СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по деятельности М.Горького на конкурс "Отечество"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нижний Новгород славен традициями благотворительности. Одним из таких инициатором помощи бедным был наш земляк Максим Горький.  Он организовывал разные благотворительные проекты, одним из которых являлись так называемые «горьковские» ёлки. Горьковская ёлка – это главный новогодний праздник нашего города! Вместе с ним мы проводим старый и встретим Новый год!

В 2018 году исполняется 150 лет со дня рождения известного писателя.

В этом году в преддверии знаменательной даты возобновили  традицию Горьковских ёлок, возникшую благодаря писателю-соотечественнику. Отличительной чертой Горьковских ёлок всегда была благотворительность: для гостей устраивали чаепитие с калачами и пряниками, а бездомным раздавали тёплые вещи.

 

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по деятельности М.Горького на конкурс "Отечество"»

Областной конкурс «Отечество»

Номинация «Нижний Новгород – родина великого

писателя А.М. Горького»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №96

Канавинского района

г. Нижнего Новгорода



Исследовательская работа

«Горьковские» ёлки.

Мамедова Айтек Талех кызы,

ученица 7 класса «Б»

Руководитель: Андронова Елена Борисовна,

учитель русского языка и литературы





г. Нижний Новгород

2017г.



Содержание

  1. Введение…………………………………………………………3

  2. Глава 1. Горький и благотворительность……………………...5

  3. Глава 2. История новогодних елок в Нижнем Новгороде……7

  4. Глава 3. Горьковские благотворительные ёлки………………11

  5. Заключение……………………………………………………...25

  6. Список литературы…………………………………………......26

  7. Приложение…………………………………………………......27

























Введение

Самый любимый праздник всех, и детей, и взрослых, - Новый Год. Конечно, в эти дни каждый ждет какого-то чуда. К сожалению, не у всех детей есть родители или не у всех родителей есть возможность побаловать ребенка чем-то особенным в честь праздника. И хорошо, когда находятся меценаты, помогающие в этих случаях, дарящие детям сказку.

Нижний Новгород славен традициями благотворительности. Одним из таких инициатором помощи бедным был наш земляк Максим Горький. Он организовывал разные благотворительные проекты, одним из которых являлись так называемые «горьковские» ёлки. Горьковская ёлка – это главный новогодний праздник нашего города! Вместе с ним мы проводим старый и встретим Новый год!

В 2018 году исполняется 150 лет со дня рождения известного писателя.

В этом году в преддверии знаменательной даты возобновили традицию Горьковских ёлок, возникшую благодаря писателю-соотечественнику. Отличительной чертой Горьковских ёлок всегда была благотворительность: для гостей устраивали чаепитие с калачами и пряниками, а бездомным раздавали тёплые вещи.

Но на приглашении на горьковскую ёлку в Литературный музей им. Горького значится: стоимость билета от 1000 рублей.

Таким образом, возник вопрос, как получилось, что некогда благотворительные елки стали платными?

Цель исследовательской работы – восстановление памяти об исторических «горьковских» елках, сбор свидетельств о том, как они проходили, как их организовывали.
При подготовке работы были собраны воспоминания и статьи М.Горького.
Предмет исследования: история «горьковских» елок.
Объект исследования: «горьковские» елки.
На основе цели, предмета и объекта исследования была сформирована гипотеза: 
знание истории своего города, его прошлого помогает лучше оценить настоящее, воспитывает любовь и уважение к людям труда. 
Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 
1. Изучить имеющиеся по данной теме материалы в архивах и библиотеках города.
2. Узнать, как организовывалась «горьковская» елка, как проходила, для каких детей.
Актуальность.  Каждый гражданин должен знать историю своей малой родины, преумножать её богатства, заботиться о её будущем. Без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего.   
 Практическая значимость работы заключается в том, что собранные материалы расширяют наши представления о быте, укладе жизни наших предков. Работа может быть использована на уроках истории, уроках краеведения – изучения истории и географии родного края.
Методы: изучение архивных данных, статей М.Горького, сбор фотографий.










Глава 1. Горький и благотворительность
Имя Максима Горького неразрывно связано с Нижним Новгородом, ведь наш город несколько десятилетий гордо носил его имя (1932 -1990 г.г.). С именем Горького в Нижнем Новгороде связанно огромное количество мест: домик Каширина, Литературный музей им. М. Горького, ул. Горького, пл. Горького и т.д. А сколько произведений у знаменитого писателя, и на их страницах улочки, скверы, набережные, дома нашего родного города. Читаешь его рассказы, узнаешь знакомые места, и гордость берет, что наш город благодаря творчеству М.Горького стал знаменит на весь мир!

