, что детей слишком часто родители пугают Бабой-Ягой в раннем детстве, вот ее дети и не любят.

Что думают о ней люди? Результаты анкетирования: (было опрошено 38 человека: из них - 26 детей)

  • На вопрос – «Кто такая Баба-Яга, с вашей точки зрения, и как вы к ней относитесь?» - большинство считает Бабу-Ягу злым сказочным персонажем, а то и просто хулиганкой.

Причем, 30% опрошенных ее просто не любят.

42% - Баба-Яга нравится «не очень» и то, только за некоторые поступки.

Но для 28%, среди которых, в основном, взрослые, она является любимым героем сказок. С Бабой-Ягой они даже согласны пообщаться.

Основные черты характера, которые были приписаны Бабе-Яге – злая, хитрая, вредная, непредсказуемая – с точки зрения детей.

Взрослые считают ее мудрой, но не без вредности, и хитрой.

Замечание : Мы думаем, что детей слишком часто родители пугают Бабой-Ягой в раннем детстве, вот ее дети и не любят.

Что узнали нового: Имя : на языке Коми, слово « яг» означает бор, сосновый лес. Баба - это женщина (Нывбаба -молодая женщина). «Баба Яга» можно читать как женщина из бора-леса или лесная женщина. В межэтнической культурной традиции Тобольского Севера название «яга» имело множество значений, основное из них - верхняя зимняя мужская и женская одежда.  Таким образом, Баба-Яга – это женщина в меховой одежде, которая живет в лесу.

Что узнали нового:

Имя :

на языке Коми, слово « яг» означает бор, сосновый лес. Баба - это женщина (Нывбаба -молодая женщина). «Баба Яга» можно читать как женщина из бора-леса или лесная женщина.

В межэтнической культурной традиции Тобольского Севера название «яга» имело множество значений, основное из них - верхняя зимняя мужская и женская одежда.

Таким образом, Баба-Яга – это женщина в меховой одежде, которая живет в лесу.

В волшебных сказка х обнаружилось несколько образов Бабы Яги:    1) Яга - воительница.   2) Яга - похитительница.   3) Яга – помощница  а) Яга - советчица (сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью);  б) Яга - повелительница сил природы и животного мира (повелевает утром, вечером, ночью, ветром, волками, медведями, другим лесным зверьем);  в) Яга - покровительница (взявшая героя под свою опеку);  г) Яга - дарительница (одаривающая героя различными предметами или существами-помощниками).   4) Яга - прародительница.  5) Яга – ведунья, знахарка.

В волшебных сказка х обнаружилось несколько образов Бабы Яги:

1) Яга - воительница. 2) Яга - похитительница. 3) Яга – помощница

а) Яга - советчица (сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью);

б) Яга - повелительница сил природы и животного мира (повелевает утром, вечером, ночью, ветром, волками, медведями, другим лесным зверьем);

в) Яга - покровительница (взявшая героя под свою опеку);

г) Яга - дарительница (одаривающая героя различными предметами или существами-помощниками). 4) Яга - прародительница.

5) Яга – ведунья, знахарка.

Слух : Баба-Яга живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, окружённой забором из человеческих костей с черепами. На самом деле:

Слух : Баба-Яга живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, окружённой забором из человеческих костей с черепами.

На самом деле:

  • На русском Севере были распространены так называемые мельницы – столбовки : они вращаются вокруг своей оси на врытом в землю столбе. Этот механизм позволяет строению поворачиваться «задом и передом», совсем как избушка Бабы-Яги!
Слух : Баба-Яга  заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей и зажаривает их в печи.  На самом деле:  Согласно обычаям, в некоторых районах  России, «если бабушке-повитухе  почему-нибудь покажется, что  новорожденный появился несколькими  днями раньше на свет, то она замазывает  ребенка по самую маковку в тесто, кладет этот  пирог на хлебную лопату и всовывает на  некоторое время в теплую печь  с различными причитаниями».  Там ребенок  

Слух : Баба-Яга заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей и зажаривает их в печи.

