СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по литературе для конкурса школьных проектов по теме "Народные песни, пословицы и поговорки в романе А.С. Пушкина "Дубровский"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном проекте исследуется тема фольклорных традиций в романе А.С.Пушкина "Дубровский". Проект имеет чёткую структуру: актуальность темы, цель, задачи, методы исследования, основная часть, заключение, список используемой литературы

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по литературе для конкурса школьных проектов по теме "Народные песни, пословицы и поговорки в романе А.С. Пушкина "Дубровский"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Дашковская средняя общеобразовательная школа»











Конкурс школьных проектов -2017
Проект по теме « Народные песни, пословицы и поговорки в романе А.С.Пушкина «Дубровский».










выполнила ученица 6г класса
Ускова Анастасия
научный руководитель: учитель русского языка

и литературы
Семичастнова Т.А.











2017 год


Оглавление


1. Введение:


1.1. Актуальность темы;


1.2. Цель работы;


1.3. Задачи исследования;


1.4. Практическая значимость работы;


1.5. Методы исследования.


2. Анализ и обзор информации по исследуемому вопросу:


2.1. Общие сведения о народных песнях;


2.2.Общие сведения о пословицах;


2.3. Общие сведения о поговорках;


2.4. Использование малых жанров фольклора в творчестве А.С.Пушкина.


3.Основная часть


3.1. Народные песни, пословицы и поговорки в романе А.С.Пушкина «Дубровский»


4. Заключение


5. Список использованной литературы







 










Употребление малых жанров фольклора в речи делает её сильной, яркой, меткой, убедительной. При помощи пословиц и поговорок можно сказать коротко о многом, поскольку они определяют не только предмет, но и его признак, не только действие, но и его обстоятельства. Использование в речи малых жанров фольклора способствует развитию чувства языка, расширяет знание о языке, обогащает речь, делает её образной и экспрессивной. Наличие большого количества лексических единиц из устного народного творчества в языке показывает его богатство, и нельзя изучить язык, не изучив его фольклорных истоков. Очень часто за такими словами и оборотами лежит целый мир, историческая эпоха – факты ушедшего быта, представлений и верований наших предков, реальные события далекого прошлого.

Актуальность.

Я выбрала именно эту тему потому, что изучение малых жанров фольклора - это неотъемлемая часть в изучении языка в целом. Нельзя знать язык, не зная народных песен, пословиц и поговорок. Обращение к теме «Народные песни, пословицы и поговорки в романе А.С.Пушкина «Дубровский» расширит знания о языке, обогатит речь, поможет понять и осмыслить литературное произведение.

Цель научно-исследовательской работы - выявление народных песен, пословиц и поговорок в романе А.С. Пушкина «Дубровский» и определение их роли.

Задачи:

  • ознакомиться с научной литературой по теме;

  • выявить, каковы характерные признаки народных песен, пословиц, поговорок;

  • выявить состав малых жанров фольклора в тексте и определить обстоятельства, при которых они употреблены;

  • выяснить значение устаревших слов в лингвистических словарях;

  • сделать выводы, какова их роль как стилистического средства.

Практическая значимость заключается в том, что с результатами исследований можно ознакомить одноклассников, выступить на научно – практической конференции, пропагандируя необходимость изучения такого интересного раздела науки о литературе, как устное народное творчество, и использовать полученные знания на уроках русского языка и литературы.

Объектом исследования явились выделенные в тексте фольклорные единицы.

Методы исследования:

  1. метод сплошной выборки;

  2. метод контекстуального анализа.

2. Анализ и обзор информации по исследуемому вопросу.