Был Максим Горький и благотворителем и инициатором помощи малоимущим, большую заботу проявлял к босякам и бурлакам, жившим в районе нынешней Скобы, не имевшим постоянного заработка и попадавших из-за этого в долговые ямы. Сам переживший с детства и юности все тяготы нищеты, Горький не мог пройти мимо обездоленных и нищих, мимо городской бедноты и их проблем. У М.Горького было много благотворительных проектов:

1899 год — участие в организации бесплатного детского катка на Звездинском пруду;

В 1901 году по инициативе Горького было открыто уникальное заведение — чайная-читальня «Столбы» для босяков на улице Миллионной (ныне улица Кожевенная, 11), в районе, где традиционно было много приютов, ночлежек и трактиров для бездомных. По воскресеньям здесь устраивались литературно-музыкальные чтения, концерты и лекции, в которых активно участвовал Алексей Максимович;

При участии Горького, Шаляпина и его друга архитектора Малиновского был осуществлен и другой крупнейший замысел — строительство Народного дома, где в 1903 году был организован народный театр;

В 1907 году на средства Горького и Шаляпина была построена школа в деревне Александровке;

При содействии писателя был открыт книжный магазин на улице Большой Покровской;

Горький сделал вклад и в формирование фондов Нижегородской публичной библиотеки, подарив ей около тысячи книг;

Горький сыграл значительную роль в комплектовании коллекции художников начала ХХ века Нижегородского государственного художественного музея, благодаря чему в нее вошли картины Б. М. Кустодиева, Н. К. Рериха, М. В. Нестерова, Л. В. Туржанского, А. А. Рылова, В. Н. Яковлева, П. П. Кончаловского, С. А. Сорина, Г. В. Ярцева и др.;[8]1

«Горьковские» ёлки стали самыми большими благотворительными мероприятиями в городе.

Максим Горький не просто родился и жил в городе, на протяжении многих лет он принимал непосредственное участие в развитии города, показав пример действенного человеколюбия, заботы о своей малой родине, трепетного отношения к ее судьбе.









Глава 2. История новогодних елок в Нижнем Новгороде

Скоро самый любимый праздник всей детворы - Новый год .В эти дни почти в каждом доме стоит украшенная елка, дети получают сладости, гурьбой ходят то на одно, то на другое праздничное мероприятие. Даже сложно представить, что так было не всегда.

Традицию украшать под Новый год елку вводит в России Петр Первый. Но она не прижилась – еловые ветки больше ассоциировались с проводами покойника на погост. Так что елки, украшенные игрушками и сладостями, в те времена стояли в основном в домах иностранцев – и считались в первую очередь рождественскими. Новый год тогда был праздником второстепенным.

Лишь ближе к середине XIX века праздник возвращается. Конечно, доступно это было в первую очередь богатым семьям. Но вскоре появились и благотворительные елки, которые организовывались специально для того, чтобы порадовать в честь праздника детей бедноты.

В Нижнем Новгороде история новогодних елок начинается с конца XIX века. С середины 1890-х годов нижегородский Дом трудолюбия, располагавшийся на углу улиц Варварской и Мистровской (сейчас – улица Академика Блохиной), возглавил известный домовладелец Николай Федорович Киршбаум. Тогда же он начал организовывать в канун Рождества и Нового года праздник для детей служащих и рабочих Дома трудолюбия. В большом зале нынешнего Нижполиграфа устанавливали большую елку, каждый ребенок обязательно получал в подарок пакет с лакомствами и игрушку, а самые нуждающиеся – одежду, обувь и учебники.[1]2

Расцвет елок связан с именем знаменитого писателя Максима Горького. Накануне 1900 года писатель через газету обратился к нижегородцам с предложением собрать для детей подарки – сладости, обувь, одежду. Праздник провели в зале городской управы 4 января 1900 года (по новому стилю – 16 января), и на нем собрались 500 детей из самых нуждающихся семей. На следующий год количество приглашенных ребят решено было увеличить, и последующие рождественские елки проходили уже в Военном манеже в кремле. На них присутствовали от 1200 до 2000 детей.

В начале XX века рождественских елок в Нижнем Новгороде становится все больше. Нижегородские купцы всегда жертвовали на благотворительность немало денег, а уж в преддверии главного праздника в году и вовсе не скупились. Например, с 1906 года при Живоносновском церковно-приходском попечительстве начинает действовать приют для призрения бедных детей «Миллиошки» - нынешней улицы Рождественской и ее окрестностей, в те времена бывших местом обитания городской бедноты и босяков. Попечительницей приюта была жена известного в городе купца Зайцева, и именно она помогала устраивать елки, присылала игрушки и гостинцы для детей.

Вскоре после революции елки внезапно оказались под запретом – в 1926 году ЦК ВКП(б) обычай устанавливать рождественскую ель назвали антисоветским, началась активная кампания против любых проявлений религиозности. Однако уже накануне Нового 1936 года к елкам решено было вернуться – и началось все с небольшой заметки партийного деятеля Павла Постышева в газете «Правда». Он предложил организовать к празднику для детей хорошую елку. По всей стране начали восстанавливать или открывать новые фабрики елочных игрушек. В городе Горьком возникла Горьковская промысловая артель «Детская игрушка», которая существует до сих пор – правда, уже под другим названием.[1]3

Вместо золотой вифлеемской звезды новогоднюю елку увенчала звезда красная, советская. А сами игрушки начали отражать эпоху – на смену традиционным конфетам и фруктам пришли пионеры, горны, октябрятские звездочки, даже лица членов Политбюро. А потом грянула война. Но даже в самые тяжелые времена Новый год все же стремились отпраздновать.