На самом деле:

  • Согласно обычаям, в некоторых районах

России, «если бабушке-повитухе

почему-нибудь покажется, что

новорожденный появился несколькими

днями раньше на свет, то она замазывает

ребенка по самую маковку в тесто, кладет этот

пирог на хлебную лопату и всовывает на

некоторое время в теплую печь

с различными причитаниями».

Там ребенок  "допекался", становился сильнее и жизнеспособнее.

  • Подобным образом лечили детей постарше, если они заболевали: их сажали на лопату и осторожно подносили к горящей печи. В этом случае считалось, что болезни сжигаются и вместе с дымом выходят через трубу, а "заново перепеченный" ребенок становится более здоровым. Выполняла этот ритуал деревенская знахарка – местная Баба-Яга.
Выдержки из сказок:

Выдержки из сказок:

  • («Иван Быкович», русская народная сказка) «Стоит на опушке, на перекрёстке лесных дорог, избушка на курьих ножках. И скачут по тем лесным дорогам богатыри да Иваны-царевичи, все по своим делам: тот невесту ищет, тот в заморские земли торопиться.… Встанет конь перед избушкой, крикнет добрый молодец: «Избушка-избушка, повернись ко мне передом, к лесу задом!». Повернётся избушка, выглянет оттуда Баба Яга: «Тьфу-тьфу, русским духом пахнет! Здорово, милок! Зачем пожаловал? Дело пытаешь иль от дела летаешь?». И тут надо ответить так: «Здравствуй, бабушка! Вот только бы ты меня, добра молодца, сначала накормила-напоила да на постель уложила. Я бы улёгся, а ты бы и спрашивала». Кто с ней вот так вежливо поговорит, для того она всё сделает. А иной Иван-царевич возьмёт да и гаркнет: «Не твоё дело, старая! Неси мне быстрее еды, да чаю полный самовар, а то мечом голову отсеку!» Тут она его и сграбастает, как миленького…»
Слух: Гуси-лебеди для Бабы-Яги воруют детей. На самом деле:

Слух: Гуси-лебеди для Бабы-Яги воруют детей.

На самом деле:

  • Люди уже забыли, что Баба-Яга обучала ленивых детей разным ремёслам и домашнему труду. Люди сами привозили к ней таких детей для обучения, либо их приносили на своих крыльях гуси-лебеди.
  • Обучала она и особо одарённых, способных детей понимать лес, понимать язык растений, птиц и зверей, обрядам почитания Стихий природы, всевозможным приметам, траволечению и многому-многому другому. Такие дети становились травниками, знахарями, целителями, лесниками, предсказателями, жрецами, кудесниками.
Выдержки из сказок:

Выдержки из сказок:

  • («Молодильные яблочки», русская народная сказка) «Напоила Баба Яга Ивана-царевича, накормила, в баньке он помылся с дороги, попарился, выспался хорошенько на мягкой постельке; проснулся, и давай они с Бабой Ягой опять чай пить. А чай у неё вкусный, ароматный, с медком, с вареньем, на лесных травках. - Ну, сказывай, милок, откуда ты сам приехал и куда путь держишь. - Я, бабушка, такого-то царства, такого-то государства. Дай свою голову моим могутным плечам, направь на ум-разум, как добыть у девицы Синеглазки живой воды и молодильных яблок».
В результате нашей исследовательской работы мы:   прочитали ряд сказок про Бабу-Ягу, в т.ч. «Баба-Яга», «Гуси-лебеди», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Кащей Бессмертный» и др. посмотрели мультфильмы по народным сказкам  и кинофильм «Морозко» с Георгием Милляром  в роли Бабы-Яги.

В результате нашей исследовательской работы мы:

  • прочитали ряд сказок про Бабу-Ягу, в т.ч. «Баба-Яга», «Гуси-лебеди», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Кащей Бессмертный» и др.
  • посмотрели мультфильмы по народным сказкам

и кинофильм «Морозко» с Георгием Милляром

в роли Бабы-Яги.