Народные песни, пословицы и поговорки воспитывают в человеке патриотизм, высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре. В пословицах осуждаются лень, глупость, хвастовство, пьянство, обжорства, восхваляются ум, трудолюбие, скромность, трезвость, воздержание и другие качества человека. Пословицы и поговорки – древнейшие жанры устного народного творчества. Они известны всем народам мира, в том числе жившим давным-давно, до нашей эры, древним египтянам, грекам, римлянам. Пословицы и поговорки отличаются друг от друга. Пословицы – это поэтические, широко употребляющиеся в речи, устойчивые, краткие, часто образные, многозначные, имеющие переносное значение изречения, оформленные синтаксически как предложения, нередко организованные ритмически, обобщающие социально-исторический опыт народа и носящие поучительный дидактический характер.  Поговорки – это поэтические, широко употребляющиеся в речи, устойчивые, краткие, часто образные, иногда многозначные, имеющие переносное значение выражения, как правило оформляющиеся в речи как часть предложение, иногда бывающие ритмически организованными, не обладающие свойствами поучать и обобщать социально-исторический опыт народа. Поговорка-«цветочек», пословица-«ягода»,- говорит сам народ. Поговорка - цветочек более всего нужна для выражения эмоций, негодования, ненависти, презрения, восхищения… Нам не нравится кто-то, а о худом мы говорим: «Тощ как хвощ». Мы ненавидим двуличных людей и говорим о ком-либо из них: «Личиком беленок, а душою чернешек». О живущем сытно, богато, счастливо говорят: «Как сыр в масле катается». В пословице высказывается мысль, суждение. В пословице всегда бывает подлежащее и сказуемое. Например: «Добро что клад ищут, а худо-под рукой», «Счастье-вольная пташка, где захотело, там и село».
Новые пословицы могли создаваться на основе старых. 
Пословицы и поговорки – это вечные жанры устного народного творчества. Конечно, в XXI веке они выдержат проверку временем, но необходимость языкового творчества, способность к нему народа являются верной гарантией их бессмертия. Знание пословиц и поговорок обогащает словарный запас, помогает усвоить образный строй языка, развивает память, приобщает к народной мудрости.  
Содержание одной лишь пословицы и поговорки нередко можно приравнять к рассказу о каком-нибудь большом событии. Пословицы и поговорки высоко ценили и часто использовали в своих произведениях и такие известные русские писатели, как А. Н. Радищев, А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. М.Горький.
Виднейший энциклопедист В. Даль, неутомимо собиравший пословицы и поговорки русского народа, писал об их сюжете: "Сборник пословиц - свод народной опытной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач и рыдания, радости и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый"! 
Основным источником формирование пословиц и поговорок являлась сама жизнь, которая представляла богатый материал для них. Подобные пословицы и поговорки более всего связаны с самыми разнообразными сторонами жизни. 
Пословицы и поговорки - это языковые явления. Все образные системы, которые использованы для создания пословиц и поговорок, у различных народов разные. Это зависит прежде всего от жизненного пути, истории, экономики, географических особенностей, присущих этому народу. Мой проект посвящен фольклорным традициям в романе А.С.Пушкина «Дубровский».

Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, - говорившиеся нараспев, под звон струн, - о славных подвигах богатырей, защитников земли народа – героические, волшебные, бытовые и пресмешные сказки.

Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи.

3.Основная часть

Тяготение Пушкина к большим повествовательным формам привело его к мысли создать прозаический роман о современности. Основываясь на исторических фактах, Н.Л.Степанов в своей книге «Проза Пушкина» пишет: «Дубровского нельзя считать историческим романом. В нём рисуются события и характеры, отнюдь не отодвинутые в глубь времен, а относящиеся к современности». Между тем Н.Н.Петрунина в своей монографии более осторожно считает, что действие романа можно отнести «и к концу 18 века, и к пушкинской современности».

Действие романа происходит водной из приволжских губерний. Это не случайно. Для Пушкина Волга всегда ассоциировалась с памятью о крестьянских войнах и восстаниях. Характерно, что дважды процитированную разбойничью (удалую, по фольклорной терминологии) песню «Не шуми, мати зелёная дубровушка» Пушкин называет «бурлацкой».