1 января 1944 года корреспондент «Известий советов депутатов трудящихся СССР» передавал из Горького: «На площадях горят елки. На улицах, несмотря на затемнение, толпы народа. Горьковчане встречают Новый год. Встречают они его с неплохими успехами. Вся промышленность города досрочно выполнила годовой план. По социалистическому обязательству горьковчане дали сверх плана десятки видов вооружения, на конвейер уже подана 500-я автомашина, которой заканчивается сверхплановый счет автозаводцев. Закончив досрочно декабрьский и годовой планы, автозаводцы стремятся с первого дня Нового года работать точно по графику».

После войны первостепенной задачей стало восстановить лежавшие в руинах города и села, обеспечить измученное войной население едой и жильем. Но, несмотря на все сложности, проведению новогодних елок в первые послевоенные зимние каникулы уделили особое внимание. В Горьком елки устраивались буквально везде – в школах, районных и городских отделах образования, комсомольских и профсоюзных организациях, а некоторые учителя даже проводили мероприятия у себя дома! Все это было абсолютно бесплатно, поэтому посетить праздник мог любой ребенок. Активисты заранее прописывали сценарий, украшали залы, а дети вместе с взрослыми готовили выступления.







































Глава 3. Горьковские благотворительные ёлки

Наш знаменитый земляк, Максим Горький, входил в состав множества общественных комиссий, затевал различные благотворительные проекты, стремился помогать детям из городской бедноты. Но новогодние праздники вызывали у Максима Горького потребность организовать для бедной нижегородской детворы нечто особенное.

Впервые мысль организовать благотворительную ёлку для бедных ребятишек пришла Алексею Максимовичу в 1899 году. Приближалось Рождество. Вокруг царило предпраздничное оживление. В витринах магазинов сверкали елочные игрушки, ватные Деды Морозы, на улицах пахло хвоей.

А у тысячи ребят из городской бедноты никогда не было дома зеленого праздничного дерева. Алексей Максимович хорошо помнил, что значит детство без сладкого, подарков, праздников.

В газете «Нижегородский листок» появляется статья, написанная Горьким:

«Скоро наступят праздники. Наши дети — дети более обеспеченной части городского населения — получат подарки; для многих из них устроятся елки; они будут посещать театр, концерты и получат всевозможные удовольствия.

Но как проведут праздники дети необеспеченной части городского населения, дети полуодетые, полуобутые, голодные, живущие в сырых, грязных и холодных помещениях, вечные свидетели и участники тяжкой безысходной борьбы за самое жалкое и скудное существование? Кто позаботится о них, кто, хотя чем-нибудь, придет им на помощь в их самых существенных нуждах, кто даст им теплую обувь, платье, кто их накормит, хотя бы раз в году, досыта, а тем более, кто, хотя каким-нибудь удовольствием, скрасит их безотрадную жизнь?

Вспомним все это и устроим, по мере сил, праздник для детей наших обездоленных братьев! Я покорнейше прошу редакцию открыть подписку на елку для бедных детей. На собранные средства, а они несомненно будут собраны,— можно будет во время праздников устроить елку с раздачей бедным детям обуви, белья, теплого платья и всего того, что представляется возможным; можно будет накормить их сытным обедом...» [ 3]4

В редакцию «Нижегородского листка» и на квартиру к Пешковым стали поступать пожертвования — вещи, продукты и деньги. На столах, стульях, диване — куски ситца, бумазеи. Екатерина Павловна Пешкова и ее друзья без устали шьют детские рубашки, платья, мешочки для подарков. Всюду ящики, коробки, картонки.
Алексей Максимович неутомимо хлопочет. Он добивается от городских властей разрешения на елку, готовит помещение, добывает деньги. Еще забота — как найти среди нижегородской бедноты пятьсот самых бедных, самых обездоленных ребятишек?
Наконец приготовления окончены. 4 (16 – по новому стилю) января 1900 года  в зале городской управы (в советское время — Дом работников просвещения, сейчас — Центр эстетического воспитания детей Нижегородской области)  собрались 500 ребят из самых нуждающихся семей. Отбирать участников новогоднего праздника помогали революционно настроенные гимназисты и студенты.