  • нашли и прочитали море материалов про Бабу-Ягу в Интернете ( например, http :// ru.wikipedia.org - Википедия, http :// www.slovoart.ru – культурно-просветительский журнал и т.д .)
  • изучили материалы мифологического словаря и энциклопедии русского фольклора.
  • провели опрос по проблеме исследования среди детей и взрослых
  • проанализировали полученные результаты и пришли к выводам:
В итоге нашего исследования мы пришли к выводу:

В итоге нашего исследования мы пришли к выводу:

  • Русские народные сказки являются отражением народных мифов и поверий, забытых фактов из реальной жизни наших предков. Баба Яга - Хранительница рода, одна из главных жриц древних славян стала незаменимым персонажем волшебных сказок. Без нее в сказке ничего хорошего не сможет произойти: царевну не спасут, задание не выполнится, волшебный помощник не найдется, злые силы победят.
  • В современных сказках у Бабы Яги иногда бывает «злой образ». Сейчас люди забыли, что раньше Баба Яга была их помощницей и охранительницей. Когда люди разучились понимать лес и Природу, перестали жить с ними в ладу – они и к Бабе Яге стали относиться по-другому.
  • Но в старинных сказках остался добрый и мудрый образ Бабушки Яги – советчицы и дарительницы, воительницы и целительницы, охраняющей лес и границы между мирами, охраняющей покой сельских мирных жителей и всех лесных обитателей.
На самом деле, Баба Яга имеет как положительные, так и отрицательные черты, обладает житейской мудростью и ведет себя с хорошими людьми по-хорошему, а с плохими так, как они того заслуживают.  Если человек добр, силен, умен и храбр, то ему открыт путь в волшебный мир, потому что только настоящий герой может вернуться с победой из царства Кощеева. Этому нас учат русские сказки и Баба Яга.

На самом деле, Баба Яга имеет как положительные, так и отрицательные черты, обладает житейской мудростью и ведет себя с хорошими людьми по-хорошему, а с плохими так, как они того заслуживают.

Если человек добр, силен, умен и храбр, то ему открыт путь в волшебный мир, потому что только настоящий герой может вернуться с победой из царства Кощеева. Этому нас учат русские сказки и Баба Яга.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Про Бабу-Ягу  Говорят очень глупо:  Нога костяная,  Метелка да ступа.  И руки кривые,  И зубы торчком,  И нос очень длинный  И загнут крючком. Я облик сложившийся  Быстро разрушу:  Прошу заглянуть  В мою чистую душу.  И там вы такие откроете дали,  Каких никогда и нигде  Не видали. В душе я добра,  Хороша, справедлива...  Не так чтобы очень,  Но все же красива.  И в каждом я только  Хорошее вижу,  Я даже козявку  В душе не обижу. Но если внутри я добра  И прекрасна,  То сверху, снаружи,  Хитра и опасна.  Я в жизни любого из вас  Одолею,  А то и убью...  Но в душе пожалею...
  • Про Бабу-Ягу Говорят очень глупо: Нога костяная, Метелка да ступа. И руки кривые, И зубы торчком, И нос очень длинный И загнут крючком.
  • Я облик сложившийся Быстро разрушу: Прошу заглянуть В мою чистую душу. И там вы такие откроете дали, Каких никогда и нигде Не видали.
  • В душе я добра, Хороша, справедлива... Не так чтобы очень, Но все же красива. И в каждом я только Хорошее вижу, Я даже козявку В душе не обижу.
  • Но если внутри я добра И прекрасна, То сверху, снаружи, Хитра и опасна. Я в жизни любого из вас Одолею, А то и убью... Но в душе пожалею...

Эдуард Успенский

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Мифологический словарь / М. Советская энциклопедия, 1991
  • Даль В.И. Энциклопедия русского слова. – М., 2002.
  • Капица Ф.С. Тайны славянских богов. – М., 2006.
  • Народные русские сказки / Из сб. А.Н. Афанасьева. – М., 1982.
  • Святая Русь. Большая энциклопедия Русского народа / Платонов О.А. – М., 2004.
  • Устное народное творчество // Русская литература: Энциклопедия для детей. – М., 1998.
  • Этимологический словарь / Семенов А.В.- М., 2003.
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. — М.: Терра, 2001 г


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!