В одном номере «Литературной газеты» (старом, газета вышла 5 июня 1985 года, как раз ко дню рождения А. С. Пушкина) я прочитала статью владимирского поэта и писателя В. А. Солоухина «Любезен народу». Мне запомнились строчки, посвященные повести, которую мы как раз изучали на уроках литературы. «Дубровский» понравился мне, заставил задуматься о неожиданных поворотах в судьбе главных героев. А слова Владимира Солоухина ещё больше подогрели мой интерес к роману, потому что писатель точно и чётко сформулировал то, о чём думала и я: «… Прозу Пушкина я лично люблю нисколько не меньше его стихов. «Дубровский», «Капитанская дочка», «Повести Белкина», «Путешествие в Арзрум»… Наслаждаешься самим процессом чтения, ибо все давно уже знаешь едва ли не наизусть. Но что приводит в истинный восторг, так это лаконизм пушкинской прозы. Так и видно, что писатель заботится не о количестве страниц, а только о выразительности. Так и видно, что писателю платили, тогда не за объём  рукописи, а за произведение как таковое. «Дубровский»… Страшно подумать: сто страничек в книге малого формата. «Капитанская дочка» - 68 страниц. А сколько там всего! Какая насыщенность сообщениями, чувствами, психологией, характерами… Я думаю, у среднего (считающегося хорошим) современного писателя «Дубровский», и «Капитанская дочка» превратились бы в пухлые, тяжёлые «кирпичи» по пятьсот – шестьсот страниц каждая книга.»

А ведь и я думала о том, как мало и в то же время как много А. С. Пушкин рассказал о каждом из героев. Между пушкинских строк передо мною вырисовывалась вся их жизнь. Моя фантазия работала, и я представляла себя героиней этого романа. Конечно же, меня привлекли женские образы. Очень понравилась Маша Троекурова, смелая романтическая девушка. Но клятва верности, данная под венцом, - это дело чести, а честь для Пушкина и его героев превыше всего. Со свойственной ему проницательностью В.Г.Белинский в своём кратком отзыве о романе выделил именно русские национальные черты в характере Марьи Кириловны: «Но всего лучше – характер героини, по приемуществу русской женщины». Ещё один женский образ поразил меня и покорил. Это Орина Егоровна Бузырёва, няня Владимира Дубровского. Так и хочется назвать её Ариной Родионовной Яковлевой. Няня поэта А. С. Пушкина наверняка послужила прообразом героини романа. Даже имена совпадают. «…Вечером слушаю сказки моей няни, - писал А. С. Пушкин одесскому знакомому Д. М. Шварцу около 9 декабря 1824 года, - оригинала няни Татьяны… она единственная моя подруга – с нею только мне не скучно».

Подруга дней моих суровых

Голубка дряхлая моя, -

с такой любовью обращался поэт к своей няне, ей посвятил о самые тёплые и ласковые стихи,  её запечатлел навеки в своих бессмертных сочинениях:

Но я плоды моих мечтаний

И гармонических затей

Читаю только старой няне,

Подруге юности моей…

Я думаю о том, что если бы все люди научились ценить и уважать своих старых бабушек, так, как это делал А. С. Пушкин, то не разрушались бы семьи, потому что бабушки – хранительницы семейного очага.   Такой хранительницей семьи Дубровских была их няня Орина Егоровна. Впервые мы встречаемся с ней в третьей главе романа, когда камердинер Владимира Дубровского Гриша подает ему письмо из родного дома. Любовью, заботой, теплом дышит каждое слово это письмо. Егоровна печалится о здоровье барина Андрея Гавриловича, беспокоится о судьбе молодого барина и его имения, посылает материнское благословение своему сыну Грише, который теперь вместо неё служит её воспитаннику Владимиру Дубровскому. Простые слова Егоровны, «доброй старухи» (не раз повторит Пушкин), тронули Владимира, он «несколько раз сряду перечитал сии довольно бестолковые строки с необыкновенным волнением», а через три дня был уже в пути и скоро взбежал на крыльцо родного дома, где первой его встретила Егоровна: «Здорово, здорово, няня, - повторял он, прижимая к сердцу добрую старуху…» Ведь до восьми лет воспитывала она его, сироту, рано потерявшего мать, а теперь ухаживала и за его отцом, который сделался «как дитя глупое». Смерть старого господина нянька восприняла как личное горе, скупо и скорбно пишет А. С. Пушкин об этом обряде, а мы представляем себе горестную картину: «Егоровна взвыла, слуги окружили труп, оставленный на попечение, вымыли его, одели в мундир, сшитый ещё в 1797 году, и положили на тот самый стол, за которым столько лет они служили своему господину».     И молодой господин полностью доверяет Егоровне: «Егоровна от имени  его пригласила попа и весь причет церковный на похоронный обед, объявив, что молодой барин не намерен на оном присутствовать, и таким образом отец Антон, попадья Федоровна и дьячок пешком отправились на барский двор, рассуждая с Егоровной о добродетелях покойника и о том, что, по-видимому, ожидало его наследника». И здесь следует интересный разговор между Егоровной, священником, попадьей и дьячком. Егоровна, «верная рыба», высказывает смелые мысли, ничуть не боясь, и не слушаясь, перед теми с кем она говорит. Даже дьячок испугался её крамольного высказывания. А Егоровна не боится ни кого, она возмущается, негодует (три восклицательных знака указывают на это): «А кому же, как не ему и быть у нас господином, - прервала Егоровна. – Напрасно Кирила Петрович и горячится. Не на робкого напал: мой соколик и сам за себя постоит, да и, Бог даст, благодетели его не оставят. Больно спесив Кирила Петрович! а, небось, поджал хвост, когда Гришка мой закричал ему: вон, старый пес! долой со двора!» Старая нянька не просто стоит за своего хозяина – она выступает за правду и справедливость, ни сколько не боясь могущественного Троекурова. В страшную ночь перед пожаром Владимир Дубровский в первую очередь беспокоится о том, где Егоровна. Узнав от Гриши, что она «в барском доме, в своей светелке», Владимир приказывает вывести её и всех людей, кроме приказных, из дома. Только один раз упрекнет Егоровна своего господина, когда тот станет поджигать дом: «Ахти, - жалобно закричала Егоровна, - Владимир Андреевич, что ты делаешь?» Сердцем поймёт Егоровна, что месть – дело неправое. После пожара няня Егоровна и дворовые люди «пропали неизвестно куда», как считали многие. Но читатели догадались, о том, что верная няня, конечно же, рядом с Дубровским. Наши догадки подтвердились в последней, девятнадцатой главе романа, где описан лагерь разбойников. Егоровна появляется на фоне грустной, старой песни караульщика:

Не шуми, мати зеленая дубравушка,

Не мешай мне молодцу думу думати.

В это время дверь одного из шалашей отварилась, и старушка в белом чепце, опрятно и чопорно одетая, показалась у порога. «Полно тебе, Степка, - сказала она сердито, - барин почивает, а ты знай, горланишь; нет у вас ни совести, ни жалости». – «Виноват, Егоровна, - отвечал Стёпка, - ладно, больше не буду, пусть он себе наш батюшка, почивает да выздоравливает».

Егоровна хранит покой своего воспитанника, делит с ним его нелегкую судьбу, поддерживает в трудную минуту и, наверное, создает для него, бездомного, иллюзию дома.

Читатель не знает, что стало с ней, верной и преданной нянькой, ведь роман не окончен.

В романе «Дубровский» впервые поставлена проблема дворянина, объединившегося с крестьянством в борьбе за свои права и честь, за своё человеческое достоинство. Образ благородного героя-разбойника вызывает множество литературных и фольклорных ассоциаций и реминисценций. Хотя в романе приведены только первые две строки, по определению Пушкина, «меланхолической старой песни», читателям-современникам Пушкина, хорошо знакомым с этой широкоизвестной песней по сборникам М.Чулкова «Собрание разных песен»(1770) и Н.Новикова «Новое и полное собрание российских песен»(1780), нетрудно было восстановить в памяти весь её текст.

Фольклорные ассоциации, безусловно, вызывали и такие народно-поэтические эпитеты, как «соколик мой ясный», «царь-батюшка» в письме к Владимиру Дубровскому няньки Егоровны, «взять его мёртвого или живого» - в правительственном указе, сравнения «гол, как сокол» , «малый не промах», пословица «каков поп, таков и приход»-в репликах Троекурова, тесно связанная с «разбойничьей» тематикой лексика: шайка, бунтовать и разбойничать, атаман, дремучий лес, ножи, воровская роща.

Говоря о фольклорных началах романа «Дубровский», нельзя не отметить и то значение, которое придаётся в этом произведении народным приметам. Когда Владимир Дубровский возвращался к себе домой после похорон отца, «навстречу…попался поп со своим причетом. Мысль о несчастливом предзнаменовании пришла ему в голову. Он невольно пошёл стороною и скрылся за деревом». В сборнике пословиц В.Даля (в разделе «Суеверия-приметы»): «Поп, да девка, да порожние вёдра-дурная встреча»; «Пустые вёдра, поп ,монах, лиса, заяц, белка - к худу».