Бледные, грязные, в рваных и длинных, не по росту, одежках, они переминались, с волнением ожидая, когда распахнутся двери залы.
Двери открылись, и невиданное зрелище предстало перед детьми. Огромная елка, празднично украшенная, сверкала огнями. Стояли длинные столы с подарками. Гости растерялись, они кружились по залу нестройным пестрым потоком, переговаривались, покашливали грустно и жалобно. Потом вдруг умолкли. Какая-то недетская степенность и сдержанность появилась в их движениях. Только глаза, жадные и строгие, выдавали волнение.
Внимание Алексея Максимовича привлек маленький семилетний человечек с огромным, вздутым животом. «Видно, ест все больше хлеб с водой или пустую картошку,— подумал Алексей Максимович.— Челюсть кривая, рот кривой, белые губы. Зубы крупные и неправильные. А серые глаза так смотрят, будто прожил мальчик на земле не семь лет, а семьдесят».
«Алексей Максимович подошел к нему.
— Как зовут тебя? — спросил он.
— Андрюша...
Андрюша был такой маленький, что Алексей Максимович, опасаясь, как бы его не раздавили в толпе, поднял мальчика на руки и посадил на стул, спиной к елке. Андрюша медленно повернулся, взглянул на елку и, деловито шмыгнув носом, тихо спросил:
— Гостинцев, слышь, дадут?
— Дадут! — весело ответил Алексей Максимович.
Андрюша молча кивнул головой. Он сидел на стуле, крепко держась за него руками, и серьезно, не мигая, смотрел, как в дверь один за другим входили ребятишки. Алексей Максимович хотел еще о чем-то спросить его, но в этот момент какая-то девочка, видно испугавшись чего-то, заревела истошным голосом: «К ма-ме ме-еня-а!» — и Алексей Максимович кинулся к ней. Он взял ее на руки, пошел с ней к елке, обещал гостинцев дать, подарить материю на платье. Девочка умолкла, доверчиво прижавшись к нему.
— Много гостинцев дашь? — деловито спросила она.
— Мешок...
— И на платье дашь?
— И на платье...
Она вздохнула, помолчала и снова спросила:
— Не обманешь?
У Алексея Максимовича горестно сжалось сердце. «Шесть лет от роду,— подумал он,— а уже знает, что люди могут обмануть!» Заверив девочку, что сдержит свое обещание, он спустил ее с рук и пошел по залу.
Перед ним возник рыжий, вихрастый мальчонка. Важно заложив руки за спину и поводя курносым носом, он стоял неподвижно, как столбик, только глаза бойко бегали.
— А тебя как зовут? — спросил Алексей Максимович.
— Петькой зовут! А что? — развязно ответил мальчик.
— Так... Грамотный?
— Нету...— И вдруг тревожная тень пробежала по его лицу.— А разве только грамотным гостинцев дадут?— обеспокоенно спросил он, и в голосе его зазвенели слезы.
— Нет, нет, всем дадут...— поспешно ответил Алексей Максимович, боясь, что гость разревется.— А ты с кем пришел?
— Один...
— Мать-то есть у тебя?
— Пьяная она сегодня...
Алексей Максимович оглянулся — слышали ли другие ребята? Но никто не обратил внимания на Петькины слова: эка невидаль — мать пьяная! Этим детям хорошо знакомы и пьяные побои, и ругань, и крики.
Началась раздача подарков,— подарки щедрые: пирог, мешок гостинцев, сапоги, рубаха или платье, кофта, шапка, платок. И снова детн растерялись: одни от радости плакали, другие, прижимая к себе свои сокровища, бросились бежать — а вдруг отнимут? Третьи, усевшись тут же, на полу, стали жадно поедать сладости.
Алексей Максимович глядел на них и не мог удержать слез. «Что будет с этими детьми? Кому из них суждено в ближайшие годы умереть от кори, тифа, скарлатины, дифтерии, холеры? А кому от холода, голода и грязи? А те, кто выживет, кем они станут? Пьяницами, ворами? Или вьючными животными, как их отцы»,— думал он.
Он провел широкой ладонью по мокрому лицу, вытер слезы, оглянулся.
В воздухе мелькали пестрые конфетные бумажки. Раздавалось веселое щелканье орехов.
— У тебя сколько конфет в мешке? — услышал Алексей Максимович.
— Шашнадцать! Здорово дают, черти!
Алексей Максимович улыбнулся и подошел к двум татарчатам. Они сидели на полу и примеривали полученные в подарок сапоги. Одному из них сапоги оказались малы. Он грустно вертел их, оглядывался, словно искал кого-то. Мимо прошел мальчуган с большими ботинками под мышкой. Татарчонок остановил его. Алексей Максимович видел, как они о чем-то деловито разговаривают, торгуются — и вот ботинки уже на ногах татарчонка, а сапоги в руках русского мальчугана».[5]5
«Но ведь это лишь ничтожная часть бедноты нашего города,— думал Алексей Максимович.— А сколько их таких по всей России?! Им не в чем ходить в школу, не на что купить книги. А как помочь тем, кто постарше? Кто трудится изо всех своих маленьких сил, чтобы принести в дом лишнюю копейку...»[5]6

