СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по психологии. Тема: «Роль медиации в разрешении и предотвращении конфликтов в лицее»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа

Выполнил:

Михайлов Михаил Михайлович

ПТЛ № 1, 10 класс

Научный руководитель:

Серга Анастасия Андреевна

Педагог-психолог

 

Тема: «Роль медиации в разрешении и предотвращении конфликтов в лицее»

Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с разного рода конфликтами. Без конфликтов человеческая жизнь невозможна. Природа подросткового конфликта отличается от конфликта взрослых, потому что взрослый человек обладает опытом, умениями, самоконтролем и прочими качествами, обретенными в ходе жизни. Кроме того, данный конфликт всегда сопровождается большим психологическим напряжением, которое ребенку гораздо тяжелей вынести, чем взрослому.

В нашем лицее обучаются подростки из разных социальных групп, 60% - иногородние и проживающие в общежитии лицея, 48% обучающихся имеют статус дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Используя метод наблюдения, мы установили, что периодически возникают конфликты, проявления напряжения и агрессии. Если к этому добавить подростковый возраст и борьбу ребят за свой статус - то получается "гремучая смесь", разбираться с которой приходится администрации лицея. Где к нарушителям применяют административные меры наказания. 

Целью исследования является создание безопасной среды, благоприятной для развития в личности таких качеств, как активная жизненная позиция, умение принимать решения, отвечать за свои поступки.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что эффективному разрешению конфликтов в лицее может способствовать целенаправленно организованная работа.

В соответствии с целью, выдвинутой гипотезой определены задачи:

  • Провести анализ литературы по данной теме
  • Провести исследования среди обучающихся 1 курса
  • Определить средства, благоприятные для решения конфликтных ситуаций между обучающимися

Исследования проводилось с обучающимися «Профессионально технического лицея № 1» г. Благовещенска.

В октябре месяце 2013г. нами был проведен социологический опрос, где приняло участие 113 обучающихся на первом курсе.

По результатам анкетирования можно сделать вывод о том, что многие первокурсники испытывают затруднения в связи с неопределенностью в выборе будущей специальности. Рассматривая уровень мотивации, сделали вывод, что «По призванию, склонности к техническим дисциплинам» - поступило всего 35% из числа опрошенных, 45% поступили «По настоянию родителей, за компанию с другом или по совету окружающих людей» и у 20% ответов причинами подачи документов является: способ закончить 10-11класс или не сдали ЕГЭ. На вопрос «Какие трудности Вы сейчас испытываете?» 20% обучающихся испытывают затруднения, связанные с налаживанием отношений в новой среде. 5% обучающихся не смогли выстроить отношения в группе и общаются с сокурсниками лишь по необходимости.

В январе 2014 года под руководством психолога  была проведена диагностика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» автора Александра Николаевича Орёл. В  обследовании приняли участие 104 обучающихся первого курса. Автор методики выделил 7 шкал, мы рассмотрим некоторые из них.

Шкала склонности к преодолению норм и правил поведения показала, что у 35% проявляются склонности противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, то есть «делать, так как я хочу, а не так как требует общество», а у  5% испытуемых это наблюдается более выраженно.

Шкала склонности к агрессии и насилию показала, что 55% опрошенных склонны решать проблемы  посредством насилия, использовать унижение партнёра по общению как средство повышения авторитета.

Шкала волевого контроля эмоциональных реакций показала, что только у 5% обследуемых проявляется слабость волевого контроля эмоций. 95% же вполне могут контролировать свое поведение и эмоции.

Анализируя результаты диагностических обследований мы просмотрели личности первокурсников 2013-14 учебного года, возникла проблема, как правильно организовать процесс по разрешению конфликтов в лицее. Изучив литературу и интернет источники, мы предлагаем новую технологию взаимодействия внутри лицея. Урегулирование конфликтов с помощью вмешательства третьей стороны рассматривается сегодня как одна из форм конструктивного разрешения конфликтов.

Завершение конфликта с участием третьей стороны, не заинтересованной прямо в исходе конфликта - называется медиацией. Актуальность темы медиации в России подтверждает принятие в 2010 году Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

В течение полугода мы проводили исследовательскую работу по данной теме и пришли к выводу, что необходимо создание «Службы примирения». Задача «Службы», будет обучение желающих медиации. С этим предложением мы планируем выступать на «Совете лицея». Важно, что ведущими в службе примирения являются не только взрослые, но и мы обучающиеся в лицее, пройдя обучение, медиаторы смогут быстрее разрешать конфликты, так как подростки учатся слышать и понимать друг друга, а это не заменимый навык во взрослой жизни.

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!