Большое место в этом романе, как и во многих других прозаических произведениях Пушкина, занимают народные пословицы и поговорки. Чаще всего они являются средством речевой характеристики крестьян, нередко придают особую красочность и выразительность отдельным репликам «старинного русского барина» Кирилы Петровича Троекурова и других провинциальных помещиков.

Так, в каждой из четырёх реплик старого кучера Антона, везущего Владимира Дубровского «просёлочными дорогами» в Кистенёвку, обязательно звучит пословица или поговорка: «Не наше холопье дело разбирать барские воли, а ей-Богу, напрасно батюшка ваш пошёл на Кирила Петровича, плетью обуха не перешибёшь».

В следующей реплике уже не одна, а сразу три пословицы незаметно вкраплены в образную речь старого кучера в фольклорно-просторечном контексте. Это пословицы: «Не печаль, кума, не мути гостей», «Все мы Божии да государевы», «На чужой рот пуговицы не нашьёшь». Чтобы выразительно и точно передать произвол, деспотизм Троекурова, его жестокое обращение с крестьянами, в реплике старого кучера Антона обыгрывается известный народный фразеологизм «содрать шкуру»: «Во владение Кирилу Петровичу! Господь упаси и избави – у него часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них только шкуру, да и мясо-то отдерёт».

Характерно, что это же выражение встречается в речи самого Троекурова:

- Добро,- сказал Кирила Петрович, - запереть его куда-нибудь, да смотреть, чтоб он не убежал- или со всего дома шкуру спущу».

«Нет ни стыда, ни совести» в ком. Прост. Предосуд. Кто-либо бессовестен, бесчестен, непорядочен, бесстыж.

«Полно тебе, Стёпка, барин почивает, а ты знай горланишь; нет у вас ни совести, ни жалости». (Егоровна)

«Свинья свиньёй.» Прост. Экспресс. По модели дурак дураком. Прост. Пренебр.

-… Знаем мы вас; куда тебе деньги тратить, дома живёшь свинья свиньёй, никого не принимаешь, своих мужиков обдираешь, знай копишь, да и только. (Троекуров)

«Обдирать как липку» кого. Разг. Экспресс. Отбирать всё дочиста. Грабить кого-либо.

-… Знаем мы вас; куда тебе деньги тратить, дома живёшь свинья свиньёй, никого не принимаешь, своих мужиков обдираешь, знай копишь, да и только. (Троекуров)

«Облегчать сердце.» Устар. Избавиться от тяжёлого нравственного состояния.

Облегчив душу сим благим намерением, Кирила Петрович пустился рысью к усадьбе своего соседа – и въехал прямо на двор. (Повествователь)

А.С.Пушкин рисует непомерное высокомерие Троекурова, привыкшего «давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума».

  1. Заключение

Таким образом, народные песни, пословицы и поговорки во многом проясняют идейный смысл романа «Дубровский», характеры его персонажей, нравственно-этическую концепцию самого Пушкина.

В заключение следует отметить большое искусство Пушкина в подборе пословиц и поговорок, творческое их освоение и использование в романе, что свидетельствует о безупречном знании автором «Дубровского» традиций афористического фольклора. Пословицы и поговорки естественно, ненавязчиво вплетаются в речь персонажей и в контекст повествования, как правило, приводятся в точном соответствии с нормами фольклорной поэтики, своеобразием народного склада мышления.

5. Список использованной литературы

1. В.Даль «Пословицы русского народа». Сборник В.Даля.М.:1957

2. Д.К. Княжевич «Полное собрание русских пословиц и поговорок» Спб:1822

3. А.М. Новикова «Русские народные песни». М.:1957

4. А.С.Пушкин «Полное собрание сочинений»

5. Баранов М.Т.и др. Русский язык. Справочные материалы. Учебное пособие для учащихся. Под редакцией Н.М. Шанского. М, «Просвещение», 1993г.

6. Жуков В.П., Молотков А.И., Фёдоров А.И. Фразеологический словарь русского языка. Под ред. А.И. Молоткова. – 4-е изд. – М.: Рус. яз., 1986.

7. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка. Пособие для учащихся. Под редакцией Ф.П.Филина. М. просвещение, 1981

8.Сайты https://infourok.ru и https://multiurok.ru








7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!