Это новогоднее празднество получилось веселым и доставило маленьким беднякам большую радость, но натолкнуло писателя на грустные  размышления. Горький хорошо понимал, что елка — это только краткий светлый миг в безрадостном детстве ребят. Эту тему он развил и в статье «Нечто о елке» в газете «Нижегородский листок»: «Много было хорошего на этом славном детском празднике… но все-таки — больше грустного!» Уже седьмого ноября он писал в «Нижегородском листке»:
«Дети будут собраны с окраин в возрасте от 6 до 12 лет. Хочется всем им дать какой-либо существенный подарок и устроить хороший, радостный день для них. Нет сомнения, что добрые люди города отнесутся к этой затее так же хорошо и горячо, как они отнеслись в прошлом году».
Но «добрые люди» не торопились жертвовать деньги. Сбор средств шел медленно, купцы не желали раскошеливаться. М. Горький пишет призыв: «Вносите средства на елку для детей самых обездоленных, для детей окраин». [3]7

А в Москву Станиславскому из Нижнего летит просьба:

«Дорогой Константин Сергеевич! Я к Вам — с просьбой о помощи. Вот в чем дело: «по примеру прежних лет» затеял я в этом году елку на 1000 человек детей самого несчастного качества, т. е. для трущобных жителей в возрасте от 6 до 12 лет, и лишь для тех, которые в школах не учатся и ни в каких елках не участвуют. Самый обор! И, кажется, я провалился. В прошлом году елка у меня была на 500, и пожертвований хватило, а в этом — увы! По сей печальной причине прошу и умоляю Вас — походатайствуйте пред С. Т. Морозовым о помощи нам, нижегородцам. Не может ли он, милостивец, дать нам тряпочек для подарков на штанишки и рубашонки детям? «Всякое даяние благо», даже и кредитная бумага. Постарайтесь, дорогой Константин Сергеевич, а то мы будем поставлены в смешную необходимость дать голодным и голым детям — по конфетке только. Умоляю. Посодействуйте чем возможно. Все берем, даже деньги! Коленкор-ситец, бумазею, сапоги, рукавицы, шапки — все!» [8]8

Еще одна — издателю Пятницкому: «Нужно иметь 1500 фунтов гостинцев 1000 штанов, 1000 рубах, 1000 сапог валяных!» [8]

Другая просьба — писателю Телешову: «Прошу, молю, кричу — помогите оборванным, голодным детям — жителям трущоб!» и «Николай Дмитриевич — спасайте! Ибо — погибаю! Успех прошлогодней моей елки, устроенной на 500 ребятишек из трущоб, увлек меня — и в сем году я затеял елку на 1000! Увы — широко шагнул! Отступать же — поздно! Прошу, молю, кричу — помогите оборванным, голодным детям — жителям трущоб! Николай Дмитриевич, пожалуйста, собирайте все, что дадут: два аршина ситцу и пятачок, поларшина бумазеи и старые сапоги, фунт конфект и шапку — всё берем! Всё!» [8]9
После этих призывов, просьб и обращений в дом Лемке на Канатной улице (ныне улица Короленко), где снимали квартиру Пешковы, стали приходить денежные перевод и посылки. А еще приходили люди и приносили деньги, поношенные детские вещи, игрушки.

Телешов и Станиславский откликнулись на просьбу Горького и организовали в Москве сбор средств. От купца Саввы Морозова поступило большое количество ситцев. В Нижнем сборщики пошли по купеческим домам. К некоторым купцам стучался сам Алексей Максимович — и всегда с успехом. Горькому не отказывали.
Опять на квартиру Пешковых стали поступать пожертвования: продукты, ящики с конфетами. Снова дом полон людей,— шили, кроили, упаковывали. На полу вороха полушубков, валенок, шапок.
Чтобы на елку попали все бедные дети Нижнего, студенты и учащиеся разбили город на участки и обходили квартиры, углы, лачуги. Они наводили справки о заработке родителей, спрашивали, какие вещи больше всего нужны детям. Переписчиков поначалу встречали недоверчиво, боялись подвоха. Но когда узнавали, что пришли они от Максима Горького, сомнения мгновенно исчезали. Имя Горького хорошо знала нижегородская беднота. «Иные, правда, спрашивали:
— Говорят, это какой-то Горький делает для бедных людей? Миллионщик, слышь?» [2]10
Алексей Максимович тоже ходил по квартирам. Он и Скиталец взяли себе самый тяжелый участок — Миллионку.
С утра до позднего вечера ходили по улицам, спускались в подвалы и трущобы. Низкие и темные помещения с заплесневевшими, сырыми стенами напоминали звериные берлоги. Мебели не было никакой, на земляном полу куча соломы и грязные лохмотья. Увидев чужих, испуганные полуголые дети как тараканы расползались по углам. Им вручали билет на елку и на подарки. Некоторые матери от радости плакали, другие пытались целовать руки благодетелям, третьи стояли молча, точно окаменев, не мигая глядя на голодных детей, на билеты, зажатые в их кулаках, на неожиданных посетителей.

Сам Максим Горький не жалел денег. Он считал себя обеспеченным человеком, ведь его книги стали приносить солидные гонорары. Правда, и траты на жизнь были приличными: на семью, на квартиру, на покупку книг, на приемы разных посетителей и на разные общественные нужды. Так что от больших гонораров почти ничего не оставалось

«Алексей Максимович выворачивал карманы и отдавал беднякам все, что у него было с собой. А в следующем подвале забирал все, что находилось у Скитальца... Сколько раз, выбегая из страшной берлоги, где как звереныши жили дети, Алексей Максимович не мог удержаться и судорожно рыдал.
Беспризорных переписывали прямо на улицах. Стоило появиться обходчику, как к нему из-под всех заборов и подворотен стайками слетались оборванные ребятишки. На вопрос студента-обходчика, куда принести билет, ребята бойко отвечали:
— Да ты уж только на нашу улицу приходи, мы тебя сами найдем! Когда у ребят спрашивали, где они живут, многие из них молчали — не было у них дома! Голодные, полураздетые, даже в самые лютые морозы они часами дежурили на улицах — только бы не пропустить обходчика и получить билет на долгожданную елку!»
Билеты полагались детям от шести до двенадцати лет, но иногда, жалея, обходчики записывали и детей постарше. Как могли они поступить иначе, когда оборванный и голодный мальчуган тринадцати-четырнадцати лет со слезами на глазах уверял, что ему всего только одиннадцать! Вот и записывали его как одиннадцатилетнего...
Там, где нищета была вопиющей, валенки и теплые вещи вручали тут же, не дожидаясь праздника.» [2]11
Настал долгожданный день 4 января 1901 года. На этот раз елку устроили в Кремле, в здании военного манежа.

Из дома на Канатной в Манеж спешили сани, груженные тюками с одеждой и обувью, мешками, ящиками с подарками и школьными принадлежностями.

Ребят разбили на сорок восемь отрядов — по районам,— так они и пришли под водительством своих обходчиков, тысяча двести человек.
«Стройным маршем, под звуки военного оркестра, шел отряд вокруг елки со своим знаменем — флажком. Огромная, зеленая, уходя под самый потолок, елка блестела сотнями разноцветных лампочек.
Дети с Миллионки шли под красным флагом. Во главе отряда — Алексей Максимович. Эти ребята с чувством превосходства поглядывали на других,— их привел сам Горький!
А между тем именно этот отряд поначалу вызывал у Алексея Максимовича большие опасения. А вдруг беспризорные ребятишки затеют драку, станут обижать слабых «чистых» детей? Или воришки-профессионалы начнут отнимать у соседей подарки? Но все обошлось благополучно.»
Подойдя к Манежу, Горький увидел огромную толпу ребят перед зданием манежа. Они пришли, хотя до начала елки было еще не менее часа. Они ждали, боясь пропустить момент, когда откроют широкие двери, и зябли на морозе и студеном ветру. Пришлось пускать их раньше срока. Ребятишки моментально заполнили все помещение, проникли во все уголки. Но вели себя степенно, молчаливо, боялись, чтобы не прогнали. Особенно привлекали их столы, расставленные вдоль стен, где в плетеных корзинах лежали горы калачей и стояли стаканы для чая.» [2]12

«Ровно в шесть часов елка вспыхнула разноцветными лампочками. Заиграл оркестр. Веселье началось… Пели песни, водили хороводы. Горький ходил вместе с ребятами вокруг елки. За ним неотступно ходили мальчишки и девчонки с Нижнего базара, которых он сам записывал на елку, и то и дело теребили его вопросами:

-Дяденька Алексей, а гостинцев всем дадут?

— А калачей-то на всех хватит?

Алексей Максимович смеялся, успокаивал, говорил, что калачей обнесут даже тех, кто не попал на елку и остался у дверей. Сам он зорко наблюдал, чтобы всем было весело, чтоб никто не был обижен, чтобы всем детям достались подарки.

Из-за плеч мальчишек, разбиравших гостинцы, писатель увидел маленькую девочку в сером застиранном платке и с огромными черными глазами.

— Ты кто же такая? – спросил Горький.

— Лизонька Соловьева, — сказала охотно девочка.

— А с какой ты улицы?

— Со Студеной.

— Это ты живешь вдвоем с сестрой?

Девочка кивнула головой.

Несколькими днями ранее Алексею Максимовичу рассказывали, что на улице Студеной в низком угарном мезонине деревянного дома, переписчики обнаружили девочек, которые жили совсем одни. Старшей было лет 14, второй не более 6. Их спросили о родителях. Старшая, потупившись, промолчала. А младшая объяснила, что мама умерла от чахотки: «Мы теперь с Ниной вдвоем живем. Она чулки вяжет. Только никак не наработает много денег. У нас все время есть нечего…»

Переписчики спросили старшую девочку, не устроить ли младшую сестренку в приют. Но та сказала, что сама вырастит сестру: «Я маме обещала».

Когда девочкам сказали, что принесли билеты на елку и на гостинцы, старшая снова запротестовала: « Мы не нищие. Я сама куплю ей гостинец к празднику». Билеты сестрам Соловьевым все-таки оставили. И Нина все-таки привела младшую сестренку на елку.

Алексей Максимович подвел Лизоньку Соловьеву к столу, дал сладкого чаю и мягкий калач. Она повеселела, выпила чаю, а потом вместе с другими ребятами прыгала вокруг елки, крепко прижимая к себе мешочек с гостинцами .[7]13

А вот когда стали раздавать подарки, без слез не обошлось. Многие ребята, получив в подарок валенки, стали тут же надевать их. Но жесткие новые валенки не налезали на обмороженные, распухшие ребячьи ноги. Особенно огорчались «переростки», незаконно попавшие на елку. Бедные ребята так надеялись, что уйдут отсюда обутыми, и вдруг... Не меньше ребят был расстроен и Алексей Максимович. Чуть не плача, он успокаивал их, подбирал, менял им валенки.
Кроме валенок, каждый ребенок получил кусок материи на костюм или на платье, мешок со сластями, игрушки, карандаши, ручки, тетради. Гостей напоили сладким чаем с калачами.
Алексей Максимович весь вечер не отходил от своего отряда. Разговаривал, шутил, смеялся, пел вместе с ребятами, маршировал под музыку.
Странный это был праздник. Возбужденные детские голоса, счастливые возгласы, смех,— а лица бледные, изможденные, одежда рваная, залатанная, изношенная обувь, из которой торчат голые обмороженные пальцы. Головы кудрявые, вихрастые, не знавшие ни гребенки, ни ножниц. А глаза светятся радостью...
Алексей Максимович то и дело хватал какого-нибудь малыша на руки, поднимал его, показывал елку, что-то объяснял, гладил по голове. По лицу его не переставая текли крупные слезы. О чем вспоминал он в эти минуты? Может, вставало в памяти собственное детство, безрадостное и тяжелое?..»[2] 14
«Горьковские елки» вошли в традицию у нижегородцев, в кремлевском манеже они проходили с 1901 по 1904 год. 

В 1903 году организуется самая большая по количеству детей «горьковская» ёлка : подарки получили 2000 ребятишек бедняков. На этот раз во главе комитета была жена М.Горького, Е. П. Пешкова. Началась ёлка в 4 часа дня песнями, музыкой, маленьким маскарадом. Всех гостей напоили морсом и чаем и с 5 часов начали раздавать подарки ( яблоки, чай, калач, сыр, колбаса, орехи, конфеты, учебные принадлежности, ситец, рубашки, штаны или платье).

К последней, пятой «горьковской» ёлке 1904 года стали готовиться с середины декабря 1903 года: начали сбор пожертвований через «Нижегородский листок», несколько раз собирали совещание организаторов , печатали в «Нижегородском листке» фамилии тех ,кто жертвовал на елку.

После елки ее устроители сфотографировались вместе с М.Горьким – эта фотография является как бы итоговой в организации «горьковских» елок для бедняцких детей.

«Горьковские ёлки» отличались от всех других детских ёлок, устраиваемых в городе гимназиями, пароходством, различными обществами: они были самыми большими благотворительными мероприятиями в Нижнем Новгороде и способствовали сбору средств для серьезной материальной помощи беднейшим детям.

Дети, побывавшие на «Горьковских елках», всю жизнь помнили это. Потом, в советские годы, Алексей Максимович встречал людей, которые говорили ему: «А я ведь у вас на елке был». — «Когда? Где?» — «В Нижнем! В манеже! В девятьсот первом!.. в девятьсот втором!.. в девятьсот третьем!» [2]15

Традиция проведения в Нижегородском кремле детских новогодних елок возобновилась с 1970 г, с момента открытия Кремлевского концертного зала и переезда Нижегородской филармонии в более просторное помещение, находящееся в нескольких десятках метров от исторического военного манежа. Ежегодно в Кремлевском концертном зале проходят новогодние представления для детей с участием  артистов нижегородских театров, филармонии, цирка, хореографических коллективов. Каждый год кремлевские елки посещают до 30 тысяч детей.





Заключение

В этом году в преддверии знаменательной даты - 150 лет со дня рождения великого писателя-соотечественника, хотелось бы напомнить нижегородцам о доброй традиции Горьковских ёлок.

На пл. Горького силами волонтеров проводятся новогодние мероприятия. Именно на этой площади пройдут новогодние и рождественские народные гуляния в память о нашем великом земляке. А Государственный музей А.М.Горького приглашает детей и родителей на уникальные «Горьковские елки» с новогодним театрализованным представлением. Новогодний праздник «Горьковские елки»– это дань памяти тем елкам, которые проводились по инициативе великого русского писателя Максима Горького в Нижнем Новгороде уже более 100 лет.

И сегодня, минуя столетие, в старинном купеческом особняке В.М. Бурмистровой, состоятся новогодние театрализованные представления для всей семьи. Но, к сожалению, в отличие от настоящих исторических «горьковских» елок нынешние елки не бесплатные, входной билет стоит от 1000 рублей.

Таким образом, заявляя о возрождении традиции «горьковских» елок, хотелось бы, чтобы традиция возродилась полностью.













Список литературы

  1. Алексеева Ольга «Одежда от жены писателя и Новый год без отрыва от производства: как проходили новогодние елки в Нижнем Новгороде и Горьком» // Комсомольская правда. 31.12.16г.

  2. Блохина В., Л. Либединская. «Горький в родном городе» -Изд-во «Детская литература», М., 1972 г

  3. Елка / М. Горький // Нижегородский листок. — 1900. — 7 нояб.

  4. Медвидь М. Быть дарителем. – Столица Нижний.- 2017.- №4.

  5. Нечто о елке / М. Горький // Горьковская коммуна. — 1937. — 1 янв.

  6. Нижний Новгород: 785 вопросов и ответов. – 2 изд., перераб. – Н.Новгород: Кварц, 2007

  7. Сергеева М. Горьковские новогодние елки для нижегородских детей. – День города. – 2015. – 14-20 января ( №1 )

  8. Фарбер Л. М. . А. М. Горький в Нижнем Новгороде. Очерк жизни и творчества, 1989- 1904 .- Горький Волго-Вят. кн. изд-во 1984











Приложение 1

А.М. Горький, К.П. Пятницкий, С.Г. Скиталец Петров (Н.Новгород, 1900 – 1901)























Приложение 2

Статья М. Горького в «Нижегородском листке».









Приложение 3

Первая «горьковская» ёлка.

На первый новогодний праздник в зале городской управы 16 января 1900 года собрались 500 ребят из нуждающихся семей

















Приложение 4

Вторая ёлка.

Вторая «Горьковская» ёлка состоялась 4 января 1901 года в здании Военного манежа в кремле

















Приложение 5

М. Горький Нечто о ёлке.

Статья М. Горького в «Нижегородском листке».



Приложение 6

Последняя «горьковская» ёлка

Горьковская елка 1904г.

















Приложение 7

Послереволюционные елки. 1929г.

После революции елки внезапно оказались под запретом. Фото: предоставлено Русским музеем фотографии

По материалам газеты «Комсомольская правда»

ОЛЬГА АЛЕКСЕЕВА@noir___lis











Приложение 8

Елки советского периода

Елка Нижполиграфа

В большом зале нынешнего Нижполиграфа устанавливали большую елку, каждый ребенок обязательно получал в подарок. Фото: предоставлено Русским музеем фотографии









Приложение 9

Макет афиши.

Афиша «горьковских» елок в Литературном музее

им. М. Горького

Приложение 9

Современная елка

Кремлевская елка в Нижегородской филармонии имени

М. Л. Ростроповича

По материалам газеты «Столица Нижний»





1 Благотворительная деятельность М. Горького //Фарбер Л. М. . А. М. Горький в Нижнем Новгороде .Очерк жизни и творчества, 1989- 1904 .- Горький Волго-Вят. кн. изд-во 1984 -с.142-143



2 Ольга Алексеева –«Одежда от жены писателя и Новый год без отрыва от производства: как проходили новогодние елки в Нижнем Новгороде и Горьком» // Комсомольская правда. 31.12.16г.

3 Ольга Алексеева «Одежда от жены писателя и Новый год без отрыва от производства: как проходили новогодние елки в Нижнем Новгороде и Горьком» // Комсомольская правда. 31.12.16г.

4 Елка / М. Горький // Нижегородский листок. — 1900. — 7 нояб.

5 Нечто о елке / М. Горький // Горьковская коммуна. — 1937. — 1 янв.

6 Нечто о елке / М. Горький // Горьковская коммуна. — 1937. — 1 янв.

7 Елка / М. Горький // Нижегородский листок. — 1900. — 7 нояб.

8 Фарбер Л. М. . А. М. Горький в Нижнем Новгороде .Очерк жизни и творчества, 1989- 1904 .- Горький Волго-Вят. кн. изд-во 1984. С.144

9 Фарбер Л. М. . А. М. Горький в Нижнем Новгороде .Очерк жизни и творчества, 1989- 1904 .- Горький Волго-Вят. кн. изд-во 1984.с.144



10 Блохина В. , Л. Либединская. «Горький в родном городе» -Изд-во «Детская литература», М., 1972 г.с. 175



11 Блохина В. ,Либединская Л. «Горький в родном городе» -Изд-во «Детская литература», М., 1972 г.с.177



12 Блохина В. , Л. Либединская. «Горький в родном городе» -Изд-во «Детская литература», М., 1972 г.с. 178



13 Сергеева М. Горьковские новогодние елки для нижегородских детей. //День города. – 2015. – 14-20 января ( №1 )



14 Блохина В. , Л. Либединская. «Горький в родном городе» -Изд-во «Детская литература», М., 1972 г. с.180



15 Блохина В. , Л. Либединская. «Горький в родном городе» -Изд-во «Детская литература», М., 1972 г.с. 181



35




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!